Новости и аналитика Новости СГС "Аренда" ждут изменения: планируется уточнить ряд важных моментов

СГС "Аренда" ждут изменения: планируется уточнить ряд важных моментов

СГС "Аренда" ждут изменения: планируется уточнить ряд важных моментов

На протяжении почти двухлетней практики применения СГС "Аренда" возникали ситуации, прямо не оговоренные в его положениях, а оттого вызывающие массу вопросов о правильности учета переданных или полученных в пользование объектов (проект Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 258н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда"). К таким ситуациям относится, в частности, безвозмездное пользование имуществом, полученным от учредителя без оформления права оперативного управления. Минфин неоднократно разъяснял порядок учета операций в указанном случае, подчеркивая, в том числе и в своем недавнем письме, что СГС "Аренда" применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов. Передача собственником имущества в пользование учреждению осуществляется в рамках полномочий собственника и никак не связана с предоставлением имущества для целей получения дохода от его использования, поэтому Стандарт в таком случае не применяется. Данный вывод подтверждается и положениями иных нормативных актов. Об этом мы рассказывали еще в начале года.

Очевидно, в скором времени рассматриваемая ситуация наряду с другими войдет перечень случаев, не подпадающих под действие Стандарта. Согласно подготовленным дополнениям, СГС "Аренда" не будет применяться при отражении объектов бухгалтерского учета, возникающих при предоставлении в том числе:

  • имущества в безвозмездное пользование, как вклад собственника/ учредителя, которым по решению собственника/ учредителя пользуется учреждение при выполнении возложенных на него функций, без закрепления права оперативного управления;
  • имущества в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления/ получения, возникающей в соответствии с действующим законодательством. Какие это ситуации – смотрите здесь;
  • земельных участков для строительства;
  • прав пользования поверхностными водными объектами.

Еще ряд запланированных поправок в Стандарт обусловлен грядущими изменениями в Инструкции по ведению бухгалтерского учета в части отражения операций, связанных с досрочным прекращением договора аренды или безвозмездного пользования.

Напомним, действующими редакциями Инструкция NN 174н и Инструкция 183н установлено, что отражение операций по выбытию объекта учета операционной аренды в сумме остаточной стоимости права пользования активом и списанию арендодателем / ссудодателем суммы остатка предстоящих доходов, а ссудодателем – и расходов будущих периодов, производится путем сторнирования ранее произведенных начислений. Но проектами изменений в Инструкции предусмотрено, что вместо "Красного сторно" при отражении ряда операций будет применяться принцип обратной проводки. Подробнее об этом – здесь.

Аналогичные поправки Минфин России запланировал и для СГС "Аренда", предусмотрев, что при досрочном прекращением договора аренды/ безвозмездного пользования остаточная стоимость права пользования активом, остаток предстоящих доходов и остаток расходов по упущенной выгоде от предоставления права пользования активом не сторнируются, а уменьшаются дополнительной бухгалтерской записью.

Кроме того, в Стандарт предполагается внести норму, которая окончательно разрешит вопрос о том, какая из сторон договора должна определять справедливую стоимость арендных платежей, – это будет передающая сторона.

Именно по справедливой стоимости, определяемой арендодателем/ ссудодателем на дату классификации объектов учета аренды, должны быть отражены объекты учета по договору аренды или безвозмездного пользования. Это позволит обеспечить идентичность показателей у обеих сторон договора. Ведь, несмотря на то, что СГС "Аренда" не содержит требования о совпадении суммы справедливых арендных платежей у арендодателя и арендатора / ссудодателя и ссудополучателя, Минфин России неоднократно указывал на целесообразность указания одинаковых сумм. Это особенно актуально в случае, когда сторонами договора являются организации государственного сектора, поскольку позволяет обеспечить сопоставимость данных бухгалтерского учета и повысить эффективность расходов бюджета.

Документы по теме:

 Читайте также:

Минфин России напомнил, какие документы нужно представить для получения социального вычета на обучение

Минфин России напомнил, какие документы нужно представить для получения социального вычета на обучение

Так, например, если обучение проводилось у предпринимателя, нанимающего педработников, то нужно представить копию лицензии на осуществление такой деятельности.

Налоговая база для исчисления налогового вычета на обучение может быть увеличена

Налоговая база для исчисления налогового вычета на обучение может быть увеличена

Также предлагается увеличить и совокупную сумму социальных налоговых вычетов.

Расходы на обучение: как получить налоговый вычет

Расходы на обучение: как получить налоговый вычет

Вернуть часть затраченных средств можно и в том случае, если договор на оказание образовательных услуг оформлен на одного из родителей, а деньги в кассу учебного заведения вносил ребенок.

 

Налогоплательщик не сможет получить вычет на обучение ребенка, если у образовательного учреждения прекращено действие лицензии

Получить вычет на обучение ребенка нельзя, если у образовательного учреждения прекращено действие лицензии

Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности является обязательным условием для получения социального налогового вычета.