Новости и аналитика Новости ПФР разработал памятку по электронным трудовым книжкам

ПФР разработал памятку по электронным трудовым книжкам

ПФР разработал памятку по электронным трудовым книжкам
Khakimullin / Depositphotos.com

На официальном сайте фонда появился соответствующий материал. В нем разъясняются преимущества и особенности перехода на электронные трудовые книжки, включая новые обязанности работодателей в связи с таким переходом, а также приводятся ответы на актуальные вопросы по этой теме.

Так, подчеркивается, что электронная трудовая книжка будет существовать только в цифровом формате без физического носителя. Однако граждане смогут ознакомиться со сведениями, отраженными в ней, через личный кабинет на сайте ПФР или на портале госуслуг, либо через специальное приложение для смартфонов. При необходимости сведения из электронной трудовой книжки можно будет получить и в виде бумажной выписки – ее можно запросить у нынешнего или бывшего работодателя (по последнему месту работы), а также в управлении ПФР или в МФЦ. Причем такая услуга будет предоставляться экстерриториально (без привязки к месту жительства или работы человека).

В числе преимуществ электронной трудовой книжки ПРФ выделяет следующие:

  • удобный и быстрый доступ работников к информации о трудовой деятельности;
  • минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений о трудовой деятельности;
  • дополнительные возможности дистанционного трудоустройства;
  • снижение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек;
  • дистанционное оформление пенсий по данным лицевого счета без дополнительного документального подтверждения;
  • использование данных электронной трудовой книжки для получения государственных услуг;
  • новые возможности аналитической обработки данных о трудовой деятельности для работодателей и госорганов;
  • высокий уровень безопасности и сохранности данных.

Что касается перехода на электронные трудовые книжки, то он стартует с 2020 года. "Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и будет осуществляться только с согласия человека", – подчеркивается в материале. Исключение предусмотрено только для тех, кто впервые устроится на работу с 2021 года – у них все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки. Остальные граждане, желающие сохранить бумажную трудовую книжку, смогут в течение следующего года подать об этом заявление работодателю. Для последних наряду с электронной книжкой сведения о трудовой деятельности также будут вноситься и в бумажную версию документа. Все остальные россияне получат свои бумажные книжки на руки и сведения об их трудовой деятельности начиная с 2021 года будут формироваться только в цифровом формате.


Может ли неточная запись в трудовой книжке служить основанием для отказа во включении спорного периода работы в трудовой стаж? С правовыми позициями судов по данному вопросу ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Разъясняются также новые обязанности работодателя, связанные с переходом на электронные трудовые книжки. С 1 января 2020 года они должны будут ежемесячно представлять в ПФР сведения о трудовой деятельности, которые лягут в основу формирования электронных трудовых книжек. Также им следует письменно проинформировать работников о соответствующих изменениях в трудовом законодательстве и праве на сохранение бумажной трудовой. При этом с 1 января 2021 года в случаях приема на работу или увольнения сведения о трудовой деятельности должны будут представляться организацией-работодателем в ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем издания документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения.

Наконец, в материале приводятся ответы на актуальные вопросы, связанные с электронными трудовыми книжками. Речь идет о возможности сохранения бумажной книжки, о порядке предоставления работодателем сведений в ПФР, защите баз данных ПФР, способах получения сведений из электронной книжки. Часть вопросов касается содержания электронной трудовой книжки (по составу данных она практически идентична бумажной), способа предъявления электронной трудовой при устройстве на работу (информация представляется работодателю либо в распечатанном виде, либо в электронной форме с цифровой подписью), фиксации информации о трудовой деятельности при увольнении (в данном случае работодатель будет обязан выдать сведения о трудовой деятельности либо на бумаге, либо в электронном виде, а при сохранении бумажной трудовой книжки – зафиксировать данные в ней).

Ожидается, что цифровая трудовая книжка обеспечит постоянный и удобный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности, а работодателям откроет новые возможности кадрового учета.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Читайте также:

5 главных рисков ускоренного перехода на электронные трудовые книжки

5 главных рисков ускоренного перехода на электронные трудовые книжки

С 2021 года планируется внедрение электронного учета сведений о трудовой деятельности работников. Соответствующий пакет правительственных законопроектов внесен в Госдуму на этой неделе. Так, для лиц, впервые поступающих на работу, все сведения будут оформляться в электронном виде. Трудовые книжки на бумажном носителе останутся только для тех работников, которые до конца 2020 года направят работодателю письменное заявление о необходимости ее ведения. Сколько времени уйдет на наполнение базы данных (по оценке речь идет об 1,5 млрд записях), каких трудозатрат это потребует, в какой срок необходимо будет внести все данные, что делать в случае введения некорректных данных и если произойдет утечка персональных данных – все эти вопросы, по мнению Евгения Полубоярова, директора компании Кадриум пока остаются открытыми.

В Госдуму внесены законопроекты о переходе на электронные трудовые книжки

В Госдуму внесены законопроекты о переходе на электронные трудовые книжки

Ими предусмотрено введение нового порядка оформления сведений о трудовой деятельности работников.

Новое в кадровом делопроизводстве: самостоятельный сервис для сотрудников, единый кадровый центр и автоматизация процессов

Новое в кадровом делопроизводстве: самостоятельный сервис для сотрудников, единый кадровый центр и автоматизация процессов

Однако работодатели на данный момент не готовы переходить на электронный документооборот из-за отсутствия программного обеспечения и финансовых затрат.

Возможные варианты перехода на электронные трудовые книжки и полностью электронный кадровый документооборот

Возможные варианты перехода на электронные трудовые книжки и полностью электронный кадровый документооборот

Реально ли отказаться от бумажных трудовых книжек с 1 января 2020 года? Какие риски могут возникнуть при предоставлении работодателям права на заключение электронных трудовых договоров?