Новости и аналитика Новости Взимать утилизационный сбор за временно ввозимые машины недопустимо

Взимать утилизационный сбор за временно ввозимые машины недопустимо

Взимать утилизационный сбор за временно ввозимые машины недопустимо
joyfull / Depositphotos.com

Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел вопрос о конституционности норм ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", которые допускают обязанность платить утилизационный сбор за транспортные средства (далее – ТС), помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) (Постановление КС РФ от 19 июля 2019 г. № 30-П).

Суть дела заключалась в том, что индивидуальный предприниматель ввез в РФ в режиме таможенной процедуры временного ввоза самоходное ТС, арендованное у иностранной компании. Транспортное средство подлежало возврату арендодателю по истечении срока действия договора аренды. Таможенный орган потребовал заплатить утилизационный сбор, полагая, что любой ввоз ТС, в том числе в таможенной процедуре временного ввоза, влечет за собой обязанность по уплате данного сбора.

КС РФ, в частности, отметил, что временный характер нахождения транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на территории страны и обязанность их последующего вывоза не позволяют предполагать последующую утилизацию таких ТС (кроме исключительных случаев, не связанных с целями ввоза такого товара) на территории РФ, не свидетельствуют о таком же совокупном объеме негативного воздействия на окружающую среду от их эксплуатации в период, предшествующий их утилизации, как это касается транспортных средств, нахождение которых в РФ предполагается постоянным.

Кроме того, при вывозе ТС с территории РФ его собственники (владельцы), уплатившие утилизационный сбор, не смогут воспользоваться освобождением от взимания платы в связи с передачей отходов, образовавшихся в результате утраты такими ТС своих потребительских свойств, организациям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами. Тем самым плательщики утилизационного сбора, осуществившие временный ввоз ТС, ставятся в заведомо неравное положение с иными плательщиками утилизационного сбора, оплатившими его в том же размере, которые смогут рассчитывать на указанное освобождение от платы за утилизацию.

В результате КС РФ признал неконституционными нормы, которые допускают обязанность платить утилизационный сбор за машины, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), на таких же условиях, как за машины, помещенные под процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения. До этого момента недопустимо распространять на лиц, осуществивших временный ввоз транспорта, обязанность по уплате утилизационного сбора.

Документы по теме:

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"