Новости и аналитика Новости Выдача справок для водителей и на оружие: можно не иметь лицензий по "терапии", "неврологии" и т. д., если есть лицензия на "медосвидетельствование"

Выдача справок для водителей и на оружие: можно не иметь лицензий по "терапии", "неврологии" и т. д., если есть лицензия на "медосвидетельствование"

Выдача справок для водителей и на оружие: можно не иметь лицензий по "терапии", "неврологии" и т. д., если есть лицензия на "медосвидетельствование"
SashaKhalabuzar / Depositphotos.com

Лицензия на медосвидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством/к владению оружием позволяет лицензиату проводить в рамках данных освидетельствований осмотры врачами – терапевтом, офтальмологом, неврологом, оториноларингологом и при отсутствии отдельных лицензий по "оториноларингологии", "офтальмологии", "неврологии" и "терапии" или "общей врачебной практике (семейной медицине)". На это указали суды, рассмотрев дело об оспаривании штрафа по ч. 2 ст. 14.1 КоАП.

Ранее прокурор установил, что на "вверенной" ему территории работает медцентр, выдающий справки об отсутствии медпротивопоказаний к владению оружием /управлению транспортными средствами. Справки выдавались после осмотра врачами – терапевтом, окулистом, неврологом, ЛОР. При этом лицензии на упомянутые виды медосвидетельствований у медцентра были, а вот лицензий на "терапию", "офтальмологию" и т. д. у центра никогда не было.

Прокурор расценил подобные врачебные осмотры в качестве осуществления лицензируемой деятельности без лицензии, возбудил дело об административном правонарушении и потребовал арбитражный суд оштрафовать медцентр по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Суды первой и апелляционной инстанции согласились с мнением прокурора и наложили штраф 40 тыс. руб., а вот суд округа все это отменил, указав, что в деле нет ни состава, ни события правонарушения (постановление АС Северо-Западного округа от 25 декабря 2018 г. № Ф07-15536/18):

  • проведение медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз относится к подлежащей обязательному лицензированию медицинской деятельности. К ней же относятся и отдельные медуслуги, в том числе, по терапии, офтальмологии и т. п.;
  • при этом под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство (обследование, манипуляция), имеющее самостоятельное законченное значение;
  • следовательно, лицензированию в качестве меддеятельности подлежат медуслуги лишь в тех случаях, когда они оказываются как самостоятельные работы (услуги) в рамках медицинской помощи;
  • а порядки проведения медосвидетельствований (и "на автоправа", и "на оружие") требуют в рамках этих освидетельствований обязательного осмотра соответствующими врачами. При этом упомянутые порядки требуют от медорганизации, которая проводит освидетельствование, иметь либо лицензию на медосвидетельствование (одну), либо лицензии на соответствующие виды медуслуг по терапии, офтальмологии и т. п.;
  • в данном случае лицензии на медосвидетельствования у медцентра имеются;
  • при этом не имеется сведений о том, что врачи медцентра осматривали пациентов не в рамках освидетельствования, а в рамках иных медвмешательств, имеющих самостоятельное законченное значение;
  • стало быть, нарушений законодательства о лицензировании меддеятельности нет;
  • подобный вывод содержит и решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2016 г. № АКПИ16-359: медицинской организации достаточно иметь лицензию на один из указанных видов медицинской деятельности, а не лицензии на все перечисленные виды медицинской деятельности.

ВС РФ, изучив жалобу прокурора, не усмотрел оснований для пересмотра дела (Определение ВС РФ от 11 апреля 2019 г. № 307-ЭС19-3016).

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях