Новости и аналитика Новости Банк России рекомендовал банкам обосновывать отказы в проведении конкретных операций

Банк России рекомендовал банкам обосновывать отказы в проведении конкретных операций

Банк России рекомендовал банкам обосновывать отказы в проведении конкретных операций
svitlana10 / Depositphotos.com

Банк России проанализировал поступающие обращения и пришел к выводу, что кредитные организации либо не объясняют клиентам, почему отказываются проводить операции по их счетам, а также заключать договоры банковского счета (вклада), либо поясняют в объеме, не позволяющем клиентам обжаловать такие отказы. Это следует из методических рекомендаций регулятора1, размещенных на его официальном сайте.

Напомним, что клиент, получив от кредитной организации отказ в осуществлении операции, вправе представить в нее документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия соответствующего решения. Организация рассматривает полученные документы и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их представления сообщает клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или от заключения договора банковского счета (вклада) либо о невозможности такого устранения. В последнем случае у клиента появляется право обратиться с заявлением и указанными документами и (или) сведениями в межведомственную комиссию, созданную при Банке России (п. 13.4-13.5 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").


C примерной формой иска о признании недействительным условия кредитного договора о взимании комиссии за выдачу кредита и применении последствий недействительности части сделки в виде возврата денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда, подготовленной экспертами компании "Гарант", можно ознакомиться в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Регулятор также напомнил, что еще в своем информационном письме от 12 сентября 2018 года № ИН-014-12/61 он указывал кредитным организациям на необходимость аргументировать свои отказы. Кроме того, как отмечается в методических рекомендациях Банка, кредитные организации ограничивают клиентов в использовании технологий дистанционного банковского обслуживания, даже не запрашивая у клиентов документы и (или) сведения, а также не поясняя им правовые последствия применяемых ограничений, в частности их от отказа в выполнении распоряжения о совершении операции. Поэтому Банк России рекомендовал кредитным организациям информировать клиентов о причинах ограничения дистанционного банковского обслуживания и предоставлять им возможность давать необходимые пояснения, информацию и (или) документы.

Кроме того, Банк России обратил внимание на случаи принятия кредитными организациями решений об отказах в осуществлении операций или заключении договора исключительно на основании информации о соответствующих отказах других кредитных организаций. Он отметил, что этот подход означает руководство обстоятельствами, напрямую не связанными с риском совершения клиентом операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. А следовательно, кредитным организациям стоит оценивать получаемую информацию об отказах в совокупности с другими факторами.

______________________________

1 С полным текстом Методических рекомендаций по вопросам информированиякредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании от 22 февраля 2019 г. № 5-МР можно ознакомиться на официальном сайте Банка России.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме: