Новости и аналитика Новости Включать "продуктовый светофор" пока не планируется

Включать "продуктовый светофор" пока не планируется

Включать "продуктовый светофор" пока не планируется
ryzhov / Depositphotos.com

Проект "светофор", разработанный при участии Роспотребнадзора, предполагает цветовую индикацию продуктов питания с указанием количества соли, сахара и жирных кислот, содержащихся в них. Специальная маркировка будет соответствовать цветам светофора, где, предположительно, зеленую полосу нанесут на сбалансированные, даже диетические продукты, желтая полоса укажет на умеренное содержание тех или иных ингредиентов, а красная предупредит об избыточном содержании какого-либо элемента. Причем потребители смогут увидеть либо предупреждение о повышенном содержании соли, сахара и жиров, либо процентное отношение к суточной норме.

Данный проект, по словам экспертов, разрабатывается с 2016 года – тогда же была принята Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года. Об этом в ходе сегодняшней пресс-конференции в ИА "НСН" рассказала ученый секретарь Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи, к. т. н. Елена Смирнова. Однако окончательная версия документа все еще не готова, и кроме того, не все эксперты считают, что нововведение имеет смысл. "Мнений очень много, они все полярные, документ до сих пор является достаточно спорным, принятие будет зависеть от того, насколько быстро мы достигнем компромисса между всеми участниками процесса", – ответила Елена Смирнова на вопрос портала ГАРАНТ.РУ о том, будет ли проект принят в ближайшее время, в частности, в июне этого года, как писали многие СМИ.

Может ли Роспотребнадзор проводить контрольную закупку по сведениям о продаже товаров с неверной маркировкой? Ответ – в "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

С одной стороны, у обсуждаемого нововведения, разумеется, есть преимущества. "Система светофор изначально предлагалась как инструмент информирования, профилактирования и стимулирования к ведению здорового образа жизни", – отметила заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт. Причем, по мнению Елены Смирновой, маркировка способна научить потребителя делать правильный выбор, чтобы составить сбалансированный рацион питания. "Если он видит красную этикетку, он должен обратить внимание, что в этом продукте может быть избыточное содержание того или иного ингредиента", – пояснила она. Информировать потребителей о том, как правильно питаться, по мнению экспертов, необходимо, поскольку именно в России отмечается избыточное потребление насыщенных жиров и соли.

Кроме того, подобные системы успешно применяются за рубежом. Так, первой цветовую маркировку внедрила Финляндия в отношении соли, в результате чего, по данным Ирины Гехт, количество сердечно-сосудистых заболеваний начало снижаться. Трехцветная маркировка применяется также в Великобритании, в некоторых странах Европы и Латинской Америки.

Также следует учесть, что Роспотребнадзор разработал, как подчеркнули эксперты, методические рекомендации, а не законопроект. То есть система "светофор" в России, что важно, будет добровольной для производителей. Пока, правда, неясно, как именно компании смогут принять участие в проекте, например, придется ли им направлять в госорганы какое-либо уведомление – эксперты еще не знают особенностей применения документа. Но в методических рекомендациях будут указаны минимальные требования к размеру полосы определенного цвета и величине шрифта, а значит, вероятно, компании смогут просто принять решение следовать этим требованиям.

Однако именно с принципом добровольности и связаны претензии представителей отрасли к документу. "Производители пищевой продукции, которые применят эту маркировку, совершат социально ответственный шаг по отношению к своему потребителю", – обратила внимание Елена Смирнова. В то же время, очевидно, такими ответственными окажутся далеко не все производители, особенно если столкнутся с необходимостью наносить на свою продукцию красные полосы. Также, разумеется, на компании ляжет дополнительная финансовая нагрузка, поскольку осуществлять маркировку они будут за свой счет.

"Если это будет необязательно – промаркируют только те уважаемые производители, которые, сотрудничая с теми же научными центрами, получили на ряд продуктов возможность сертифицировать как диетический продукт, – заявил соразработчик проекта, независимый эксперт мясного рынка Мушег Мамиконян. – Нормальный, думающий маркетолог или производственник никогда не делает то, что общество заведомо считает неприемлемым и не будет покупать".

Кроме того, использование маркировки может негативно отразиться на экспорте. "То, что концепция такой маркировки явно будет входить в противовес концепции экспорта, это точно. Нас на мировых рынках и так особо не ждут. Если у нас будут маркироваться продукты как вредные внутри России, то вы попробуйте этот продукт потом на экспорт выведите, – отметил исполнительный директор ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков. – Любой маркетолог на Западе просто скажет – вот этот продукт считается в стране происхождения вредным".

Также эксперты не согласны с выборочностью маркировки – как предполагается, некоторые продукты не будут подлежать ей в любом случае. Это касается, в частности, тех, которые продаются на развес. По оценкам некоторых представителей индустрии, такой избирательный подход является по своей сути дискриминационным, и в итоге проект в целом окажется бессмысленным.

Вызывает вопросы и сама концепция светофора с точки зрения потребителей. "Светофор отталкивает уже по-своему, потому что продукт какой-то полезный, значит, зеленый значок, желтое – это непонятно что, а красный уже настораживает и отпугивает, – высказал мнение Дмитрий Востриков. – Мы приучаем потребителей к принципу собаки Павлова: зеленое – купи, красное – убери руки, вредно". Председатель Союза потребителей РФ Пётр Шелищ добавил к этому, что нормы потребления индивидуальны, а потребитель нуждается в более подробных рекомендациях, а не только цветовых. Например, если на маркировке или отдельно на упаковке будет указано, какое количество продукта нежелательно для потребления.

Поэтому, сделали вывод некоторые участники дискуссии, проект Роспотребнадзора нужно переработать. Одно из предложений – ввести только один цвет для маркировки продукции, зеленый, который смогут использовать производители товаров, которые обеспечили в своих продуктах сбалансированное соотношение жиров, соли и сахара. С тем, что будет применяться только зеленый цвет, согласна и сенатор Ирина Гехт. "Согласятся на маркировку те, кто делает сбалансированные продукты. Ну и пусть они появятся с зеленой маркировкой, что тоже будет для потребителей стимулом для приобретения этой продукции, а для добросовестных производителей это такая преференция с точки зрения продажи", – сказала она.

Представители профессионального сообщества также отмечают, что проект постоянно трансформируется, а конечную редакцию видели далеко не все участники рынка. Поэтому они настаивают на формировании окончательной версии документа и широкой дискуссии. В частности, Дмитрий Востриков отметил, что на обсуждение итогового проекта должен быть выделен год, чтобы представители отрасли могли изучить его и высказать свое мнение. Только после этого, по его словам, можно анализировать, какое воздействие на рынок окажет его применение.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме: