Новости и аналитика Новости Представители Минприроды России объяснили, почему до сих пор не приняты необходимые для перехода на НДТ подзаконные акты

Представители Минприроды России объяснили, почему до сих пор не приняты необходимые для перехода на НДТ подзаконные акты

Представители Минприроды России объяснили, почему до сих пор не приняты необходимые для перехода на НДТ подзаконные акты
SergeyNivens / Depositphotos.com

С 1 января 2019 года вступает в силу обязательное для юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность на оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду объектах (объекты I категории), требование о получении комплексного экологического разрешения (п. 16 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды"; далее – Закон № 219-ФЗ). В первую очередь получить его должны будут 300 крупнейших производственных предприятий, вклад которых в суммарные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в России составляет более 60%. Как сообщал Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской, данный перечень планировалось передать на утверждение в Минюст России еще в феврале текущего года, чтобы у предприятий, которые попадут в него, было достаточно времени на сбор необходимых для получения разрешения документов. Тем не менее на сегодняшний день перечень не утвержден.

Не принят пока и нормативный акт, определяющий порядок получения комплексного экологического разрешения. Принятие порядка было отложено в связи с данным главой государства поручением исключить из перечня объектов государственной экологической экспертизы материалы обоснования комплексного экологического разрешения (подп. "в" п. 1 перечня поручений Президента РФ от 24 января 2017 г. № Пр-140ГС), пояснила вчера в ходе конференции "Экологическая модернизация производственно-промышленного сектора экономики России", организованной газетой "Ведомости", заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Виктория Венчикова. По ее словам, министерство уже подготовило соответствующий законопроект и в ближайшее время направит его на согласование в Минюст России.

Для осуществления каких мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, узнайте из материала "Инвестиционный налоговый кредит" Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Не утвержден на данный момент и приказ, устанавливающий технологические показатели наилучших доступных технологий (НДТ) – а именно исходя из значений этих показателей предприятия должны разработать технологические нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ и допустимых физических воздействий, подлежащие включению в комплексное экологическое разрешение (п. 11 ст. 1 Закона № 219-ФЗ). Порядок непосредственного установления технологических нормативов пока тоже не определен. Однако представитель Минприроды России отметила, что, поскольку одни показатели, приведенные в справочниках НДТ1, определяют концентрации загрязняющих веществ (в определенном объеме газа, например), а другие – удельные значения сбросов и выбросов при производстве единицы продукции, министерство разработает две методологии утверждения нормативов. Предположительно – уже к концу апреля.

В то же время полностью готовы, по словам Виктории Венчиковой, приказы о разработке программ повышения экологической эффективности, в соответствии с которыми будет осуществляться экологическая модернизация производств. Напомним, если стационарные источники загрязнения не позволят действующему предприятию соблюсти технологические нормативы, но оно примет программу повышения экологической эффективности, для него – на время реализации этой программы – будут определяться значения временно разрешенных выбросов и сбросов, превышающие, разумеется, значения технологических нормативов (п. 12 ст. 1 Закона № 219-ФЗ).

Таким образом, основная масса подзаконных актов, необходимых для реализации перехода предприятий на НДТ в соответствии с Законом № 219-ФЗ, будут приняты, надо полагать, не раньше, чем поправки в законодательство об экологической экспертизе, о которых говорилось выше. Причем, несмотря на то что представители Минприроды России пообещали ускорить работу по их подготовке, с уверенностью они называют только крайний срок утверждения всей нормативной базы – 1 января 2019 года.

Нельзя не отметить, что в настоящее время идет работа и по корректировке самих справочников НДТ, в частности тех, которые были приняты самыми первыми – в 2015 году. Кстати, производителям стоит обратить внимание, что справочники не устанавливают закрытые перечни НДТ. "Если какая-либо конкретная технология по своим показателям лучше, чем та, которая вошла в справочник, то она и будет наилучшей", – подчеркнул руководитель Бюро наилучших доступных технологий Дмитрий Скобелев.

До конца года, по словам заместителя Министра промышленности и торговли РФ Василия Осьмакова, планируется расширить перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения НДТ: с 246 позиций, которые содержатся в нем сейчас (распоряжение Правительства РФ от 20 июня 2017 г. № 1299-р), до 1000. При этом замминистра уверен, что в следующем году предприятия, использующие такое оборудование, действительно смогут получать предусмотренные законодательством налоговые преференции, а именно: применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 (с 1 января 2019 года п. 1 ст. 259.3 Налогового кодекса дополняется соответствующим подп. 5).

В заключение представитель Минпромторга России рассказал о планах по запуску ведомственного проекта по развитию экологического машиностроения, в рамках которого предполагается финансировать разработку и производство не только оборудования, соответствующего показателям НДТ, но и приборов учета. Напомним, с 1 января следующего года стационарные источники загрязнений, установленные на объектах I категории, должны оснащаться автоматическими средствами измерения и учета выбросов или сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации об их объеме (массе) и концентрации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (п. 9 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

______________________________

1 Ознакомиться со справочниками НДТ можно на официальном сайте Бюро наилучших доступных технологий (www.burondt.ru).

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"