Новости и аналитика Новости В Гражданском кодексе может появиться новый вид индивидуализации товаров и услуг – географическое указание

В Гражданском кодексе может появиться новый вид индивидуализации товаров и услуг – географическое указание

В Гражданском кодексе может появиться новый вид индивидуализации товаров и услуг – географическое указание
AnnaKostyuk / Shutterstock.com

Совет Федерации совместно с Роспатентом подготовили законопроект о введении в Гражданский кодекс РФ понятия "географическое указание". Так, под географическим указанием предлагается понимать идентификацию товара как происходящего с определенной территории, где качество, репутация или иные характеристики товара в значительной степени обусловлены именно его географическим происхождением. Это средство индивидуализации также сделают объектом защиты интеллектуальной собственности. Для его оформления потребуется только подтвердить, что товар производится в той местности, которая указана на упаковке. Как рассказала заместитель руководителя Роспатента Любовь Кирий в ходе заседания рабочей группы по подготовке изменений в ГК РФ, предполагается, что такая регистрация будет происходить в ускоренном порядке. То есть теперь вслед за такими наименованиями места происхождения товара, как "Вологодское масло" и "Оренбургский пуховый платок" в России могут появиться десятки новых зарегистрированных региональных брендов, считают эксперты. "Регистрация географических обозначений на товарах позволит их производителям привлечь внимание потребителей. Покупатели при этом будут точно знать, что продукт сделан там, где это указано на упаковке", – отметила председатель Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации Лилия Гумерова.

Напомним, что сейчас производитель может оформить наименование места происхождения товара (далее – НМПТ). Однако, как рассказали представители регионов, эта процедура довольно сложная: нужно доказать уникальность своего продукта, и зависимость его производства от конкретной местности (п. 1 ст. 1516 ГК РФ). В то же время авторы инициативы полагают, что условия регистрации географического указания будут проще, чем регистрации НМПТ. При этом правовую охрану географического указания планируется ввести наряду с сохранением НМПТ.


Возникает ли право авторства на средства индивидуализации товара? Узнайте из материала "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Проектом документа, подготовленным верхней палатой парламента, предлагается внести поправку в статью 1225 ГК РФ и расширить предусмотренный ею перечень видов средств индивидуализации товаров и услуг, добавив в него географические указания. "В случае с географическим указанием предполагается сделать допущение, что в пределах одного и того же географического объекта должна находиться хотя бы одна из стадий производственной цепочки, – пояснила сенатор. – Это другой правовой режим. Если хотите, это своеобразная диверсификация, которая дает производителю возможность выбора, как ему регистрировать свой товар – как НМПТ или как географическое указание. Факт регистрации дает бренду полную юридическую защиту".

Кроме того, сенаторы предлагают наделить региональные органы исполнительной власти правом давать заключение о возможности последующей регистрации товара и услуги в Роспатенте. "Мы предлагаем понизить уровень органа, который может давать заключение, на региональный уровень. Это может быть министерство экономики определенного региона, субъекта, в границах которого находится этот географический объект", – пояснила Любовь Кирий. Она подчеркнула, что регионы больше заинтересованы в том, чтобы подготовить соответствующие документы, поставить под охрану определенное географическое указание и создать эффективную систему работы с ним. С такой позицией согласился и председатель Коллегии адвокатов "Тарло и партнеры" Евгений Тарло. Он отметил, что регионы больше заинтересованы в том, чтобы поставить под охрану определенное географическое указание. Напомним, для того, чтобы сегодня зарегистрировать наименование места происхождения товара, обязательно требуется получить предварительное заключение профильного федерального органа исполнительной власти (абз. 3 п. 5 ст. 1522 ГК РФ). Например, это могут быть Минпромторг России, Минсельхоз России, Минздрав России или Росалкогольрегулирование – каждое министерство работает по своему перечню товаров и услуг. Если такого заключения нет, то Роспатент не зарегистрирует товар по наименованию места происхождения.

Предполагается также изменить подход к маркировке товаров. Так, планируется дополнить ГК РФ статьей об обязательном сопровождении товара эмблемой с географическим указанием места производства. "Для того, чтобы потребитель мог различать товары региональных брендов мы предлагаем разработать для них специальные эмблемы. Такая маркировка должна дать потребителю возможность отличить продукцию с географическим указанием от других", – убеждена Кирий.

Законопроект поддержали и представители регионов. Так, например, директор Фонда презентационной и выставочной деятельности Республики Северная Осетия – Алания Марат Сокаев подчеркнул, что проект закона имеет большое значение для субъекта Федерации, который известен своими осетинскими пирогами. Защита товаров при помощи географического указания, по мнению представителя республики, откроет новые возможности перед предпринимателями. "Для нас этот закон очень важен, потому что он позволяет нам защитить наш продукт, его технологию, рецептуру, привязать его к нашей территории", – отметил он.

Вместе с тем, по мнению экспертов, с введением нового вида индивидуализации товаров возникнет ряд проблем. Так, управляющий партнер Патентно-правовой фирмы "А. Залесов и партнеры" Алексей Залесов отметил, что географическое указание будет сталкиваться с существующими объектами, например, с товарным знаком, который зарегистрирован с географическим указанием. "Получается, если использование географического указания будет вводить потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя в связи с наличием товарного знака, имеющего более ранний приоритет, то предоставление правовой охраны указанному наименованию может быть оспорено, – убежден эксперт. – Хорошо бы эту коллизию разрешить на стадии нормотворчества". Виталий Калятин, главный юрист по интеллектуальной собственности ОАО "РОСНАНО" задался вопросом, в чем смысл существования параллельно двух одинаковых категорий "географическое указание" и НМПТ. "У них разные условия регистрации, но по правовому содержанию – это одно и то же", – считает он.

По словам Лилии Гумеровой, закон будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию с учетом замечаний экспертов и должен вступить в силу с 2019 года.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Гражданский кодекс Российской Федерации