Новости и аналитика Новости Депутаты планируют ввести прогрессивную ответственность за правонарушения в сфере обращения с отходами

Депутаты планируют ввести прогрессивную ответственность за правонарушения в сфере обращения с отходами

Депутаты планируют ввести прогрессивную ответственность за правонарушения в сфере обращения с отходами
Vitaliy Kyrychuk / Shutterstock.com

В 2018 году депутаты планируют подготовить поправки в административное законодательство и установить зависимость санкций от степени тяжести нарушения (прогрессивная ответственность). Об этом заявил вчера председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов. Напомним, что сегодня вне зависимости от того, в чем именно выражается несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, действующая редакция КоАП предусматривает единую ответственность. Так, например, гражданам грозит штраф в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб., а должностным лицам – от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП РФ).

Кроме того, могут быть внесены изменения в ст. 247 Уголовного кодекса "Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов". Указанная норма на практике не работает, отметил депутат, поскольку для того, чтобы привлечь нарушителя к уголовной ответственности, представителям правоохранительных органов необходимо доказать причинение ущерба окружающей среде. Однако законодательно не регламентировано, что именно может считаться таким ущербом.

Возможно ли установление органом местного самоуправления временного тарифа на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов до принятия его собственниками жилья либо иным законным способом? Ответ на этот и другие практические вопросы – в  "Базе знаний службы Правового консалтинга" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступ

Вместе с тем депутаты планируют уточнить порядок обращения с отходами сразу нескольких видов:

  • медицинские отходы. "В год образуется 2 млн тонн медицинских отходов, включая патологоанатомические, инфицированные и радиоактивные отходы, которые сейчас вообще никак не учитываются и ничем не регламентируются. Эти отходы с территории медицинских учреждений может вывезти кто угодно, не имея лицензии на перевозку отходов в принципе. На полигон их, скорее всего, не пустят, потому что никому не нужны инфицированные отходы. Поэтому обычно их сваливают в овраге или в лесу", – рассказал Бурматов;
  • отходы строительства и сноса. Сейчас их, по словам депутата, свозят на обычные полигоны твердых коммунальных отходов и закапывают в землю. При этом стоит учесть, что к таким отходам относятся такие ценные ресурсы, как песок, щебень, арматура и др. Все это можно использовать повторно, но на законодательном уровне особенности обращения с подобными отходами не закреплены;
  • промышленные отходы. "Это более 90% всех отходов, примерно 5 млрд тонн в год, но никто не знает, что это за отходы и где они находятся, потому что сейчас они хранятся на промышленных площадках предприятий и не перерабатываются. Предприятия выводят их на забалансовые счета, проводят как сырье, а не как отходы, и ничего за это не платят", – подчеркнул депутат. Более того, подобные склады отходов могут представлять опасность для граждан.

Есть на грядущий год и более конкретные планы в сфере экологии. Так, ко второму чтению готовится законопроект1 об особо охраняемых природных территориях. Документ, в частности, содержит запрет на предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, огородничества и т. д. Помимо этого, добавил Бурматов, ожидается, что в I квартале 2018 года Правительство РФ внесет в Госдуму законопроекты, связанные с экологической экспертизой и донастройкой законодательства о наилучших доступных технологиях, связанной с установкой счетчиков и автоматических приборов учета на топовых предприятиях-загрязнителях.

Таким образом, в 2018 году проблемы охраны природы останутся одними из наиболее значимых.

Что касается уже рассмотренных экологических инициатив, одной из наиболее значимых стали поправка2 о раздельном сборе мусора, принятая депутатами на прошлой неделе. 26 декабря документ был одобрен Советом Федерации и в настоящий момент готовиться к подписанию Президентом РФ. "Наконец мы создали стимулы для бизнеса и граждан вести раздельный сбор мусора и убрали административные барьеры, которые были раньше (до внесения поправок это был лицензируемый вид деятельности)", – пояснил Владимир Бурматов. Этот же законопроект уточняет особенности утверждения регионами территориальных схем размещения отходов. Теперь они смогут утверждать их самостоятельно, но при обязательном проведении публичных слушаний. "Когда чиновники самостоятельно определяют, где будет расположен мусоросжигательный завод, сортировочная станция или полигон, люди вынуждены выходить на митинги, потому что у них не остается другой возможности повлиять на это. Такие решения должны приниматься по итогам публичных слушаний и общественных обсуждений", – заявил депутат.

Однако не все инициативы удалось реализовать в рамках завершающегося Года экологии. Председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды обратил внимание на то, что ни одно из поручений Президента РФ № Пр-140ГС от 24 января 2017 г. так и не было исполнено. Напомним, что указанные поручения были даны главой государства Правительству РФ по итогам состоявшегося 27 декабря 2016 года Государственного совета по вопросу "Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений". Среди них, в частности, введение в законодательство положений, предусматривающих:

  • участие малого бизнеса и населения в деятельности по сортировке, переработке отходов, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде (срок исполнения до 1 июня 2017 года);
  • гармонизацию законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях выработки единых подходов к классификации отходов (срок исполнения до 1 июня 2017 года);
  • гармонизацию законодательства в области обращения с отходами и законодательства, регулирующего перевозки грузов, в части, касающейся транспортирования отходов (срок исполнения до 1 июня 2017 года);
  • определение понятия "экологическая информация", порядка доступа к ней и отнесение такой информации к общедоступной информации, размещаемой органами власти в Интернете в форме открытых данных (срок исполнения до 1 ноября 2017 года). 

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Утверждена стратегия экологической безопасности страны на период до 2025 года

Утверждена стратегия экологической безопасности страны на период до 2025 года

В числе прочего планируется внедрять экологически чистые технологии и системы эффективного обращения с отходами.

C 20 сентября сообщить об экологических нарушениях с помощью ГИС "Наша природа" сможет каждый

C 20 сентября сообщить об экологических нарушениях с помощью ГИС "Наша природа" сможет каждый

Ранее система работала в пилотном режиме только девяти регионах.

Экономические меры стимулирования раздельного сбора отходов могут быть закреплены законодательно

Экономические меры стимулирования раздельного сбора отходов могут быть закреплены законодательно

В СПЧ обсудили, какие еще поправки необходимы, для того чтобы новая система обращения с отходами эффективно заработала.

______________________________

1 С проектом федерального закона № 826412-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С проектом федерального закона № 22886-7 "О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.