Новости и аналитика Новости Минтранс России: водители, желающие работать по найму, должны пройти дополнительное обучение

Минтранс России: водители, желающие работать по найму, должны пройти дополнительное обучение

Минтранс России: водители, желающие работать по найму, должны пройти дополнительное обучение
Africa Studio / Shutterstock.com

Эта инициатива связана в первую очередь с высокой аварийностью на дорогах из-за нарушения правил дорожного движения водителями легковых такси, автобусов и грузовых автомобилей (11% ДТП происходит с их участием). Так, по официальной статистике ГИБДД МВД России, опубликованной на сайте ведомства, за 11 месяцев 2017 года из-за нарушения ПДД таксистами в России произошло 1605 ДТП, в которых погибли 87 человек и 2150 пострадали. Водители пассажирских автобусов стали виновниками 5002 ДТП, в которых погибли 290 человек и 7683 пострадали. А водители грузовиков спровоцировали 9759 ДТП, в которых погиб 1601 человек и пострадали 12 313. По оценке специалистов, более 80% всех ДТП происходит по вине водителей, когда они не могут просчитать последствия превышения скоростного режима, оценить дорожные условия, техническое состояние транспортного средства. Именно поэтому ключевым моментом в обеспечении безопасности дорожного движения является подготовка водителей, считают эксперты.

Председатель правления Союза автошкол Александр Ачкасов на III Конгрессе автошкол России рассказал, что Минтрас России разработал проект федерального закона1, предусматривающий для водителей, желающих работать по найму, новую обязанность – прохождение дополнительного обучения по дисциплинам профессионального блока в сфере управления транспортными средствами. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, предполагается, что эти водители должны получить представление о трудовом праве, законодательстве о тахографии, лицензировании, наиболее детально им предстоит изучать модули в области контроля психоэмоционального состояния водителей, оказания первой помощи пострадавшим вследствие ДТП, оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательств и т. д. Таким образом, в случае принятия закона право на управление транспортными средствами при осуществлении предпринимательской и иной деятельности будет подтверждаться водительским удостоверением с отметкой о профессиональной компетентности водителя на срок 5 лет.

Каким должен быть алгоритм действий водителя на месте ДТП? Узнайте из материала "Что делать водителю на месте ДТП" в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно! 
Получить доступ

Напомним, что сегодня водитель транспортного средства в ходе профессионального обучения приобретает базовые знания, навыки в области управления транспортным средством, безопасности дорожного движения (приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408 "Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"). К управлению транспортным средством водитель допускается после сдачи экзаменов ГИБДД МВД России (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – закон № 196-ФЗ). То есть дополнительные экзамены по дисциплинам профессионального блока водителю пока сдавать не надо.

Вместе с тем с этой инициативой министерства согласились не все автошколы. Так, по мнению директора Ассоциации автошкол Республики Крым Исмета Якубова, каждая автошкола должна уже сейчас выпускать профессионалов, а не любителей. "Для этого нужно улучшить качество преподавания в автошколах и обучать всех водителей одинаково безопасными для общества", – считает он. С такой же позицией согласился директор АНО Учебный центр "Сания" (г. Калининград) Анатолий Ищенко. "Я не понимаю разницы "любителя" и "профессионала". Я подготовил водителя на категорию "В". Он должен сесть и поехать, и ничем не отличаться от профессионала", – добавил эксперт. Он также отметил, что необходимо в первую очередь обратить внимание на подготовку квалифицированных педагогических кадров и мастеров производственного обучения в автошколах.

По словам президента Ассоциации Юношеских Автошкол России Ольги Никоновой, проблема дефицита педагогических кадров состоит в том, что выдача документов, подтверждающих квалификацию преподавателей, во многих случаях превращена в формальность. То есть документы нередко продаются аккредитованными автошколами без какого-либо обучения. "Это наносит огромный ущерб всей системе подготовки водителей, поскольку каждый фиктивно подготовленный инструктор распространяет собственные водительские ошибки на сотни своих учеников, которые, получив права, будут повторять эти ошибки в течение десятилетий. Кроме того, он не знает основ психологии, которые необходимы при работе с учениками", – считает она.

Автор ряда книг о безопасности дорожного движения Андрей Финкель отметил, что решением многих проблем в образовании водителей может стать внедрение новых методов обучения и совершенствование примерных программ подготовки водителей. В частности, он отметил, что наряду с традиционными дисциплинами водителей должны обучать искусству предвидения опасности и предотвращения аварийных ситуаций. "Действующие примерные программы подготовки водителей почти не уделяют внимания этому вопросу. Необходимо широко знакомить учеников автошкол с типичными аварийными ситуациями и путями их предотвращения", – считает он. Эксперт отметил, что сегодня в автошколах уделяют чрезмерное внимание отработке навыков маневрирования на малой скорости в условиях автодрома или закрытой площадки, а обучение в условиях реального уличного движения проводится по остаточному принципу. "Подготовка водителей должна быть приближена к реальным потребностям будущего автомобилиста", – полагает эксперт.

Андрей Финкель также рассказал о разработанном при поддержке Союза Автошкол мобильном приложении "Распознавание аварийных ситуаций", которое позволяет контролировать и развивать у кандидатов в водители навыки своевременного реагирования на опасные дорожные ситуации. По мнению эксперта, такой тест должен стать составной частью комплексного экзамена на право управления транспортным средством.

Эти и другие предложения участников конгресса включены в итоговую резолюцию (проект имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ). К примеру, в документ включено также предложение выдавать начинающим водителям временное удостоверение, со сроком действия в два года, с последующим обменом на постоянное. При этом для стажеров предлагается установить ограничения на перевозку пассажиров, езду в темное время суток и по автомагистрали, а также скоростного режима. По словам Александра Ачкасова, все предложения будут доработаны экспертами и направлены в заинтересованные органы исполнительной власти.

Источник: ГАРАНТ.РУ

! Перепечатка

Добавить ГАРАНТ.РУ в ваши источники

Документы по теме:

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"

Читайте также:

Водителей обяжут надевать светоотражающую одежду в темное время суток при вынужденной остановке за городом

Водителей обяжут надевать светоотражающую одежду в темное время суток при вынужденной остановке за городом

Это может быть куртка, жилет или жилет-накидка с полосами световозвращающего материала.

Для водителей такси и автобусов готовятся новые ограничения

Для водителей пассажирского транспорта готовятся новые ограничения

Водителями автобусов и такси предлагается запретить работать гражданам, имеющим непогашенную или неснятую судимость за тяжкие преступления.

______________________________

1 С текстом проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части допуска к управлению транспортными средствами водителей при осуществлении ими предпринимательской или трудовой деятельности" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (ID проекта №02/04/07-17/00068393).