Новости и аналитика Новости Вице-президент ТПП РФ: "Для устранения коррупции из сферы закупок нужно прежде всего менять не законодательство, а саму среду"

Вице-президент ТПП РФ: "Для устранения коррупции из сферы закупок нужно прежде всего менять не законодательство, а саму среду"

Вице-президент ТПП РФ: "Для устранения коррупции из сферы закупок нужно прежде всего менять не законодательство, а саму среду"
Ilya Platonov / Shutterstock.com

Такую позицию высказала вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова в ходе круглого стола "Правоприменение законодательства о закупках и антимонопольное регулирование", который прошел сегодня в ТПП РФ. По ее мнению, вне зависимости от того, что будет написано в законе, субъекты, которые настроены на получение денег от госзакупок, добьются своей цели.

Указание на возможный коррупционный фактор основывается на совокупности жалоб от исполнителей госзаказов. "Ко мне регулярно поступают жалобы предпринимателей на, с их точки зрения, некачественное и нечестное проведение тех или иных торгов. Предприниматели жалуются на то, что в Москве, как наверное ни в одном другом регионе укрупняются лоты при проведении торгов, которые становятся неподъемными для малого бизнеса и даже для среднего", – рассказал Уполномоченный по защите прав предпринимателей в г. Москве Михаил Вышегородцев. Как добавил руководитель Московского УФАС России Армен Ханян, часто граждане жалуются и на то, что среди заказчиков встречаются либо неквалифицированные кадры, либо субъекты, которые специально создают препятствия, пытаясь не допустить к закупкам потенциальных исполнителей.

Должна ли включаться в реестр контрактов, заключенных заказчиками, информация обо всех без исключения контрактах? Узнайте из материала "Реестр контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ" в "Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный бесплатный доступ на 3 дня!

В то же время, не исключено, что всем без исключения жалобам нельзя верить – эксперты указали, что в сфере закупок есть так называемые "профессиональные жалобщики". Руководитель Московского УФАС России пояснил, что речь идет о недобросовестных участниках рынка, которые не стремятся заключить контракт с заказчиками, а пытаются препятствовать их деятельности. Однако, по данным Армена Ханяна, более 60% жалоб являются обоснованными, и к тому же, наблюдается тенденция к увеличению их общего количества.

Также эксперты указали еще на одну проблему – иногда государство по сути осуществляет закупки у самого себя, поскольку в качестве основного заказчика выступают госорганы, а исполнителями становятся компании с государственным участием, например, бюджетные организации или унитарные предприятия. Таким образом возникает риск исчезновения конкуренции среди частных компаний. Участники мероприятия пришли к выводу, что подобные ситуации недопустимы, и унитарные предприятия должны участвовать в закупках вне конкурентного поля, то есть в сферах, где нет интересов бизнеса.

Еще одним препятствием для потенциальных участников закупок члены Комитета по развитию системы закупок ТПП РФ сочли ограничение сроков исполнения контракта – когда заказчик изначально выдвигает неразумные и необоснованные требования к исполнителям. Например, требует осуществить поставку продукции в большом объеме в течение одного дня.

Перечисленные проблемы эксперты назвали лишь частью от того значительного числа трудностей, с которыми сталкиваются участники закупок. Специалисты признают, что на данном этапе требуется изменение законодательства о закупках по ряду спорных вопросов. Например, по их мнению, необходимо существенно скорректировать Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – закон № 223-ФЗ). Как ожидается, изменения законодательства позволят ограничить злоупотребления по ограничению числа участников закупок, а также защитить их права в целом. Члены Комитета ТПП РФ, в частности, предложили расширить перечень оснований для обжалования действий или бездействий заказчика (ч. 10 ст. 3 закона № 223-ФЗ) и принять меры, которые бы ускорили рассмотрение судебных споров по искам участников закупок.

Причем изменения в законодательство о закупках, как отметил Уполномоченный по защите прав предпринимателей в г. Москве, должны вноситься с учетом мнения не только чиновников, но и исполнителей, поскольку первые видят ситуацию в большей степени со стороны госзаказчиков. Это касается в первую очередь Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Правда, в то же время, как напомнила Елена Дыбова, сегодня процесс законотворчества с сфере закупок усложняется, так как сфера регулирования постоянно меняется. "Процессы идут так быстро, что закон устаревает еще на стадии его обсуждения", – обратила внимание на проблему вице-президент ТПП РФ.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Читайте также:

ФАС России назвала 5 самых распространенных нарушений при проведении закупок госкомпаниями

ФАС России назвала 5 самых распространенных нарушений при проведении закупок госкомпаниями

Чаще всего заказчики устанавливают произвольный закрытый перечень банков, в которых исполнитель может получить банковскую гарантию.

Правительство изменило типовые условия госконтрактов, заключаемых с субъектами малого бизнеса и социально-ориентированными НКО

Скорректированы типовые условия госконтрактов, заключаемых с СМП и СОНКО

Уточнены в том числе условия определения объемов привлечения указанных субъектов в качестве субподрядчиков.

Чаще всего столичный бизнес жалуется на пробелы в правовом регулировании

Чаще всего столичный бизнес жалуется на пробелы в правовом регулировании

Среди проблемных тем также сфера госзаказа и контроль правоохранительных органов.

Регионы могут снижать ставки налогов для субъектов малого предпринимательства

Регионы могут снижать ставки налогов для субъектов малого предпринимательства

Реализация большинства мер по стимулированию развития малого бизнеса через спецрежимы предусмотрена на период до 1 января 2021 года.