Новости и аналитика Новости Счетная палата РФ: 50%-я скидка на штрафы за нарушения ПДД не повысила их собираемость

Счетная палата РФ: 50%-я скидка на штрафы за нарушения ПДД не повысила их собираемость

 Счетная палата РФ: 50%-ная скидка на штрафы за нарушения ПДД не повысила их собираемость
fujji / Shutterstock.com

Коллегия Счетной палаты РФ провела оценку эффективности администрирования денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения в период с 2015 по 2016 годы. В докладе аудитора Сергея Шторгина отмечается, что собираемость штрафов снизилась за год почти на 5%. Так, в 2015 году было уплачено 87,6% от общего числа назначенных штрафов, а в прошлом – только 82,7%. Таким образом, введение нормы, предусматривающей скидку в размере половины суммы наложенного административного штрафа за его уплату в двадцатидневный срок, положительного результата не принесло, подчеркивает аудитор.

Сообщается, что при общем увеличении количества юридических и физических лиц, добровольно уплативших штрафы, с 57,97 млн в 2015 году до 60,76 млн в 2016 году (4,8%), количество лиц, добровольно уплативших штрафы по отношению к количеству вынесенных постановлений (76,65 млн в 2015 году и 85,82 млн в 2016 году) сократилось за два года на 4,8% с 75,6% до 70,8%. 

МНЕНИЕ

Иван Хапалин

Иван Хапалин, адвокат, управляющий партнер центра правовых отношений:

Практика предоставления скидки для оплаты в льготный период распространена во многих странах и отличается результативностью. К примеру, в Испании действует точно такая же норма – те, кто оплачивает штраф в течение 20 дней, могут сделать это с 50%-ной скидкой. Во Франции действует подобная система – только период льготной оплаты штрафа составляет не 20, а 15 дней. Так что Россия не стала «первопроходцем» такого вида льгот – они успешно применяются в странах Евросоюза.

На мой взгляд, невыплата отдельными гражданами назначенных штрафов является следствием общей экономической ситуации в стране, в результате которой материальное положение многих россиян ухудшилось, и они пытаются сэкономить на оплате штрафов. Также снижение показателей может быть связано с переходом ФССП России на электронный документооборот. Далеко не все граждане своевременно пользуются Интернетом, проверяют электронную почту, что также может быть причиной более медленной уплаты назначенных штрафов. Правда, есть рассылка СМС-сообщений, но опять же, все упирается в оперативность получения – телефон может быть недоступен, могут возникнуть и иные проблемы.

Кроме того, расширяется практика видеофиксации нарушений правил дорожного движения, что также способствует росту количества «штрафников» и, как следствие, количества просроченных и невыплаченных штрафов (при общем увеличении и доходов бюджета от уплаты штрафов за нарушение правил дорожного движения). Помимо этого, по данным ФССП России в 2015 году приставам удалось взыскать с должников 10 млрд руб., а в 2016 году – 14,1 млрд руб. То есть, общая сумма собранных денег возросла почти в полтора раза.

Собираемость штрафов, на мой взгляд, можно было бы повысить путем ужесточения санкций за неуплату или несвоевременную уплату назначенного штрафа. Это могут быть санкции самого разного порядка – от взыскания пени за просрочку до лишения права управления транспортным средством. Такие жесткие меры, как показывает практика, достаточно эффективно действуют по отношению к злостным неплательщикам алиментов – многие из них, как только лишаются права на управление транспортным средством, быстро находят средства на выплату задолженности.

Также можно было бы отсчитывать срок, предоставляемый гражданину для уплаты штрафа, не с момента отправки уведомления, а с момента его получения, так как доставка постановлений часто задерживается в результате действий третьих лиц.


Аудиторы Счетной палата РФ также констатируют недостатки в системе межведомственного взаимодействия ФССП России и МВД России. В частности, отмечаются такие нарушения, как повторное направление ГИБДД России постановлений о наложении штрафов на принудительное взыскание без выявления и устранения причин, по которым они были возвращены ранее, некорректное оформление постановлений о наложении штрафов, приводящее к отказу в возбуждении исполнительного производства, а также направление постановлений не по месту совершения исполнительных действий и т. д.


В каком случае протокол об административном правонарушении, совершенном водителем, признается ничтожным?
Узнайте из материала "Протокол об административном правонарушении, совершенном водителем" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Также указывается на большой объем неидентифицированных платежей в уплату штрафов: каждый пятый уплаченный рубль не имеет сведений о плательщике. По оценке экспертов Палаты, в 2015 году неидентифицированными оказались платежи на 13,6 млрд руб., а в 2016 г. – 10,9 млрд руб. Главными причинами этого называются невнесение сведений об оплате штрафов коммерческими банками и другими организациями, принимающими платежи и некорректное заполнение плательщиками платежных документов.

МНЕНИЕ

Антон Плохов

Антон Плохов, юрист a.t.legal:

Хотел бы обратить внимание на указанное в отчете небольшое снижение в процентах на фоне повышения в абсолютных значениях, как в количестве погашенных штрафов, так и в сумме выплат по ним (+1,42%). Выписанных штрафов стало больше и выплат по ним также больше (в 2016 году в бюджет поступило 62,98 млрд руб. за нарушения правил дорожного движения), причем наиболее существенный вклад в прирост (+49,1%) зарегистрированных нарушений пришлось на автоматизированные системы слежения за соблюдением ПДД. Это однозначно положительная тенденция, так как, во-первых, увеличение количества электронных стражей порядка не влечет за собой столь существенные материальные затраты, как расширение штатов сотрудников, а эффективность их гораздо выше, во-вторых, электронные устройства неподкупны – предполагаю, что не нужно объяснять, как важно снижать коррупционный фактор в данном вопросе.

Достоверную информацию о точном числе инцидентов с ошибочным начислением штрафов и несвоевременном оповещении нарушителя получить сложно по понятным причинам, но качественную оценку этой погрешности каждый автолюбитель в нашей стране может дать – мало кто из нас ни разу не сталкивался со штрафами, извещения по которым нам не доставили, или прислали поздно. Кроме того, многие оплаченные штрафы числятся непогашенными из-за того, что либо сами нарушители неправильно заполнили платежные документы, либо банки не внесли сведения об уплате штрафа в базу. Сумма неидентифицированных штрафов в 2015 году оценивалась в размере 13,6 млрд руб., в 2016 г. — 10,9 млрд руб.

Казалось бы, все аргументы складываются в пользу сохранения льготы для нарушителей, готовых оперативно погасить штраф. Однако есть и контраргументы. В частности, то обстоятельство, что большая часть сумм, образованных этими платежами, поступает в региональные бюджеты, которые, к сожалению, в подавляющем большинстве находятся в плачевном состоянии – только в 4 из 89 имеется профицит, остальные в минусе. Поэтому, мысль пополнить эти бюджеты дополнительными суммами может показаться заманчивой.

В этом случае, хотелось бы напомнить, что конечной целью наказания нарушителей ПДД является все-таки повышение безопасности движения, снижение травматизма и смертности на дорогах, уменьшение ущерба от аварий и заторов. А для наполняемости бюджетов необходимо изыскивать иные источники.


Напомним, что возможность 50%-го снижения суммы административного штрафа за нарушение ПДД при его уплате в течение 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа появилась у водителей с 1 января 2016 года. Это правило не касается случаев повторного управления не зарегистрированным в установленном порядке транспортным средством, управления транспортным средством нетрезвым водителем, невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, повторное превышения скорости движения транспортного средства и т. д. (ст. 1 Федерального закона от 22 декабря 2014 г. № 437-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения").

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

Читайте также:

МВД России разъяснило некоторые вопросы, связанные с проведением водительского экзамена

МВД России разъяснило некоторые вопросы, связанные с проведением водительского экзамена

Так, при отсутствии возможности во время проведения экзамена продемонстрировать навыки обгона или опережения экзаменатор не вправе выставить оценки "не сдал".

Действие программы льготного автокредитования продлено до конца текущего года

Программа льготного автокредитования продлена до конца текущего года

Максимальная стоимость автомобиля по льготному кредиту увеличена с 1,15 млн до 1,45 млн руб.

Столичная система автоматической передачи данных о превышении скорости в Госавтоинспекцию переведена на постоянный режим работы

Система автоматической передачи данных о превышении скорости в Госавтоинспекцию переведена на постоянный режим работы

Действующие в Москве комплексы отслеживают автомобили, превышающие скорость более чем на 60 км/ч.

Энциклопедия судебной практики системы ГАРАНТ пополнилась новым разделом о нарушениях в области дорожного движения

"Энциклопедия судебной практики" системы ГАРАНТ пополнилась новым разделом о нарушениях в области дорожного движения

В нем приведена судебная практика, в том числе по таким правонарушениям как превышение скорости и управление транспортным средством в состоянии опьянения.