Новости и аналитика Новости Управляющим компаниям могут запретить выставлять счета за коммунальные услуги

Управляющим компаниям могут запретить выставлять счета за коммунальные услуги

Законопроект1, подготовленный Минстроем России, обсуждался на прошлой неделе в Совете Федерации в рамках круглого стола "О принципах создания регионального единого расчетного центра для расчетов за жилищно-коммунальные услуги (модельного оператора расчетов)".

Основная цель инициативы, как отметил член Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Липатов, – это создание прозрачной системы расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги, а также обеспечение гарантированного поступления на счета ресурсоснабжающих организаций денежных средств, уплаченных потребителями за предоставление коммунальных услуг.

Для достижения этой цели законопроектом предусмотрено, что договоры ресурсоснабжения заключаются поставщиками услуг непосредственно с собственниками помещений в многоквартирном доме, а плата за жилищно-коммунальные услуги будут осуществляться через региональный единый информационно-расчетный центр (далее – ЕИРЦ). Таким образом, расчетный центр возьмет на себя обязанности управляющих организаций по начислению платы, печати платежных документов, приему платежей, распределению денежных средств среди ресурсоснабжающих организаций и централизованной работе с неплательщиками коммунальных услуг. Форма платежного документа будет представлять собой свод платежек за все коммунальные услуги, а информация, которая будет в нем содержаться, позволит обеспечить зачисление средств, внесенные гражданами в качестве платы за коммунальные услуги, непосредственно на расчетные счета конечных получателей.

Также, по словам заместителя директора Департамента ЖКХ Минстроя России Елены Солнцевой, одной из причин внесения этой законодательной инициативы послужили и участившиеся случаи банкротства управляющих организаций. "Система расчетов населения за коммунальные услуги сейчас такова, что денежные средства поступают ресурсоснабжающим организациям от управляющих компаний со значительной задержкой или вовсе не поступают, - отмечает она. – "Общий объем накопленной задолженности в сфере ЖКХ, в том числе поставщикам энергоресурсов, превышает 950 млрд руб."

Отметим, что в настоящее время деятельность ЕИРЦ законодательно не регулируется ни Жилищным кодексом, ни Гражданским кодексом. Так, в Жилищном кодексе определена лишь обязанность производить плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации владельцами жилых помещений в многоквартирных домах (ст. 153 Жилищный кодекс РФ).

Вместе с тем, из материалов круглого стола, имеющихся в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ, следует, что во многих регионах России
(г. Москва, Московская область, Ленинградская область, г. Казань) ЕИРЦ уже созданы. Однако, как отметил Юрий Липатов, в работе существующих расчетных центров имеются недостатки. Так, по его словам, нередко выявляются ошибки при формировании платежных документов, отсутствует прозрачность расчетов, недостаточно активно ведется работа по возврату дебиторской задолженности, существуют перебои в функционировании личных кабинетов пользователей.

Вместе с тем в Московской области работа по внедрению расчетных центров началась еще в 2013 году и, по словам министра ЖКХ Московской области Евгения Хромушина, собираемость платежей с момента внедрения системы ЕИРЦ достигает 100%. Однако, министр отметил позицию жителей многоквартирных домов, которые не доверяют расчетам, если они осуществлены частной компанией, в какой организационно-правовой форме бы они ни были представлены . "Граждане хотят, чтобы за организацию, которая осуществляла расчет коммунальных платежей, отвечала муниципальная или региональная власть", – подчеркнул министр. – Поэтому в состав ЕИРЦ должна входить государственная структура, например, по примеру Подмосковья" [блокирующий пакет (25,1%) ООО "МосОблЕИРЦ" принадлежит ГУП МО "Коммунальные системы Московской области". – Ред.].

Елена Солнцева пояснила, что организации, которые будут выполнять функции ЕИРЦ, могут быть отобраны на конкурсной основе органом государственной власти субъекта или же учреждены непосредственно им. В этом случае субъект федерации будет нести субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ЕИРЦ своих обязанностей.

Какие документы необходимо предоставить гражданину в управляющую организацию для перерасчета размера платы за коммунальные услуги за период временного его отсутствия? Узнайте ответ из материала "Перерасчет платежей при временном отсутствии жильцов" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области – председатель комитета финансов Роман Марков, в свою очередь, поделился опытом работы созданных в области ЕИРЦ, которым к настоящему времени передали полномочия по расчету, начислению и распределению денежных средств, перечисляемых гражданами за коммунальные услуги, более 130 управляющих организаций. В связи с этим представитель региона предложил предусмотреть в законопроекте возможность продолжения работы уже созданных центров. "На уровне региона нами очень много затрачено средств и сил для создания этой системы, и хотелось бы, чтоб как минимум три года была возможность этим центрам работать без процедуры отбора", – предложил Роман Марков.

Заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко положительно оценил практику регионов по внедрению ЕИРЦ, отметив необходимость учесть их предложения при рассмотрении законопроекта.

Законопроект планируется внести в Госдуму в текущую весеннюю сессию. 

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

 Читайте также:

novostrojki-budut-oborudovatsya-sistemami-avtomaticheskogo-regulirovaniya-otopleniya-i-ventilyacii-v-zavisimosti-ot-temperatury-vozduha-

Новостройки будут оборудоваться системами автоматического регулирования отопления и вентиляции в зависимости от температуры воздуха

Это же требование закрепляется и в отношении капремонта всех зданий за исключением жилых.

Когда бездействует управляющая компания…

Российский рынок жилищно-коммунальных услуг, к сожалению, имеет ряд недостатков, вызванных как несовершенством нормативной правовой базы, так и недостаточной правовой грамотностью населения. Все это приводит к тому, что некоторые управляющие компании частично или полностью не исполняют свои обязанности, а жильцы, не зная своих прав, получают ответы-отписки из различных инстанций и не могут ничего сделать. Наш эксперт разобрался, какие обязанности возложены на управляющие компании и на примерах судебной практики показал, что отстоять свои права в суде, реально.

Вред имуществу в результате перепада напряжения в электросети: кто виноват?

ВС РФ возложил бремя доказывания непричастности к причиненному ущербу имуществу на энергоснабжающую организацию, в то время как апелляция посчитала, что потребитель должен доказать вину энергетиков.

 

______________________________

1 С текстом законопроекта "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (о переходе к новой системе договорных отношений между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями)" и материалами к нему можно ознакомиться на официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения http://regulation.gov.ru/projects#npa=60412.