Новости и аналитика Новости За хулиганство на транспорте может быть установлена уголовная ответственность

За хулиганство на транспорте может быть установлена уголовная ответственность

За хулиганство на транспорте может быть установлена уголовная ответственностьС 2011 года обсуждается вопрос о необходимости ужесточения ответственности для так называемых авиадебоширов, в том числе о привлечении их к уголовной ответственности. Однако до сих пор ни один из внесенных законопроектов не прошел дальше первого чтения. При этом высказывались мнения и о том, что более серьезное наказание должно применяться к тем, кто создает угрозу безопасной эксплуатации всех транспортных средств, а не только воздушных судов. Законопроект1, предусматривающий введение в Уголовный кодекс соответствующего квалифицированного состава хулиганства, будет рассмотрен 19 января на заседании Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству (далее – Комитет).

Комитет поддерживает данную инициативу, поскольку хулиганские действия на транспорте как источнике повышенной опасности представляют гораздо большую общественную опасность, чем простое хулиганство, совершенное, например, на улице, сообщил председатель Комитета Павел Крашенинников в ходе пресс-конференции, посвященной планам его работы на весеннюю сессию, которая состоялась вчера в МИА "Россия сегодня". По его словам, наказание за данное преступление должно составлять до пяти лет лишения свободы, до семи лет – если совершено группой лиц, до десяти лет – если применены взрывчатые вещества. При этом речь идет не только о самолетах, поездах и водных судах, но и общественном транспорте, в том числе метрополитене.

На этом же заседании предполагается рассмотреть и рекомендовать к принятию во втором чтении резонансный законопроект2 о декриминализации побоев в отношении близких лиц. Напомним, с июля прошлого года побои и другие насильственные действия, которые совершены впервые и не причинили вреда здоровью потерпевшего, за исключением случаев их нанесения близким лицам, а также из хулиганских или экстремистских побуждений, считаются административными правонарушениями (ст. 6.1.1 КоАП РФ, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 326-ФЗ). Указанный законопроект предусматривает, что основанием отнесения впервые нанесенных побоев к преступлениям может являться только факт их совершения из хулиганских побуждений или по экстремистским мотивам.

В ходе обсуждения документа на общественных площадках предлагались различные поправки, например: оставить в УК РФ более ограниченный по сравнению с установленным сейчас перечень близких лиц и считать преступлением побои в отношении беременных женщин и малолетних детей. Однако Комитет, по словам Павла Крашенинникова, будет отстаивать закрепление в законодательстве первоначальной инициативы ВС РФ (именно Суд предложил декриминализировать ряд преступлений небольшой тяжести): все впервые совершенные побои, не причинившие вреда здоровью потерпевшего, считать административными правонарушениями, а повторное их нанесение – преступлением.

Кроме того, до конца января Комитет планирует рассмотреть законопроект3, упрощающий процедуру снятия запрета на выезд за рубеж должников, которые уплатили задолженность по исполнительному документу (16 декабря прошлого года был принят в первом чтении). Документ предполагает возможность снятия ограничения на выезд из России не только тем судебным приставом, который его установил, но и судебным приставом – сотрудником центрального аппарата ФССП России (соответствующее поручение будет включаться в само постановление о временном ограничении на выезд). Последний должен будет вынести постановление о снятии запрета на выезд в форме электронного документа не позднее чем на следующий день после внесения информации об уплате задолженности по исполнительному документу в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. Экземпляры данного документа необходимо будет направить сотруднику территориального подразделения ФССП России, установившему ограничение, в территориальное подразделение органа, осуществляющего контроль в сфере миграции, и в пограничные органы.

Это позволит сократить время получения и проверки информации о погашении задолженности судебным приставом-исполнителем, а соответственно, избежать проблем с выездом добросовестно ее уплативших граждан, подчеркнул Павел Крашенинников. При этом он сообщил, что Комитет выступает за увеличение суммы задолженности, влекущей ограничение на выезд, с 10 тыс. до 30 тыс. руб., за исключением неисполнения обязательств по уплате алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, а также имущественного ущерба или морального вреда, причиненного преступлением.

В качестве еще одного приоритетного для рассмотрения в ближайшее время документа председатель Комитета назвал законопроект4, направленный на совершенствование наследственного права (принят в первом чтении 7 июня прошлого года). Он предполагает введение трех новых способов распоряжения наследственной массой:

  • составление совместного завещания супругов. Предполагается, что в нем будет прописан порядок перехода прав на общее имущество супругов или имущество каждого из них в случае смерти одного из супругов либо обоих, возможные обременения этого имущества и т. д.
  • заключение наследственного договора между потенциальным наследодателем и потенциальным наследником. Согласно законопроекту в нем можно будет не только указывать, кому и как переходят права на имущество наследодателя после его смерти, но и устанавливать обязанность наследников по совершению определенных действий имущественного или неимущественного характера. "В случае заключения такого договора уйдет проблема так называемого лежачего наследства, которая особенно проявляется в бизнесе, где за шесть месяцев [со дня открытия наследства до выдачи свидетельства о праве на него. – Ред.] многое растаскивается и от наследственной массы мало что остается", – пояснил Павел Крашенинников.
  • учреждение наследственного фонда. Аналог зарубежных благотворительных наследственных фондов (один из самых известных – фонд Нобеля). Предлагается законодательно закрепить возможность создания юрлица, которое после смерти его учредителя будет управлять имуществом и направлять полученные средства на благотворительную деятельность или оказание поддержки гражданам и организациям.

Таким образом, Комитет нацелен на то, чтобы не затягивать рассмотрение важнейших законопроектов, отметил его председатель. Немаловажно, что в настоящее время ведется работа по упорядочению процедуры их внесения в нижнюю палату парламента. Так, постепенно принимаются законы о корректировке кодексов отдельными законодательными актами. С 24 июля 2015 года такое правило действует в отношении УК РФ и УПК РФ (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 266-ФЗ), с 9 января текущего года – в отношении ГК РФ. При этом важно получение профессиональных отзывов на подобные акты, подчеркнул Павел Крашенников. Для законопроектов о внесении поправок в Уголовный кодекс соответствующее требование уже установлено – в случае поступления их в Госдуму без официальных отзывов Правительства РФ и ВС РФ они считаются невнесенными (ст. 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации"). Поэтому Комитет поддерживает идею закрепления аналогичного положения и для УПК РФ.

Стоит отметить, что речь идет не о законопроекте, внесенном заместителем председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Еленой Мизулиной и предусматривающем необходимость получения отзывов на проект изменений в Уголовно-процессуальный кодекс от ВС РФ, Генеральной прокуратуры РФ и ФПА России. "Мы не будем в законе говорить о получении отзывов Федеральной палаты адвокатов РФ, Федеральной нотариальной палаты и любого другого СРО. Это, безусловно, профессиональные органы, нам нужно знать их точку зрения, но не в таком порядке", – пояснил Павел Крашенинников. Так что поддержку, скорее всего, получит предусматривающий необходимость получения отзыва ВС РФ на проект поправок в кодекс, внесенный в Госдуму еще в 2007 году и рекомендованный к принятию в первом чтении в октябре 2016 года (законопроект № 894-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Читайте также:

Не исключено, что Госдума не будет рассматривать законопроекты совмещенно во втором и третьем чтениях

Возможно, Госдума не будет рассматривать законопроекты совмещенно во втором и третьем чтениях

Предлагается, что таким образом удастся избежать формального подхода при рассмотрении инициатив.

В российское законодательство могут ввести институт совместного завещания супругов

В российское законодательство могут ввести институт совместного завещания супругов

Также предлагается разрешить наследодателю заключать наследственный договор с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию.

Правительство предлагает не допускать к сдаче экзамена на вождение должников по исполнительным документам

Правительство предлагает не допускать к сдаче экзамена на вождение должников по исполнительным документам

А общественники уверены, что для применения такого ограничения должна быть установлена минимальная сумма долга.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 572517-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

2 С текстом законопроекта № 26265-7 "О внесении изменений в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

3 С текстом законопроекта № 3171-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

4 C текстом законопроекта № 801269-6 "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.