Налоговое обозрение

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Вводится заявительный порядок возмещения НДС
Федеральным законом предусмотрен заявительный порядок возмещения НДС. Он представляет собой зачет (возврат) суммы налога, заявленной к возмещению в декларации, до завершения проводимой на ее основе камеральной налоговой проверки.
Воспользоваться данным порядком могут организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная за 3 предшествующих календарных года, составляет не менее 10 млрд руб.; а так же налогоплательщики, предоставившие банковскую гарантию. Она должна предусматривать обязательство банка внести за плательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения в заявительном порядке, если соответствующее решение будет отменено. Заявление о применении порядка подается в налоговый орган не позднее 5 дней со дня подачи декларации. Решение о возмещении или об отказе принимается также в течение 5 дней. Возможен зачет и (или) возврат заявленной суммы.
Если возмещенная сумма налога превысит ту, которая подлежит возмещению по результатам налоговой проверки, решения о возмещении, а также о зачете и (или) возврате отменяются в части суммы, не подлежащей возмещению. Соответствующая сумма возвращается в бюджет. Разработан порядок уплаты банком этой суммы по банковской гарантии (если налогоплательщик не уплатит ее).
Сокращен перечень документов, необходимых для освобождения от НДС реализации товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. Исключена выписка банка.
См. Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость".
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Усовершенствован механизм исчисления НДС, НДФЛ и налога на прибыль по операциям с деривативами
Изменения касаются исчисления НДС, НДФЛ и налога на прибыль по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (деривативами) и по операциям РЕПО. В Законе о рынке ценных бумаг закрепляются понятия финансового инструмента, производного финансового инструмента, договора РЕПО.
Производным финансовым инструментом признается договор (кроме РЕПО), содержащий одну или несколько из следующих обязанностей: уплачивать деньги в зависимости от изменения цен, курса валюты, уровня инфляции и т.д.; купить или продать ценные бумаги, валюту, товар либо заключить договор, являющийся производным финансовым инструментом; передать ценные бумаги, валюту, товар в собственность другой стороне не ранее третьего дня после заключения договора.
Согласно поправкам в определенных случаях при приобретении ценных бумаг по первой или второй части РЕПО материальная выгода, облагаемая НДФЛ, не возникает. Установлены особенности определения налоговой базы по НДФЛ по операциям РЕПО с ценными бумагами, по операциям займа ценными бумагами. Предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ при переносе на будущее убытков от операций с ценными бумагами и деривативами (в отношении убытков, полученных начиная с 2010 года).
При налогообложении прибыли клиринговых организаций теперь не учитываются доходы и расходы от операций с финансовыми инструментами, обеспечивающими клиринг. Уточнен порядок налогового учета по срочным сделкам при методе начисления, а также по операциям РЕПО.
См. Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, кроме отдельных положений.

При реализации гражданам коммунальных услуг ТСЖ и управляющие компании теперь не должны платить НДС
Расширен перечень операций, освобождаемых от обложения НДС.
Речь идет об операциях по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими компаниями, ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребкооперативами.
Сюда же относятся операции по реализации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых перечисленными организациями. Освобождение от обложения НДС действует, если указанные работы (услуги) были приобретены у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии и газоснабжающих организаций, юр. лиц и ИП, непосредственно выполняющих (оказывающих) их.
Также в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонтов общего имущества в многоквартирном доме.
См. Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

Пересмотрен перечень технологического оборудования, ввоз которого не облагается НДС
Из перечня исключен ряд позиций. В их числе – элеваторы и конвейеры непрерывного действия для товаров или материалов, предназначенные для подземных работ, погрузчики одноковшовые фронтальные, печи и камеры, действующие на основе явления индукции, машины для сварки встык.
Одновременно включены: агрегат горячего цинкования, автоматическая линия по производству колесных пар, пятиклетьевой стан непрерывной холодной прокатки, совмещенный с травильным агрегатом, линии по производству хлебопекарных дрожжей, кровельного картона из волокнистых целлюлозных материалов. Указаны соответствующие коды ТН ВЭД РФ. См. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. N 960 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость".

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ

Изменены правила формирования ставок транспортного налога и установлены ставки акцизов на 2010 – 2012 годы
Базовые ставки транспортного налога, утвержденные НК РФ, не изменились. Однако региональным органам власти предоставлено право увеличивать (уменьшать) их максимально в 10 раз (ранее – в 5 раз). Дифференцированные ставки транспортного налога будут устанавливаться в зависимости от года выпуска транспортного средства и (или) его экологического класса (ранее – с учетом срока полезного использования).
Ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно и свыше 9% увеличатся в 2012 году до 230 и 254 руб. соответственно. Ставки акцизов на натуральные вина повысятся до 6 руб. за литр. Ставки акцизов на пиво с долей спирта от 0,5 до 8,6% возрастут в этот период с 9 до 12 руб., а на пиво с долей спирта более 8,6% – с 14 до 21 руб.
В 2012 году минимальная ставка акцизов на сигареты с фильтром составит 375 руб., на сигареты без фильтра и папиросы – 305 руб. Ставки акциза на сигариллы, биди, кретек будут увеличены до 530 руб.
Таким образом, акцизы на вино и слабый алкоголь повышаются в среднем на 30%, на крепкое пиво – на 50%, на табачные изделия – на 40%. Также установлены новые сроки уплаты акцизов.
См. Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 282-ФЗ "О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Как налоговые инспекции должны отвечать на письменные просьбы налогоплательщиков о подтверждении факта применения ими УСН или ЕСХН?
Налоговый кодекс не предусматривает принятие налоговым органом каких-либо решений по заявлениям налогоплательщиков о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН) или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Таким образом, у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомлений о возможности или невозможности применять УСН или ЕСХН.
Однако, если в инспекцию ФНС России поступает письменное обращение налогоплательщика с просьбой подтвердить факт применения им УСН, то налоговому органу следует в произвольной форме в общеустановленные сроки письменно проинформировать налогоплательщика, что на основании представленного им заявления он применяет УСН (с начала года либо с даты постановки на учет в налоговом органе). В данном случае нужно руководствоваться Административным регламентом ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков. Так, сведения предоставляются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения налогоплательщика. Если письменное обращение подается лично, максимальное время ожидания в очереди составляет 30 минут.
Аналогичный подход должен применяться и в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, подавших заявление о переходе на ЕСХН.
См. Письмо Федеральной налоговой службы от 4 декабря 2009 г. N ШС-22-3/915@ "Об информировании налогоплательщиков о праве применения упрощенной системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога".

СОВЕТ:   Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: право применения УСН и ЕСХН

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Граждане смогут платить налоги за недвижимость исходя из стоимости принадлежащей им доли
Основываясь на позиции Конституционного Суда РФ, Минфин России рекомендовал налоговым органам начиная с 1 января 2008 года исчислять налог на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, к которым относятся жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. В результате граждане, владеющие имуществом на праве совместной или общей долевой собственности, были вынуждены платить налоги с учетом полной стоимости всего объекта недвижимости, а не стоимости своей доли.
Принятые поправки направлены на обеспечение справедливого распределения налоговой нагрузки на собственников имущества. Так, перечень объектов налогообложения дополнен долями в поименованных видах имущества. Это позволит гражданам уплачивать налоги исходя из стоимости действительно принадлежащего им имущества (т. е. доли), а не всего объекта недвижимости. Кроме того, этой норме придана обратная сила – ее действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Также в перечень объектов налогообложения включены комнаты.
Уточнен порядок уплаты налога за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких лиц без определения долей. До внесения изменений в таких случаях налог мог уплачиваться одним из собственников (по соглашению между ними) либо всеми собственниками в равных долях (в отсутствие соглашения). В целях соблюдения принципа равенства налогообложения норма об уплате налога по соглашению исключена.
При этом установлено, что стоимость доли в праве общей долевой собственности определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. В отсутствие определенных долей каждый собственник уплачивает налог со стоимости, разделенной на количество собственников.
См. Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Изменился порядок уплаты налога на имущество, входящее в Единую систему газоснабжения
Изменения касаются налогообложения имущества, входящего в Единую систему газоснабжения (ЕСГ).
Теперь в отношении движимого и недвижимого имущества, входящего в ЕСГ, налог уплачивается в бюджет того региона, в котором оно фактически находится. Фактическим местом нахождения имущества признается территория региона, в котором осуществляются добыча, транспортировка, хранение и (или) поставки газа. Прежде такой порядок применялся только в отношении недвижимости. Налог на движимое имущество должен был перечисляться в бюджет по месту нахождения собственника (ОАО "Газпром"), т.е. в бюджет г. Москвы.
Предусмотрено, что налоговая база определяется в целом по субъекту РФ.
См. Федеральный закон от 28 ноября 2009 г. N 284-ФЗ "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ В ПФР И ФОНДЫ ОМС

Как с нового года следует заполнять платежки на перечисление страховых взносов?
С 1 января 2010 года единый социальный налог (ЕСН) заменяется страховыми взносами на конкретные виды социального страхования.
В связи с этим ПФР направил памятку по заполнению расчетных документов на перечисление страховых взносов в ПФР и фонды ОМС с указанной даты. Она предназначена для руководителей и работников бухгалтерских служб организаций и предприятий.
Платежные поручения на перечисление страховых взносов в указанные фонды оформляются плательщиками при перечислении платежей со своих счетов. При этом по каждому виду платежа должны оформляться отдельные платежные поручения. Приводятся образцы их заполнения.
См. Письмо Департамента организации администрирования страховых взносов Пенсионного фонда РФ от 8 декабря 2009 г. N 30/187 "Образцы заполнения платежных поручений и коды КБК".

СОВЕТ:   Чтобы найти этот документ в системе ГАРАНТ, введите в строке Базового поиска: 30/187


Вести Гаранта. Специальное издание для пользователей системы ГАРАНТ.
Учредитель - ООО НПП "Гарант-Сервис". Главный редактор - Пивоваров Ю.С.
Адрес редакции: 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, д.1, стр.77, Центр информационных технологий МГУ.
Зарегистрировано Росохранкультуры 13.03.2006, рег. N ФС77-23665.
© ООО НПП "Гарант-Сервис", 2009. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.