Новости и аналитика Интервью Бизнес-перепись 2016 года: порядок и особенности ее проведения

Бизнес-перепись 2016 года: порядок и особенности ее проведения

Кевеш

Предлагаем ознакомиться с видеозаписью интернет-конференции.

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя – статс-секретаря – заместителя руководителя Федеральной службы государственной статистики Кевеша Александра Львовича.

Тема интернет-интервью: "Бизнес-перепись 2016 года: порядок и особенности ее проведения".

Уважаемый Александр Львович, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.

Так же, позвольте напомнить, что наше сегодняшнее интернет-интервью транслируется в он-лайн режиме на правовом портале www.garant.ru. На мероприятии так же присутствуют представители федеральных и региональных СМИ, которые в онлайн-режиме смогут задать все интересующие их вопросы.

Ведущая: Александр Львович, позвольте задать первый вопрос. В чем стратегическая цель проведения Сплошного статистического наблюдения?

Кевеш А. Л.: Всем добрый день! Сплошное статистическое наблюдение за субъектами малого и среднего предпринимательства проводится для уточнения экономической ситуации в стране, получения максимально полной и достоверной информации о положения дел в малом и среднем бизнесе России. 

Масштабное обследование 2016 года планирует охватить во всех регионах России, по предварительным данным, 2,8 миллиона малых предприятий, 3,5 миллиона индивидуальных предпринимателей и 16 тысяч средних предприятий,

Государство хочет выяснить, какой реальной экономической силой и потенциалом обладает малый и средний бизнес в России в целом и в каждом отдельном субъекте Российской Федерации, в частности.

Результаты обследования дадут информационно-статистическую базу для совершенствования мер господдержки национального делового сообщества. А сами предприниматели получат более четкое представление о конкурентной среде, заметят незанятые ниши, увидят возможности для реализации инновационных проектов, в том числе с использованием государственной помощи.

За последнее время изменились критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого и среднего бизнеса, как по предельному значению выручки – для средних предприятий это теперь 2 миллиарда рублей в год, для малых – 800 миллионов, для микро – 120 миллионов, так и по структуре уставного капитала (для юридических лиц) – увеличивается порог участия иностранных фирм, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства с 25 до 49 процентов.

Что касается числа занятых, то с момента проведения в 2010 году предыдущей сплошной бизнес-переписи, этот второй ключевой критерий не менялся. Как и прежде, на средних предприятиях работают до 250 человек включительно, на малых – до 100 и на микро – до 15-ти. Естественно, все эти субъекты бизнеса ведут свою деятельность исключительно на коммерческой основе и не могут существовать за счет средств бюджета и общественных организаций.

Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет.

Ведущая: На какие этапы разбит весь процесс подготовки и проведения Сплошного статистического наблюдения, последующей обработки и обнародования информации?

Кевеш А. Л.: Росстатом был разработан и в июне текущего года утвержден и размещен на сайте Росстата www.gks.ru в сети "Интернет" статистический инструментарий, который включает в себя формы статистической отчетности или опросные листы и указания по их заполнению. В октябре типографский тираж статистического инструментария был разослан в территориальные органы статистики для дальнейшего обеспечения ими респондентов – хозяйствующих субъектов – малых- и микропредприятий и индивидуальных предпринимателей, подлежащих обследованию.

Ведущая: На какие этапы разбит весь процесс подготовки и проведения Сплошного статистического наблюдения, последующей обработки и обнародования информации?

Кевеш А. Л.: Росстатом был разработан и в июне текущего года утвержден и размещен на сайте Росстата www.gks.ru в сети "Интернет" статистический инструментарий, который включает в себя формы статистической отчетности или опросные листы и указания по их заполнению. В октябре типографский тираж статистического инструментария был разослан в территориальные органы статистики для дальнейшего обеспечения ими респондентов – хозяйствующих субъектов – малых- и микропредприятий и индивидуальных предпринимателей, подлежащих обследованию.

В первой декаде ноября территориальные органы статистики сформировали предварительные списки хозяйствующих субъектов, подлежащих сплошному наблюдению.

С 16-го ноября временный персонал, привлекаемый для выполнения работ, связанных со сплошным наблюдением малого предпринимательства (регистраторы), отправились по бизнес-центрам, технопаркам и другим местам "массового сосредоточения" фирм, их представительств, чтобы уточнить ситуацию с заявленными фактическими адресами, зафиксировать произошедшие здесь изменения. Вторая главная задача регистраторов – вручение предпринимателям опросных форм, разъяснение порядка их заполнения и направления в территориальные органы Росстата.

До середины декабря будет проведена актуализация списков респондентов с учетом данных, полученных регистраторами.

С середины декабря Росстат начинает рассылку опросных форм путем почтовых отправлений тем респондентам, кого не обошли регистраторы, но кто имеет зарегистрированное предприятие.

В феврале 2016-го Росстат будет выдавать бланки тем, кто зарегистрируется в ноябре-декабре 2015 г.

До первого апреля 2016 – респондент должен сдать в территориальные органы Росстата заполненные бланки форм Сплошного наблюдения. Это связано со сроком предоставления бухгалтерской отчетности за предыдущий год. Чтобы респонденты могли дать более точные цифры.

Вся информация будет поступать в 85 территориальных органов Росстата (по числу субъектов Федерации). Там бланки отсканируют и информацию в электронном виде отошлют в федеральный центр. На федеральном уровне будут формироваться итоги сплошного наблюдения.

Декабрь-2016 – подведение, оформление и публикация предварительных итогов.

Июнь-2017 – обнародование окончательных результатов сплошного наблюдения, с подробными данными по всей стране.

Ведущая: На какой основе формируются списки хозяйствующих субъектов, подлежащих "сплошному наблюдению"?

Кевеш А. Л.: Информационной основой формирования совокупности хозяйствующих субъектов, подлежащих сплошному наблюдению, является Статистический регистр Росстата.

Статистический регистр Росстата (далее – Статрегистр) является базой данных об организациях, созданных на территории Российской Федерации, индивидуальных предпринимателях, являющихся объектами сплошного наблюдения.

В каталог субъектов малого и среднего предпринимательства, сформированный на основе Статрегистра, подгружается информация о перечне налогоплательщиков, полученного из ФНС. Кроме того, для полноты картины в нее привлекаются данные Реестра получателей государственной поддержки, и информация из других административных источников.

Ведущая: Зачем на время подготовки к переписи Росстат прибегает к помощи "регистраторов"? Кто эти люди? Где ждать их появления? Каковы их функции? Как можно будет отличить "настоящих" регистраторов от самозванцев?

Кевеш А. Л.: Малый и средний бизнес очень подвижен – часто меняет фактические адреса. Кроме того, с момента последней подобной переписи 2010 года часть бизнесменов могла просто закрыть свое дело или перерегистрировать его. Поэтому у Росстата и появились регистраторы. Это временные наемные работники, задача которых, начиная с ноября 2015 года, обходить бизнес-центры, технопарки, бизнес-инкубаторы и другие места массового сосредоточения фирм и индивидуальных предпринимателей для уточнения места фактического ведения деятельности и вручения им комплекта статинструментария (форм наблюдения и указаний по их заполнению).

Регистраторы зафиксируют, какие фирмы остались в прежних офисах, какие переместились и какие въехали вместо них. Но статинструментарий передадут всем, кто подойдет под критерии малого бизнеса. Ничего страшного – другие регистраторы обнаружат переехавшие фирмы по другим адресам.

И никаких интервью с предпринимателями. Регистраторы только вручат им бланки и указания, и напомнят, до какого срока их надо заполнить и куда переслать.

У всех регистраторов будут удостоверения, подписанные руководителем Росстата Александром Суриновым. Должно быть понятно, что эти люди пришли от имени государства, но без каких-либо проверок или фискальных задач.

Органы внутренних дел на местах предупреждены об общенациональной бизнес-переписи, организуемой Росстатом, и роли в ней регистраторов. Это поможет избежать недопонимания, конфликтных ситуаций с бизнесом, а также отсечь самозванцев, которые могут действовать под видом представителей статистического ведомства.

Ведущая: Как выглядят опросные листы? Они едины для малых предпринимателей и индивидуалов? Если есть отличия, то существенны ли они и в чем заключаются? Где можно предварительно ознакомиться с этими документами? Что конкретно будет интересовать Росстат?

Кевеш А. Л.: Участникам переписи предложат заполнить простые анкеты. Они уже размещены на сайте Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru. Их две – "Форма МП" для малых предприятий-юридических лиц и "Форма 1-предприниматель" – для индивидуальных предпринимателей. При этом опросники унифицированы и действуют независимо от того, в какой сфере и каком регионе предприниматель осуществляет свою деятельность.

Вопросы анкеты содержат следующие информацию: адрес (место нахождения) субъекта малого и среднего бизнеса, виды его экономической и параметры производственной деятельности (выручка, расходы), а также стоимость и состав основных средств, размеры и направления инвестиций в основной капитал, количество работников и начисленная им заработная плата.

Отдельная группа вопросов связана с господдержкой. Росстат спросит, была ли она оказана и если да, то в каком виде, и что вообще предприниматель знает о ней. Раньше такого пункта не было. Его предложило Минэкономразвития.

Ведущая: Каким образом предприниматели получат опросные листы? Куда и как они должны отправлять заполненные бланки? Как предполагается использовать для этих целей Интернет?

Кевеш А. Л.: Хозяйствующие субъекты, участвующие в Сплошном наблюдении, получат соответствующие формы и инструкции по их заполнению по почте по адресам их регистрации (фактического местонахождения).

Кроме того, многим лично вручат пакеты с документами регистраторы.

Респонденты, имеющие электронные адреса получат электронные письма. Это удобнее всего, но закон при регистрации бизнеса не обязывает собственника сообщать свой е-майл.

В соответствии с законодательством Российской Федерации представление заполненных отчетов хозяйствующими субъектами может производиться как на бумажном носителе почтовым методом или курьером, так и путем заполнения электронных версий отчетов на сайтах территориальных органов Росстата. При наличии соответствующих информационно-технических средств эти сведения могут направлены в Росстат через сайты специальных операторов связи, предоставляющих услуги защищенного электронного документооборота.

Ведущая: Каким образом предприниматели получат опросные листы? Куда и как они должны отправлять заполненные бланки? Как предполагается использовать для этих целей Интернет?

Кевеш А. Л.: Программа Сплошного наблюдения предполагает получение ответов на все предложенные вопросы. Только таким образом можно воссоздать достоверную картину о положении малого и среднего бизнеса в России и на основании этих данных принимать эффективные государственные решения в сфере поддержки и развития предпринимательства.

Проигнорировав часть вопросов, участник переписи, тем самым, будет способствовать возникновению неполной, неточной информации, что впоследствии может косвенно отразиться и на развитии его бизнеса. Тем не менее, в случае, если предприниматель не ответит на какой-то вопрос, никакие санкции к нему применяться не будут.

Ведущая: Зачем введена группа вопросов о государственной поддержке? Чтобы напомнить бизнесу о том, что таковая существует в принципе? Или чтобы посоветовать ему прибегать к ней как можно чаще? Кто был инициатором появления этого пункта в опросном листе?

Кевеш А. Л.: Блок вопросов о государственной поддержке в анкетах для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий-юридических лиц появился впервые. Мы спрашиваем, была ли она оказана и если да, то в каком виде, и что вообще предприниматель знает о ней. Раньше такого пункта не было. Ответ респондента напрямую не влияет на возможность получения им государственной поддержки. Сведения просто собираются "из первых рук" для получения статистически достоверной информация. Но в дальнейшем – и это главное – такие данные должны помочь государству принимать более эффективные, взвешенные и адресные решения в области поддержки и развития малого бизнеса.

Безусловно, у государства – свое видение ситуации, но оно хочет узнать и точку зрения бизнеса, особенно малого, чтобы партнерство развивалось более предметно и эффективно. Не исключено, что при анализе результатов переписи ряд позиций потребуют дополнительного обсуждения и осмысления. Например, как помочь бизнесу кардинально решить проблему занятости в регионах? Насколько это снизит там социальную напряженность? Всегда ли социально ответственный и лояльный бизнес получает на льготных условиях землю, помещения, кредиты, возможность участия в местных проектах развития?

Ведущая: Как Росстат будет оценивать достоверность полученной в ходе переписи информации? Какие методики или поправочные коэффициенты для этого существуют? Должны ли предприниматели подтверждать достоверность предоставляемых ими данных какими-то справками или иными документами?

Кевеш А. Л.: Респонденты не обязаны подтверждать достоверность предоставляемых ими данных какими-то отдельными справками или иными документами. Росстат примет от них ту информацию, которую они ему предложат.

Тем не менее, у статистиков есть возможности логического, арифметического и иного контроля этой информации. Например, еще при заполнении формы в электронном виде система, если надо, просигнализирует участнику переписи, что какие-то данные не сходятся. И он будет просто вынужден перепроверить информацию и внести изменения.

Что касается бумажного носителя, то Росстат сам после сканирования проведет формально-логический контроль и корректировку этих показателей. Предположим, специалистов что-то насторожит в данных по конкретному статистически важному предприятию. Тогда они, конечно, пошлют ему повторный запрос.

Если же по какому-то значимому субъекту бизнеса информацию напрямую получить не удается, статистики применяют распространенные в международной практике методы импутирования и авторедактирования. Другими словами, на основе косвенных данных, используя сложный математический аппарат, они "достраивают" необходимые элементы общей картины. Так поступают во всем мире. Потому что невозможно полностью избежать отказов при переписи даже в самой законопослушной стране.

Ведущая: Почему участие в бизнес-переписи обязательно для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей? Какими законами это подтверждается или вменяется и что ждет "уклонистов"?

Кевеш А. Л.: В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" все юридические лица, в том числе субъекты малого предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели), в отношении которых проводятся федеральные статистические наблюдения, обязаны представлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.

В настоящее время согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 года № 195-ФЗ (ред. от 01.10.2015 года.) нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, включая индивидуального предпринимателя, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. При этом даже если штраф уплачен, респонденту все равно будет необходимо предоставить информацию органам статистики.

На самом деле, по практике последней переписи, реальных отказов со стороны предпринимателей было очень мало. И только в единичных случаях применялись штрафы. Росстат считал и считает более важным убеждать "отказников" в том, что перепись важна для них как для бизнесменов.

Тем не менее, в России ко времени проведения очередной переписи в первом квартале 2016 года финансовые санкции для "отказников" могут очень серьезно повыситься. Соответствующий проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях принят Государственной Думой 16 октября текущего года в первом чтении.

Справочно. В 2010 году штраф не превышал 5 тысяч рублей. В 2016-м для должностных лиц он с большой долей вероятности составит от 10 до 20 тысяч, для юридических лиц – от 20 до 70 тысяч рублей. Эти деньги придется заплатить. А затем все-таки ответить на вопросы бизнес-переписи. Для неуступчивых и несознательных предусмотрен повторный штраф – для должностных лиц уже от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических – от 100 до 150 тысяч. При этом если упорное нежелание исполнять закон проявит малое предприятие, то штрафу подвергнется и оно само как юрлицо, и, вдобавок, ее сотрудник, ответственный за предоставление статистических данных. По совокупности выйдет довольно внушительная сумма в несколько сот тысяч рублей, после оплаты которых вновь будет предложено принять участие в переписи.

Ведущая: Какие шаги предпринимает Росстат, чтобы объяснить бизнесу нефискальный характер переписи-2016 и конечную пользу ее результатов для самого предпринимательского сообщества?

Кевеш А. Л.: Сплошное наблюдение действительно не имеет фискальных и любых других целей, кроме составления обобщенной и максимально отражающей реальность отчетности о состоянии российского сектора малого и среднего бизнеса. В конечном счете, данное обследование направлено на подготовку и реализацию наиболее эффективных мер поддержки отечественного предпринимательства, а, значит, проводится в интересах самих хозяйствующих субъектов.

Итоги обследования позволят самому бизнесу увидеть структуру рынка и понять, куда двигаться дальше и какие направления развивать. Такой подход к оценке собственных перспектив - распространенная практика для предпринимателей индустриально развитых стран, где бизнесмены сами являются активными пользователями официальной статистической информации.

С этой целью Росстат проводит широкую кампанию популяризации статистической грамотности и возможностей прикладного использования этих знаний для развития собственного бизнеса.

Ведущая: Почему Росстат полагает, что перед ним бизнес "раскроется" с большей степенью откровенности, чем перед фискалами?

Кевеш А. Л.: Прежде всего потому, что Сплошное наблюдение не ставит целью контроль за деятельностью конкретного хозяйствующего субъекта. Задача Сплошного наблюдения – получить полную и максимально достоверную картину положения малого и среднего бизнеса в России для определения дальнейших возможностей его поддержки и развития в качестве приоритетного сектора экономики. В тоже время Сплошное наблюдение помогает установить конструктивный диалог предпринимателей с государством, то есть они имеют возможность заявить о себе.

Ведущая: Как и чем Росстат может доказать бизнесу, что полученная в ходе переписи информация не перетечет потом к тем же налоговикам или представителям других государственных и негосударственных структур? Как убедить бизнесменов, что их данные не окажутся в разного рода базах (открытых или предназначенных на продажу)? Как на практике будет обеспечена конфиденциальность?

Кевеш А. Л.: Бизнес может быть спокоен. Росстат гарантирует полную конфиденциальность данных, защиту информации, предоставленной участниками Сплошного наблюдения, и отсутствие фискального характера бизнес-переписи.

Личную информацию о респондентах не смогут получить ни местные власти, ни фискальные, ни правоохранительные или контролирующие органы, ни бизнес-сообщество. Кстати, по индивидуальным предпринимателям данные обезличиваются уже при вводе информации в систему Росстата.

Публикация итогов переписи будет осуществляться таким образом, чтобы исключить возможность идентификации отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе косвенной.

Подтверждение защиты первичных данных и их обязательного обезличивания при обработке в статистических целях – юридически обеспечиваются статьей 6 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ "О персональных данных" и статьей 9 Федерального закона от 29.11.2007 №282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

Ведущая: Какие меры наказания предусмотрены для тех, кто все-таки допустит утечку конфиденциальных данных переписи? Для чиновников и для привлеченных работников ответственность будет разная?

Кевеш А. Л.: Обязанность не разглашать конфиденциальные сведения о респондентах предусматривается договорами, заключаемыми с лицами, осуществляющими сбор и обработку данных в рамках Сплошного наблюдения, а в отношении должностных лиц – нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Должностные лица, а также иные лица, которые имели доступ к первичным статистическим данным и допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение либо фальсифицировали эти данные или содействовали их фальсификации, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соответствующие наказания предусмотрены статьями 13.11 и 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, статьями 138 и 183 Уголовного Кодекса Российской Федерации. За разглашение конфиденциальных сведений государственный служащий в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" может быть освобожден от занимаемой должности.

Ведущая: Когда и где будут опубликованы окончательные результаты "сплошного наблюдения"? Будут ли это общие результаты по стране или с разбивкой по субъектам РФ?

Кевеш А. Л.: Первые, предварительные итоги – появятся на сайте Росстата в декабре 2016 года - по основным экономическим показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства как по России, так и по субъектам РФ в группировке по видам экономической деятельности, формам собственности и организационно-правовым формам.

Окончательные, детализированные – в июне 2017 г. С подробной раскладкой по всей стране, по каждому субъекту Российской Федерации, по каждому муниципальному району и городу.

Росстат обещает много интересного для бизнеса. Ведь каждый локальный рынок будет рассмотрен через призму разных видов деятельности. Предприниматели смогут полнее оценить конкуренцию, заметить незанятые ниши, увидеть возможности для инноваций и, конечно, заявить о желании получить государственную поддержку.

Ведущая: Александр Львович, большое спасибо за Ваши ответы!

Теги: