Новости и аналитика Интервью Олег Корнеев: "Сейчас количество нарушений в связи с непроведением конкурсов по отбору управляющих компаний существенно снизилось"

Олег Корнеев: "Сейчас количество нарушений в связи с непроведением конкурсов по отбору управляющих компаний существенно снизилось"

Корнеев ОлегО том, какие проблемы существуют при выборе управляющих компаний для новостроек, и как их решать, в интервью порталу ГАРАНТ.РУ рассказал заместитель руководителя Управления ФАС России по г. Москве Олег Корнеев.

Олег Станиславович, законом установлено, что не позднее двух месяцев со дня выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления обязан провести открытый конкурс по выбору управляющей организации (п. 13 ст. 161 Жилищного кодекса РФ). Насколько эффективно работает эта норма?

Был период, когда данная норма практически не работала. Так, в 2012-2013 годах УФАС России по г. Москве возбудило свыше 720 дел в связи с непроведением конкурсов по отбору управляющих компаний, из них около трети – по новостройкам. В результате рассмотрения данных дел мы выдали более 400 предписаний, обязательных для исполнения, и оштрафовали должностных лиц управ и префектур на общую сумму свыше 3 млн руб. Нарушения были выявлены почти во всех префектурах и управах столицы.

Сейчас количество нарушений в связи с непроведением конкурсов по отбору управляющих компаний существенно снизилось. Так, в 2014 году мы выявили всего 64 нарушения.

В текущем году из всех проверенных нами новостроек в отношении только 10 из них органы местного самоуправления не провели конкурс в установленный срок. По четырем из выявленных домов управы добровольно устранили нарушения в период рассмотрения дела.

С чем связано такое резкое снижение количества нарушений?

Не думайте, что антимонопольная служба перестала работать в этом направлении – мы осуществляли контроль и надзор и продолжаем его осуществлять. Снижение количества нарушений связано с тем, что органы местного самоуправления – управы районов города Москвы – действительно начали выполнять свои обязанности по проведению конкурсов. Это не только наша заслуга – это совместная работа Правительства г. Москвы и Управления ФАС г. Москвы. Кроме того, управы контролируются префектурами административных округов города Москвы.

Жалобы на непроведение конкурсов по отбору управляющих компаний поступают в московское Управление ФАС и сейчас, но их единицы. Эти жалобы означают, что нам доверяют и с нашей помощью граждане пытаются защитить свои права. А количество обращений говорит о том, что проблема на данный момент практически решена. Сейчас, если управа района не провела конкурс, то почти всегда это связано с какой-то возникшей сложностью, например, сам застройщик препятствует его проведению.

До проведения открытого конкурса управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой заключил договор застройщик (п. 14 ст. 161 Жилищного кодекса РФ). Чем опасны "навязанные" застройщиками управляющие организации?

В таких случаях застройщик и управляющая компания часто являются аффилированными лицами. Тарифы у таких компаний в 2-3 раза выше, чем у их конкурентов, а качество услуг оставляет желать лучшего. "Навязанные" застройщиками управляющие организации "любят" доделывать дом за счет жильцов. Кроме того, у застройщика кроме аффилированной управляющей организации, как правило, есть еще "свой" оператор связи. Поэтому жильцам приходится переплачивать не только за содержание и ремонт дома, но и за телевидение, телефонию, Интернет.

Почему жители новостроек не проводят общее собрание и не избирают ту управляющую компанию, которая бы их устраивала?

Когда дом уже заселен и все его жильцы оформили право собственности на квартиры, они вправе в любое время провести общее собрание и решить, кому управлять их имуществом (ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ). Пока новоселы не получили свидетельства о праве собственности, их голоса не могут быть учтены. В период сдачи дома в эксплуатацию все права на управление имуществом находятся "в руках" у застройщиков, которые часто ведут себя недобросовестно и выбирают выгодную им управляющую компанию. Кроме того, жильцы новостройки еще недостаточно знакомы друг с другом, что также мешает им добиться кворума при проведении собрания. Для защиты таких жильцов законодатель и обязал орган местного самоуправления проводить в только что сданных в эксплуатацию новостройках открытые конкурсы по выбору управляющей организации.

А если собственников уже много, что для них лучше: подавать жалобы на орган местного самоуправления с требованием провести открытый конкурс или собраться и выбрать управляющую организацию самим?

Они могут выбрать любой из этих двух вариантов. Но я думаю, что если собственников большинство и они достаточно сплоченные, то имеет смысл проводить собрание. Орган местного самоуправления все же призван помогать "слабым", немногочисленным жильцам, – защищать их от произвола застройщиков и недобросовестных управляющих организаций.

Расскажите, какую работу проводит Управление ФАС России по г. Москве по выявлению новостроек, в которых управа района не провела конкурс по выбору управляющей организации?

Сначала мы делаем запрос в Комитет государственного строительного надзора города Москвы о предоставлении информации по домам, введенным в эксплуатацию за определенный период. Затем сотрудники Управления ФАС России по г. Москве анализируют открытые источники, такие как сайты префектур административных округов, управ районов города, а также Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов.

Если информации о проведенном конкурсе в Интернете нет, то мы возбуждаем дело о нарушении антимонопольного законодательства по ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции". В рамках его рассмотрения мы выясняем, был ли в действительности проведен конкурс по выбору управляющей организации или нет.

Кроме того, мы всегда обращаем внимание на факт размещения извещения о проведении открытого конкурса и сроки проведения конкурса. Если действия органа местного самоуправления все же привели к ограничению конкуренции, то Управление ФАС России по г. Москве выдает предписание об устранении допущенных нарушений и привлекает виновных должностных лиц управы к ответственности в виде штрафа в размере от 15 до 50 тыс. руб. либо дисквалификации на срок до трех лет (ст. 14.9 КоАП РФ). При этом если орган местного самоуправления добровольно устранил нарушения и провел конкурс в установленный нами срок, мы, как правило, прекращаем дело. 

Как жильцам новостройки узнать, в каком порядке была определена действующая управляющая организация?

Эти сведения можно запросить в префектуре административных округов города Москвы, управе районов города Москвы либо в Государственной жилищной инспекции города Москвы. Кроме того, можно поискать такую информацию на официальных сайтах указанных ведомств или на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, как это делаем мы. Органы местного самоуправления обязаны проводить конкурсы открыто, поэтому если конкурс был, найти информацию о его результатах и заключении контракта на управление домом, как правило, не составляет труда.

Куда и в каком порядке могут обратиться собственники новостроек, для которых орган местного самоуправления не провел открытый конкурс по выбору управляющей организации?

К нам – в Управление ФАС России по г. Москве. Передать обращение можно лично, с курьером под расписку, заказным письмом с уведомлением о вручении, по электронной почте с использованием электронной подписи или через Портал государственных услуг в разделе "Органы власти". Чаще всего собственники предварительно запрашивают информацию о проведении конкурса в управе либо префектуре своего района, но в этом нет необходимости – мы можем сами получить все необходимые сведения. При этом для начала проверки достаточно жалобы одного жильца, так что не обязательно писать коллективные обращения.

Вправе ли собственники квартир в новостройках подать жалобу в антимонопольный орган, если они не согласны с ходом проведения или результатами открытого конкурса по выбору управляющей организации?

Да, лицо, законные интересы которого могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, имеет право обжаловать действия организатора торгов в антимонопольный орган. Например, нам подают жалобы в случаях, когда организаторы составляют конкурсную документацию под одну конкретную организацию или не допускают определенные управляющие компании к участию в конкурсе. Управление ФАС России по г. Москве реагирует на такие нарушения и возбуждает дела по ст. 17, ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Могут ли собственники помещений вернуть деньги, уплаченные ими управляющей организации, выбранной застройщиком, если антимонопольная служба установит факт бездействия органа местного самоуправления?

Если "навязанная" застройщиком управляющая компания взимала с жителей незаконные платежи (например, "достраивала" дом за счет новоселов), деньги можно вернуть в порядке гражданского судопроизводства. Управление ФАС России по г. Москве не выдает предписаний о возврате жителям незаконно взысканных средств и тем более не является инициатором такого рода гражданских процессов – антимонопольная служба лишь устанавливает факт нарушения. Однако если наше постановление о привлечении должностного лица к ответственности за ограничение конкуренции станет одним из основных доказательств в суде о нарушении прав граждан – мы будем только рады.

 

 Документы по теме:

 Читайте также:
 Новости по теме:

 
 

Материалы по теме:

Собственники помещений vs управляющая компания: кто кого?

Собственники помещений vs управляющая компания: кто кого?
О том, как сменить управляющую компанию, и какие проблемы могут возникнуть во время этой процедуры, узнайте из нашего материала.

Взносы на капремонт, или Бремя собственности в действии

Взносы на капремонт, или Бремя собственности в действии
Эксперты портала ГАРАНТ.РУ проанализировали соотношение норм о взносах на капитальный ремонт многоквартирных домов с другими положениями действующего законодательства.

Недвижимость в новостройках: как не превратить покупку в "русскую рулетку"

Недвижимость в новостройках: как не превратить покупку в "русскую рулетку"
Договор участия в долевом строительстве – самый безопасный способ инвестирования средств в строительство жилья. Остальные схемы могут привести к плачевному результату.