Новости и аналитика Интервью Актуальные вопросы развития и совершенствования отечественной статистики на 2015 год в свете законодательных инициатив Росстата

Актуальные вопросы развития и совершенствования отечественной статистики на 2015 год в свете законодательных инициатив Росстата

25 июня 2015 года в 15.00 часов состоялось интернет-интервью с участием статс-секретаря – заместителя руководителя Федеральной службы государственной статистики Кевеша Александра Львовича. 

Тема интернет-интервью: "Актуальные вопросы развития и совершенствования отечественной статистики на 2015 год в свете законодательных инициатив Росстата"

Ведущая интернет-интервью: Карпунина Наталия (ИА "ГАРАНТ"). 

Ведущая: С внедрением новых технологий объемы накопленной информации увеличиваются многоразово. Огромные объемы информации генерируются сегодня в интернете, возник феномен так называемых "больших данных". Новые возможности сбора информации, ее передачи, накопления и обработки увеличили ее доступные объемы настолько, что без применения статистических методологий эффективное использование этой информации становится затруднительным. Разрабатываются ли сейчас какие-либо новые статистические методологии и есть ли еще какие либо заметные изменения и тенденции в этой сфере за последнее время. 

Кевеш А. Л.: Понятие больших данных подразумевает работу с информацией огромного объема и разнообразного состава весьма часто обновляемой и находящейся в разных источниках (в том числе в сети Интернет) в целях увеличения эффективности работы, создания новых продуктов и повышения конкурентоспособности.

Необходимо признать, что большие данные (далее – БД) как элемент информационной системы не могут игнорироваться статистикой и потенциально могут быть использованы в таких отраслях статистики как цены, занятость, демография, торговля и услуги и других направлениях социальной статистики. Они часто поступают в режиме реального времени в широком диапазоне распределения и могут в потенциале обеспечить подготовку актуальных и своевременных данных.

В Российской Федерации использование БД не регламентировано законом о статистике. Более того, законодательно установлены принципы достоверности и научной обоснованности статистических данных. Источники же БД сосредоточены в основном в частном секторе, за достоверность которых оператор ответственности не несет, о чем прямо указывается. Возможен конъюнктурный выброс некачественной информации. Кроме того, нет классификаций БД, соответствующих статистическим.

Применение БД требует дополнительных затрат на установление договорных отношений с оператором, извлечение данных, их обработку и защиту, наем квалифицированных специалистов по информатике, внедрение новейших аппаратных средств и программного обеспечения. Существующие системы обработки данных не могут быть масштабированы до уровня БД, учитывая их физический объем и скорость прироста. Защита персональных данных также является исключительно важным вопросом.

В этой связи целесообразно применение БД при наличии расчетов экономической эффективности от внедрения, так как затраты могут превысить предполагаемый эффект. Кроме того целесообразно их использование в аналитических, исследовательских целях, целях сопоставления как параллельный информационный поток к традиционной статистике.

Гораздо более эффективным и достоверным источником считаем применение административных данных органов и организаций, наделенных полномочиями по их формированию и потому более надежных (записи актов гражданского состояния, данные налоговой отчетности, таможенные данные, данные ведущихся в ведомствах реестров и регистров и др.).

В качестве первого шага могут использоваться государственные или правительственные информационные системы, содержащие БД. В России применение в статистике таких систем, в частности Единого портала государственного услуг осуществляется, начиная с 2014 года для статистики информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях определения доли государственных и муниципальных услуг, оказываемых гражданам в электронном виде.

Использование БД предполагает модернизацию всей статистической системы, обмен опытом между статистическими службами различных стран, создание новых методологических подходов, развития программно-аппаратных средств и создания новых информационных сервисов.

Вместе с тем следует отметить, что за последнее время Росстатом проведена большая работа, направленная на формирование статистической информации в соответствии с принятой официальной статистической методологией. Так, согласно Положению, регламентирующему деятельность Росстата, в его компетенцию входит разработка и утверждение официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей. Основными характеристиками официальной статистической методологии являются ее научная обоснованность, соответствие требованиям международных стандартов, законодательству Российской Федерации, принципам официального статистического учета.

Официальная статистическая методология разрабатывается по следующим направлениям: статистика национальных счетов; статистика населения и здравоохранения; статистика торговли и услуг; статистика уровня жизни и обследований домашних хозяйств; статистика труда, науки, образования и культуры; статистика сельского хозяйства и окружающей природной среды; статистика предприятий; статистика затрат и выпуска; статистика цен и финансов.

Методологической основой статистики национальных счетов (как и всей экономической статистики) является система национальных счетов, разработанная Организацией Объединенных Наций, Европейской комиссией, Организацией экономического сотрудничества и развития, Международным валютным фондом и Группой Всемирного банка.

В настоящее время развитие методологической базы статистики связано в первую очередь с развитием методологии СНС и внедрением СНС 2008 года. В последние годы произошел ряд изменений, затрагивающих теорию и практику измерения общественного производства и национального богатства. Было скорректировано, в частности, соотношение между потреблением и накоплением. Так, в состав накопления основного капитала включили результаты НИР и ряд видов оборудования военного назначения. Определенному пересмотру подверглись представления о границах производства, составе статистических единиц и их группировок.

Следует отметить, что в основном изменения методологии связаны с совершенствованием методов статистического измерения. Так, значительный прогресс достигнут в последние 10 лет в области методологии статистической оценки природных активов. Это имеет большое значение для нашей страны, поскольку природные ресурсы играют очень важную роль в национальном богатстве Российской Федерации, а их научно-обоснованная оценка необходима для составления баланса активов и пассивов СНС. Составление таких балансов запланировано на 2017 год.

Одним из важнейших направлений развития статистической методологии является расширение применения в статистической практике выборочного метода наблюдения. Росстатом совместно с научными организациями проведено изучение передового международного опыта в данном области и на основании полученных знаний и собственных разработок созданы методологии проведения выборочных статистических наблюдений населения, сельского хозяйства, предприятий торговли, сферы услуг, транспорта, домашних хозяйств, малых предприятий. Так, в частности, сформирована система выборочных статистических наблюдений за деятельностью различных категорий сельскохозяйственных производителей (личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан; крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели; сельскохозяйственные организации – субъекты малого предпринимательства) с использованием различных типов выборок. Кроме того создана система статистических обследований по социально-демографическим проблемам.

В 2014 году Росстатом была разработана статистическая методология определения инвестиций в основной капитал на региональном уровне, адаптированная к современным условиям рынка и имеющейся информационной базе. Кроме того, проведена работа по совершенствованию методологии формирования показателей по объему работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", с учетом изменений нормативной базы, регулирующей строительную деятельность и учетной политики хозяйствующих субъектов.

Для обследования организаций, осуществляющих деятельность в сфере финансового лизинга, подготовлена методика по определению объемов капитальных затрат, осуществляемых лизинговыми компаниями.

В целях реализации федерального законодательства в части поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Росстатом разработана статистическая методология по организации статистического наблюдения за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций. Организация официального статистического учета социально ориентированных некоммерческих организаций позволяет не только осуществлять оценку эффективности мер, направленных на развитие указанных некоммерческих организаций, но и получать официальную статистическую информацию о финансовых, экономических и иных показателях их деятельности, трансформированную для осуществления расчетов в СНС.

В соответствии с Международными рекомендациями по статистике туризма 2008 года (МРСТ–2008) Росстатом разработана статистическая методология оценки числа въездных и выездных туристских поездок. Реализация такого подхода позволила объективно оценить туристские потоки как въезжающих, так и выезжающих туристов из страны.

После проведения публичного обсуждения, в том числе с независимым экспертным сообществом, и согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами Росстатом была разработана официальная статистическая методология исчисления индекса промышленного производства, которая не пересматривалась с 1996 года. Методология дополнена вопросами учета производства продукции с длительным циклом производства, изменения качества и потребительских свойств товаров, появления новых видов экономической деятельности. Кроме того, в 2014 году была разработана официальная статистическая методология формирования показателей бизнес-демографии (в части юридических лиц). При ее подготовке были использованы рекомендации Статистического управления Европейской комиссии (Евростата) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по формированию показателей бизнес-демографии на основе данных статистических регистров хозяйствующих субъектов, при этом учитывались особенности национальных источников информации.

Для формирования официальной статистической информации, необходимой для мониторинга реализации задач, поставленных в майских указах Президента Российской Федерации (указы от 7 мая 2012 г. № 596-606), Росстатом были разработаны и утверждены 32 методики. Так, например, была разработана методика, позволяющая оценить долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП и долю высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП.

Ведущая: Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых, с точки зрения Росстата инициативах, которые в скором времени окажут существенное влияние на развитие и совершенствование отечественной статистики? 

Кевеш А. Л.: Одной из значимых и глобальных инициатив, которая окажет существенное влияние на развитие и совершенствование отечественной статистики, является развитие системы национальных счетов Российской Федерации.

С принятием в июле 2013 года изменений к Федеральному закону "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" впервые национальные счета определены в качестве основы формирования официальной статистической информации о макроэкономических показателях.

Придание системе национальных счетов этого статуса позволит обеспечить развитие в России комплексной экономической статистики с согласованной системой всех определений и классификаций, а также единой структурой учета, гарантирующей сопоставимость данных, получаемых из разных источников.

В рамках этой работы разработан и утвержден совместным приказом Росстата, Минэкономразвития России и Минфином России от 3.10.2014 № 602/634/112н План мероприятий по реализации рекомендаций ОЭСР и развитию системы национальных счетов Российской Федерации. Выполнение мероприятий Плана должно позволить получить более полное описание национальной экономики России с охватом всех экономических операций и с учетом всех участвующих в экономическом процессе активов. Расширятся возможности макроэкономического анализа экономики, появится возможность вести разработку сателлитных счетов, таких как экономические счета окружающей среды, счета социальной сферы (здравоохранения, пенсионных), сателлитного счета туризма и других. Появляется возможность повышения качества оценок региональных макроэкономических показателей, достижения их более полной гармонизации с национальными показателями.

Другой, не менее значимой инициативой является внесение изменений в законодательство Российской Федерации в области официального статистического учета. Эти изменения позволят формировать более полную, достоверную и научно обоснованную статистическую информацию.

Ведущая: Одним из наиболее приоритетных направлений профессиональной статистической деятельности является совершенствование статистических теорий. Расскажите, пожалуйста, что нового в этом плане появилось в Российской статистике? 

Кевеш А. Л.: Российская статистика, как современная общественная наука, функционирует и базируется на фундаментальных основах, заложенных в положениях статистической теории и практики, развивающихся эволюционным путем и неподверженных резким изменениям. Однако следует сказать о заметном тренде в развитии статистической теории и практике, который наметился в последнее время и заключается в смещении центра тяжести статистических наблюдений в сторону измерения социальных процессов, происходящих в обществе.

Так, в 2009 году был опубликован доклад Комиссии Стиглица, Сены и Фитусси, рекомендации которого в значительной степени определили направления дальнейшего совершенствования современной мировой статистики и неразрывно связанной с ней российской статистики. Данный доклад поставил пред социальной статистикой много новых сложных методологических вопросов, связанных с необходимостью активного использования наряду с традиционными показателями экономического развития (например, ВВП на душу, количество автомобилей на 100 населения и т.п.) новых показателей качества жизни или показателей, характеризующих уровень социального благополучия населения.

Предложения, высказанные авторами доклада, способствовали реализации новых международных и национальных инициатив по выработке современных инструментов статистического измерения благосостояния и устойчивого развития общества. Наиболее показательны из них – разработка индекса лучшей жизни (Better Life Index) и показателей доходов, социальной включенности и жизненных условий (EU-Statistics on Income and Living Conditions, EU-SILC).

Первая инициатива реализуется в рамках организации ОЭСР. Ее цель – построение индекса для измерения и сравнения качества жизни населения стран ОЭСР, используя такие критерии, как жилищные условия, доход, работа, социальное общение, образование, экология, участия в политической жизни и управлении, здоровье, субъективная оценка благосостояния, безопасность, соотношение рабочего времени и досуга.

Основная цель европейской статистики доходов, социальной включенности и жизненных условий – отражение различных объективных и субъективных аспектов в данной тематической области. В ее рамках собираются сопоставимые микро-данные (по домохозяйствам и их членам) в следующих областях: доходы, бедность, социальная изоляция, жилищные условия, занятость, образование и здоровье. Данный инструмент позволяет сравнивать распределение доходов и процессы социальной изоляции в странах Евросоюза и осуществлять мониторинг достижения социальных целей, заявленных в стратегии Европа 2020. Две данные инициативы характеризуются многими интересными методологическими решениями и опыт их реализации следует активно использовать в проведении работы по совершенствованию российской социальной статистики.

Также необходимо отметить, что в развитых странах в социально-демографической статистике большое значение придается методам выборочного наблюдения, осуществляемым путем опроса населения. Это объясняется тем, что статистическая практика и потребности пользователей показали недостаточность информации, собираемой на основе статистической отчетности. С 2011 года это направление начало активно развиваться и в российской статистике. Проведены обследования репродуктивного здоровья женщин, репродуктивных планов населения, поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения.

В настоящее время наблюдается стремительный рост информационно-коммуникационных технологий и существенное увеличение возможностей компьютерных мощностей. Данное явление обусловило появление новых методов и технологий по обработке статистической информации. К их числу можно отнести различные методы редактирования и импутации данных.

Ведущая: Какие недостатки действующего современного законодательства, на Ваш взгляд, мешают реализации стратегической задачи Росстата – предоставление полной, достоверной и своевременной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении Российской Федерации? Какие бы Вы могли предложить дальнейшие пути развития законодательства в данной области? 

Кевеш А. Л.: В настоящее время создана вся необходимая законодательная основа для осуществления официального статистического учета в Российской Федерации, которая обеспечивает оптимальное и эффективное взаимодействие государственных структур, с одной стороны, и респондентов – с другой. Одновременно происходит ее постоянное совершенствование для обеспечения потребностей государства и общества в достоверной официальной статистической информации, а также с учетом приведения в соответствие с международными нормами.

В Росстате в инициативном порядке осуществляется разработка проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения Всероссийской переписи населения".

Указанный законопроект направлен на приведение российской нормативно-правовой базы в соответствие с нормами Организации экономического сотрудничества и развития в рамках присоединения Российской Федерации к данной организации.

Одним из направлений такой работы является совершенствование механизма правового регулирования обязанности населения по участию в проводимых переписях. Так, законодательством всех стран-членов ОЭСР (а также многих других стран мира) установлена ответственность за неисполнение указанной обязанности, а само участие в проводимых переписях для граждан является обязательным.

В нашей стране Федеральным законом от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" предусмотрено, что участие во Всероссийской переписи населения является общественной обязанностью человека и гражданина.

При этом ответственность за нарушение общественных обязанностей, равно как и правовая природа таких обязательств законодательством Российской Федерации не установлена.

Результатом существующего механизма правового регулирования данной сферы служит отказ 1 млн. человек принимать участие в Всероссийской переписи населения 2010 г., а 2,6 млн. человек переписчики и вовсе не застали дома за весь период проведения переписи.

Кроме того, значительное количество лиц уклоняются от ответов на отдельные вопросы переписного листа (в ходе проведения Всероссийской переписи населения 2010 г. не указали уровень образования 3,5 млн. человек; источники средств к существованию – 4 млн. человек; экономическую активность – 4,6 млн. человек).

Приведенная практика негативно сказывается на результатах проводимых переписей, ставя под угрозу реализацию основополагающих принципов официального статистического учета – принципов полноты и достоверности формируемой официальной статистической информации.

Таким образом внесение изменений в Федеральный закона "О Всероссийской переписи населения" в части его дополнения нормами об обязательности участия населения во Всероссийской переписи населения представляет собой одно из направлений совершенствования отечественного законодательства, направленных на его приведение в соответствие с нормами Организации экономического сотрудничества и развития.

Кроме того, с учетом шестилетней правоприменительной практики действия Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и фактов затребования органами государственной власти и управления от органов государственной статистики первичных статистических данных, в июле 2013 года внесены изменения в закон о статучете, ужесточающие требования об обеспечении конфиденциальности предоставляемых респондентами первичных статистических данных и невозможности их использования в иных, не связанных с формированием официальной статистической информации целях ( ФЗ от 02.07.2013 № 171-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В 2014 году Росстатом совместно с рядом министерств и ведомств согласно поручению Правительства Российской Федерации осуществлялась подготовка изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), затрагивающих вопросы увеличения административных штрафов за нарушение порядка предоставления статистической отчетности по статье 13.19 КоАП РФ.

Учитывая большую общественную, государственную значимость официальной статистической информации, ее достоверность законодательно определена в качестве одного из основополагающих принципов официального статистического учета.

Важнейшим фактором обеспечения данного принципа является соблюдение респондентами установленного порядка предоставления первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации.

В настоящее время наказание, применяемое к должностным лицам, нарушившим порядок представления статистической информации, установленное статьей 13.19 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Столь незначительный размер штрафа не обеспечивает соблюдение должной меры ответственности за совершенное правонарушение, не решает задачу предупреждения новых правонарушений и не позволяет эффективно бороться с данным видом правонарушений.

Вместе с тем имеется тревожная тенденция роста количества нарушений порядка представления статистической информации респондентами, что затрудняет формирование своевременной и достоверной официальной статистической информации. Количество возбужденных дел об административных правонарушениях только за три года увеличилось на 36%.

Увеличивается также количество повторных правонарушений. Имеются случаи привлечения одних и тех же должностных лиц к административной ответственности с наложением административного взыскания от 5 до 10 раз.

Таким образом действенный механизм ответственности в сфере официального статистического учета отсутствует. Увеличение количества нарушений отчетной дисциплины без наличия эффективного механизма борьбы с данным видом правонарушений может негативно отразиться на своевременности и достоверности, формируемых субъектами официального статистического учета статистических данных.

Для выработки наиболее действенного механизма правового воздействия на нарушителей и оказания стимулирующего воздействия на юридических и должностных лиц в целях предупреждения совершения ими правонарушений, ответственность за нарушение порядка представления статистической информации должна быть значительно ужесточена.

В этой связи, законопроект направлен на усиление административной ответственности должностных лиц и установление ответственности юридических лиц за нарушение порядка представления статистической информации, предусмотренной статьей 13.19 КоАП РФ.

Законопроект поддержан Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, рассмотрен и одобрен 8 июня 2015 года на Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2015 № 381 внесены изменения в Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 г. № 620 в части доведения до респондентов форм федерального статистического наблюдения в электронном виде, что обеспечит полноту, достоверность и оперативность предоставления первичных статистических данных.

Ведущая: Какие первоочередные задачи стоят перед Росстатом на 2015 год? Какие мероприятия планируете реализовать в первую очередь за этот период? 

Кевеш А. Л.: Стратегическое планирование деятельности органов государственной статистики осуществляется в рамках подпрограммы "Формирование официальной статистической информации" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной Правительством Российской Федерации в апреле прошлого года.

В подпрограмме определены приоритеты развития государственной статистики до 2020 года, реализация которых будет способствовать:

отражению реализации приоритетов социально-экономического развития России, определенных в Указах Президента Российской Федерации по вопросам реализации государственной политики в области экономики и социальной сферы, основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;

оценке эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

повышению качества и достоверности, научной обоснованности и доступности официальной статистической информации;

повышению прозрачности и открытости методологии исчисления статистических показателей, определения форм и методов для организации более широкого доступа заинтересованных пользователей к официальным статистическим данным;

выполнению обязательств перед международными организациями и нерешенностью ряда методологических проблем статистики, возникающих при вхождении России в мировое сообщество.

В текущем году Росстату предстоит выполнить ряд крупномасштабных статистических работ.

1. Во исполнение Плана мероприятий по реализации в 2011-2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2011 № 367-р, Росстатом в октябре 2015 года будет проведено федеральное статистическое наблюдение "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения).

Результаты этого наблюдения отразят тенденцию демографического развития России на ближайшие годы, что позволит уточнить сценарные условия для демографических прогнозов, которые лежат в основе социально-экономического прогнозирования. Они необходимы для разработки проектов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, для распределения финансовой поддержки регионов (субсидий, субвенций), а также определения размеров трансфертов из федерального бюджета во внебюджетные государственные фонды в рамках развития человеческого капитала (здравоохранения и образования, решение проблем бедности).

2. В связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя (Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ) и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 июля 2014 года № 1330-р была проведена Перепись населения в Крымском федеральном округе в октябре прошлого года, охватывающая все население, постоянно проживающее на территории Республики Крым и г. Севастополь, независимо от гражданства, регистрации (прописки) и других документов.

В конце 2014 года были получены предварительные итоги о численности переписанного населения. В этом году будут представлены окончательные данные в территориальном разрезе о численности и размещении населения, его демографических, социально-экономических, этно-лингвистических характеристиках, жилищных условиях, числе и составе домохозяйств и семейных ячеек. И до конца года будут изданы полные итоги переписи в виде книг и электронных изданий на официальном сайте Росстата и сайтах территориальных органов Росстата по Республике Крым и г. Севастополю.

Итоги переписи населения в Крымском федеральном округе необходимы для деятельности всех уровней власти и местного самоуправления. Они явятся информационной основой для реализации Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", для развития здравоохранения и сети первичной медицинской помощи, модернизации образовательной системы, туристического комплекса, физической культуры и спорта и приведение их к тем стандартам, которые на сегодняшний день действуют в Российской Федерации. Также актуальные данные необходимы бизнес-сообществу для развития предпринимательства, связи и массовых коммуникаций, транспортного комплекса, энергобезопасности региона, банковской системы, вложения частных инвестиций.

3. В 2015 году будут завершены работы по построению базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год.

Базовые таблицы "затраты-выпуск", как составная часть системы национальных счетов, представляют собой интегрированную систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики в детализированном разрезе видов экономической деятельности и продукции, и являются единственным инструментом, позволяющим осуществлять комплексный анализ воспроизводственных связей и прогнозирование экономики.

Выполнение указанных работ будет являться необходимым условием повышения эффективности системы государственного управления.

Начиная с 2015 года на основе данных текущей статистики и структурных пропорций базовых таблиц будут разрабатываться и публиковаться на регулярной основе ежегодные таблицы ресурсов и использования.

Одновременно начнутся работы по подготовке к проведению выборочного обследования затрат на производство за 2016 год в целях информационного обеспечения построения базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2016 год.

4. Для проведения раунда сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства 2016 года Росстатом будет выполнен комплекс подготовительных мероприятий, включающий разработку основных концептуальных подходов; нормативных документов; программы статистического наблюдения; технологий автоматизированной обработки информации; подходов к методам сбора информации и другое. 

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года
№ 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Росстат осуществляет федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации путем проведения сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (один раз в пять лет) и выборочных статистических наблюдений за деятельностью отдельных субъектов малого и среднего предпринимательства на основе представительной (репрезентативной) выборки.

Итоги обследований малого бизнеса позволяют получить информацию по широкому кругу показателей, в первую очередь, по объемам и номенклатуре промышленной продукции производимой сектором МСП, по видам и структуре основных фондов, по инновационной активности предпринимателей. Это единственный источник информации для расчета показателей в разрезе муниципальных образований. На их основе формируются показатели для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.

5. В целях информационного обеспечения реализации Концепции демографической политики на период до 2025 года была создана система социально-демографических обследований населения. В настоящее время проведено уже десять новых обследований. В этом году планируется провести 3 обследования, два из которых будут проведены впервые – это выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения и выборочное наблюдение участия населения в непрерывном образовании. Статистическое наблюдение доходов населения и участия в социальных программах уже проведено в текущем году. В конце года будут получены и опубликованы итоги этих работ.

Эта система обследований дает возможность увеличить объем информации, позволяющей отражать реальный уровень жизни отдельных групп и слоев населения в совокупности с проявлением форм социальной исключенности, наступающих из-за отсутствия полноценного доступа к рынку труда, услугам образования и здравоохранения, с распространенностью форм неоплаченного труда, с наличием экологических и поведенческих факторов, наносящих ущерб рождаемости и здоровью населения.

Масштаб этого проекта впервые выводит статистический анализ на новый уровень, отвечающий самому передовому опыту и международным стандартам.

6. Ведение активной работы по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года.

Отдельным, но не менее актуальным, стоит вопрос развития информационно-вычислительной системы Росстата, которая является одной из крупнейших в России и предназначена для автоматизированного сбора и обработки первичных статистических данных, предусмотренных федеральным планом статистических работ, хранения статистических данных, полученных в процессе сбора и обработки в интегрированных хранилищах данных на региональном и федеральном уровнях формирования статистических материалов, реализации запросов к статистической информации, в том числе с использованием Интернет-технологий, информационного взаимодействия с ведомственными, межведомственными и международными информационными системами.

Ведущая: Планирует ли Росстат расширить свою деятельность по системному анализу состояния и динамики развития отечественной экономики? 

Кевеш А. Л.: Деятельность по системному анализу состояния и динамики развития отечественной экономики – это прерогатива Минэкономразвития России. Роль Росстата в такой деятельности, согласно Положению о Федеральной службе государственной статистики, заключается в формировании и предоставлении официальной статистической информации, сформированной в соответствии с Федеральным планом статистических работ. Росстат в установленном порядке вносит в Правительство Российской Федерации предложения по актуализации Федерального плана статистических работ с учетом предложений, поступающих от заинтересованных пользователей информации.

Ведущая: Какова прозрачность деятельности Росстата? 

Кевеш А. Л.: В своей деятельности Росстат ориентирован на максимальную открытость, которую возможно обеспечить в рамках действующего законодательства и с учетом имеющихся ресурсов, прежде всего финансовых.

Основные направления открытости:

  • информирование общественности о деятельности Росстата как федерального органа исполнительной власти в полном соответствии с положениями закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ);
  • прозрачность статистической методологии, применяемой Росстатом;
  • широкое распространение официальной статистической информации.

Основным каналом распространения официальной статистической информации в настоящее время является Интернет, прежде всего такие общедоступные информационные ресурсы как сайт Росстата www.gks.ru и сайт ЕМИСС www.fedstat.ru, с помощью которых всем пользователям предоставляется свободный равный бесплатный доступ к официальной (сводной агрегированной) статистической информации, а также к официальной статистической методологии. Помимо массивов статистических данных, итогов переписей и крупномасштабных обследований, на сайте Росстата уже давно размещаются электронные версии всех докладов, бюллетеней и сборников.

Помимо распространения официальной статистической информации через общедоступные информационные интернет-ресурсы, Росстат отвечает на запросы пользователей, поступающие по почте или на электронный адрес. При этом необходимо отметить, что статьей 20 Федерального закона № 8-ФЗ за государственными органами закреплено право не предоставлять информацию, если она уже опубликована в СМИ или информационно-коммуникационной сети "Интернет".

Ведущая: Что нуждается в совершенствовании? 

Кевеш А. Л.: Прежде всего, требуется доработка официального Интернет-портала Росстата, который является основным информационным каналом. Необходима перестройка структуры сайта для "разведения потоков" посетителей (официальные сведения о деятельности Росстата, информация для респондентов, официальная статистическая информация и статистическая методология, в том числе для разных категорий пользователей), обеспечение работы поиска и т.д.

Актуальным направлением распространения статистических данных является публикация массивов обезличенных статистических данных респондентов, которые используются в научных целях при изучении экономических явлений и выявления взаимосвязей, для которых бывает недостаточно агрегированных данных официальной статистической информации. Это значительно расширяет круг пользователей, подтверждает качество официальной статистической информации и улучшает имидж государственной статистики при сохранении доверия респондентов. Российская статистика последовательно работает в данном направлении. Например, на официальном сайте Росстата размещена неперсонифицированная база микроданных всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов, предоставляющая пользователям веб-доступ к первичным данным (www.gks.ru\ Переписи и обследования\ Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года\ Построить таблицу по данным переписи населения).

Необходимо отметить, что представление обезличенных персональных данных статистическими службами основано на имеющейся в национальном законодательстве необходимой нормативно-правовой базе и требует финансового обеспечения для разработки специальных внутренних механизмов сокрытия конфиденциальных сведений.

Ведущая: Как часто происходят отказы в предоставлении информации на основании положений законодательства? 

Кевеш А. Л.: Порядок предоставления официальной статистической информации, формируемой в соответствии с Федеральным планом статистических работ, определен Административным регламентом предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги по предоставлению гражданам и организациям официальной статистической информации (утвержден приказом Росстата от 29 декабря 2012г. № 668, зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2013г., рег. номер 27965) и Административным регламентом по выполнению государственной функции предоставления официальной статистической информации (утвержден приказом Росстата от 18 марта 2008г. № 61, зарегистрирован Минюстом России 22 апреля 2008г., рег. номер 11576).

Перечень причин для отказа пользователям в предоставлении информации основан на законодательстве о работе с обращениями граждан и Законе о статистике. Заявителю будет отказано, если:

  • по запросу невозможно однозначно определить состав запрашиваемой информации и временные интервалы;
  • информация не разрабатывается в рамках федерального плана статистических работ;
  • в обращении содержится вопрос, на который уже многократно давались ответы по существу;
  • информация защищена Законом о гос.тайне;
  • запрашивается информация о деятельности конкретных предприятий (первичные данные) или агрегированные данные в такой детализации, которые дают возможность косвенного раскрытия первичных данных хозяйствующих субъектов или физических лиц.

Ведущая: Как Росстат встречает профессиональный праздник – День работника статистики? 

Кевеш А. Л.: Сегодня, 25 июня, статистики впервые отмечают свой профессиональный праздник. Дата выбрана не случайно – именно 25 июня 1811 года император Александр I подписал манифест о создании Министерства полиции, в составе которого было открыто статистическое отделение. И до сегодняшнего дня, российские статистики ежедневно подтверждают репутацию высококлассных специалистов. На сегодняшний день Федеральная служба государственной статистики, представлена во всех субъектах Российской Федерации, а результаты ее работы позволяют принимать управленческие решения на любом государственном уровне.

25-26 июня 2015 г. в Москве состоится Всероссийская научно-практическая конференция "Статистика и вызовы современности", посвященная профессиональному празднику "День работника статистики". Организаторами являются Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ).

Конференция проводится в целях распространения статистических знаний и популяризации статистики в нашей стране, сближения позиции производителей и пользователей официальной статистической информации. Планируется обсудить теоретические и практические аспекты развития статистики в современном обществе, актуальные методы и технологии, используемые для производства статистических данных, новации в статистическом образовании и повышения статистической грамотности.

На первый день запланировано проведение пленарного заседания в рамках 2 сессий по темам: "Использование официальной статистической информации в научных, образовательных и бизнес проектах" и "Пути совершенствования процесса производства статистической информации". Во 2-ой день конференции пройдут заседания параллельных секций по актуальным направлениям статистики, в частности, "Макроэкономическая статистика", "Демографическая и социальная статистика", "Финансовая статистика" и "Математическое моделирование". В них примут участие представители научных и бизнес кругов, федеральных органов исполнительной власти, а также аспиранты и студенты экономических специальностей.

Ведущая: Александр Львович, большое спасибо за Ваши ответы! Позвольте поздравить Вас и всех сотрудников Росстата с профессиональным праздником – Днем работника статистики! Ведь статистика – важнейший инструмент управления экономикой и государством! Пусть Ваши профессиональные качества, добросовестный труд, ответственное отношение к делу и целеустремленность всегда служат во благо России!