Новости и аналитика Интервью Вопросы актуализации Федерального плана статистических работ: возможности и приоритеты

Вопросы актуализации Федерального плана статистических работ: возможности и приоритеты

29 апреля 2013 года в ИА "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с Оксенойтом Георгием Константиновичем заместителем руководителя Федеральной службы государственной статистики.

Ведущая интернет-интервью – Наталия Карпунина (ИА "ГАРАНТ").

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя Оксенойта Георгия Константиновича – заместителя руководителя Федеральной службы государственной статистики.

Оксенойт Г. К.: Всем добрый день! Спасибо за приглашение!

Ведущая: Уважаемый Георгий Константинович, позвольте поприветствовать Вас в ИА "Гарант" и поблагодарить за то, что Вы нашли время приехать к нам и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории!

Тема сегодняшнего интервью: "Вопросы актуализации Федерального плана статистических работ: возможности и приоритеты".

Одной из основных функций Федеральной службы государственной статистики, руководство деятельностью которой осуществляет Правительство РФ, является формирование и обеспечение полной, достоверной и своевременной статистической информацией о социальном, демографическом и экологическом положении страны. Однако, в настоящее время российская государственная статистика решает не только текущие задачи обеспечения информационных потребностей общества, но и работает над комплексом проблем с целью ее адаптации к рыночной экономике.

Деятельность Федеральной службы государственной статистики регулируется Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации". В целях его реализации разработан Федеральный план статистических работ, который с момента своего создания претерпел немало дополнений и изменений, последние из которых внесены Распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2013 г. № 285-р.

Реализация Федерального плана статистических работ считается основным мероприятием подпрограммы "Формирование официальной статистической информации" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", соисполнителем которой и является Федеральная служба государственной статистики.

В 2012 году в рамках Федерального плана статистических работ все мероприятия выполнены в установленные сроки. Однако в 2013 году возросли потребности мониторинга важнейших показателей развития страны, что обусловило рост напряженности Федерального плана и расширение тематики программ статнаблюдений.

В ходе интернет-интервью планируется обсудить порядок регулирования и внесения изменений в деятельность Федеральной службы государственной статистики, приоритетные направления Федерального плана статистических работ на данный момент времени, а также влияние гражданского общества на актуализацию указанного Федерального плана. На эти и другие вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Оксенойт Георгий Константинович.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Георгий Константинович, Как вы можете оценить объем поставленных Федеральным планом статистических работ задач на 2012 год, и в какой степени они реализованы?

Оксенойт Г. К.: Формирование официальной статистической информации осуществляется в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утверждаемым Правительством Российской Федерации, поэтому работа органов государственной статистики направлена, прежде всего, на его 100% выполнение. В 2012 году в рамках Федерального плана статистических работ Росстатом было запланировано к выполнению 640 работ, из них 438 работ (68 %) – с участием территориальных органов Росстата. Реализации этих работ – это ежедневный труд более 23 тысяч статистиков по всей стране. Среди этих работ нет второстепенных, они все должны быть выполнены, и не просто выполнены, а выполнены строго в установленный срок. Вся жизнь органов государственной статистики расписана, как правило, не только по дням, но и по часам. Результатов их работы ждут не только органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, но и общественность, информационные агентства и международные организации во всем мире. Скромные 640 работ Федерального плана – это 5,8 миллиарда входящих и 11,4 миллиарда выходящих показателей, обработанных Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Росстата в 2012 году.

Говоря о конкретных работах скажу следующее:

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2010 г. № 896 "О подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года" в 2012 году были подведены окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года.

В рамках подготовки к проведению полномасштабной Всероссийской сельскохозяйственной переписи в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. № 976-р в двух районах Воронежской и Ростовской областей с 30 июля по 23 августа 2012 года была проведена пробная сельскохозяйственная перепись.

В 2012 году было продолжено осуществление комплекса работ, направленных на информационное обеспечение расчетов показателей базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год. Одним из важнейших мероприятий в этой области явилось проведение выборочного федерального статистического наблюдения за затратами на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) и результатами деятельности хозяйствующих субъектов по итогам 2011 года, в котором приняли участие более 475 тысяч юридических и физических лиц.

В 2012 году были подведены окончательные итоги проведенного в 2011 году сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства, в результате которого получена информация, содержащая комплексную и детализированную характеристику экономической деятельности хозяйствующих субъектов малого бизнеса.

Одной из важнейших задач, стоящих перед Росстатом, является построение баланса активов и пассивов и оценка национального богатства страны на основе полного учета всех видов активов. С этой целью в 2012 году проводилась организационная работа по формированию межведомственной системы оценки природных ресурсов, результатом которой явилось принятие Правительством Российской Федерации соответствующего распоряжения от 12 октября 2012 года № 1911-р.

Данный документ предусматривает формирование официальной статистической информации о наличии земельных ресурсов и запасах природных ресурсов, их изменении за год, использовании этих ресурсов в экономике, расчет качественных показателей, характеризующих экологические последствия использования природных ресурсов.

На основе этих данных в дальнейшем Росстатом будет осуществляться составление начального и заключительного балансов активов и пассивов в части природных ресурсов, оценка их продуктивности.

Для обеспечения формирования указанной информации Росстатом, Минсельхозом России, Росреестром, Минприроды России будет проведена серьезная методологическая подготовка, что позволит, начиная с 2016 года, а отдельных показателей – с 2019 года, формировать и предоставлять пользователям официальную статистическую информацию, характеризующей положение дел в этой сфере.

В 2012 году всеми территориальными органами Росстата проведена работа по формированию кратких расчетных топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации за 2011 год. Данная работа с 2010 года носит ежегодный характер.

Одним из важных направлений статистической деятельности является организация информационного обеспечения мониторинга хода реализации программ развития сельского хозяйства и состояния продовольственной безопасности страны.

В рамках мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы Росстат регулярно подготавливал статистическую информацию для использования Минсельхозом России при подготовке Национального доклада о ходе ее реализации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" Росстат с другими федеральными органами исполнительной власти принимал активное участие в разработке и согласовании подготовленной Минсельхозом России системы показателей мониторинга состояния продовольственной безопасности Российской Федерации и порядка его формирования.

Ежемесячно проводилось выборочное обследование населения по проблемам занятости во всех субъектах Российской Федерации. В 2012 году впервые была получена информация об экономической активности, занятости и безработице выпускников учреждений профессионального образования, которая размещалась в квартальных статистических бюллетенях. По итогам обследования за год в 2013 году будет опубликована информация о соответствии специальности (профессии), полученной в учреждении профессионального образования выпускниками 2009-2011 гг., их занятию по основному месту работы.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 633 "Об организации официального статистического учета социально ориентированных некоммерческих организаций" в 2012 году проведено сплошное обследование некоммерческих организаций в целях формирования круга социально ориентированных некоммерческих организаций для последующего проведения ежегодного выборочного наблюдения за ними.

По результатам, проведенного в 2012 году выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах, получена статистическая информация, отражающая роль оплаты труда, доходов от самостоятельной занятости и от собственности, пенсий и социальных пособий в обеспечении материального благосостояния семей, тенденции в изменении уровня дифференциации доходов и уровня бедности среди различных социально-экономических слоев населения, участие семей в социальных программах, пенсионном и медицинском страховании, материальное и социальное обеспечение малоимущих семей, и влияние мер социальной поддержки на уровень их благосостояния.

Важным направлением деятельности Росстата является участие в Программе международных сопоставлений ВВП – глобальном статистическом проекте, предназначенном для получения сопоставимых данных о валовом внутреннем продукте и паритетах покупательной способности валют значительного числа стран мира.

Планом статистических работ ОЭСР предусматривается проведение международных сопоставлений ВВП на трехлетней основе. В программе очередного Глобального раунда международных сопоставлений ВВП за 2011 год Российская Федерация принимает участие в двух регионах: ОЭСР-Евростата и СНГ. При этом в международных сопоставлениях в регионе СНГ Росстат представляет Российскую Федерацию как страну-участницу программы сопоставлений и выступает в качестве организации–партнера Статкомитета СНГ. Кроме того, в рамках раунда 2011 года проводятся двусторонние сопоставления ВВП Республики Беларусь и России.

В декабре 2012 года получены первые предварительные результаты сопоставлений ОЭСР-Евростата.

Ведущая: Спасибо! Георгий Константинович, а чем обусловлена необходимость расширения тематики программ статистических наблюдений в 2013 году? Какие из новых направлений считаются более приоритетными?

Оксенойт Г. К.: Прежде всего, о задачах органов государственной статистики на 2013 год. В соответствии с Федеральным планом статистических работ в 2013 году органам государственной статистики предстоит выполнение серьезных и масштабных задач:

Завершится публикация итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Начнутся работы по подготовке к проведению микропереписи населения 2015 года. Будут апробированы методология и инструментарий переписи населения, а также новые методы сбора данных.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. № 316 "Об организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года", а также с учетом результатов пробной сельскохозяйственной переписи 2012 года, начнутся работы по организации Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года: подготовка проектов изменений в Федеральный закон "О Всероссийской сельскохозяйственной переписи", доработка программно-методологических документов, организация взаимодействия с ведомствами по привлечению дополнительных источников информации.

В 2012 году на сайте ООН опубликован официальный перевод Системы национальных счетов (СНС) 2008 года на русский язык. Это дало возможность для разработки в 2013 году детального Плана перехода российских национальных счетов на методологию СНС 2008 года.

Росстатом проводится важная работа по составлению базовых таблиц "затраты-выпуск". В рамках этой работы в 2013 году будут осуществлены расчеты первых рабочих вариантов таблиц ресурсов и использования товаров и услуг за 2011 год. Параллельно будет совершенствоваться методология построения базовых таблиц "затраты-выпуск", так как уже сейчас начинается цикл подготовительных мероприятий к разработке очередных базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2016 год.

В июне 2013 г. впервые будет проведено выборочное обследование сделок с основными фондами на вторичном рынке и сдачи их в аренду. Итоги обследования позволят получить информацию для уточнения проводимых расчетов оценки отдельных видов основного капитала сравнительным и доходным методами. В дальнейшем это обследование будет проводиться ежегодно.

Начиная с итогов за 2012 год, планируется осуществить комплекс работ по совершенствованию текущей статистики малого и среднего бизнеса с учетом итогов сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства, проведенного в 2011 году. Результаты сплошного наблюдения позволят формировать официальную статистическую информацию по малому и среднему бизнесу в разрезе детализированных группировок ОКВЭД.

В текущем году Росстату совместно с территориальными органами предстоит осуществить переход в расчетах индексов производства на новый базисный год (2010 год).

Будут продолжены работы по организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторингу экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения.

Начиная с марта 2013 года, осуществляется публикация итогов выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах. Предстоит проведение выборочного наблюдения рациона питания населения.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. № ОГ-П12-19пр предусмотрено формирование Росстатом информации о численности и начисленной заработной плате работников социальной сферы по категориям работников, а также о численности высококвалифицированных работников и их доле в численности квалифицированных работников.

В рамках информационного обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" Росстатом в 2013 году будет осуществляться формирование таких показателей, как прирост высокопроизводительных рабочих мест, доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте и валовом внутреннем продукте, будет продолжена работа по расчету индекса производительности труда.

Будет проведено выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения. Планируемый период проведения наблюдения: 1 этап – июль 2013 года, 2 этап – октябрь 2013 года.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 633 "Об организации официального статистического учета социально ориентированных некоммерческих организаций" будет проводиться выборочное обследование социально ориентированных некоммерческих организаций, что позволит получать официальную статистическую информацию о финансовых, экономических, социальных и иных показателях деятельности таких некоммерческих организаций, осуществлять оценку эффективности мер, направленных на их развитие, а также прогноз их дальнейшего развития.

В целях обеспечения получения сведений для характеристики результатов реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" будет осуществляться выборочное наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.

Росстатом совместно с другими субъектами официального статистического учета, начиная с 2013 года, будет осуществляться формирование официальной статистической информации по новой системе показателей:

Что касается перспективных задач органов государственной статистики, то Правительством Российской Федерации утверждена государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика". Росстат является ответственным исполнителем по подпрограмме "Формирование официальной статистической информации", которая входит в состав данной программы. В подпрограмме Росстата определены приоритеты развития государственной статистики до 2020 года. Ее реализация началась в 2013 году.

В соответствии с этой программой в период до 2020 года Росстату предстоит в том числе выполнить такие статистические работы, как:

  • проведение выборочного статистического наблюдения "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года", подведение и официальное опубликование ее итогов;
  • подготовка и проведение Всероссийской переписи населения 2020 года (включая проведение в 2018 году пробной переписи населения);
  • подготовка и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года, подведение и официальное опубликование ее итогов;
  • подготовка и проведение сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2015 год;
  • построение базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 и 2016 гг. на основе современных классификаторов видов экономической деятельности и продукции;
  • дальнейшее развитие национальных счетов (переход системы национальных счетов на версию 2008 года; развитие региональных показателей национальных счетов; разработка счетов по подсистемам сектора нефинансовых корпораций, по государственному сектору, по подсекторам сектора "государственное управление"; разработка баланса активов и пассивов; завершение перехода к разработке полного набора основных счетов и таблиц, рекомендуемых международными стандартами);
  • в области социальной статистики – совершенствование расчета индекса стоимости жизни, статистики бедности и уровня жизни населения, оценки социальной защиты населения, создание системы обследований населения по социально-демографическим проблемам, демографическим процессам (рождаемости, смертности, миграции), разработка системы показателей, характеризующих доступность и качество оказания медицинской помощи, развитие статистики инвалидности, межрегионального перемещения рабочей силы и др.

Предусмотрено развитие отдельных отраслей статистики, таких как статистика энергосбережения и повышения энергоэффективности, демографии предприятий; деловой активности предприятий; взаимной торговли Российской Федерации со странами-членами таможенного союза; внешней торговли услугами; информационно-коммуникационных технологий для развития ключевых сфер деятельности; процессов глобализации научных исследований и разработок, интеграции науки и образования; нанотехнологий, отдельных направлений природоохранной деятельности (обращение с отходами производства и потребления; охрана атмосферного воздуха, особо охраняемые природные территории.

Ведущая: Георгий Константинович, в связи с передачей Росстата в непосредственное подчинение Правительству Российской Федерации на Службу вновь возложена функция по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета. Какие шаги по реализации этого направления деятельности уже сделаны?

Оксенойт Г. К.: В соответствии с полномочиями, возникшими у Росстата в связи с непосредственным подчинением Правительству Российской Федерации по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, Росстатом во исполнение Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2013 год в декабре 2012 года внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", согласованный с Минэкономразвития России, Минфином России и Минкомсвязи России, который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания.

Законопроект направлен на совершенствование Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее – Закон о статучете). Изменения обусловлены пятилетней правоприменительной практикой данного закона.

Законопроект вводит новые и уточняет базовые определения Закона о статучете в части системы национальных счетов, порядка обезличивания персональных данных, обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, определяет полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в сфере статистического учета в части национальных счетов. Кроме того, устраняются коллизии между нормами указанного Федерального закона и иных федеральных законов.

Состав и характер работ по составлению национальных счетов отличается от "традиционных" статистических работ и включает в себя анализ данных, проведение научно-обоснованных экономических расчетов и математико-статистическое моделирование.

В соответствии с международными стандартами национальные счета являются основой всей макроэкономической статистики и строятся на основе информационных ресурсов, разрабатываемых различными субъектами официального статистического учета: Центральным Банком Российской Федерации (Банком России), Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и другими министерствами и ведомствами. При этом для разработки национальных счетов требуется согласование форм статистического наблюдения, гармонизация данных по содержанию, единицам и срокам.

В ряде законодательных актов органов государственной власти Российской Федерации используются категории системы национальных счетов такие, например, как валовой внутренний продукт (ВВП), институциональный сектор экономики и другие.

Вместе с тем, ни в одном законе не закреплено то, что составление национальных счетов и координация участия в этой работе других субъектов официального статистического учета поручены уполномоченному Правительством Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти (Росстату).

В настоящее время в Российской Федерации нет ни одного действующего законодательного акта, устанавливающего систему национальных счетов в качестве принятой в стране методологии статистического описания национальной экономики.

Международная практика показывает, что в Европейском Союзе, к примеру, для обеспечения нормативно-правового регулирования макроэкономической статистики принят ряд законодательных актов, в которых устанавливаются принципы и методология европейской системы национальных счетов, ее понятийный аппарат и принятые правила учета, обязательные для всех стран – членов Европейского Союза.

Это позволяет разрабатывать систему методологически согласованных макроэкономических показателей, используемых для анализа экономического состояния стран и принятия решений в области экономической политики отдельных стран и Европейского Союза в целом.

Сегодня в Российской Федерации формально не определены принципы статистического учета продукта и доходов в макроэкономическом аспекте, а также законодательно не оформлены ни национальный, ни международный стандарты системы национальных счетов.

Внесение в законодательство изменений по статье 2 (пункт 3), статье 5 (часть 8), статье 7 (части 2 и 3), регулирующих стандарты и процессы разработки макроэкономической статистики в России, позволит значительно повысить качество и оперативность разработки макроэкономических показателей.

Внесение изменений в статью 5 (часть 9), статью 8 (части 1 и 5), статью 9 (часть 2) Закона о статучете конкретизирует нормы данного закона в части обработки персональных данных в статистических целях при условии их обязательного обезличивания и направлено на получение необходимой официальной статистической информации по демографическим событиям для обеспечения полноценными и качественными данными органов государственной власти, осуществляющих подготовку и принятие решений в сфере демографической политики, а также мониторинг эффективности их реализации.

Так, органы государственного статистического учета получают от органов ЗАГС соответствующие сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также сведения, содержащиеся в формах медицинской документации о рождении и смерти.

Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния являются административными данными, содержащими персональные данные физических лиц.

Редакция пункта 9 статьи 5 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", согласно которой субъекты официального статистического учета в числе другой информации получают от респондентов административные данные, содержащие сведения о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания, создает неопределенность в вопросе о том, кто должен осуществлять обезличивание персональных данных: респонденты или субъекты официального статистического учета или те и другие. В этой связи происходит различное трактование этих норм федеральными органами исполнительной власти.

Часть 5 статьи 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" предусматривает, что административные данные, содержащие сведения о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами, предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об этих категориях информации ограниченного доступа. Тем самым делается отсылка к положениям Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных". В силу положений пункта 9 части 1 статьи 6 этого закона обработка персональных данных осуществляется в статистических целях при условии обязательного обезличивания персональных данных. Имеющаяся неопределенность в правовом регулировании данного вопроса устраняется предлагаемым законопроектом, который возлагает обязанность обезличивания персональных данных, содержащихся в первичных статистических данных и административных данных на субъекты официального статистического учета.
Разработка сведений, предоставляемых органами ЗАГС органам государственной статистики, осуществляется с помощью программного комплекса электронной обработки данных (КЭОД). При обработке производится ввод не самих персональных данных, а неперсонифицированных – в виде числовых кодов.

Практика применения Федерального закона № 282-ФЗ выявила также необходимость более детальной проработки норм статьи 9, связанных с обеспечением конфиденциальности первичных статистических данных.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 282-ФЗ, первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа. Первичные статистические данные, являющиеся информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.

Более того, частью 3 статьи 9 установлена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность за незаконное разглашение первичных статистических данных.

В настоящее время возникла правовая ситуация, когда государственным гражданским служащим органов государственной статистики законодательно запрещено разглашать первичные статистические данные, но за надлежащее выполнение этого запрета они подвергаются административным наказаниям со стороны правоохранительных органов, в том числе, со стороны судебных приставов – исполнителей.

Имеет место наличие правовой коллизии, когда правоохранительные органы в соответствии с законами об их деятельности наделены правом получения необходимых данных при совершении исполнительных действий, а за Росстатом и другими субъектами официального статистического учета не закреплена обязанность предоставления им таких данных и, более того, установлена ответственность за разглашение первичных статистических данных.

Имеющаяся судебная практика рассмотрения этой коллизии – неоднозначна и противоречива.

Первичные статистические данные могут быть получены только Росстатом и другими субъектами официального статистического учета и использование первичных статистических данных респондентов судебными приставами-исполнителями в контрольных, фискальных и иных нестатистических целях при исполнении возложенных на них полномочий, может быть признано судебными органами неправомерным и породить нежелательные для ее участников правовые последствия в силу несоответствия закону, в также возмещение возможных убытков за счет средств федерального бюджета.

Несоблюдение принципа конфиденциальности будет препятствовать позитивной оценке российской статистики со стороны международных организаций, затруднять процесс вхождения Российской Федерации в ВТО и ОЭСР, снизит атмосферу доверия респондентов к органам государственной статистики, усилит использование ими режима коммерческой тайны, что в конечном итоге ухудшит оперативность подготовки статистических данных, снизит полноту и достоверность статистической информации. Таким образом, ставится под угрозу исполнение одной из конституционных функций государства – осуществление официального статистического учета.

Внесение изменений в части 1 и 3 статьи 9 Федерального закона № 282-ФЗ, позволит ужесточить требование Закона о статистике, об обеспечении конфиденциальности первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, и исключить случаи требования предоставления первичных статистических данных государственным органам для использования их не для статистических целей.

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Как предполагается урегулировать вопрос скоординированного формирования данных по иностранным инвестициям в части данных федеральных статистических наблюдении и данных Банка России, используемых при составлении платежного баланса?

Оксенойт Г. К.: В настоящее время ведется работа по внесению изменений в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях закрепления за Банком России функции по ведению статистического учета иностранных инвестиций (прямые, портфельные, прочие).

Разработка законопроекта осуществляется Минэкономразвития России совместно с Банком России и Росстатом.

В конце февраля 2013 года у Первого Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова проведено совещание по вопросу снятия разногласий по указанному законопроекту.

На заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности от 22 апреля 2013 года (протокол № 15, раздел ХI) принято решение о прекращении дополнительного рассмотрения законопроекта, так как основные нормы законопроекта учтены в проекте федерального закона от 3 апреля 2013 г. № 249469-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков)".

В настоящее время законопроект внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу.

Ведущая: Георгий Константинович, в чем заключается суть проблемы предоставления Росстату Федеральной налоговой службой пообъектной информации о налогоплательщиках? В каких направлениях деятельности Росстата необходима данная информация, для каких целей?

Оксенойт Г. К.: Получаемые от налоговых органов данные для актуализации статистической учетной базы содержат лишь описательную информацию (наименование организации, организационно-правовая форма, адрес, сведения об учредителях, уставном капитале и т.п.), но не содержат качественной или количественной информации о деятельности предприятий.

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, а также предусматривает порядок проведения федеральных статистических наблюдений за их деятельностью путем проведения сплошных (один раз в пять лет) и выборочных статистических наблюдений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 79 "О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства" на органы государственной статистики возложена обязанность проведения федеральных статистических наблюдений на выборочной основе за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Однако в настоящее время Росстат сталкивается с проблемой формирования качественной совокупности в секторе малого предпринимательства, как с точки зрения идентификации малого предприятия, так и определения его признаков.

В первую очередь, это результат того, что не обеспечивается механизм реализации Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ в части определения статуса малого предприятия в связи с отсутствием специального порядка регистрации юридических лиц с установлением им статуса малых предприятий.

Практика показывает, что для формирования полной, достоверной и актуальной информационной основы для проведения федеральных статистических наблюдений, в том числе по малым предприятиям, требуется дополнительная информация, имеющаяся в государственных информационных ресурсах различных ведомств.

Деятельность Росстата по формированию официальной статистической информации осуществляется в рамках действующего федерального законодательства об официальном статистическом учете, одним из основных положений которого является использование административных источников данных для статистических целей.

В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти и иные федеральные государственные органы обязаны безвозмездно предоставлять Росстату административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе содержащие сведения о налогоплательщиках, доступ к которым ограничен федеральными законами (т.е. сведения, отнесенные к налоговой тайне).

Аналогичная норма в отношении административных данных о субъектах малого и среднего предпринимательства содержится в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства".

Однако правовые основы применения административных данных для целей статистики не реализуются, доступ к ним для органов государственной статистики серьезно ограничивается.

Росстат не может использовать данные ФНС России в той же степени, как это осуществляется в других странах ОЭСР. Это связано с отказом ФНС России (источник, рекомендуемый международными стандартами) предоставлять пообъектные данные о результатах деятельности налогоплательщиков (численность работников, выручка), что не позволяет формировать статистические показатели в соответствии с требованиями ОЭСР.

Ведущая: Георгий Константинович, до мая 2013 года планируется организовать международную научно-практическую конференцию "20 лет модернизации российской статистики: опыт и перспективы". Какие основные темы предполагается обсудить на данном мероприятии? Какие цели преследует его проведение?

Оксенойт Г. К.: 23-24 мая 2013 года Росстат проводит Международную научно-практическую конференцию "20 лет модернизации российской статистики: опыт и перспективы". Конференция приурочена к 150-летию образования в России Центрального статистического комитета. Кроме того, в этом году международное статистическое сообщество отмечает Всемирный год статистики. Предстоящая конференция станет одним из основных мероприятий в России, связанных с Годом статистики.

За последние 20 лет российской статистикой пройден большой путь от статистики, ориентированной на плановую систему социально-экономических отношений, к статистике, гармонизированной с международными стандартами и адекватно отражающей уровень развития общества и рыночных отношений.

Целями конференции являются проведение всестороннего предметного анализа достигнутых результатов за указанный период, причем не только в российской статистике, но и в статистике ряда стран с переходной экономикой обсуждение основных направлений развития официальной статистики, с учетом объективного отражения происходящих явлений и процессов в экономике и жизни современного общества, интересов пользователей актуальной статистической информации.

На конференции будут рассмотрены направления развития статистики, связанные с новыми тенденциями и вызовами времени, такими как, глобализация экономики, развитие информационного общества, влияние экономического развития на состояние окружающей среды, применение современных информационно-коммуникационных систем и технологий в официальной статистике.
В конференции примут участие представители научной общественности и бизнес сообщества, федеральных органов исполнительной власти, коллеги из международных организаций и национальных статистических служб.

Информация о конференции размещена на интернет-портале Росстата.

Ведущая: Чем вызвана необходимость принятия новой версии Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО)?

Оксенойт Г. К.: Действующая версия ОКТМО была разработана Росстатом в 2005 году во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 августа 2005 г. № 1301-р "О разработке Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований".

В качестве основы построения ОКТМО использовались категории муниципальных образований, установленные Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Конкретное наполнение ОКТМО муниципальными образованиями производилось на основании законов субъектов Российской Федерации по 21 республике, 9 краям, 46 областям, 2 городам федерального значения и Еврейской автономной области.

После принятия ОКТМО приказом Ростехрегулирования от 14 декабря 2005 года № 310-ст и введения его в действие с 1 января 2006 года, данный классификатор используется в системе государственной статистики для разработки статистических показателей в разрезе муниципальных образований.

25 ноября 2008 года был принят Федеральный закон № 222-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации местного самоуправления", дополнивший Федеральный закон от 16 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (часть 1 статьи 11) требованием, в соответствии с которым законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений.

Принятие этого закона обеспечило возможность модернизации Росстатом ОКТМО путем создания его новой версии.

В классификационной структуре проекта новой версии ОКТМО теперь наряду с муниципальными образованиями представлены населенные пункты, входящие в их состав. Идентификация населенных пунктов обеспечена 11-значными кодами ОКТМО.

Новая версия ОКТМО позволит более точно определять границы и состав муниципальных образований, а также осуществлять расчет численности и плотности населения по его категориям.

В настоящее время новая версия ОКТМО проходит в Росстандарте процедуру рассмотрения и экспертизы с целью его принятия приказом Росстандарта. Планируемая дата введения новой версии ОКТМО в действие– 1 января 2014 года.

Кроме Росстата, заинтересованными в разработке указанного классификатора федеральными органами исполнительной власти являются Казначейство России и ФНС России, информационные системы которых планируется перевести на использование для муниципальных образований кодов ОКТМО, вместо применяемых в настоящее время кодов ОКАТО.

Ведущая: Какие значимые международные мероприятия будут проведены в 2013 году? В чем специфика политики Росстата в отношении международного взаимодействия?

Оксенойт Г. К.: Приоритеты международного сотрудничества на 2013 г. определяются основными вызовами, стоящими перед российской статистикой как важным элементом интеграции Российской Федерации в мировую экономику, а также в части реализации обязательств по представлению официальной статистической информации в международные организации. Расширение двусторонних и многосторонних международных связей будет нацелено на обеспечение активизации участия Росстата в статистической деятельности ООН, содействие процессу вступления России в ОЭСР, формирование механизмов для дальнейшей гармонизации со статистическими стандартами ЕС, обеспечение сопоставимости в области статистической методологии в рамках Союзного государства, поддержку процесса создания единого информационного пространства в рамках СНГ.

23-24 мая 2013 г. Федеральная служба государственной статистки (Росстат) проводит международную конференцию "20 лет модернизации российской статистики: опыт и перспективы", о которой уже говорилось выше.

В июне 2013 г. в Женеве пройдет очередная сессия Конференции европейских статистиков Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), в которой Росстат ежегодно принимает участие. Конференция является основной рабочей площадкой для стран региона ЕЭК ООН, на которой принимаются ключевые решения по вопросам координации международной статистической работы. В Конференции принимают участие руководители национальных статистических ведомств стран – членов ЕЭК ООН и ОЭСР, ведущие международные организации и отдельные страны, занимающие активную позицию в области развития официальной статистики.

Целью конференции является совершенствование статистики и сопоставимости данных, обеспечение общности концепций, определений, решение актуальных задач в области международного статистического сотрудничества, обсуждение и принятие статистических стандартов в регионе ЕЭК ООН.

В рамках проекта Росстата и ЕЭК ООН, направленного на укрепление потенциала стран СНГ в области переписи населения и разработки статистических данных о миграции, в октябре 2013 года в г. Геленджик планируется провести семинар высокого уровня, который соберет вместе производителей и пользователей статистики для обсуждения актуальных задач в области статистического измерения миграции. Страны СНГ имеют много общего как в миграционных процессах – большая часть их международных миграционных потоков проходит внутри содружества, так и в их регистрации. Однако, объем доступных данных о международной миграции, а также их достоверность и сопоставимость отстают от политических потребностей стран. Предполагается, что настоящий проект позволит улучшить ситуацию в этой области статистики.

В августе 2013 г. в Гонконге состоится 59-й Международный статистический конгресс статистиков, организуемый Международный статистический институтом – профессиональной ассоциацией статистиков, имеющей консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Это крупнейшее мероприятие в области статистики, которое проводится каждые два года и собирает производителей и пользователей статистики со всего мира. В конгрессе примут участие около 2500 человек, заинтересованных в актуальных вопросах развития статистики в мире. Среди ключевых тем мероприятия будет поднят вопрос развития молодых лидеров в области статистики. Международная ассоциация официальной статистики (МАОС) в составе Международного статистического института проводит конкурс на лучшую работу среди молодых статистиков, в которой регулярно участвуют молодые специалисты Росстата и территориальных органов государственной статистики.

Директоратом статистики ОЭСР совместно с Росстатом будет продолжена работа по оценке российской статистической системы на предмет соответствия стандартам и рекомендациям ОЭСР. Итоговый обзор будет представлен на Комитете в июне 2013 года.

Будет развиваться сотрудничество со странами БРИКС. В 2013 г. в ЮАР состоится очередное совещание руководителей статистических служб стран БРИКС. На встрече будут обсуждаться ключевые вопросы сотрудничества стран в области статистики и развития совместной статистической публикации, которая ежегодно готовится к саммиту глав стран БРИКС.

Традиционно среди приоритетов сотрудничества Росстата – обеспечение сопоставимости в области статистической методологии в рамках Союзного государства.

В мае 2013 года в Республике Беларусь (г.Брест) будет проведено 16 заседание Статистического совета Белстата и Росстата, образованного в 1996 г. для координации работы по формированию единой статистики.

Планируется активное участие Росстата в мероприятиях по формированию единого информационного пространства Содружества Независимых Государств.

Росстат активизирует сотрудничество со странами СНГ, включая оказание методологического содействия.

Ведущая: Какие экономические статистические данные сейчас относятся к секретным и могут быть доступны только ограниченному кругу лиц?

Оксенойт Г. К.: К секретным экономическим статистическим данным в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне" относятся данные, раскрывающие сведения, включенные в "Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне", утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203.

Например, сведения об объемах производства, поставок стратегических видов сырья.

Ведущая: Каковы дальнейшие планы Росстата по решению проблем "макроэкономической статистики"? За счет каких мероприятий Вы планируете повышать ее качество?

Оксенойт Г. К.: В настоящее время можно назвать следующие основные задачи развития системы национальных счетов России:

  • построение баланса активов и пассивов (и связанных с ним счетов);
  • построение финансового счета (эту задачу успешно решает Банк России);
  • устранение некоторых методологических расхождений с международными стандартами;
  • построение системы таблиц затраты-выпуск.

Для решения первой задачи необходимо перейти в полном объеме на проведение оценок основного капитала в текущих рыночных ценах, а также оценить в стоимостной форме элементы природного капитала (природных ресурсов). Работа ведется в обоих направлениях.

В 2011 году разработана методология оценки основного капитала затратным, сравнительным и доходным методами по рыночной стоимости в текущих и постоянных ценах. На ее основе по итогам 2011 года был построен начальный и заключительный баланс активов и пассивов в части основного капитала по России, в разрезе его видов. Расчеты произведены на экспериментальной основе.

В целях совершенствования расчетов текущей рыночной стоимости жилых зданий, разработаны "Методологические указания по расчету текущей рыночной стоимости жилых зданий в соответствии с требованиями СНС". Оценка жилых зданий по текущей рыночной стоимости проводится ежегодно, начиная с 2009 года, не только по России в целом, но и в разрезе регионов (на экспериментальной основе).

Правительством, в рамках проводимой работы по приведению в соответствие с нормами ОЭСР российского законодательства в области экологии, было принято решение об организации работ по стоимостной оценке природных ресурсов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2012 года № 1911-р были утверждены соответствующие изменения, вносимые в Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства российской Федерации от 6 мая 2008 года № 671-р.

Наиболее существенное расхождение в оценках валового внутреннего продукта (ВВП) обусловлено применяемой в России методикой оценки стоимости жилищных услуг. В российских национальных счетах не в полной мере учитывается стоимость услуг по проживанию в собственном жилье.

В виду сложности оценки, вызванной неразвитостью рынка жилья и рынка услуг по аренде жилья в масштабах страны, Росстат при расчете стоимости жилищных услуг до настоящего времени учитывал только индивидуальные дома, находящиеся в собственности домашних хозяйств, а также квартиры в многоквартирных домах, фактически сдаваемые в аренду.

При внедрении методологии СНС в полном объеме расчет будет вестись по всему жилому фонду, включая квартиры в многоквартирных домах и индивидуальные дома, находящиеся в собственности домашних хозяйств. Будет производиться оценка чистой прибыли, а расчет потребления основного капитала будет осуществляться на основе оценки текущей рыночной стоимости жилья.

Применение этой методики обеспечит соответствие российской СНС международным стандартам в определении таких важнейших категорий как производство, доходы и расходы домашних хозяйств. Достижение высокого уровня международной сопоставимости российских макроэкономических показателей приобретает особенную важность в связи с присоединением России к ВТО и ОЭСР.

В настоящее время в целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009г. №201-р Росстат осуществляет разработку базовых таблиц "затраты-выпуск" за 2011 год.

Базовые таблицы "затраты-выпуск", являясь составной частью Системы национальных счетов (СНС), представляют собой интегрированную систему макроэкономических показателей, всесторонне характеризующих структуру экономики в детализированном разрезе видов экономической деятельности и продукции.

Последние базовые таблицы "затраты-выпуск" Российской Федерации были разработаны за 1995 год. За прошедшие 16 лет экономика России претерпела существенные изменения (изменилось правовое пространство функционирования экономики, малый бизнес стал играть значительную роль в производстве отдельных видов товаров и услуг, усложнились хозяйственные связи между экономическими агентами в результате создания крупных холдинговых компаний и вертикально-интегрированных многотерриториальных предприятий и т.д.). Все эти изменения не могли не отразиться на качестве исходной статистической информации, лежащей в основе макроэкономических расчетов.

Таблицы "затраты-выпуск" позволят улучшить качество и сбалансированность макроэкономических расчетов за счет:

  • выявления количественной несогласованности и методологической несопоставимости в исходных данных,
  • совершенствования методологии расчетов важнейших макроэкономических показателей,
  • создания основы для построения ежегодных таблиц ресурсов и использования в текущих и сопоставимых ценах,
  • уточнения параметров ненаблюдаемой экономики на основе балансового метода и др.
  • Эти таблицы создадут надежную основу для структурного анализа и прогнозирования экономики.
  • Базовые таблицы "затраты-выпуск" за 2011 год будут официально опубликованы в 2015 году.

Ведущая: Российские статистики часто говорят о том, что мало что знают о нашем населении. Каким образом Росстат планирует расширять обследование уровня жизни населения? Что нового вы планируете узнать о наших согражданах?

Оксенойт Г. К.: В ведении российской государственной статистики находится большой объем разноплановой информации социальной направленности (демографические характеристики населения, условия труда, занятость и безработица, доходы и расходы населения, уровень и дифференциация населения по уровню благосостояния, уровень бедности и характеристики малоимущего населения, социальное обеспечение и социальная помощь, жилищные условия населения, заболеваемость и инвалидизация населения, характеристики учреждений здравоохранения и образования). Вместе с тем, при значительном и многостороннем охвате эти показатели носят, как правило, обобщенный характер.

Действующая статистическая практика нуждается в создании более детальной системы показателей, позволяющей расширить информационную базу по ключевым (количественным и качественным) показателям, характеризующим условия жизни населения в целях развития информационного обеспечения реализации Концепции демографической политики, соответствующего информационным потребностям и международным рекомендациям в области демографического развития; деятельности Правительства Российской Федерации в области реализации приоритетных национальных проектов; измерение экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации в различных возрастных и социальных группах населения; обеспечение мониторинга выполнения Россией международных обязательств в социальной сфере (Европейской Социальной Хартии, реализации целей ООН в области развития и пр.).

Необходимо увеличивать объем информации, позволяющей отражать реальный уровень жизни отдельных групп и слоев населения в совокупности с проявлением форм социальной исключенности, наступающих из-за отсутствия полноценного доступа к рынку труда, услугам образования и здравоохранения, с распространенностью форм неоплаченного труда, с наличием экологических и поведенческих факторов, наносящих ущерб рождаемости и здоровью населения.

Выборочные наблюдения домашних хозяйств и населения относятся к числу наиболее эффективных средств получения информации о населении. Их отличительной чертой является гибкость в том, что касается принятия методов в соответствии с конкретной целью изучения, а также в определении уровня детализации собираемой информации о населении, как объекте статистического наблюдения, в целях отражения социально-экономического положения различных категорий, групп и слоев общества.

В этой связи постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 946 "Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения" установлен перечень из 11 дополнительных тем федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам, периодичность их проведения и количество обследуемых респондентов.

Целью организации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам является получение полной, достоверной и официальной статистической информации об условиях жизни различных демографических и социально-экономических групп и слоев населения по Российской Федерации в целом и по субъектам Российской Федерации.

Реализация системы выборочных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам направлена на обеспечение информационных потребностей хода реализации основных мероприятий Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование" и "Доступное и комфортное жилье – гражданам России".

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации определены перечень социально-демографических проблем, устанавливающий основные направления системы федеральных статистических наблюдений (условия проживания, доступность и качество социальных услуг; уровень и источники доходов населения; мотивация к труду и здоровому образу жизни; репродуктивные планы), методический и организационный подход к их проведению – на основе выборочных опросов представителей различных групп и слоев населения при установленном количестве обследуемых домашних хозяйств (объемов выборочной совокупности) по каждому наблюдению и по каждому году его проведения.

В 2011-2012 гг. проведены следующие статистические наблюдения:

1. Комплексное наблюдение условий жизни населения – сентябрь 2011 года с охватом в 10 тыс. домохозяйств во всех субъектах РФ.

По итогам наблюдения получены статистические данные об участии населения в трудовой деятельности, ее продолжительности, профессиональных, личных мотивациях и ограничениях участия в ней; об уровне обеспечения прав на социальную защиту и потребностей в социальном обслуживании; о качестве жилищных и бытовых условий проживания и намерениях по их улучшению; о наличии информационных и коммуникационных средств, способствующих интеллектуальному развитию; о безопасности производственной и непроизводственной сфер обитания; о причинах ограничений в удовлетворении жизненно важных потребностей.

Итоги Комплексного наблюдения условий жизни населения опубликованы на Интернет-сайте Росстата.
Следующее Комплексное наблюдение условий жизни населения будет проведено в 2014 году с охватом 60 тыс. домохозяйств (далее 1 раз в 2 года).

2. Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах – апрель 2012 года с охватом 10 тыс. домохозяйств во всех субъектах РФ.

По итогам наблюдения планируется получение статистических данных о денежных и совокупных доходах домашних хозяйств, о видах доходных источников и количестве получателей доходов в семьях, об условиях получения и размерах доходов от работы по найму, самостоятельной занятости (вкл. личные подсобные хозяйства), об объемах натуральных поступлений товаров и услуг собственного производства в денежном эквиваленте, о видах и размерах назначенных пенсий и социальных пособий, страховых возмещениях и вкладе в добровольное страхование, о размерах доходов от участия в программах семейных пособий и социальной защиты, о наличии доходов от собственности, об объемах межсемейной помощи, о выплаченных налогах и налоговых льготах, об объеме обязательных платежей и долговом бремени

Выборочное наблюдение доходов населения и участия в социальных программах будет проведено в 2013-2014 гг. (далее – ежегодно до 2025г.) с охватом 45 тыс. домохозяйств, в 2017, 2022 гг. с охватом 160 тыс. домохозяйств.

3. Выборочное наблюдение репродуктивных планов населения – сентябрь 2012 года с охватом 10 тыс. домохозяйств в 25 субъектах РФ.

По итогам наблюдения планируется получить показатели желаемого и ожидаемого числа детей в семье, степени влияния на репродуктивные планы социально-экономического положения семей (в особенности семей, состоящих из супругов в возрасте до 35 лет), жилищных условий, репродуктивного здоровья, обеспеченности района проживания семьи дошкольными, образовательными и лечебно-профилактическими учреждениями (включая детские поликлиники и женские консультации), оценки качества предоставляемых услуг акушерско-гинекологическими учреждениями, продолжительности грудного вскармливания новорожденных.

Выборочное наблюдение репродуктивных планов населения будет проводится 1 раз в пять лет с охватом 15 тыс. домохозяйств 30 субъектах РФ.

Задачи по реализации системы выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам в 2013 и последующие годы

В 2013 году предусмотрено проведение следующих выборочных наблюдений по социально-демографическим проблемам:

1. Выборочное наблюдение качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения, социального обслуживания и содействия занятости населения – с охватом 10 тыс. домохозяйств во всех субъектах РФ.

По итогам наблюдения планируется получение статистических данных о частоте и своевременности получения образовательных, медицинских и социальных услуг, услуг в области содействия занятости населения в соответствии со стандартами обеспечения и индивидуальными потребностями, об объемах услуг, полученных в системах платного и бесплатного обеспечения, и понесенных в связи с этим расходах, о пользовании услугами системы социального обслуживания и расходах при обращениях за помощью в связи с ограничениями по состоянию здоровья.

Наблюдение качества и доступности услуг в сфере образования, медицинского и социального обслуживания, содействия занятости населения будет проведено в 2013 году с охватом 10 тыс. домохозяйств, в 2015 году с охватом 48 тыс. домохозяйств (далее 1 раз в 2 года).

2. Выборочное наблюдение рациона питания населения – с охватом 45 тыс. домохозяйств во всех субъектах РФ.

По итогам наблюдения планируется получение статистических данных об уровне индивидуального потребления пищевых продуктов, энергетической и питательной ценности рациона питания, особенностях формирования и составе продуктовой "корзины" детей и взрослых.

Указанная информация необходима для разработки и оценки эффективности мер реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетного национального проекта "Здоровье", направленных на улучшение структуры потребления пищевых продуктов, их качества и предотвращения негативного влияния неполноценного питания на показатели смертности и заболеваемости, выработку у населения потребительских предпочтений, способствующих ведению здорового образа жизни, разработку рекомендаций по составу наборов продуктов для определения величины прожиточного минимума и форм оказания адресной социальной помощи нуждающимся.

Наблюдение рациона питания населения будет проведено в 2013 году с охватом 45 тыс. домохозяйств (далее 1 раз в 5 лет).

3. Выборочное наблюдение влияния поведенческих факторов на состояние здоровья населения – с охватом 15 тыс. домохозяйств в 30-ти субъектах РФ.

По итогам наблюдения планируется получение статистических данных по самооценке здоровья респондентов, обращаемости в лечебно-профилактические учреждения, доступности учреждений для занятий физической культурой и спортом, распространенности курения, употребления алкоголя и наркотиков, малоподвижного образа жизни.

Указанная информация необходима для разработки и оценки эффективности мер, направленных на снижение преждевременной смертности населения, в целях мониторинга реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Наблюдение поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения, будет проведено в 2013 году с охватом 15 тыс. домохозяйств (далее – 1 раз в 5 лет).

В 2014 – 2015 годах планируется проведение дополнительно к выше перечисленным еще два наблюдения.

1. Выборочное наблюдение использования суточного фонда времени населением.
По итогам наблюдения планируется получение статистических данных о затратах времени на выполнение различной деятельности в процессе трудовой (оплачиваемой) занятости, участия в образовательных программах, выполнения домашних обязанностей, ухода за детьми и их воспитания, проведения досуга и обеспечения полноценного отдыха.

Наблюдение использования времени населением будет проведено в 2014 году с охватом 10 тыс. домохозяйств (далее 1 раз в 5 лет с охватом 45 тыс. домохозяйств).

2. Выборочное наблюдение использования труда мигрантов.

По итогам наблюдения планируется получение статистических данных о числе мигрантов, работавших у индивидуальных предпринимателей, фермеров, граждан, использующих труд мигрантов в своих домашних хозяйствах; основных демографических характеристиках мигрантов; о регионах России, странах СНГ и других зарубежных странах, поставляющих рабочую силу в неформальный сектор экономики; характере выполняемых работ и времени привлечения мигрантов.

Наблюдение будет проведено в 2014 году с охватом до 100 тыс. домохозяйств (далее 1 раз в 5 лет).

3.Организация и проведение выборочного наблюдения участия населения в непрерывном образовании будет проведено в 2015 году.

По итогам обследования планируется получение статистических данных о числе лиц, принимавших участие в каких-либо видах обучения, а именно, повышении квалификации, переподготовке и т.п. по видам образования (формальное, неформальное, дополнительное, самообразование), направлениям обучения, профессиональным группам, социально-демографическим группам населения (молодежь, занятые, безработные, экономически неактивное население); о намерениях населения относительно своего профессионального роста, либо перемены профессии; оценка населением эффективности обучения, с выделением наиболее результативных видов обучения.
Наблюдение участия населения в непрерывном образовании будет проведено в 2015 году с охватом 100 тыс. домашних хозяйств (далее 1 раз в 5 лет).

Ведущая: Какие недостатки действующего законодательства мешают реализации стратегической задачи Росстата – предоставление полной, достоверной и своевременной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении Российской Федерации? Какие бы Вы могли предложить дальнейшие пути развития законодательства в данной области?

Оксенойт Г. К.: Опыт Всероссийской переписи населения 2010 года показал необходимость изменения принципа участия населения в переписи, методов сбора сведений о населении, что позволит снизить нагрузку на опрашиваемых, сократит времени опроса путем применения современных информационных технологий.

Внесение изменений в Федеральный закон от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения":

1. Введения обязанности населения представлять о себе сведения при Всероссийской переписи населения вместо существующего принципа участия в переписи населения как общественной обязанности человека и гражданина.

Сейчас в результате практически добровольного участия населения в переписи нарушен основной принцип официального статистического учета и системы государственной статистики – полнота и достоверность официальной статистической информации, установленный Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

2. Введения новых методов сбора сведений о населении, включая использование сети "Интернет", так называемая, Интернет-перепись.

Предполагается заполнение переписчиками электронных форм бланков переписных листов, используя планшетные компьютеры. При этом сохранится запись ответов в бумажные переписные листы в населенных пунктах, где использовать "планшетники" нецелесообразно и экономически невыгодно.

Интернет-перепись предполагает самозаполнение опрашиваемыми переписных листов в сети "Интернет" на специально созданном портале.

Для обеспечения контроля и полноты учета населения, прошедшего процедуру переписи различными методами сбора сведений, предполагается использовать идентификационный номер при самозаполнении переписных листов в Интернете.

Идентификационным номером может быть страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда России.

Население уже имеет опыт применения СНИЛС при получении государственных или муниципальных услуг.

3. В связи с изложенным требуется расширение перечня сведений о населении данными о фамилии, имени и отчестве, а также идентификационном номере СНИЛС.

Это необходимо для контроля переписи, полноты учета и исключения двойного счета.

4. Потребуется продумать и внести соответствующие изменения в Закон "О Всероссийской переписи населения" в части процедуры переписи, например, возложения полномочий респондента о возможности передать сведения о себе другому респонденту, проживающему в одном с ним жилом помещении. Примером может служить ситуация – продвинутый в компьютерных технологиях внук заполняет переписной лист в Интернете за бабушку.

5. Будут введены санкции за отказ от участия в переписи в связи с введением нормы об обязательном участии населения во Всероссийской переписи населения.

Для этого Закон "О Всероссийской переписи населения" будет дополнена положением о привлечении нарушителей к административной ответственности в соответствии со статьей 19.7. "Непредставление сведений (информации)" Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, предусматривающей для граждан предупреждение или наложение административного штрафа от ста до трехсот рублей. Согласно части 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы о правонарушениях, предусмотренных вышеназванной статьей, составляют должностные лица органов, которым должна представляться информация, в том числе органов государственного статистического учета (п. 67). реализации данной императивной нормы не предусматривается.

Введение обязанности населения предоставлять о себе сведения при переписи и административной ответственности за отказ от участия также способствует повышению качества переписи.

6. В связи с использованием СНИЛС потребуется изменение Федерального закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
7. При сохранении опроса "face to face" планируется внести изменения в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Законопроект внесет изменения в статью 24. "Организация общественных работ" данного Закона относительно безработных, желающих участвовать в общественных работах в качестве лиц, привлекаемых к работе по проведению Всероссийской переписи населения. Предлагаемые изменения позволят сохранить за безработными права на получение пособия по безработице в случае привлечения их к работам по сбору сведений о населении при проведении Всероссийских переписей. Тем

Внесение указанного изменения основано на опыте всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов, который показал нарастание сложностей в привлечении временных переписных работников. Всего при Всероссийской переписи населения 2010 года только 4% от общего привлеченных работников составляли безработные граждане.

Введенные изменения позволят получить полные и достоверные итоги Всероссийской переписи населения, которые являются информационной основой для разработки демографической и социальной политики государства, а также программ социально-экономического развития России и входящих в ее состав субъектов Российской Федерации.

Применение комбинированного подхода к сбору сведений о населении с сохранением имеющихся методов опроса населения и применением новых технологий опроса предоставит возможность всем категориям населения выбрать для себя наиболее приемлемый и удобный метод. Это позволит снизить нагрузку на население что, тем самым, привлечет его к участию в переписи, будет способствовать формированию у населения положительного отношения к переписи, как к приоритетному общенациональному проекту.

Принятие Закона обеспечит приведение российской нормативно-правовой базы в соответствие с нормами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в связи с будущим присоединением к ней Российской Федерации.

Внесение изменений в законы "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "О занятости населения в Российской Федерации" позволит не только обеспечить выполнение главной цели Всероссийской переписи населения, но и расширит возможности межведомственного взаимодействия по интеграции ведомственных информационных систем персональных данных для решения задач социально-экономического развития страны и регионов. Привлечение более широкого круга безработных к работе по переписи населения сохранит мотивацию к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе, и явится дополнительной социальной поддержкой граждан, ищущих работу.

С принятием в 1997 г. Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" из статистического наблюдения был выведен целый ряд сведений (который по счету ребенок родился у матери, образование матери (отца), семейное положение, сведения об общих детях, не достигших совершеннолетия, в каком браке состоял(а) и т.д.), являвшихся основой регулярных статистических разработок данных о населении.

Более 10 лет Росстат пытался восстановить утраченные сведения и только благодаря помощи Минэкономразвития России в 2011 г. дело сдвинулось с "мертвой точки". После всех процедур согласования в апреле 2013 г. законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" будет рассмотрен Государственной Думой в первом чтении.

Ведущая: Насколько соответствует статистическая деятельность в России международной практике системы учета и статистики?

Оксенойт Г. К.: Одной из ключевых задач развития российской статистической системы в последние два десятилетия является приведение методологии и практики организации статистического наблюдения в соответствие с международными стандартами. Успешная реализация федеральных программ по переходу Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики и по реформированию системы государственной статистики позволила достичь значительного прогресса в этом направлении. Удалось в основном сформировать важнейшие элементы новой статистики, адекватной социально-экономическому состоянию общества на современном этапе и соответствующей основным принципам официальной статистики ООН.

Продолжительная совместная работа с организациями системы ООН, Евростатом, Международным валютным фондом, использование передового опыта национальных статистических служб – все это позволило приблизить российскую статистику к международным стандартам.

Сегодня статистические данные Российской Федерации официально используются статистическими службами международных организаций, что является признанием их соответствия основным международным статистическим стандартам, подтверждением их полноты и объективности, свидетельством выполнения Российской Федерацией взятых обязательств по международному информационному обмену. Таким образом, в целом можно говорить о соответствии российской статистики международным стандартам, о чем свидетельствует, в частности, присоединение России в январе 2005 года к Специальному стандарту распространения данных МВФ, а также результаты оценочных миссий ОЭСР, МВФ, Всемирного банка и Евростата.

Постепенно меняется и качество взаимодействия Росстата с международными организациями. За годы реформирования российской статистики наши эксперты сами стали носителями передовых знаний в области статистики. Теперь представители Росстата являются активными участниками и членами рабочих групп функциональных и региональных комиссий ООН, при поддержке экспертов Росстата реализуются проекты, направленные на укрепление статистического потенциала региона СНГ.

В рамках процесса вступления в ОЭСР в течение последних четырех лет проводилась комплексная оценка российской статистики. Параллельно Росстат проводил внутреннюю оценку своего потенциала по заполнению вопросников ОЭСР, результаты которой во многом совпали с выводами комплексной оценки. В целом российская статистика уже сейчас удовлетворяет основным требованиям ОЭСР.

Вместе с тем, предстоящее вступление в ОЭСР ставит перед нами новые задачи. Они относятся не только к совершенствованию методологии СНС и отдельных направлений статистики, но и к развитию более плодотворного межведомственного взаимодействия, эффективного использования административных источников. В 2012 году совместно с ОЭСР мы завершили комплексную оценку российской статистической системы на предмет соответствия стандартам ОЭСР, а также в части готовности Росстата и других субъектов официального статистического учета представлять в ОЭСР сопоставимые данные. В 2013 году предстоит разработать комплексный межведомственный план внедрения стандартов ОЭСР.

Ведущая: Георгий Константинович, спасибо за Ваши подробные ответы. От лица ИА "Гарант" позвольте пожелать Вам успехов в Вашей работе, а так же успешной реализации всех проектов, намеченных Росстатом на 2013 год!

Оксенойт Г. К.: Спасибо!