Новости и аналитика Интервью Роль информационных технологий в повышении эффективности деятельности Федерального казначейства

Роль информационных технологий в повышении эффективности деятельности Федерального казначейства

25 февраля 2013 года в 11.00 в ИА "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция с руководителем Федерального казначейства Артюхиным Романом Евгеньевичем.

Тема интернет-конференции: "Роль информационных технологий в повышении эффективности деятельности Федерального казначейства".

Ведущая интернет-конференции – Наталия Карпунина (ИА "ГАРАНТ"). 

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!
Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя Еартюхина Романа Евгеньевича —руководителя Федерального казначейства.

Артюхин Р.Е.: Добрый день! 

Ведущая: Уважаемый Роман Евгеньевич, позвольте поприветствовать Вас в ИА "Гарант" и поблагодарить за то, что Вы нашли время приехать к нам и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории!

Тема сегодняшней конференции: "Роль информационных технологий в повышении эффективности деятельности Федерального казначейства".

В последнее время подобная тематика очень актуальная для всех государственных органов. К нам поступило много различных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю. С Вашего позволения задам первый вопрос.

Федеральное казначейство – ведомство, располагающее проработанной, стратегической картой развития. В связи с этим хотелось бы спросить у Вас, какие задачи в рамках данной карты развития намечены на 2013 год?

Артюхин Р.Е.: Действительно, несмотря на то, что наша деятельность, как и любого другого ведомства, осуществляется в рамках существующего положения, в рамках тех полномочий и функциональных требований есть огромное количество направлений, которые можно и нужно совершенствовать. Остановлюсь на основных из них. Во-первых, ощутимые изменения функциональных обязанностей Федерального казначейства касаются перехода с 1 января 2014 года на кассовое обслуживание в Казначейство России государственных внебюджетных фондов РФ, которые пока еще не находятся на кассовом обслуживании. То есть в этом году нам необходимо готовиться к такому крупному мероприятию, в результате проведения которого в Казначействе России будут все бюджеты бюджетной системы, все организации сектора государственного управления будут обслуживаться в Федеральном казначействе. Второй блок вопросов касается большого проекта "Электронный бюджет", реализуемого в рамках соответствующего распоряжения Правительства РФ, но о нем мы еще поговорим более подробно, поэтому сейчас на этой теме останавливаться не буду. Следующее направление связано с поставленной министром финансов РФ Антоном Силуановым задачей о минимизации наличного денежного обращения. В этом году предполагаем вводить новые технологии проведения платежей с выдачей карточек для безналичных расчетов. За последний отрезок времени сложилась хорошая ситуация с безналичными платежами на федеральном уровне, однако на уровне субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, к сожалению, еще есть проблемы. Мы продуцируем огромное количество, огромный массив наличных платежей в экономику. И вместе с финансовыми органами субъектов РФ необходимо планомерно решить задачу по переходу на зарплатные проекты сотрудников бюджетных учреждений, по выдаче карточек для таких небольших хозяйственных расходов, на что отведено 3-4 года. Другие вопросы касаются таких перспективных направлений, как выработка концепции развития бюджетных платежей. Я заметил, что некоторые вопросы слушателей касались перспектив Казначейства как государственной платежной системы, и об этом, думаю, мы отдельно поговорим. Все наши мероприятия, они очень четко структурированы, мы используем лучшие практики корпоративного управления, основываясь на сбалансированности показателей, у нас создана четкая иерархия стратегических целей, задач и мероприятий в рамках их решения. На следующей неделе 27 февраля пройдет годовая коллегия Федерального казначейства, где представим руководству Министерства финансов РФ и нашим коллегам из территориальных органов эту структурированную карту, где запланировано 48 мероприятий на текущий финансовый год. 

Ведущая: Спасибо! Роман Евгеньевич, в числе первых приоритетных направлений Вы назвали переход на полное кассовое обслуживание, в связи с этим у нас следующий вопрос. Как вы полагаете, действительно ли нам необходим обязательный переход на кассовое обслуживание всех бюджетов? И как скоро, по вашему мнению, этого можно достичь?

Артюхин Р.Е.: Вероятно в вопросе содержится определенное смешение понятий. Действительно, кассовое обслуживание всех бюджетов, кроме внебюджетных фондов, осуществляется Казначейством России. Также существует такой элемент, как открытие и ведение лицевых счетов. Все эти моменты прописаны в Бюджетном кодексе РФ. Действительно, не все лицевые счета участников бюджетного процесса субъектов РФ и муниципалитетов открыты в Казначействе России, хотя все единые счета бюджетов в Казначействе открыты. Что делать с этим набором лицевых счетов, которые ведутся субъектами муниципалитетов, их собственными казначействами? Так создается система, при которой видны все бюджетные назначения и все этапы исполнения бюджета от доведения бюджетных ассигнований до осуществления кассовых расходов. Это зона самостоятельной ответственности каждого финансового органа. При их желании мы готовы принимать эту работу на себя, помогать субъектам проводить такого рода платежи внутри каждого из публично-правовых образований, но применение такого процесса является добровольным. Каждый должен посчитать собственные расходы, соизмерить их с той выгодой, пользой, которую он получит от передачи в Федеральное казначейство функции по ведению лицевых счетов участников бюджетного процесса. В 2005 году введена норма, в соответствии с которой мы обслуживаем все бюджеты бюджетной системы в Казначействе РФ. Обслуживаем, соответственно, помимо 83-х субъектов РФ, все 24 тысячи муниципальных образований, которые содержит Российская Федерация: муниципальные районы, поселения, — все эти счета ведутся у нас. Польза такого порядка заключается в том, что видна вся информация. 

Ведущая: Спасибо, следующий вопрос. Роман Евгеньевич, в конце 2012 года завершился проект: "Модернизация казначейской системы РФ", который реализовывался с 2002 года. Хотелось бы спросить, каковы результаты реализации? Всех ли целей удалось достичь к данному моменту, а какие проекты находятся в стадии реализации? Как изменится функционирование Федерального казначейства после всех реформ?

Артюхин Р.Е.: Проект завершен в ушедшем 2012 году. Он был неординарным и очень масштабным, осуществлялся при поддержке Всемирного банка. Каковы ощутимые результаты этого проекта? До начала проекта у нас было 2200 точек присутствия, которые по сути своей остаются. Но в каждой точке присутствия были свои системы обработки информации. Это и прикладное программное обеспечение, это и свои сервера. Благодаря этому проекту мы планомерно, начиная с описания проекта, описания технологической платформы, функциональных требований, полностью свели эти центры обработки информации на уровень 83-х управлений Федерального казначейства. Положительным результатом стало начало естественной оптимизации функциональной деятельности на уровне отделений. Не нужно на каждом из 2200 отделений держать программиста, специалиста, владеющего полным объемом необходимых знаний, какого порой сложно найти. В настоящее время рынок весьма мобилен: сегодня есть уважаемый коллега, завтра он уже работает в другом не менее уважаемом месте и, наверное, получает хорошие деньги. Конечно же, мы всегда встречались с очень серьезной проблемой ротации кадров среди этой группы специалистов. Кроме того, мы, понимая общегосударственную задачу, были готовы к требованию Президента РФ в течение трех лет: 2010, 2011, 2012 годы, — сократить численность на 20%. Таким образом, была проведена оптимизация численности. Благодаря сосредоточенности наших технологий на уроне управления Федерального казначейства, мы обеспечили передачу части функций с отделений на уровень управлений Федерального казначейства не только по обработке информации, но и в части функциональной деятельности. Например, "отделы доходов" находились в каждом районном отделении, теперь они перешли на уровень управлений Федерального казначейства. Были "отделы закупок", "отделы бухгалтерского учета" в каждом отделении — стали на уровне управлений. Мы достаточно спокойно и безболезненно справились с очень непростой задачей по оптимизации численности. Мы выявили огромное количество проблем, связанных с многочисленными программными продуктами. Сейчас Казначейство России использует программный продукт — "Автоматизированную систему Федерального казначейства" на базе Oracle. Все бизнес-процессы у нас нормализованы и просчитаны. Мы четко видим, кто чем занимается, видим узловые вопросы, которые возможно придется решать дальше, оптимизируя эти бизнес-процессы, сокращая количество непроизводительного труда. Таким образом, проект достиг всех поставленных перед ним целей. 

Ведущая: Спасибо! Вы коснулись работы "Автоматизированной системы Федерального казначейства" (АСФК). У нас было много вопросов по этому поводу. В 2011-2012 годах много внимания уделялось реформе казначейской системы и внедрению АСФК. Каковы дальнейшие пути развития данной системы с учетом возможностей, которые дала реализация этого проекта? Закончен ли он, или в ближайшее время планируются еще какие-то изменения?

Артюхин Р.Е.: Проект модернизации закончен. Сейчас должен быть период стабилизации, система должна поработать некоторое количество времени. Сложные системы не нужно подобным образом встряхивать каждый год. Но, выйдя на плато функциональной деятельности и информационно-технологического обеспечения, мы, конечно, задумываемся о будущем. Все перспективные проекты связаны с информационной системой "Электронный бюджет", и очевидно, что АСФК должна быть гармонизирована, интегрирована в этот проект. Сейчас необходим период стабилизации. Внедрение системы проходило достаточно трудно, возникли сложности при пилотировании, при опытной эксплуатации, при вводе в промышленную эксплуатацию. Все эти этапы, свойственные любой информационной системе, мы прошли, и ни для кого не будет открытием наличие на них очевидных рисков. Важно, чтобы у руководящей команды сформировалась приверженность к целям, задачам проекта. Эта задача была четко понятна всем моим уважаемым коллегам в территориальных органах, руководителям управлений Федерального казначейства, которые представляли все сложности и процессы управления ими. Поэтому мы справились с этой задачей. 

Ведущая: Вы уже упоминали "Электронный бюджет". Касательно него также поступило много вопросов. Расскажите, пожалуйста, какую роль данная система играет в обеспечении прозрачности деятельности органов государственной власти? И какие проблемы призван решить ее основной функционал?

Артюхин Р.Е.: Да, это очень сложный, масштабный, государственный проект. Общие контуры этого проекта очерчены в Распоряжении Правительства РФ от 20 июля 2011г. №1275-р. Как быстро летит время! В этом распоряжении были определены принципы и требования к развитию информационной среды в сфере управления общественными финансами. Это достаточно общие принципы, общие закономерности для развития системы управления финансами, где нужно строить интегрированную систему. По сути, мы построили АСФК в сфере платежей и бюджетных данных, то есть у нас четко исполняется бюджет и четко проводятся платежи с регистрацией обязательств в части товаров, работ, услуг. Давайте посмотрим на все существующие в сфере управления финансами бизнес-процессы: управление доходами, управление расходами, управление финансами актива, управление закупками, управление кадрами, бухгалтерский учет, внутренний контроль и аудит, информационно-аналитические подсистемы и т.д. Если посмотреть на бизнес-процессы в комплексе, то будет видно, что многие из них не автоматизированы и совершаются вручную, по многим нет формуляров, многие из бизнес-процессов вынуждены дублировать друг друга. Таким образом, электронный бюджет является не просто проектом информатизации сложившегося состояния. Мы должны в первую очередь начать с бизнес-процессов, должны их оптимизировать и описать, как есть, и как будет. Мы должны четко понимать, какие требуются формуляры, классификаторы для того, чтобы после провязать через все бизнес-процессы, через все технологические цепи эти информационные потоки, где одно должно вытекать из другого. Однажды появившись в системе не нужно 10-15 раз, как это сейчас происходит в каждом документе, переписывать одни и те же реквизиты, касающиеся наименования поставщика, плательщика и т.д. Необходимо обеспечить однократность ввода, вы должны понимать, какие формуляры, какие поля, какие регистры и какие классификаторы используются, сразу подгружаясь к тому или иному бизнес-процессу. После начинается технологическое проектирование, описание прикладного программного обеспечения. Министерство финансов РФ сейчас завершает описание бизнес-процессов. Это очень большая работа, она тоже делается не в один год. Министерство финансов РФ начало эту работу в прошлом году, и в этом году она продолжается. В этом году мы должны выйти на две подсистемы: управление закупками и управление кадрами. Эти две сложные подсистемы необходимо прописать, чтобы стал понятен их периметр. Также важно не забывать тот аспект, что мы живем совсем в другое время, чем буквально 10 лет назад. Гаджеты — новые спутники нашей жизни. К слову, буквально несколько лет назад еще не было iPhone. Таким образом, мы должны понять, что доступ к системе возможен из любого состояния, положения, где бы ни находился сотрудник, принимающий управляющие решения. Нужно обеспечить систему личных кабинетов, которые были бы представлены в портале, и действительно позволяли на основе облачных технологий получать доступ к базам данных, к бизнес-процессам, к совершению транзакций из любых точек, как через компьютер, так и через любые переносные устройства, безусловно, с соблюдением всех требований по безопасности. На основе облачных технологий это повлечет за собой сосредоточение информации официальной обработки данных. Также в настоящее время решается отдельный проект в рамках электронного бюджета Федеральной налоговой службой. Стоит учесть и очевидную общую пользу, связанную с обеспечением доступности и прозрачности для внешних потребителей всей информации. По отношению к любой компании, корпорации мы находимся в достаточно интересной ситуации: перед кем должна быть открыта любая компания, корпорация? Перед своими акционерами. А если применить корпоративную логику у нас, то перед кем мы должны быть открытыми полностью, понятны и прозрачны? Перед любым гражданином, так как он должен понимать, куда на какие цели пошли налоги, и какое преимущество дает ему государство в конкретном месте проживания. Таким образом я постепенно перехожу к порталу бюджетной системы. В портал бюджетной системы есть несколько уровней раскрытия информации. Первый уровень – это открытые данные, просто размещение в режиме реального времени формирующихся баз данных для внешних аналитиков, для внешних потребителей этой информации. Другой уровень должен быть представлен в доступной и понятной форме, чтобы любой гражданин мог проследить использование средств, увидеть пользу от функционирования всей системы публично-правовых образований. Примером такого рода подхода является портал zakupki.gov.ru, где действительно можно узнать о каждой закупке всех публично-правовых образований. Это практически невероятный уровень открытости и прозрачности, которого нет ни в одной стране мира, тем более, что у нас представлена не только федеральная часть, но и субъекты, и муниципалитеты в одном портале. Благодаря этим информационным технологиям создано, действительно, единое экономическое пространство, где поставщики могут выбирать заказы, смотреть и ориентироваться на спрос со стороны сектора государственного управления. Таким образом, все элементы описаны концептуально в Распоряжении Правительства РФ от 20 июля 2011г. №1275-р. И по решению поставленных в нем конкретных задач мы поступательно двигаемся. 

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Вы уже заговорили о порталах, перейдем к ним, поступило достаточно вопросов, в том числе c критикой. Федеральное казначейство является оператором официального интернет-ресурса, содержащего информацию о государственных и муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru. Как планируется совершенствовать работу данного портала, в частности касательно вопросов визуализации данных, создания удобного, ориентированного на получателя бюджетных услуг пользовательского интерфейса? Существует мнение, что пока удобно не на столько, как хотелось бы.

Артюхин Р.Е.: Спасибо большое за вопрос! К сожалению я вынужден согласиться с такого рода критикующими оценками, потому что на первом этапе развития этого портала перед нами стояла задача физического охвата бюджетных учреждений. Сейчас там зарегистрировано порядка 180-ти тысяч учреждений, и каждое из них должно размещать информацию о себе. Это совсем новый фронт работы для наших клиентов, для государственных, муниципальных учреждений – это автономные, бюджетные, казенные учреждения, для которых такой пласт работы, очевидно, на начальном этапе приводил к непониманию целей такого рода деятельности. В настоящее время мы эту задачу решили, хотя даже в этом году информация размещается достаточно медленно. Абсолютно правильно отмечена наша задача – ориентация на потребителя, то есть просто создать выкладку всего массива информации в непонятной форме недостаточно. Существует план развития портала бюджетной системы на ближайший год, где предусмотрены уже опробованные инструменты визуализации: построение различных аналитических таблиц, возможности каскадного проникновения от информации о конкретном бюджетном учреждении на портал закупок, чтобы посмотреть его функционирование в режиме портала zakupki.gov.ru. Предусматривается размещение на географической карте всех объектов, позволяющее любому гражданину проанализировать окружающие его объекты, а также сопоставление одинаковых друг с другом юридических лиц, занимающихся схожими видами деятельности, например, школ, больниц, поликлиник и т.д. Очень уникальная информация содержится, в частности, об объеме финансовых ресурсов этих учреждений. До создания этого портала данная информация была закрыта не только от внешнего потребителя, но даже от самих учреждений: соседние школы не знали, что происходит с другими. В настоящее время ежедневно посещает портал 12 тысяч уникальных пользователей, не зарегистрированных в личных кабинетах, а именно, тех, кто просматривает информацию портала. Безусловно, мы понимаем огромный потенциал и свою ответственность за решение поставленной задачи по приближению портала непосредственно к потребителям услуг. 

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Роман Евгеньевич, расскажите немного, что из себя представляет государственная информационная система государственных и муниципальных платежей, которая запускается в этом году.

Артюхин Р.Е.: Государственная информационная система государственных и муниципальных платежей тоже является совершенно новой. Если позволите, буду употреблять аббревиатуру ГИС ГМП, так уж мы привыкли. Государственная информационная система – совершенно новый блок работы, который встал перед нами. Задачи поставлены Федеральным законом от 27 июля 2010г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", из которого вытекает очень важное требование ко всем государственным органам: исключить бумажный документооборот и истребование от физических и юридических лиц излишних документов, которые уже есть в системе органов власти. Одним из таких документов оказался платежный документ. Когда человек вынужден оплатить услугу, пошлину, ни в коем случае квиточек не потерять и обязательно предоставлять, прикладывать к своим обращениям. Кстати, всем рекомендую не выбрасывать квитанции об оплате. Система нацелена на реализацию процесса уведомления всех администраторов доходов о фактах приема платежа кредитными организациями. Потому что фактически обязательство гражданина исполнено не в тот момент, когда деньги зачислены на счет, что нам известно из налогового правоотношения, а когда деньги приняты. Плательщик внес деньги и получил квитанцию об оплате, а по факту сумма будет зачислена на третий, на четвертый день. По прежней схеме получалось, что гражданин квиточек сохранял и должен был его показать в качестве подтверждения оплаты. Однако выявлялись некоторые расстыковки с предоставлением информации. Теперь мы должны четко понимать, факт оплаты фиксируется по очень простому признаку – это счет, на который поступает оплата, и коды бюджетной классификации. Соответственно, все кредитные организации обязаны уведомить Федеральное казначейство о факте платежа, а мы уведомляем об этом всех администраторов. По состоянию на 21 февраля общее количество участников системы ГИС ГМП составляет 25 тысяч, из них администраторов доходов разных уровней — 22 тысячи, кредитных организаций к этой системе подключилось 368 из 894, 156 МФЦ (многофункциональных центров). Работа только набирает обороты, так как норма начала действовать с 1 января 2013 года. Мы готовились целый год, ранее была другая система, и мы все апробировали с кредитными организациями, с администраторами доходов. Проблемы, безусловно, имеются, но серьезных недостатков не выявлено. Сейчас эта система должна набрать обороты, в результате чего мы увидим совокупность платежей, начисленных администраторами и совокупность платежей, которая внесена физическими и юридическими лицами. Потенциал этой системы огромный и с точки зрения понимания специфики движения платежей внутри кредитных организаций. Если оплата произведена сегодня, то при условии соблюдения разумных сроков средства должны быть списаны со счета на следующий рабочий день, зачисление в кредитную организацию должно быть осуществлено на следующий рабочий день, максимум — через два дня. Однако, зачастую приходится наблюдать, что платежи двигаются долго. Возникает аналитическая система, аналогичная работе, проводимой налоговыми органами. Надо четко понимать, сколько и как двигаются налоговые платежи. Никто никогда не понимал до возникновения этой системы, как двигаются неналоговые платежи, платежи за услуги. Таким образом, система имеет огромный потенциал для прослеживания динамики исполнения бюджета по доходам. Но могу также отметить и тот потенциал, что, волей – неволей, эта система стала посредником между кредитными организациями, то есть банковским сектором, и государственным сектором. Система должна способствовать расширению функционала. Допустим, все юридические лица являются клиентами кредитных организаций и в то же время поставщиками по закупкам товаров, работ, услуг в пользу госсектора. Возникает очень интересный сервис, обеспечивающий возможность направлять через свои кредитные организации информацию. ГИС ГМП выступает в качестве транспортной системы, и с подтверждением электронно-цифровой подписью обеспечивается достоверность документов, обращающихся в системе. Таким образом, мы можем направлять счета, счета-фактуры, которые потом предоставляются в систему электронного бюджета, посмотреть, каков объем выставленных требований к государству, какие требования получены, какие акцептованы, какие оплачены. Это сразу же ложится в систему бухгалтерского учета и, соответственно, на дебеторско-кредиторскую задолженность. Потенциал развития системы, действительно, очень большой. В этом году нам нужно ее развить, распознать преимущества для администраторов, для физических лиц, наладить работу, состыковывать платежи друг с другом. Есть проблемы, касающиеся идентификации платежа с точки зрения его привязки к физическому или юридическому лицу, потому что, хочу подчеркнуть, в самой системе нет персональных данных, есть только уникальный идентификатор начисления. Администратор должен осуществить начисление, при платеже оно прикрепилось, и достаточно только набрать уникальный идентификатор начисления, как сразу же все реквизиты, все платежи появляются в системе у кредитной организации. Однако, есть еще, так называемые, авансовые платежи, которые инициируются самими гражданами. В таком случае возникает вопрос о том, что недостаточно просто вписать фамилию, имя, отчество, должен быть некий идентификатор. И мы рассчитываем на принятие решений, которые уже в стадии реализации, о необходимости указывать этот некий идентификатор физического лица, позволяющий воспринимать администраторами поступления платежей. 

Ведущая: Спасибо! Роман Евгеньевич, расскажите немного поконкретнее о портале www.budget.gov.ru. С какой информацией можно будет на нем ознакомиться?

Артюхин Р.Е.: Статус проекта в настоящее время следующий: Министерство финансов РФ разработало витрины этого портала. На данный момент готовится приказ Министерства финансов РФ, который будет регулировать источники данных для портала www.budget.gov.ru. По нашему плану работ портал должен заработать со второго полугодия. В первом полугодии этого года проходит опытная эксплуатация. В результате мы должны увидеть всю информацию о финансовой деятельности каждого публично-правового образования: доходы, расходы ежедневные, кассовые позиции, остатки, целевые программы, результаты деятельности, в перспективе, по мере насыщения информации о бюджете. Каков бюджет у каждого публично-правового образования? К примеру, нужно найти печатный источник опубликования или сайт. Все это будет у нас сосредоточено в одном ресурсе. Конечно, это новый уровень, новый этап бюджетной прозрачности, которая демонстрируется в России публично-правовыми образованиями. Очевидно, что по мере развития "Электронного бюджета", все больше и больше информации будет выгружаться в этот портал. Аналогичные системы действуют за рубежом, например в Бразилии. Мы привыкли, что есть закупки, по которым все известно: и что закупают, и статусные закупки, немотивированные статусные закупки – все доступно в прессе. Остаются еще вопросы относительно соглашений о предоставлении средств на безвозмездной основе юридическим лицам. Идут массовые субсидии, особенно в субъектах Российской Федерации, муниципалитетах, на федеральном уровне. Эта сфера пока вне зоны опубликования на портале бюджетной системы. Например, в Бразилии доступна вся информация даже о командировках: каждый государственный чиновник, который собирается ехать в командировку, естественно, не указывая фамилию, должен указать место и цель поездки, приложить счета за проживание: номер-люкс трехместный или в скромном одноместном проживал чиновник и т.д. Такие элементы поступательно должны привести с одной стороны к прозрачности, не самой по себе, а вызывающей ответственность у администраторов, а с другой стороны к доверию. Когда нечего стесняться, то больше доверия должно быть к ответственным за те или иные сферы своей деятельности. 

Ведущая: Спасибо! Роман Евгеньевич, в чем суть проекта по созданию ситуационного центра Федерального казначейства? И как появилась эта идея проактивного сопровождения технологических регламентов?

Артюхин Р.Е.: Хороший вопрос, мы его ожидали, потому что, действительно, для нас это весьма интересный проект. Мне отдельно поступали про него отрицательные отзывы. Я сказал, что в рамках автоматизированной системы Федерального казначейства у нас регламентированы все основные технологические процессы. Теперь возникает возможность централизованного мониторинга корректности настроек, доступности конкретной функциональности прикладных систем пользователя, работоспособности операций по конкретному финансовому документу, различных приложений и работоспособности всей структуры в целом. Это по своей сути некая визуализация того, чем дышит вся автоматизированная система Федерального казначейства, какие возникают из зеленых зон желтые зоны, а потом и красные. Мы это называем проактивным централизованным мониторингом на предмет выявления сбоев или предвестников сбоев на каждом из уровней мониторинга работоспособности нашего программного обеспечения и железа, контроль координации внештатных ситуаций, контроль реализации изменений плановых работ, связанных с IT-сервисами, выявление негативных тенденций по IT-сервисам и отчетность. Это все должно быть воссоздано в режиме реального времени по всем 83-м направлениям Федерального казначейства, чтобы мы могли действительно понимать, какие возникают сложности, вопросы, проблемы при функционировании всех наших массивных информационных систем: www.zakupki.gov.ru, www.bus.gov.ru, www.budget.gov.ru и, собственно, автоматизированные системы Федерального казначейства. Кстати, у нас еще есть Федеральный закон от 18 июля 2011г. №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", согласно которому на портале zakupki.gov.ru размещается информация о деятельности государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, принадлежащих государству, госкомпаний, госкорпораций, ГИС ГМП, будущего "Электронного бюджета" и портала бюджетной системы. Это все должно в ситуационном центре передавать сигналы, которые мы должны увидеть. 

Ведущая: Спасибо! Роман Евгеньевич, каков сегодня уровень безналичного оборота для федеральных учреждений, а также на уровне регионов, муниципалитетов?

Артюхин Р.Е.: Я уже отметил, что на федеральном уровне достаточно неплохая ситуация, на уровне субъектов экспертно могу сказать, что не выше 50%. То есть 50% зарплаты выдается по чекам, а остальное на электронные карты. Понятно, областные центры, крупные учреждения, клиенты предпочитают безналичный оборот, а вот чуть за 50 км от любого областного центра ситуация уже плачевная. Поэтому задачу нужно решать централизованно, уровень банкизации необходимо повышать. Мы будем работать вместе с кредитными организациями регион за регионом, просматривая на предмет резервов и возможностей получения основными бюджетными учреждениями, казенными учреждениями, основными организациями денег на электронные карты. Бывают небольшие хозяйственные расходы, такой инструмент мы создали – на карточку для осуществления хозяйственных расходов для безналичных платежей. Поэтому очевидно, что в течение двух лет этой задачей мы должны заниматься и должны ее решить. 

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Вы рассказывали об едином казначейском счете, хотелось бы уточнить каков экономический эффект от данной модели, который извлекает Федеральное казначейство?

Артюхин Р.Е.: Система единого казначейского счета является общим признаком, общей характеристикой всех без исключения развитых систем управления финансами, не только государственных, но и корпоративных. Сейчас у любой корпорации, в том числе у крупной, вертикально интегрированной, есть свое казначейство, свой единый казначейский счет. Вся ликвидность должна быть на одном счете, нельзя ее разбрасывать по многочисленным счетам тех или иных возможных администраторов, которые реально принимают обязательства, взыскивают задолженность и т.д. Все это должно находиться на одном счете. Отсюда огромный макроэкономический эффект для каждого публичного правообразования и для России в целом. Обеспечивается ликвидность единого казначейского счета, которая осуществляет именно те платежи в тот момент времени, когда они должны быть совершены, то есть мы четко осуществляем кассовое планирование. Мы знаем, что будет завтра, через месяц и, очевидно, знаем, что будет до конца года, потому что наш бюджет реалистичный. Очень важно, чтобы при реалистичном бюджете этот механизм работал, и мы дальше внутри года управляем ликвидностью единого казначейского счета. Более зримый и ощутимый эффект, если возникают кассовые излишки, которые действительно на определенном этапе могут быть размещены в кредитной организации. Такой механизм заработал с 2007 года, были внесены поправки в статью 236 Бюджетного кодекса РФ, и за этот отрезок времени доход уже около 80 миллиардов рублей поступил в федеральный бюджет от размещения средств федерального бюджета на депозиты кредитной организации. Такие депозитные аукционы проводятся регулярно, два раза в неделю на двух биржах: Московской бирже и Санкт-Петербургской валютной бирже. Механизм вызывает очень большой интерес для кредитных организаций, для банковской системы в качестве одиного из источников ликвидности для банковской системы. Поэтому, говоря о большом экономическом эффекте, важно отметить также и самое главное для всех внешних получателей средств федерального бюджета, для всех потребителей этих ресурсов — своевременность проведения платежей. Мы должны четко гарантировать, что ни один платеж по кассовым причинам не будет не проведен, то есть все будет вовремя и в срок. Для этого, собственно говоря, и существует единый казначейский счет. 

Ведущая: Спасибо! Роман Евгеньевич, у меня к вам заключительный вопрос. Вы не раз говорили о том, что хотели бы видеть Федеральное казначейство неким "бюджетным банком". Как скоро, по Вашему мнению, казначейство могло бы стать таковым? И что на данный момент для этого всего еще нужно сделать?

Артюхин Р.Е.: Бюджетный банк – это то слово, которое можно взять в кавычки, потому что мы сами еще не могли найти тот термин, который бы определил этот проект. Официально он называется: "Проект развития бюджетных платежей". За все годы существования казначейской системы мы действительно превратились в такую государственную платежную систему. Т.е. платежную систему в бюджетной системе, уж извините за многочисленность систем, которая аккумулирует в себе все остатки внутри, которая осуществляет расчеты, как с внешним миром, так и внутри. Конечно, надо посмотреть на эту совокупность, исходя из тех тенденций, которые существуют в развитии платежных систем как таковых, как отдельной сущности, которая функционирует в экономике. Здесь мы видим огромные резервы для развития, для модернизации этой платежной системы. Каким будет направление? Очевидно – гармонизация с банковскими технологиями. Мы увидели, что по срокам осуществления платежей есть резерв к тому, чтобы быстрее зачислить платеж на счет Федерального казначейства. Резерв возникает, если Федеральное казначейство станет прямым участником банковских расчетов, т.е получит свой, так называемый, банковский идентификационный код. И тогда Федеральное казначейство, будучи прямым участником банковских расчетов, быстрее будет осуществлять платежи. В перспективе мы предполагаем, что будет открыт единый банковский счет казначейства вместо многочисленных счетов, которые открыты для каждого субъекта федерации в Центральном банке. В перспективе, на базе того опыта, который будет складываться по управлению остатками средств федерального бюджета, конечно же, возникнет необходимость начислять проценты нашим клиентам. Через что? Через то, что будем управлять общим остатком вот этого единого банковского счета, когда будет общая ликвидность, естественно, проценты должны будут распределяться пропорционально тому, какие у кого были остатки. Таким образом, проект очень масштабный. В настоящее время мы проводим обсуждение и с Центральным банком РФ, они нам очень помогают, и по сути это наш общий проект., и с Министерством финансов РФ. Все это должно быть потом, безусловно, отражено в Бюджетном кодексе РФ. И где-то к 2017 году мы планируем приступить к реализации. Сейчас, в 2013 году, обсуждение идет на уровне концепции, в 2014 году – нормативное обеспечение, 2015 год – опытная эксплуатация, 2016 – постепенные эксперименты, и 2017 год – уже все должно работать. Все должно быть очень четко отработано. Пятилетний срок по планированию – это нормальный цикл для таких серьезных, масштабных проектов. 

Ведущая: Роман Евгеньевич, спасибо Вам большое за Ваши подробные, интересные, исчерпывающие ответы. Мы желаем Вам успехов в вашей деятельности, а также успехов в реализации всех многочисленных проектов Федерального казначейства. Спасибо Вам большое!

Артюхин Р.Е.: Большое Вам спасибо за приглашение! Был рад поделиться нашими интересными проектами! 

Ведущая: Надеемся, что в ближайшее время Вы расскажете нам об изменениях нормативно-правового характера, о тех новых главах, которые в 2014 году должны появиться в Бюджетном кодексе РФ!