Новости и аналитика Интервью О практике деятельности органов прокуратуры в сфере защиты прав граждан, в особенности находящихся за пределами своего государства, на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств.

О практике деятельности органов прокуратуры в сфере защиты прав граждан, в особенности находящихся за пределами своего государства, на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств.

30 марта в 11.00 часов в ИА "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с Исполнительным секретарем Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ Ермолаевым Леонидом Владимировичем.

Тема интернет - интервью: "О практике деятельности органов прокуратуры в сфере защиты прав граждан, в особенности находящихся за пределами своего государства, на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств".

Ведущая интернет-интервью — Наталия Карпунина( ИА "ГАРАНТ")

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя –
Леонида Владимировича Ермолаева — Исполнительного секретаря Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ.

Ермолаев Л. В.: Всем добрый день! 

Ведущая: Уважаемый Леонид Владимирович, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.Тема интернет - интервью: "О практике деятельности органов прокуратуры в сфере защиты прав граждан, в особенности находящихся за пределами своего государства, на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств".Позвольте напомнить, что сегодняшнее интернет-интервью транслируется в on-line режиме на правовом портале www.garant.ru.Координационный совет генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств, создан совместным решением генеральных прокуроров государств – участников СНГ 7 декабря 1995 года. Решением Совета глав государств о Координационном совете генеральных прокуроров государств – участников Содружества Независимых Государств 25 января 2000 года ему придан статус межгосударственного органа Содружества Независимых Государств.
Решение о Координационном совете генеральных прокуроров государств - участников СНГ 25 января 2000 года подписали: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия1, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина.
Основными задачами Координационного совета генеральных прокуроров государств - участников СНГ являются: согласование и объединение усилий, координация действий и сотрудничества прокуратур государств - участников СНГ в защите прав и свобод человека и гражданина, в борьбе с преступностью, укрепление законности и правопорядка.
Свою деятельность Координационный совет осуществляет на основе общепризнанных принципов и норм международсдикции государств-участников СНГ, невмешательства в их внутренние дела и равенства всех членов Координационного совета.
В ходе интернет-интервью планируется обсудить практику деятельности органов прокуратуры в сфере защиты прав граждан, находящихся за пределами своего государства, на территориях государств – участников СНГ, обсудить разрабатываемые предложения по сближению национального законодательства, вопросы развития договорно-правовой базы СНГ, практику выполнения международных договоров в сфере защиты прав граждан, находящихся за пределами своего государства, на территориях государств – участников СНГ, вопросы совершенствования правового регулирования в этой сфере и мн. др. На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит Исполнительный секретарь Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ Ермолаев Леонид Владимирович.
К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Леонид Владимирович! Расскажите, пожалуйста, какова основная компетенция Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ?

Ермолаев Л. В.: Координационный совет генеральных прокуроров государств-участников СНГ был создан по инициативе самих генеральных прокуроров. 7 декабря 1995 года было проведено его первое учредительное заседание. В нем участвовали все генеральные прокуроры стран СНГ, за исключением генерального прокурора Узбекистана. На этом совещании было принято решение учредить данный Совет, и лишь 5 лет спустя решением Совета глав государств от 25 января 2000 года Координационному совету был предоставлен статус Межгосударственного органа государств-участников СНГ. На Координационный совет генеральных прокуроров возложена задача координации деятельности всех генеральных прокуратур государств-участников СНГ, организация взаимодействия и координация деятельности межгосударственных правоохранительных органов, спецслужб по обеспечению правопорядка и безопасности на территории государств-участников СНГ. В соответствии с нашим положением и решением Совета глав государств нам поручено участвовать в нормотворческой работе по линии СНГ. Хотел бы отметить, что при учреждении в состав Координационного совета входил генеральный прокурор Грузии, но в связи с тем, что в настоящее время Грузия не входит в состав СНГ, он не участвует в заседаниях и работе нашего Координационного совета. А генеральные прокуроры Узбекистана и Туркменистана являются наблюдателями в нашем составе.

Ведущая: Спасибо! И следующий вопрос, логично вытекающий из предыдущего. Каковы цели и задачи, которые стоят сегодня перед Координационным советом? И какие из них для Вас наиболее приоритетны именно в 2012 году, кроме нормотворчества, как Вы уже сказали?

Ермолаев Л. В.: В положении, которое утверждено решением Совета глав государств от 25 января 2000 года, на Координационный совет генеральных прокуроров возложены три основные задачи. Первое – обеспечение оперативного взаимодействия генеральных прокуратур государств-участников СНГ в обеспечении правового порядка, законности на территории государств-участников СНГ и защита прав и свобод человека и гражданина. Второе очень важное обстоятельство, на которое мы обращаем внимание, – это координация деятельности межгосударственных структур СНГ по обеспечению правопорядка и законности на территории государств СНГ. И третье – это участие в работе по сближению законодательства государств СНГ на нашем постсоветском пространстве. Вот три основные задачи, над решением которых мы в настоящее время работаем. Причем, первая и вторая для нас являются наиболее приоритетными и стратегическими задачами.

Ведущая: Спасибо! Леонид Владимирович, какова на сегодняшний день основная структура Координационного совета? Каковы функциональные назначения каждого подразделения?

Ермолаев Л. В.: Координационный совет генеральных прокуроров собирается не реже одного раза в год. В этом году по инициативе Председателя Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ, Генерального прокурора РФ Юрия Яковлевича Чайки было принято решение собраться два раза в год, потому что накапливается много вопросов, которые нам надо оперативно разрешать. Когда собирается Координационный совет, то в нем участвуют все генеральные прокуроры, а также наблюдатели. Сейчас мы рассматриваем возможность приглашения генеральных прокуроров стран Балтии, имеется в виду Латвия, Литва и Эстония. Такая практика существует в рамках СНГ.
Координационный совет генеральных прокуроров назначает Исполнительного секретаря Координационного совета генеральных прокуроров, который одновременно является руководителем секретариата Координационного совета. Секретариат Координационного совета – это рабочий орган, который обеспечивает оперативное и повседневное взаимодействие генеральных прокуратур, межгосударственных структур по обеспечению безопасности и правопорядка на территории стран СНГ. Секретариат КСГП СНГ очень не большой, сейчас мы поставили вопрос об увеличении нашей штатной численности, надеемся на то, что нас поддержат. Тем более, что нам приходится работать не только в рамках КСГП, но и в рамках координации других межгосударственных структур.
У нас есть Научно-методический центр Координационного совета, который работает на базе Академии Генеральной прокуратуры РФ. Сейчас в Санкт-Петербурге мы будем проводить внеочередное заседание Координационного совета генеральных прокуроров. По инициативе Юрия Яковлевича Чайки внесен вопрос о назначении ректора Академии Генеральной прокуратуры РФ Капинус Оксаны Сергеевны руководителем Научно-методического центра. Далее, у нас есть третий орган - редакция журнала. Это орган Координационного совета генеральных прокуроров, журнал "Прокурорская и следственная практика", - имеет небольшой аппарат, главный редактор которого утверждается Координационным советом. И четвертая структура - Консультативный совет, консультативная группа. Это, так сказать, "группа аксакалов", ветеранов органов прокуратуры государств СНГ, не только из России, но и других стран СНГ. Следует отметить, что эту консультативную группу возглавляет всем известный Сухарев Александр Яковлевич, доктор юридических наук, профессор, Генеральный прокурор Советского Союза. Ныне, не смотря на свой возраст - 88 лет, он активно работает и является действующим прокурорским работником, советником Генерального прокурора России. Так выглядит наша структура.

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Леонид Владимирович, расскажите немного об основных программах сотрудничества государств-участников СНГ. Какие из них наиболее важны для Координационного совета? На какой стадии реализации сейчас находятся данные программы? Может быть, немного похвалитесь, каких успехов уже удалось достичь в ходе их реализации? И каковы основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться в процессе их выполнения?

Ермолаев Л. В.: Вы знаете, у нас много не решенных вопросов. В декабре 2010 года Советом глав государств СНГ было принято 5 межгосударственных программ. Координационный совет генеральных прокуроров является одним из организаторов по исполнению этих межгосударственных программ. Я их перечислю и дам по ним короткие комментарии. Это первая межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью на 2011-2013 годы. В ней заложено порядка 30 организационных мероприятий разного характера, начиная от проведения совместных спецопераций по поимке тех или иных организованных преступных групп, до проведения научно-методической работы, научных конференций, создания банка данных преступников и пр. Главное, я хотел бы обратить внимание на два момента, предусмотренных в этой программе, которые мы сейчас реализуем. 14 сентября 2011 года на заседании Координационного совета в Минске обсуждался вопрос организации борьбы с коррупцией. Мы наметили очень серьезные организационные мероприятия, в том числе участие нашего КСГП в работе Межгосударственного органа по борьбе с коррупцией. Мы хотим провести семинар, я бы даже сказал, конференцию, чтобы сверить часы, как проводится в рамках всех государств СНГ организация борьбы с коррупцией. Приглашаем туда не только прокурорских работников, но и представителей органов госбезопасности, внутренних дел, таможенных и других органов.
Следующая программа – это программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. Она очень насыщенная. Мы буквально две недели назад обсуждали конкретные предложения. У нас масса предложений по изменению модельного законодательства. Третье – это программа по борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ на 2011-2013 годы. В результате 30 спецопераций, которые проведены в СНГ за прошлый год, было раскрыто ряд организованных группировок, которые занимались перевозкой наркотических средств из Таджикистана, Киргизии. Четвертое - это программа по борьбе с торговлей людьми. Хотел бы отметить, что именно мы были инициаторами разработки данной программы. Еще одна программа, в которой мы активно участвуем, - это противодействие незаконной миграции. В прошлом году закончилось исполнение аналогичной программы на 2009-2011 годы. Сейчас мы проводим большую организационную работу по реализации этой программы на 2012-2014 годы.

Ведущая: Спасибо, Леонид Владимирович, за то, что озвучили основные программы и направления. И сейчас хотелось бы спросить о совместных мерах стран-участников СНГ в борьбе с преступностью. На пресечение каких преступлений эти меры направлены в первую очередь? Какие результаты есть на данный момент? И немного проанализируйте нормативную базу, нормативные документы, которыми поддерживается данное сотрудничество.

Ермолаев Л. В.: Недавно Статистический комитет СНГ подвел итоги работы по борьбе с преступностью за 2011 год в сравнении с 2010 годом. И хотел бы сказать, что общее количество преступлений снизилось на 4%. Вроде бы хорошая ситуация, причем снижение наблюдается в Белоруссии, Киргизии, России. Вместе с тем следует отметить, что в Казахстане число преступлений увеличилось на 57%, а в Таджикистане – на 16%. В правоохранительных органах я работаю с 1975 года и прекрасно знаю всю эту структуру. Там, где идет снижение, - очень много вопросов, особенно, когда оно происходит по общему количеству преступлений. Это может свидетельствовать о сокрытии преступлений от учета и регистрации. В связи с этим Секретариатом КСГП СНГ запрошены в генеральных прокуратурах СНГ сведения о состоянии законности при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях и планируем провести анализ по данной проблеме. В абсолютных цифрах число зарегистрированных преступлений у нас составило 3 миллиона 400 тысяч. И самое главное, практически во всех странах СНГ наблюдается рост корыстных преступлений: это кражи, грабежи, разбои.

Ведущая: С чем это связано, на Ваш взгляд?

Ермолаев Л. В.: Я думаю, во-первых, с социально-экономической ситуацией, безработицей. Корыстные преступления и в советское время занимали достаточно приличное количество - где-то 30%. Но сейчас мы перешагиваем этот рубеж.

Ведущая: А что думаете по поводу нормативно-правовой базы, которая регулирует этот вопрос?

Ермолаев Л. В.: Нормативно-правовая база, которая создана в государствах СНГ, очень хорошая. Я бы хотел отметить, что ее принимает Межпарламентская Ассамблея. Это депутаты со всех парламентов. Эти документы даже оцениваются по линии Совета Европы, ООН положительно, но, к сожалению, не всегда применяются в национальных законодательствах. Это например модельный закон о прокуратуре. Принят отличный закон, но если посмотреть, то он взят за основу только в 3-4 государствах СНГ. Там хорошие полномочия, правильная постановка вопросов. Поэтому если говорить о нашей нормативной базе, то она достаточна в рамках СНГ, хотя это не значит, что мы ее не модернизируем.

Ведущая: Леонид Владимирович, следующий вопрос. Как повлияет внесенный 16 января 2012 года в Администрацию Президента РФ законопроект по расширению полномочий Генеральной прокуратуры Р.Ф. на функционирование следственных органов РФ? И как обстоят дела в этой сфере в странах-участниках СНГ, в частности в Украине? Какие задачи преследует данный законопроект, по Вашему мнению?

Ермолаев Л. В.: Если говорить об этом законопроекте, то он же не просто так родился и не просто так возникли эти обстоятельства. Если посмотреть, как работают органы прокуратуры в странах СНГ, то могу сказать, что следственный аппарат в органах прокуратуры есть везде, за исключением РФ и Республики Беларусь (с 1 января этого года в Республике Беларусь начал работать следственный комитет). Такая практика уже была, например, в Казахстане, который отменял следствие в прокуратуре, создавал самостоятельный Следственный комитет, потом разделял его по другим ведомствам. Но в настоящее время, в Казахстане, прокуратура обладает правом расследования. Генеральная прокуратура Казахстана – очень сильная и дееспособная. В ноябре-декабре 2011г. с Генеральным прокурором Республики Казахстан Даулбаевым Асхатом Кайзуллаевичем мы предметно обсуждали все организационно – правовые вопросы по совершенствованию нашей деятельности. Следует отметить эффективную работу следователей органов прокуратур Азербайджана, Украины, Киргизии и других.
Хочу несколько слов сказать об истории этой проблемы. В 1976 году Министр внутренних дел СССР накануне принятия Конституции СССР 1977 года внес предложение о том, чтобы убрать следствие из прокуратуры. Он мотивировал это тем, что прокуратура должна осуществлять высший надзор, а расследовать должны другие органы.
Были большие дебаты, тогда Генеральным прокурором Советского Союза был Роман Андреевич Руденко. Он отстаивал позицию в Политбюро, после чего было принято решение сохранить следствие в прокуратуре. Тридцать лет спустя, в 2006 году, бывший министр внутренних дел РФ, будучи председателем Госдумы внес предложение забрать следствие из прокуратуры. Хорошо, забрали. Приняли Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации", при этом записали, что руководство Следственным комитетом осуществляется Президентом РФ. Президент РФ – это высшее государственное должностное лицо и Верховный главнокомандующий. Процессуальное руководство следствием во многих странах относится к компетенции генеральных прокуроров. Ежегодно в РФ примерно 3 тысячи человек освобождается из-под стражи за не подтверждением обвинений. Наверное, недаром Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев 4-5 месяцев назад предложил вернуть ряд полномочий в прокуратуру и установить, чтобы прокуратура могла возбуждать и расследовать уголовные дела по нарушениям закона в отношении работников Следственного комитета и других лиц. Такой законопроект разработан, внесен в Администрацию Президента РФ. До настоящего времени вопрос по существу не решен. Многие не очень хотели бы принятия такого закона. Но я уверен в том, что следствие в прокуратуре и в России, и в других странах - это нужное и правильное направление. У прокурора должен быть рычаг для того, чтобы обеспечивать законность. Сейчас очень много нарушений закона, которые прокурор не может устранить иными методами, как только возбуждением дела. Возбудил дело, передал в суд, а суд пусть решает. Думаю, что так и будет правильно, демократично и тут никаких проблем не возникнет. Я бы так ответил на этот вопрос.

Ведущая: Спасибо! Леонид Владимирович, как Вы уже заметили, проблемы преодоления незаконной миграции стоят у нас в России, да и в ряде других стран, очень остро. И Вы озвучили существующую программу в этом направлении. Расскажите немного о перспективах сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции. И каковы Ваши действия на 2012 год?

Ермолаев Л. В.: Да, на 2012 год по незаконной миграции у нас возникает очень много вопросов. Во-первых, в рамках этой программы мы на регулярной основе проводим мероприятия и обсуждаем эти вопросы, изучаем опыт прокуратур государств-участников СНГ. А опыт очень большой и разнообразный. Например, только в Украине принимается порядка 3 миллионов решений об административной ответственности, из них добрая половина – по нарушениям, связанным с правилами миграции. Прокуроры приняли решение об опротестовании незаконных решений порядка 350 тысяч. Вы представляете? И эти решения были отменены. Но это обеспечение прав и свобод человека. Здесь есть и другая сторона медали – проблемы незаконной миграции влекут за собой создание преступных группировок, которые дестабилизируют обстановку государств-участников СНГ. Мы это прекрасно понимаем, наметили буквально 3-4 стратегических мероприятия, в том числе, как я говорил, проведение соответствующих совместных спецопераций непосредственно в государствах. Вы, наверное, по телевидению частенько видите, что об этом говорят. И это приносит очень хорошие плоды. Буквально позавчера по телевидению показали, что граждане Вьетнама сами пришли в Федеральную миграционную службу сдаваться (жили без регистрации), потому что люди начинают понимать, что жить не по правилам государства пребывания не пройдет. И так получается сейчас не только в РФ, но и в других странах СНГ. Поэтому мы утвердили в январе этого года план Координационного совета по реализации программы по борьбе с незаконной миграцией и уже приступили к исполнению. Думаю, что если мы в итоге трехгодичной программы реализуем порядка 9 стратегических направлений, то, наверное, укрепятся законность и правопорядок в этой области.

Ведущая: Не хотите озвучить план, хотя бы его общие направления?

Ермолаев Л. В.: Это проведение спецмероприятий, совместное изучение опыта надзорной работы по обеспечению законодательства в сфере миграции, обмен материалами и сведениями с тем, чтобы оперативные, прокурорские службы могли бы своевременно реагировать на вызовы или угрозы, которые происходят. Потоки перемещения мигрантов отслеживаются.

Ведущая: Спасибо! Леонид Владимирович, Вы уже упоминали о программе, которая направлена на борьбу с торговлей людьми. Расскажите, пожалуйста, о ней поподробнее. Какова статистика. Имеет ли место увеличение или уменьшение числа данной категории преступлений за последний период времени - год-два? В каких странах СНГ зафиксировано наибольшее количество таких преступлений? Какая страна наиболее благополучна с точки зрения статистики?

Ермолаев Л.В.: С точки зрения статистики за 2011 год по всем государствам СНГ было зарегистрировано 3150 преступлений этой категории. Раскрывать преступления, связанные с торговлей людьми, очень сложно. Во-первых, это очень удобный и приносящий большой доход "бизнес".
Если же говорить по странам СНГ, то наибольшее количество выявленных преступлений в РФ - 1134, в Украине – 456, Узбекистане – 687, Казахстане – 378. Следует отметить, что в РФ приезжают люди для работы, а преступные группировки занимаются торговлей людьми, используя рабский труд на территории РФ. Что еще можно подчеркнуть в этой связи? Недавно по линии Международной организации по миграции мне довелось участвовать в составе межведомственной делегации по обмену опытом с компетентными органами Великобритании. Участвовали Исполнительный секретарь Координационного совета, представители Министерства иностранных дел, Следственного комитета России, Минздравсоцразвития России и представители Русской Православной Церкви. Торговля людьми это многоплановая проблема, которая связана и с другими важными аспектами: это людская адаптация, социальная ориентация, восстановление и т.п. Мы всегда открыты к взаимодействию и сотрудничеству, к взаимному обмену информацией по совершенствованию законодательства. Сейчас мы готовим изменения в модельный закон "О торговле людьми".

Ведущая: Какого плана изменения?

Ермолаев Л. В.: Главный вопрос - это защита жертв. Защита жертв торговли людьми, в Западной Европе обеспечивается на более высоком уровне, чем в странах СНГ.
Мы планируем просмотреть вопросы о выделении в правоохранительных органах государств-участников СНГ специализированных подразделений, именно тех, которые бы занимались проблемой торговли людьми. Обеспечение законности на всех стадиях. Сейчас мы хотим обсудить этот вопрос на очередном заседании Координационного совета генеральных прокуроров, которое у нас должно состояться в сентябре 2012 года в Киеве. Мы планируем посмотреть весь комплекс мер, чтобы наметить единые стандарты, в том числе пропагандистского характера. Это выступления в средствах массовой информации, наша совместная деятельность с Советом Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, и самое главное, обеспечение неотвратимости ответственности за совершение этих преступлений.

Ведущая: Расскажите, пожалуйста, о создании в рамках СНГ специального Координационного органа по борьбе с коррупцией. И может быть, Вы могли бы сейчас провести некий сравнительный анализ ситуации? Как бы Вы могли ее охарактеризовать по борьбе с коррупцией в России и других странах СНГ? Где и какие имеются перекосы?

Ермолаев Л. В.: В среднем по странам СНГ регистрация фактов взяточничества – дача взятки и получение взяток - уменьшилась на 6%. Рост фактов получения и дачи взяток зарегистрирован в Азербайджане, Армении, Казахстане, Таджикистане. Их число не изменилось в Белоруссии. В остальных странах идет снижение. Общее количество раскрытых по взяткам преступлений в 2011 году составило 16102. Из них на Россию приходится 10 тысяч, это около 50 - 60% от общего количества всех преступлений. В рамках СНГ мы долго обсуждали, как нам дальше действовать, какова роль органов СНГ по борьбе с этими негативными явлениями. И по инициативе Российской Федерации принято решение, что нужно создавать Межгосударственный совет по противодействию коррупции в государствах СНГ. Сейчас происходит проработка проекта Положения, внутригосударственное согласование. И есть надежда, что в первом полугодии или в начале второго полугодия Совет глав государств его утвердит. Основные направления работы этого Межгосударственного комитета – определение приоритетных направлений сотрудничества в борьбе с коррупцией, оценка выполнения антикоррупционных обязательств государств СНГ и координация программ содействия между государствами, оказание помощи в этих вопросах. Предполагается, что в состав Межгосударственного комитета по борьбе с коррупцией войдут представители президентов государств-участников СНГ. По должности предполагается, что в него войдут секретарь Совета, представитель Исполнительного комитета, Исполнительный секретарь Координационного совета и члены компетентных органов государств-участников СНГ. Работы по усилению борьбы с коррупцией очень много. В РФ недавно об этом была принята целая национальная программа, в других государствах СНГ тоже. А вот координации до последнего времени не было. Мы надеемся, что с принятием и утверждением нового органа у нас откроются широкие возможности по усилению борьбы с этим негативным явлением.

Ведущая: Спасибо! Зачитаю следующий вопрос, пришедший к нам от слушательницы. Прочитала, что еще в 2011 году генеральные прокуроры государств-участников СНГ ставили перед собой задачу активизировать работу по координации правоохранительных органов СНГ и по наращиванию нормотворческой и научно-методической работы. Леонид Владимирович, расскажите поподробнее, каких результатов удалось достичь в этом направлении?

Ермолаев Л. В.: Как я говорил, на Координационный совет генеральных прокуроров государств-участников СНГ возложена функция по координации борьбы с преступностью и взаимодействию всех рабочих и правоохранительных структур СНГ. Ранее было создано Координационное Совещание руководителей органов СНГ по борьбе с преступностью. Т.е. это сбор всех руководителей, министров внутренних дел, генеральных прокуроров СНГ, руководителей органов госбезопасности, таможенных и других служб. В истории СНГ было проведено четыре таких заседания. Было утверждено Положение о координационном совещании, которым предусмотрено, что в период между заседаниями этого большого органа работает Постоянно действующее Совещание руководителей рабочих структур органов СНГ по обеспечению правопорядка и безопасности. В рамках этого 26 апреля прошлого года мы провели организационное заседание руководителей Постоянно действующего Совещания, на котором руководители служб избрали Председателем Постоянно действующего Совещания Исполнительного секретаря КСГП СНГ. Практически все органы СНГ, имеется в виду и Совет руководителей органов безопасности, и Совет руководителей пограничных служб, и Совет руководителей таможенных органов, и Координационный совет генеральных прокуроров, и "финансовая разведка", рассмотрели проект Положения о Постоянно действующем Совещании на своих заседаниях. Поскольку все его утвердили, мы вышли на его подписание. На сегодняшний день решение об утверждении Положения о постоянно действующем совещании подписано председателем Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ, Генеральным прокурором РФ, Председателем Совета командующих пограничными войсками, первым заместителем директора ФСБ России, председателем Совета руководителей органов госбезопасности СНГ, директором ФСБ России, и в настоящее время находится на подписании у председателя Координационного совета руководителей налоговых (финансовых) расследований. Скоро положение вступит в силу. Мы видим необходимость ежегодного, а может быть, даже два раза в год при проведении совместных спецопераций сверять часы, выстраивать совместную программу действий. На последнем заседании руководителей Постоянно действующего совещания 15 марта 2012 г. мы согласовали большую программу совместных действий по борьбе с такими видами преступлений, как: терроризм, коррупция и т.п. Это будет новый высокий уровень нашей координации. Я очень благодарен моим коллегам, руководителям органов государственной безопасности, руководителям пограничной службы, руководителям органов внутренних дел и всем остальным коллегам, которые откликнулись на наше предложение и оказали готовность начать совместно координировать нашу работу. 

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Леонид Владимирович, какие методы по подготовке и повышению квалификации прокурорско-следственных кадров, на Ваш взгляд, необходимо почерпнуть у государств-участников СНГ и которые на сегодняшний день отсутствуют в России?

Ермолаев Л. В.: У нас насчитывается порядка 12-ти базовых учебных заведений по линии СНГ. Направления у них самые различные, вплоть до навигации, авиационных вопросов и пр. По правоохранительной линии мы имеем три учебных центра – на базе Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь, которой придан статус базовой организации государств-участников СНГ по подготовке и повышению квалификации и переподготовке кадров в сфере миграции и торговле людьми. И две академии: Академия экономической безопасности МВД России и Академия финансовой полиции Республики Казахстан, которые специализируются на борьбе с экономическими преступлениями. Сейчас мы выходим с инициативой, чтобы на базе Академии Генеральной прокуратуры РФ создать базовую организацию государств-участников СНГ по подготовке, повышению и переквалификации прокурорско-следственных кадров. Сейчас идет процесс согласования этой инициативы. Это решение должно приниматься Советом глав правительств СНГ. Мы готовим необходимые документы, запросили мнение генеральных прокуроров, других руководителей органов СНГ. База в Академии Генеральной прокуратуры РФ серьезная. Я надеюсь, что данная инициатива будет поддержана и тогда мы сможем вопрос переподготовки кадров поставить на более высокий уровень. Вот такие у нас сейчас задачи.

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос. Леонид Владимирович, как на международном законодательном уровне на сегодняшний день решены вопросы преодоления экстремизма и борьбы с терроризмом? Какие законодательные нормы, на Ваш взгляд, нуждаются в пересмотре и совершенствовании? Расскажите, каковы достижения Координационного Совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма?

Ермолаев Л. В.: Действительно, это одна из самых актуальных тем. В рамках СНГ есть несколько модельных законов, например, "О противодействии экстремизму", принятый в 2009 году. Мы планируем его немного доработать, внести соответствующие изменения. Данные изменения направлены, прежде всего, на то, чтобы и правоохранительные органы, и органы государственной безопасности уделяли особое внимание деятельности террористических организаций на межгосударственном уровне. К сожалению, в этом плане преступные элементы иногда быстрее взаимодействуют в рамках СНГ, чем правоохранительные структуры. Но мы сейчас работаем над этим. Если же говорить о динамике преступлений, то цифры распределяются так: например, РФ: 2006 год – начинали с 263 преступлений террористической направленности, потом пошел всплеск – 300, 400, 500, 600 преступлений. И вот уже второй год эта цифра держится на отметке порядка 630-650 преступлений. Примерно такая же динамика проглядывается и по другим государствам-участникам СНГ. Сейчас мы поставили перед собой разработку очередной программы, более того, вносим предложение в Исполнительный комитет СНГ, чтобы готовить межгосударственные программы не на 3 года, а на 5 лет. В рамках подготовки межгосударственной программы по борьбе и противодействию терроризму и экстремизму мы хотим особое внимание обратить на необходимость профилактики. Борьба с этими явлениями у нас активно ведется, но вот профилактика, к сожалению, развита не очень хорошо. В новой межгосударственной программе по борьбе с терроризмом и экстремизмом уже на 5-летний период планируем учесть все проблемы.

Ведущая: Спасибо! Хочется надеяться, что она будет крайне результативной. Следующий вопрос. Есть ли у Вас какая-либо статистика относительно того, как в России и на территории других стран СНГ обстоят дела с нарушением прав и свобод российских граждан, находящихся за пределами своего государства? В какой из стран СНГ эта ситуация наиболее критичная, а в какой наиболее стабильная? Сколько, по Вашим данным, на территории стран СНГ в 2011 году было предотвращено попыток нарушения прав наших граждан?

Ермолаев Л. В.: Распад СССР, конечно, оставил на постсоветском пространстве целый ряд тяжелейших проблем. Эти проблемы связаны в ряде государств СНГ с экономической, политической нестабильностью, спадом производства, ростом безработицы. Наверное, единственный орган в СНГ, который занимается обеспечением и соблюдением прав граждан – это КСГП СНГ. Мы ежегодно рассматриваем тему о соблюдении прав граждан на территориях государств - участников СНГ. В постсоветский период Россия стала крупнейшим центром миграции в восточном полушарии, уступает в этом отношении только США. В Россию ежегодно прибывает более 12 миллионов человек и одновременно уезжает 11 миллионов. На сегодняшний день в России насчитывается около двух миллионов легальных мигрантов, а нелегальных — около 15 миллионов. Сейчас органы миграционной службы не только РФ, но и других государств - участников СНГ постоянно проводят спецоперации по выявлению нелегальных мигрантов. Что касается нарушения прав, то органами прокуратуры РФ в 2011 году было выявлено 1 миллион 104 тысячи нарушений трудовых прав граждан. В целях устранения этих нарушений прокурорами принесено 49 тысяч протестов, внесено 75 тысяч представлений. По инициативе российских прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 58 тысяч должностных лиц за нарушение прав граждан, к административной – 46 тысяч. Предостережено о недопустимости нарушений закона порядка 15 тысяч должностных лиц. Если говорить по другим государствам - активно в этом отношении работает Генеральная прокуратура Украины. Хорошо ведется эта работа в органах прокуратуры Республики Беларусь, Киргизии. В рамках Координационного совета мы активно стараемся аккумулировать эту работу, давать взаимную информацию. В последнее время правозащитная роль прокуратуры выходит на первое место в работе всех органов прокуратуры государств - участников СНГ. И это правильно, потому что основная задача прокуратуры – обеспечивать соблюдение прав граждан. Никакой иной орган не сможет сделать этого лучше, чем прокуратура.

Ведущая: Спасибо! Леонид Владимирович, раз уж заговорили о защите прав граждан, то расскажите, какова процедура обращения наших граждан, находящихся за рубежом на территории стран СНГ, в Координационный совет за защитой своих нарушенных прав и свобод?

Ермолаев Л. В.: У нас есть документы в СНГ – Минская "Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22 января 1993 года и одноименная Кишиневская Конвенция 2002 года. В этих конвенциях заложено, что каждый гражданин СНГ, находясь на территории другого государства, имеет те же права и ту же защиту, что и собственный гражданин. Т.е. он может без всяких промедлений обратиться в любой компетентный орган за защитой, и ему обязаны, как и собственному гражданину, обеспечить защиту его прав. Также и любой гражданин СНГ, находящийся в РФ, может обращаться в органы прокуратуры, судебные органы за защитой своих прав. Никто не имеет права по признаку гражданства отказать ему в принятии этого заявления. В каждом государстве работают консульские службы министерств иностранных дел, которые также обязаны принимать в отношении собственных граждан меры по защите. Этот инструментарий в СНГ очень надежный и эффективный. Я нигде не слышал, чтобы у обратившегося лица, не приняли жалобу. Мы за этим очень строго следим. Что касается Координационного совета, к нам обращаются редко, но если такие обращения поступают, то мы направляем их для рассмотрения Генеральным прокурорам государств - участникам СНГ, стараемся обеспечивать защиту.

Ведущая: Спасибо, Леонид Владимирович! Есть ли у Координационного совета какие-либо идеи и предложения по сближению национальных законодательств стран-участников СНГ? Планируете ли Вы осуществление какой-либо работы в 2012 году по унификации норм?

Ермолаев Л. В.: Планируем. Координационный совет генеральных прокуроров государств-участников СНГ активно участвует в работе Объединенной комиссии по гармонизации законодательства в сфере правопорядка и борьбы с преступностью, которая работает под эгидой Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Сейчас мы работаем над подготовкой рекомендаций к модельному антитеррористическому законодательству СНГ, рекомендаций по совершенствованию законодательства по противодействию экстремизму, торговле людьми – все это конкретные пункты, которые мы будем обсуждать уже в апреле на заседании Объединенной комиссии. Более того, мы хотим подготовить комментарии к модельному закону "О противодействии коррупции", хотим унифицировать все нормы государств СНГ, и тем самым, окажем помощь в противодействии коррупции и помощь в правоприменительной практике. Недавно мы обобщали работу генеральных прокуратур по противодействию коррупции. Очень активно работает в этом направлении Генеральная прокуратура Украины, которая проводит активную работу не только по подготовке законопроектов, но и в сфере правоприменительной практики.

Ведущая: Леонид Владимирович, какие перспективы Вы видите в развитии сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств?

Ермолаев Л. В.: Перспективы самые хорошие. Все готовы активно работать в рамках СНГ. Председателем Совета глав государств СНГ сейчас является Президент Туркменистана, который занимает активную позицию в работе СНГ. Президент Украины в 2010 году отметил, что СНГ это тот орган, который позволяет развивать и налаживать межгосударственное сотрудничество. В решении Совета глав государств СНГ от 20 декабря 2011 года подчеркнута приверженность динамичному развитию Содружества, которое опирается на добрую волю народов. И главное, что я хотел бы отметить то, что на площадке СНГ рождаются новые структуры – это и Союзное государство Россия – Белоруссия и ОДКБ, и ЕврАзЭС, и Таможенный союз. В рамках СНГ было подписано в 2011 году соглашение о зоне свободной торговли. Это те результаты, которые позволяют сказать, что мы движемся к новому этапу развития нашего Содружества. У нас общие задачи, общие цели, не только экономические, но и оборонные, правоохранительные. Так что, будущее я вижу только позитивно.

Ведущая: Спасибо! Леонид Владимирович, у меня, пожалуй, к Вам последний вопрос. Говоря о структуре, Вы упомянули о том, что у Вас издается журнал "Прокурорская и следственная практика". С какого времени издается журнал, какие основные темы он освещает и как его можно приобрести?

Ермолаев Л. В.: Журнал "Прокурорская и следственная практика" издается в соответствии с решением Совета глав государств СНГ. В Положении о Координационном совете генеральных прокуроров есть две статьи, которые посвящены нашему журналу. В 1996 году был издан первый номер. Учредителем журнала является Генеральная прокуратура РФ. Журнал издавался с 1996 года по 2007 год. Когда меня избрали Исполнительным секретарем Координационного совета, генеральные прокуроры государств СНГ поставили задачу возобновить деятельность журнала. Общими усилиями мы возобновили его выпуск, сейчас выходит уже третий номер. Этот журнал объединяет всех генеральных прокуроров, в редакционный совет входят руководители генеральных прокуратур, руководители Исполнительного комитета СНГ, Межпарламентской ассамблеи СНГ. Создана редакционная коллегия, в которую входят руководители различных подразделений и органов. Основная цель журнала – координация информационного поля правоохранительных структур стран СНГ.
В Минске, 14 сентября 2011 года утвержден главный редактор - профессиональный журналист Иван Николаевич Есютин. Сейчас у нас сформирован персональный состав редакции, который активно работает. Мы работаем над тем, чтобы наш журнал доходил до каждой районной, городской прокуратуры и до всех межгосударственных органов СНГ. Приобрести его можно через редакцию, он есть и в каталоге "Роспечати". Первые результаты подписки показывают, что сейчас тираж составляет почти 4 тысячи экземпляров. Для такого журнала - это уже немало. По вопросам приобретения журнала можно обратиться в Секретариат КСГП СНГ или в редакцию, мы обязательно поможем.

Ведущая: Спасибо, Леонид Владимирович! Я благодарю Вас за интересную беседу, за то, что Вы нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории. От лица ИА "ГАРАНТ" позвольте пожелать Вам успехов в Вашей профессиональной и, столь необходимой нашему обществу, деятельности!

Ермолаев Л. В.: Спасибо Вам за приглашение! 

Читать ГАРАНТ.РУ в и