Новости и аналитика Интервью Новые правила трансфертного ценообразования: плюсы и минусы

Новые правила трансфертного ценообразования: плюсы и минусы

21 декабря в 10-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с начальником Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Вольвачем Дмитрием Валерьевичем. В мероприятии также приняли участие заместитель начальника Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Кирова Ольга Александровна, заместитель начальника Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Собчук Алексей Сергеевич и начальник отдела методологии и информационного обеспечения Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России Голишевский Владимир Игоревич.

Тема интернет-интервью: "Новые правила трансфертного ценообразования: плюсы и минусы".

Ведущая интернет-интервью - Наталия Карпунина (ИА "ГАРАНТ").

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить наших сегодняшних гостей: Дмитрия Валерьевича Вольвача - начальника Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России; Ольгу Александровну Кирову - заместителя начальника Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России; Алексея Сергеевича Собчука - заместителя начальника Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России; Владимира Игоревича Голишевского - начальника отдела методологии и информационного обеспечения Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества ФНС России.

Уважаемые гости, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.

Тема интернет-интервью: "Новые правила трансфертного ценообразования: плюсы и минусы".
Позвольте напомнить, что сегодняшнее интернет-интервью транслируется в on-line режиме на сайте www.garant.ru.

18 июля 2011 года был принят и подписан Президентом РФ Закон N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения", который вступает в силу с 1 января 2012 года.
Данный закон существенно меняет принципы определения цен для целей налогообложения, установленные ст. 40 НК РФ.

Основные изменения направлены на сближение с международными принципами трансфертного ценообразования, которые базируются на рекомендациях ОЭСР и в частности коснулись следующих вопросов: расширяется определение взаимозависимых лиц в целях налогообложения; меняются критерии отнесения сделок к категории контролируемых; предусматриваются 5 методов определения цен для целей налогообложения; вводится требование о представлении уведомлений об осуществлении контролируемых сделок и о подготовке документации по данным сделкам; вместо допустимого отклонения в 20% от рыночной цены вводится понятие интервала рыночных цен (рентабельности); налогоплательщикам предоставляется право на осуществление симметричных корректировок; предоставляется возможность заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения.

Эти и другие вопросы в ходе интернет-интервью обсудят начальник Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Федеральной налоговой службы Вольвач Дмитрий Валерьевич, заместитель начальника Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Федеральной налоговой службы Кирова Ольга Александровна, заместитель начальника Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Федеральной налоговой службы Собчук Алексей Сергеевич и начальник отдела методологии и информационного обеспечения Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Федеральной налоговой службы Голишевский Владимир Игоревич.
К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашим уважаемым гостям.
И позвольте передать слово Дмитрию Валерьевичу Вольвачу.

Вольвач Д.В.: Добрый день, уважаемые слушатели, зрители, интернет-аудитория! Я бы хотел поблагодарить Информационное агентство "ГАРАНТ" - организатора сегодняшнего мероприятия за возможность ответить на те вопросы, которые к нам поступают на протяжении последних нескольких месяцев. Я надеюсь, что ответив на них сегодня, мы действительно дадим больше возможностей подумать над новыми положениями закона, с которыми нам предстоит столкнуться с 2012 года. Перед тем как начать отвечать на вопросы, буквально несколько слов скажу о том, что нас ожидает с 1 января 2012 года. Говоря о новых правилах трансфертного ценообразования, мы говорим не только о Законе N 227-ФЗ, который вышел в июле этого года, но так же и о Законе N 321-ФЗ, который был подписан Президентом РФ в ноябре этого года. И хотя Закон N 321-ФЗ посвящен консолидированной группе налогоплательщиков, о ней мы сегодня говорить не будем. Тем не менее, Закон N 321-ФЗ содержит в себе поправки, которые непосредственно влияют на права и обязанности налогоплательщиков в рамках Закона N 227-ФЗ. При поддержке Министерства финансов РФ мы смогли сделать так, чтобы они вступили в силу вместе с Законом N 227-ФЗ, т.е. с 1 января 2012 года. На мой взгляд, ключевой является поправка, которая действительно затрагивает права и обязанности налогоплательщиков — это изменение в лучшую сторону сроков действия соглашения о ценообразовании. И на сегодняшний день формулировка Закона N 227-ФЗ, в редакции Закона N 321-ФЗ говорит о том, что соглашение о ценообразовании начинает действовать не при его заключении, а может начинать действовать с 1 января года подачи заявления. Когда мы готовили и аргументировали эту поправку, мы исходили из того, что институт заключения соглашений начнет действовать с января 2012 года, институт новый, он требует определенных навыков, определенных подготовительных процедур для бизнеса, для административных органов. Мы говорим о том, что в случае если соглашение будет заключено, то плательщик вправе претендовать на то, чтобы оно распространяло свое действие на период с 1 января 2012 года, если соответствующее заявление подается в 2012 году.

Теперь несколько слов о том, какие серьезные изменения произойдут с 1 января 2012 года. Итак, с 2012 года из НК РФ уходят статья 40-я и статья 20-я, которые долгое время являлись предметом дискуссий. Хотел бы обратить ваше внимание: с учетом переходных положений закона, все правоотношения, которые относятся к 2011 году, а также все доходы, расходы, которые по правилам бухгалтерского учета учитываются до конца 2011 года, налоговыми органами будут оцениваться в терминах статей 20-й и 40-й. И только те доходы и расходы, учет которых произошел в 2012 году, будут оцениваться уже в терминах новых положений законодательства в части взаимозависимых лиц, определения цены. Что у нас предполагала сороковая статья? Три метода, 20%-ый порог некой рыночной цены, как определить которую мало кто знал, фактически неограниченный перечень контролируемых сделок, и, соответственно, лиц. Т. е. любое изменение цены в сторону 20%, даже если речь идет о розничной продаже, теоретически подпадало под этот контроль, что, по нашему мнению, не отвечает целям и задачам законодательства о трансфертном ценообразовании, которое по своим подходам нацелено на гораздо более серьезные, масштабные сделки в рамках крупных компаний.

Кроме этого, с нового года появляется ряд новых инструментов. В законодательстве прямо закреплен принцип "вытянутой руки", я не буду его цитировать. Как показывает международный опыт, в разных странах эта задача решается по-разному. Где-то делается ссылка на рекомендации ОЭСР, где-то приводятся какие-то свои трактовки и версии. У нас в законе этот принцип изложен и сформулирован очень близко к тексту, как он и изложен в рекомендациях ОЭСР. Вопрос о налогах так же крайне важен. Когда говорят о трансфертном ценообразовании и не выделяют круг налогов, на которые может данный ценовой контроль распространятся, возникает искаженная картина. В соответствии с главой 14.5, которая вступит в действие с 1 января 2012 года, новые правила о налоговом контроле цен в целях налогообложения распространяются в первую очередь на налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц, начисление которого производится в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса РФ, налог на добычу полезных ископаемых и налог на добавленную стоимость, но только в том случае, если одна из сторон сделки плательщиком этого налога не является. Что является, в соответствии с законом, предметом контролируемой сделки? Сейчас статья 40 НК РФ четко ограничивает свое действие только на реализацию товаров, работ, услуг, что приводило к неопределенности, к спорам. Последующая судебная практика четко указала, что такая формулировка закона не предусматривает расширительного толкования. На сегодняшний день законодатель говорит о том, что ценовому контролю подлежат сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок, доходов, расходов или стоимости добытых полезных ископаемых по п.13 статьи 105.3 НК РФ. Т.е. потенциально контролируемыми могут быть и займы, и лицензионные соглашения, и некоторые другие виды сделок, которые являются сделками по гражданскому законодательству, но которые раньше ценовому контролю в целях налогообложения не подлежали.

Что касается взаимозависимых лиц, то изменен порог в сторону повышения от 20% до 25%. На мой взгляд, даны более внятные и четкие правила расчета порогов участия. Даже несмотря на подробный описательный механизм, сложных задач и ситуаций здесь ничуть не меньше. Все не так просто. Но, тем не менее, следующий этап в развитии российского налогового законодательства, я считаю, сделан. У нас остается положение, когда суд может признать взаимозависимость, если доказано условие влияния на условия результата сделок, но это и было. Появляется новация, связанная с тем, что налогоплательщик сам по тем или иным причинам может признать себя взаимозависимым с другим лицом, и об этом уведомить налоговый орган в ходе представления уведомлений и документации. Что касается контролируемых сделок, а это одно из ключевых понятий новых норм и правил закона, то к ним законодатель относит две крупных группы сделок: первая - сделки между взаимозависимыми лицами, как раз те сделки, на контроль которых и направлены нормы, регламентирующие ценовой контроль; и вторая группа - сделки, которые законодатель назвал приравненными к сделкам между взаимозависимыми лицами. Я думаю, скоро появится нормативно-правовой акт по этой тематике.

Что касается методов трансфертного ценообразования, которые также широко обсуждаются и рассматриваются, законодатель говорит о пяти методах. Это действительно те пять методов, которые являются на сегодняшний день признанными мировой практикой. Безусловно, никто не говорит, что эти методы являются панацеей или точной возможностью определить или получить ответ на то, какая в целях налогообложения должна быть цена по той или иной сделке. Я думаю, что если бы такие ответы существовали, то мы бы жили в какой-то другой экономике, по другому регулируемой, не рыночными механизмами, а какими-то другими. Но поскольку мы говорим о том, что мы оцениваем рыночные сделки, то и методы эти исходят из того, каким наиболее правильным и обоснованным путем получить какие-то границы, не выходя за которые, предприятие может говорить о том, что совершаемая им сделка и учитываемая им цена по этой сделке, является рыночной. Все этим методы испытаны международной практикой. То, что они перенесены к нам в законодательство, следует рассматривать как очень прогрессивный, правильный и своевременный шаг. Приоритетным был и остается метод сопоставимых рыночных цен. ОЭСР его также рекомендует как приоритетный, но надо понимать, что в классической форме применение этого метода требует серьезного уровня сопоставимости сделок. Ту сделку, которую мы анализируем, и те сделки, с которыми мы ее сравниваем в реальной жизни – это мягко говоря, не всегда достижимо. Поэтому, скорее всего, этот метод следует отнести к неким идеальным конструкциям, к которым надо стремиться. Но все же реальная жизнь нас, скорее всего, заставит пользоваться другим методом. Это методы цены последующей реализации, затратный метод. Что важно? Новое законодательство и в методе цены последующей реализации, и в затратном методе предполагает использовать валовую рентабельность, либо рентабельность затрат, либо рентабельность от продажи покупателем тех товаров, продуктов, услуг, которые он перепродает. Т.е. валовая рентабельность – это немножко другой показатель по сравнению с тем, о чем нам говорила статья 40 НК РФ, когда нам предполагалось вычитать определенные виды расходов, которые никак к валовой рентабельности не относились. Поэтому вопрос различий экономического содержания методов - опять же полная новация. Новация в том, что мы не ищем серединную цену. Мы разделяем этот интервал, как говорят, на квартили, на четверти. Законодатель нам сказал, что мы отбрасываем первую и последнюю квартиль и рассматриваем интерквартильный интервал вокруг медианы, 25% - сюда, 25% - в другую сторону. На сегодняшний день та методика, которая закреплена в нашем российском законе, очень близка к рекомендациям, которые дает Организация экономического сотрудничества и развития.

Метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли, действительно, совсем новые, ранее у нас не было даже названий таких. С ними нам тоже предстоит работать. Но по этому поводу я не буду сильно углубляться, так как это тема отдельного большого разговора. Законодатель говорит о том, что метод сопоставимости рыночных цен – приоритетный. Если налоговый орган отказывается от его использования при своем анализе, он должен доказать, почему он от него отказывается. Метод распределения прибыли традиционно считается методом последней инстанции. Если вы посмотрите на законодательство, там каждому методу посвящена отдельная статья. Каждая статья содержит в себе примерный, не скажу полный, не скажу закрытый, а примерный перечень видов сделок, к которым наиболее подходит применение того или иного метода. Это очень важно.

Скажу несколько слов об уведомлениях о контролируемых сделках. Впервые уведомления должны быть представлены до 20 мая 2013 года по итогам работы в 2012 году. На сегодняшний день форму уведомления мы разрабатываем, проводим консультации внутри службы. Я думаю, в ближайшее время мы вынесем наши предложения на более широкую аудиторию. Мы его постараемся обсудить, учесть все замечания, предложения, которые к нам поступят. И после этого уже планируем запустить процедуру официального согласования этой формы.

Наверное, нет смысла далеко заглядывать в 2013 год, но законодатель прописал и этот вопрос. Я думаю, что этот момент вызывает очень много вопросов и опасений. Помимо уведомлений, в Федеральную налоговую службу будут поступать и извещения. Извещения — это документ, который будет формировать территориальный налоговый орган в том случае, если в ходе выездной или камеральной налоговой проверки налоговый орган увидел контролируемую сделку у плательщика в проверяемом периоде, но не обнаружил уведомления, который плательщик по этой сделке направил в Федеральную налоговую службу. Понятно, что это будет совсем уж крайний, критический случай, поскольку налогоплательщик все-таки должен здесь и сам прекрасно разбираться в своей экономике и ответственно подходить к своей обязанности по представлению уведомления о контролируемых сделках. Это единственное, что придется сделать для того, чтобы выполнить требования закона. Если речь пойдет о назначении каких-то контрольных мероприятий, налоговому органу придется очень серьезно аргументировать причины, по которым из всего множества уведомлений было отобрано именно это, и по нему была истребована дополнительная документация и назначена проверка. Поэтому я думаю, что мы будем всячески призывать наших уважаемых плательщиков, которые совершают в течение года контролируемые сделки, чтобы они готовили эти уведомления, направляли в налоговый орган и не опасались каких-то дальнейших негативных последствий. Я думаю, что гораздо более неприятная ситуация будет складываться в обратном случае, когда по каким-либо причинам уведомление не будет подано. Налоговый орган это выявит, и тогда уже может возникнуть ситуация для куда более критического разговора.

Ведущая: Дмитрий Валерьевич, спасибо Вам за подробный анализ грядущих изменений законодательства. А теперь давайте приступим непосредственно к вопросам, поступившим от нашей интернет-аудитории. Я думаю, что при ответе на них будет возможность еще более детально уточнить какие-то моменты грядущих изменений.

Вольвач Д.В.: Да, давайте. Я хотел бы передать слово своим коллегам.

Ведущая: Пожалуй, задам Вам один уточняющий вопрос, Вы немного его уже коснулись. Скажите, пожалуйста, на какие компании будут распространяться новые правила трансфертного образования? Какие дополнительные обязанности понесут компании в связи с вступлением в силу новой главы Налогового кодекса о трансфертном ценообразовании?

Вольвач Д.В.: Категории компаний закон не выделяет. Обязанность по направлению уведомлений возникает в зависимости от того, совершаются ли в течение года налогоплательщиком контролируемые сделки. Что такое контролируемые сделки? Это сделки между взаимозависимыми лицам, приравненные к контролируемым сделкам. Это значит, что плательщику для того, чтобы подготовиться к вступлению в действие закона, необходимо сознательно понимать, что он в рамках закона проводит контролируемую сделку или нет, надо определить перечень своих зависимых лиц. А дальше по критериям закона выявлять сделки, которые приравнены к контролируемым. Еще я в своем выступлении не коснулся неких ценовых порогов, по которым есть переходные периоды. Это 2012, 2013 год. Я думаю, они плательщикам известны, и на логику рассуждений не влияют. Т.е. надо просто смотреть, насколько, по какому периоду, в каком объеме сделка подпадает под критерий контролируемой.

Ведущая: Мы продолжим обсуждение контролируемых сделок. Вопрос к Алексею Сергеевичу Собчуку. Алексей Сергеевич, расскажите, пожалуйста, более подробно чем новые правила трансфертного ценообразования отличаются от действующих? Как с 2012 года изменится круг контролируемых сделок? То, что еще не было озвучено.

Собчук А.С.: На самом деле довольно сложно сказать, что осталось неизменным. В принципе изменилось практически все: изменились методы, изменились источники информации, изменились подходы. Единственное, что я хотел бы добавить, к тому что сказал Дмитрий Валерьевич, это то, что закон говорит о том, что основное внимание теперь все-таки уделяется сделкам между взаимозависимыми лицами, или приравненным к ним. Если мы посмотрим на круг всех сделок и разделим их по принципу внешнеторговые сделки и сделки между компаниями внутри РФ, то что касается внешнеторговых сделок, все сделки между взаимозависимыми лицами будут считаться контролируемыми, независимо от суммовых критериев. Если мы не говорим о переходных положениях, то все они будут контролируемыми. Что касается сделок между независимыми лицами, то здесь есть исключения: это сделки с компаниями, зарегистрированными в низконалоговых юрисдикциях. Даже если ваш контрагент – независимая компания, такую сделку Федеральная налоговая служба будет иметь право проверить. И сделки с товарами, которые для РФ являются стратегическими. Т.е. сделки с нефтью, с продуктами, выработанными из нефти, с черными и цветными металлами, с драгоценными металлами, с драгоценными камнями, с минеральными удобрениями. Если сделка осуществляется с таким предметом, даже с независимым лицом, то она все равно будет считаться контролируемой. Что касается внутрироссийских сделок, то только сделки с зависимыми лицами будут считаться контролируемыми. Здесь уже исключений нет. И законодатель установил, по крайней мере, на переходный период, достаточно высокий критерий, кроме того, что эта сделка с взаимозависимым лицом, она должна быть еще и крупной, т.е. стандартный критерий 1 миллиард рублей, для переходного периода еще выше – 3 миллиарда на 2012 и 2 миллиарда на 2013 годы.

Ведущая: Алексей Сергеевич, вместе с сужением круга контролируемых сделок, новый Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" расширяет круг взаимозависимых лиц. На Ваш взгляд, это оправдано? Какое качественное улучшение, на Ваш взгляд, принесет данное расширение?

Собчук А.С.: Наверное, по этому вопросу скорее Ольга Александровна ответит. В реальности никто не может сказать, расширилось ли количество взаимозависимых лиц, или нет. Так количество оснований для признания лиц зависимыми увеличилось, но и порог до 25%. Считаю такие изменения оправданными. Например, сестринские компании теперь по закону считаются зависимыми лицами.

Ведущая: Ольга Александровна, может быть, Вы что-то добавите?

Кирова О.А.: Да, Законом N 227-ФЗ вносятся поправки в части определения круга лиц, которые признаются для цели налогообложения взаимозависимыми лицами. Таких групп законом устанавливается три: по основаниям, прямо указанным в Законе, самостоятельно налогоплательщикам по иным основаниям и в судебном порядке Что касается определения взаимозависимости по закону, то в статье 105.1 НК РФ предусмотрен достаточно широкий перечень таких оснований, там перечислено 11 оснований. Я их все называть не буду, но коротко отмечу основные изменения, которые произошли. Как и ранее, взаимозависимыми лицами являются лица, в которых присутствует прямое или косвенное участие, т.е. материнские и дочерние компании. При этом доля такого участия повышена с 20 до 25%. Как уже говорилось, сестринские компании теперь будут признаваться взаимозависимыми лицами при соблюдении условия участия, определения доли участия. Что касается нововведений, установлен критерий в части владений через последовательность компаний, т.е. когда каждая последующая компания имеет долю владения более 50%. Т.ак, например, есть 4 компании, и каждая предыдущая имеет долю участия в последующей – 51%. Если посчитать долю косвенного участия, то доля участия первой в четвертой будет порядка 13%, если перемножить эти доли. Но тем не менее, по закону эти организации будут признаваться взаимозависимыми. Также предусмотрена взаимозависимость путем влияния на принимаемые решения через руководящие органы. Осталась взаимозависимость на условиях должностного подчинения физических лиц, на основании родственных отношений физических лиц, т.е. это все в законе сохранилось. Еще одним нововведением является возможность для сторон сделки при наличии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 105.1 НК РФ, самостоятельно признать себя взаимозависимыми лицами для целей налогообложения по основаниям, которые прямо в Законе не указаны. Законодательно предусмотрен и сохранен судебный порядок признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения по иным основаниям, не предусмотренным п. 2 ст. 105.1 НК РФ, если отношения между этими лицами обладают признаками, перечисленными в п. 1 ст. 105.1 НК РФ. Что еще? В законе прописаны правила определения долей косвенного участия, т.е. приведена последовательность действий, которые необходимо провести для того, чтобы такие доли определить. Вот коротко о нововведениях, касающихся взаимозависимости.

Ведущая: Спасибо, Ольга Александровна! Следующий вопрос адресую Владимиру Игоревичу Голишевскому. Владимир Игоревич, как Вы полагаете, как часто налогоплательщики будут прибегать к предварительным соглашениям о ценообразовании? Насколько ФНС России заинтересовано заключать подобные соглашения?

Голишевский В.И.: Доброе утро, коллеги, интернет-слушатели! Вопрос на самом деле достаточно интересный. С моей точки зрения, и опять же учитывая некоторую практику, соглашения о ценообразовании вызывают достаточно большой интерес у плательщиков. Это позволяет говорить о том, что в будущем году будет достаточно много обращений в ФНС России с целью рассмотрения заявлений о заключении соглашений о ценообразовании для целей налогообложения. На мой взгляд, это достаточно очевидно. Почему? Потому что соглашение – абсолютно новая форма предварительного и текущего налогового контроля. Она позволяет налогоплательщикам снизить потенциальные риски до начисления налогов в будущем. При предварительном согласовании этот риск нивелируется, но не стоит думать, что это достаточно простая работа. Условно говоря, фактически просто переносится стадия контроля по времени. Также стоит понимать, что будет даже более тщательный контроль, чем при вынесении решения о назначении проверки. Плательщик должен быть готов предоставить достаточно обширный объем документов, которые должны обосновывать его методологию ценообразования. Кроме того, он должен раскрыть информацию о контрагенте по контролируемой сделке. Это важно, так как при выборе методологии тестироваться могут обе стороны. Если налогоплательщик не будет соблюдать эти требования, соответственно, будет возможность вынести мотивированное решение о том, что предполагаемая методология не соответствует принципу, указанному в п. 1 статьи 105.3 НК РФ, т.е. принципу "вытянутой руки". ФНС России конечно же заинтересовано в первую очередь в строгом исполнении закона, поэтому каждое заявление будет рассмотрено по существу. Мы считаем, что это достаточно интересный и важный инструмент для налогоплательщиков.

Ведущая: Спасибо, Владимир Игоревич! Следующий вопрос Ольге Александровне. Ольга Александровна, по Вашему мнению, адекватны ли штрафные санкции в случае нарушения норм трансфертного ценообразования? Расскажите, какими они будут с 1 января 2012 года?

Кирова О.А.: Я коротко скажу именно о тех штрафных санкциях, которые введены Законом N 227-ФЗ. Это статьи 129.3 и 129.4 НК РФ. В статье 129.3 НК РФ предусмотрена ответственность в виде санкций за неуплату или неполную уплату налогов по контролируемым сделкам. Такие санкции установлены в размере 40% от не уплаченных сумм налогов, но не менее 30 тысяч рублей. При этом необходимо отметить, что данная норма вступает в силу только начиная с 2017 года. Т.е. существует переходное положение в части данного пункта 1 статьи 129.3 НК РФ, в котором предусмотрено, что на первые два года, на 2012 и на 2013 годы данные санкции вообще не распространяются. А начиная с 2014 года по 2016, будет взиматься 20% от не уплаченной суммы налога. И только начиная с периода 2017 года, данная норма будет действовать в той редакции, которую я первоначально озвучила. Статья 129.4 НК РФ предусматривает взимание штрафных санкций за не предоставление уведомлений налогоплательщиком о контролируемой сделке, либо о предоставлении недостоверных сведений в данном уведомлении. Налогоплательщики должны будут уведомить не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором совершена контролируемая сделка, о такой контролируемой сделке. В данном случае законодательство предусматривает санкции 5 тысяч рублей за не предоставление уведомления, либо за предоставление недостоверных сведений в данном уведомлении. Насколько адекватны штрафные санкции? Полагаю, я не вправе это судить. Но, наверное, санкция, которая предусмотрена за не предоставление уведомления в размере 5 тысяч рублей не совсем соизмерима с тем суммовым порогом контролируемых сделок, который законодательно установлен.

Ведущая: Следующий вопрос у меня к Алексею Сергеевичу. Алексей Сергеевич, по мнению большинства руководителей налоговых подразделений крупных компаний, для того, чтобы разобраться в новой главе Налогового кодекса РФ, нужно быть больше экономистом, нежели юристом, к тому же придется расширять штат сотрудников или обращаться к консультантам. С какой целью новые нормы излагаются столь сложным и запутанным языком? Почему при их формулировании никто вновь не думал о простых налогоплательщиках. Это делается специально для того, чтобы как можно меньше экспертов могли в этом качественно разбираться и чтобы как можно шире было поле для злоупотреблений?

Собчук А.С.: На самом деле, конечно, ответ "нет". Никто умышленно не пытался написать закон как можно сложнее, чтобы как можно меньше людей в нем смогли разобраться. Я думаю, что таких основных причин, почему закон получился достаточно сложным, две. Первая, наверное, самая главная, заключается в том, что сам вопрос, который регулирует этот закон, достаточно сложный. Определение цены, соответствует ли цена в сделке рыночной цене – все это очень сложный, комплексный вопрос, потому что слишком много специфики у различных предметов сделки и у различных типов сделок. Например, ценообразование в сделках с нематериальными активами имеет свои особенности или в сделках по предоставлению услуг. Поэтому у законодателя, если он хотел достаточно подробно осветить этот вопрос, буквально не было выбора. Получилось сложно, но по-другому быть и не могло. Что касается второй причины – наверное, она как раз и заключается в том, что наш законодатель пошел по пути действительно подробного описания всех нюансов. Это похоже на подход, который избрал ОЭСР, но дело в том, что рекомендации ОЭСР по трансфертному ценообразованию – это рекомендации. И каждая норма, каждая рекомендация сопровождается пояснениями, почему это рекомендуется, приводятся практические примеры. К сожалению, в Налоговый кодекс РФ нельзя добавить примеры. В связи с этим можно порекомендовать посмотреть тот вопрос, который вызывает сложности, в рекомендациях ОЭСР. Чтобы разобраться, чтобы понять логику закона, почитайте рекомендации ОЭСР, там все изложено достаточно простым и понятным языком с практическими примерами.

Ведущая: Спасибо большое! Следующий вопрос к Ольге Александровне. Ольга Александровна, каким будет механизм контроля определения цен? И кто будет контролировать правильность применения цен?

Кирова О.А.: Закон N 227-ФЗ вводит новый вид проверки, которая называется проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Данный вид проверки несколько обособленно стоит от всех налоговых проверок, положения по которым сейчас содержатся в Налоговом кодексе РФ. Данная проверка не является налоговой проверкой как таковой, потому что в статью 87 Налогового кодекса РФ не были внесены изменения, но тем не менее, является одним из мероприятий налогового контроля. Это проверка будет проводиться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Законом предусмотрено, что данная проверка будет проводиться по месту нахождения налогового органа, который будет проводить данную проверку.

Ведущая: Ольга Александровна, следующий вопрос вновь Вам. На основании чего после 01.01.12 налоговые органы будут проводить проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами?

Кирова О.А.: Законом установлено три основания для возможного начала проверки. Первое - уведомление налогоплательщика о контролируемых сделках, которые налогоплательщик самостоятельно предоставляет не позднее 20 мая года, следующего за годом, в котором данная контролируемая сделка была совершена. Вторым основанием является извещения о контролируемой сделке, если эта сделка была выявлена в ходе налоговой проверки, территориальными налоговыми органами, та сделка, о которой налогоплательщик самостоятельно не уведомил налоговый орган. И третье основание – это информация о контролируемой сделке, которая получена в ходе проведения повторной выездной налоговой проверки.

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос опять к Вам. При введении новых правил контроля цен по сделкам налоговые органы будут получать более полную, раскрытую и, по мнению некоторых, даже избыточную информацию. Каковы гарантии того, что данная информация будет конфиденциальна и третьи лица не смогут ей воспользоваться?

Кирова О.А.: Наверное, я очень коротко отвечу на данный вопрос, потому что в Налоговом кодексе РФ есть статья 102, которая называется "Налоговая тайна". Налоговые органы в своей работе должны руководствоваться данной нормой, поэтому здесь таких вопросов возникать не должно.

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос к Владимиру Игоревичу. Владимир Игоревич, чем руководствовалась ФНС России при введении новых, как их еще называют, "революционных" правил контроля за трансфертным ценообразованием? Опыту каких стран в данном вопросе было уделено особое внимание?

Голишевский В.И.: Спасибо за вопрос. Наверное, точнее сказать не ФНС России руководствовалась при введении правил, а законодатель. Мы, конечно же, провели достаточно тщательный анализ международной практики, и сказать, что новый закон идет в фарватере какой-то одной страны, сложно. Скорее, это скомпилированная лучшая практика, представленная в рекомендациях ОЭСР. Мы рекомендуем налогоплательщикам знакомиться с этими документами, потому что все базовые, основные понятия, особенности применения независимо от того, касаются они подготовки документации или методов ценообразования анализа, отражены в рекомендациях ОЭСР. Есть, конечно, отдельные отличия, отдельные нюансы. Например, бремя доказывания. У нас достаточно жестко указано, что бремя доказывания полностью ложится на налоговый орган. В мире же не все так однозначно. В наиболее быстро развивающихся странах, таких как Китай, Индия, ЮАР, которые недавно ввели новые правила регулирования трансфертных цен, бремя доказывания возложено на налогоплательщика. Я не берусь утверждать, что это правильный подход, но такой факт есть. Есть другие варианты, они больше касаются развитых стран, например, Франция. Там достаточно жестко в законе о налоге на прибыль указано, что бремя доказывания несет налоговый орган. Но есть одно существенное "но" - если вопрос касается сделок с офшорной юрисдикцией, то бремя доказывания переносится на налогоплательщика. В принципе, это адекватно, потому что низконалоговые юрисдикции не заключают, как правило, соглашения об обмене информацией, не раскрывают информацию. Возможно, многие скажут, что существует подготовка специальной документации по трансфертному ценообразованию, которую должен готовить налогоплательщик, в которой он должен обосновывать методологию ценообразования. Да, это так, но это абсолютно международная практика, это есть и в других странах. Есть много других нюансов, в которых наш закон отличается от зарубежных аналогов, но еще раз подчеркну, что в целом он следует в фарватере международных тенденций, отраженных в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию.

Ведущая: Следующий вопрос для Ольги Александровны. Ольга Александровна, Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" введена новая форма налогового контроля - проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, которая проводится в срок, не превышающий шести месяцев. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 12 месяцев. Расскажите, пожалуйста, что налоговый орган подразумевает под исключительными случаями?

Кирова О.А.: Что касается непосредственно сроков проверки, в законе прописано, что это шестимесячный срок, который исчисляется с момента назначения, вынесения решения о назначении проверки до составления справки об окончании проверки. В законе также указано, что данный срок может быть продлен еще на шесть месяцев по решению руководителя Федеральной налоговой службы, либо заместителя руководителя по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю в области налогов и сборов. Учитывая это, будут установлены основания и разработаны порядок, формы соответствующих решений и порядок их заполнения. Проверка также может быть продлена еще на шесть месяцев, когда необходимо истребовать, получить информацию от иностранных налоговых органов, провести экспертизу, осуществить перевод на русский язык документов, которые получены на иностранном языке. Кроме того, проверка может быть продлена дополнительно еще на три месяца, если в течение этих шести месяцев не была получена необходимая информация от иностранного налогового органа. Максимальный срок проведения проверки, закрепленный законом, может доходить до 21-го месяца.

Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос Владимиру Игоревичу. В каких случаях сделки между участниками налогообложения могут быть освобождены от контроля со стороны налоговой службы?

Голишевский В.И.: Если я правильно понял, речь идет о контролируемых сделках, точнее о сделках, которые не являются контролируемыми для целей налогового контроля цен. В данном случае закон достаточно четко устанавливает два основания. Первое – если сделка осуществляется между налогоплательщиками, являющимися участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Соответствующий закон уже принят в ноябре 2011 года. С 2012 года он вступает в силу. Там предусмотрены достаточно жесткие критерии консолидации. И второе основание – в случае, если сделка осуществляется налогоплательщиками, зарегистрированными в одном субъекте РФ, не имеют убытков, обособленных подразделений на территории других субъектов РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ. Освобождение от контроля будет предоставлено только в отношении внутренних сделок. Внешнеэкономические сделки остаются контролируемыми, соответственно ФНС России будет обязана их проверять с целью защиты налоговой базы. Этот нюанс тоже нужно будет учитывать. Спасибо.

Собчук А.С.: Позвольте одно короткое добавление?

Ведущая: Да, пожалуйста.

Собчук А.С.: Уточнение касается консолидированной группы налогоплательщиков. Закон N 321-ФЗ кроме всех положений о консолидированной группе внес еще и два изменения в Закон N 227-ФЗ. Одно из них как раз касалось сделок внутри консолидированной группы, которые влияют на исчисление и уплату налога НДПИ. Вот эти сделки останутся контролируемыми. Т.е. консолидация именно для целей налога на прибыль. Это важно.

Кирова О.А.: Мне бы тоже хотелось внести некоторое уточнение по данному вопросу. Законом предусмотрены переходные положения в части охвата контролем групп, контролируемых сделок, в части предоставления уведомлений, подготовки документации. Несмотря на то, что по ряду сделок установлен критерий 60 миллионов рублей, законодатель на период 2012 года предусматривает, что налоговый контроль может осуществляться по сделкам, по которым суммовой порог превышает 100 миллионов рублей, по этим сделкам предоставляется налогоплательщиком уведомление, готовится документация. По сделкам 2013 года суммовой порог составляет 80 миллионов рублей.

Ведущая: Ольга Александровна, спасибо за Ваше дополнение. Следующий вопрос у меня снова к Владимиру Игоревичу. Владимир Игоревич, расскажите, пожалуйста, о возможности заключения между налогоплательщиком и ФНС России соглашения о принципах и методах определения цен, источниках информации и т.д.? В каких случаях налогоплательщику может быть в отказано в заключении такого соглашения?

Голишевский В.И.: Порядок заключения соглашений установлен статьей 105.22 НК РФ. Налогоплательщик, являющийся крупнейшим, может подать заявление в налоговый орган с приложением ряда документов, которые установлены законом. Это проект самого соглашения, ряд документов о деятельности налогоплательщика, контролируемых сделках, учредительные документы, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, а также иные документы. В данном случае перечень документов открытый. На наш взгляд, это абсолютно справедливо, потому что при соглашении должен быть учтен максимально широкий круг вопросов, которые соглашение может потенциально покрыть. Затем ФНС России в течение 6 месяцев рассматривает предоставленный пакет документов. Срок может быть продлен еще на три месяца. Таким образом, он может составить 9 месяцев — это максимальный срок рассмотрения заявления о заключении соглашения о ценообразовании. По итогам, ФНС России может вынести три решения – о заключении соглашения, об отказе в заключении соглашения, о направлении на доработку. Какие основания могут служить для отказа в заключении соглашения? Закон N 227-ФЗ предусматривает три основания, правда есть ремарка, которая подразумевает, что это не полный перечень оснований для отказа в заключении соглашения. Но те три, которые указаны, они достаточно понятны. Первое – это не предоставление в полном объеме документов, предусмотренных в статье 105.22 НК РФ. Второе – не уплата или не полная оплата госпошлины. Третье, наверное, основное – мотивированный вывод налогового органа о том, что предложенная методология ценообразования не соответствует принципу "вытянутой руки", который установлен у нас в законе.

Ведущая: Спасибо! У Ольги Александровны есть дополнение!

Кирова О.А.: Я хочу обратить внимание уважаемых участников на следующее. Законом N 321-ФЗ внесены поправки в Закон N 227-ФЗ в части сроков действия соглашений о ценообразовании. Уточнена формулировка пункта 1 статьи 105.21, на какой период распространяется действие соглашения. Если ранее в законе было прописано, что действие соглашения может распространяться на период начиная с даты обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о заключении соглашения до даты вступления в силу указанного соглашения, то сейчас формулировка изменена и в законе указано, что действие соглашения может быть распространено на период с начала календарного года, в котором такое заявление подано. Что эта поправка в себе несет? Очень важно, чтобы налогоплательщики, которые приходят к нам заключать соглашения, подавая пакет документов, уплачивая немалую госпошлину, полтора миллиона, уже реально оценивали перспективы заключения соглашений. Считаем, что предварительное обсуждение с налогоплательщиками вопросов заключения соглашений о ценообразовании, до официально обращения в налоговый орган крайне необходимо.

Голишевский В.И.: Хотел бы немного дополнить, то что сказала Ольга Александровна, касательно предварительного обсуждения - это абсолютно международная практика. Очень важный момент - провести предварительную встречу. Часто бывают ситуации, когда плательщики не совсем четко понимают, какие документы, исследования они должны представить, чтобы избежать потенциально возможного отказа в заключении соглашения. Лучше подготовиться более тщательно к заключению соглашения, тем более, что никаких приоритетов хронологического рассмотрения заявлений о заключении соглашений не существует. Соответственно, вероятность заключить соглашение будет тем выше, чем более качественный документ будет представлен в налоговый орган. В ближайшее время мы планируем выпустить специальное письмо, которое будет разъяснять порядок деятельности ФНС России при рассмотрению заявлений о заключении соглашений о ценообразовании, где мы так же выскажем наши рекомендации, о том что должно содержаться в документации о трансфертном ценообразовании, которая будет предоставляться вместе с заявлением.

Ведущая: Спасибо большое, Владимир Игоревич. Следующий вопрос у меня для Ольги Александровны. Ольга Александровна, в связи с чем было принято решение об увеличении до 25% доли участия одного лица в капитале другого для признания этих лиц взаимозависимыми? Ожидаются ли еще какие-то нововведения в части установления взаимной ответственности нескольких лиц?

Кирова О.А.: Я не готова ответить, почему именно такой порог был установлен и повышена доля участия с 20% до 25%. Наверное, на это были свои основания. При этом, хочу обратить внимание уважаемых коллег на пункт 1 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ, которым с 1 января 2012 года будет установлено, что если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия или результаты сделок, совершенных этими лицами, или экономические результаты деятельности этих лиц, или деятельности представляемых ими лиц, то указанные лица являются взаимозависимыми для целей налогообложения. Для чего это сделано? В ряде случаев возникают такие ситуации, когда формально лица, не являющиеся взаимозависимыми по доли участия и т.д., являются экономически взаимозависимыми. И принятие решений этих лиц зависит от решений друг друга. Поэтому прошу налогоплательщиков обратить внимание на эту норму закона.

Ведущая: У меня последний вопрос. Я адресую его Владимиру Игоревичу. Владимир Игоревич, возможно ли в ближайшем будущем проводить с зарубежными коллегами из налоговых служб совместные проверки налогоплательщиков по вопросам соблюдения правил трансфертного ценообразования?

Голишевский В.И.: Очень интересный вопрос. Что следует сказать? ОЭСР уделяет очень большое внимание этому вопросу. В 2010 году были выпущены рекомендации о проведении совместных проверок для налоговых администраций. Для чего эти проверки проводятся? Учитывая, что вопрос трансфертного ценообразования очень сложный и достаточно спорный, то вопрос координации действий налоговых органов в отношении транснациональных компаний позволяет как налогоплательщику, так и налоговым органам в более оперативном порядке разрешать спорные вопросы методологии и ценообразования. В свою очередь, налоговые органы могут за счет сложения усилий двух налоговых и более администраций также сэкономить на издержках. Это очень разумный подход, и ОЭСР его в мире сейчас широко продвигает. В этом контексте участие России в этом процессе сейчас становится актуальным. Почему? Потому что в ноябре этого года Министр финансов Антон Германович Силуанов подписал от имени РФ совместную Конвенцию Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам. В этой Конвенции есть три базовых элемента сотрудничества налоговых администраций. Это – обмен информацией, это помощь в сборе налогов и совместные налоговые проверки. Таким образом, у РФ появляется достаточно широкая нормативная база по взаимодействию с зарубежными налоговыми администрациями в этой сфере. Единственное, что нужно, дождаться ратификации указанной Конвенции, после чего у ФНС России появится возможность более чем с 28-ю странами, в том числе с наиболее развитыми странами, проводить совместные проверки. Кроме того, могу отметить, что ряд налоговых администраций уже на неофициальном уровне обращались в ФНС России о том, чтобы рассмотреть такую возможность. На мой взгляд, за проведением таких проверок будущее.

Ведущая: У нас в зале присутствуют коллеги-журналисты. Позвольте передать им слово. Пожалуйста, коллеги, Ваши вопросы?

Вопрос из зала: Вы рекомендовали читать разъяснения ОЭСР тем, кому не понятен закон. Я так понимаю, что в международной практике и нашем законодательстве есть несоответствия? Можно ли просто эти разъяснения перевести и использовать разъяснения ОЭСР у нас? Или Вы будете готовить свои разъяснения? И когда они будут, если будут?

Собчук А.С.: Безусловно, какие-то расхождения есть. Нельзя сказать, что любой ответ можно найти в рекомендациях ОЭСР. Наверное, в какой-то момент действительно потребуются подобные разъяснения именно к нашему закону. Но у меня нет информации, когда они будут, скорее всего, после того, как практика позволит нам выявить какие-то основные проблемные вопросы. Есть еще одна проблема, связанная с данными рекомендациями - они на английском языке. Те переводы, которые я видел, сегодня лучше не читать, потому что переводы были сделаны довольно давно, актуальные изменения в них не вносились. Лучше, конечно, читать именно сами рекомендации. На сайте ОЭСР можно купить и книгу, а можно скачать и PDF-версию. То есть, рекомендации доступны.

Голишеский В.И.: Отмечу, что документ не статичен, он меняется. Последние существенные изменения были внесены в июне 2010 года. ОЭСР ориентируется на практику, которая развивается за рубежом. А зарубежная практика показывает, что сильно возрастает роль четвертого метода, метода сопоставимой рентабельности, потому что он наиболее гибкий и позволяет в условиях отсутствия адекватных сопоставимостей придти к конечному результату. Соответственно, ОЭСР также на это реагирует, потому что ведущие развитые страны являются членами этой организации. Что касается языка, то, действительно, читать данные рекомендации лучше именно на английском языке, поскольку это язык международного общения. Трансфертное ценообразование – это вопрос международной торговли. Официального перевода на русский язык пока не существует. У ОЭСР два официальных языка – это английский и французский. Соответственно, рекомендации только на этих языках имеют официальную силу. Что касается конкретных решений и примеров, то Закон N 227-ФЗ, например, говорит о том, что для целей обеспечения сопоставимости при расчете интервала рентабельности можно проводить корректировки показателей рентабельности на разницу в оборотном капитале. В рекомендациях ОЭСР есть именно формулы, как это делать. И многое другое. Если есть заинтересованность в каком-то подходе, который будет воспринят Федеральной налоговой службой, то это, скорее всего, подход ОЭСР.

Ведущая: Уважаемые гости! Время нашего интервью истекло, позвольте поблагодарить вас за подробные комментарии и разъяснения! Надеемся, что наша интернет-аудитория получила исчерпывающие ответы на свои вопросы. Мы желаем вам успехов в Вашей профессиональной деятельности. Спасибо вам большое!