Новости и аналитика Интервью Подведение итогов работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве за 2010 год в сфере размещения государственного заказа. Основные тенденции развития в данной сфере в 2011 году

Подведение итогов работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве за 2010 год в сфере размещения государственного заказа. Основные тенденции развития в данной сфере в 2011 году

21 февраля в 10-00 часов состоялось интернет-интервью с заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Соловьевой Екатериной Александровной. 

Тема интернет-интервью: "Подведение итогов работы Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве за 2010 год в сфере размещения государственного заказа. Основные тенденции развития в данной сфере в 2011 году".

Ведущая - Карпунина Наталия (ИА "ГАРАНТ").

Ведущая: Екатерина Александровна, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.

Соловьева Е.А.: Спасибо большое, очень рада сегодня быть у вас, рассказать о том, чем мы занимались в течение прошедшего года в рамках контроля за размещением государственных и муниципальных заказов в городе Москве. В мае 2009 года была введена норма, согласно которой в настоящее время по аукционному перечню, утвержденному Правительством РФ, федеральные и муниципальные заказчики размещаются по процедуре открытых аукционов в электронной форме. На наш взгляд, это более передовая форма торгов, которая позволяет минимизировать риски сговора на торгах и коррупционные риски. Если говорить о тех новинках, которые произошли в данной сфере, это, безусловно, размещение электронных аукционов на пяти площадках. Эти площадки были отобраны Правительством РФ, сейчас они все уже начали свою полноценно работу.

Ведущая: Спасибо, Екатерина Александровна, за вступительное слово, я еще раз позволю напомнить, что наше интернет-интервью транслируется в on-line режиме на сайте www.garant.ru. Позвольте перейти к первому вопросу. Расскажите, пожалуйста, о приоритетных направлениях деятельности УФАС по Москве в сфере размещения государственного заказа, с какими трудностями Вам чаще всего приходится сталкиваться в процессе осуществления своей деятельности с учетом московской территории?

Соловьева Е.А.: Приоритет у нас один - это контроль за размещением заказов в городе Москве. Как мы это делаем? Во-первых, рассматриваем обращения от участников размещения заказов. Кроме того, мы хотели бы усилить работу в направлении проведения внеплановых проверок за размещением заказа, а также увеличить объемы привлечения к административной ответственности государственных заказчиков, которые нарушают законодательство. В 2010 г. нами было выявлено более 3500 нарушений, в 2009 г. около 1500. При этом не нужно говорить о том, что увеличилось количество совершаемых нарушений, нужно говорить о том, что увеличивается количество именно выявленных нарушений. Мы усилили свою работу в данном направлении. Например, мы рассмотрели около 2000 жалоб в 2010 г. В 2009 г. количество рассмотренных жалоб около 1700. При этом обоснованных жалоб в 2010 г. было более 1800. В 2009 г. было чуть больше 700 обоснованных жалоб. Что касается внеплановых проверок, в 2010 г. проведено более 1500 внеплановых проверок нашими сотрудниками, в 2009 г. их было около 50. Почему мы проводим внеплановые проверки? На наш взгляд, нужно не только рассматривать жалобы, с которыми к нам обращаются участники размещения заказов. Мы должны сами, как контролирующий орган, выявлять те нарушения, о которых, никто не придет и не расскажет. По итогам выявленных нарушений мы привлекаем к ответственности должностных лиц заказчиков. Основные приоритеты в нашей работе - это рассмотрение жалоб, проведение внеплановых проверок и привлечение к административной ответственности виновных лиц.

Ведущая: В продолжении затронутой вами проблематики, к нам пришел следующий вопрос. В СМИ прочитала о том, что в 2010 году Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве резко увеличило количество внеплановых проверок в сфере размещения государственного и муниципального заказа. Уважаемая Екатерина Александровна, что послужило поводом для этого: увеличение числа жалоб участников торгов либо имеются другие причины? Много ли жалоб поступает в Ваш адрес на нарушения в ходе участия в торгах и сколько жалоб УФАС по Москве признает необоснованными?

Соловьева Е.А.: В 2010 году было принято к рассмотрению порядка 1800 жалоб, остальные были возвращены в связи с тем, что поданы либо не по подведомственности, либо в жалобе указаны не все необходимые реквизиты. Такие жалобы мы не рассматриваем. Если бы мы просто вернули половину этих жалоб и никак не отреагировали, это было бы, на наш взгляд, не очень правильно. Поэтому мы решили по возможности проверять практически все факты, о которых нам предприниматели сообщают. В связи с этим и увеличилось количество внеплановых проверок. В настоящее время контролем за размещением заказа в Управлении занимаются порядка 25-ти человек. Нагрузка на наших сотрудников огромная, ими просмотрено более 1800 жалоб и проведено более 1500 проверок. Тем не менее, мы стараемся успеть рассмотреть все жалобы, проверить аукционы, конкурсы, которые проходят в городе, а так же оперативно отреагировать, в случае выявления нарушений.

Ведущая: Расскажите, пожалуйста, об основных методах контроля, осуществляемого УФАС по Москве, за соблюдением законодательства в процессе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг?

Соловьева Е.А.: Их не так много — это рассмотрение жалоб и проведение проверок. Кроме того, мы самостоятельно проводим мониторинг сайта www.zakupki.gov.ru, на котором размещается полностью вся информация о размещаемых заказах в стране и в городе, в том числе. Стараемся сами выявлять какие-то факты, реагируем выдачей предписаний и штрафами. Мы также обобщаем и направляем информацию в Тендерный комитет города Москвы с просьбой принять меры, чтобы из типовых документаций городских заказчиков устранить выявленные нарушения.

Ведущая: Наблюдается ли сегодня в Московском регионе уменьшение правонарушений в виду ужесточения системы наложения штрафов на нарушителей законодательства в сфере размещения государственного заказа и привлечения их к ответственности?

Соловьева Е.А.: Да, безусловно. Если говорить по г. Москве, то всех заказчиков можно разделить на 3 категории. Это заказчики городские (органы власти Правительства Москвы, учреждения, подведомственные им), муниципальные заказчики, а так же федеральные заказчики, которые тоже находятся в нашем городе. У городских заказчиков уменьшается количество нарушений. Исходя из тех методов работы, о которых я говорила чуть ранее, власти города стараются оперативно реагировать, устраняют данные нарушения. Редко случается, когда за одинаковые нарушения привлекаются одни и те же люди, потому что практика показывает, достаточно один раз оштрафовать, чтобы потом уже не было желания данные нарушения совершать.

Ведущая: Как часто сегодня на территории Москвы и области отмечаются нарушения конкурсного законодательства со стороны органов государственной власти? Какие меры принимаются УФАС по Москве?

Соловьева Е.А.: Допускаются, и довольно часто. Но они идут в сторону уменьшения, эта тенденция наблюдается именно по органам власти города Москвы. Очень хорошо работают контролирующие органы города, тот же Москонтроль, и Департамент города Москвы по конкурентной политике. Привлечение к административной ответственности не проходит даром.

Ведущая: Уважаемая Екатерина Александровна, расскажите, пожалуйста, о нововведениях, вступивших в силу с 1 января 2011 года, по вопросу обеспечения исполнения контрактов. Какие банковские гарантии предусмотрены на сегодняшний день для госзаказчиков, если победитель торгов не будет надлежащим образом исполнять контракт?

Соловьева Е.А.: Как вы правильно заметили, произошли изменения в законе. По обеспечению государственных контрактов предусмотрено 3 варианта. Это — безотзывная банковская гарантия, выданная банком, или кредитной организацией; договор поручительства; передача заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада или депозита. Надо сказать, что наиболее оптимальную форму для себя выбирает участник размещения заказа самостоятельно. Основным изменением в данной сфере является то, что в настоящее время не принимаются гарантии, имитированные страховыми организациями. Страхование ответственности теперь также не предусмотрено для обеспечения государственных контрактов.

Ведущая: Многие исследователи утверждают, что сфера госзакупок - самая коррумпированная в России. Согласны ли Вы с данным мнением? Как Вы полагаете, способны ли снизить и кардинальным образом повлиять на состояние коррупции в сфере госзакупок в России, введенные в июле 2010 года, электронная форма проведения аукциона, электронные закупки?

Соловьева Е.А.: Да, безусловно, там где много денег, тем более денег доступных, есть большие коррупционные риски, но это не самая коррупционная сфера. Везде, где распределяются блага, деньги, имущество, безусловно, существуют коррупционные риски. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" является передовым в сфере борьбы с коррупцией, потому как те формы размещения денежных средств, которые предусмотрены этим законом, прописаны очень детально. У государственных заказчиков минимизируется возможность злоупотребления при проведении торгов. Кроме того, введение электронных аукционов также подвигло к тому, чтобы уменьшить коррупционные риски при размещении государственных заказов, так как данная процедура предусматривает полную анонимность. Государственные заказчики не знают до определенного момента, кто подал заявку на торги, кто выигрывает, никак не могут повлиять на данную процедуру до заключения государственного контракта. Поэтому данный закон призван помочь в борьбе с коррупцией.

Ведущая: Хотелось бы услышать ваш комментарий по поводу того, как вы оцениваете действующую сегодня систему электронных торгов и аукционов. В чем есть проблемы, на ваш взгляд? Пришлось ли УФАС по Москве уже столкнуться с какими-либо нарушениями? Какого они преимущественно характера?

Соловьева Е.А.: Электронные торги работают в принципе уже год. Год для федеральных заказчиков, только-только начинают размещаться на электронных торгах муниципалитеты и некоторые заказчики субъектов РФ. Проблемы могут быть самыми различными. И технического характера — профилактические работы, сбои в сети интернет, на площадках. Проблемы могут возникать у государственных заказчиков, которые пока еще не очень привыкли к данной процедуре, т.е. не имеют большой практики размещения заказов. На наш взгляд, также существует проблема и в самом законе, сейчас нет прямого запрета на подачу анонимных заявок на электронные торги. Т.е. участник размещения заказа, подавая первую часть своих заявок, может подать эту заявку на своем фирменном бланке, и в этом случае заказчик может увидеть, кто подал заявку. Мы считаем, что необходимо внести изменения в 94-ФЗ, которые запрещали бы идентифицировать на стадии первых частей заявок тех участников размещения заказов, которые подали заявки.

Ведущая: Расскажите, пожалуйста, о новых требованиях законодательства о проведении аукционов в электронной форме: рассмотрении заявок, проведении аукционов, подведении итогов? Как Вы оцениваете эффективность проведения государственных закупок в электронном виде?

Соловьева Е.А.: Это передовая процедура, ее нет ни в Европе, ни в США, все наши иностранные коллеги берут сейчас с нас пример. Процедура заключается в том, что весь документооборот проходит в электронной форме, начиная от аккредитации на площадках и подачи заявок, заканчивая заключением государственных контрактов. Государственный контракт должен быть в электронной форме, подписан электронно-цифровой подписью. По желанию заказчика и участника размещения заказа, ставшего победителем, безусловно, государственный контракт можно заключить и в простой письменно форме, но данный контракт не будет иметь никакой юридической силы, он не подлежит оплате. Электронный документооборот - это очень удобно. Может быть, пока не очень привычно для всех предпринимателей, для каких-то государственных заказчиков, но, тем не менее, это сделано для того, чтобы облегчить работу, для того, чтобы минимизировать коррупционные риски и возможность сговора на торгах.

Ведущая: Спасибо! Зачитаю следующий вопрос. Несколько месяцев назад прочитала, что ФАС России планирует ввести госпошлины на жалобы, которые поступают от компаний после проведения процедуры госзаказа в системе электронного аукциона. Расскажите, пожалуйста, как решен данный вопрос на сегодняшний день?

Соловьева Е.А.: Да, мы думали над вопросом введения государственных пошлин за подачу жалоб. У нас возникла такая мысль, потому что некоторые предприниматели злоупотребляют своим правом на обжалование действий государственных заказчиков. Это осложняет работу государственным заказчикам, затягивает процедуры размещения заказа, заключения государственных контрактов. При этом часто бывают случаи, когда специально для подачи жалоб в ФАС создаются компании, которые занимаются только обжалованием торгов. Для того, чтобы эти случаи минимизировать, мы считаем, что необходимо вводить систему государственных пошлин на подачу жалоб. В настоящее время ведутся консультации в Правительстве РФ, Государственной Думе РФ. Мы надеемся, что законодатели все-таки поддержат нас в данном вопросе.

Ведущая: Как скоро можно ждать изменений?

Соловьева Е.А.: К сожалению, этого нельзя прогнозировать, потому что законодательный процесс - это творческий процесс, который проходит долго и интересно. Но мы надеемся, что законодатели все-таки услышат нас и в ближайшее время введут данные положения в закон.

Ведущая: Екатерина Александровна, какая ответственность предусмотрена за необоснованынй отказ в допуске участников к участию в торгах? Имелись ли в практике города Москвы случаи выявления подобных нарушений?

Соловьева Е.А.: Да, это одно из самых распространенных нарушений. Около 2000 выявленных нарушений, более 600 нарушений - это необоснованный отказ в допуске к участию в торгах. За данное нарушение предусмотрена административная ответственность, размер штрафа составляет порядка 30000 рублей. Следует сразу оговориться, что 30000 рублей накладывается на каждого члена комиссии, который проголосовал за необоснованный отказ в допуске к участию в торгах. У членов комиссии, которых мы уже хотя бы раз оштрафовали, привлекли к ответственности, повторно не возникает желания нарушить закон.

Ведущая: Скажите, пожалуйста, как лучше и правильнее себя вести, как быть и куда обращаться в том случае, если к заявке были выставлены требования, которые фактически не дают возможности принять участие в аукционе?

Соловьева Е.А.: Необходимо обращаться в контролирующий орган в сфере размещения заказа. В первую очередь, это Федеральная антимонопольная служба. В случае, если заказчики находятся в городе Москве и торги проводились федеральными органами власти, я имею в виду центральный аппарат любого федерального органа власти, если заказ размещен с ценой контракта более 1 миллиарда рублей, то жалобы подаются в ФАС России. Если у участников размещения заказа есть жалобы на действия электронных площадок, то такие жалобы также подаются в центральный аппарат ФАС России. Все остальные жалобы на участников, которые находятся в городе Москве, - федеральных заказчиков, заказчиков субъектов РФ и на муниципалитеты – жалобы следует направлять в наше Управление.

Ведущая: Екатерина Александровна, расскажите, пожалуйста, о работе УФАС по Москве по выявлению картелей? Сколько сговоров было раскрыто, в том числе на торгах?

Соловьева Е.А.: Картели - недопустимые с точки зрения антимонопольного законодательства соглашения, согласованные действия. Это приоритет в работе всех антимонопольных органов в мире. И вот уже насколько лет антимонопольный орган в России также уделяет большое внимание раскрытию картелей. Если говорить о работе Управления ФАС по Москве в этом направлении, то в прошлом году мы рассмотрели три дела по сговору на торгах. Торги проводились государственными заказчиками г. Москвы. Это были торги на поставку овощей для нужд детского питания Москвы, по системе безопасности города и на закупку противогололедных реагентов. Мы оштрафовали участников картелей. Материалы по данным фактам были переданы в Департамент экономической безопасности МВД России для проведения расследования по статье 178 Уголовного кодекса. В настоящее время наши решения по сговору на торгах проверяются в судах. По некоторым из них уже прошли вторые инстанции. Суды поддерживают нашу позицию, поэтому можно говорить, что данные картели, действительно, уже доказаны.

Ведущая: В настоящее время появилось множество коммерческих систем, дублирующих информацию о госзакупках (seldon, trade.su и др). Можно ли доверять таким источникам информации? Насколько корректно и полно они отражают информацию, размещенную на официальных сайтах?

Соловьева Е.А.: Доверять или не доверять - это личное дело каждого. Но сразу стоит оговориться, что это неофициальные сайты. Официальный сайт с 1 января 2011 года один - это zakupki.gov.ru. Это сделано для удобства предпринимателей, чтобы была у них возможность доступа к бюджетным средствами, государственным контрактам. Вся информация по размещению заказов по стране публикуется только на данном сайте.

Ведущая: Екатерина Александровна! Прокомментируйте, пожалуйста, появление в Интернете сайта www.rospil.info. Насколько действенным, с Вашей точки зрения, может оказаться такой способ борьбы с злоупотреблениями в сфере государственных закупок?

Соловьева Е.А.: Хочу сказать, что меня очень радует активная гражданская позиция некоторых наших граждан. Данный сайт интересен, в том числе, и для нас. Я знаю, что правоохранительные органы тоже часто посещают его. Мы провели несколько внеплановых проверок по той информации, которая размещалась на данном сайте. Не все факты подтвердились, но, тем не менее, нарушения нами были выявлены. Я считаю, что такие сайты должны быть, потому что граждане также вправе знать, как органы власти распоряжаются бюджетными средствами. Не всегда люди хотят напрямую обращаться в правоохранительные органы либо иные контролирующие органы. Они могут разместить эту информацию и на сайте. Мы очень активно пользуемся такой информацией и по возможности ее проверяем.

Ведущая: Уважаемые коллеги-журналисты, если у вас есть вопросы, вы можно их задать. Представьтесь, пожалуйста.

Вопрос из зала: Здравствуйте, Екатерина Александровна! Расскажите, пожалуйста, нарушения выявлены по лотам, или, в общем, на торгах?

Соловьева Е.А.: Нарушения выявляются непосредственно на лотах. Каждый лот - это заключение отдельного государственного контракта, т.е. мы выявили более 3500 лотов с нарушениями. Без нарушений проводится чуть меньше половины торгов. В прошлом году эта цифра была больше. Идет тенденция к уменьшению. Сейчас она, может быть, не такая показательная, не такая активная, но, тем не менее, количество нарушений постепенно уменьшается.

Вопрос из зала: Поясните, пожалуйста, сколько составила общая сумма штрафов?

Соловьева Е.А.: Если говорить про сферу размещения государственных и муниципальных заказов, то за 2010 год мы наложили штрафов в общей сложности на 6 миллионов 414 тысяч рублей. Если сравнить с 2009 годом, то в 2009 году сумма штрафов составила 1 миллион 118 тысяч рублей. Т.е. мы в 6 раз увеличили работу в сфере привлечения к административной ответственности.

Ведущая: Спасибо, Екатерина Александровна. Позвольте вам задать последний вопрос, подводящий итог всему вышесказанному. Учитывая сложившуюся практику применения 94-ФЗ, удалось ли ему, на ваш взгляд, сделать механизм распределения государственных заказов прозрачным и упразднить ставшие нормой для России так называемые откаты?

Соловьева Е.А.: Я думаю, что законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов помогает устранять коррупционные риски, минимизирует возможность "откатов" на государственных контрактах, потому что вся процедура размещения заказа подробно прописана в законе. Конечно, заказчики и участники размещения заказа придумывают какие-то новые варианты обхода закона, но это все очень легко выявляется. Мы немедленно реагируем, отменяем такие процедуры. Торги становятся прозрачными, а государственные контракты доступнее для предпринимателей. Сейчас субъекты малого предпринимательства получают больше доступа к государственным контрактам. Поэтому, на мой взгляд, 94-ФЗ, что бы про него очень многие не говорили, действительно, хорошо работает. Самое главное - его нужно научиться применять.

Ведущая: Екатерина Александровна, позвольте поблагодарить вас за участие в нашем интернет-интервью и пожелать успехов в вашей нужной и важной для города работе.

Соловьева Е.А.: Большое спасибо и вам, благодарю за внимание.