Новости и аналитика Интервью Реорганизация таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области

Реорганизация таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области

14 декабря в 12-00 часов в ИА "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с первым заместителем начальника Управления по таможенному контролю Центрального таможенного Управления Федеральной таможенной службы Селезневым Валерием Ивановичем.

Тема интернет-интервью: "Реорганизация таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области".

Ведущая интернет-интервью - Наталия Карпунина (ИА "ГАРАНТ").

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - первого заместителя начальника Управления по таможенному контролю Центрального таможенного Управления Федеральной таможенной службы Селезнева Валерия Ивановича.

Уважаемый Валерий Иванович, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня в ИА "ГАРАНТ" и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории.

Тема интернет-интервью: "Реорганизация таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области".

С 20 января 2011 года Зеленоградская, Ногинская и Щелковская таможни будут реорганизованы в форме присоединения к Московской областной таможне (МОТ).

Регионом деятельности МОТ определены г. Москва и Московская область. В ее структуре будут функционировать 19 таможенных постов: Вашутинский, Волоколамский, Давыдовский, Дмитровский, Заводской, Каширский, Коломенский, Краснозаводский, Ленинградский, Лобненский, Лыткаринский, Львовский, Мамонтовский, Можайский, Сергиево-Посадский, Ступинский, Сходненский, Черноголовский таможенные посты и таможенный пост "Кубинка".

Контроль за складами временного хранения (СВХ) и таможенными складами, находившимися в регионе деятельности Зеленоградской, Ногинской и Щелковской таможен, а также выдача новых свидетельств о включении в Реестр владельцев СВХ и таможенных складов юридическим лицам будет осуществляться Московской областной таможней.

В ходе интернет-интервью планируется обсудить особенности работы в новых условиях, преимущества применения перспективных таможенных технологий, в частности электронного декларирования, в том числе путем декларирования товаров на создаваемых таможенных постах - центрах электронного декларирования Московской, Владимирской и Тверской таможен. На эти и другие вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит первый заместитель начальника Управления по таможенному контролю Центрального таможенного Управления Федеральной таможенной службы Селезнев Валерий Иванович.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Прочитала, что с 20 января 2011 года в таможенных органах, расположенных в Центральном федеральном округе, ожидается сокращение штатной численности должностных лиц на 265 единиц. Скажите, пожалуйста, так ли это на самом деле, ведь получается, что такое большое количество людей останется без работы? Уважаемый Валерий Иванович, планируется ли проводить еще какие-либо организационно-штатные реформы в таможенных органах московского региона?

Селезнев В.И.: Спасибо большое за вопрос. Да, действительно, сейчас в таможенных органах ЦТУ, зоной деятельности которого является Центральный федеральный округ, в соответствии с Приказом Федеральной таможенной службы от 22.09.10 № 1758 идут организационные мероприятия, создана Московская областная таможня. А в соответствии с Приказом Федеральной таможенной службы от 08.11.10 № 2065 издан Приказ "О реорганизации таможенных органов Москвы и Московской области". В рамках исполнения данного Приказа таможенные органы, расположенные в Московской области подлежат реорганизации. На данный момент у нас действует 52 места таможенного оформления – это таможенные посты и отделы таможенного оформления. В рамках реализации названных выше приказов, будет функционировать 19 таможенных постов и 8 отделов таможенного оформления. Данное мероприятие проводится с целью оптимизации места размещения таможенных органов, мест таможенного оформления в рамках реализации Концепции оптимизации структуры и мест нахождения таможенных органов ЦТУ, расположенных в Московской области. Действительно, предполагается некое сокращение штатной численности таможенных органов. Это проводится в рамках плановой работы, в том числе и в рамках задач по сокращению госаппарата в размере 20%. В отношении остальных органов, которые будут оставаться в регионе Московской области, штатная численность будет увеличиваться.

Ведущая: Уважаемый Валерий Иванович, расскажите, пожалуйста, чем занимается ваше Управление? Какие новые задачи были возложены на него в связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза?

Селезнев В.И.: Центральное таможенное управление, так же как и все таможенные органы Федеральной таможенной службы РФ, прежде всего, осуществляет соблюдение таможенного законодательства, осуществляет соблюдение экономической безопасности РФ, взимание таможенных платежей и сборов. С 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза – это один из важнейших факторов развития торгово-экономических и промышленных связей российских, белорусских и казахских предприятий. Теперь товары, поставляемые из государств-участниц Таможенного союза, не подлежат декларированию таможенными органами и не являются объектами таможенного контроля, что наиболее актуально для тех предприятий Центрального федерального округа, которые имеют производственные связи с предприятиями Белоруссии, Казахстана. При этом следуют отметить, что таможенные органы Центрального таможенного управления имеют прямую и непосредственную границу с Белоруссией, поэтому для нас это также актуально. Хоть мы уже имеем давнее взаимодействие с таможенниками Белоруссии, сейчас также будут осуществляться реорганизационные моменты.

Ведущая: Расскажите, пожалуйста, как происходит взаимодействие Управления по таможенному контролю Центрального таможенного Управления Федеральной таможенной службы с коллегами из других регионов России?

Селезнев В.И.: С учетом того, что ЦТУ является одним из подразделений Федеральной таможенной службы, мы очень тесно взаимодействуем с иными региональными таможенными управлениями по всей территории РФ, от Калининграда до Дальнего Востока. Существует единая информационная база по внешним экономическим грузам, по таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров, по нетарифному и тарифному регулированию. Свое взаимодействие сотрудники ЦТУ осуществляют либо в рамках совместных совещаний, либо в рамках совместных коллегий, которые проходят с довольно частой периодичностью. Кроме того, мы не забываем наших зарубежных партнеров. В 2010 году проводились совместные рабочие встречи с таможенными органами Финляндии, Китая, Америки, Монголии, Вьетнама, Украины, Белоруссии, Казахстана. Мы имеем тесные производственные связи, обмениваемся информацией, налаживаем взаимодействие для того, чтобы воспрепятствовать незаконному товарообороту через совместные границы, создать наиболее благоприятные условия для добросовестных участников внешней экономической деятельности.

Ведущая: Просим разъяснить технологию работы Центров электронного декларирования в Московской областной таможни с участниками ВЭД и владельцами СВХ и ТС.

Селезнев В.И.: Таможенные органы Федеральной таможенной службы в целом, и ЦТУ в частности, особое внимание уделяют развитию перспективных таможенных технологий, которые применяются у нас с 2002 года. В начале к ним относилось электронное декларирование, в процессе дальнейшего развития электронное декларирование переросло в интернет-декларирование. И сейчас все таможенные органы ЦТУ, их 154, полностью технически готовы к применению интернет-декларирования. Один из дальнейших шагов развития данных технологий – это создание центров электронного декларирования. В соответствии с приказом ЦТУ № 632 от 12.10.10 в регионе ЦТУ создано три таких центра – это Тверь, Владимир и Москва. Штатная численность данных центров – 12 человек. Они, в отличие от обычных постов, которые размещаются на площадях складов временного хранения, размещаются на территориях таможен. Основной их принцип заключается в том, что участник внешнеэкономической деятельности из любого региона ЦТУ может подать декларацию вне зависимости от того, где находится его транспортное средство с товаром: либо это будет внутренний терминал, либо это будет пограничный терминал. Тем самым, мы стараемся исключить влияние человеческого фактора при взаимоотношениях участника и сотрудника таможни, а также создать наибольшие благоприятные условия при применении этих технологий. Участнику ВЭД нет необходимости выезжать на таможенный орган, а, используя сеть интернет, можно передать данную информацию максимально быстро в таможенный орган для дальнейшего оформления.

Ведущая: Валерий Иванович! Чего вы ждете от реформы таможенных органов? Насколько упростится деятельность таможенных постов в Москве и Московской области в связи с грядущими преобразованиями после 20 января 2011 года, на ваш взгляд?

Селезнев В.И.: Оптимизация мест таможенного оформления в регионе Московской области - это один из этапов Концепции развития таможенных органов и дальнейшего перевода мест оформления в приграничные регионы. В данном случае мы преследуем цель: максимально оптимизировать количество таможенных органов с учетом наличия производственных предприятий, с учетом транспортно-логистических автомагистралей, по которым двигается основной товаропоток внешнеэкономических грузов. Те таможенные посты, которые мы сохраняем в структуре ЦТУ Московской области укрупняются. К терминалам, на которых они размещены, тоже предъявляются особые требования. Это терминалы класса "А", которые могут оформлять и скоропортящиеся товары, и высокотехнологичные товары. Будем особое внимание уделять товарам экспортной составляющей – это заводы-производители и товары оборонно-промышленного комплекса. Мы сейчас этой работой занимаемся, потому что понимаем, что эта проблема существует не только в таможенных органах, но и для участников внешнеэкономической деятельности. Основная задача всех этих организационных мероприятий – создать максимально удобные условия для участников внешнеэкономической деятельности, для того, чтобы их легальный бизнес никак не пострадал в данном случае.

Ведущая: Как изменится работа таможни Москвы и московской области с 20 января 2011 года? Ожидаются ли еще какие-либо новшества в процедурах оформления и контроля?

Селезнев В.И.: В рамках Приказа № 2065 те посты, которые подлежат ликвидации или реорганизации, будут осуществлять свою деятельность по оформлению товаров только до 1 января. Соответственно, с 1 января они будут работать в режиме передачи дел, сдачи архивов. А те таможенные посты, которые будут сохраняться, будут осуществлять свою деятельность и с 1 января 2011 года. Соответственно, сейчас мы проводим некую работу с транспортными организациями, с представителями железных дорог. Мы направили соответствующие информационные письма, в которых обозначили, с какого времени, какие таможенные посты, в каком режиме будут работать. Соответственно, аналогичные мероприятия мы проводим и с участниками внешнеэкономической деятельности. Мы выслушиваем предварительно их проблемные вопросы, их беспокойства. Фактически, сокращение мест таможенного оформления происходит в 2 раза. Мы понимаем, что от нашего умелого администрирования зависит насколько эти товаропотоки будут равномерно размещены по таможенным органам не только Московской области, но в том числе и по таможенным органам ЦТУ. Сейчас активно развивается и приграничная инфраструктура, куда мы, с учетом транспортной логистики движения товаров, также предполагаем переместить часть товаропотоков.

Ведущая: Валерий Иванович, как, на ваш взгляд, сегодня работает декларирование через Интернет? В чем вы видите основные проблемы в этом вопросе? Почему при электронном декларировании все еще нужна бумажная копия с отметками таможни?

Селезнев В.И.: Мы занимаемся применением перспективных таможенных технологий, в том числе и электронного декларирования уже с 2002 года. Если на начальном этапе он рассматривался как эксперимент – это 2002-2005 годы, то сейчас мы выходим уже на некое промышленное применение данной технологии. На начало 2010 года в регионе ЦТУ из всех поданных деклараций только 4% подавались в электронном виде, на декабрь 2010 года мы имеем значительный рост, уже 40% от всех деклараций сегодня подаются в электронном виде. С большой популярностью данный вид декларирования применяется крупными участниками внешнеэкономической деятельности, особенно заводами-производителями и заводами-импортерами. Да, нельзя сказать, что все проходит гладко, существуют и технические вопросы, и вопросы в рамках электронного документооборота, и в работе с программными продуктами, но мы стараемся при поступлении информации о каких-либо сбоях технического или процедурного характера максимально быстро принимать меры, чтобы в первую очередь не страдал участник внешнеэкономической деятельности. Что касается бумажных носителей, здесь проблема состоит в том, что еще в ряде случаев некоторым министерствам и ведомствам необходимо представление бумажных носителей. Сейчас на базе Федеральной таможенной службы проводится совместная работа по обеспечению и налаживанию межведомственного электронного документооборота. Как поставил задачу Президент РФ в перечне поручений по итогам совещания по вопросам инвестиционного климата 16 августа 2010 года: необходимо рассмотреть вопрос о возможном переходе на электронное декларирование с 1 января 2011 года на 100%. Эта задача стоит довольно актуально, мы ее видим, стараемся решать не только в рамках Федеральной таможенной службы, но и при взаимодействии с иными министерствами и ведомствами. Одно из решений задачи по исключению бумажного документооборота – это создание некой единой информационной базы разрешительных документов министерств, куда таможенные органы и иные ведомства смогут обращаться на предмет подтверждения легальности выдачи того или иного документа. Над этим вопросом мы сейчас работаем. Один из краеугольных камней по электронному декларированию, интернет-декларированию – это Приказ № 395, который ограничивал в правах декларирование в электронном виде лицензированных, квотируемых товаров. Сейчас в данный Приказ внесены изменения. Лицензированные товары, в том числе лекарственные средства, могут оформляться сейчас юридически в электронном виде. Такая практика у нас уже имеется. Фармацевтические предприятия давно проявляли интерес к этому направлению, но, к сожалению, были некие правовые ограничения. Сейчас они устранены. Сегодня мы максимально быстро стараемся привлечь их к этому сектору.

Ведущая: Следующий вопрос, поступивший к нам от пользователя, достаточно объемный и проблемный, касается электронного декларирования. Электронное декларирование - это, безусловно, очень хорошая задумка, которая могла бы многим помочь. Так думал и я, пока не столкнулся со множеством проблем, связанных с программным обеспечением и интернет-связью с таможенным постом. Часто в таких случаях запрос таможни и ответ ждешь достаточно продолжительное время. Порой, когда созваниваешься с инспектором по поводу подтверждения отправленного по Интернету документа, в ответ получаешь информацию о невозможности его прочтения либо открытия. Ожидание подтверждения, как правило, доходит до нескольких часов, соответственно, невозможно оперативно решать поставленные задачи. Планируете ли Вы как-то решать эти проблемы? Изменится ли что-то с 20 января 2011 года?

Селезнев В.И.: Спасибо большое за вопрос. Действительно, применяя перспективные технологии, мы несем ответственность за тот формат, который предлагаем участникам внешнеэкономической деятельности. Как я уже сказал, не всегда все проходит гладко. Мы имеем всю информацию о проблемных вопросах. Если брать регион Центрального таможенного Управления, то у нас в начале года было только 4% декларационного массива в электронном виде. Сейчас некоторые таможни ЦТУ ФТС имеют по 70% декларационного массива. В иных региональных таможенных управлениях, например, в Приволжье, Сибири тоже по 60 - 70%. Т.е мы понимаем, что в количественном отношении электронный поток документов намного возрос. Мы, зная и прогнозируя эту ситуацию, пытаемся работать с разработчиками программных продуктов по унификации представленных документов, смотрим на техническую составляющую - серверное оборудование, на каналы связи. Все эти вопросы мы стараемся решать максимально оперативно. Но не все происходит без сбоев. Они случаются, потому что сейчас таможенная система переводит в электронный вид не только интернет-декларирование, но и иные программные продукты. Это касается и доставки АСКТТ-2, который у нас также применяется в электронном виде.

Отмечу, что мы не стоим на месте. Мы применяем интернет-декларирование, меняем саму технологию. Сейчас применяется так называемая технология удаленного выпуска, когда транспортное средство находится на границе на таможенно-логистическом терминале, а декларация подается внутреннему таможенному органу, т.е. идет обмен между таможнями о прибытии или неприбытии транспортного средства. Если необходимо проведение досмотровых операций, то они проводятся, и уже потом транспортное средство двигается с границы, направляется непосредственно к конечному получателю. Т.е. отсутствует необходимость ненужной логистики въезда транспортного средства в крупные города. При наличии некоторых сбоев, которые мы стараемся максимально быстро устранять, как показывается статистика, в любом случае среднестатистическое время оформления по электронным декларациям колеблется где-то в районе часа. Если мы говорим про крупных участников, то для них это удобно, потому что изначально информация по товару, по грузу заграницей уже была зарождена в электронном виде. Ее перевод на бумагу - это фактически перекопирование, переписывание, перевод из одного формата в другой формат. Мы предлагаем убрать это звено. Но мы это делаем постепенно. Во-первых, мы увеличили до 100% количество таможенных органов, которые у нас оснащены, технически готовы к этому.

Ведущая: Валерий Иванович, успешная реализация концепции оптимизации структуры и мест нахождения таможенных органов, подчиненных Центральному таможенному Управлению, основывается на применении современных таможенных технологий. Расскажите, пожалуйста, о новейших передовых технологиях, которыми сегодня может гордиться ЦТУ ФТС.

Селезнев В. И.: ЦТУ является первооткрывателем. Так, например, первая электронная декларация была выпущена таможенным органом ЦТУ. Я уже сказал про технологию удаленного выпуска, про создание центров электронного декларирования. Мы доводим информацию о новых технологиях, перспективах до участников внешнеэкономической деятельности. У нас имеется 2 центра, в которых мы обучаем не только сотрудников таможенных органов ЦТУ, но также ФТС России, рассказываем о перспективных технологиях. Такие же мероприятия мы проводим и с участниками внешнеэкономической деятельности для того, чтобы им было понятно, какие технологии мы применяем и какие преимущества у них есть.

Что касается таможенных органов зарубежных стран, Евросоюза, то там из 100% декларационного массива 70% подается в электронном виде. Поэтому если мы стремимся к европейскому уровню работы, то должны идти этим путем. Сейчас у нас создается Электронное правительство, внедряется электронный документооборот, на бытовом уровне люди стараются уходить от бумажных носителей. При этом таможенные органы, должны идти на шаг впереди.

Ведущая: Спасибо, следующий вопрос. Насколько мне известно, в ЦТУ ФТС создан отдел внедрения перспективных таможенных технологий. Что вы можете рассказать о результатах работы данного управления? Чего удалось достичь за период его существования, а чего пока нет?

Селезнев В.И.: Понимая всю важность проблем, которые могут возникнуть и возникают в ежедневной работе по применению перспективных технологий, мы пошли по пути создания данных отделов. Изначально на одном из таможенных постов был создан такой отдел, а потом отдел внедрения перспективных таможенных технологий был создан непосредственно в структуре Центрального таможенного Управления. Также такие отделы были созданы во всех региональных таможенных управлениях. Данные отделы занимаются решением проблемных вопросов, возникающих в нашей ежедневной практике: технические, технологические сбои по применению электронного декларирования. Они взаимодействуют с вышестоящими основными Управлениями ФТС, с разработчиками программных продуктов, анализируют информацию, которая поступает с мест таможенного оформления, изучают проблемные вопросы, актуализируют их, обобщают и затем ставят определенный вопрос перед ФТС, перед разработчиками. Их основная задача - снять нагрузку с таможенных постов по актуализации и анализу проблемных вопросов, которые возникают в ежедневной практике.

Ведущая: Валерий Иванович, вы уже затрагивали этот вопрос, но, тем не менее, может быть, немного подробнее о нем расскажете. С начала 2011 года начнут действовать центры электронного декларирования, которые будут специализироваться на удаленном выпуске товаров. Расскажите немного о порядке и механизме их функционирования.

Селезнев В.И.: Принцип работы таких центров будет аналогичен принципу работы типового таможенного поста. Это прием, оформление и выпуск грузовой таможенной декларации. Единственное, что не будут делать сотрудники данного отдела, - заниматься закрытием доставки и фактическим контролем груза, т.е. не будут осуществлять осмотр и досмотр. Это будут производить сотрудники таможенных органов, где непосредственно будет располагаться товар, будет ли это приграничный регион, внутренний таможенный орган либо внутреннее СВХ. Это уже не принципиально. Основной принцип: участник внешнеэкономической деятельности подает в таможенный пост электронную декларацию, используя сеть Интернет, используя свою электронно-цифровую подпись. Там в рамках таможенного законодательства осуществляются прием, регистрация, взимание таможенных пошли и сборов в полном объеме.

В случае необходимости на таможенный пост, где располагается груз, будет даваться поручение на проведение досмотра, осмотра либо иных мероприятий. Данный товар будет выпускаться после завершения процедуры таможенного оформления. Преимуществом является то, что участник внешнеэкономической деятельности с учетом технологий подачи декларации может не прибывать на таможенный пост, в таможенный орган, как это необходимо при наличие бумажного носителя, потому что в этом случае представитель участника внешнеэкономической деятельности должен прибыть на таможенный пост, предъявить все документы, подать декларацию и ждать, пока эта декларация не будет выпущена.

Если мы говорим про ЦЭДы, то они никак не связаны со складами временного хранения, не загружены товаропотоком, который оформляет таможенный пост, находясь на базовом складе временного хранения. Т.е. здесь идет работа с теми декларациями, которые к ним подаются вне зависимости от того, где находится груз. В перспективе эта работа будет распространяться и на иные региональные таможенные управления. По данному вопросу мы очень тесно контактируем с Северо-Западным таможенным управлением. У нас есть неплохие перспективы, наработки по применению подобных технологий и с Дальним Востоком, потому что многие товары приходят на Дальний Восток и конечным получателем данного груза будет являться предприятие Дальнего Востока.

Ведущая: Следующий вопрос достаточно философский. Валерий Иванович, как вы полагаете, когда наша таможня перейдет от полицейских функций к сервисной модели таможенного регулирования и администрирования?

Селезнев В.И.: Мы давно уже избрали этот путь. И управления ФТС уже давно успешно двигаются по нему. Если мысленно вернуться на 3-4 года назад, когда процент таможенных досмотров доходил до 110-120%, когда были основной, повторный досмотры, передосмотр, то сейчас процент досмотровых операций снижен до 10%, и только в том случае, если применяется система управления рисками. Т.е. мы проводим довольно дифференцированный подход к участникам внешнеэкономической деятельности, особенно к добросовестным. И если нет оснований чинить какие-либо препятствия, мы этого не делаем.

Возвращаясь к перспективам внедрения технологий, сообщу, что мы создали и будем создавать в дальнейшем технологии, когда отсутствует необходимость личного общения получателя груза и офицера таможенной службы. Таким образом, мы будем исключать элемент коррумпированности. То есть приходит обезличенная декларация, сотрудник таможенной службы не видит, кто и откуда ее подал, нет личного контакта. Поэтому мы давно уходим от этих функций и стараемся поворачиваться лицом к бизнесу. Я бы даже сказал, что мы уже давно к нему повернулись. И поэтому та совместная работа, которую мы ежедневно проводим с участниками внешнеэкономической деятельности, осуществляется в рамках консультативных советов. В ЦТУ есть консультативный совет, аналогичный совет есть во всех региональных управлениях. На мероприятиях мы обсуждаем не только наши актуальные проблемы, но и проблемы участников ВЭД. Мы даем им право высказаться с высокой трибуны, для себя отмечаем проблемные вопросы, которые они затрагивают, и стараемся их максимально быстро решать. Но при всей либерализации и смягчении таможенного законодательства, основы экономической безопасности и таможенного законодательства никто пока не отменял. И это наша задача, мы ее будем исполнять в полном объеме в рамках таможенного законодательства и общей тенденции развития Российской Федерации.

Ведущая: Спасибо за ответ. Следующий вопрос. Валерий Иванович, что еще в ближайшее время предстоит осуществить ЦТУ ФТС в рамках реализации концепции реализации структуры и мест нахождения таможенных органов, подчиненных Центральному таможенному Управлению, расположенных в Москве и Московской области?

Селезнев В.И.: Как я уже сказал, сейчас наша основная задача - перейти к нормальной работе Московской областной таможни. В настоящее время решаются вопросы кадрового состава, назначения руководителей на таможенные посты, проводятся собеседования. Мы хотим понять, с кем нам предстоит работать. Когда мы сохраняем 19 постов и 8 отделов, все зависит от того, насколько сможем проадминистрировать работу данных подразделений. Поэтому мы пытаемся разобраться, чтобы начальники постов, их заместители, личный состав были к этому морально, юридически и технически готовы, чтобы остались именно специалисты высокой квалификации, которых не пришлось переучивать. Но в перспективе в рамках развития таможенных органов ЦТУ, в рамках реализации концепции вопросы переноса таможенного оформления на границу, оптимизации мест таможенного оформления за пределами Московской области будут рассматриваться в 2011 - 2012 г.г. А что касается дальнейшего развития таможенных органов, то в рамках реализации этой же концепции и по решению комиссии ФТС максимально активно идет развитие пограничной инфраструктуры. Сейчас по решению комиссии ФТС по реализации концепции у нас создается 9 таможенных логистических терминалов на пограничных таможнях: в Брянске, Курске, Смоленске, Белгороде, где в перспективе весь товаропоток, который шел в Москву и Московскую область, и его оформление мы предполагаем перенести на границу. Для этого создаются терминалы, которые также смогут оформлять по нескольку тысяч транспортных средств в месяц. Они располагаются в непосредственной близости от границы, потому что в этом есть логика. Когда товар только пересек государственную границу, наверное, на этом этапе есть необходимость и целесообразность проведения таможенных формальностей. А уже потом по территории РФ груз следует выпущенным в свободное обращение и к нему у таможни нет никаких вопросов, исключая тем самым возможность создания какой-то базы для криминала, недостоверного декларирования, каких-то возможных перегрузок. Это логично и правильно. Но все это не решается в одночасье, потому что кроме создания материально-технической базы, таможенно-логистических терминалов, мы должны создать и развить социальную инфраструктуру на границе, потому что набрать высококвалифицированных специалистов в Москве и Московской области немного проще, чем на границе. Это касается и высших учебных заведений. У нас есть критериальные оценки. Как минимум, это высшее образование, желательно, чтобы оно было профильным: экономическим, юридическим. Там должны быть инфраструктура, жилье, детские сады, чтобы сотрудники таможенных органов не чувствовали себя выброшенными в поле и думали не о социальных благах, а о своей работе. А социальные блага должны присутствовать априори.

Ведущая: Валерий Иванович, позвольте задам вам вопрос, который только что поступил к нам от пользователя. Наша организация ООО "ТЭК Карго Транс" включена в Реестр владельцев СВХ на условиях Таможенного кодекса таможенного союза. Зеленоградской таможней нам выдано Свидетельство о включении в Реестр владельцев СВХ (по новой форме, без указания срока действия). С 20.01.2011 года мы будем функционировать в регионе деятельности Московской областной таможни. Должны ли мы будем получить новое Свидетельство в Московской областной таможне и представить в Московскую областную таможню новую банковскую гарантию, где бенефициаром будет указана Московская областная таможня? Если да, то каков должен быть порядок наших действий, каковы сроки представления нами новой банковской гарантии и получения нового Свидетельства о включении в Реестр владельцев СВХ?

Селезнев В.И.: В целях продолжения деятельности в качестве владельца склада временного хранения либо таможенного склада в регионе деятельности Московской областной таможни, юридическим лицам, включенным в Реестр на условиях Таможенного Кодекса Таможенного Союза, необходимо представить 20.01.2011 в Московскую областную таможню заявление, а также банковскую гарантию оформленную в установленной форме в которой в качестве "Бенефициара" должна быть указана "Московская областная таможня".

Документы подтверждающие выполнения ст. 24, 29 Таможенного Кодекса будут заранее переданы Зеленоградской, Ногинской и Щелковской таможнями в Московскую областную таможню и дополнительного их представления не требуется, за исключением изменений в конструкции склада.

После представления указанных документов все организации будут включены в соответствующие Реестры до 30.01.2011.

Ведущая: Валерий Иванович, спасибо вам за подробные, исчерпывающие, лаконичные ответы, за то, что вы пришли сегодня к нам, нашли время ответить на вопросы нашей интернет-аудитории!

Селезнев В.И.: Спасибо большое! Мы всегда готовы к совместному взаимному диалогу, потому что прекрасно понимаем, что изменяющееся таможенное законодательство должно быть понятно для участников внешнеэкономической деятельности, заводов-производителей, заводов-получателей, складов временного хранения. Поэтому в случае возникновения каких-то вопросов, мы всегда готовы на них отвечать. У нас есть консультативный совет. В рамках создания Московской областной таможни создана рабочая группа по разрешению конфликтных и проблемных ситуаций, создана горячая линия. В ближайшее время на сайте ЦТУ будут обозначены номера телефонов, по которым можно будет обратиться и задать не только правовые, но и организационные вопросы по тем проблемам, которые возникают в случае перехода на тот или иной таможенный пост, в случае возникновения каких-либо проблемных вопросов со стороны таможенных органов. Т.е. мы сейчас максимально заинтересованы, чтобы не было какой-либо напряженности у участников внешнеэкономической деятельности. Мы призываем остальных участников данного процесса, чтобы информация до нас доходила желательно предварительно, а не тогда, когда уже наступила проблема. Если вы заранее видите, что есть какое-то недопонимание, мы всегда готовы подключиться. Сотрудники, которые будут назначаться на руководящие должности таможенных постов, должны будут максимально корректно, правильно доводить до вас информацию. Но мы в данном случае не самоустраняемся, мы всегда готовы идти на любой диалог со всеми! Благодарю за внимание!

Ведущая: Уважаемый Валерий Иванович, как вы оцениваете уровень соблюдения требований действующего в России законодательства при таможенном декларировании и таможенном контроле экспресс-грузов в Москве и Московской области? Какие нарушения вы выявляете чаще всего в ходе проведения проверок?

Селезнев В. И.: Вопросам организации таможенного контроля в отношении экспресс-грузов со стороны Управления было посвящено пристальное внимание на протяжении последних двух лет.

Так, в результате проведенного комплекса мероприятий, направленных на усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Таможенного союза при таможенном декларировании экспресс-грузов, в регионе деятельности Управления были пресечены случаи декларирования экспресс-грузов организациями, не имеющими права декларировать товары как от своего имени, так и по поручению декларанта, а также не имеющие права при декларировании использовать таможенную декларацию с предоставлением заявления в виде соответствующих реестров.

В результате, со 2 квартала 2010 года таможенное декларирование экспресс-грузов путем подачи соответствующих реестров осуществляется только в Московской таможне транспортно-экспедиционными организациями, включенными в Реестр таможенных представителей (брокеров).

Ведущая: В настоящее время очень важен вопрос осуществления таможенного контроля экспресс-грузов, поскольку популярность такого вида перевозок возрастает с каждым днем. Уважаемый Валерий Иванович! Расскажите, пожалуйста, ожидаются ли какие-то нововведения в данной сфере? Заранее благодарю за ответ!

Селезнев В.И.: 10 декабря 2010 в Управлении прошло заседание Рабочей группы Консультативного совета по работе с участниками ВЭД, на котором с представителями Ассоциации экспресс-перевозчиков были рассмотрены вопросы, связанные с применением перспективных видов таможенных технологий, таких как электронное декларирование экспресс-грузов, в том числе с использованием предварительного информирования. Учитывая большой объем перемещаемых в регионе деятельности Управления экспресс-грузов по индивидуальным накладным, целью обсуждения данных вопросов с заинтересованными участниками ВЭД было исключение в регионе деятельности Управления задержек и сокращение времени при проведении таможенных операций, связанных с принятием таможенной деклараций и выпуском экспресс-грузов.

Ведущая: Уважаемый Валерий Иванович, как вы оцениваете возможность декларирования экспресс-грузов в электронном виде? В каких случаях может быть реализована обязательность электронного декларирования? Не станет ли оно, на ваш взгляд, новым административным барьером, например, для малого бизнеса?

Селезнев В.И.: В настоящее время декларирование экспресс-грузов в электронной форме осуществляется на таможенных постах Московской таможни. В 4 квартале 2010 года данный порядок применяют следующие участники ВЭД: "DHL" (оформлено 460 деклараций), "UPS" (оформлено 249 деклараций) и "ТНТ" (оформлено 17 деклараций). При этом "DHL" оформляет в электроном виде 50% от общего массива ДТ, UPS – 25%. Участники ВЭД, заинтересованные в применении интернет-декларирования, активно получают электронную цифровую подпись (ЭЦП), в компании "ТНТ" на 08.12.2010 получено 24 ЭЦП.

Ведущая: С 1 июля 2010 года в нашей стране применяется Таможенный кодекс Таможенного союза. Расскажите, пожалуйста, с какими проблемами на практике вы уже столкнулись в результате перемещения товаров при их ввозе в Россию, вывозе из нее и транспортировке по ее территории? Ощущаете ли вы изменение ситуации к лучшему?

Селезнев В.И.: С момента введения в действие Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы Управления осуществляют свою деятельность в штатном режиме, до всех таможенных органов своевременно доведены решения ФТС России по организации таможенного контроля и таможенного оформления в условиях функционирования Таможенного союза.

Проблемные вопросы, возникающие при перемещении товаров и транспортных средств по таможенной территории Таможенного союза с применением таможенной процедуры таможенного транзита решаются в приоритетном порядке.

Ведущая: В новом законе "О таможенном регулировании" заложен новый институт - институт уполномоченного экономического оператора. Валерий Иванович, в чем же суть этой новеллы? Какие проблемы поможет решить это нововведение?

Селезнев В.И.: Уполномоченному экономическому оператору (далее – Оператор) могут быть предоставлены следующие специальные упрощения:
1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях Оператора без включения его в реестр владельцев складов временного хранения;
2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации;
3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях Оператора, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес Оператора при их ввозе в Российскую Федерацию;
4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза, включая предварительное таможенное декларирование товаров, в том числе с подачей неполной и (или) периодической таможенной декларации, подачу неполной таможенной декларации и периодическое таможенное декларирование.

При применении специальных упрощений, предоставляемых Оператору, не применяются установленные ограничения мест декларирования отдельных товаров.

Также предусмотрена возможность доставки иностранных товаров, следующих в адрес Оператора, в помещения, на открытые площадки и иные территории Оператора без доставления указанных товаров в место нахождения таможенного органа назначения.

Указанные помещения, открытые площадки и иные территории Оператора находятся в регионе деятельности таможенного органа назначения и имеют статус зоны таможенного контроля. Пределы зоны таможенного контроля определяются в соглашении и должны иметь специальные обозначения. Оператор обеспечивает разрешительный порядок доступа в зону таможенного контроля.

Вышеназванные специальные упрощения применяются только в случаях, если Оператор вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение таких специальных упрощений, в том числе при производстве таможенного декларирования товаров таможенным представителем, действующим от имени и по поручению Оператора.

Порядок взаимодействия таможенных органов с Оператором, включая регламент информационного обмена, состав и форматы данных, порядок передачи таможенных пломб, снятых Оператором, устанавливается в соглашении между соответствующим таможенным органом и Оператором.
Указанное соглашение может быть использовано в качестве документа, предусматривающего условия применения Оператором таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории и переработки для внутреннего потребления.

Таким образом, введенный институт уполномоченного экономического оператора поможет решить следующие проблемы:
- необходимость хранения ввезенных товаров на складах временного хранения;
- необходимость доставки ввезенных товаров в место нахождения таможенного органа назначения;
- необходимость подачи таможенной декларации и представления всех требуемых документов и сведений для выпуска товаров.

Ведущая: Здравствуйте, уважаемый Валерий Иванович! Таможенный союз вносит определенные новеллы в работу, как таможенных органов, так и декларантов, перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных представителей, физических лиц и т.д. Скажите, пожалуйста, где участник внешнеэкономической деятельности может получить разъяснения нового Таможенного кодекса Таможенного союза?

Селезнев В.И.: Таможенные органы (региональные таможенные управления и таможни) консультируют как участников ВЭД, так и физических лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства Таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно.

Информация о подразделениях таможенных органов, предоставляющих государственную услугу по консультированию, а также график приема лиц, размещены на официальном сайте ФТС России и Центрального таможенного управления: http://ctu.customs.ru.

Ведущая: Уважаемый Валерий Иванович, много ли в Центральное таможенное управление ФТС поступает жалоб на действия ваших работников? Куда можно жаловаться на незаконные действия представителей таможенной службы? Как в ЦТУ ФТС идет борьба с коррупционными проявлениями?

Селезнев В.И.: В 2010 году (по состоянию на 13.12.2010) в ЦТУ поступило более 290 жалоб физических и юридических лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов региона деятельности Управления. Из них подавляющее большинство рассмотрено по существу.

Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд.

Заявителю необходимо учитывать, что жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган, как непосредственно, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуется.
В соответствии с требованиями Национального плана по противодействию коррупции, в аппарате Управления и в таможенных органах, созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, а также по организации работы, направленной на борьбу с проявлениями коррупции и должностными преступлениями.

Следует отметить, что большая часть преступлений коррупционной направленности, выявляется подразделениями собственной безопасности таможенных органов. Для повышения эффективности этой работы руководством таможенных органов организовано постоянное взаимодействие с подразделениями МВД, ФСБ России, органами прокуратуры по вопросам выявления, пресечения и предупреждения таможенных правонарушений, а также коррупционных проявлений среди таможенников.

Особое направление работы - предотвращение приема на службу в таможенные органы представителей организованных преступных группировок. Все кандидаты на службу в таможенные органы, а также претенденты на руководящие должности, проходят обязательное психологическое тестирование.

Ведущая: Просим пояснить такой практический казус таможенного дела, а именно: Перевозчик согласно CMR должен закрыть доставку в месте нахождения таможенного органа, то есть базового СВХ. Однако в графе 13 CMR стоит в частности, адрес внешнего СВХ, где нет таможенного органа по факту. В реальности ситуация такова. Перевозчик не до конца выполнил условия перевозки до внешнего СВХ, где нет таможенного органа, а таможенный орган закрыл доставку с нарушениями таможенных процедур на базовом СВХ не указанном в месте доставки? В. А. Елин, Председатель совета директоров ЗАО "Смарт Лоджистик Групп".

Селезнев В.И.: В соответствии со статьей 220 Таможенного кодекса Таможенного союза место доставки товаров при таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения, при этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа. Если в графе 13 CMR указан СВХ, на котором не расположен таможенный орган, местом доставки товаров определяется таможенный орган, в регионе деятельности которого находится данный СВХ.

Статьей 92 Таможенного кодекса Российской Федерации (указанная статья применяется согласно письма ФТС России от 16.07.2010 № 01-11/35067) определено, что таможенный орган, в котором завершается таможенная процедура таможенного транзита, оформляет завершение таможенной процедуры таможенного транзита в возможно короткие сроки, но не позднее 24 часов с момента регистрации транспортного средства, если при проверке документов и идентификации товаров этим таможенным органом не были выявлены нарушения таможенного законодательства Российской федерации, путем выдачи перевозчику свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита.

После этого в соответствии со статьей 48 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории российской федерации автомобильным транспортом, утвержденной приказом ГТК России от 18.12.2003 № 1467 товары направляются в место доставки, отличное от места расположения таможенного органа. При этом разрешение на таможенный транзит оформляется в упрощенном порядке.

Кроме этого, прибывший товар может быть помещен под процедуру выпуска для внутреннего потребления непосредственно в месте нахождения таможенного органа и после этого перемещен на том же транспортном средстве по адресу, указанному в графе 13 CMR.

В качестве примера сообщаю, что когда автотранспортное средство въезжает на таможенную территорию Таможенного союза, перевозчик предоставляет таможенному органу документы на перемещаемые товары. И в случае, если в графе 13 CMR указан СВХ, где нет таможенного органа, то указанное автотранспортное средство будет направлено в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится указанный в графе 13 CMR СВХ.

Ведущая: Валерий Иванович! Чего вы ждете от реформы таможенных органов? Насколько упростится деятельность таможенных постов в Москве и Московской области в связи с грядущими преобразованиями после 20 января 2011 года, на ваш взгляд?

Селезнев В.И.: В рамках проводимых мероприятий по реализации Концепции оптимизации структуры и мест нахождения таможенных органов, подчиненных Центральному таможенному управлению, расположенных в Московской области, от 08.11.2010 № 2065 "О реорганизации таможенных органов, расположенных в Москве и Московской области" с 20.01.2011 ликвидируются все таможенные посты Зеленоградской, Ногинской и Щелковской таможен.

При этом с 01.01.2011 по 19.01.2011 декларирование товаров может производиться следующими таможенными постами (и ОТОиТК в их структуре):
- Акуловским, Вашутинским, Волоколамским, Давыдовским, Есиповским, Заводским, Ленинградским, Львовским, Можайским, Молжаниновским таможенными постами и таможенным постом Кубинка Зеленоградской таможни;
- Каширским, Коломенским, Лыткаринским, Ступинским, Черноголовским таможенными постами Ногинской таможни;
- Дмитровским, Ивантеевским, Краснозаводским, Лобненским, Мамонтовским, Сергиево-Посадским таможенными постами Щелковской таможни.

С 20.01.2011 декларирование товаров может производиться 19 таможенными постами и 8 ОТОиТК, создаваемыми в структуре Московской областной таможни.

Фактически определены таможенные посты, сохраняемые в структуре Московской областной таможни, имеющие оптимальное местонахождение и развитую околотаможенную инфраструктуру.

Проводимая реорганизация таможенных органов, подчиненных Центральному таможенному управлению, расположенных в Московской области, не окажет существенного влияния на порядок взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами, а перспективные таможенные технологии позволят в значительной мере упростить совершение таможенных операций с внешнеторговыми грузами.

Ведущая: Какие меры в ТК ТС предусмотрены в отношении перемещения товаров, предназначенных для личного пользования физическими лицами? Произойдут ли какие-либо существенные изменения для физических лиц: например, относительно норм ввоза/вывоза товаров, личных вещей после реорганизации? Ирина Игнатьева.

Селезнев В.И.: Таможенным законодательством Таможенного союза установлены следующие нормы беспошлинного ввоза новых, т.е. не бывших в употреблении, товаров для личного пользования физическими лицами на территорию Российской Федерации:
- 1500 евро и 50 килограммов для товаров, ввозимых в сопровождаемом / несопровождаемом багаже (за исключением этилового спирта);
- алкогольные напитки и пиво – не более 3-х литров на одно совершеннолетнее лицо;
- табачные изделия и табак – не более 200 сигарет или 50 сигар и 250 граммов табака.

Стоимостные и весовые квоты для бывших в употреблении товаров, ввозимых физическими лицами для личного пользования на территорию Таможенного союза, не определены.

Стоит отметить, что в нормы для ввоза товаров в международных почтовых отправлениях немного иные.
Во-первых, ввоз и вывоз алкогольной продукции и табачных изделий на территорию Российской Федерации в международных почтовых отправлениях запрещен.

Во-вторых, товары, перемещаемые в МПО, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии, что общая таможенная стоимость таких товаров, направленных в течение одного календарного месяца в адрес одного получателя, не превышает 1000 евро, а общий вес – 31 кг. Такая же мера действует для товаров, доставляемых в адрес физического лица организацией - экспресс – перевозчиком (DHL, UPS, FedEx, TNT и др.)
В случае превышения вышеуказанных норм как для товаров, перевозимых в сопровождаемом / несопровождаемом багаже, в МПО или экспресс – перевозчиком, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 кг.

Что касается транспортных средств для личного пользования, то все автомобили, зарегистрированные на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан, могут быть ввезены на территорию Российской Федерации без освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Сумма уплаты таможенных пошлин, налогов на автомобили, ввезенные на территорию Российской Федерации и зарегистрированные на территории Таможенного союза после 1 января 2010 года, составляет разницу между уже уплаченными суммами и суммами, подлежащими уплате в соответствии с действующим законодательством.

Расчет подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов для транспортных средств, ввозимых на территорию Таможенного союза таможенный орган производит на основании нескольких критериев – года выпуска автомобиля, его стоимости и объема двигателя. С подробными сведениями в этой связи можно ознакомиться на официальном сайте ФТС России или в таможенном органе, уполномоченном проводить таможенные операции с транспортными средствами.

Ведущая: Валерий Иванович! Не смогут ли новые реорганизационные изменения, на ваш взгляд, повлечь проблем для почты?

Селезнев В.И.: Таможенный контроль МПО в Московском регионе производится исключительно на таможенном посту Международный почтамт Московской таможни. Учитывая, что мероприятия по реорганизации Московскую таможню не затронут, реорганизационные изменения не станут причиной изменения уровня обработки международной почты.

Ведущая: Неоднократно читала, что ФТС планирует ввести новые институты — уполномоченного грузополучателя и комплексной гарантии. Прокомментируйте, пожалуйста, эти инициативы? На какой стадии реализации они сейчас находятся? Когда их следует ожидать в Москве и Московской области? Маргарита Поплавина.

Селезнев В.И.: Таможенным кодексом Таможенного союза введено понятие уполномоченного экономического оператора, статус которого позволяет пользоваться специальными упрощениями, о которых упоминалось выше. В Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" более конкретно изложены данные специальные упрощения и условия получения статуса уполномоченного экономического оператора. В ближайшее время ФТС России предстоит определить (утвердить) типовую форму соглашения между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором, форму ведения реестра уполномоченных экономических операторов, а также конкретизировать порядок проведения проверки наличия системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

По поводу введения института комплексной гарантии. Возможно, имеется в виду генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. В соответствии со статьей 87 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьей 138 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании" генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов (далее - генеральное обеспечение) применяется, если одним и тем же лицом на территории Российской Федерации совершается несколько таможенных операций в определенный срок. Генеральное обеспечение может применяться лицами, предоставившими такое обеспечение, и предоставляться в один или несколько таможенных органов. По выбору указанного лица генеральное обеспечение может предоставляться в виде денежного залога, поручительства или банковской гарантии. Генеральное обеспечение предоставляется на срок не менее одного года.

По желанию лица сумма генерального обеспечения может быть увеличена путем: 1) внесения дополнительного денежного залога; 2) переоформления (замены) банковской гарантии, срок действия которой не должен быть менее срока действия банковской гарантии, ранее принятой таможенным органом в качестве генерального обеспечения; 3) внесения соответствующих изменений в договор поручительства.

Размер генерального обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов. В отношении отдельных видов товаров Правительство Российской Федерации вправе определять случаи и условия, при которых размер предоставляемого генерального обеспечения может быть ниже размера сумм таможенных пошлин, налогов, уплата которых обеспечивается таким генеральным обеспечением, а также порядок определения соотношения размера предоставляемого генерального обеспечения с размером сумм таможенных пошлин, налогов, уплата которых обеспечивается таким генеральным обеспечением.

Ведущая: Какие меры, направленные на увеличение собираемости таможенных платежей, за последнее время были приняты в России? Следует ли ожидать каких-либо изменений в процедуре перемещения товаров через границу, оформлении документов, взаимоотношении с участниками внешнеэкономической деятельности?

Селезнев В.И.: Центральным таможенным управлением перед подчиненными таможенными органами поставлена задача о проведении планомерной работы, направленной на выявление резервов увеличения взимания таможенных платежей, в том числе по созданию благоприятных условий для добросовестных участников ВЭД, а именно совершенствованию таможенного администрирования в условиях инфраструктурного развития приграничных субъектов. В условиях переориентации национальной экономики России на инновационный путь развития, таможни региона деятельности Управления активно внедряют и используют предварительное информирование, электронное декларирование, технологии удаленного выпуска, что позволяет значительно повысить таможенное администрирование в рамках Таможенного союза, ускорить процесс таможенного оформления и обеспечить своевременное перечисление денежных средств в федеральный бюджет.

Внедрение электронного декларирования, в том числе с применением сетей Интернет, рассматривается Управлением как один из инструментов для реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.
Развитие электронного декларирования должно вывести таможенное оформление на новый уровень, предусматривающий отказ от предоставления документов на бумаге. Этому вопросу сейчас предается большое значение при реализации положений Таможенного кодекса Таможенного союза и национального законодательства в сфере таможенного дела в целях улучшения инвестиционного климата, что в свою очередь окажет положительное влияние на увеличение перечислений таможенных и иных платежей в доход федерального бюджета.

Ведущая: Добрый день, уважаемый Валерий Иванович! Подскажите, пожалуйста, можно ли получить постоянное разрешение на ввоз товаров по долгосрочному контракту с фиксированными ценами, если товары ввозятся регулярно? 

Селезнев В.И.: Таможенные органы в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза не вправе принимать предварительные решения по таможенной стоимости товаров.
В соответствии с положениями ст. 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 25.01.2008 и статьями 64-66 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру.

Основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 названного Соглашения. 

В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними могут быть проведены консультации между таможенным органом и лицом, декларирующим товары, с целью обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, отвечающей статьям 6 или 7 Соглашения. В процессе консультаций таможенный орган и лицо, декларирующее товары, могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государства соответствующей стороны о коммерческой тайне.

Ведущая: Уважаемый Валерий Иванович, мы благодарим вас за подробные и исчерпывающие ответы! Желаем вам успехов в вашей дальнейшей профессиональной деятельности!

Читать ГАРАНТ.РУ в и