Новости и аналитика Интервью Об актуальных вопросах правового сотрудничества России и Европейского союза в сфере туризма

Об актуальных вопросах правового сотрудничества России и Европейского союза в сфере туризма

25 мая в 11-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с заместителем руководителя Федерального агентства по туризму Писаревским Евгением Леонидовичем.

Ведущая интернет-интервью - Татьяна Нифталиева (ИА "ГАРАНТ").

Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Евгения Леонидовича Писаревского, заместителя руководителя Федерального агентства по туризму.

Уважаемый Евгений Леонидович, позвольте поблагодарить вас за то, что вы нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Тема интернет-интервью: "Актуальные вопросы правового сотрудничества России и Европейского союза в сфере туризма".

Европейский союз - крупнейшее региональное объединение, призванное создавать политический и валютно-экономический союз европейских государств, устранять препятствия на пути свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людей, а также формировать единую внешнюю политику и политику в сфере безопасности.

Вопросы свободного перемещения товаров, капитала, граждан между странами на сегодняшний день весьма актуальны. Это связано с динамичным развитием индустрии туризма - одной из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения.

Основной целью международного сотрудничества России и ЕС в сфере туризма является строительство новой Европы без разделительных линий, создание условий для комфортных и безопасных путешествий граждан России и ЕС.

13 июня 1990 года была принята Директива Совета Европейских Сообществ № 90/314/ЕЭС "О комплексном туризме, комплексном отдыхе и комплексных турах", которая послужила основой для гармонизации и унификации законодательства в сфере туризма во всех странах Евросоюза. На ее основе в Европе были разработаны обязательные требования к турпродукту, к информации, предоставляемой туристу, определены понятия "пакетный тур", "организатор", "продавец" и др. Но главное - в этом документе были установлены общие требования всех государств-членов ЕС к финансовому обеспечению туристских организаций, ставшие основой для создания эффективно работающей системы финансовой защиты прав и законных интересов туристов.
Многие положения Директивы использовались при изменении законодательства России о туристской деятельности.
Для актуализации существующего законодательства о туризме, обобщения правоприменительной практики в настоящее время европейские специалисты готовят новую редакцию директивы.

О сути этого документа, главных проблемах европейского и российского правового сотрудничества в сфере туризма расскажет заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Писаревский Евгений Леонидович. В ходе интернет-интервью также будут рассмотрены вопросы безопасности, формирования правовых основ страхования в сфере туризма во внутреннем и выездном туризме, системы информационного обеспечения туризма, меры юридической ответственности туроператоров, турагентов, перевозчиков и иных субъектов туристской деятельности за качество и безопасность оказываемых услуг, за нарушение сроков их оказания и многое другое.

Писаревский Е.Л.: Добрый день, уважаемые коллеги. Я бы хотел поблагодарить компанию "Гарант", которая пригласила меня на это мероприятие и предоставила возможность пообщаться со столь широкой аудиторией профессионалов в сфере туризма, журналистами, пишущими о туризме, и, конечно же, всеми теми, кого интересуют правовые аспекты развития туризма, государственного регулирования этой важной для нашей страны отрасли. Наши встречи происходят на систематической основе в течение последних трех лет.

Я ознакомился со всеми вопросами, поступившими от интернет-аудитории к данному интернет-интервью, и хотел бы сейчас дать ответ на них в своем выступлении.

I. Форум IFTTA

16-17 апреля 2010 года в Москве проходила ежегодная конференция международной организации "Международный форум юристов, специализирующихся в области правового обеспечения туризма и путешествий" (IFTTA). Организаторами мероприятия выступили Федеральное агентство по туризму и Ассоциация туроператоров России при участии Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Всемирной туристской организации ООН.

"Международный форум юристов, специализирующихся в области правового обеспечения туризма и путешествий" проводится ежегодно. Организация была учреждена в 1983 г. В настоящий момент IFTTA – это некоммерческая площадка, где взаимодействуют несколько сотен специалистов, занимающихся правовыми аспектами туризма из более чем 50 государств мира.

Россия в лице Ростуризма дважды участвовала в мероприятиях этой организации. По итогам прошлогоднего мероприятия, которое проходило в Испании, в связи с интересом со стороны иностранных юристов к законодательству России, деятельности органов государственной власти и развитию туризма в стране в целом поступило предложение о том, чтобы Россия стала страной-"хозяйкой" и организатором ежегодной конференции Европейской секции IFTTA. Это предложение было принято.

Мероприятие такого рода было проведено в России впервые. Всего в работе форума приняли участие более 80 человек, в числе которых иностранные юристы из 15 государств, представители Всемирной туристской организации, руководители федеральных органов исполнительной власти, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, члены Совета Федерации Российской Федерации и Общественной палаты Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов, Всероссийского союза страховщиков, крупнейших объединений юристов, представители российского образования, науки и турбизнеса.

На конференции обсуждались наиболее актуальные вопросы правового обеспечения туристской деятельности; новеллы национальных законодательств в сфере туризма стран-участниц конференции; гармонизация законодательной базы в области защиты прав туристов в нашей стране и за рубежом. Отдельное внимание было уделено принципиальным вопросам пересмотра Директивы Европейского Союза от 13 июня 1990 г. "О комплексном туризме, комплексном отдыхе и комплексных турах" (№90/314/EEC, Люксембург).

Накануне открытия конференции состоялся пресс-брифинг, в котором представители IFTTA подчеркнули, что Директива "О комплексном туризме, комплексном отдыхе и комплексных турах" в свое время стала основой для гармонизации и унификации законодательства в сфере туризма во всех странах Евросоюза. Этот документ в правовом смысле актуален и за пределами Европы, в том числе в России, поэтому его дальнейшая судьба вызывает повышенный интерес как у юристов, так и профессионалов турбизнеса. На основе данного документа в Европе были разработаны обязательные требования к турпродукту, к информации, предоставляемой туристу, определены понятия "пакетный тур", "организатор", "продавец" и др.

Но главное, что в этом документе были установлены общие требования для всех государств-членов ЕС к финансовому обеспечению туристских организаций. Это, в свою очередь, послужило основой для создания эффективно работающей системы финансовой защиты прав и законных интересов туристов. Тем не менее, за 20 лет мир изменился столь радикально, что пришло время для обновления этого основополагающего документа.

В разработке новой редакции директивы впервые активное участие принимали не только иностранные эксперты, но и российские специалисты, и юристы из государств-участников СНГ: Армении, Беларуси, Украины.
Итогом первого дня работы форума, стало принятие проекта рекомендаций, которые рабочая группа организации IFTTA уже предложила на рассмотрение Европейской комиссии в качестве экспертного заключения.

Второй день форума был посвящен обсуждению вопросов гармонизации законодательства России и ЕС в сфере туризма, налогообложения гостиниц, деятельности саморегулируемых организаций, юридической ответственности туристских организаций в России и ЕС. Большое внимание было также уделено судебной и иной правоприменительной практике (более подробно см:. http://russiatourism.ru/rubriki/-1124140690).

В выступлениях участников отмечалось, что основной целью международного сотрудничества России и ЕС в сфере туризма является строительство новой Европы без разделительных линий, создание условия для комфортных и безопасных путешествий граждан России и ЕС.
Для этого необходимо адекватное правовое обеспечение. В частности, создание совместной рабочей группы с участием Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) с целью организации работ по проведению юридической инвентаризации, сближению и гармонизации законодательства Российской Федерации и Европейского Союза в сфере туризма, в том числе для подготовки и заключения в среднесрочной перспективе международного договора в области туризма между Российской Федерацией и Европейским Союзом.

По мнению Ростуризма, необходимо заключение соглашения между Россией и ЕС в сфере туризма либо разработка специальных норм о туризме в рамках глобального соглашения о сотрудничестве и партнерстве между Россией и ЕС, которое придет на смену соглашению, заключенному в Корфу в 1994 г. В соглашении могли бы найти отражение такие актуальные вопросы как упрощение туристских формальностей, обмен опытом между предпринимателями для формирования лучшей практики осуществления туристской деятельности, создание системы третейских разбирательств между участниками туристского рынка, поддержка инвестиционной деятельности в сфере туризма и многие другие вопросы.

Большой интерес вызвали выступления российских и зарубежных участников, посвященные вопросам повышения эффективности защиты прав потребителя, актуальным изменениям национальных законодательств в сфере туризма, интеграции российского и европейского опыта страхования в сфере туризма.

По завершении форума иностранные эксперты выразили удовлетворение результатами своего визита в Россию: в ходе дискуссий они смогли не только рассказать о европейском опыте правового регулирования туризма, но многому научиться у российских коллег. Изучение практики российских юристов, специализирующихся в области туризма, поможет в работе по актуализации действующего законодательства в туризме.

Кроме этого, участники конференции выразили единое мнение о необходимости объединения отечественных юристов, специализирующихся на решении правовых вопросов в сфере туризма и сервиса, в российский аналог IFTTA.

По итогам конференции принят проект рекомендаций органам власти России и ЕС, а также для туристского и юридического сообщества.

Рекомендации Международной юридической конференции "Международного форума юристов в сфере туризма и путешествий (IFTTA)".

Участники международной юридической конференции, организованной Федеральным агентством по туризму Минспорттуризма России, Ассоциацией туроператоров России, международной организацией "Международный форум юристов в сфере туризма и путешествий (IFTTA)" при активном участии Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), заслушав и обсудив доклады в открытой дискуссии, признавая важнейшую роль юристов в формировании правовых основ туризма, защите прав и свобод граждан, обеспечении гарантий их права на отдых и туризм, укреплении законности и правопорядка, подтверждая свою убежденность в том, что прогрессивное согласование и гармонизация национальных законодательств, сокращая или устраняя правовые препятствия в развитии международного туризма, в значительной степени способствует развитию ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма, а также поступательному сотрудничеству между всеми государствами на основе равенства, справедливости и общих интересов, и, таким образом, благосостоянию всех народов, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, основополагающими правовыми актами Организации объединенных наций (ООН), Российской Федерации, Европейского Союза и государств его членов, положениями Гаагской декларации по туризму, Глобального этического кодекса туризма и другими документами Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) рекомендуют:
1. Парламентам и правительствам Российской Федерации и государств - членов Европейского Союза рассмотреть возможность кодификации всех нормативных правовых актов и отдельных юридических норм, регулирующих вопросы туризма, путем их объединения при одновременном устранении существующих пробелов, во всеобъемлющее законодательство, где были бы определены национальная политика и приоритеты в области туризма, правила и стандарты оказания туристских услуг, минимальные нормы и системы классификаций; совершенствование и проведение в жизнь туристских законов и постановлений; финансовые стимулы для внутренних и иностранных инвесторов; охрана и порядок использования туристских ресурсов и окружающей среды, вопросы безопасности туризма и другие актуальные вопросы.
2. Компетентным органам Европейского Союза, а также компетентным органам государственной власти Российской Федерации рассмотреть возможность использования предложений рабочей группы "Международного форума юристов в сфере туризма и путешествий (IFTTA)" по совершенствованию Директивы Совета 90/314/EEC от 13 июня 1990 года "О комплексных турах, комплексных путешествиях и комплексном отдыхе" (OJ 1990 L 158/59) при развитии и совершенствовании законодательства в сфере туризма; создания совместной рабочей группы с участием Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) с целью организации работ по проведению юридической инвентаризации, сближению и гармонизации законодательства Российской Федерации и Европейского Союза в сфере туризма, в том числе для подготовки и заключения в среднесрочной перспективе международного договора в области туризма между Российской Федерацией и Европейским Союзом.
3. Компетентным органам государственной власти Российской Федерации, компетентным органам государств - членов Европейского Союза, органам местного самоуправления, профессиональному юридическому и туристическому сообществу активизировать усилия по консолидации юристов, работающих в сфере туризма, с целью использования их опыта, знаний, навыков и умений в правовом обеспечении туризма, повышения эффективности защиты прав и законных интересов граждан, формирования у всех участников туристского процесса высокого уровня правовой культуры и туристского сознания.
4. Образовательным и научным организациям сферы туризма при подготовке (переподготовке) специалистов, а также при организации научных исследований уделять особое внимание рассмотрению правовых аспектов туризма, как важнейшей составляющей подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов и исследователей, что является необходимым условием высокого качества и безопасности оказываемых в туризме услуг, надежного существования и прогрессивного развития туризма как решающего фактора качества жизни в современном обществе.

II. Безопасность туризма. События в Турции.

Ежегодно более 2 500 000 россиян отдыхают в Турции и тратят в этой стране около 3 млрд. долларов США. Россия – страна, которая является для Турции не только крупнейшим туристическим, но и экономическим партнером. Поэтому в последние 2 года вопросы безопасности туристических перевозок и отдыха в целом являются предметом пристального внимания туристических и транспортных ведомств обеих стран.

За это время, как Ростуризм заверили турецкие партнеры, многое сделано: усилен контроль за состоянием общей безопасности туристов, введены жесткие лицензионные требования к автобусному парку и водителям, перевозящим туристов, автобусы оборудованы тахографами (своеобразными черными ящиками), спутниковой навигацией, ограничителями скорости, ремнями безопасности.

Вместе с тем, следует признать, что состояние аварийности на дорогах Турции оставляет желать лучшего. Поэтому по результатам этой трагедии Ростуризм совместно с объединениями российских туроператоров подготовил дополнительные предложения турецким партнерам по обеспечению безопасности российских туристов в Турции, которые были оформлены в виде совместного заявления Ростуризма и Министерства культуры и туризма Турецкой Республики.

Турецкая сторона заверяет российскую сторону, что власти Турции совместно с туриндустрией принимают все необходимые меры для предотвращения дорожно-транспортных происшествий на туристических маршрутах Турции.

Руководитель Федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин 7 июня с.г. в Стамбуле проведет переговоры с заместителем Министра культуры и туризма Турецкой Республики Исметом Йылмазом. Встреча пройдет в рамках официального визита российской делегации, возглавляемой Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным, который прибудет в Стамбул для участия в заседании Саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Основной темой встречи будет обсуждение обеспечения безопасности российских туристов в Турции. Участившиеся случаи дорожно-транспортных происшествий заставили пересмотреть существующие нормы туристских перевозок и организации экскурсионного обслуживания в целом.

8 июня планируется подписание совместного заявления по обеспечению безопасности пребывания туристов из числа своих граждан на территориях двух стран.

В целом, если говорить о личной безопасности туристов на массовых и популярных туристических направлениях, то россиянам можно дать следующие рекомендации.
1. Отдых может и должен быть комфортным и безопасным, если строго соблюдать все меры личной безопасности туризма и четко следовать рекомендациям профессионалов туризма.
2. Каждому следует помнить, что перевозки в любой стране сопряжены с повышенным риском для жизни и здоровья туристов, а транспорт является источником повышенной опасности. Поэтому осторожность, осторожность и еще раз осторожность!!!
3. При приобретении туристского пакета потребуйте от туроператора или турагента предоставления в письменном виде подробной информации о правилах эффективного и безопасного использования туристских услуг и мерах обеспечения личной безопасности туриста (прививки, страховка, средства индивидуальной защиты и др.), инструкций по соблюдению мер безопасности при перевозке (авиа, авто, морской и др.).
4. Все автобусные экскурсии, особенно которые связаны с длительным переездами, должны быть включены в общую цену туристского продукта. В этом случае туроператор будет нести юридическую ответственность за вред, который причинен недостатком любой услуги, входящей в туристский продукт. Кроме того, туроператор будет более осмотрителен в выборе своих иностранных контрагентов, включая перевозчиков.
5. Перед поездкой внимательно изучите маршрут вашего путешествия, ознакомьтесь с мерами безопасности в поездке, запаситесь контактными телефонами и адресами представительств туроператора, служб спасения, правоохранительных органов, дипломатических представительств России за рубежом.
6. Взвешенно принимайте решение об экскурсионных поездках, если целью вашего отдыха является "солнце, воздух и вода". Старайтесь не покидать территорию вашего отеля. Получайте удовольствие от пляжного отдыха.
7. Если вы приобретаете экскурсионную поездку в месте отдыха, покупайте ее только в своем отеле, предварительно получив рекомендации представителя вашей туристической фирмы. При этом оформляйте все необходимые документы – договоры, экскурсионные путевки, сохраняйте чеки. Не покупайте экскурсии на улице!
8. Избегайте экскурсионных поездок ночью. Не берите с собой в длительную экскурсионную поездку детей младше 14 лет. Это правило действует и на маршрутах повышенной опасности (сложности) (горные, водные и другие объекты).
9. Получите от туроператора или транспортной организации информацию о техническом состоянии автобуса и квалификации водителя, наличии у транспортной организации разрешительных документов, подтверждающих ее легальный статус.
10. При перемещении на транспорте всегда используйте ремни безопасности (при их наличии)
(см. http://www.mid.ru/dks.nsf/ef0634c07e668842c325714600326a90/3dff88f2c13b8776c325703100289957?OpenDocument)

III. Визовые формальности

Приоритетными направлениями государственной политики в сфере туризма являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма, упрощение туристских формальностей.
Одним из примеров является принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 2009 г. N 397 "О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристских целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки". Согласно этому документу указанные граждане могут находиться на территории Российской Федерации 72 часа без оформления виз. Между тем, ежегодно Россию посещают сотни тысяч пассажиров паромов. В прошлом году только Петербург принял 500 тыс. туристов данной категории, а после принятия указанного Постановления, по прогнозам экспертов, эта цифра удвоится.

Для упрощения визовых формальностей ещё в 2003 г. были внесены изменения в Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Закон о выезде и въезде), которые установили возможность безвизовых поездок в нашу страну иностранных туристов, прибывающих на круизных судах, сроком до 72 часов. В целях конкретизации положений Закона было принято Постановление Правительства РФ от 28 августа 2003 г. N 532 "Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов".
Следующим шагом (2008 г.) на пути упрощения визовых формальностей стало появление в ст. 24 Закона о выезде и въезде нормы, позволяющей Президенту РФ вводить безвизовый режим пребывания иностранных граждан на территории РФ. Благодаря принятию Указа Президента РФ от 13 мая 2008 г. N 773 "О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с проведением в г. Москве в 2008 году финального футбольного матча Лиги чемпионов УЕФА" десятки тысяч английских болельщиков смогли посетить проходивший в Москве финальный футбольный матч Лиги чемпионов УЕФА. Для въезда на территорию нашей страны им не требовалось оформления визы, а достаточно было предъявления действительных документов, удостоверяющих личность и признаваемых РФ в этом качестве, и билета на указанный матч.

В конце мая 2010 года в Ростове-на-Дону прошел саммит Россия - ЕС, где Президент России представил европейской стороне проект международного договора о введении безвизового режима краткосрочных поездок между гражданами России и государств – членов ЕС.
Российская Федерация упрощает визовые формальности (либо отменяет визовый режим) также с такими странами, как Турция, Бразилия, Аргентина, Хорватия, Греция и др.

IV. Туристическая инфраструктура. Итоги 2009 года.

В 2009 году на реализацию программных мероприятий в рамках федеральной целевой программы "Юг России (2008-2010 годы)" было выделено 201,08 млн. рублей (в том числе субсидирование из федерального бюджета – 151,48 млн. рублей, из бюджетов регионов – 49,6 млн. рублей), которые были предусмотрены на строительство 7 объектов инженерной и обеспечивающей инфраструктуры (подводящие сети и сооружения объектов водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения) к создаваемым туристско-рекреационным комплексам в четырех субъектах Российской Федерации юга России: Республике Дагестан ("Новокаякент", "Немецкая деревня "Порт-Петровск"), Республике Калмыкия ("Березовское"), Карачаево-Черкесской Республике ("Архыз", "Теберда-Домбай"), Республике Северная Осетия-Алания ("Мамисон"). Все объекты являются переходящими, строительство начато в рамках программы в 2008 году, сроки строительства рассчитаны до 2012 года.

Что касается общей ситуации по инфраструктуре, то идет постоянная работа с регионами, осуществляется координация создания инвестиционных площадок под строительство объектов туристской индустрии. В России функционирует более 11 тысяч гостиниц. За последний год, несмотря на кризисный период, строительство малых и средних гостиниц не уменьшено. В эксплуатацию было сдано порядка 30 тысяч номеров.

Исходя из общенациональных целей и задач, поставленных Правительством Российской Федерации, приоритетной целью Ростуризма является: "Обеспечение конкурентоспособности российского туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках".
Для достижения поставленной цели деятельность Ростуризма в 2009 году была направлена на решение следующих первоочередных задач:
1. Продвижение российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках.
2. Содействие развитию туристской инфраструктуры, создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в Российской Федерации.
3. Повышение качества туристских и сопутствующих услуг, обеспечение безопасности туризма.
4. Защита прав и законных интересов туристов, реализация правоприменительных функций.
5. Взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в сфере туризма.
6. Обеспечение подготовки гостиничного хозяйства к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи.

Для решения этих задач были выделены соответствующие финансовые ресурсы. В 2009 году объем финансирования развития туризма составил 387,7 млн. руб., из них на поддержку туристической деятельности было выделено 186,4 млн. руб.

В 2010 году финансирование вышеуказанных направлений будет продолжено в общем объеме 344,3 млн. руб. При этом финансирование поддержки туристской деятельности сократилось почти на 50 % и составило всего 101,5 млн. руб.

К сожалению, при действующем в настоящее время бюджетном финансировании, которое составляет в среднем 140 млн. руб. в год, меры по продвижению российского национального турпродукта могут лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока.
Однако, даже в прошедший кризисный год, в условиях минимального финансирования, мы сумели сохранить уровень внутреннего турпотока. По оперативным данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма, в 2009 году внутренний турпоток составил около 34,5 млн. человек, что на 9 % больше, чем в 2008 году (31,5 млн. чел.). Доля туризма в ВВП страны составила не менее 2,5 %.
Объемы въездного и выездного туристских потоков снизились на 8 % и 15,5 % соответственно, что явилось в первую очередь следствием сокращения платежеспособного спроса населения и общего снижения расходов граждан на отдых.

Из этого можно сделать вывод, что вместе с удешевлением туристских предпочтений, на туристском рынке наблюдалось перераспределение предпочтений российских граждан в сторону отдыха на отечественных курортах.

Содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках.

Реализация этого направления осуществлялась с помощью определенного набора средств и инструментов, из которых главными были следующие:
Поддержка IV Международной туристской выставке "Интурмаркет", которая была проведена в г. Москве с 21 по 24 марта 2010 года. В ней приняли участие 73 региона Российской Федерации. На выставке состоялись многочисленные значимые параллельные мероприятия, такие как международные конференции, семинары, презентации, дни ряда регионов России и стран, переговоры на межправительственном и межрегиональном уровнях, с представителями региональных администраций, подписание межправительственных официальных документов, заседания рабочих групп по туризму в рамках МПК, заседание Совета по туризму стран-участниц СНГ.

Некоммерческая реклама на рынках Европы, Азии и внутри России.

В 2009 году были проведены рекламные акции в средствах массовой информации европейских стран в Великобритании, Италии, Франции, Испании, Германии, Австрии, Болгарии. Из стран азиатско-тихоокеанского региона рекламные мероприятия были проведены в Китае и Японии. Была размещена наружная реклама на 1033 носителях наружной информации (на панельных дисплеях, щитах, панно, билбордах, на бортах автобусов и др.), размещены 82 статьи в печатных изданиях, 147 роликов на радио, 542 ролика на телевидении, размещена реклама в Интернете – на 1042 сайтах.
В 2009 году была проведена пропаганда отдыха в стране для российских граждан. Было размещено 20 сюжетов о преимуществах отдыха в России на 2 каналах российского телевидения, выпущены 239 роликов на радио и размещена информация на 220 носителях наружной информации в городах Российской Федерации, размещены 44 статьи в печатных изданиях.
На российском телеканале, осуществляющем вещание за пределами Российской Федерации "Russia Today", были размещены 180 роликов на английском языке и 72 ролика на арабском языке о туристских возможностях России.

Кроме того, были проведены презентации туристских возможностей России на базе российских заграничных представительств в Мадриде, Варшаве, Париже, Хельсинки и Лондоне.

Эта форма работы по продвижению национального турпотенциала хорошо себя зарекомендовала. Она относится к средствам PR (паблик рилейшнз), которые специалисты считают наиболее эффективными для продвижения турпродуктов. Опыт организации и проведения данных мероприятий заложен в планы на 2010 год.

Ведущие мировые выставки в отрасли продолжают оставаться одним из мощных средств продвижения туристского продукта. В 2009 году было обеспечено российское участие единым национальным стендом в 18 главных профильных туристических выставках в европейском и азиатско-тихоокеанском регионах.

За счет дополнительно выделенных Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации средств на общую сумму 36 697,7 тыс. руб. по заказу Федерального агентства по туризму был реализован телепроект по созданию и трансляции видеосюжетов. Телефильмы (хронометражем 26 минут) о 14 регионах России были размещены на Российском информационном канале "Вести" (ВГТРК) и на телеканале "5 канал Санкт-Петербург"; информационные сюжеты (хронометражем 5 минут) были размещены на телеканале "Россия" (ВГТРК). Итого было показано 28 телефильмов и 70 телесюжетов на трех российских каналах.

Сюжеты рассказывают об истории, достопримечательностях, уникальных памятниках природы и культуры, а также интересных людях из регионов России. Проект вызвал широкий общественный резонанс, было получено большое количество положительных отзывов от телезрителей.
Проведена работа по модернизации официального сайта Ростуризма www.russiatourism.ru, в частности структурирована и обновлена информация, находящаяся на сайте, изменен дизайн, расширены возможности поиска для более удобного пользования сайтом, добавлены новые разделы и др. Кроме того, размещен "Календарь туристских событий в России", информирующий о проведении туристских мероприятий в субъектах Российской Федерации на ближайшие три месяца, который стал успешным инструментом продвижения туристских возможностей регионов России.

Посетители сайта могут найти много полезной информации о туризме в регионах России, контактные данные органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере туризма, официальные статистические данные и др.

V. Страхование

Ростуризм совместно с Ассоциацией туроператоров России разработали стандарты страхования, которые в добровольном порядке активно применяются на туристском рынке. Данные стандарты реализуются в сфере страхования туристов на случай внезапного заболевания, с минимальным объемом медицинской и иной неотложной помощи туристу в размере не менее 20 000 евро. Вместе с тем, для более эффективной защиты туристов и надлежащего обеспечения их безопасности необходимо детальное закрепление в законодательстве всех проблемных вопросов страхования в сфере туризма.

Данные стандарты широко применяются при поездках россиян в так называемые "визовые страны" (ЕС, США и т.д.). Здесь турист без страховки просто не получит визы. В странах же, где существуют массовые туристские потоки и в которых визовый режим для россиян отсутствует или максимально упрощен (Турция, Египет, Китай, Тайланд и др.), практика страхования еще недостаточно цивилизованна. Распространены случаи отсутствия у туристов страховых полисов вообще или же при их наличии – с недостаточной страховой суммой либо с набором дешевых и некачественных медицинских услуг.

В связи с этим, Ростуризм поддерживает инициативу Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, который готовит предложения по внесению изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в части обязательного страхования туристов, выезжающих за рубеж. Тогда любой турист будет иметь надлежащие гарантии оказания ему качественных и безопасных медицинских услуг в стране временного пребывания.

Опыт ряда стран Европы свидетельствует о том, что наряду с максимально либерализованной сферой страхования (когда туристы сами выбирают себе риски, которые следует застраховать) имеет место тотальное страхование в сфере туризма. Неслучайно, в профессиональном юридическом сообществе сейчас обсуждается идея введения глобальной туристической страховки, которая решала бы все проблемы туриста.

В Германии, например, наиболее жесткий режим правового регулирования страхования выезжающих за рубеж. Там турист застрахован буквально от всего. Однако после введения данного способа страхования в 90-х годах туристические потоки из Германии стали перераспределяться в ближайшие страны Европейского союза из-за дороговизны туристского продукта немецких туроператоров. Поэтому России при формировании правовых основ обязательного страхования в сфере туризма нужно соблюсти баланс стоимости и безопасности туристского продукта.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о страховании туристов на случай форс-мажорных обстоятельств. Позиция страховщиков заключается в том, что у них уже сейчас имеются правовые основания предоставить такой страховой продукт, однако туристы к нему не проявляют особого интереса, т.к. вероятность наступления данных событий не столь велика, и, соответственно, платить за это дополнительные деньги туристы не желают. Однако, как показали последние события, связанные с извержением исландского вулкана, финансирование непредвиденных расходов туристов, возникающих в результате форс-мажорных обстоятельств, является актуальным.

Следует отметить, что непредвиденные расходы, возникающие у туристов в результате обстоятельств непреодолимой силы, не покрываются финансовым обеспечением туроператоров, т.к. в этом случае их гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств перед туристами не возникает.

Нам представляется, что для решения данного вопроса необходимо формирование туроператорами, банками и страховщиками "гарантийных фондов" за счет отчисления определенного процента от страховых премий (вознаграждений), перечисляемых туроператорами страховщикам (банкам) при заключении договоров страхования ответственности туроператоров или при получении банковской гарантии. И здесь примером может быть Италия, где существует соответствующий государственный финансовый фонд, призванный решать задачи помощи туристам в форс-мажорных ситуациях.
В Австрии тоже есть интересный опыт. Там функционирует круглосуточная бюджетная организация при органе управления туризмом, в которую оперативно стекается вся информация о проблемах с австрийцами за границей. Данная организация имеет необходимый набор сил и средств, чтобы оперативно решать вопросы по вывозу туристов из проблемных регионов.

Ведущая: Евгений Леонидович, позвольте поблагодарить вас за столь подробные и интересные ответы, за то, что нашли время приехать к нам на наше интернет-мероприятие. Позвольте пожелать вам успехов в вашей дальнейшей профессиональной деятельности!

Писаревский Е.Л.: Большое спасибо. Мы всегда рады сотрудничеству с компанией "Гарант".