Новости и аналитика Интервью Проблема правового регулирования деятельности государственных корпораций в Российской Федерации

Проблема правового регулирования деятельности государственных корпораций в Российской Федерации

14 декабря в 12-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с начальником Правового департамента Государственной корпорации "Ростехнологии" Владимиром Васильевичем Кудашкиным.

Ведущая интернет-интервью - Нифталиева Татьяна (ИА "ГАРАНТ").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Владимира Васильевича Кудашкина, начальника Правового департамента Государственной корпорации "Ростехнологии".
Уважаемый Владимир Васильевич, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наше интернет-интервью.

Тема интернет-интервью: "Проблема правового регулирования деятельности государственных корпораций в Российской Федерации".

Государственными корпорациями признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданные для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Всплеск появления госкорпораций пришелся на 2007 год, когда в стране появились значительные резервные фонды.

Деятельность этих организаций регламентируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии" и иными нормативными правовыми актами.

Эксперты неоднозначно оценивают значение госкорпораций в экономике страны. Одни выступают с критикой и предлагают упразднить, преобразовать эту организационно-правовую форму в иные формы юридических лиц без специального статуса и привилегий. Другие, напротив, считают работу таких организаций достаточно эффективной.

О причинах активного развития государственных корпораций в России, а также об участии этих организаций в коммерческом обороте страны расскажет начальник Правового департамента Государственной корпорации "Ростехнологии" Владимир Васильевич Кудашкин. Также гость ИА "ГАРАНТ" подробно остановится на проблемах правового регулирования создания и функционирования госкорпораций.
 

К моменту начала интервью поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущая: С какими проблемами, прежде всего в области финансового обеспечения и нормативно-правового регулирования, столкнулась Государственная корпорация "Ростехнологии" в условиях кризиса? Каким образом данные проблемы решаются?
Спрашивает Кравчишина Анна Григорьевна из города Москвы.

Кудашкин В.В.: Добрый день, уважаемые коллеги. Расскажу о тех проблемах, которые зачастую сопровождают деятельность госкорпорации. В определенной мере они являются отражением общей ситуации в экономике страны, а также тех проблемных вопросов, которые затрагивают все государство в целом. Передача в качестве имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации "Ростехнологии" пакетов акций, подлежащих акционированию 185 ФГУПов - очень большая и непростая работа, в которой задействованы многие федеральные органы исполнительной власти при безусловном участии самой корпорации в процессе акционирования. Для того чтобы понимать всю полноту проблемы, я хотел бы привести несколько цифр. В 185 ФГУПах находятся 2500 земельных участков, 20700 зданий и сооружений. Когда начался процесс акционирования ФГУП, оказалось, что в преобладающем большинстве случаев имущественные отношения этого огромного количества объектов недвижимости не оформлены. По всей видимости, это составляет одну из самых непростых проблем, которая сопровождает процесс формирования имущества государственной корпорации "Ростехнологии".

На сегодняшний день в результате совместных действий Росимущества и корпорации уже половина прав на земельные участки и объекты недвижимости оформлены. Но для того, чтобы завершить работу по остальным объектам по экспертным подсчетам необходимо порядка 400 миллионов рублей. Эти деньги изыскиваются у самих предприятий в рамках холдинговых компаний (интегрированных структур), которые в настоящее время формируются корпорацией. Всем этим и занимается государственная корпорация "Ростехнологии".

Чтобы оперативно провести указанные процессы, потребовалось внесение изменений в законодательство. Государство пошло нам на встречу. В мае 2009 года Законом № 88 были внесены изменения, направленные на оптимизацию процессов приватизации ФГУПов и оперативную передачу имущественного взноса. Это безусловная поддержка государством процессов формирования государственной корпорации "Ростехнологии".

Если же говорить о непосредственной поддержке организаций корпорации в условиях финансово-экономического кризиса, то задействован весь арсенал государственных средств, которые в настоящее время работают. Это, прежде всего, работа комиссии по предупреждению банкротства, предоставление государственных гарантий, субсидирование процентных ставок. Все это в полной мере работает и в отношении организаций, которые относятся к корпорации.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос поступил от Куракина Сергея из города Саратова. Расскажите, пожалуйста, о наиболее приоритетных задачах, поставленных перед Государственной корпорацией "Ростехнологии" на 2010 год. 

Кудашкин В.В.: Направления деятельности корпорации определяются ее наблюдательным советом. В настоящее время идет работа по подготовке этих направлений деятельности. 24 декабря состоится очное заседание наблюдательного совета корпорации, на котором они будут определены. Каковы основные направления, которыми будет заниматься корпорация в следующем году?

Указом Президента РФ на корпорацию возложены организация и выполнение нашими организациями государственной программы вооружения, государственного оборонного заказа, федеральных целевых программ, а также программ военно-технического сотрудничества. Это связано с тем, что сама корпорация примерно на две третьих состоит из организаций оборонно-промышленного комплекса. Ее основное предназначение - оказание содействия этим организациям. Вторая очень важная задача, выполнением которой мы начали заниматься совсем недавно, - разработка стратегии корпорации и ее последующая реализация.

Другой сопутствующей задачей является разработка и реализация стратегий развития организаций корпорации. Мы формируем 19 холдингов в оборонно-промышленном комплексе, порядка восьми холдингов в гражданских отраслях промышленности. Необходима разработка стратегии этих организаций и последующая их реализация. Это одна из первоочередных задач.

Государство на нас возложило и социальные задачи. Одна из важнейших задач - достройка федеральных центров высоких медицинских технологий в рамках реализации федеральной целевой программы "Здоровье". Этой программой занималось Минздравсоцразвития несколько лет. Жизнь оказалась богаче. В рамках действующего законодательства и в рамках деятельности Минздравсоцразвития успешно реализовать этот проект было практически невозможно, поэтому политическим решением стала передача достройки этих объектов корпорации. Этим мы сейчас активно занимаемся, вышли на рабочий режим, активно ведется строительство.

Большим социальным проектом является создание национального авиаперевозчика. Нам передано более десятка активов различных авиаперевозчиков, часть имеет форму акционерных обществ. И те, которые сегодня находятся в организационно-правовой форме федеральных государственных унитарных предприятий, при нашем содействии проходят процедуру приватизации, акционирования с последующей передачей пакетов акций. Эти задачи для нас являются первоочередными.

В рамках стратегии развития корпорации и организаций корпорации одна из первоочередных задач – формирование холдинговых компаний в интегрированных структурах. Это один из тех замыслов, который был концептуально положен в создание самой корпорации. Еще раз отмечу, что это самая непосредственная, самая первоочередная задача, которой мы занимаемся сейчас и будем заниматься в следующем году.

Ведущая: Владимир Васильевич, как бы вы могли охарактеризовать состояние российского промышленного комплекса в условиях мирового финансово-экономического кризиса? Какие меры по развитию высокотехнологичных отраслей промышленности, на ваш взгляд, являются наиболее эффективными? 

Кудашкин В.В.: Я бы не стал отвечать за всю промышленность, так как ее масштаб несравнимо больше, чем масштаб корпорации, хотя сама корпорация немаленькая. Если привести в пример технологии, то современному уровню технологического развития соответствуют только 15-20% используемых технологий в организациях корпорации. Если брать само производство, производственный комплекс, то на 80% он устарел, а на 70% изношен физически. Если брать издержки, которые тратятся нашими предприятиями на то, чтобы довести до ума произведенную продукцию, то на это тратится порядка 40-50% всех затрат. А средний уровень в мировом, в современном производстве составляет приблизительно 10-12%. Это некая характеристика состояния производственного потенциала.

Большая проблема заключается в том, что 30% организаций корпорации имеют признаки банкротства. Наш анализ показал, что из 62 организаций в отношении 22 в настоящее время действуют процедуры банкротства. В связи с этим корпорация ведет активную работу, направленную на решение проблемы своих организаций. Например, поручительства Государственной корпорации "Ростехнологии" по привлекаемым кредитам - это очень важная форма поддержки, потому что в данном случае задействован банковский сектор. Многие из этих предприятий не могут поручиться своим имуществом, заложить его, и зачастую это не удовлетворяет банки. Мы выдали поручительство по привлеченному ГТК России кредиту в размере 2,5 миллиарда поручительств. По "Атлантсоюзу" перед "Газпромбанком" 2 миллиарда, а также в отношении иных организаций.

Кроме того, мы осуществляем непосредственное привлечение кредитов и вливание финансовых ресурсов в уставный капитал организаций. Так, например, сейчас корпорацией реализуется проект в области биотехнологий по ОАО "Восточносибирский комбинат биотехнологий", где мы привлекли кредит и оплачиваем допэмиссию. Это прямое финансовое вложение в уставный капитал, которое пойдет на развитие этого предприятия. Следующая форма, используемая государством и самой корпорацией, - это предоставление имущественных взносов в виде финансовых ресурсов. Корпорацией по беспроцентному займу ОАО "Автоваз" был предоставлен имущественный взнос в размере 25 миллиардов рублей.

Ведущая: Спасибо. Как вы можете охарактеризовать механизм выстраивания отношений ГК "Ростехнологии" с органами государственной власти? Какова доля участия и поддержки государственных органов в вашей работе? Как строятся взаимоотношения госкорпорации с местными властями, заинтересованными в поступлении средств в местные бюджеты? 

Кудашкин В.В.: Если говорить о доли участия государственной корпорации в юридическом смысле, то этой доли нет, потому что доли участия характерны для таких форм, как акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. Доли нет, потому что государственная корпорация по своей сути является унитарной, и, следовательно, деление на доли и акции отсутствует. Если же брать участие государства в ином смысле, т.е. в организационном, социальном, экономическом, то роль и место государства является самым непосредственным, потому что все процессы, связанные с созданием самой корпорации, процессами, которые в ней протекают, имеют место при активном участии и содействии государства. Примером является создание законодательной и нормативной базы для деятельности корпорации. За все время ее существования, а это чуть более 2-х лет, принято 11 различных федеральных законов, не учитывая самого Федерального закона о корпорации. Внесены изменения в законы "Об акционерных обществах", "О приватизации", "О рекламе", "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами", "О валютном регулировании" и другие федеральные законы.

Другой пример: непосредственная государственная поддержка, потому что в этих законах решались практические, насущные проблемы самой корпорации. По нашей инициативе были внесены изменения в Закон "О рекламе". С чем они были связаны? До внесения нашей инициативы получалось, что корпорация не могла рекламировать себя, как и любая другая некоммерческая организация. И когда мы начали заниматься практической деятельностью, то увидели это несоответствие, инициировали изменения в Закон "О рекламе". Были внесены соответствующие изменения в определение объекта рекламы.

Отмечу, что мы повседневно чувствуем поддержку государства и участвуем во всех процессах, которые оно инициирует и осуществляет в отношении самой корпорации и организаций корпорации. Что касается взаимодействия с региональными властями, то для справки приведу такой пример: у нас 27 региональных представительств в 27 субъектах РФ. Многие наши представители на местах занимают те или иные ответственные должности в органах управления в администрациях на местах, и соответственно, многие представители администраций этих субъектов РФ в органах управления наших акционерных обществ.

У нас самый непосредственный контакт. Мы понимаем, что без четкого и тесного взаимодействия с этими органами им без нас трудно, и нам работать практически невозможно. Поэтому контакт самый непосредственный, тесный. Мы сотрудничаем над реализацией одной совместной цели: содействие нашим организациям. Примером такого плодотворного сотрудничества в рамках задействования механизмов иностранных инвестиций является сотрудничество с администрацией Самарской области, где осуществляется создание шинного производства с таким мировым производителем, как "Пирелли". В Краснодарском крае в рамках подготовки к Олимпиаде реализуется проект по созданию системы безопасности совместно с Финмекканикой. По многим направлениям на федеральном и региональном уровнях осуществляется плодотворное сотрудничество.

Ведущая: Владимир Васильевич, оказывает ли государство поддержку Госкорпорации "Ростехнологии" в период кризиса? Нуждается ли ваша госкорпорация в получении определенных льгот? 

Кудашкин В.В.: Если рассматривать корпорацию в качестве юридического лица, то в такой поддержке она не нуждается, потому что создана не для того, чтобы получать какие-либо льготы от государства. Однако иногда в СМИ можно услышать подобные тезисы. В условиях кризиса льготы нужны организациям корпорации. Мы предпринимаем все усилия для того, чтобы эти льготы предоставлялись. Прежде всего, по реструктуризации налоговых долгов. У нас есть предприятия, которые задолжали государству по налогам сотни миллионов рублей. Например, Волгоградский "Химпром". Без помощи государства с данной ситуацией не справиться. В связи с этим в настоящее время с органами государственной власти осуществляется сотрудничество по опросам решения указанной проблемы.

Отмечу, что мы активно участвуем в работе всех правительственных комиссий, которые в той или иной мере направлены на поддержку организаций промышленности, прежде всего, стратегических предприятий. Это касается комиссии по предотвращению банкротства. В рамках этой комиссии организациям корпорации было предоставлено более 3,5 миллиардов рублей для того, чтобы выйти из процедуры банкротства. Другие комиссии занимаются государственными гарантиями, субсидированием процентных ставок.

По нашей инициативе были внесены изменения в статью 84 Закона "Об акционерных обществах", предусматривающую обязательное предложение по приобретению 30%-ного пакета акций. Я думаю, что не надо быть большим математиком, чтобы примерно подсчитать, сколько понадобилось бы средств корпорации, чтобы при получении имущественного взноса сделать это обязательное предложение, учитывая при этом, что мы получили 225 пакетов акций акционерных обществ, находящихся в государстве. Это колоссальные средства, так как процедура обязательного предложения сопровождается оценкой, предоставлением банковской гарантии. А если предложение будет реализовано выкупом акций, то речь пойдет о десятках миллиардов рублей. Для того чтобы этого не произошло, были внесены изменения в Закон "Об акционерных обществах".

Такого рода поддержка, безусловно, нужна, потому что иначе страдает государство. У самой корпорации таких огромных средств нет, особенно на этапе ее формирования, поэтому все издержки должно было бы нести государство.

Ведущая: Спасибо. Многие юристы высказываются, что российское законодательство, регламентирующее вопросы деятельности государственных корпораций, несовершенно, имеет ряд пробелов и зачастую не соответствует Гражданскому кодексу РФ и ФЗ "О некоммерческих организациях". Владимир Васильевич, как вы, являясь начальником Правового департамента Государственной корпорации "Ростехнологии", оцениваете действующее законодательство о госкорпорациях? Какие нормы, на ваш взгляд, нуждаются в доработке? 

Кудашкин В.В.: Я достаточно много читал и слышал высказывания юристов и исследователей по названной проблеме. С момента появления государственных корпораций на дискуссионных площадках, организованных в Совете Федерации и в Государственной Думе, обсуждался вопрос о том, что их создание противоречит действующему законодательству.

Трудно судить о тех аргументах, которые приводились в доказательство. Можно сказать только следующее: с моей точки зрения, никакого противоречия нет, и быть не может априори. Все правовое регулирование построено по принципу от общего к частному, к специальному регулированию. Что касается корпораций, то мы видим, что сначала в Гражданском кодексе идет отсылка к специальному регулированию таких организационно-правовых форм специальным законом. Принят Закон "О некоммерческих организациях", который закрепляет форму государственной корпорации, особенности ее функционирования, использования и т.д.

Что касается пробелов и несоответствий, на которые обращается внимание, то один из лозунгов, который очень активно используется - лозунг о бесконтрольности государственных корпораций и неподконтрольности государственным органам. Мне кажется, в этом отношении идет неконструктивная полемика. Приведу пример: нам переданы в качестве имущественного взноса 225 пакетов акций акционерных обществ. В случае реализации, продажи любого пакетов этих акций в принятии решения по этому вопросу будет принимать участие Правительство РФ, которое должно согласовать программу отчуждения пакета акций. Решение должно быть также принято нашим наблюдательным советом, это ни много, ни мало 9 руководителей федеральных органов государственной власти, таких как Минэкономразвития, Минпромторг, т.е. ключевые ведомства, участвующие в этом вопросе. Поэтому о какой бесконтрольности можно говорить? Проверки Генеральной прокуратуры доказывают, что никакой бесконтрольности быть не может. Мы настолько же подконтрольны, как и любое юридическое лицо, существующее в РФ.

Ведущая: Как вы оцениваете на данный момент процесс выстраивания холдинговых структур по основным направлениям деятельности ГК "Ростехнологии"? На каком этапе сейчас осуществляется данный процесс? Какие из них в ближайшей перспективе ГК "Ростехнологии" планирует выводить на рынок IPO? 

Кудашкин В.В.: Я уже говорил о том, что создание холдинговых компаний - это одна из первоочередных задач. Это не зависит от нашего желания, данная задача прямо поставлена Указом Президента № 1052. Какие мы формируем холдинги?

Наблюдательный совет утвердил две программы реформирования организаций корпорации в области оборонно-промышленного комплекса и в области гражданских отраслей промышленности. В области ОПК корпорации предписано сформировать 19 холдинговых компаний (интегрированных структур). Мы формируем холдинговые компании в таких отраслях оборонно-промышленного комплекса, как обычные вооружения, боеприпасы и спецхимия, радиоэлектроника, авиаприборостроение.

Что касается гражданских отраслей, то в программу реформирования вошло 6 холдинговых компаний. Это проекты в области биотехнологий, машиностроения, композиционных материалов, формирование национального авиаперевозчика, строительных технологий. Над двумя проектами холдинговых компаний мы работаем.

Заключительным этапом формирования холдинговых компаний является внесение пакетов акций в головные организации. Здесь в определенной мере процесс задерживается по объективным причинам, потому что практически все, за некоторым исключением, головные организации будущих холдинговых компаний существуют в форме федеральных государственных унитарных предприятий. И, соответственно, пакет акций в их уставный фонд внести невозможно. Поэтому мы сейчас активно занимаемся их акционированием. В последующем должна быть принята программа отчуждения и внесения пакетов акций в головные организации, согласованная с Правительством и утвержденная наблюдательным советом.

Что касается IPO, то эта задача является одной из ключевых.

Ведущая: Как вы оцениваете механизм "инвестиционных госкорпораций"? Насколько он эффективен, по вашему мнению? 

Кудашкин В.В.: Иногда "Ростехнологии" как корпорацию называют инвестиционным фондом. Насколько я понимаю, в данном случае речь идет о таких корпорациях, как "Роснано". Мы сотрудничаем с этой корпорацией.

У нас имеется совместный проект, который пока находится в первоначальной стадии. Это проект между "Росатомом" и нашей корпорацией. К проекту планирует подключиться "Роснано". Это довольно непростой проект. Он предполагает создание композиционных материалов. Я думаю, что инвестиционные корпорации предназначены для этого и имеют все возможности, чтобы те производства, которые не дают быструю отдачу, были направлены на долгосрочные вложения, долгосрочную отдачу, капитальные, интеллектуальные вложения.

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос поступил от Прохоренко Артура из Ивановской области. Как вы полагаете, перепрофилирование ГК "Ростехнологии" в форму акционерного общества облегчит развитие бизнеса или же скорее наоборот создаст дополнительные барьеры для его эффективного развития? 

Кудашкин В.В.: Бизнес не является задачей непосредственно самой государственной корпорации. Но это главная и первоочередная задача наших организаций. В данном контексте задача корпорации состоит в содействии бизнесу организаций корпорации. Эта важная задача реализуется в рамках программы реформирования. Т.е. без создания оптимальных кооперационных механизмов, без создания ресурсов, которые бы позволили финансово оздоровить наши предприятия, без их перепрофилирования, реструктуризации их долгов, реструктуризации их производства задачи бизнеса не решить. Над этими вопросами мы сейчас и работаем.

Роль самой корпорации управленческая. В статье 7.1 Закона "О некоммерческих организациях" определено, что основным предназначением корпорации является управление и выполнение социальных функций, возложенных на нее. В рамках реализации этих функций мы должны создать условия для развития бизнеса, для получения нашими организациями прибыли.

Ведущая: Владимир Васильевич, в чем, на ваш взгляд, заключаются плюсы и минусы перехода госкорпораций к такой организационно-правовой форме, как акционерные общества? Отразится ли это качественным образом на результатах работы госкорпорации? 

Кудашкин В.В.: Можно ли просто так изменить организационно-правовую форму государственной корпорации, не меняя концепции "Ростехнологии", ее сути, предназначения и цели? С точки зрения теории права должно быть полное соответствие цели юридического лица и формы. Все цели в законе о корпорации являются некоммерческими. Это содействие организациям различных отраслей промышленности в разработке, создании, производстве и продвижении продукции на внешний и внутренний рынки.

Давайте предположим, что, не меняя цели, мы меняем форму на акционерное общество "Ростехнологии". Не говорю государственная, а называю "Ростехнологии" как некий глобальный государственный проект. Что произойдет в результате несоответствия цели и формы? Форма всегда вторична, потому что первична целевая установка. Для этого юридическое лицо и создается.

Преобразование в акционерное общество "Ростехнологии" заложит конфликт противоречия между целью и формой. Концептуально глобальный проект под названием "Ростехнологии" меняет свою цель, свою концепцию? Если это так, то надо сформулировать, куда меняется цель, какой она становится, что закладывается в основу "Ростехнологии", а уже из этого определять организационно-правовую форму.

Ведущая: Решение проблемы кредитования промышленности в нынешних условиях имеет первостепенное значение. Какие действия ГК "Ростехнологии" предпринимает в данном направлении? 

Кудашкин В.В.: Прежде всего, мы являемся поручителями для наших организаций. В условиях финансово-экономического кризиса найти такого поручителя по миллиардным кредитам, как корпорация, очень непросто. И в этом плане мы оказываемся серьезной поддержкой нашим организациям.

Второе направление в рамках осуществления прав собственника в отношении ФГУПов, которые мы осуществляем в силу Федерального закона, это согласование сделок с кредитными учреждениями. Зачастую в результате понижаются процентные ставки по привлекаемым кредитам, потому что мы напрямую выходим на банки, когда видим завышенные ставки, предлагаемые кредитными организациями. Практически во всех случаях эти процентные ставки снижаются.

Кроме того, мы вкладываем прямые инвестиции в уставные капиталы. Одним из проектов, который сейчас находится в активной стадии и фазе реализации, является проект Восточно-Сибирского комбината биотехнологии. Мы выкупаем пакет этих акций, тем самым инвестируем туда сотни миллионов рублей для создания современного, высокотехнологичного производства биотоплива.

Ведущая: Как вы полагаете, справилась ли ГК "Ростехнологии" с возложенными на нее задачами? И по каким причинам ГК "Ростехнологии" планирует реформировать в АО в числе первых? 

Кудашкин В.В.: На мой взгляд, рано говорить о том, справились ли мы с ними или не справились. В конце мая вступил в действие 88-й закон, который внес изменения в Закон "О государственных корпорациях", и мы стали осуществлять права собственника от имени Российской Федерации. Таким образом, юридическую возможность решать эти задачи мы получили только в течение этого времени. Сейчас мы вышли на механизм их реализации и решения.

Что касается причин, по которым планируется преобразование корпорации в открытое акционерное общество, хотел бы адресовать интернет-аудиторию к статье "Госкорпорации: не все точки над I поставлены", размещенной в "Независимой газете" 4 декабря 2009 года. Автор Вадим Соловьев. В статье в довольно популярном и мотивированном виде освещены многие аспекты, которыми руководствовались лица, инициирующие дискуссию вокруг организационно-правовой формы корпорации, и вокруг постановки вопросов об их существовании.

Ведущая: Спасибо. Что представляет собой Государственная корпорация "Ростехнологии" в организационном плане на сегодняшний день? Какие наиболее значительные предприятия в нее входят? 

Кудашкин В.В.: Масштабы корпорации, безусловно, впечатляют всех, кто соприкасается с этой информацией. По указам Президента РФ и Постановлениям Правительства РФ в корпорацию должны быть переданы 443 организации. Большая часть передана, потому что это государственные пакеты акций. Осталось 185 ФГУПов, которые сейчас проходят процедуру акционирования. Затем пакеты акций будут переданы в корпорацию.

Наша организация имеет представительства в 52 регионах страны, а общая численность работников составляет порядка 940 000 человек. Это только работников, а если брать их с семьями, то это уже несколько миллионов человек. На базе организаций корпорации в оборонно-промышленном комплексе формируется 19 холдингов, 6 - в гражданских отраслях промышленности, 2 - в гражданских отраслях промышленности сейчас находятся в стадии обсуждения.

Если говорить об организациях корпорации, то 443 организации представляют собой большие холдинги. Например, "Оборонпром", который владеет контрольными пакетами акций более 30 организаций. Внутри Оборонно-промышленной корпорации "Оборонпром" 2 огромных холдинга: "Вертолеты России" и "Объединенный двигательно-строительный холдинг". Например, "Росэлектроника" владеет контрольными пакетами акций 25 организаций. Мы являемся акционерами, участвующими в принятии решений в отношении таких акционерных обществ, как "АвтоВАЗ", "КамАЗ".
У нас есть серьезные активы в области добычи горнорудных ископаемых, это Эрдэнэт и "Монголросцветмет".

Ведущая: Спасибо! Передача госактивов "Ростехнологиям" некоторыми экспертами преподносится как процесс реприватизации экономики через механизм госкорпораций. Владимир Васильевич, как бы вы это прокомментировали? 

Кудашкин В.В.: Для того, чтобы что-то было реприватизировано, для начала должно быть приватизировано, т.е. передано в частные руки. Нам же передается государственное имущество, т.е. то, что находилось у государства. Поэтому говорить о реприватизации не приходится. Я слышал другой термин, иногда используемый в СМИ, - "скрытая приватизация". Скрытая, так как Законом о приватизации сделано исключение, что передача имущественного взноса в корпорацию не является приватизацией, однако отчуждение производится корпорации, как частному лицу.

Лицом публичного или частного права является госкорпорация, которой отчуждается огромный государственный имущественный актив? Эта дискуссия идет в научных кругах. Если посмотреть на государственную корпорацию, могу сказать одно, что ни один аспект, ни один вопрос, который решался и решается в отношении корпорации, никаким образом не связан с частными лицами. Все делается государством и под контролем государства. Если учитывать это обстоятельство, то корпорация является лицом публичного права. Поэтому говорить о том, что это приватизация, т.е. когда имущество передается от государства публичному субъекту, наверное, нонсенс.

Ведущая: Недавние проверки Прокуратуры РФ выявили факты нецелевого и неэффективного расходования госкорпорациями выделенных государством финансовых и материальных ресурсов. В том числе озвучивалась и ГК "Ростехнологии". Расскажите, пожалуйста, какие меры контроля предпринимаются ГК "Ростехнологии" с целью проверки расходования госсредств? Какие меры предпринимаются госкорпорацией по выявлению и пресечению коррупционной составляющей в деятельности ГК "Ростехнологии"? 

Кудашкин В.В.: Безусловно, я знаком с материалами проверки Генеральной прокуратуры. Проверяющим лицам не было предоставлено достаточно информации для того, чтобы сделать иные выводы. Все, что касается федерального имущества, которое нам передавалось, то оно нецелевым образом не расходовалось. Пакеты акций, переданные нам от государства, мы можем продать либо произвести их отчуждение иным образом только по решению Правительства РФ и нашего наблюдательного совета, состоящего из 9 руководителей федеральных органов исполнительной власти. На сегодняшний день ни один пакет акций никуда не отчуждался.

Что касается финансовых ресурсов, которые нам предоставлялись, то мы получили от государства в виде имущественного взноса 25 миллиардов. Ровно такую же сумму перечислили и предоставили в виде беспроцентного займа АвтоВАЗу. Нам перечислено порядка 7 миллиардов на строительство федеральных центров высоких медицинских технологий. В настоящее время осуществляется строительство, и деньги расходуются на эти цели.

В материалах проверки Генеральной прокуратуры говорится о нецелевом расходовании средств самой корпорации. Соответствующую информацию мы сейчас предоставили прокуратуре.

Говорить о том, что заключение договоров с различными консалтинговыми или консультационными фирмами является нецелевым расходованием, с нашей точки зрения, неправильно. В самой корпорации могут отсутствовать узкие специалисты по тем или иным вопросам, это обычная практика бизнеса. Еще раз повторюсь, что и в этом случае фактов нецелевого использования в корпорации не было.

Ведущая: Повлиял ли экономический кризис на формирование и продвижение брендов госкорпорации и ее организаций на внешнем и внутреннем рынках, а также на реализацию высокотехнологичной промышленной продукции? 

Кудашкин В.В.: Если брать гражданский сектор экономики, то, безусловно, падение есть - все цифры многократно были озвучены в СМИ. Например, если рассматривать продажи "АвтоВАЗа", то они упали в два раза. "КамАЗ" тоже имеет определенные проблемы, хотя он более успешен. Это общая ситуация для гражданских отраслей промышленности.

Если же брать ОПК и экспортную часть оборонно-промышленного комплекса, то на нее никоим образом финансово-экономический кризис не повлиял. Цифры, заявленные и запланированные в прошлом году, были выполнены по поставкам в иностранные государства экспортной продукции военного назначения. Цифры на 2010 год будут известны в первом квартале будущего года. По некоторым экспертным оценкам, которые звучат в СМИ, все программы по поставкам будут выполнены. Т.е. никакого снижения объема не произойдет.

Ведущая: Испытывала ли когда-либо Государственная корпорация "Ростехнологии" трудности с привлечением российских и иностранных инвестиций? Если да, то какова тому причина, и как подобные проблемы, по вашему мнению, следует преодолевать? 

Кудашкин В.В.: Трудности есть у всех. У иностранных инвесторов имеется весьма серьезный интерес в сотрудничестве именно с ГК "Ростехнологии". Примеров тому немало: сотрудничество с "Даймлер", с "Рено" по выходу из финансовых проблем, путем внесения в качестве инвестиций технологий примерно на 300 миллионов. Это все иностранные инвестиции.

Сейчас заключены соглашения с такими довольно известными производителями, как Огуста Весланд - это производство гражданских вертолетов, "Алкател Люсьенд", с "Российской электроникой" - это один из наших ключевых холдингов в корпорации. Поэтому можно сказать с уверенностью, что интерес в сотрудничестве иностранных инвесторов с самой корпорацией самый непосредственный. Этим мы занимаемся ежедневно.

Ведущая: Владимир Васильевич, благодарю вас за подробные и интересные ответы, за то, что нашли время приехать к нам в гости. Позвольте пожелать вам успехов в дальнейшей профессиональной деятельности. 

Кудашкин В.В.: Спасибо вам, Татьяна. Я думаю, что интерес был взаимным. Мне было интересно ответить на вопросы. Надеюсь, дал некоторые пояснения тем процессам, которые происходят вокруг корпораций в целом, и, в частности, вокруг нашей корпорации. Готовы к активному диалогу, в том числе и в Интернете.

Интернет-интервью организовано ИА "ГАРАНТ". Информационное агентство "ГАРАНТ" свидетельство: ИА № 77-14642. При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Читать ГАРАНТ.РУ в и