Новости и аналитика Интервью Вопросы правового регулирования финансовой отчетности

Вопросы правового регулирования финансовой отчетности

10 июня 2004 года в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с Директором департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов Российской Федерации Шнейдманом Леонидом Зиновьевичем 

Тема интервью: "Вопросы правового регулирования финансовой отчетности".

Интервью организовано и проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

Ведущая интервью - Комарова Татьяна Юрьевна (заместитель директора по внешним связям компании "Гарант").

Ведущая:

Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория. Мы начинаем наше сегодняшнее интернет-интервью с Директором департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Министерства финансов Российской Федерации Шнейдманом Леонидом Зиновьевичем.

Добрый день, Леонид Зиновьевич, позвольте поприветствовать Вас в компании "Гарант". Тема сегодняшнего интервью "Вопросы правового регулирования финансовой отчетности". Почему сегодня мы хотели бы обсудить эту тему? В ближайшее время профильный Комитет Государственной Думы должен приступить к рассмотрению проекта закона "О консолидированной финансовой отчетности", внесенный Правительством РФ в мае текущего года.

Декларируемая цель законопроекта - обеспечить инвестиционную привлекательность российских предприятий и организаций и, как следствие, улучшить инвестиционную привлекательность российской экономики в целом. Для достижения поставленной в законопроекте цели предприятиям и организациям необходимо будет перейти на МСФО. 2005 год предложен авторами законопроекта неслучайно. В соответствии с решением, принятым большинством экономически развитых стран, переход на МСФО в части формирования консолидированной финансовой отчетности предполагается осуществлять, начиная с отчета за 2005 год. Сегодня мы постараемся выяснить, какова же степень готовности российских предприятий к переходу на МСФО? На какой круг лиц будет распространяться действие законопроекта после его принятия? Чем отличается отчетность по национальным стандартам от отчетности по МСФО? На эти и на другие вопросы нашей интернет-аудитории мы попросим ответить Леонида Зиновьевича.

Леонид Зиновьевич, с чем связано стремление руководства страны к скорейшему переходу на МСФО?

Шнейдман Л.З.:

Необходимость перехода на МСФО определяется общей стратегией реформ, ориентированных на построение рыночной экономики в стране. Рыночная экономика должна иметь соответствующие элементы инфраструктуры. Поскольку бухгалтерский учет и финансовая отчетность являются элементами инфраструктуры, то речь идет о построении системы учета и отчетности, соответствующей новым рыночным условиям. В деловом и профессиональном мире признано, что в наибольшей степени соответствует рыночной экономике система финансовой отчетности, описываемая Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Она обеспечивает рынок полезной широкому кругу заинтересованных пользователей финансовой информацией, позволяет по-новому, эффективно построить управление компанией, является важной составляющей качественного корпоративного управления компанией. Понимая все это, Правительство Российской Федерации определило в качестве главного средства реформирования системы учета и отчетности внедрение МСФО.

Ведущая:

Какова, по Вашему мнению, на данный момент степень готовности российских организаций для перехода к международным стандартам финансовой отчетности?

Шнейдман Л.З.:

Российские организации существенно разнятся по готовности к переходу на МСФО. Есть организации, уже использующие новую систему финансовой отчетности. Есть организации, которые необычайно далеки от МСФО. В наибольшей степени готовы к полномасштабному применению МСФО организации, которые на протяжении нескольких лет готовят отчетность по международным стандартам. Это большое число предприятий нефтегазового сектора, банковского сектора, крупные предприятия автомобилестроения, химической промышленности. "Гиганты отечественной индустрии" как раз в наибольшей степени подготовлены к переходу на международные стандарты, ибо они уже сегодня имеют отчетность либо по МСФО, либо по американским правилам. Если же мы говорим об основной массе российских организаций, то им, конечно, предстоит еще длительный путь к МСФО. Именно поэтому сегодня важнейшая задача, стоящая перед бухгалтерским и аудиторским сообществом, заключается в том, чтобы изучать международные стандарты и перестраивать свое профессиональное мышление под МСФО, развивать навыки работы с международными стандартами.

Ведущая:

Вы в своем ответе упомянули организации, которые сейчас готовят отчетность по отличным от МСФО стандартам. Тем российским организациям, которые уже сейчас готовят отчетность в соответствии с требованиями других международно-признанных стандартов, будет ли необходимо осуществить переход на МСФО?

Шнейдман Л.З.:

На российском рынке помимо МСФО сегодня достаточно широкое распространение получило использование американских правил финансовой отчетности. В соответствии с этой системой отчетность готовят компании, вышедшие или пытающиеся выйти на американский фондовый рынок. Это, главным образом, нефтяные и телекоммуникационные компании. Для таких компаний проектом закона предусмотрен переходный период, по истечении которого они должны будут составлять консолидированную финансовую отчетность также по МСФО. Такая практика принята, в частности в Европейском Союзе. Между МСФО и американскими правилами существует значительная близость: концептуальная и по принципиальным вопросам. Но между ними существуют и различия: по некоторым данным можно найти от 200 до 300 различий между американскими правилами и МСФО. Однако в последнее время ведется активная работа по сближению МСФО и американских правил. Движение наблюдается и со стороны Комитета по МСФО, и со стороны Совета по стандартам финансовой отчетности США. Предполагается, что через несколько лет разрыв между международными стандартами и американскими правилами будет значительно сокращен. Поэтому когда переходный период закончится, компаниям применяющим американские правила не составит большого труда перейти на МСФО.

Ведущая:

Вернемся к банкам, о которых мы говорили. Большинство экспертов сходится во мнении, что переход на МСФО даст возможность российским банкам повысить их инвестиционную привлекательность. Как Вы считаете, будут ли достигнуты эти цели?

Шнейдман Л. З.:

Я не стал бы говорить исключительно о российских банках. Подобные рассужения справедливы для любой российской организации, подготавливающей отчетность по МСФО. Не вызывает сомнения, что использование международных стандартов при подготовке отчетности, раскрываемой рынку, повышает шансы компании на успех. Рынок откликается на любые шаги, позволяющие снять неопределенность в отношении компании. МСФО изначально разрабатываются как стандарты, позволяющие раскрывать достаточный для рынка объем информации о компании, ее финансовом положении и финансовых результатах деятельности. Использование международных стандартов позволяет предоставить рынку больший объем информации о компании, делает компанию более прозрачной с финансовой точки зрения. Я бы не сказал, что это делает компанию инвестиционно привлекательной, потому что инвестиционная привлекательность компании вряд ли определяется исключительно тем, какими стандартами вы пользуетесь при подготовке отчетности. Но то, что компания становится более конкурентоспособной в борьбе за источники финансирования, не вызывает сомнения. Практика свидетельствует, что если компания имеет отчетность по международным стандартам, то, во-первых, она имеет доступ на международные рынки капитала, и, во-вторых, ей удается привлекать финансирование с рынка (и не только международного) на более выгодных условиях. Действительно, компания предоставляет достаточный объем информации о себе, что позволяет заимодавцу, потенциальному инвестору понять и оценить риски, с которыми связано предоставление финансирования. Использование МСФО при подготовке отчетности российской компанией делает ее более конкурентоспособной в борьбе за источники финансирования.

Ведущая:

Расскажите, пожалуйста, немного поподробнее, чтобы аудитории было более понятно, о конкретном порядке составления, представления, публикации консолидируемой финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Шнейдман Л.З.:

Идея законопроекта, который внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, состоит в том, чтобы российские компании составляли консолидированную финансовую отчетность в полном соответствии с МСФО. Поэтому сам законопроект не устанавливает порядок подготовки отчетности по международным стандартам. Он лишь говорит о том, что консолидированная финансовая отчетность российской компании должна быть подготовлена в полном соответствии с МСФО. Международные стандарты определяют, как готовить консолидированную финансовую отчетность. Это достаточно сложная система установок, принципов, положений, процедур. Законопроект построен таким образом, чтобы ни коим образом не вторгаться в вопросы составления, подготовки консолидированной финансовой отчетности.

Ведущая:

Значит, законопроект не содержит этих норм?

Шнейдман Л.З.:

Законопроект не содержит никаких норм, которые бы определяли, каким образом надо формировать информацию в консолидированной финансовой отчетности. Законопроект говорит: если Вы готовите консолидированную финансовую отчетность, то вы используете исключительно МСФО. И эта отчетность, подготовленная в строгом соответствии с МСФО, попадает в правовое поле Российской Федерации.

Ведущая:

Сразу возникает следующий вопрос. Существует ли на сегодняшний день официальный перевод МСФО, или он планируется быть подготовлен одновременно с принятием этого закона?

Шнейдман Л.З.:

Сегодня это наиболее болезненный вопрос. Сложность его решения определяется целым рядом факторов. Прежде всего, тем, каким образом Устав Комитета по МСФО регулирует порядок издания переводов международных стандартов на национальные языки. Официальный текст международных стандартов, как известно, принимается и распространяется на английском языке. Любые переводы на другие языки до недавнего времени издавались самим Комитетом или при его активнейшем участии. Это очень сложная конструкция. Она вряд ли может устраивать профессиональное сообщество и государственные органы. Именно поэтому, в Европейском Союзе права на перевод международных стандартов были переданы Комитетом по МСФО соответствующим странам. В России такой передачи пока не произошло, и это затягивает, усложняет процесс перевода. Последний раз перевод МСФО на русский язык публиковался в 1999 году. С 1999 года в международных стандартах произошло такое количество изменений, что сегодня уже трудно говорить о существовании более-менее актуального текста МСФО на русском языке. Со второй половины прошлого года ведется работа над переводом издания стандартов 2003 года. Предполагается, что в достаточно короткие сроки эта работа будет завершена и перевод будет издан. Это издание серьезно отличается от издания 1999 года. Недавно изменилось отношение Комитета по МСФО к участию в этом процессе государственных органов. В связи с этим Министерство финансов Российской Федерации приступило к активным действиям по скорейшему изданию стандартов на русском языке. Мы понимаем и пытаемся донести это понимание до Комитета по МСФО, что без официального качественного текста стандартов на русском языке никакой переход российской системы учета и отчетности на МСФО не может состояться. Я оптимистично смотрю на возможность скорейшего разрешения этого вопроса.

Ведущая:

Законопроект устанавливает общие требования к обязательному составлению и предоставлению публикаций консолидированной отчетности по МСФО по группам организаций, определяемых в соответствии с требованиями МСФО. Расскажите, пожалуйста, какие группы организаций имеются ввиду в законопроекте, по каким группам происходит это разделение?

Шнейдман Л.З.:

В этом вопросе есть две стороны. Во-первых, кто должен составлять консолидированную финансовую отчетность. Круг таких организаций определяется как раз международными стандартами. В частности, МСФО ( IAS) 27 говорит о том, как определить "периметр" группы компаний, данные о которых подлежат консолидации. Если компания контролирует какие-то другие компании, то она должна включить данные обо всех контролируемых компаниях в свою консолидированную отчетность. Причем речь идет не только и не столько о формальных показателях контроля, таких как владение определенным количеством акций, сколько о качественных признаках контроля. Компания может не обладать ни одной акцией другой компании, но при этом на 100% контролировать деятельность этой компании (посредством назначения членов Совета директоров, обременения каких-то хозяйственных договоров и т.д). МСФО определяют, что такое контроль в отношениях между компаниями. Поэтому простого ответа на вопрос, кто должен составлять консолидированную отчетность, нет. Состав группы компаний определяется МСФО ( IAS) 27.

Другая сторона Вашего вопроса - на кого должен распространяться закон. Кто в России должен будет подготавливать отчетность в соответствии с этим законом? Идея, заложенная в законопроект, такова: консолидированную финансовую отчетность по МСФО должны подготавливать, в первую очередь, общественно значимые компании. Именно к этим компаниям привлечено внимание общества, деятельность именно этих компаний, их финансовое положение и финансовые результаты волнуют деловое сообщество, волнуют государство. В первую очередь, это открытые акционерные общества, ценные бумаги которых котируются на рынках. Это, конечно же банки и иные финансовые институты.

Ведущая:

Будет ли у юридических лиц, входящих в группу, консолидированная отчетность которой должна будет составляться в соответствии с МСФО, право самостоятельного выбора стандартов составления финансовой отчетности?

Шнейдман Л. З.:

Нет, такого права не будет. Как только - во всяком случае это предусматривает законопроект - вы попадаете в категорию организаций, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность, выбора у вас нет. Консолидированная финансовая отчетность должна составляться исключительно по МСФО.

Ведущая:

Чтобы оценить уровень проблематичности, или наоборот, беспроблемности перехода большинства организаций с национальных стандартов на международные, нужно определить их отличия. Как Вы оцениваете, насколько велики эти различия? И если можно, остановитесь на наиболее существенных из них.

Шнейдман Л.З.:

Мы движемся к МСФО уже не один год. И надо отдать должное, нам удалось значительно приблизиться к ним. Благодаря этому движению в российскую учетную практику вошли такие категории, которых не было в российской системе учета и отчетности еще лет 10 назад. Скажем, связанные стороны, сегментная информация, обесценение активов, отложенные налоги. Вместе с тем следует признать, что нам предстоит еще достаточно длительный путь в направлении международных стандартов, ибо различия между международными стандартами и российскими правилами, по-прежнему, остаются существенными. В качестве основных я бы обозначил следующие три области различий.

Во-первых, один из важнейших основополагающих принципов МСФО - приоритет экономического содержания перед правовой формой. По существу, МСФО говорят, что, до некоторой степени, можно забыть про то, в какую правовую форму облечен тот или иной факт хозяйственной жизни. Важно, что он представляет собой с экономической точки зрения. Исходя из этого он и представляется в отчетности. Российская бухгалтерия традиционно исходила из иного подхода. Она исходила из некоего единства между экономическим содержанием и правовой формой, а подчас даже приоритета правовой формы перед экономическим содержанием. Приведу такой пример. Каким образом эмитент отражает в финансовой отчетности собственные привилегированные акции? Для российской бухгалтерии не существует никакого вопроса - это часть капитала. С точки зрения МСФО, надо внимательно изучать условия, на которых выпущены привилегированные акции, как они обращаются на рынке. Часто привилегированные акции в МСФО будут рассматриваться эмитентом не как часть капитала, а как часть обязательств. Если посмотреть на привилегированные акции с экономической точки зрения, то вряд ли можно найти какое-нибудь значительное отличие между ними и, скажем, облигациями. В обоих случаях, по существу, имеем дело с разными заемными средствами, не дающими тех прав, которые дают обыкновенные акции. Поэтому в МСФО, привилегированные акции могут трактоваться не как часть капитала, а как обязательства, по аналогии с облигациями и другими заемными средствами.

Вторая область - вопросы оценки, измерения активов и обязательств. Российская бухгалтерия движется постепенно к рыночным способам оценки активов и обязательств. МСФО сделали за последние годы колоссальный рывок в этом направлении. Сегодня основным способом оценки является оценка по справедливой стоимости. В российской практике такая оценка не используется. Это обуславливает значительные отличия российской финансовой отчетности от отчетности, составленной по международным стандартам.

Третья область - объем раскрываемой информации. МСФО построены на принципе прозрачности. Их цель - предоставить достаточный объем полезной информации широкому пользователю. Российские стандарты находятся только в начале движения к широкому раскрытию информации. Причем в этом вопросе в российской практике есть масса подводных камней. Казалось бы, Министерство финансов Российской Федерации вводит требования по раскрытию информации, например, сведений о "связанных сторонах" или, в российской терминологии, "аффилированных лицах". К сожалению, эти требования практически не выполняются. Данная информация, если и раскрывается, то она раскрывается таким образом, что сделать из нее какие-то выводы, вычленить из нее то главное, что нужно финансовому аналитику, инвестору, практически невозможно. Потому что опыта, практики, да и желания раскрывать такую информацию сегодня у российских компаний нет.

Это те три области, которые я бы назвал в качестве основных отличий российской системы отчетности от международных стандартов.

Ведущая:

Интересный ответ. Если вернуться к первому отличию, о котором Вы говорили, к приоритету экономического содержания над правовой формой. Как Вы считаете, не может ли это в будущем привести к тому, что на практике многие правовые институты отомрут или потребуются какие-то коррективы в законодательстве о ценных бумагах, гражданском законодательстве и так далее?

Шнейдман Л. З.:

Вы льстите бухгалтерии. Речь не идет о том, что бухгалтерия будет диктовать гражданскому праву категории. Бухгалтерия использует и будет продолжать использовать, на каких бы стандартах мы не работали, институты и категории права. Но постепенно международная практика бухгалтерского учета приходит к тому, что бухгалтерия становится достаточно обособленной системой, в которой действует очень много собственных категорий и институтов, понятий. Я уже упоминал несколько раз понятие "связанные стороны". Сегодня в российской практике используется понятие "аффилированые лица", которое заимствовано и определено другими законодательными актами, в частности законодательством об ограничении монополистической деятельности. Однако бухгалтерия не может ограничиться только подходом, определенным в данном случае законодательством, потому что это достаточно формальный подход. А для бухгалтерии важен сущностный подход. Часто, где формально не существует аффилированости, на самом деле связь есть. Другой пример. Уже не столько юридическая, сколько экономическая категория - гиперинфляция. Существуют экономические представления о том, что есть гиперинфляция. В бухгалтерии понимание гиперинфляции отличается от общеэкономического. Скажем, отчетность по МСФО за 2003 г. стала первой отчетностью российских компаний, когда не должен применяться МСФО ( IAS) 29, посвященный условиям гиперинфляции. И отчетность за 2002 г., и отчетность за 2001 г., составлявшаяся российскими компаниями по МСФО, отражала условия гиперинфляция. Существовала ли в 2001 и 2002 годах в России гиперинфляция с точки зрения общеэкономических представлений? Скорее всего ответ отрицательный. А вот с точки зрения МСФО в России в 2001 и 2002 годах существовала гиперинфляция. Иными словами, многие категории, институты и понятия, имеющие место в праве, или общеэкономические для целей бухгалтерии приобретают несколько иное содержание. Это одна из серьезнейших проблем, которую нам необходимо решить, если мы хотим переходить на МСФО. Сегодняшнее построение российского законодательства таково, что бухгалтерские правила - часть законодательства. Если мы говорим о введении в Российской Федерации МСФО, то сразу встает вопрос: как быть с понятийным аппаратом, как быть с категориями и институтами, которые традиционно используются в гражданском законодательстве, но имеют абсолютно иное наполнение в МСФО?

Ведущая:

Сами МСФО не содержат этого понятийного аппарата?

Шнейдман Л. З.:

Содержат, конечно. Именно они определяют, что такое, скажем, связанная сторона. Это определение шире, чем определение аффилированного лица в российском законодательстве. Международные стандарты содержат понятие дочерней компании, и оно отличается от понятия дочернего общества в Гражданском кодексе Российской Федерации. Понятие ассоциированной компании в МСФО шире понятия зависимого общества в Гражданском кодексе. И так можно продолжать дальше.

Ведущая:

Следующий вопрос. В какой валюте будет составляться консолидированная финансовая отчетность?

Шнейдман Л.З.:

Законопроект говорит лишь о том, что консолидированная финансовая отчетность выражается в рублях. Но он не затрагивает вопрос выбора так называемой функциональной валюты. Этот вопрос решается в МСФО. Международные стандарты содержат специальные положения, каким образом выбирается валюта измерения. Чаще всего для российских компаний это будут рубли, потому что основная деятельность осуществляется ими в рублях. Но в отдельных, хотя и редких, случаях это может быть валюта, отличная от рублей. В любом случае принципы выбора валюты определены МСФО.

Ведущая:

То есть, она позволит вести отчетность и в валюте, отличной от рубля?

Шнейдман Л.З.:

Мы говорим о составлении консолидированной финансовой отчетности. В том случае, если деятельность компании, в основном, связана с валютой, отличной от российских рублей, то компания должна будет составлять консолидированную финансовую отчетность именно в этой валюте.

Ведущая:

Законопроект, который мы обсуждаем, предусматривает обязательное проведение аудиторской проверки, подготовки отчетности по МСФО. Как Вы считаете, не повлечет ли это существенного увеличения финансовой нагрузки? Какие еще затраты ждут организации при переходе на МСФО?

Шнейдман Л.З.:

Ответ будет короткий - повлечет. Но это нормальные деловые издержки компании. Они окупятся тем, что компания получит возможность привлечь с рынка более дешевые финансовые ресурсы. Кроме того, в этих расходах компания заинтересована: аудиторское заключение на отчетность по МСФО подтверждает добросовестность компании, надежность данных, предоставляемых ею рынку. Это своего рода вклад в положительный имидж компании.

Вообще, переход на МСФО это достаточно затратное дело. Прежде всего для самих компаний. Здесь затраты на переобучение старого и наем нового персонала, приобретение или перенастройка компьютерных систем, изменение систем документооборота и внутреннего конроля, переориентация всей системы управления компанией. Это затраты и для государственных учреждений, ибо они должны переобучить свой персонал, занятый надзором и анализом информации о компаниях.

Ведущая:

Будет ли предусмотрено введение обязательной аттестации для тех лиц, которые ответственны за составление консолидированной финансовой отчетности? И если да, то в каком порядке эта аттестация планируется проводиться?

Шнейдман Л.З.:

В настоящее время этот вопрос прорабатывается. Но я бы попытался посмотреть на него с такой точки зрения. Прежде всего, нам необходимо быть уверенными в профессионализме и высокой квалификации тех лиц, которые подтверждают качество отчетности. Речь идет об аудиторах. Пользователи консолидированной финансовой отчетности хотят быть уверены, что отчетность надежна. Для этого между ними и компанией стоит аудитор, который подтверждает надежность отчетности. Мы должны быть уверены, что аудитор является квалифицированным специалистом. С этой точки зрения, оценка уровня профессионализма, уровня квалификации аудитора, его знаний, понимания и навыков работы с МСФО абсолютно необходима. Бухгалтеру, как лицу, готовящему такую отчетность, в идеале, конечно, хорошо было бы подтвердить свои профессиональные знания и навыки. Но говорить о том, что такого рода подтверждение для бухгалтера должно существовать на государственном уровне, думается не вполне обоснованно.

Ведущая:

Спасибо за Ваши развернутые, подробные ответы. Будем надеяться, что нашей интернет-аудитории, которая специализируется на составлении финансовой отчетности, будут очень полезны Ваши советы, Ваши разъяснения. Если Вы не возражаете, несколько вопросов из зала от средств массовой информации?

Киселева Ольга, "Бюро правовой информации":

Скажите, пожалуйста, переход на МСФО полностью упразднит российскую отчетность, или она все-таки сохранится для определенных компаний?

Шнейдман Л. З.:

В настоящее время Министерство финансов по заданию Правительства работает над Концепцией развития системы учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Вопрос, который Вы задаете, как раз концептуального плана. Каким образом будет строиться система регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Российской Федерации? Совершенно очевидно, что для целого ряда компаний МСФО превратятся в основной базовый комплект, определяющий содержание и порядок подготовки финансовой отчетности. Для других компаний, например, непубличных, средних и мелких, я не исключаю необходимости сохранения российских правил отчетности.

Новиков Сергей, газета "Учет, налоги, право":

Когда предполагается ввести в действие законопроект о консолидированной отчетности, т.е. если спросить по-другому, когда Открытые Акционерные Общества и прочие организации, попадающие под критерий, определенный законопроектом, обязаны будут сдавать свою отчетность, подготовленную по международным стандартам?

Шнейдман Л. З.:

Вряд ли я смогу сегодня точно обозначить сроки. Это вопрос, который должен быть адресован законодателям, потому что законопроект находится в Государственной Думе. Министерство финансов надеется, что законодатели с пониманием отнесутся к необходимости скорейшего рассмотрения данного законопроекта. Ибо нам в Министерстве финансов очевидно: консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО, - важнейший элемент рыночной инфраструктуры, да и важнейшее средство обеспечения информационных потребностей участников рынка.

Новиков Сергей, газета "Учет, налоги, право":

Когда законопроект вступает в силу: с 2005 г., с 2006 г?

Шнейдман Л. З.:

В проекте предусмотрен срок, но вы понимаете, что этот срок установлен, исходя из того, что законопроект был внесен в определенный момент в Государственную Думу. Дальше начинается законотворческий процесс, который, видимо, потребует корректировки срока, предусмотренного законопроектом.

Новиков Сергей, газета "Учет, налоги, право":

То есть пока преждевременно говорить о том, что отчетность за 2005 г. Открытое Акционерное Общество обязано будет сдавать в соответствии с МСФО?

Шнейдман Л.З.:

Министерству финансов Российской Федерации очень хотелось бы, чтобы уже за 2004 г. консолидированная отчетность составлялась в соответствии с МСФО.

Киселева Ольга, "Бюро правовой информации":

Нельзя просто не задать вопрос, потому что те скандалы, которые происходили и на европейском рынке, и американском, связанные с компанией "Пармалат" и др. имели резонанс. Получается, что те стандарты, которым следуют компании, не гарантируют того, что, используя эти стандарты, тем не менее, можно скрыть истинное положение дел. И, тем не менее, мы отдаем приоритет МСФО, я имею в виду Россию, и все равно последовательно движемся к этим стандартам. Скажите, на чем зиждется такая уверенность, что они лучше, чем, например, национальные стандарты? Если гарантий нет ни там, ни там, а многие участники рынка со скепсисом относятся к такому жесткому переходу, к такой жесткой политике в отношении перехода. Вы сказали, что не знаете почему, например, многие компании, сдавая отчетность, отдают предпочтение российским стандартам, хотя здесь явно дело не только в том, что они неграмотны, или еще что-то, здесь более глубокие причины. А они не изучаются.

Шнейдман Л.З.:

Давайте отвлечемся на минуту от бухгалтерских правил и возьмем правила дорожного движения. Какими бы добротными не были эти правила, вряд ли это избавляет нас от дорожных аварий, нарушителей, лихачей, водителей в нетрезвом состоянии и тому подобного. Та же ситуация и в области финансовой отчетности. Какими бы качественными не были стандарты финансовой отчетности, недобросовестный человек всегда может их нарушить. Наличие правил в любой области не спасает от нарушения их. Преимущество МСФО заключается в том, что они дают возможность составить достаточно объективную и полезную картину финансового положения и финансовых результатов деятельности компании. Полезную финансовому аналитику, инвестору, широким слоям внешних пользователей. Если мы будем сравнивать российскую бухгалтерскую отчетность и отчетность, составленную по МСФО, то, с точки зрения полезности, пользователи сегодня отдают предпочтение отчетности, составленной по МСФО. Однако никто и никогда не заявит, что использование МСФО избавляет от фальсификаций, иных недобросовестных действий, ошибок. Поэтому говорить, что корпоративные скандалы в США и Европе ставит под сомнение качество МСФО, на наш взгляд, некорректно. Кстати, именно корпоративные скандалы до некоторой степени подстегнули американские регулирующие органы внимательнее и активнее присмотреться к МСФО. Но я еще раз повторяю, наивно полагать, что какие-либо правила отчетности, даже МСФО гарантируют от фальсификаций и недобросовестных действий нечистоплотных дельцов.

Киселева Ольга, "Бюро правовой информации":

Преимущества МСФО, насколько они велики перед национальными?

Шнейдман Л.З.:

Преимущества заключаются в том, что с точки зрения внешнего пользователя я получаю больше информации и более полезную, ценную информацию. Иначе, пользователь получает тот продукт, который ему нужен, на который он рассчитывал. Не это ли свидетельство преимуществ МСФО?

Ведущая:
Коллеги, давайте поблагодарим Леонида Зиновьевича за очень интересные ответы.

Шнейдман Л.З.:

Спасибо Вам за заинтересованность в проблемах финансовой отчетности.

Читать ГАРАНТ.РУ в и