Новости и аналитика Интервью Правовое обеспечение деятельности таможенных органов: проблемы и дальнейшие перспективы

Правовое обеспечение деятельности таможенных органов: проблемы и дальнейшие перспективы

4 ноября 2004 года в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с Заместителем руководителя Федеральной таможенной службы Юрием Федоровичем Азаровым

Тема интервью: "Правовое обеспечение деятельности таможенных органов: проблемы и дальнейшие перспективы".

Интервью организовано и проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

Ведущая интервью - Комарова Татьяна Юрьевна (заместитель директора по внешним связям компании "Гарант").

Ведущая:

Доброе утро, уважаемые дамы и господа, здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-интервью с Заместителем руководителя Федеральной таможенной службы Юрием Федоровичем Азаровым.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный таможенный комитет Российской Федерации был преобразован в Федеральную таможенную службу, при этом его функции по принятию нормативно-правовых актов в установленной сфере деятельности были переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации. 21 августа 2004 года Постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о Федеральной таможенной службе, которым регламентированы полномочия службы и вопросы организации ее деятельности.

На интервью планируется обсудить проблемы, связанные с преобразованием ГТК России в ФТС России, основные направления деятельности таможенных органов и функции ФТС России, возможные изменения таможенного законодательства и перспективы развития таможенной службы, другие актуальные вопросы, касающиеся правового обеспечения деятельности таможенных органов.

Стенограмма интервью будет размещена на интернет-сайте компании "Гарант" www.garant.ru

Уважаемый Юрий Федорович, разрешите задать Вам первый вопрос.

Как административная реформа отразилась на полномочиях таможенных органов? Что, в первую очередь, изменилось с преобразованием ГТК России в ФТС России?

Азаров Ю.Ф.:

Я хотел бы поблагодарить Вас за приглашение. Это мое второе выступление у Вас, и это уже превращается в некую систему. Думаю, что такие встречи будут полезны всем.

Что касается нынешнего положения ФТС, как известно, оно определено внесенными изменениями в Таможенный кодекс (ТК), оно определено новым Положением о ФТС. Сегодня ФТС в своей деятельности подведомственно Министерству экономического развития и торговли, а в части, касающейся таможенных платежей, Министерству финансов. Соответственно, эти полномочия министерств определены в Положениях о них и функции разделены на два блока. Один блок - нормотворческий, который сегодня закреплен за министерствами. Второй блок, связанный с правоприменением, так и остается за федеральной службой. И я бы не сказал, что здесь произошли какие-то значительные изменения, так как за свою деятельность мы отвечаем напрямую, в том числе за таможенный контроль, таможенное оформление, в целом - за таможенное дело в России. В настоящий момент у нас завершается этап выстраивания отношений с министерствами. Не скажу, что есть какие-то глобальные проблемы. Сегодня определяются наши взаимоотношения по рассмотрению документов, по обмену информацией, по контролю над поручениями министра, за рассмотрением и согласованием тех нормативных актов, которые сегодня в компетенции министерства. Соответственно, ФТС, как и все другие службы и агентства, в части, их касающейся, не стоят в стороне от нормотворческого процесса. Политика и идеология определяются министерством. Я думаю, что к началу января, с учетом проведенных организационных и структурных мероприятий, все у нас окончательно встанет на место. Если говорить о функциях ФТС, то функции, связанные с организацией таможенного контроля и таможенного оформления, борьбой с контрабандой, пополнением бюджета, таможенными платежами и пошлинами и т. п., остаются за ФТС и в тех же рамках ею реализуются.

Ведущая:

Как Вы оцениваете состояние правовой базы, регулирующей таможенные правоотношения? И думаю, что здесь же можно задать и такой вопрос: Какие принципиально новые положения содержит новый ТК? Когда мы в прошлый раз с Вами встречались, непосредственно сразу после принятия ТК, мы уже эту тему обсуждали. Однако прошло определенное время, и, может быть, уже видны какие-то новые проблемы?

Азаров Ю.Ф.:

Вопрос, я думаю, интересует очень многих. Я хочу напомнить, что буквально на прошлой неделе прошли парламентские слушания, на которых рассматривалась правоприменительная практика по реализации таможенного законодательства. Можно сегодня сказать, что формирование законодательства в таможенной сфере близко к своему завершению. Скоро уже будет год, как действует ТК. По заключению не только самих таможенников, но и экспертов различных уровней, участников внешнеэкономической деятельности, ТК работает достаточно эффективно. Он действительно позволил нам существенно изменить практику таможенного контроля и оформления. Я об этом в двух-трех словах скажу более детально. Сейчас рассмотрен Госдумой и находится на подписи Президента закон, вносящий дополнительную главу в ТК в части, касающейся таможенных сборов. Он меняет подходы к взиманию и механизму определения таможенных сборов. Первое чтение в Госдуме прошли изменения в Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-I "О таможенном тарифе", касающиеся определения таможенной стоимости. При этом главной задачей стало практически полное приближение этой части закона к условиям и требованиям Международной конвенции ГАТТ, ее 7-й статье, определяющей параметры определения таможенной стоимости. И, можно сказать, с принятием этих законов таможенное законодательство в целом будет сформировано. Сейчас по нескольким линиям ведется мониторинг правоприменительной практики. Это, во-первых, внутри самой ФТС России, во-вторых, другие министерства и ведомства занимаются такой работой, в частности Минэкономразвития России. Мониторинг также ведется на площадке Госдумы и Совета Федерации. Свидетельство тому - недавно проведенные парламентские слушания. Кроме того, в этом процессе активно участвует и бизнес. В целом, оценка ТК позитивная, что было подчеркнуто и в ходе парламентских слушаний, хотя, надо сказать, замечаний много. И у нас самих есть определенные замечания, о которых, если есть необходимость, можно говорить, и есть критические замечания со стороны бизнеса. Я даже могу по парламентским слушаниям сказать, что весьма критичным было выступление представителя Рослегпрома, который говорил, что введение в ТК нормы, позволяющей физическим лицам ввозить товар на сумму до 65000 рублей раз в неделю, практически подрывает основы легкой промышленности и заполняет рынок дешевым товаром, с которым наша промышленность конкурировать не может. Я думаю, к этому мнению надо прислушаться. Ряд высказываний были связаны с практикой нашей деятельности. Я думаю, что это наиболее сложная проблема, которую нам предстоит решать. Нас, допустим, критиковали за то, что подчас на пунктах пропуска навязываются услуги некоторых структур по таможенному сопровождению, услуги брокеров. Ну, кстати, по этому вопросу есть и критические выступления в прессе. Мы сами тоже очень много работаем для того, чтобы личный состав понимал смысл и значение ТК как более либерального закона по сравнению с предыдущим. Таким образом, работы еще много, но хочу еще раз подчеркнуть, что ТК оценивается позитивно. Что касается второй части Вашего вопроса, хотелось бы отметить, что мы сегодня можем на практике говорить о достижении определенных результатов. У нас идет серьезнейшее изменение подходов к вопросам организации таможенного контроля и таможенного оформления. Например, ускорение таможенного контроля. Я могу сказать, что сегодня у нас 95% товаров выпускается в срок до трех дней, из них где-то порядка 70% - в срок один день. Мы начали на практике применять управление рисками - принцип, который введен в ТК. Это позволило нам таможенный досмотр снизить с 90%, т.е. с практически тотального таможенного досмотра в рамках прошлого Кодекса, до 60%, причем эта динамика очень быстро меняется в сторону улучшения. Начали использоваться процедуры подачи предварительной, неполной, периодической таможенной декларации, периодическое временное декларирование. Очень большие надежды у нас и у законодателей, участников ВЭД были связаны с этими нормами. Например, в Северо-Западном таможенном управлении рост этого вида процедур произошел на 25%, в Дальневосточном - на 35%, в Приволжском - на 70%, в Сибирском и Южном - в два раза. Что касается обеспечения уплаты таможенных платежей, я могу сказать, что если в Дальневосточном таможенном управлении в первом полугодии 2003 года обеспечение было внесено только в шести случаях, то есть это практически нулевая практика, то в первом полугодии 2004 года - уже 1092 случая. То есть бизнес пользуется этой формой. В Северо-Западном таможенном управлении увеличение составило почти 90%. Это достаточно убедительные факты того, что механизмы, заложенные в ТК, начинают работать.

Ведущая:

Не секрет, что во многих случаях таможенные нормы и правила были непреодолимым барьером для многих предпринимателей при осуществлении их деятельности. Совершенно ясно, что для развития предпринимательства в стране необходим некий баланс между интересами общества и государства, с одной стороны, и интересами бизнеса - с другой. Какие шаги были предприняты в этом направлении?

Азаров Ю.Ф.:

Я могу только единственное добавить, что мы теснейшим образом работаем с бизнесом. У нас не только не снизилась активность взаимодействия с бизнесом, а наоборот. Эта активность значительно возросла с принятием ТК. Я хочу напомнить всем участникам нашей интернет-конференции, что в ТК есть специальная норма, обязывающая нас взаимодействовать с участниками внешнеэкономической деятельности. Это позволяет нам сверять наши действия, учитывать недостатки в нашей работе, согласовывать какие-то наши шаги. Естественно, ставка сегодня делается, как это и должно быть, на добросовестного участника внешней экономической деятельности. Скажу критически: да, не все получается, пока не все получается. Хотелось бы, чтобы лучше работала 68-я статья ТК, определяющая упрощенные процедуры таможенного оформления и контроля. Она подразумевает собой выпуск товара даже до завершения. В этой норме существуют внутренние условия, в соответствии с которыми участник ВЭД берет на себя обязательства в любой момент показывать нам свой учет товаров. И мы по итогам проверки завершаем таможенный контроль. Не работает норма? - пытаемся выяснить, почему. Это может быть по целому ряду причин. Да, таких фирм у нас немного. Их всего порядка 60. И нас очень здорово критикуют за то, что мы не включили 68-ю статью ТК в полной мере. Но это в большей степени связано с тем, что произошли изменения в ТК и решениях о допуске к процедуре, определяемой 68-й статьей. Теперь этот допуск является прерогативой Минэкономразвития. Проблема действительно серьезная. Проблема состоит в следующем: давая разрешение на применение 68-й статьи ТК, Минэкономразвития должно вникать в вопросы правоприменения, что ему в то же время законом не разрешено. Но здесь тоже будет найдено решение, и, скорее всего, законодатель пойдет по пути, что Минэкономразвития делегирует свое право на принятие такого решения ФТС. По 68-й статье, с моей точки зрения, решение надо доводить до таможни. То есть мы спокойно придем к этому в ближайшее время. Такие моменты существуют. Но в целом идет такой позитивный процесс.

Ведущая:

А насколько сейчас наши таможенные процедуры соответствуют мировому уровню?

Азаров Ю.Ф.:

Я хочу сказать, что мы не работаем в некоем закрытом пространстве и работу нашей ФТС, и вообще таможни России, очень пристально исследуют наши зарубежные партнеры, в частности ВТО, а также эксперты Всемирной таможенной организации. Сегодня мы можем сказать, что их оценка позитивна именно с точки зрения соответствия наших процедур мировым стандартам. Это был один из главных идеологических моментов в ТК. Когда мы Кодекс отрабатывали в Думе, мы закладывали главный принцип: соответствие международным стандартам. Мы прошли проверку и еще в одном направлении. В связи с расширением ЕС мы ведем очень активную работу с европейским сообществом и ЕС по поводу унификации наших таможенных процедур. Вот прямой ответ на Ваш вопрос. То есть, если бы наше законодательство расходилось с международными стандартами, мы сегодня оказались бы в тупике. Я должен сказать, что дней 10-15 назад в Брюсселе была специальная конференция, посвященная нашему ТК и вопросам его соответствия международным стандартам. Заключение было таким: и Кодекс, и процедура соответствуют международным стандартам. Затем вырабатывается тактика по сближению наших таможенных процедур. Наша генеральная линия - это именно сближение таможенных процедур с точки зрения единого административного документа, действующего в рамках ЕС и России. Мы должны сблизить их до такой степени, чтобы процедуры таможенного оформления и контроля осуществлялись на единых принципах и единых основах. Еще раз подчеркиваю, что, к счастью, мы вовремя успели принять наш ТК. Эти основные нормативные положения в нем существуют и во многом развязывают нам руки. Возьмем, например, электронное декларирование. Без законодательного закрепления этого вопроса мы бы не смогли продвинуться в сторону, например, ЕС. Таких примеров можно привести достаточно много.

Ведущая:

Одной из новелл нового Таможенного кодекса Российской Федерации является возможность представления документов для таможенного контроля в электронном виде. Для чего это нужно?

Азаров Ю.Ф.:

Введение электронного декларирования связано с серьезным техническим перевооружением ФТС России. Без введения электронного декларирования мы не придвинемся к международным стандартам и реализации нашего принципа ускорения. Более того, введение электронного декларирования должно нам позволить сочетать наши процедуры со стандартами, существующими на Западе. Что для этого делается?
Во-первых, это сложная, длительная и дорогостоящая работа. Нам необходимо технически перевооружить всю таможенную систему. Мы должны изменить все наши системы связи, в чем есть очень большая проблема. У нас очень много таможенных пунктов пропуска, расположенных в таких районах, где у нас на сегодня нет даже нормальной связи. Значит, мы вынуждены обращаться сегодня к космической связи.
Во-вторых, мы должны поменять весь наш компьютерный парк. Вот в этом году мы уже закупили более 12 000 современных компьютеров и серверов для замены тех, что у нас имеются. У нас есть компьютеры, полностью изжившие себя, которые не могут использоваться даже в качестве пишущих машинок. Извините за такое грубое высказывание, но это действительно так. Кроме того, хорошо известно, что, понимая важность наличия транспортного коридора через Россию по многим направлениям, Всемирный банк, уже с учетом нового ТК, выделил кредит в 140 млн. долларов на перевооружение таможенной службы. Эти 12 000 компьютеров - это реализация данного кредита. И плюс к этому мы на практике начинаем применять эти процедуры. Да, мало. Да, всего-навсего можем говорить о десятке таможенных постов, в основном здесь, в Москве, которые уже начинают применять электронную подпись, электронное декларирование. Но это задача будущего, и здесь мы ведем весьма и весьма интенсивную работу. Я думаю, что эту задачу мы решим. На данном этапе для нас будет очень важно, соответственно, обучение и подготовка личного состава, работа с участниками ВЭД и брокерами. Эту работу мы уже ведем.

Ведущая:

Предусмотрены ли в новом таможенном законодательстве упрощенные порядки пересечения границы для стран СНГ? Предпринимаются ли на законодательном уровне какие-либо меры в направлении создания единого экономического пространства? Либо это регулируется только в рамках межправительственных соглашений?

Азаров Ю.Ф.:

Я отвечу коротко на этот вопрос. Участникам конференции достаточно хорошо известно, что ТК не делает каких-то специальных оговорок для отдельных случаев, территорий, государств, участников ВЭД. Нормы ТК в этой части общие для всех. И нормы, устанавливающие упрощенный вариант таможенного контроля и оформления, имеют отношение ко всем государствам (будь то страны СНГ или дальнего зарубежья), ко всем фирмам, участвующим во внешней торговле. Другой вопрос, что мы сейчас ведем активную работу в части выработки таможенных процедур со странами нашего ближнего зарубежья. Это касается стран СНГ, где ведется работа на уровне Межпарламентской Ассамблеи по формированию модельного Таможенного кодекса, и мы в этой работе участвуем. Мы хотим выработать единые подходы, нечто вроде рамок Киотской конвенции. И, конечно, в связи с поручениями руководителей государств, входящих в ЕЭП, где сегодня готовятся основы таможенного законодательства этих государств, ведется работа по отработке процедур на основе международных стандартов. Это, конечно, вопрос, связанный с соглашением по этому поводу. У нас есть соответствующее поручение, ведется соответствующая работа.

Если говорить о ЕЭП, то здесь должны быть предельно упрощенные процедуры таможенного оформления, таможенного контроля, перемещения товаров, но при этом ни одно государство, конечно, не поступится своими интересами, и здесь надо находить сочетание национальных и общих интересов. Когда экономическое пространство станет общим, когда будет меньше преград, в том числе и таможенных, тогда можно будет говорить о большей степени интегрированности этих государств.

Ведущая:

Среди наших вопросов некоторые достаточно острые. Каковы основные причины обжалования действий сотрудников таможенных органов в судах? Как часто обжалуются виновные действия, например превышение служебных полномочий?

Азаров Ю.Ф.:

Очень хороший вопрос. И я постараюсь предельно кратко на него ответить. Дело в том, что задавший вопрос, видимо, исходит из того, как в нашей стране работают нормы ТК, касающиеся вопросов обжалования действий и бездействия таможенных органов. Должен вам сказать, что эти нормы работают. В меньшей степени работает упрощенная форма обжалования. Я напомню, что речь идет о тех нормах ТК, которые позволяют уже в процессе таможенного оформления обратиться с устным запросом к руководителю таможенного органа, а тот обязан незамедлительно дать ответ. Если он не может дать ответ, то должен составить акт, который позволит участнику ВЭД обращаться в вышестоящие органы. Сложно зафиксировать эти моменты, потому что, как правило, такие упрощенные формы обжалования - это и есть сам процесс таможенного оформления и контроля. В процессе таможенного оформления участники ВЭД обращаются к руководителю и получают быстрый ответ, и даже нет необходимости это фиксировать в какой-либо статистике. А что касается обжалования действий и бездействия таможенных органов, то у нас есть достаточно интересная практика. Я могу сказать, что действия и бездействие обжалуются во многих таможенных органах. Таких фактов обращений во все инстанции, начиная с региональных таможенных управлений и заканчивая ФТС, много. Основные направления, по которым идут жалобы, это, как правило, вопросы, связанные с привлечением таможенными органами физических и юридических лиц к административной ответственности за совершение таможенных нарушений. Это также применение таможенными органами обеспечительных мер, изъятие, арест, реализация при производстве по делам о нарушении таможенных правил. Обращает на себя внимание обжалование решений должностных лиц при отказе приеме ГТД, при запрете выпуска товаров, при нарушении срока выпуска товаров, непринятии таможенными органами кода товаров, классификации товаров, связанных с определением таможенной стоимости, и так далее. Это абсолютно нормальная живая практика. И скажу сразу, что мы стараемся реагировать на жалобы в части действий и бездействия таможенных органов достаточно взыскательно, не исходя из позиции защиты ведомственных интересов. Цифровые примеры этому я могу сейчас привести. Допустим, в текущем году уже в рамках действия нового ТК наибольшее число жалоб связано с исчислением и взиманием таможенных платежей - это почти 50% от общего числа жалоб. Региональными таможенными управлениями сегодня удовлетворяется треть этих жалоб, в частности на решения по вопросам таможенной стоимости. И 27% жалоб - на решения при определении кодов товаров. На уровне ФТС России у нас есть специальная служба, которая занимается рассмотрением жалоб. Мы удовлетворяем жалобы по таможенной стоимости в 82% случаев, а по коду товаров - в 33%. Из числа рассмотренных жалоб, в частности на отказ в принятии декларации, на запрос дополнительных документов, необходимых для выпуска, и на нарушения сроков проверки декларации, удовлетворяется примерно 30%. Это цифры, очень близкие к судебной практике. Более того, мы можем привести примеры, когда наши решения не поддерживаются впоследствии судами. Но это лишь единицы случаев, когда суд нас не поддерживает. Мы заинтересованы в том, чтобы принимать справедливые решения. Через этот механизм вырабатывается собственная практика. Мы обобщаем эту практику и корректируем действия таможенных органов. Что касается судебной процедуры - да, обращений в суды много и из года в год эта цифра растет. Я вам скажу, что если еще лет пять назад в суды предъявлялось порядка 8 000 исков, то уже в этом году их будет уже около 30 000. Это огромная работа. Большую часть судебных процессов мы выигрываем, примерно 60%. Подчеркну одно, что ТК в этой части работает. И процедура обжалования действий и бездействия таможенных органов, с моей точки зрения, более интересна участникам ВЭД. Кстати, протестов прокуроров получаем меньше, потому что снимаем сами эти вопросы. Эта процедура носит оперативный характер, мы зажаты рамками процессуальных сроков. Я хочу напомнить, что процедура рассмотрения, в частности, вопросов, связанных с контролем или обжалованием постановлений по делам о нарушениях таможенных правил, происходит практически в форме того же судебного процесса. То есть присутствуют при рассмотрении этих жалоб участники ВЭД либо их представители, могут участвовать и представители прокуратуры, и ФТС, либо это ВРТО. Процесс рассмотрения жалоб происходит гласно, и мы обязаны немедленно принять решение при непосредственном завершении процедуры рассмотрения жалобы. Эти механизмы, с моей точки зрения, весьма удачны. И такую практику мы будем поддерживать именно с точки зрения принятия справедливых решений, как бы это не было неудобно для наших сотрудников.

Ведущая:

Спасибо за такой откровенный и развернутый ответ. Вы привели некоторые количественные оценки. А если качественно оценить работоспособность и применимость не только процессуальных норм нового ТК, с чего Вы начали свой ответ, но и материальных? Насколько эти нормы оказались быстро восприняты сотрудниками таможенных органов, насколько они оказались подготовлены к их применению?

Азаров Ю.Ф.:

Я отвечу на этот вопрос достаточно прямо. Я об этом говорил на парламентских слушаниях. Сам по себе ТК можно считать удачным документом, даже при всех издержках, которые есть. Он работает. Мы, собственно говоря, и не предполагали, что принятие Кодекса и введение его в действие с 1 января 2004 года сразу создаст некую идеальную атмосферу, идеальную обстановку, когда и Закон начнет работать автоматически, и, самое главное, должностные лица станут работать строго в рамках своих полномочий. И сразу исчезнет стереотип жесткого администрирования, который формировался полтора десятка лет. ТК, как известно, - либеральный документ. И нельзя было предполагать, что все участники ВЭД станут такими идеальными, что все станут законопослушными. Так не бывает, тем более при неустойчивой экономической и правовой ситуации в обществе.

Я Вам скажу так. Да, ТК начал работать. У нас есть позитивные перемены, я о них сказал. Бизнес это тоже видит. Хотя количество нарушений таможенных правил и уменьшилось, их все равно весьма много. Мы за девять месяцев этого года возбудили 1 600 уголовных дел. Мы возбудили порядка 59 или 58 тыс. дел об административных правонарушениях. Это в той части, которая касается бизнеса. Законопослушный бизнес устраивают такие правила игры, но быстро на них перейти нельзя. Самая сложная проблема, и мы ее признаем, она действительно есть, - это проблема личного состава, его перехода на новые требования ТК. И здесь есть определенные трудности. У сотрудников есть опасения, заложенные годами: я приму либеральное решение, а что потом со мной будет? А как с меня за это спросит прокуратура? И как с меня за это спросит вышестоящее начальство? Так вот, чтобы избежать выговора и, соответственно, неполучения в течение N -го периода премий за свою работу при нищенской зарплате, сотрудник таможенного органа часто перестраховывается: дай мне эту бумагу, дай мне ту бумагу: Отсюда рождаются обращения и к нам, и в судебные органы.

Все прекрасно знают ситуацию. У нас абсолютно все здорово стало с соблюдением законодательства со стороны участников ВЭД, наших чиновников. Эти процессы идут, и идут они в позитивную сторону. Нам приходится очень много работать с личным составом. Главное, что сегодня принятие решения перенесено на таможенный пост. Если раньше в рамках старого кодекса крупные решения спускались сверху, то есть принималось решение наверху, потом давали команду вниз: выпускай товар, определи таможенную стоимость, возьми вот такие платежи и т.д. Сегодня бремя этого решения, ответственность за это решение легли на нижестоящий таможенный орган и на инспектора. А инспектор не всегда к этому готов. То есть сегодня все наоборот. Ты прими решение, а мы тебя проверим. Инспектор боится этой проверки. Он перестраховывается. Я скажу откровенно: в этом плане есть проблемы. Я придерживаюсь такой позиции: участники ВЭД должны постоянно напоминать таможеннику нормы закона. То есть: "Извини, но вот в законе это так". Мы, по меньшей мере, требуем именно этого от сотрудников таможенных органов. Здесь, конечно, идет очень серьезная и большая работа. Вот тут как никогда важно наше взаимодействие с бизнесом в интересах создания нормального здорового правового поля.

Ведущая:

Наверное, Вы ведете работу по подготовке, переподготовке ваших сотрудников?

Азаров Ю.Ф.:

Да, у нас идет большая работа. Она связана и с появлением нового ТК (его нужно было освоить), и с большой заменой кадров. Я даже скажу (хотя, может быть, это не относится к теме нынешней конференции), но те реформы, которые происходят, конечно, бесследно не проходят. И многие опытные кадры, особенно которые имеют право на получение пенсии, увольняются. Сегодня идет очень большое обновление. Но, с другой стороны, когда приходят новые люди - это, наоборот, наверное, хорошо, потому что их мировоззрение формируется уже на базе новой нормативной основы, тем самым они как бы становятся таможенниками завтрашнего дня, на которых не действуют старые стереотипы. У нас будут очень серьезные штатные изменения в нижестоящих таможенных органах. Мы внимательнейшим образом будем просеивать наши руководящие кадры, но эти процедуры связаны с созданием ФТС России. Этот процесс еще не завершен, поэтому очень важна работа с кадрами, их обучение, их подготовка к новым условиям. Допустим, я говорил вам об одной из главных задач - это развитие информационных систем, работа в совершенно новом поле. Допустим, с тем же электронным декларированием. К этому должен быть готов личный состав. Соответственно, подготовка кадров - это один из главных пунктов нашей программы по техническому перевооружению таможенных органов.

Ведущая:

Среди наших пользователей есть и сотрудники таможенных органов. В частности, один из них спрашивает, планируются ли какие-либо изменения в системе пенсионного обеспечения должностных лиц таможенных органов? Если планируются, то какие? Этот вопрос волнует многих. Равно как и вопрос о размере заработной платы. Планируется ли ее повышение?

Азаров Ю.Ф.:

Да, я обратил внимание, что в числе вопросов, которые задавались к этой конференции, есть вопросы и наших сотрудников, их очень волнует сложившаяся ситуация. У нас есть срезы социологических исследований среди личного состава, и у очень многих пессимистическое настроение. Люди не видят просвета. В течение пяти последних лет таможенная служба находится в состоянии постоянных реформ. Сейчас очень большие надежды связаны с тем, что мы подведомственны Минэкономразвития России, которое становится нашим основным союзником и помощником в улучшении материального положения сотрудников таможенных органов, в том числе и министр. Что касается вопроса по поводу пенсий, то сейчас готовится закон о пенсионном обеспечении. Он будет общий для страны. Специфика пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов, и госслужащих, и военнослужащих будет примерно одинаковая, каких-то ухудшений здесь не предполагается, покушений на нынешние законы, которыми мы руководствуемся, на сегодня нет. В данной части угроз особых я не вижу, предмета для беспокойства нет. Пенсий никто не отнимает, мы будем находиться в таком же положении, в каком будут находиться и все. Ничего исключительного по таможенной службе не произойдет. Все, что будет меняться, реформироваться в армии, других правоохранительных органах и целом в госслужбе, это будет в равной степени относиться к нам. Но, я думаю, никаких особых ухудшений не произойдет.

Что касается заработной платы, то я не готов пока отвечать на этот вопрос. Я уже сказал о том, что сегодня предпринимаются определенные меры и со стороны руководства ФТС России, и министра экономического развития, и министра финансов, которому мы подведомственны по определенному кругу вопросов. Есть такая надежда, что какие-то позитивные перемены в этой части пойдут. Обо всем остальном можно будет говорить конкретно, когда возникнут основания для этого.

Ведущая:

Как и в какие сроки будет решаться проблема, связанная с увеличением штата специалистов, непосредственно занимающихся таможенным оформлением? Как скоро можно ожидать применения упрощенных процедур таможенного контроля по отношению к товарам, прибывшим из Китая? Таможенные органы большинства регионов предпринимают все возможное, чтобы избежать работы с такими товарами. Как Вы можете прокомментировать данную ситуацию?

Азаров Ю.Ф.:

Первая часть вопроса связана с увеличением штата специалистов. Я уже практически на него ответил в предыдущем вопросе. Привлечение специалистов по информационным технологиям для нас сейчас одна из самых больших проблем. Вы сами знаете, на зарплату в 3 000 рублей привлечь хорошего специалиста весьма сложно. Поэтому мы в основном сейчас держим курс на переподготовку своих собственных специалистов. Мы будем расширять подготовку и переподготовку кадров на уровне Российской таможенной академии. Вот наша основная перспектива. Что касается упрощенных процедур по товарам, прибывшим из Китая. Я бы здесь не выделял особенно Китай. Я бы сказал в целом, что да, проблема есть. Все дело в том, что ТК предусматривает наше право в рамках процедуры системы управления рисками ограничивать места таможенного оформления для отдельных видов товаров. С китайскими товарами есть проблемы. Недавно руководитель ФТС выезжал в Китай, у нас подписано соглашение об обмене информации. Я вам скажу, что мы здесь изберем, видимо, другой путь - это будет не локальная проверка. Китайский товар, в том числе контрабанда, поступает в нашу страну и через Казахстан, Украину, Финляндию и т. д. Со всех сторон пытаются прорваться к нам недобросовестные участники ВЭД. Это достаточно сложные процедуры, поэтому мы сегодня будем усиливать взаимодействие с Китайской таможенной службой. Причем в усилении контроля заинтересованы обе стороны. Что касается ограничений таможенного оформления. Генеральная линия здесь такая - сокращать количество видов товаров, которые сегодня имеют ограничения по местам их таможенного оформления. Будет подготовлен специальный график, и по мере введения информационных систем и усиления взаимодействия с таможенными службами государствами-экспортерами мы постепенно будем выводить в легальное поле те товары, которые представляют сегодня большой таможенный риск. Это, допустим, мебель, цветы, электроника и т. д. У нас есть набор товаров, по которым наиболее часты случаи нарушения таможенных правил и уклонения от таможенных платежей.

Ведущая:

Вступившие недавно в силу поправки в КоАП и ТК ужесточают наказание за нарушение таможенных правил. Чем вызвано принятие такого решения?

Азаров Ю.Ф.:

Вы знаете, я бы не согласился с такой постановкой вопроса. Прежде всего, надо исходить из того, что изменения эти учитывают новое, более либеральное таможенное законодательство. Законодатель многие санкции, наоборот, снизил. Допустим, у нас в ряде норм отсутствует сегодня такая санкция, как конфискация имущества. Здесь не ужесточение, а, наверное, упорядочение ответственности больше коснулось индивидуальных предпринимателей. КоАП их сегодня поставил практически в один ряд с юридическими лицами в части ответственности. Если раньше они не привлекались к ответственности по КоАП как юридические лица в равной степени, а к ним мы относились больше как к физическим лицам, то сейчас все поставлено на место. Допустим, частный предприниматель зачастую совершает операции с товарами и осуществляет внешнюю торговлю даже больше, чем некоторые юридические лица. Следовательно, это, на мой взгляд, справедливо. В КоАП сегодня много направлений, связанных с устранением ответственности за отдельные нарушения таможенных правил. Ну, допустим, за нарушение 15-дневного срока подачи декларации. Это было очень распространенным основанием привлечения к ответственности. В КоАП сегодня прописано право участника ВЭД обращаться в таможенный орган с продлением срока подачи декларации с соответствующей мотивировкой. Фактически определен заявительный порядок. Да, я объясняю, я подаю заявление, и мне продлевается срок подачи декларации на 15 дней. Тогда сразу возникает вопрос: за что же тогда наказывать? Но есть ряд норм, которые очень жестко определяют ответственность за нарушение таможенных правил. И я хочу обратить внимание, что многие нормы об ответственности в КоАП граничат с УК. Поэтому в таких случаях (допустим, вопросы, связанные с контрабандой) ответственность в КоАП предусматривается более высокая. И, с моей точки зрения, это правильно, потому что возбуждение уголовного дела - крайний вариант. Мы сейчас ведем мониторинг применения КоАП, и нас очень интересует судебная практика по КоАП. Но я сразу хочу сказать, что не могу сегодня пока оперировать цифрами, потому что изменения в КоАП у нас вступили в действие с 1 октября и еще большой практики применения нет, как у нас, кстати, и нет развернутой широкой практики по применению ТК. Но у нас есть договоренность с нашими высшими судебными инстанциями об осуществления анализа судебной практики, ее оценки, а для этого нужно время.

Ведущая:

Спасибо. Какова на сегодняшний день стратегия развития таможенной службы? Существует ли такая вообще?

Азаров Ю.Ф.:

Стратегия развития таможенной службы существует. Я уже в ответе на первые вопросы говорил о некоторых наших направлениях. Нашей стратегической линией по-прежнему остаются облегчение и ускорение таможенного оформления, содействие бизнесу. Я бы переставил местами: содействие бизнесу посредством ускорения таможенного контроля и облегчения таможенного контроля, таможенного оформления. Об этом я уже много говорил сегодня. Одна из главных задач для нас - это, естественно, пополнение бюджета. И она остается такой. А на данном этапе она приоритетна. У каждой таможенной службы мира свои приоритетные задачи. Допустим, у таможенной службы США сегодня приоритетная задача - это обеспечение безопасности и борьба с терроризмом. Для них это главное. Для нас на сегодня главная задача - это пополнение бюджета. Таково экономическое и социальное положение в стране. ТК дал механизм выполнения этой задачи через такие либеральные формы, как облегчение таможенного контроля и оформления. Еще одной главной для нас задачей является обеспечение экономической безопасности государства, борьба с контрабандой. Мы тоже участвуем в мероприятиях, связанных с борьбой с терроризмом, так как мы стоим на границе, мы контролируем товаропотоки. Я бы отметил еще одну задачу. Это сближение наших таможенных процедур с международными стандартами, и прежде всего взаимодействие с ЕС, с которым у нас расширилось сегодня пограничное пространство. Соответственно, ЕС тоже заинтересован в том, чтобы таможенные процедуры в России, особенно по транзиту, были предельно приближены к европейским стандартам и не служили препятствием для свободного перемещения товара. Вот в этой части мы работаем.

Ведущая:

Спасибо, Юрий Федорович, что Вы столь подробно и откровенно ответили на вопросы нашей интернет-аудитории. Вы в ходе подготовки интервью сами видели, что вопросов было значительно больше. Наверное, на все из них мы не сможем ответить в формате данного мероприятия. Мы передадим их Вам, и, если у Вас найдется возможность подготовить ответы на все оставшиеся вопросы, мы с удовольствием разместим их на нашем сайте. Хотела бы поблагодарить за подготовку к этому мероприятию пресс-службу Федеральной таможенной службы.

Азаров Ю.Ф.:

Думаю, мы так и поступим. Дадим ответы на все вопросы, ни одного не оставим без внимания. Я хотел бы в заключение отметить. Если еще год назад бизнес с нами работал активно, мы проводили ежемесячно десятки всяких семинаров, совещаний, ездили по стране. И вопрос был один: что такое новый ТК, что он нам принесет, что он нам даст? Сегодня у нас уже тональность взаимодействия с бизнесом меняется, сегодня мы стоим уже на конструктивной позиции. А как лучше реализовать таможенное законодательство? Как сделать так, чтобы здесь был баланс интересов? Такие встречи, вопросы, замечания, предложения бизнеса для нас просто бесценны. Особенно сейчас, когда мы оцениваем ТК и будем готовить возможные и поправки в Кодекс. Сразу хочу сказать, что ломать Кодекс нельзя. Он сложившийся. Если мы начнем сегодня в него вторгаться и особенно пытаться провести узкие лоббистские интересы, то мы можем утратить то, что имеем сегодня.

Спасибо.

 

Ответы на ряд вопросов, не прозвучавших на конференции

Насколько уровень подготовки персонала таможенных органов соответствует задачам, возложенным на ФТС России?

С 1 января 2004 года должностные лица таможенных органов работают по новому таможенному законодательству, в котором определены основные функции таможенных органов (ст. 403). Качество выполнения должностных обязанностей напрямую зависит от уровня их профессиональной подготовки. Руководством ФТС этому вопросу придается большое значение. Так, в 2003 году до вступления в силу нового Таможенного кодекса было организовано изучение его положений с принятием зачетов практически у всех должностных лиц, как в центральном аппарате ГТК России, так и в регионах - управлениях и таможнях (включая таможенные посты).

В таможенную службу с 1 января с. г. по настоящее время приняты 4 400 человек. Примерно такое же количество вновь принятых ежегодно проходят первоначальную профессиональную переподготовку по специальным программам.

На сегодняшний день образовательный уровень должностных лиц таможенных органов выглядит следующим образом: высшее образование имеют 76,2%, незаконченное высшее - 4,2%, среднее профессиональное - 14,5%, общее среднее - 5,1%, что в целом соответствует квалификационным требованиям к должностям.

В таможенных органах Российской Федерации создана и функционирует система профессиональной подготовки таможенных специалистов, реализующая процесс непрерывного образования. Повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров таможенных органов осуществляют Институты повышения квалификации и правоохранительной деятельности Российской таможенной академии (РТА), три факультета повышения квалификации филиалов РТА, 60 учебных подразделений ФТС России, в которых ежегодно по программам дополнительного профессионального образования проходят обучение свыше 5500 человек.

Кроме того, на базе отделов подготовки кадров региональных таможенных управлений организуются краткосрочные (три-пять дней) тематические семинары по проблемам таможенного дела, в которых ежегодно принимают участие до 22 тыс. должностных лиц таможенной службы.

Таким образом, уровень подготовки персонала таможенной службы постоянно совершенствуется и на сегодняшний день в целом соответствует задачам, возложенным на ФТС России.

Наши пользователи интересуются, будет ли разработан упрощенный порядок таможенного оформления документов для международных организаций, предусмотренных ст. 298 Таможенного кодекса Российской Федерации?

В настоящее время в ФТС России отсутствует информация о разработке упрощенного порядка таможенного оформления товаров, перемещаемых международными организациями.

Вместе с тем следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 59 Таможенного кодекса Российской Федерации порядок и технология производства устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в зависимости от вида товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения (воздушный, морской (речной), железнодорожный и др.), категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

Таким образом, указанный вопрос входит в сферу компетенции Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Улучшилось ли состояние технической оснащенности таможенных органов?

В части средств телекоммуникаций особое внимание уделяется оснащению пунктов пропуска на границе Российской Федерации системами связи.

Для этого ведутся интенсивные работы по проектированию и строительству инфраструктуры Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) ФТС России приграничных таможен и таможен с интенсивной деятельностью. Для включения в АСКТТ пунктов пропуска со слабо развитой инфраструктурой проводятся работы по их оснащению спутниковыми модемами связи, которые позволяют организовать каналы связи с пропускной способностью не менее 128 кбит/сек, и рассматривается решение в ближайшем будущем такой задачи, как создание спутниковой компоненты ВИТС ФТС России. В настоящее время спутниковыми модемами связи оснащаются пункты пропуска, расположенные на Западной границе таможенной территории Российской Федерации.

Одновременно в рамках реализации задач, определенных Союзной программой "Создание единой автоматизированной системы Таможенного комитета Союзного государства на 2003-2005 годы", организован высокоскоростной канал связи между Минской центральной таможней ГТК Республики Беларусь и ГНИВЦ ФТС России.

Также в целях реализации решений об организации информационного взаимодействия между ГТК России и ГТС Украины организованы и проводятся работы по созданию цифрового канала связи между ГНИВЦ ФТС России и Управлением информационного обеспечения и таможенной статистики ГТС Украины.

Итогом работы по созданию и развитию ВИТС ФТС России является следующее:

Организованы высокоскоростные цифровые каналы связи (2,048 Мб/сек) со всеми региональными таможенными управлениями.

Создан Центр управления ВИТС ФТС России.

Проведена модернизация центрального узла связи.

Проводятся работы по созданию спутниковой подсистемы связи ВИТС ФТС России.

В части технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ) в последнее время большое внимание уделяется оснащению таможенных органов техническими средствами таможенного контроля ДРМ.

В пунктах пропуска через государственную границу устанавливаются стационарные таможенные системы обнаружения ДРМ "Янтарь" российского производства с целью пресечения незаконного перемещения ДРМ через границу. В настоящее время практически все крупные пункты пропуска уже оснащены такой аппаратурой.

В качестве перспективных задач рассматривается сведение стационарных систем радиационного контроля в единую систему реагирования с целью уменьшения влияния человеческого фактора при принятии решения в ходе проведения таможенного контроля.

Кроме того, в таможенные органы поставляются переносные приборы радиационного контроля последнего поколения, адаптированные к реальным условиям эксплуатации в условиях таможенного органа.

В части обеспечения таможенных органов средствами вычислительной и оргтехники: по займу Международного банка реконструкции и развития в 2004 году поставлено 12 050 комплектов вычислительной техники, в том числе 215 серверов и 3 293 единиц периферийного оборудования. Кроме того, по займу Международного банка реконструкции и развития в 2005 году планируется поставка сложной серверной, вычислительной техники и периферийного оборудования.

В 2004 году в таможенные органы поставлено 207 единиц современных технических средств таможенного контроля различного назначения. Это позволило повысить эффективность таможенного контроля, частично заменить устаревшую и выработавшую ресурс технику на современные образцы. В первом квартале 2005 года планируется ввод в эксплуатацию первого в России инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК) для контроля большегрузных автомобилей и контейнеров в многостороннем автомобильном пункте пропуска "Троебортное" Брянской таможни. Кроме того, в 2005 году Международным банком реконструкции и развития в рамках реализации проекта модернизации информационной системы таможенных органов России запланировано представление ФТС России займа на приобретение технологического оборудования для трех ИДК. 

В подготовке стенограммы приняли участие эксперты журнала "Законодательство".

Читать ГАРАНТ.РУ в и