Новости и аналитика Интервью Итоги работы Высшего Арбитражного Суда РФ за 2009 год и стратегия развития арбитражной системы РФ

Итоги работы Высшего Арбитражного Суда РФ за 2009 год и стратегия развития арбитражной системы РФ

25 ноября в 14-30 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялась интернет-конференция Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ Антона Александровича Иванова.

Тема интернет-конференции: "Итоги работы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации за 2009 год и стратегия развития арбитражной системы Российской Федерации".

Интернет-конференция организована Информационным агентством "Гарант". ИА ГАРАНТ свидетельство: ИА N 77-14642. При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Ведущий интернет-конференции - Царь Сергей (ИА "ГАРАНТ").

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

В ходе сегодняшней интернет-конференции Председатель Высшего Арбитражного Суда Антон Александрович Иванов расскажет об основных итогах работы за последние два года, о тех тенденциях, которые наметились в работе арбитражной системы за этот период, и о своих планах по дальнейшей модернизации и повышению эффективности работы арбитражных судов.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Мы разбили вопросы на блоки для удобства в соответствии с их тематикой. И первый блок...

Ведущий: Уважаемый Антон Александрович, каким Вам представляется срок перехода к "электронному правосудию"? Под электронным правосудием я понимаю осуществление правосудия без обязательного присутствия представителей сторон, но с возможностью их участия в заседании посредством видео связи с рабочего места.

Иванов А.А.:

Возможность общаться посредством видеоконференцсвязи - это только один из возможных компонентов электронного правосудия. В Сингапуре я был свидетелем того, как в рамках предварительного слушания судебный клерк общался с адвокатами сторон по мобильному телефону и обсуждал с ними подробности будущего судебного процесса, который потом проводится, конечно, в присутствии адвокатов и без применения специальных технических средств. И в России также вряд ли в ближайшее время можно будет говорить о полном переходе на видеоконференцсвязь при осуществлении правосудия, когда участник судебного процесса или его представитель сможет участвовать в судебном заседании из дома либо с рабочего места при помощи сети Интернет.

Пока в рамках подготовки предложений по совершенствованию Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации идет работа над законопроектом, позволяющим участвовать в судебном заседании арбитражного суда, находящегося в удаленном регионе, через арбитражный суд по месту нахождения стороны. Предлагаемые изменения устанавливают порядок, при котором суд по месту нахождения стороны обеспечивает осуществление организационных действий суда, рассматривающего дело, предусмотренных в статье 153 АПК РФ, проверяет явку в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей и иных участников арбитражного процесса, устанавливает их личность и проверяет полномочия; устанавливает, извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся в судебное заседание, и какие имеются сведения о причинах их неявки.

Также мы обсуждаем возможность "вахтового" метода работы судей, который применяется в странах с похожими климатическими условиями. Например, в Канаде существует категория мигрирующих судей. Постоянно проживая на юге страны, они приезжают в другие города на севере, когда там накопится определенное количество дел и слушают их. Как возможная идея это будет очень интересно и в наших условиях. Не секрет, что в районах крайнего севера и иных отдаленных местностях нагрузка на судей очень мала. И в ряде регионов можно было бы организовать работу так, чтобы судьи не находились постоянно в этих регионах, а приезжали для рассмотрения соответствующих категорий дел. А непосредственно в самом регионе могут работать только сотрудники аппарата, которые принимали бы заявления. Там же в будущем можно использовать и видеоконференцсвязь.

Однако "электронное правосудие", или электронное обеспечение правосудия, не сводится только к участию в судебном заседании с использованием видеоконференцсвязи. Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации прорабатываются изменения, касающиеся возможности подачи иска посредством заполнения формы на сайте суда. Ряд положений, направленных на реализацию таких возможностей, содержится в проекте федерального закона N 211568-5 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", который в настоящее время рассматривается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

В настоящее время в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации ведется также работа над проектом федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (в части электронного обеспечения правосудия в арбитражных судах Российской Федерации)", которым предусматривается введение электронного документооборота между арбитражным судом и лицами, участвующими в деле, во всех инстанциях системы арбитражных судов. Законопроектом вводится ряд новых для арбитражного процесса терминов (электронная копия, документ в электронном виде), создается возможность подачи исковых заявлений посредством сети Интернет, направления в арбитражный суд и использования в судебном разбирательстве электронных документов.

Предлагаемые изменения могут существенно облегчить работу арбитражным судам и сторонам. Планируется, что иски, поданные через Интернет, станут дополнительным способом обращения в суд. Это должно существенно упростить подачу искового заявления и прилагаемых к нему документов, в значительной мере сократить временные затраты на доставку документов в суд, упростить порядок получения копий материалов дела, которые будут выдаваться по желанию лица, участвующего в деле, на электронном носителе. Вместе с тем подача иска через Интернет будет допускаться только при наличии возможности идентификации лиц, использующих способ подачи иска путем заполнения формы на сайте арбитражного суда.

 

Ведущий: Внедрение примирительных внесудебных процедур, осуществляемых при помощи посредников (медиаторов), получило широкое распространение на Западе. Но в России в настоящее время отсутствуют стимулы для развития внесудебного примирения, так как ведение судебного процесса относительно недорого. Как Вы полагаете, получит ли институт внесудебного урегулирования споров в России дальнейшее развитие? Насколько эффективной является данная процедура по сравнению с судебной?

Иванов А.А.:

Для добровольной медиации в наших условиях существуют значительные препятствия. Если бы у граждан были стимулы к досудебному урегулированию, то они бы уже давно начали прибегать к помощи посредников. Таких стимулов нет. Мы подготовили законопроект, смысл которого состоит в том, чтобы по административным делам, прежде всего, по налоговым ввести процедуру обязательной медиации и проводить ее с участием специальных сотрудников аппаратов судов. Работая над этим законопроектом, мы обратились к опыту ряда стран Европы, Канады, даже Белоруссии, где в хозяйственных судах медиация нашла довольно широкое распространение. Нагрузка там не меньше, чем у нас, и они вынуждены принимать меры, направленные на снижение этой нагрузки. Задача сотрудника аппарата состоит в том, чтобы объяснить сторонам, как сложилась судебная практика по данной категории споров и, соответственно, насколько у них велики шансы выиграть или проиграть дело. Это позволит хотя бы какую-то часть дел не доводить до открытого судебного слушания. Этот сотрудник аппарата не должен быть связан с судьей, рассматривающим соответствующее дело, не должен быть помощником судьи. Мы считаем, что эти обязанности нужно возложить на специалистов по вопросам анализа и обобщения судебной практики. Сейчас этот законопроект находится на предварительном обсуждении перед внесением в Госдуму.

Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится несколько законопроектов, связанных с регулированием процедуры медиации в целом, но не затрагивающих напрямую процессуальное законодательство и так называемое досудебное посредничество. Мы поддерживаем любые инициативы, связанные со снижением нагрузки на суды и с возможностью расширения так называемых досудебных процедур урегулирования споров.

 

Ведущий: Согласно статье 19 Арбитражного процессуального кодекса РФ, каждая из сторон судебного разбирательства выбирает заседателей из списка предложенных кандидатур на свое усмотрение. Известно, что Высший Арбитражный Суд планирует внести кардинальные изменения по данному вопросу, предложить новый порядок формирования состава суда с участием арбитражных заседателей. Расскажите, чем новый порядок будет отличаться от действующего? Какие преимущества будет иметь? Когда он будет введен в России?

Иванов А.А.:

Отчасти этот вопрос уже разрешен. Сравнительно недавно внесены изменения, которые повысили требования к арбитражным заседателям. В проекте, который находится на рассмотрении в Государственной думе, предусмотрены новые правила, касающиеся их участия в процессе. В последнее время раздаются критические отзывы в отношении арбитражных заседателей не только со стороны лиц, участвующих в деле, но и со стороны научной общественности. Считается, что этот институт используется для того, чтобы затянуть рассмотрение дела. Наш законопроект направлен на усиление ответственности заседателей, на придание им полноценных функций судьи. Мы считаем, что правильным будет такой подход, при котором заседатели участвуют в рассмотрении любых дел, которые требуют профессиональных познаний, а не только в гражданских делах. В то же время у судьи должна быть возможность мотивированного выбора: проводить процесс с участием заседателей или без. Кроме того, мы убеждены, что заседатели должны выбираться из списка методом случайной выборки.

Институт арбитражных заседателей нужно модернизировать и избавить от дефектов. Но отказываться от института арбитражных заседателей нельзя, потому что он - один из демократических элементов правосудия.

 

Ведущий: Перейдем к следующему вопросу. Целесообразно ли создание в России специализированных судов: финансовых, административных, таможенных и т.п., или этот вопрос можно решить только путем создания специализированных судебных составов?

Иванов А.А.:

Я думаю, что специализированные суды создавать надо. Но также надо понимать, что они должны создаваться лишь тогда, когда это ускорит процедуру рассмотрения дел, сделает ее понятной и прозрачной, обеспечит квалифицированный состав судей, работающих в этих судах, а не ради идеи специализации.

Вопрос специализации судей и повышения качества рассмотрения дел можно решать по-разному: и через создание специализированных судов, и через формирование специализированных судебных составов. Вместе с тем специализированные суды позволяют более гибко подходить к выбору процедуры рассмотрения конкретных дел, что практически невозможно сделать при создании специализированных составов. Создание специализированных судов гарантирует рассмотрение дела профессионалами в соответствующей сфере, а также исключает "попадание" дела в неспециализированный состав.

В настоящее время Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации подготовлен проект федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в федеральные конституционные законы "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (по вопросу создания Патентного суда Российской Федерации), регулирующего создание в рамках арбитражной судебной системы специализированного Патентного суда, рассматривающего споры в сфере интеллектуальной собственности.

В рамках создания международного финансового центра в Российской Федерации в Министерстве экономического развития разрабатывается проект федерального конституционного закона о финансовом (инвестиционном) суде, который будет рассматривать споры, вытекающие из правоотношений, возникающих в сфере финансовых рынков.

 

Ведущий: Если в России все-таки будут созданы специализированные суды, не кажется ли Вам, что необходимо в институтах создавать специальные отраслевые факультеты по подготовке судей, специализирующихся в определенных сферах?

Иванов А.А.:

Я - противник специальной подготовки судей в учебных заведениях. Я убежден, что судьями должны становиться высокопрофессиональные юристы с универсальным университетским образованием и значительным опытом работы в разных сферах юриспруденции.

 

Ведущий: Антон Александрович, в одном из своих выступлений в качестве эффективной меры в борьбе с коррупцией в суде Вы предложили обеспечить высокий уровень материального обеспечения судей. Но ведь в настоящее время судьи по сравнению, например, с работниками бюджетной сферы, имеют очень высокий уровень материального обеспечения. Не считаете ли Вы, что настало время более глубокого реформирования судебной системы, направленной на пресечение и профилактику коррупции в судебных органах? И, может быть, есть статистика, сколько в 2009 году было возбуждено уголовных дел по обвинению в получении взяток? Сколько судей арбитражных судов было привлечено к ответственности?

Иванов А.А.:

Конечно, обеспечение высокого уровня доходов судей является эффективной, но не единственной мерой стимулирования судей к добросовестному исполнению своих профессиональных обязанностей. Мероприятия по профилактике коррупции должны быть комплексными. Так, арбитражные суды начали в постоянном режиме информировать общественность о своей деятельности, публикуются все судебные акты арбитражных судов, создана автоматизированная система "Банк решений арбитражных судов", с 2010 года кандидаты в судьи и судьи впервые начнут декларировать свои доходы, доходы своего супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" упрощен порядок возбуждения уголовных дел в отношении судей. В соответствии с новым порядком решение о возбуждении уголовного дела принимается Следственным комитетом при Генеральной прокуратуре Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Что же касается более глубокого реформирования судебной системы, то обычно подобные декларации сводятся к предложению уволить имеющихся судей и взять новых либо полностью перестроить судебную систему. Совершенствовать работу судов, разумеется, нужно, но это должны быть точечные, аккуратные действия, которые позволят провести тонкую настройку судебной системы. Но я не вижу, что именно в судебной системе в том виде, как она сложилась сегодня, не соответствует современной рыночной ситуации, для чего ее надо сломать и заново выстроить. Поверьте, постоянные революции в судебной системе ни к чему хорошему не приведут.

Что касается вашего вопроса о привлечении судей к ответственности за получение взятки, то в 2009 году только одного судью привлекали к дисциплинарной ответственности именно за это нарушение.

 

Ведущий: Что делается для укрепления существующего арбитражного надзорного производства - в соответствии с критериями справедливого судебного разбирательства?

Иванов А.А.:

Европейский суд по правам человека признал надзор в арбитражных судах эффективным средством правовой защиты и не принимает к своему производству дела, не прошедшие процедуру обжалования в порядке надзора. Мне кажется, это высокая оценка эффективности надзорной инстанции в арбитражной судебной системе. Действующий Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит препятствий для обращения в высшую судебную инстанцию с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта в порядке надзора, предоставляя сторонам равные возможности для такого обращения. Это обеспечивается также четкой регламентацией порядка пересмотра судебных актов в порядке надзора. Вместе с тем, Высшим Арбитражным Судом проводится постоянный мониторинг правоприменительной и судебной практики, изучаются зарубежные стандарты в целях оперативной адаптации действующего арбитражного процессуального законодательства к современным реалиям. В целом, мы постоянно работаем над совершенствованием нашей деятельности.

Например, недавно был разработан механизм освобождения президиума Высшего Арбитражного Суда от рассмотрения стереотипных дел посредством пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам, что позволило президиуму рассмотреть большее количество дел. Сейчас ведется работа над законопроектом о преюдициальном запросе, когда судья нижестоящего суда вправе приостановить производство по делу и направить запрос в Высший Арбитражный Суд для формирования правовой позиции. Такой запрос будет направляться в тех случаях, когда, по мнению судьи, существует угроза возникновения противоречивой судебной практики или если подобного рода противоречия уже возникли, что позволит надзорному производству оперативно реагировать на возникающие проблемы. Например, недавно были внесены очередные изменения в законодательство, регулирующее платежи в социальные фонды. Как только эти изменения начнут действовать, суды захлестнет волна споров, связанных с их несовершенством. То же самое было несколько лет назад, когда перешли к единому социальному налогу.

 

Ведущий: Следующий вопрос пришел из Краснодарского края. Почему стали большой редкостью совместные постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда? Ведь нормы материального права, применяемые двумя разными процедурными системами, аналогичны, но спорных вопросов и законодательных дыр огромное множество?

Иванов А.А.:

Некоторые аспекты рассмотрения дел в ГПК РФ и АПК РФ отличаются, что продиктовано спецификой рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел и соответствующими правилами о разграничении подведомственности между ними. Поэтому направления совершенствования законодательства на данный момент связаны не с унификацией процесса, а с дальнейшей разработкой критериев подведомственности с целью исключить разнообразие подходов к разрешению однородных дел.

Так, Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение корпоративных споров. В настоящее время ведется работа над проектом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по актуальным вопросам применения названного закона.

Относительно же совместных постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации необходимо отметить, что сравнительно недавно было принято совместное постановление от 26 марта 2009 года "О некоторых вопросах, возникающих в связи с введением в действие части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации". Кроме того, в стадии завершения находится работа по совместному постановлению Пленумов высших судов "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", которое будет публично обсуждаться в ближайшее время и у нас, и в Верховном Суде РФ. Думаю, что скоро будет принято и совместное постановление о подведомственности.

 

Ведущий: Я хочу перейти к следующему блоку вопросов, касающихся совершенствования законодательства об арбитражном производстве. Правда ли, что в статьи 121, 124 Арбитражного процессуального кодекса планируется внесение изменений, касающихся порядка извещения сторон по делу? В чем будут заключаться эти нововведения?

Иванов А.А.:

Да, это действительно так. Мы подготовили законопроект, предусматривающий усовершенствование порядка извещения лиц, участвующих в деле, устранение некоторых проблем, связанных с извещением. В частности, предлагается направлять судебные извещения по месту нахождения юридического лица, которое определяется исходя из адреса, указанного в Едином государственном реестре юридических лиц. На основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей предлагается определять и место жительства индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, устанавливается правило, в соответствии с которым лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу, в котором указываются реквизиты суда и информационные ресурсы, после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу должны предпринимать меры, направленные на получение информации о ходе движения дела с использованием любых источников такой информации и средств связи. На сайтах арбитражных судов выставляется график рассмотрения арбитражных дел, позволяющий получить подробную информацию о рассмотрении дел во всех арбитражных судах. Если сторона первично уведомлена, однако не сочла необходимым в дальнейшем следить за движением дела, то, безусловно, она принимает на себя риски неучастия в тех или иных судебных заседаниях. В этом состоит основная идея с реформой уведомления. Этот подход принят во многих европейских странах. Сделать это необходимо, потому что у нас при существующем количестве дел и все более удлиняющемся сроке доставки корреспонденции, вызванном снижением качества работы почты, сроки рассмотрения дел значительно увеличиваются.

Улучшить работу почты арбитражные суды не могут, значит, нужно принимать иные меры. Возможно, после новогодних праздников начнет работать сервис, который мы называем "электронным стражем". С помощью этой системы можно будет задать реквизиты компании, после чего система в автоматическом режиме будет посылать на электронный адрес пользователя уведомления, если в нее вносятся сведения о наличии каких-либо процессуальных действий, совершаемых в отношении данного лица. Сейчас мы обсуждаем идею автоматической отправки "электронным сторожем" sms-сообщений, тем более что в законопроекте об электронном обеспечении правосудия расширяется сфера использования sms-сообщений. Если с помощью мобильного телефона можно управлять своими денежными средствами на счете, почему нельзя получать информацию от суда?

"Электронный сторож" позволит избежать многих негативных последствий, связанных с несвоевременной доставкой судебных извещений по почте, в том числе препятствий для реализации права на судебную защиту по причине ненадлежащего извещения участников судопроизводства.

 

Ведущий: В соответствии с пунктом 6 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса РФ представителем в арбитражном суде может быть дееспособное лицо с надлежащим образом оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела. Однако за рубежом во многих странах представлять интересы в суде вправе только адвокаты. Возможно, качество защиты повысилось бы и разбирательство в судах ускорилось, если бы интересы сторон в суде представляли только адвокаты?

Иванов А.А.:

Мы согласны с этим предложением. Насколько мне известно, практически во всех странах мира ведение дел в суде через адвоката считается конституционным. Российская Федерация в этом смысле представляет собой уникальный пример. И я думаю, что, если Конституционный Суд смягчит свою позицию, то, возможно, и в России будет введено правило о том, что в судах дела должны вести только адвокаты.

 

Ведущий: По мнению представителей Высшего арбитражного суда, далеко не по всем делам, рассматриваемым арбитражными судами, следует предоставлять сторонам возможность оспаривания судебных актов в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях. Предлагается исключить возможность кассационного оспаривания судебных актов, вынесенных по делам упрощенного производства, допустим, по делам о привлечении к административной ответственности. Не считаете ли Вы, что это является нарушением законных прав и интересов сторон?

Иванов А.А.:

Не считаю. Правовая позиция Европейского суда по правам человека, которую он вырабатывал по ряду дел, говорит о том, что должна быть предусмотрена возможность хотя бы одного обжалования решения суда. Наши предложения не исключают возможности обжалования.

Совершенствование института упрощенного производства осуществляется с целью сокращения временных и материальных затрат на рассмотрение малозначительных дел. Исключение возможности кассационного обжалования дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства, вытекает из природы таких дел и связано с тем, что проверка вопросов права на стадии кассационного обжалования после апелляционного рассмотрения представляется излишней.

В отношении дел о привлечении к административной ответственности необходимо отметить, что в первой инстанции арбитражным судом по таким дела выносится решение о привлечении к административной ответственности, в апелляции же осуществляется проверка фактов и вопросов права. В связи с этим стадия кассационного обжалования по делам о привлечении к административной ответственности, на которой осуществляется проверка вопросов права, также представляется излишней.

Таким образом, законные права и интересы сторон нарушены не будут, поскольку возможность обжалования судебных актов не исключается.

 

Ведущий: Не считаете ли Вы, что введение прецедентного права благотворно повлияет на снижение коррупции в судебных органах?

Иванов А.А.:

Это актуальная проблема для нашего общества. Я всегда был сторонником прецедентной системы и уверен в том, что она способствует снижению коррупции в судах. Прецедентная система формирует довольно широкий набор правовых позиций, хорошо известных участникам рынка, обеспечивает предсказуемость решений судов. Именно прецеденты позволяют выявлять странные решения, отступающие от сложившейся практики, сформированной высшими судами, оценивать решения нижестоящих судов с точки зрения того, насколько их принятие продиктовано не внутренним убеждением судьи, а влиянием внепроцессуальных, внесудебных факторов.

Как только устанавливается национальный — на уровне высшего суда — фильтр для отбора судебных решений, авторитетность правовых позиций суда возрастает, и они начинают влиять на будущие судебные решения, а затем и на те отношения, которые, возможно, никогда не будут пересмотрены в суде.

Если взглянуть на российскую судебную систему с точки зрения фильтра и его роли в формировании прецедентов, то обнаружится, что Конституционный Суд и Высший Арбитражный Суд установили фильтры, благодаря которым выбирают наиболее значимые решения, а это волей или неволей толкает к тому, чтобы формировать прецеденты. Суды выбрали определенную модель пересмотра судебных актов, и эта модель с объективностью влечет прецедентность их правовых позиций.

Такая система имеет множество достоинств. Это стабильность правовых позиций при их эволюционировании, отсутствие резких, революционных изменений, что особенно важно для частноправовых отношений, последовательность развития права, соблюдение внутренней логики такого развития и, наконец, почти фотографическое отображение проблем практики, четкая реакция на них. Поэтому имеются все основания укреплять подход придания судебным актам прецедентный характер, который развивался в судебной системе последние двадцать лет.

 

Ведущий: Банк решений арбитражных судов (ИС БРАС v. 2.5) является официальным источником информации, или в нём размещаются приблизительные (не буквальные) проекты будущих решений арбитражных судов?

Иванов А.А.:

У нас есть специальный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации". И в соответствии с этим законом, который, правда, вступит в силу только через год, тексты судебных актов подлежат размещению в сети Интернет в полном объеме после их принятия. Под этим понимается принятие их с соблюдением установленной процессуальной формы и подписание в бумажном виде соответствующего судебного акта. Только после этого его электронный образ размещается в сети Интернет. Из системы БРАС невозможно распечатать копию судебного акта и предъявлять ее в качестве настоящего судебного акта. Поскольку у нас не отменено бумажное судопроизводство, надлежащим судебным актом, конечно, является подписанный судьей судебный акт или заверенный документ в бумажном виде, выпущенный судом в установленном порядке. Что касается тех документов, которые находятся в сети Интернет, то они там размещены с целью информирования граждан о том, какие решения приняты, чтобы можно было проследить за тем, как движется дело по инстанциям.

 

Ведущий: Уважаемый Антон Александрович! В то время как суды общей юрисдикции почти повсеместно обслуживают интересы местной исполнительной власти (особенно это присуще Московским судам), Высший Арбитражный Суд РФ и большинство арбитражных судов страны утвердились в предпринимательском сообществе как действительно самостоятельные органы правосудия, которые судят по Закону, а не "обслуживают" властные структуры по принципу "Чего изволите?". Известный эпизод с Вашим заместителем Еленой Юрьевной Валявиной, которая, к удивлению страны, выступила простым свидетелем в гражданском деле и дала показания в районном суде города Москвы по эпизодам попыток вмешательства в отправление правосудия кремлевского чиновника достаточно высокого ранга, вызвал уважение к арбитражным судам. В конце 2006 года Вы сами на заседании совета судей заявили о давлении на суд со стороны Федеральной налоговой службы. Налоговики добились в тот год отставок сразу нескольких судей, рассматривавших налоговые претензии к ОАО "ТНК-ВР Холдинг". Насколько комфортно чувствуют себя сегодня судьи Высшего Арбитражного суда и других арбитражных судов с точки зрения их самостоятельности в отправлении правосудия? Везде ли соблюдается принцип независимости судов и судей?

Иванов А.А.:

Я не буду высказываться в отношении судов общей юрисдикции. Конечно, принцип независимости судей требует, чтобы они были ограждены от различных влияний, которые часто пытаются оказывать лица, участвующие в деле или лица, покровительствующие тем, кто участвует в тех или иных делах. Иногда некоторые средства массовой информации пытаются оказать давление на суд при принятии тех или иных решений.

К сожалению, не очень хорошо защищает судей статья 294 Уголовного Кодекса РФ "Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования", вернее, практика ее применения следственными органами. Мне практически не известны уголовные дела, которые бы возбуждались и расследовались по сообщениям о фактах воспрепятствования к осуществлению правосудия. В тех ситуациях, когда мы сами обращаемся в правоохранительные органы, в лучшем случае мы получаем отказ. Возможно, нужно изменить механизм применения статьи 294, изменить условия и порядок привлечения к уголовной ответственности.

Необходимо ввести административную ответственность за внепроцессуальные обращения к судье по еще не рассмотренному делу.

Следует перейти к ведению журналов обращений к судьям по находящимся в их производстве делам и закрепить в законе обязанность судьи фиксировать все поступившие к нему обращения.

С целью противодействия фактам оказания давления на судей в отправлении правосудия на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации создан раздел, где размещаются обращения по судебным делам. Публикация обращений оказалась эффективным средством. После того, как арбитражные суды начали публиковать все обращения по судебным делам, количество тех, кто нам пишет по поводу тех или иных дел, значительно снизилось.

 

Ведущий: У нас остался последний вопрос. Уважаемый Антон Александрович! В отличие от ранее сформировавшейся тенденции справедливого рассмотрения налоговых споров арбитражными судами, в последние год - два стал проявляться разворот арбитражных судов в пользу налоговых органов. Поговаривают, что арбитражная система получила от исполнительной власти директиву не мешать пополнению бюджета. Правда ли это?

Иванов А.А.:

Разумеется, нет.

Ведущий:

Коллеги, если у вас есть вопросы, вы можете их задать. Представьтесь, пожалуйста, и задавайте.

 

Вопрос из зала: Олег Томилин, телекомпания НТВ. Антон Александрович, 17 ноября Президиум Высшего арбитражного суда вынес постановление, согласно которому банки не имеют права брать у заемщиков плату за открытие и обслуживание ссудного счета. Чем вызвано такое решение? И можно ли сказать более подробно, в чем оно заключается? Какие санкции будут налагаться на кредитные организации? И какие государственные и надзорные органы эти санкции будут налагать?

Иванов А.А.:

Это дело было связано с деятельностью Роспотребнадзора по надзору за соблюдением законодательства "О защите прав потребителей в сфере банковской деятельности". Обсуждался вопрос о законности установления банковской комиссии Сбербанком за ведение соответствующего ссудного счета. Президиум пришел к выводу, что специальной комиссии за ведение специального ссудного счета быть не должно, потому что этот счет не имеет самостоятельного значения. Фактически речь идет о некоем внутрибанковском формальном организационном механизме, который связан с предоставлением кредита. Банк получает вознаграждение за кредит в виде процентов. Существующее законодательство предполагает, что эффективные проценты должны быть раскрыты, а установление комиссии за ведение ссудного счета – одна из форм сокрытия реальных процентов. С точки зрения гражданского права, взыскание таких комиссий – это фактически двойная плата за одну и ту же услугу.

 

Вопрос из зала: Что вы можете сказать о штрафных санкциях, которые будут налагаться на кредитные организации? И какие госорганы будут налагать эти санкции?

Иванов А.А.:

Органы Роспотребнадзора, которые надзирают за соблюдением законодательства "О защите прав потребителей" на потребительском рынке. Думаю, что какие-то меры реагирования может принять и Центробанк, если он сочтет это правильным.

Вопрос из зала: Это будут штрафы?

Иванов А.А.:

Думаю, да. Не исключена и возможность взыскания неосновательного обогащения клиентами банка.

 

Вопрос из зала: Решение Высшего арбитражного суда не является законом прямого действия. Требуется ли введение каких-то дополнительных норм в действующее законодательство для урегулирования взаимоотношений между заемщиками, кредитными организациями и, соответственно, надзорными органами?

Иванов А.А.:

В целом такие нормы уже существуют, просто их не всегда соблюдают со ссылкой на договор сторон. Но публичное регулирование, на мой взгляд, исключает получение этой комиссии банками.

Вопрос из зала:

Дополнительных норм никаких не нужно принимать?

Иванов А.А.:

Думаю, нет.