Новости и аналитика Интервью О государственных мерах по предотвращению незаконного оборота древесины, актуальных вопросах развития лесного законодательства и организации аукционов лесных участков для рекреационных целей

О государственных мерах по предотвращению незаконного оборота древесины, актуальных вопросах развития лесного законодательства и организации аукционов лесных участков для рекреационных целей

Интернет-интервью
заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства
Михаила Дмитриевича Гиряева

28 октября в 11-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с заместителем руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Михаилом Дмитриевичем Гиряевым. В интернет-интервью принимала участие заместитель начальника Юридического отдела Федерального агентства лесного хозяйства Анастасия Валерьевна Левкина.

Тема интернет-интервью: "О государственных мерах по предотвращению незаконного оборота древесины, актуальных вопросах развития лесного законодательства и организации аукционов лесных участков для рекреационных целей".

Интернет-интервью организовано ИА "ГАРАНТ". Информационное агентство "ГАРАНТ", свидетельство: ИА № 77-14642. При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Ведущая интернет-интервью - Карпунина Наталия (ИА "ГАРАНТ").

В условиях становления Российского правового государства и развития рыночных отношений проблемы рационального использования и охраны лесов приобретают особую остроту и актуальность. Состояние российских лесов играет важнейшую роль в обеспечении экологической безопасности всей планеты.

Организация рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является стратегически важной задачей государства. В целях улучшения качества лесов, расположенных на землях лесного фонда, необходимо обеспечить сбалансированность объемов лесовосстановления в зависимости от площади вырубленных, погибших и поврежденных лесов, улучшить санитарное состояние лесов, своевременно проводить противопожарное обустройство и снизить опасность лесных пожаров, обеспечить ежегодную оценку состояния лесов путем проведения их государственной инвентаризации.

В Российской Федерации функции по реализации государственной политики в сфере лесного хозяйства осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства.

В настоящее время в России вопросы развития лесного хозяйства, предотвращения нелегального оборота древесины, сбалансированности использования и воспроизводства лесов, сохранения ресурсно-экологического потенциала лесов, вопросы организации и проведения аукционов лесных участков для рекреационных целей и многие другие вопросы регулируются Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ, Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, а также иными нормативными правовыми актами РФ.

Несмотря на то, что указанные вопросы достаточно подробно регулируются действующим российским законодательством, его нормы нуждаются в дальнейшей регламентации и совершенствовании.

Расскажите, пожалуйста, каковы основные направления лесного хозяйства на данный момент и в чем их актуальность?

Гиряев М.Д.: Главной проблемой в регулировании лесных отношений в РФ является реализация положений Лесного кодекса РФ, который был принят и введен в действие с 1 января 2007 года Рослесхозом. Вместе с субъектами РФ была проведена колоссальная работа по передаче функций управления лесами регионам. С 1 января 2009 года Лесной кодекс вступил в действие в полном объеме. Здесь мы видим несколько направлений, которые являются наиболее актуальными. Первая проблема заключается в создании новых систем лесоуправления в РФ. Эту проблему мы с субъектами РФ на сегодняшний день решили. В субъектах РФ создано 1454 лесничества, которые включают в себя 40 тысяч человек и занимаются только системой лесоуправления без хозяйственной деятельности. С 2010 года на них будет возложена функция государственного контроля за лесопользователями. Это главный аспект регулирования лесных отношений в России. Вторая проблема: законом определено, что использование лесов, ведение лесного хозяйства, имеется в виду противопожарная профилактика, лесовосстановление и тушение лесных пожаров, возложена на арендаторов. У нас передано в аренду порядка 119 миллионов гектаров лесов. Срок аренды составляет 49 лет. При этом предусмотрено, что если арендатор выполняет свои обязательства, договор аренды может быть пролонгирован еще на 49 лет. Т.е. мы сегодня имеем законодательно утвержденную организацию в лице арендаторов, которые обязаны объективно и правильно выполнять все работы, связанные с использованием лесов и ведением лесного хозяйства. Эти два направления не пересекаются, а друг друга дополняют. Создание прозрачной системы арендных отношений и усиление государственного управления лесами через лесничество являются на сегодняшний день актуальными и самыми главными вопросами текущей политики как федерального агентства, так и субъектов РФ. Вместе с тем один из главных вопросов - организация тушения лесных пожаров, а также обеспечение своевременного воспроизводства лесов, борьба с нелегальными рубками и многое другое. 

Ведущая: Михаил Дмитриевич, когда будет законодательно четко прописано, за чей счет выполняются охрана, защита и лесовосстановление?

Гиряев М.Д.: В Лесном Кодексе РФ и в нормативно-правовых документах, которые являются следствием нового кодекса, четко прописано, что на арендуемых лесных участках лесовосстановление осуществляет арендатор за собственный счет. Что касается территории вне арендуемых участков, то там осуществляется лесовосстановление за счет средств федерального бюджета, на основании аукционной системы. То есть на тендер выставляются определенные участки лесов, в которых нужно осуществить лесовосстановление. На это выделяются деньги, и лесничество принимает эту работу. Мы считаем, что необходимо пересмотреть ряд позиций в Лесном Кодексе, в частности, по лесовосстановлению. Мы думаем, что арендатору надо компенсировать затраты, которые он осуществляет при проведении лесовосстановительных работ. Тем самым мы создаем арендатору определенные льготы и преференции в условиях кризиса. Работы, которые финансируются за счет средств субвенций федерального бюджета, должны быть приняты системой государственного управления лесами. Они несут полноту ответственности за деньги, которые расходует арендатор на конкретный участок по лесовосстановлению. Я думаю, что это резко повысит эффективность лесовосстановительных работ в РФ. 

Ведущая: Спасибо. Почему в субъекте РФ возможно навязывать при аукционах чистым заготовителям и переработчикам другие непрофильные виды использования? 

Гиряев М.Д.: Здесь очень серьезная проблема, которая корнями уходит в ранее действующее законодательство, в Лесной кодекс РФ, который был принят в 1997 году. Ранее объектом регулирования лесных отношений было понятие "участок лесного фонда". Была принята позиция: "совокупность земли и той растительности, которая растет на той или иной земле". При этом отдельный участок можно было передавать в аренду нескольким юридическим лицам. Одному для охоты, другому для заготовки древесины, третьему для рекреации, а  в договорах аренды балансировать интересы арендодателей и арендаторов. Когда в 2007 году приняли новый Лесной кодекс, были разведены понятия земли и леса. Регулирование лесных отношений было построено на понятии "земельного участка". Таким образом, на земельном участке, так как он имеет кадастровый номер, возможно только осуществление работ только одним арендатором. Т.е. если передали арендатору под лесозаготовку, нельзя уже передать другим для нужд охотничьего хозяйства. Если арендатор желает за собой закрепить несколько видов, то тогда нужно при передаче в аренду через аукционы при заключении договора передавать ему под рекреацию, под заготовку древесины, под охотничье хозяйство и т.д. Но на земельном участке должен быть один арендатор, так как он имеет один кадастровый номер. В этом и заключается проблема. Мы считаем, что необходимо вернуться к понятию определения леса и земли, как недвижимости объекта, и соединить понятия земли и леса. И вернуться к понятию "участок лесного фонда".  

Ведущая: Почему вместе с договором аренды не предоставляется проект освоения лесов хотя бы в объеме ежегодной расчетной лесосеки, чтобы арендатор мог сразу начинать работу, а не ждать как минимум год, прежде чем начать его разработку? 

Гиряев М.Д.: У нас предусмотрена федеральная собственность на леса России. Старый Лесной кодекс, который был введен в действие в 1997 году, принципиально отличался от Лесного кодекса 2007 г. в том, что была предусмотрена разрешительная система организации лесопользования. То есть органы лесного хозяйства разрабатывали планы размещения лесосек, делали отводы лесосечного фонда в натуре и давали разрешительный документ в виде лесорубочного билета. Эта система действовала раньше. В 2007 году, когда был принят новый Лесной Кодекс,установлена заявительная система. Дано право арендатору на основании договора аренды разрабатывать проект освоения, и при этом на основании своего бизнес-плана выстраивать модель размещения объектов, допустим, под заготовку древесины, конкретные участки, а затем подавать декларацию. Это - принципиальная позиция Лесного кодекса, и никакого проекта арендатору сейчас не навязывается. Арендатор вправе выбрать в соответствии с бизнес-планом ту стратегию, которая позволяет ему эффективно использовать ресурсы, получить прибыль и вести лесное хозяйство. Я считаю, что эта схема абсолютно правильная. Она упирается в первый вопрос, который Вы задавали. Разведена система лесоуправления и использования лесов. Арендатор вправе сам принимать решение, но контроль за ним очень жесткий со стороны лесничеств. Лесничие не участвуют ни в этом процессе, ни в разработке проекта, ни в отводе лесосечного фонда, ни в проведении лесовосстановительных мероприятий. Они осуществляют государственный контроль и надзор за этими арендаторами. 

Ведущая: Спасибо. Следующий вопрос. Михаил Дмитриевич, почему на федеральном уровне не ограничиваются "аппетиты" субъектов в отношении установления надбавок к плате за единицу объема древесины? Таким образом, ответственные органы субъекта прекрасно отчитываются по статье лесных доходов на сегодняшний момент, не обращая внимания на то, что будет потом, когда некому будет работать в лесу, т.к. в результате такой недальновидной политики нет экономической целесообразности работать предприятиям. 

Гиряев М.Д.: Я не соглашусь с вами. Давайте выставим приоритеты. Для чего передавать федеральную собственность в лесопользование? Из вопроса следует, что это необходимо для того, чтобы арендатор получил прибыль. С другой стороны, должна быть наполняемость бюджета и РФ, и бюджета субъекта РФ, потому что там, где осуществляются рубки, живет местное население, надо строить дороги, содержать больницы, школы, проводить газ и т.д. Поэтому абсолютно правильная позиция субъектов РФ, когда они, выставляя на аукцион, повышают минимальную ставку продажи древесины на корню в разы, которую устанавливает Правительство РФ. Например, Костромская область вводит коэффициент к минимальной ставке продажи древесины на корню при аренде и имеет миллиард рублей дополнительно на решение проблем социальных вопросов, развития инфраструктуры, повышение заработной платы учителям, врачам и т.д. Я считаю, что это абсолютно правильный подход. И если арендатор, который участвует в аукционе, видит коэффициент 4, участвует в аукционе, торгуется, заключает договор аренды, значит, у него есть резервы. Он будет платить такую арендную плату. Еще раз хочу подчеркнуть следующее. Закон предусматривает следующую процедуру организации платежей: минимальная ставка устанавливается Правительством РФ на заготовку древесины, которая уходит в бюджет России. А все, что сверх минимальной ставки, наддача на аукционе, уходит в бюджет субъекта РФ. Не секрет, что когда организовываются аукционы, идет сговор по ряду аукционов в субъектах РФ. Поэтому, чтобы исключить сговор субъекты Российской Федерации обоснованно увеличивают минимальную ставку как начальную цену аукциона. Справедливо и разумно. 

Ведущая: Почему форма договора аренды отдана на откуп субъектам? Там, где ее разрабатывают не юристы "от имущества", а чиновники-лесники "под себя", как правило, не обходится без судебных разбирательств.

Гиряев М.Д.: Неправильная постановка вопроса, извините. Форма договора утверждена постановлением Правительства РФ. В рамках этого примерного договора субъекту РФ дано право принимать некие решения, которые усиливают позицию государства, в частности, субъекта, в реализации арендных отношений. Мы передали 119 миллионов гектаров в аренду под заготовку древесины, передаем в рекреационное лесопользование в Московской области. Нельзя в рамках одного договора решить все проблемы, которые есть в 81 субъекте РФ. Субъект РФ вправе дополнить какие-то статьи положениями, которые позволят ему активно контролировать, получать дополнительные доходы и спрашивать с арендатора. Например, Лесной кодекс РФ сейчас не предусматривает так называемых неустоек со стороны арендатора-лесопользователя при нарушении им лесоводственных требований. Вместе с тем, в договоре аренды каждый субъект РФ в прочих условиях прописывает те критерии и положения, которые в каждом субъекте свои, когда он должен спросить с арендатора за невыполнение им лесоводственных, экологических требований. В Костромской области - 25 позиций, в Красноярском крае - 100 позиций. Это хороший подход, сочетание требований федерального законодательства и требований субъектов РФ. 

Ведущая: Спасибо. Когда лесное законодательство будет приведено в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и на должный уровень? То есть, чтобы не ломать голову о своих действиях и последствиях в судебных разбирательствах при работе с ним. А ведь старое законодательство было более корректно и понятно как для специалистов, так и для граждан. Планируется ли внесение в российское лесное законодательство в ближайшей перспективе каких-либо изменений, касающихся регулирования вопросов привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс? Если да, то чего они будут прежде всего касаться? 

Гиряев М.Д.: Глобальный вопрос. В 1997 году был принят Лесной кодекс. Нормативно-правовые документы в развитии Лесного кодекса создавались в течение 3 лет. Была создана нормативно-правовая база. Новый Лесной кодекс вступил в действие с 1 января 2007 года. До настоящего времени было принято шесть поправок в Лесной кодекс 2007 года. Например, последние поправки были приняты в марте 2009 года ФЗ №32. Кардинально изменилась система лесоуправления, изменилось использование защитных лесов, где предусмотренны различные виды рубок. По вопросам совершенствования лесного законодательства мы работаем вместе с Министерством сельского хозяйства. Есть соответствующее поручение Правительства РФ. Предполагается в этом году решить вопросы, касающиеся основных нормативно-правовых документов, которые сдерживают развитие лесных отношений на основании внесенных поправок в Лесной кодекс. Это Правила заготовки древесины, Правила ухода в лесах, функционирование зеленых зон и их размеры, которые определяют политику лесных отношений в защитных лесах и т.д. Сегодня необходимо принять порядка 16 постановлений или распоряжений Правительства РФ и около 30 документов утвердить приказами Министерства сельского хозяйства. Что касается инвестиционных проектов, то это новое направление в использовании лесов России. Впервые оно было реализовано только в 2009 году. Задача стоит так: привлечь инвестиции в заготовку и переработку древесины. Сегодня на уровне федеральных органов исполнительной власти утверждено 75 инвестиционных проектов по переработке древесины. Сумма инвестиций каждого инвестиционного проекта должна быть не меньше 300 миллионов рублей. Сегодня это 75 проектов с объемом ежегодной лесозаготовки - 68 миллионов кубометров древесины. При этом инвестору предлагаются следующие преференции. Первое: он без аукциона получает лесные участки. Вторая льгота: если у нас средняя цена арендной платы в РФ составляет 53 рубля, минимальная ставка, утвержденная Правительством, 35 рублей, то инвестору в аренду без аукциона отдаются значительные территории на 49 лет с арендной платой 50% от минимальной ставки. Т.е. по 17 рублей. Это определенная серьезная политика привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в глубокую переработку древесины. Мы считаем, что нужно дать еще одну льготу и снять обременение с инвестора и с арендатора по затратам на лесовосстановление. Мы считаем, что должны быть внесены в нормативно-правовые документы, поправки, которые бы определили прозрачность процедур реализации инвестиционного проекта. Допустим, бизнес прекращает работу на этой территории и продает свои основные фонды. А как быть с арендой лесных участков, которые мы передали на основании аукциона или по распоряжению федерального органа исполнительной власти? Эта процедура не прописана. Поэтому над этой проблемой необходимо работать. 

Ведущая: Следующий вопрос к нам пришел из Мордовии. Хотелось бы, чтобы вы его прокомментировали. В Республике Мордовия, как и в большинстве регионов Европейской части России, Управление Россельхознадзора по Республике Мордовия совершенно незаконно и необоснованно установило карантинную фитосанитарную зону, выявив единичные экземпляры жука малого черного елового усача. Хотя филиал в Республике Мордовия ФГУ "Российский центр защиты леса", подведомственный Рослесхозу, никакого очага распространения данного вредителя не выявил. В результате лесопользователям созданы совершенно необоснованные административные барьеры, т.к. они вынуждены за плату получать в Управлении Россельхознадзора карантинные сертификаты на заготавливаемую древесину. Подавались иски в суды различных инстанций, заявления в прокуратуру республики на незаконность указанных приказов Управления, но до сих пор никаких изменений не последовало. 

Гиряев М.Д.: Здесь есть проблема. Есть различные нормативно-правовые документы, которыми руководствуется Россельхознадзор и наше Агентство по лесопатологическому мониторингу и оценке состояния с вредителями и болезнями. В настоящее время проводятся серьезные консультации нашим Агентством с Россельхознадзором. В ближайшее время эта проблема будет решена. 

Ведущая: Спасибо. Пожалуйста, приведите в пример случаи нарушения лесного законодательства при осуществлении рекреационной деятельности частными лицами, с которыми Вам в своей деятельности приходиться сталкиваться? 

Гиряев М.Д.: Главная проблема - это совершенно новое направление, которое активно реализуется с 2007 года после принятия Лесного кодекса РФ. И проблем здесь, и в частности в Московской области, достаточно. В течение 2008 года и до сентября 2009 года в Московской области не было проведено ни одного аукциона, потому что нормативно-правовая база не безупречна по передачи в аренду. В настоящее время в Московской области за сентябрь, октябрь месяцы 2009 года проведено 6 аукционов по передаче в рекреационное лесопользование. Общая выручка составила порядка 17 миллионов рублей. Мы сейчас приостановили проведение новых аукционов и анализируем их итоги, а также рассматриваем порядок заключения договоров. Будем смотреть реализацию этих договоров в натуре. Мы анализируем то, что публикуется в СМИ, то, что приходит к нам от местного населения. Мы в комплексе примем соответствующее решение, как управлять процессом передачи в рекреационное лесопользование не только в Московской области, но и подготовим рекомендации субъектам РФ. Рекреационная деятельность активно внедряется в Республике Горный Алтай, в Ленинградской области, в Краснодарском крае, в Ставропольском крае, в субъектах Федерации, которые расположены по реке Волге. Это очень ценные и уникальные объекты России. Считаем, что это правильное направление, но вместе с тем здесь нужна взвешенность и осторожность в реализации глобальных проектов, которые могут ущемить интересы с одной стороны населения, а с другой стороны создать некие преференции тем арендаторам, которые получили в рекреационное пользование. Надо также оценить ситуацию этого процесса, который сейчас протекает в России. Мы приняли решение не проводить в лесопарковом поясе г. Москвы аукционы по передаче в рекреационное лесопользование. Это 54 000 гектаров вокруг г. Москвы. 

Ведущая: Спасибо. Незаконные рубки и нелегальный оборот древесины представляют серьезную проблему для лесного хозяйства и экономики страны. Все осуществляемые меры по совершенствованию государственного лесного контроля и надзора не дают должного эффекта и недостаточны. Скажите, пожалуйста, будет ли в России построена единая система государственного учета древесины? И будет ли при этом учтен какой-либо опыт зарубежных стран? 

Гиряев М.Д.:.  Начиная с 2005 года мы активно внедряем космический мониторинг организации лесопользования. Сегодня площадь дистанционного мониторинга на базе космических снимков у нас составляет 160 миллионов гектаров. Ежегодно задействовано 201 лесничество. Смысл заключается в следующем. Есть снимок 2005 года, снимки 2006 г., 2007 г., 2008 г. и 2009 г. Когда мы накладываем снимки друг на    друга, то выявляем новые сплошнолесосечные вырубки, которые появились в 2009 году. Специалисты их дешифрируют, оценивают, правильно ли размещается лесосека. Предварительно запрашивается у органов лесного хозяйства информация, подтверждающая, есть ли у них разрешительные документы на делянку, на лесосеку, которая зафиксирована в снимке. Каждый год мы выявляем около миллиона      кубометров незаконных рубок. При этом тенденция следующая. Если субъект РФ каждый год методически на больших площадях попадает в дистанционный мониторинг, то доля незаконных рубок снижается. На космическом снимке нельзя соврать, потому что там есть конкретная лесосека и мы ее определяем. Это направление мы сейчас интенсивно внедряем. В настоящее время наша задача стоит в том, чтобы сделать сквозную систему оценки лесосырьевых ресурсов. Оценить объем лесозаготовки, объем транспортировки и объем переработки. Создать единую электронную базу данных, которая бы позволяла сказать, сколько конкретный лесозаготовитель установил себе объем заготовки древесины, сколько он вывез и т.д. Мы сейчас проводит экспериментальные работы в соответствии с решением Правительства РФ в четырех субъектах РФ: в Приморском крае, Хабаровском крае, Забайкальском крае и в Амурской области. В текущем году мы такую систему наработаем. Считаем, что вся древесина, вывозимая из леса, должна проходить через пункты приемки, как это делается, например, в Канаде. Вся вывозимая там древесина взвешивается, создается база данных и по ней оценивается, сколько заготовили и сколько вы должны заплатить налога. Вы сами понимаете, на всю территорию РФ эту систему внедрить очень тяжело. Мы работаем над ней 3 года и сейчас вышли на финишную прямую. 

Ведущая: Спасибо. Какие меры принимаются в настоящее время вашим агентством для сохранения ресурсно-экологического потенциала лесов в Российской Федерации от пожаров и вредителей? 

Гиряев М.Д.:  У нас в этом году не уничтожено пожарами, а пройдено пожарами 2 миллиона 400 тысяч гектаров. Это на уровне прошлого года. Площадь довольно-таки значительная. Средняя площадь, пройденная пожарами, за последние 10 лет составляет от 2 до 2,5 миллионов гектаров. До 2007 года тушение лесных пожаров было сконцентрировано в Федеральном агентстве, которое я представляю. Сейчас тушение лесных пожаров передано субъектам РФ. Первое время этих реформ в 2007, 2008 годах крайне отрицательно сказалось на ситуации по пожарам. В 2009 году ситуация стабилизирована, но есть ряд проблемных вопросов, над которыми мы работаем с субъектами РФ. Например, горит Хабаровский край, Амурская область не горит, авиационные подразделения находятся в Хабаровском крае, работают на пределе. Но Амурская область не может перебросить свои пожарные подразделения в Хабаровский край. Сейчас готовим поправку в Лесной кодекс РФ. Мы должны создать 5 базовых федеральных центров авиационной охраны лесов от пожаров, сосредоточить там до 300 парашютистов-десантников, оснастить их новыми вертолетами, самолетами, вплоть до БЕ-200. Это должны быть силы быстрого реагирования. И еще один момент. У нас в этом году в полном объеме заработал дистанционный мониторинг лесопожарной ситуации. Мы шесть раз в день получаем космические снимки, на которых отражается вся динамика возникновения пожаров, их развитие и вся эта информация в реальном режиме времени уходит субъектам РФ. И мы ставим задачу, чтобы эта информация уходила на компьютер каждого лесничества, каждого арендатора. Таким образом, эта система поможет быстро выявить пожар, мобилизовать все силы для тушения лесных пожаров. Проблемы есть. Но над ними мы работаем вместе с субъектами РФ. Я хочу еще подчеркнуть одну важную мысль: в этом году, наверное, впервые за последние годы у нас нет ни одного погибшего человека на лесном пожаре, у нас ни один населенный пункт от лесного пожара не был уничтожен, объекты инфраструктуры не пострадали.  

Ведущая: Еще один к вам практический вопрос, который требует непосредственно Вашего разъяснения. Поясните, пожалуйста, обязан ли арендатор, которому предоставлен лесной участок площадью 0,357 га для строительства и эксплуатации газопровода (длина которого составляет 2,5 км), иметь в наличии противопожарную технику, оборудование и средства предупреждения и тушения лесных пожаров согласно нормативам, установленным Приказом Минсельхоза № 549 от 22.12.2008г., пропорционально длине данного газопровода? Или такое имущество обязан иметь лесопользователь, линейный объект, которого превышает 100 км? 

Гиряев М.Д.: Да, абсолютно правильно. Нормативы, которые утвердил Минсельхоз, рассчитаны на длину линейного сооружения газопровода, ЛЭП и других на 100 км. Если длина свыше 100 км, то он должен иметь пункт сосредоточения противопожарного инвентаря и тушения лесных пожаров. Что касается линейных объектов до 100 км, то там такие пункты не предусмотрены. Там есть арендаторы, если нет арендатора, есть орган исполнительной власти субъекта РФ, которые обязаны тушить лесные пожары. Но вместе с тем, вы сами понимаете, что если идет пожар и есть газопровод, последствия могут быть непредсказуемы. Поэтому рекомендуем каждой организации, которая имеет в аренде независимо от длины газопроводов, активно участвовать в тушении лесных пожаров, в том числе лесах примыкающих к газопроводам, нефтепроводам, ЛЭП. У нас ведь не все столбы на ЛЭП железобетонные, есть и деревянные. Можно без света оставить многие поселки, и пострадает инфраструктура. 

Ведущая: Спасибо. К нам пришло достаточно много вопросов, касающихся международного сотрудничества. Для России традиционно является приоритетом реализация стратегии "добрососедства" с приграничными странами. Скажите, пожалуйста, ведется ли международная деятельность в области лесного хозяйства со странами? Если да, то каково ваше личное отношение к сотрудничеству с зарубежными странами? Какие направления сотрудничества наиболее актуальны для агентства? Как они реализуются? Оцените степень участия Рослесхоза в международных процессах и встречах. Насколько тесно Рослесхоз сотрудничает с неправительственными организациями? 

Гиряев М.Д.: Серьезный пласт вопросов. Вы сами понимаете, лес – понятие географическое, он не имеет границ. Если случаются пожары в РФ, то у смежных государств, допустим, Финляндии, могут возникать проблемы. Поэтому мы активно участвуем в международной деятельности. У нас практически со всеми ведущими странами, которые располагают значительными площадями лесов, заключены соглашения. Созданы рабочие группы по обмену специалистами, по изучению опыта. Существует интересное направление: десять стран, обладающих самым серьезным лесосырьевым потенциалом, проводят ежегодные встречи, называется "Мегафорестас". Последние 4 года руководители этой десятки встречаются "без галстуков", и в течение 3-4 дней обсуждают проблемы развития лесного хозяйства в мире, проблемы леса и климата, лесной сертификации, развитие лесозаготовки и другое. Каждая страна рассказывает о новых подходах в этих вопросах. Я участвовал в четырех встречах. Первая встреча была в США, вторая в России, в Санкт-Петербурге, третья на Амазонке в Бразилии, четвертая в Канаде, я месяц назад оттуда вернулся, а пятая будет в Китае. Сюда входят страны: США, Канада, Россия, Бразилия, Китай, Австралия, Индия, Индонезия, Конго и Камерун. Т.е. те страны, в которых сегодня имеется 75% лесов мира. Те страны, которые являются производителями значительного объема древесины. На неформальных встречах очень серьезно обсуждаются проблемы, определяется стратегия взаимоотношения между этими странами. Кроме того, за последнюю неделю я вам приведу пример, мы буквально вчера встречались с большой делегацией Китая. Приехало 9 специалистов во главе с министром лесного хозяйства, подчеркиваю, с министром лесного хозяйства Китая. Мы обсуждали проблему двухсторонней деятельности в нашем Федеральном агентстве. Определены приоритеты. Следующая встреча будет в Китае. Это вчера было. В воскресенье было серьезное политическо-экономическое мероприятие - Российско-финляндский саммит, где присутствовали руководители правительств двух стран. Обсуждались проблемы инвестиций в РФ, вопросы таможенных пошлин, вопросы аренды, вопросы лесного хозяйства. Лесное хозяйство активно принимало участие в круглом столе "Лесное хозяйство в Финляндии и России. Проблемы, пути, направления". На той неделе в Аргентине был проведен тринадцатый международный конгресс. Присутствовало 4 тысячи специалистов лесного хозяйства со всего мира, где обсуждались проблемы организации лесоуправления, организации использования лесов. Он проходит раз в шесть лет. Обсуждались вопросы дальнейшей стратегии использования лесов, потому что лес – это экологический каркас всего мира. Мы обязаны участвовать во всех международных процессах, потому что от использования лесов России зависит климат не только России, но и всего мира. У нас ежегодно может готовиться 600 миллионов кубометров древесины - объективно установленная норма лесопользования. В 2008 году мы подготовили 165 миллионов кубометров древесины. У нас огромный лесосырьевой потенциал. 

Ведущая: Михаил Дмитриевич, в СМИ при обсуждении вопросов лесного законодательства (в т.ч. прав аренды лесных участков), даются ссылки на Лесной план Московской области, утвержденный Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2008 г. и Письмо Рослесхоза № АС-01-46/4779 от 05.08.2009 г. (указание Мослесхозу не выставлять на аукционы по продаже на заключение договоров аренды для осуществления рекреационной деятельности лесных участков, расположенных в лесопарковом защитном поясе г. Москвы). Скажите, пожалуйста, где можно ознакомиться с указанными документами? 

Гиряев М.Д.: Вся эта информация размещена на сайте Рослесхоза. Сейчас идет доработка Лесного плана в соответствии с Федеральным законом № 32 от марта месяца 2009 г., где принципиально меняется организация лесопользования и организация лесоуправления в защитных лесах. Московская область площадью 1,8 миллиона гектаров абсолютно представлена защитными лесами, это зеленая зона, лесопарковая зона и второй пояс охрана источников водоснабжения. ФЗ № 32 кардинально изменил режим лесопользования. Я еще раз напомню, что до принятия в марте 2009 года поправки вЛесной кодекс, в защитных лесах запрещались все рубки за исключением выборочных санитарных. В лесах Московской области за последние 2-3 года сплошных вырубок практически нет. Закон сейчас разрешает проведение довольно-таки интенсивных выборочных рубок, и частично сплошных. Поэтому ведется доработка Лесного плана. Мы планируем его доработать в первом квартале 2010 года, он будет выведен на сайт, можно будет посмотреть, обсудить, дать нам предложения для того, чтобы мы что-то доработали. На сайте нашего Агентства вывешена информация, где сказано, что лесопарковый пояс г. Москвы площадью 54 тыс. гектаров выведен из рекреационного лесопользования. 

Ведущая: Михаил Дмитриевич, в настоящее время федеральный бюджет несет большие потери из-за не уплаты за пищевые ресурсы, имеется ввиду грибы, ягоды и другие недревесные лесные ресурсы, которые заготавливаются в промышленных объемах. Иногда это происходит из-за невозможности взять в аренду лесные участки для их заготовки, т.к. они уже находятся в аренде с целью заготовки древесины. Скажите, пожалуйста, что планируется сделать для того, чтобы решить этот вопрос? 

Гиряев М.Д.: Все экономически доступные сегодня леса у нас переданы в аренду под заготовку или древесины, или рекреации, или охоты. И поэтому для нужд побочного пользования под сбор грибов, ягод практически передать никак нельзя. Это может быть только обременение на арендованном лесном участке. В Лесном кодексе РФ есть еще норма, которая говорит, что местное население, бесплатно на любой территории может собирать грибы, ягоды. Очень активно работает ряд субъектов РФ по промышленным заготовкам грибов и ягод. Например, созданы коммерческие структуры, подразделения в населенных пунктах Томской области, где осуществляется сбор сырья населением. Ежедневная обработка грибов лисичек, которые пользуются огромным спросом в Томской области, составляет 3 тонны. То есть можно правильно организовать эту работу. Там платятся налоги, занято трудовое население, создаются рабочие места. 

Ведущая: Спасибо. Возможно ли заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в исключительных случаях для государственных или муниципальных нужд без проведения аукциона? Если нельзя, то в чем тогда проявляется исключительность таких случаев? Каким образом подтверждать соответствие заявки на предоставление древесины к исключительным случаям, если в Лесном кодексе РФ установлен исчерпывающий перечень документов для предоставления на аукцион? Каким образом определять объем древесины, которую необходимо предоставить по исключительному случаю? Сколько запросили, столько и отдавать, т.к. другие документы требовать нельзя, или каким-то еще образом? 

Гиряев М.Д.: Принципиальнее положение Лесного кодекса – создание системы лесоуправления в лице лесничеств и передача в аренду лесных участков на длительную перспективу. При этом арендатор должен взять на себя бремя расходов по ведению лесного хозяйства, по противопожарной профилактике. А что касается лесозаготовки по договорам купли-продажи, то это признано в законе, как исключительный случай. Кардинально, это аренда, а все остальное – исключения. И в законе предусмотрено, что каждый субъект РФ должен, обязан принять свои законы и определить порядок, что такое исключительный случай. Для местного населения вне арендованных участков это договор купли-продажи. И при этом надо определить, что такое государственная нужда субъекта РФ и что такое муниципальная нужда. Мы давали соответствующие разъяснения. И на нашем сайте эти разъяснения, порядок определения этих нужд прописаны. Вместе с тем здесь затрагиваются интересы малого и среднего бизнеса. Вы сами понимаете, арендатор – это крупный капитал, который осуществляет заготовку, переработку древесины, а когда исключительный случай субъектом Федерации не прописан, то получается потеря среднего и мелкого бизнеса по заготовке древесины.  

Ведущая: Лесопромышленные предприятия уже имеют системы учета заготавливаемой древесины. Как эти системы будут учитываться в предлагаемой Рослесхозом системе государственного учета древесины? Не думали ли вы, что многие вопросы легальности могли бы быть решены на основе совершенствования систем учета предприятий, за счет предъявления государством (Рослесхозом) определенных требований к ним и дальнейших проверок таких требований? 

Гиряев Д.М.: Рослесхоз может, конечно, реализовать в перспективе и мы обязаны организовать весь учет той древесины, которая есть у арендаторов, у лесозаготовителей. Но сегодня бизнес должен строить свою программу, в частности, заготовки и переработки древесины, на учете всей древесины. Это его жизненная необходимость. Поэтому бизнес параллельно с органами государственной власти выстраивает эту систему. Это в основном крупный бизнес, целлюлозно-бумажные комбинаты. Вся древесина, которая поступает в крупные целлюлозно-бумажные комбинаты, проходит регистрацию. Жизненная необходимость - выстраивать программу на объективной информации. 

Ведущая: Спасибо. Михаил Дмитриевич, благодарим вас за интересные и исчерпывающие ответы на вопросы интернет-аудитории.

Читать ГАРАНТ.РУ в и