Новости и аналитика Интервью Электронные госуслуги Росреестра: что нового?

Электронные госуслуги Росреестра: что нового?

Ольга Терентьева

Электронные госуслуги и сервисы Росреестра с каждым годом набирают все большую популярность. Граждане и организации могут оперативно через Интернет знакомиться с информацией об объектах недвижимости, записаться на прием к специалистам Росреестра, получать различные услуги Росреестра в режиме реального времени и отслеживать статус своей заявки на получение этих услуг. По данным Росреестра, на сегодняшний день в личном кабинете правообладателя зарегистрировано более 400 тыс. пользователей, из которых около 380 тыс. физических лиц, более 12 тыс. юридических лиц и около 13 тыс. представителей органов власти. Начальник отдела эксплуатации и развития информационных систем Управления информационных технологий Росреестра Ольга Терентьева рассказала порталу ГАРАНТ.РУ о возможностях электронных сервисов Росреестра, об их преимуществах и нововведениях в сфере оказания госуслуг в электронном виде.

Электронные сервисы Росреестра – это не новелла. Однако мы знаем, что со вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон № 218-ФЗ) с 1 января 2017 года многое изменилось как для регистрирующего органа, так и для потребителей госуслуг. Например, в этом году запущен обновленный сервис "Личный кабинет правообладателя". Какие возможности дает регистрация в этом сервисе?

В личном кабинете пользователь (как физическое, так и юридическое лицо) может просматривать информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости. В разделе "Мои объекты" владелец может увидеть кадастровый номер, адрес, площадь, кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов, а также сведения о правах, ограничениях и обременениях прав на свою недвижимость. Чтобы воспользоваться сервисом, необходимо авторизоваться, то есть иметь логин и пароль на сайте www.gosuslugi.ru (используется Единая система идентификации и аутентификации для получения доступа к государственным услугам в электронном виде).

В настоящее время в личном кабинете можно подать в электронном виде заявление на получение всех наиболее востребованных услуг Росреестра: это регистрация прав, кадастровый учет, единая процедура (одновременное проведение этих процедур), получение сведений из ЕГРН.

В разделе "Мои заявки" пользователь имеет возможность отслеживать статус исполнения тех государственных услуг, за которыми он обратился, получать уведомления о ходе их исполнения. Кроме того, владелец личного кабинета в разделе "Мой баланс" получает уведомления о поступлении платы за пользование сервисами "Личный кабинет кадастрового инженера" и "Подготовка схемы расположения земельного участка". Правообладатель также может подготовить схему расположения земельного участка (СРЗУ) на кадастровом плане территории в форме электронного документа, а также создать "ключ доступа" к сервису "Запрос посредством подступа к ФГИС ЕГРН" в разделе "Мои ключи".

В личном кабинете можно запрашивать результат кадастровых работ, помещенный на временное хранение в электронное хранилище, а также проверять статус этого запроса или заявления в режиме реального времени (в случае, если кадастровый инженер предварительно провел проверку электронных документов, полученных им в результате кадастровых работ, и результаты этой проверки были помещены во временное хранилище). С помощью специальных сервисов – получить справочную информацию об объекте недвижимости в режиме онлайн, зная его адрес, кадастровый номер, номер права или ограничения права. А также просматривать сведения из ЕГРН, полученные в электронном виде в формате xml, в удобном для восприятия виде, проверять корректность электронной цифровой подписи, которой они подписаны.

Просматривать информацию о своих объектах, историю своих заявок и статус их исполнения, другую информацию, а также осуществлять запись на прием пользователь может после входа в свой личный кабинет на сайте Росреестра в любое время. А вот для осуществления юридически значимых действий потребуется электронная подпись. Получить сертификат электронной подписи можно в специальном удостоверяющем центре, в том числе в одном из офисов удостоверяющего центра (УЦ) Федеральной кадастровой палаты Росреестра. Выдача сертификатов электронной подписи этого удостоверяющего центра доступна в 325 офисах на всей территории России. С полным перечнем таких офисов можно ознакомиться на сайте: https://uc.kadastr.ru/elpodp.

Можно сказать, что личный кабинет позволит гражданам уберечь себя от мошеннический действий с объектом недвижимости?

Да, в личном кабинете собственник может подать заявление о невозможности проведения операций с его недвижимостью без его личного участия. В этом случае потребуется электронная подпись. В случае подачи такого заявления в ЕГРН вносится соответствующая запись. Ее наличие является дополнительной гарантией того, что без ведома собственника с принадлежащим ему объектом недвижимости нельзя будет осуществить никакие регистрационные действия, так как такая запись становится основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного другими лицами. Разумеется, если правообладатель по какой-то причине решит отменить такой запрет (например, при продаже своей квартиры с привлечением доверенного лица) данную отметку нужно будет снять. За внесение в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя госпошлина не предусмотрена.

В этом году также запущен сервис "Личный кабинет кадастрового инженера". Сколько инженеров уже воспользовались сервисом?

С момента начала работы сервиса, в январе 2017 года, в нем зарегистрировались более 16 тыс. пользователей.

В чем главное преимущество этого сервиса?

Этот сервис позволяет пользователю, идентифицируемому в качестве кадастрового инженера, проводить предварительную автоматизированную проверку межевых и технических планов, актов обследования, карт (планов) объектов землеустройства и помещать пакет проверенных документов на временное хранение в электронное хранилище. Так, за время работы личного кабинета кадастрового инженера более 2,6 тыс. пользователей проверили технический или межевой планы. При помещении документа во временное хранилище документу присваивается уникальный номер, который передается заказчику для совершения самостоятельных учетно-регистрационных действий или может быть использован кадастровым инженером для выполнения таких действий при наличии доверенности от заказчика работ. Чтобы поместить успешно проверенный документ в электронное хранилище и выдать заказчику уникальный идентификатор этого документа для дальнейших действий кадастровому инженеру понадобится усиленная квалифицированная цифровая подпись.

Предварительная проверка документов (технического и межевого плана), полученных инженером в результате кадастрового учета, позволяет ему исправить ошибки до предоставления их в Росреестр. Таким образом предполагается сокращение числа приостановлений и отказов при постановке недвижимости на кадастровый учет и регистрации на нее прав собственности. Повышение качества документов, необходимых для проведения этих процедур, позволяет заявителям не тратить время на их переоформление в случае выявления ошибок, что сокращает финансовые и временные затраты инженеров.

Кроме того, с помощью сервиса кадастровый инженер может просматривать информацию о результатах своей профессиональной деятельности в форме таблиц и графиков в разделе "Моя статистика", а также просматривать историю проведенных предварительных проверок и протоколов проверок в разделе "Мои задачи".

Личный кабинет кадастрового инженера доступен только для кадастровых инженеров или им может воспользоваться любое лицо?

Этим сервисом может воспользоваться только пользователь, являющийся кадастровым инженером. Для того, чтобы воспользоваться этим сервисом, необходимо быть авторизованным пользователем портала Госуслуг. Никаких специальных действий предпринимать не надо, система сама сначала предложит авторизоваться на портале госуслуг, а потом переведет пользователя в его личный кабинет на сайт Росреестра. При этом, если пользователь зарегистрирован в личном кабинете как кадастровый инженер, он может воспользоваться всеми возможностями, доступными для правообладателя.

Порядок взимания и возврата платы за использование кадастровым инженером электронного сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера" утвержден Приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2015 г. № 997. Размер такой платы составляет от 500 до 2500 руб. в зависимости от числа единиц оказанных услуг.

К каким госуслугам чаще всего обращаются заявители через портал Росреестра, а за какими предпочитают по-прежнему обращаться в "окно"?

Наиболее популярная услуга Росреестра, получаемая в электронном виде, – это предоставление сведений из ЕГРН. В январе-октябре 2017 года 84% запросов на получение сведений из ЕГРН поступили в Росреестр в электронном виде (с учетом запросов, предоставленных в рамках межведомственного электронного взаимодействия), в том числе через портал Росреестра подано 11,7 млн запросов, посредством СМЭВ – 26,7 млн запросов.

Порядок и размер взимаемой платы установлен приказом Минэкономразвития России № 799 от 9 декабря 2016 г. и приложениями № 1, 2 к приказу Минэкономразвития России от 10 мая 2016 г. № 291. Размер платы за получение этой услуги различается в зависимости от того, в каком виде запрашивается документ – в бумажном или электронном, а также от категории заявителя – физическое лицо, юридическое лицо или государственный орган власти. Подробно ознакомиться с размерами платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, можно на сайте Росреестра. Бесплатно любому лицу предоставляются сведения в виде выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта, а также обобщенная информация, полученная на основе сведений, содержащихся в ЕГРН.

Сервисом "Предварительная запись на прием" в личном кабинете за этот период воспользовалось более 200 тыс. человек.

Допускают ли пользователи, получающие госуслуги в электронном виде через портал Росреестра, какие-либо типичные ошибки, например, при подаче документов, при оформлении запроса на предоставление выписки из ЕГРН, уплате госпошлины и т. д.?

Если пользователь четко следует алгоритму, заложенному в шаблонах сервисов, то он благополучно отправляет свое заявление и приложенные документы в электронном виде в Росреестр. В качестве встречающейся "типичной" ошибки я бы отметила несоответствие информации о пользователе, авторизовавшемся в личном кабинете, и о владельце электронной подписи. Эти данные обязательно должны совпадать. Такая ошибка встречается также и у пользователей личного кабинета кадастрового инженера.

Каков порядок устранения этих нарушений?

Нужно выполнять все правила и требования, предусмотренные для пользователей электронных сервисов. Иначе система просто не позволит отправить заявление.

Поступают ли от пользователей услуг Росреестра инициативы по совершенствованию сервисов? Сообщают ли они, например, об ошибках или предлагают какие-либо новые функции, которые были бы им полезны?

Пользователи довольно активно взаимодействуют с нами по всем доступным каналам, и мы уделяем большое внимание обратной связи. Во-первых, у пользователя есть возможность обратиться в Росреестр через сервис "Обращение граждан" или подать жалобу на действия сотрудников ведомства при оказании услуги, указав ту организацию, непосредственно с которой гражданин взаимодействовал. Во-вторых, если у пользователя возникли проблемы при работе с электронными сервисами, например, он выявил ошибку в работе какого-то сервиса, а также возникло предложение о его доработке, он может обратиться к нам в разделе "Помощь и поддержка". И, наконец, пользователь может воспользоваться услугами Ведомственного центра телефонного обслуживания Росреестра (ВЦТО) по единому справочному телефону 8(800)100-34-34. ВЦТО работает круглосуточно на всей территории России.

Какие еще электронные сервисы Росреестра позволяют обеспечить оперативное взаимодействие потребителей госуслуг с регистрирующим органом?

Оперативно получать сведения из ЕГРН позволяет сервис "Публичная кадастровая карта" (ПКК), который размещен на главной странице сайта Росреестра. Сведения ПКК обновляются в течение 1-2 дней после изменения информации в учетных системах. Система поиска сервиса позволяет найти на карте по кадастровому номеру, адресу или координатам графическое изображение объекта недвижимости, наглядно увидеть его границы (если сведения о них внесены в ЕГРН). С помощью ПКК также можно бесплатно получить информацию об объекте и его характеристиках: площади, кадастровом номере и номере кадастрового квартала, типе объекта и виде разрешенного использования, кадастровой стоимости, дате постановки или снятия объекта с кадастрового учета, форме собственности. При использовании сервиса можно применять такие инструменты, как измерение расстояний, площади, инструменты пространственного поиска. Сервис "Схема расположения земельного участка" позволяет пользователю личного кабинета нанести границы образуемого земельного участка на кадастровый план территории, просмотреть площадь сформированного участка, проверить его на предмет наличия пересечений с границами других земельных участков и объектов землеустройства, при необходимости отредактировать сформированные границы участка. Сформированную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории можно скачать в электронной форме. Представители органов государственной власти и органов местного самоуправления могут воспользоваться этой услугой бесплатно, другие категории пользователей – за плату. Размер платы за использование сервиса установлен Приказом Минэкономразвития России 14 января 2015 г. № 6. Для физического лица услуга стоит 100 руб., для юридического – 200 руб.

Какие из этих сервисов существуют сейчас в мобильной версии, разработаны ли приложения для смартфонов?

У сайта Росреестра и сервисов пока нет мобильной версии, мы сейчас работаем над этим вопросом. Прежде всего, изучаем, насколько востребована будет эта услуга. При этом у сайта Росреестра есть такая функция, как адаптивный веб-дизайн, который обеспечивает его правильное отображение на различных устройствах, подключенных к интернету, а также динамическую настройку под заданные размеры экрана.

Какие нововведения планируются в сфере оказания госуслуг Росреестром в электронном виде?

Мы постоянно работаем над расширением возможностей личного кабинета на сайте Росреестра, увеличивая количество доступных в нем услуг и сервисов. Например, мы планируем в личном кабинете правообладателя предоставить пользователям доступ к сервису, позволяющему уведомить участников долевой собственности о намерении собственника продать долю в праве общей собственности на недвижимое имущество. Напомню, эта обязанность предусмотрена законом № 218-ФЗ. Использование такого сервиса значительно ускорит для пользователя личного кабинета проведение процедуры по продаже доли в праве общей собственности лицу, не являющемуся сособственником недвижимого имущества.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

В Закон об ипотеке внесены поправки в части использования электронных закладных

В Закон об ипотеке внесены поправки в части использования электронных закладных

Согласно поправкам закладная может быть документарной или электронной.

Уточнен порядок работы госорганов с обращениями граждан

Уточнен порядок работы госорганов с обращениями граждан

В частности, уточнены правила рассмотрения обращений, из текста которых невозможно уяснить суть.

Контролировать достоверность сведений ЕГРН предлагается с использованием технологии "блокчейн"

Контролировать достоверность сведений ЕГРН предлагается с использованием технологии "блокчейн"

Эксперимент по внедрению перспективной технологии может пройти в столице с 1 января по 1 июля 2018 года.

Эксперты поддержали идею создания единого реестра залогов

Речь идет об инициативе Банка России создать объединенный реестр движимого и недвижимого имущества.