Новости и аналитика Интервью Дмитрий Курочкин: "Введение для предприятий прямой инвестиционной льготы по налогу на прибыль необходимо"

Дмитрий Курочкин: "Введение для предприятий прямой инвестиционной льготы по налогу на прибыль необходимо"

Курочкин ДмитрийДва года назад был принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее – закон о промышленной политике), содержащий основные положения о порядке финансирования промышленного производства, создании и функциях фондов развития промышленности, поддержке субъектов деятельности в сфере промышленности в конкретных областях. Отдельное внимание уделяется территориальному развитию промышленности. О некоторых направлениях региональной промышленной политики порталу ГАРАНТ.РУ рассказал вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин.

Дмитрий Николаевич, какую роль играет ТПП РФ в реализации региональной промышленной политики?

Хочу напомнить, что именно ТПП РФ выступила в свое время инициатором разработки концепции законопроекта, на основании которого был впоследствии принят закон о промышленной политике. Системная работа по ее подготовке началась еще в 2004 году и продолжалась, как видите, целых 10 лет.

Региональная промышленная политика, если коротко, – это комплекс правовых, экономических, организационных мер, направленных на развитие промышленного потенциала региона, обеспечение производства на его территории реально конкурентоспособной, в том числе на внешних рынках, промышленной продукции. Для этого в регионах ищут (и находят) инструменты стимулирования промышленной сферы через финансовую, информационно-консультационную поддержку, помощь в научно-технической и инновационной деятельности.

В связи с этим чрезвычайно важна разработка субъектами РФ собственной нормативной базы, учитывающей конкурентные преимущества каждого конкретного региона. Многими экспертами отмечается насущная необходимость принятия регионами законов о промышленной политике, которые стали бы неким фундаментом, определяя цели, задачи и приоритеты региональной промышленной политики, полномочия государственных органов и органов местного самоуправления при ее реализации, основные принципы и формы государственной поддержки субъектов промышленной деятельности. Эту точку зрения разделяет и ТПП РФ.

На сегодняшний день система ТПП РФ объединяет 182 торгово-промышленные палаты и представлена практически во всех субъектах Российской Федерации, а значит, имеет значительный потенциал и возможности для участия в работе по формированию и реализации промышленной политики в регионах, развитию региональной инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности, что закреплено в Приоритетных направлениях деятельности Палаты на 2016-2020 годы.

Активную работу по реализации промышленной политики ведут территориальные палаты. Так, в мае 2016 года Тульская ТПП выступила с инициативой создать на базе палаты центр, координирующий совместную работу малых, средних и крупных промышленных предприятий. Главная задача центра – квалифицированная оценка деятельности производственных структур региона, их потенциала, мощности и возможности работы на перспективу в связке с лидерами регионального и отечественного масштаба в приоритетных для области отраслях специализации: машиностроительной, металлургической, химической и других.

В июне 2016 года при ТПП Саратовской области создан Совет по экономическому развитию – общественная структура, основной целью которой является оказание содействия формированию региональных стратегий в сфере промышленной, инновационной, инвестиционной политики. Работа Совета началась с обсуждения проекта регионального закона "О промышленной политике в Саратовской области". Выработанные Советом замечания и предложения были направлены в областную думу и учитывались при принятии закона (Закон Саратовской области от 1 августа 2016 г. № 97-ЗСО).

С целью финансирования субъектов деятельности в сфере промышленности создан Фонд развития промышленности и соответствующие региональные фонды. Каким образом ТПП РФ взаимодействует с Фондом?

ТПП РФ работает в тесном контакте с рядом государственных институтов поддержки, содействуя им в поиске и отборе проектов реального сектора экономики. Помимо Фонда развития промышленности, соглашения о сотрудничестве подписаны с Российским экспортным центром, Агентством по технологическому развитию.

С Фондом ТПП РФ сотрудничает с самого начала его активной работы. Экспертный совет Фонда, членом которого я являюсь наряду с представителями других объединений предпринимателей, возглавляет председатель Совета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян.

За 2015-2017 годы системой ТПП РФ рекомендован и одобрен к финансированию Фондом 101 проект (по состоянию на 25 июля текущего года). Наиболее активно в этом направлении работают около 40 территориальных палат.

Палата очень серьезно относится к работе по отбору наиболее перспективных проектов в регионах, активно консультируется с экспертами Фонда и органами государственной власти. Заявки поступают практически из всех регионов, но до Экспертного совета доходят далеко не все. Отмечу, что представители ТПП РФ регулярно выезжают в регионы, встречаются с предпринимателями – получателями поддержки и теми, кто только планирует подавать заявки. Кроме того, адресно работают с предпринимательским сообществом территориальные палаты.

Какие отрасли в рамках указанного льготного финансирования являются приоритетными?

Среди указанных выше одобренных к финансированию проектов 39 – в сфере машиностроения и станкостроения, 14 – химической промышленности, столько же – медицинской промышленности, 13 – электрооборудования и электроники, 9 – металлургии и металлообработки, 7 – легкой и текстильной промышленности, 5 – лесной промышленности и стройматериалов.

Расскажите, пожалуйста, об успешно реализуемых проектах.

Могу привести примеры поддержки предприятий со стороны ТПП РФ.

  • АО "НЭВЗ-КЕРАМИКС" (г. Новосибирск). Предприятие, поддержанное Новосибирской городской ТПП, получило заем Фонда развития промышленности в размере 150 млн руб. на разработку технологии производства тотального эндопротеза тазобедренного сустава. В связи с выходом из проекта компании "Роснано" предприятию грозило банкротство, и ТПП РФ обратилась к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой ускорить передачу предприятия в систему "Ростеха". Сейчас этот вопрос решается.
  • ЗАО "АКОМ" (г. Жигулевск, Самарская область). Предприятие, поддержанное ТПП Самарской области, получило от Фонда 500 млн руб. на производство стартерных аккумуляторов и разработку стационарно-тягового аккумулятора. Совместно с другими предприятиями – производителями химических источников тока – ЗАО "АКОМ" обратилось в ТПП РФ с предложениями о мерах государственной поддержки отрасли. Палата направила письма в поддержку этих предложений Министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову и Министру экономического развития РФ Максиму Орешкину. Сейчас они прорабатываются в ведомствах совместно с нашими экспертами.
  • ОАО "Ковровский электромеханический завод" (Владимирская область, г. Ковров). Предприятие поддерживается Владимирской ТПП. В настоящее время "КЭМЗ" осваивает изготовление сложнейших пятиосевых вертикально-фрезерных обрабатывающих центров с числовым программным управлением. Общая стоимость проекта – 578 млн руб., 320,4 млн руб. могут быть предоставлены Фондом развития промышленности в виде льготного займа. Завод уже запустил в серийное производство станки с числовым программным управлением японской компании Takisawa, чему предшествовали пять лет переговоров. Должен сказать, что это весьма ценный опыт экономического сотрудничества японской компании с Россией. На выбор японцев повлияло то, что "КЭМЗ" использовал более 60 разновидностей станков японской компании и накопил значительный опыт в их применении. Кроме того, завод является одним из лучших в России по качеству сервиса, квалификации кадров и технологическим параметрам, а также удачно расположен географически.

В мае 2017 года был издан Сборник лучших региональных промышленных проектов, инициированных или поддержанных системой ТПП России и профинансированных Фондом развития промышленности, обобщивший опыт работы в различных отраслях и регионах. В него включены профили компаний – получателей поддержки, мнения их руководителей об опыте взаимодействия с Фондом, мнения экспертов отрасли и президентов территориальных палат. Сборник распространяется среди территориальных ТПП, предпринимателей, экспертов и является наглядным свидетельством того, что поддержка Фонда реальна и доступна.

А могут ли получать займы Фонда небольшие предприятия?

Могут. Этому способствует деятельность региональных фондов развития промышленности. Уже сложившаяся практика работы этих фондов предполагает предоставление займов на сумму от 5 млн до 100 млн руб., то есть в систему льготного финансирования промышленности включается сегмент малых и микропредприятий. На начальном этапе большинство сделок будут совместными (фактически – синдицированными) сделками региональных фондов с "большим" Фондом развития промышленности. По мере накопления опыта, отработки процедур оценки и процессов реализации сделок региональные фонды станут более самостоятельными. Среди наиболее активных на текущий момент региональных фондов можно назвать коллег из Ульяновской и Челябинской областей, а также из Санкт-Петербурга. В настоящий момент создан 31 региональный фонд, и работа по формированию региональных центров продолжается.

В ходе представления Госдуме отчета о результатах деятельности Правительства РФ в 2016 году Дмитрий Медведев сообщил о возможном введении инвестиционной льготы – снижении налога на прибыль до 5% для предприятий, вкладывающих средства в модернизацию производства. Как Вы оцениваете эту инициативу?

Эксперты ТПП РФ участвовали в серии мероприятий, организованных на площадках федеральных министерств для обсуждения плана действий Правительства РФ на 2017-2025 годы. В рамках данной работы Палата предложила ряд стимулирующих налоговых мер для российской экономики. Важнейшие из них:

  • введение прямой инвестиционной льготы по налогу на прибыль путем уменьшения суммы уплачиваемого налога до 50% затрат компаний на модернизацию и реконструкцию имеющихся основных фондов. По мнению бизнеса, эффективность налоговых льгот в рамках территорий опережающего развития, региональных инвестиционных проектов, специальных инвестиционных контрактов в некоторых субъектах России остается низкой. Льготы тяжело получить и сложно администрировать, особенно в условиях, когда ежегодно меняются правила налогообложения. Введение прямой инвестиционной налоговой льготы позволит предприятиям чаще производить обновление основных фондов, расширять производство, применять современное энергоэффективное оборудование, что, в свою очередь, снизит травматизм, вредность производства, а также повысит производительность труда;
  • предоставление льгот по земельному налогу и налогу на имущество в отношении объектов основных средств, находящихся на консервации и реконструкции, а также тех, которые проходят обкатку. По факту такие объекты либо совсем не позволяют извлекать какой-либо доход, либо его объемы настолько малы, что позволяют только "перекрыть" расходы на уплату обязательных платежей. Реализация такой меры позволит бизнесу потратить высвободившиеся средства на собственные нужды: строительство новых и реконструкцию существующих объектов, правильную обкатку оборудования и пр.

Какие проблемы возникают при реализации в регионах инвестиционных проектов?

Опыт работы ТПП РФ по продвижению региональных проектов показывает, что усредненный по всем регионам максимальный срок реализации инвестиционных проектов составляет 10 лет, тогда как усредненный максимальный срок правительственных инвестиционных программ – 7 лет. Таким образом, налицо явное несоответствие в стратегических расчетах инвесторов и региональных правительств. Запуская свои проекты, инвесторы (как российские, так и иностранные) вынуждены смотреть гораздо дальше, чем правительство региона. Отсутствие видения региональными властями своих отдаленных перспектив рано или поздно приведет к блокированию перспективных инвестиционных проектов, так как инвестору будет весьма трудно уяснить ситуацию на отдаленное будущее.

Стоит отметить, после введения Регионального инвестиционного стандарта Агентства стратегических инициатив, обязывающего формировать и ежегодно обновлять планы создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионах, ситуация несколько улучшилась. Однако соотношение между сроками частных инвестиционных проектов, в том числе с иностранным участием, и правительственными инвестиционными программами по регионам сильно колеблется, и это свидетельствует об отсутствии какой-либо продуманной и скоординированной политики властей.

В связи с этим можно дать региональным властям рекомендации о переходе к долгосрочным инвестиционным программам сроком на 20-25 лет. В противном случае – если правительственные программы и частные проекты не будут коррелировать по срокам – инвесторы адаптируются к этой ситуации, переходя на более "короткие" проекты. Кроме того, без широкой официальной "манифестации" своих инвестиционных планов региональные правительства не смогут привлечь и стратегических иностранных инвесторов.

Документы по теме:

Читайте также:

Начинается отбор заявок на господдержку производителей пилотных партий промышленной продукции

Начинается отбор заявок на господдержку производителей пилотных партий промышленной продукции

Участникам программы государство компенсирует до 50% затрат, связанных с запуском производства.

Совет Федерации одобрил закон о расширении круга субъектов среднего предпринимательства

Совет Федерации одобрил закон о расширении круга субъектов среднего предпринимательства

К ним будут отнесены предприятия легкой промышленности со среднесписочной численностью выше установленного предела.

80 млрд руб. выделило правительство для дополнительной поддержки отечественной промышленности

80 млрд руб. выделило правительство для дополнительной поддержки отечественной промышленности

Так, 7,4 млрд руб. из них направлено предприятиям автопрома для компенсации части затрат по кредитам.