Новости и аналитика Интервью Перспективы развития государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации

Перспективы развития государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации

Щукин Константин Николаевич

22 мая 2009 года в 13-00 в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялось интернет-интервью заместителя руководителя Департамента государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации Щукина Константина Николаевича.

Тема: "Перспективы развития государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации"

В целях исполнения в Министерстве обороны Российской Федерации Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" директивой Министра обороны Российской Федерации от 31 июля 2008 г. N Д-56 в составе центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации 1 августа 2008 г. сформирован Департамент государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации.
Департамент государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации является центральным органом военного управления Министерства обороны и предназначен для организации поступления, прохождения и прекращения федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации Основными задачами Департамента являются:
1) организация поступления на гражданскую службу, ее прохождения и прекращения;
2) организация правовой и социальной защиты федеральных гражданских служащих в Министерстве обороны;
3) осуществление нормативных правовых и правовых актов по вопросам гражданской службы.

Президентом Российской Федерации принят Указ от 10 марта 2009 г. N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)", в соответствии с которым повышается эффективность государственной службы Российской Федерации и результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих. Также с принятием нового Федерального закона о военной службе будет создана комплексная нормативно-правовая база государственной службы в целом. Предполагается разработать и внедрить современные кадровые, информационные и образовательные технологии. Предстоит упорядочить прохождение гражданской службы на основе служебных контрактов, замещение должностей на конкурсной основе. Должны быть системно урегулированы вопросы формирования кадрового резерва, денежного содержания гражданских служащих на всех уровнях. Необходимо провести работу, связанную с введением должностных регламентов, учитывающих показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
В ходе интернет-интервью планируется обсудить актуальные вопросы Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также необходимость принятия перечисленных изменений; определить на что они направлены; какие цели и основные положения преследуют; выявить меры, предпринимаемые Департаментом государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации, которые направлены на дальнейшее совершенствование законодательства в области государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации. На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит заместитель руководителя Департамента государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации Константин Николаевич Щукин.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущая интернет-интервью: Карпунина Наталия Ивановна (ИА ГАРАНТ).

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя - Щукина Константина Николаевича - заместителя руководителя Департамента государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации.

Ведущая: Вопрос из Екатеринбурга. В ближайшей перспективе стоят задачи правового обеспечения государственной гражданской службы в Министерстве обороны РФ, как вида государственной службы и развития законодательства в этой сфере. Скажите, пожалуйста, какие задачи на сегодняшний день Вы перед собой ставите и в чем Вы видите перспективы развития государственной гражданской службы в Министерстве обороны РФ как таковой?

Щукин К.Н.:
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 сентября 2008 г. N 465 решение вопросов в сфере гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации возложено на Департамент государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации. Департаментом организована и осуществляется работа по поступлению, прохождению и прекращению гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, обеспечению правовой и социальной защиты государственных гражданских служащих Минобороны России, подготовке нормативных правовых и правовых актов ведомства по вопросам гражданской службы. Указанная работа осуществляется на основании действующего законодательства Российской Федерации и совершенствуется по мере его развития.
На сегодняшний день сформирована и ведется ведомственная база нормативно правовых актов Российской Федерации и Минобороны России, регламентирующих вопросы прохождения гражданской службы и кадровой политики. Подготовлены и изданы соответствующие приказы Министра обороны Российской Федерации, указания статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации, осуществляющего функции представителя нанимателя.
Я могу сказать о том, что уже издано около сорока ведомственных нормативных и нормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации по вопросам прохождения государственной гражданской службы в плане реализации законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации. Сейчас, как вы знаете, принимаются соответствующие нормативно-правовые акты на федеральном уровне в развитие Федерального закона от 27 июня 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Кроме этого идет принятие соответствующих указов Президента Российской Федерации, связанных с реализацией Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года. Буквально на днях, - 18 мая принят пакет указов Президента Российской Федерации, регламентирующих деятельность государственных органов по реализации антикоррупционных норм. В целях их реализации также выйдут и соответствующие акты Министерства обороны. И здесь Министерство обороны, как государственный орган, не может стоять в стороне. Потому что любая норма должна быть реализована в строгом соответствии с федеральным законодательством, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также нормативными и нормативно-правовыми актами Минобороны России.

Ведущая: Расскажите немного о тех нормативно-правовых актах, которыми вы, прежде всего, руководствуетесь в своей деятельности. И, возможно, немного о тех, которые сейчас находятся в стадии разработке.

Щукин К.Н.:
Еще раз вернусь к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Чуть выше я его уже называл. Им установлены правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. Этот закон содержит ряд принципиально важных правовых норм, носящих инновационный характер для российской управленческой практики. Его положения получили развитие в более чем 50 нормативных правовых актах Российской Федерации, в том числе указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации.
Кроме этого, я перечислю подробно, Департамент в своей деятельности руководствуется: Конституцией Российской Федерации; федеральными конституционными законами (например: Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 года N 1-ФКЗ "О государственном флаге Российской Федерации"); федеральными законами (например: Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных"); актами Президента Российской Федерации (пример: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы"); актами Правительства Российской Федерации, здесь назову недавно опубликованное постановление правительства от 27 января 2009 года N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения"; международными договорами Российской Федерации;
Помимо этого существует большой массив ведомственных правовых актов, а именно: приказы, директивы и указания Министра обороны Российской Федерации (приведу для примера приказ Минобороны РФ от 7 октября 2005 г. N 432 "О командировании федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации"); директивами Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации; приказами и указаниями статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации (например: приказ статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20 октября 2008 г. N 201 "О комиссии по установлению стажа государственной гражданской службы Российской Федерации государственным гражданским служащим центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации"); и, наконец, Положением о Департаменте государственной гражданской службы, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 сентября 2008 г. N 465.
Мы должны понимать, что есть нормативный акт, значит, есть развитие системы гражданской службы, нет нормативного акта - развития никакого нет. Поэтому мы как раз находимся на острие развития нормативно-правовых актов гражданской службы в Минобороны России.

Ведущая: Мы знаем, у нас есть основной закон, который регулирует государственную гражданскую службу, который так и называется "О государственной гражданской службе РФ". Расскажите, пожалуйста, что, по Вашему мнению, в наибольшей мере на данный момент мешает эффективной реализации данного федерального закона? И какие меры, по Вашему мнению, необходимы для его дальнейшего совершенствования, также совершенствования практики реализации данного федерального закона?

Щукин К.Н.:
Государственная служба Российской Федерации - важнейший инструмент проводимых в государстве преобразований в области экономики, социальной сферы, национальной безопасности, формирования институтов гражданского общества. Её развитие рассматривается как приоритетное направление в области современного государственного строительства.
И конечно, основные достижения проведенной административной реформы связаны со вступлением в силу Федерального закона 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Те правовые, организационные и финансово-экономические основы гражданской службы, закрепленные данным федеральным законом, регламентируют общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи с реализацией конституционных прав граждан при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении. Также эти положения определяют порядок формирования и осуществления гражданской службы, особенности её финансирования и социально-экономического развития, а также обеспечения профессиональной служебной деятельности гражданских служащих: материально-технического обеспечения, материального и нематериального стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
Вместе с тем, сегодня все еще остается ряд положений, по которым не приняты необходимые законодательные и нормативные правовые акты. Например, требуется принятие федеральных законов по определению медицинского страхования, обязательного социального страхования гражданских служащих, определения им размера выплат по обязательному социальному страхованию, не определен порядок соотношения классных чинов федеральной гражданской службы, воинских и специальных званий, дипломатических рангов, не принято на федеральном уровне положение о кадровом резерве на гражданской службе.
Не принят порядок прохождения диспансеризации, перечень заболеваний и форма заключения медицинского учреждения для поступления на гражданскую службу. Такой порядок будет установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, также и как порядок заключения договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока. Я считаю, что в 2004 году был дан мощный толчок, или отправная точка построения государственной гражданской службы в целом в Российской Федерации. Сейчас мы проходим этап ее развития и совершенствования и на этом этапе будут вноситься соответствующие изменения, дополнения, но выбранный курс будет реализован. В этом сомнений нет.

Ведущая: Существует ли в Министерстве обороны РФ специальные должностные регламенты государственных гражданских служащих. И каким образом с такими регламентами можно ознакомиться?

Щукин К.Н.:
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя.
Должностные регламенты являются документами, призванными содействовать правильному подбору и расстановке гражданских служащих, повышению их профессиональной квалификации, используются при приеме граждан на государственную гражданскую службу, оценке служебной деятельности гражданского служащего, проведении аттестации и квалификационного экзамена, а также при планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Такие должностные регламенты разработаны, в том числе и в Министерства обороны, под каждую соответствующую должность федеральной государственной гражданской службы, подлежащую замещению гражданским служащим, подписывается руководителем структурного подразделения государственного органа и утверждается представителем нанимателя. Проекты должностных регламентов представляются для утверждения представителю нанимателя руководителем кадрового подразделения. Копия должностного регламента выдается на руки гражданскому служащему и используется им при исполнении должностных обязанностей с учетом требований к работе с документами, содержащими служебные или секретные сведения.
И этим должностным регламентом руководствуется каждый федеральный государственный гражданский служащий при реализации своих полномочий. Должностной регламент является приложением к служебному контракту гражданского служащего о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Как правило, должностной регламент разрабатывается должностными лицами, которым непосредственно подчинен гражданский служащий, замещающий данную должность гражданской службы.
Основные требования к структуре и содержанию должностного регламента установлены статьей 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В должностной регламент включаются:
Первое: квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
Второе: должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с задачами и функциями структурного подразделения органа военного управления и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы; Третье: перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
Четвертое: перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
Пятое: сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
Кроме этого в должностной регламент включается порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с должностными лицами того же государственного органа, иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям; и, наконец, показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Ведущая: Т.е. они внутреннего пользования, правильно?

Щукин К.Н.:
Да, конечно. Это внутренний документ для соответствующей должности.

Ведущая: Видимо соискатели на ту или иную должность хотят знать, что их ожидает в будущем.

Щукин К.Н.:
Поэтому мы готовы поработать с каждым кандидатом, и ознакомить его с должностным регламентом в случае, если он победит в конкурсе и будет работать на этой должности.

Ведущая: Константин Николаевич, давайте немного поговорим о деятельности Департамента государственной гражданской службы в Министерстве обороны РФ. Мы знаем, что у нас есть Федеральная целевая программа реформирования и развития системы государственной службы РФ, рассчитанная на 2009-2013 годы, которая разрабатывалась непосредственно с участием Министерства обороны РФ. Расскажите, пожалуйста, как сейчас идет ее реализация и как, соответственно, будет осуществляться контроль за ее выполнением?

Щукин К.Н.:
Основные цели и задачи реформирования системы государственной службы были сформулированы в Концепции реформирования системы государственной службы, утвержденной Президентом Российской Федерации в 2001 году. Первая Федеральная программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 -2005 годы)" была утверждена Указом Президента Российской Федерации 19 ноября 2002 года N 1336. Итогом данной программы явилось то, что были созданы основы единой системы государственной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования.
Вместе с тем ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным. Поэтому по поручению Президента Российской Федерации была разработана Федеральная программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261. Реализация настоящей Программы должна позволить завершить качественное преобразование системы государственной службы ориентированной на обеспечение прав и законных интересов граждан, создание механизмов взаимодействия института гражданского общества и государственной службы, противодействие коррупции на государственной службе, повышение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих.
Во исполнение вышеназванного Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации 14 апреля 2009 года подписан приказ N 167 "О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 261 "О федеральной программе "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013)", в соответствии с которым функции государственного заказчика мероприятий Программы и управления мероприятиями по ее реализации возложены на статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации.
В настоящее время Министерство обороны Российской Федерации в рамках своей компетенции участвует в подготовке предложений по первоочередным мероприятиям Программы с обоснованием их финансирования. Контроль за реализацией выполнения мероприятий будет осуществляться как по линии соответствующих контрольно-ревизионных органов Минобороны России, так и по линии координатора Программы - Администрации Президента Российской Федерации, а по вопросам целевого использования денежных средств - Счетной палатой Российской Федерации.

Ведущая: Вы уже неоднократно упоминали: на данный момент одной из приоритетных задач, поставленных Президентом РФ, названа работа по противодействию коррупции. Какие меры, направленные на профилактику с данным явлением в сфере гражданской службы, предпринимаются непосредственно Министерством обороны РФ?

Щукин К.Н.:
Министерство обороны Российской Федерации является государственным органом, в котором наравне с военной службой предусматривается государственная гражданская служба. Министерство принимает активное участие в реализации тех норм, которыми оно наделено законодательством, нормативно-правовыми актами РФ по противодействию коррупции.
Так, в целях реализации Национального плана противодействия коррупции, принятого Президентом Российской Федерации в июле 2008 г., Министром обороны Российской Федерации 27 сентября 2008 года подписан приказ N 503 "О мероприятиях противодействия коррупции в Министерстве обороны Российской Федерации", которым утвержден ведомственный План противодействия коррупции, предусматривающий, в том числе, выполнение антикоррупционных мероприятий при организации прохождения федеральной государственной гражданской службы.
Нашим департаментом во исполнение принятых решений разработан и утвержден План мероприятий по противодействию коррупции по основным направлениям деятельности структурного подразделения, а также подготовлены нормативные правовые акты Минобороны России по вопросам обеспечения прохождения государственной гражданской службы, поддержания служебной дисциплины и иным вопросам.
Во взаимодействии с центральными органами военного управления Минобороны России и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации Департаментом проводится изучение кандидатов при приеме на государственную гражданскую службу и назначении на вышестоящую должность в порядке должностного роста посредством проведения проверки достоверности предоставляемых гражданином Российской Федерации персональных данных и иных сведений, а также проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. С целью осуществления контроля соблюдения ограничений и запретов, выполнения обязательств и требований к служебному поведению в должностные регламенты гражданских служащих включены соответствующие положения действующего законодательства.
Департаментом организуется получение государственными гражданскими служащими дополнительного профессионального образования, в том числе, по учебным программам, составляющим разделом которых являются вопросы соблюдения требований к служебному поведению, урегулирования конфликта интересов, профилактики коррупции. Также по мере необходимости проводятся инструкторско-методические занятия с уполномоченными представителями центральных органов военного управления по вопросам прохождения государственной гражданской службы в Минобороны России.
В рамках осуществления межведомственного взаимодействия Департамент принимает участие в работе совещаний по актуальным вопросам реализации законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе и противодействии коррупции, обеспечивает рассмотрение и согласование соответствующих проектов указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных законов.
В связи с подписанием Президентом Российской Федерации в декабре 2008 года федеральных законов о противодействии коррупции и о внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации Департаментом подготовлены предложения по реализации принятых нормативных правовых актов, направленные на совершенствование дальнейшей деятельности структурных подразделений в сфере противодействия коррупции, снижения рисков ее проявлений и профилактики коррупционных правонарушений.
Начата подготовка предложений по реализации Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".
Поэтому нам нужно создавать свою нормативную правовую базу и организовывать работу. Мы проводим профилактическую работу, чтобы гражданские служащие понимали, свою ответственность и что произойдет в случае выявления коррупционных действий, для чего мы разместили на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации (www.mil.ru) целевую памятку об ограничениях в деятельности гражданских служащих, чтобы каждый наш работник мог с ней ознакомиться, узнать свои права и обязанности в этой важной сфере свой ответственности.

Ведущая: Вопрос от Галины Павловой из Москвы. Скажите, пожалуйста, какие меры предпринимает Ваш Департамент для обеспечения открытости гражданской службы и доступа к деятельности Министерства обороны РФ?

Щукин К.Н.:
В соответствии федеральным законодательством одним из принципов гражданской службы является равный доступ граждан к поступлению на гражданскую службу. Доступность информации о гражданской службе как принцип осуществления государственно-служебной деятельности вытекает из конституционного положения, часть 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.
Федеральный закон 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" впервые закрепляет ряд мер, направленных на реализацию принципа информационной открытости гражданской службы. Так, в соответветствии со статьями 19 и 22 этого закона, в состав комиссий Минобороны России по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов, а также в состав конкурсной комиссии и аттестационной комиссии в качестве независимых экспертов по вопросам гражданской службы включены представители научных и образовательных учреждений и организаций. Деятельность этих комиссий имеет важное значение для кадровой политики в сфере гражданской службы. Составы указанных комиссий утверждены соответствующими приказами Министра обороны Российской Федерации. Кроме того, Департаментом осуществляется работа по размещению справочной информации о деятельности Департамента, порядке поступления и прохождения гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации на официальном сайте Минобороны России в сети "Интернет" и в ведомственных печатных изданиях. Вместе с тем статьей 14 Федерального закона 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закреплены и определенные рамки этого принципа, устанавливая обязанность гражданского служащего хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию. Поэтому гражданская служба фактически основывается на сочетании гласности и служебной конфиденциальности.
Хочу еще раз обратить внимание, что Министерство обороны, как государственный орган - это очень специфическая и разноплановая организация, которая потому и привлекает внимание. Наш Департамент по возможности делает все для того, чтобы информация по вопросам организации и прохождения государственной гражданской службы была как можно более открытой. У нас есть соответствующая страничка на сайте Министерства обороны, где можно посмотреть, чем он занимается, его историю, кто является руководителем, какими нормативно-правовыми актами руководствуется.
Надеюсь, и сегодняшнее наше совместное мероприятие мы тоже можем причислить к открытости нашего Департамента, потому что информация о нем будет размещена на сайте компании "Гарант", где его пользователи смогут посмотреть эту информацию и обратиться к нам с теми или иными сообщениями. Или, по крайней мере, смогут узнать, что существует такой Департамент в Министерстве обороны. С развитием государственной гражданской службы мы будем информировать граждан о том, что мы делаем и каковы наши успехи в том или ином плане.

Ведущая: Расскажите о процедуре поступления на службу. Каким образом можно попасть в кадровый резерв Министерства обороны РФ?

Щукин К.Н.:
Включение гражданского служащего или гражданина в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации".
Есть у нас и своя Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, утвержденная приказом Министра обороны от 3 августа 2007 года N 309. Порядок работы конкурсной комиссии Министерства обороны Российской Федерации, а также сроки проведения конкурсных процедур утверждены приказом Министра обороны от 8 сентября 2008 года N 480.
Включение гражданского служащего или гражданина в кадровый резерв государственного органа осуществляется правовым актом государственного органа с внесением соответствующей записи в личное дело гражданского служащего и иные документы, подтверждающие служебную деятельность гражданского служащего.
Вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. При отказе гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу.

Ведущая: Планируется ли внедрение системы мотивации карьерного роста государственных гражданских служащих в Министерстве обороны РФ?

Щукин К.Н:
Создание государственной службы нового типа неразрывно связано с совершенствованием ее кадрового состава. Поэтому первоочередной задачей является обеспечение для гражданских служащих таких условий для мотивации, как то административных, организационно-экономических, социально-психологических, которые будут дисциплинировать, стимулировать, способствовать профессиональной и творческой реализации, воспитывать нравственные ценности и этические принципы служебной деятельности, что, соответственно, позволит повысить ответственность и результативность российской государственной службы.
В настоящее время Министерство обороны Российской Федерации в рамках своей компетенции принимает участие в подготовке предложений по реализации предусмотренных мероприятий. Мотивация карьерного роста, по-моему, всегда существует у нормального человека, потому что элемент мотивации - участие в конкурсе. Мотивация заключается в том, что гражданин сам подает документы, участвует в конкурсной процедуре, побеждает претендентов, поступает на государственную гражданскую службу. Мотивация предусматривает также получение соответствующей премии: ежемесячной, ежеквартальной, ежегодной. Гражданин лично подает заявление для сдачи квалификационного экзамена для присвоения классного чина, первого или очередного. Это - мотивация карьерного роста. И когда освобождается какая-то вакантная вышестоящая должность, сотрудник подает соответствующие документы для участия в конкурсе для ее замещения. Поэтому нормы, заложенные в федеральном законе о гражданской службе, реализация Минобороны этих норм, в конечном итоге мотивируют карьерный рост наших государственных гражданских служащих.

Ведущая: Вопрос от Татьяны Григорьевны из Москвы. Слышала о том, что вашим Департаментом осуществляется работа по обеспечению правовой и социальной защиты государственных гражданских служащих Минобороны России. Расскажите поподробнее, в чем она заключается и какими нормативно-правовыми актами предусмотрена?

Щукин К.Н.:
В соответствии со статьей 52 Федерального закона 2004 года N 79-ФЗ для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных федеральным законодательством, для гражданских служащих предусмотрены специальные гарантии.
Хочу отметить, что в соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 сентября 2008 года N 465, Департамент, в том числе, организует правовую и социальную защиту гражданских служащих в Министерстве обороны Российской Федерации посредством обеспечения предусмотренных законодательством государственных гарантий, а именно: оплаты труда (равные условия оплаты труда и своевременное получение денежного содержания); создания условий прохождения гражданской службы, обеспечивающих исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом; установления нормальной продолжительности служебного времени; предоставления основного и дополнительных отпусков; медицинского страхования; обязательного государственного социального страхования; возмещения расходов, связанных со служебными командировками или с переездом гражданского служащего к новому месту службы; государственного пенсионного обеспечения; организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих; транспортного обслуживания; а также предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения". В Департаменте создан отдел, который реализует специальные гарантии наших государственных гражданских служащих.

Ведущая: Как будет формироваться государственный заказ на подготовку кадров для государственной гражданской службы в Министерстве обороны РФ? Будут ли созданы государственные стандарты, регламенты по подготовки кадров?

Щукин К.Н.:
В Министерстве обороны Российской Федерации государственный заказ на подготовку кадров для государственной службы формируется на основе требований Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих лицензию на проведение профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих и государственную аккредитацию. В связи с чем создавать какие-либо новые государственные стандарты и регламенты нет необходимости.

Ведущая: Расскажите об актуальных положениях плана дополнительного профессионального образования гражданских служащих в 2009 году, который был сформирован Вашим Департаментом. Есть ли они на данный момент?

Щукин К.Н.:
В соответствии со статьей 60 Федерального закона 2004 года N 79-ФЗ приоритетным направлением формирования кадрового состава гражданской службы является профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих.
С этой целью Департаментом ежегодно формируется план повышения квалификации государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на очередной год, который утверждается статс-секретарем - заместителем Министра обороны. План формируется на основе требований вышеназванного закона, указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года N 1474 "О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации" и постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации" и поступивших заявок от органов военного управления Министерства обороны Российской Федерации о направлении на повышение квалификации и профессиональную переподготовку ряда государственных гражданских служащих, проходящих в них службу. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Ежегодно направляется не менее 30% таких служащих. Впервые поступившие на государственную службу направляются на изучение основ государственной службы Российской Федерации, а остальные на изучение тем в соответствии с индивидуальным планом профессионального развития гражданского служащего, который разрабатывается гражданским служащим в соответствии с должностным регламентом.
Наиболее востребованными являются темы связанные с изучением документоведения и документационного обеспечения управления, управления персоналом и кадровым менеджментом, основ работы на персональном компьютере и использованием различных программ в профессиональной деятельности, государственной службы и технологий эффективного общения, правовой культуры, государственного и муниципального управления, экономики, бухгалтерского учета, налогообложения, юриспруденции, организации и проведения торгов на закупку продукции для государственных нужд и ряда других.
Учебное заведение проводит, как правило, двухнедельное повышение квалификации с той или иной целевой группой государственных гражданских служащих Министерства обороны РФ, а в конце уже наши специалисты того или иного направления выступают перед нашими государственными гражданскими служащими, говоря о специфике того или иного направления деятельности уже в Министерстве обороны РФ, внутри Министерства обороны РФ.

Ведущая: Расскажите о том, каков срок проведения проверки персональных данных для лиц, желающих поступить на государственную гражданскую службу в структуру Минобороны РФ, а также какие сведения о себе необходимо представлять кандидату при приеме на гражданскую службу. И какие сведения о кандидате могут стать препятствием при поступлении?

Щукин К.Н.:
В соответствии со статьей 44 Федерального закона 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" кадровая работа включает в себя, в том числе организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу.
Согласно статье 42 названного Федерального закона персональные данные о гражданском служащем следует получать лично у него, однако при этом сохраняется вероятность представления недостоверных сведений. Поэтому кадровые службы наделены правом организации проверки достоверности предоставляемых гражданином при поступлении на гражданскую службу персональных данных и иных сведений, в том числе путем направления соответствующих запросов в различные организации. Порядок проведения таких проверок установлен Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1998 года N 641. Пунктом 1 названного Указа установлено, что кадровые службы федеральных государственных органов, организуют проверку:
- достоверности сведений, сообщенных гражданином о себе при назначении на государственную должность Российской Федерации или при поступлении на федеральную государственную службу;
- соблюдения лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, ограничений, установленных Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и Федеральным законом 2004 года N 79-ФЗ. Проверка названных сведений осуществляется в месячный срок. При этом срок проверки может быть продлен до двух месяцев по решению лица, давшего поручение о ее проведении. В соответствии со статьей 26 Федерального закона 2004 года N 79-ФЗ гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта предъявляет представителю нанимателя: заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы; собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы; паспорт; трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная или трудовая деятельность осуществляется впервые; свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании; сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Статьей 16 Федерального закона 2004 года установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном порядке судимости; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения; выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; наличия гражданства другого государства, представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; непредставления установленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также в случае близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Здесь имеются в виду родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением вышеназванных, устанавливаются федеральными законами.

Ведущая: Российским законодательством регламентирован режим служебного времени и времени отпуска для гражданских служащих. Однако ни для кого не секрет, что это положение не реализуется на практике и служащие, как правило, проводят на службе значительно больше времени, чем предусмотрено законом. Как решаются вопросы переработки положенного рабочего времени сотрудниками Министерства обороны РФ?

Щукин К.Н.:
В соответствии со статьей 45 Федерального закона 2004 года N 79-ФЗ служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 января 2007 года N 45 утвержден Служебный распорядок Министерства обороны Российской Федерации для гражданских служащих. В соответствии с пунктом 11 Служебного распорядка привлечение гражданских служащих к сверхурочным работам осуществляется в соответствии со статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации на основании приказов представителя Министра обороны Российской Федерации, осуществляющего полномочия нанимателя от имени Российской Федерации. Согласно пункту 12 Служебного распорядка ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Ненормированный служебный день для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, устанавливается представителем Министра обороны Российской Федерации, осуществляющим полномочия нанимателя от имени Российской Федерации. Установление гражданским служащим ненормированного служебного дня предусмотрено соответствующими служебными контрактами.
Пунктом 14 Служебного распорядка предусмотрено, что гражданским служащим, которым в служебном контракте установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью четыре календарных дня. Дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день предоставляется гражданскому служащему независимо от продолжительности гражданской службы в условиях ненормированного служебного дня.
С учетом фактически отработанного гражданским служащим времени в условиях ненормированного служебного дня представитель Министра обороны Российской Федерации, осуществляющий полномочия нанимателя от имени Российской Федерации, имеет право увеличить продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день до пяти календарных дней. Учет времени, фактически отработанного каждым гражданским служащим в условиях ненормированного служебного дня, ведется в соответствующем органе военного управления и структурном подразделении центрального аппарата Минобороны России. В случае если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.
Должен сказать, что мониторинг, который мы провели, позволяет нам с уверенностью сказать, что все государственные гражданские служащие исполняют свои должностные обязанности в рамках установленного служебным контрактом служебного времени.

Ведущая: Следующий вопрос у нас пришел от Чураева Владимира из Москвы. Он следующего содержания: я желаю поступить на работу в Министерство обороны РФ. Что мне для этого нужно? Мне 23 года, заканчиваю в этом году Университет, опыта нет, могу я поступить к вам на работу?

Щукин К.Н.:
В соответствии со статьями 21-22 Федерального закона 2004 года N 79-ФЗ определен порядок поступления на гражданскую службу, в соответствии с которым на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным Федеральным законом. В соответствии со статьей 12 закона устанавливаются общие квалификационные требования к должностям гражданской службы, а именно: к уровню профессионального образования (с учетом категории и группы должностей гражданской службы); стажу (опыту) работы по специальности; профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Конкретизация квалификационных требований к соответствующим должностям гражданской службы, учрежденным в конкретных государственных органах, находит свое отражение в должностных регламентах. Без опыта работы - должности старшей группы должностей, главный специалист - эксперт и ниже (Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 года N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы, (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" (с изменениями Указ Президента РФ от 26 июля 2008 года N 1127). Согласно статье 22 Федерального закона поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено.
Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы, определяющее порядок и условия его проведения, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 112. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 августа 2007 года N 309 утверждена Методика проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, а также сроки и порядок работы конкурсной комиссии Министерства обороны Российской Федерации. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 сентября 2008 г. N 480 утвержден состав конкурсной комиссии.

Ведущая: Офицер запаса получает пенсию от Министерства обороны РФ, устраивается на государственную гражданскую службу на должность специалиста, сохранится ли за ним пенсия Министерства обороны РФ, либо при устройстве на гражданскую государственную службу военной пенсии его лишат? Вопрос от Ивана Валентиновича из Московской области.

Щукин К.Н.:
Пенсия за выслугу лет, назначенная военнослужащим, при поступлении и прохождении федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации сохраняется.

Ведущая: Расскажите, пожалуйста, о порядке получения гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Насколько это будет реально и доступно? Планируются ли какие-либо изменения в области материального обеспечения госслужащих в рамках проводимой реформы? Антон Борисович (Ульяновск)

Щукин К.Н.:
В соответствии со статьей 53 Федерального закона 2004 года N 79-ФЗ важной социально выраженной государственной гарантией, предусмотренной в качестве дополнительной, имеющей существенное значение для обеспечения благосостояния гражданского служащего, выступает возможность воспользоваться правом получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" утверждены Правила предоставления гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и определен порядок и условия постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2009 года N 143н "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" в Минобороны России будет создана комиссия по данному вопросу, уполномоченная рассматривать документы на предоставление единовременной субсидии в соответствии с требованиями, предусмотренными вышеуказанными нормативными правовыми актами, что позволит практически реализовать предоставленное гражданским служащим право.

Читать ГАРАНТ.РУ в и