Новости и аналитика Интервью Правовые основы государственного и муниципального заказа в Российской Федерации

Правовые основы государственного и муниципального заказа в Российской Федерации

 

12 июля 2004 года компания "Гарант" провела интернет-интервью с Заместителем Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Шароновым Андреем Владимировичем.

 

 

Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

Тема интервью: "Правовые основы государственного и муниципального заказа в Российской Федерации".

Ведущая интервью - Светлана Арефина (компания "Гарант").

Ведущая:

Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория. Мы начинаем интернет-интервью с Заместителем Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Андреем Владимировичем Шароновым. Тема сегодняшнего интервью "Правовые основы государственного и муниципального заказа в Российской Федерации". В настоящее время интерес к этой заявленной на обсуждение теме вызван тем, что Правительство Российской Федерации на своем заседании 13.05.2004 рассмотрело законопроект "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и муниципальных нужд" .

В настоящее время основным законодательным актом, регламентирующим размещение государственных заказов, является Федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Кроме того, отношения по закупкам регламентированы еще целым рядом федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, содержащих значительное количество противоречивых норм. На уровне субъектов Российской Федерации сформировалась отдельная система законодательства о закупках.

Целью вышеназванного проекта закона является систематизация законодательства Российской Федерации, а также гражданско-правовых и процедурных вопросов в сфере правоотношений, возникающих в процессе государственных закупок, а также обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок продукции для государственных нужд, стимулирование добросовестной конкуренции и экономии бюджетных средств .

Поскольку данный законопроект имеет важную социальную значимость, представляется актуальным наше обсуждение вопросов правовых основ государственного и муниципального заказа в Российской Федерации.

Уважаемый Андрей Владимирович, Вы представляли проект закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и муниципальных нужд" на заседании Правительства Российской Федерации, поэтому мы хотели бы задать Вам конкретные вопросы, поступившие от нашей интернет-аудитории.

Чем вызвана необходимость принятия закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"?

Шаронов А.В.:

Добрый день, уважаемые слушатели! В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая система законодательства в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Отдельные нормативные правовые акты, призванные регулировать данные общественные отношения, не в полной мере выполняют эту задачу: содержат большое количество противоречивых норм, отдельные важные моменты вообще не урегулированы. В связи с этим разработка проекта федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" была вызвана, прежде всего, необходимостью создания основополагающего нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере размещения заказов, учитывающего отечественный, международный и зарубежный опыт, накопленный в данной сфере правового регулирования.

Принятие этого закона позволит обеспечить прозрачность механизма осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд, создать условия для стимулирования добросовестной конкуренции, экономного и эффективного расходования бюджетных средств.

Четкая регламентация процедур осуществления закупок должна способствовать устранению причин для злоупотреблений и коррупции при расходовании бюджетных средств.

Ведущая:

Каков реальный объем государственных и муниципальных закупок и насколько такие закупки эффективны?

Шаронов А.В.:

За период с 1999 по 2003 год общий объем закупок продукции для государственных и муниципальных нужд вырос со 145 до 615 млрд. рублей.

Размещение на конкурсной основе заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд является основным источником экономии средств бюджетов всех уровней. При проведении закупок продукции для государственных и муниципальных нужд на конкурсной основе в 1999 году достигнуто снижение расходов бюджетных средств в размере 7,7 млрд. рублей, а в 2003 г. - 42 млрд. рублей, что составляет 8,6%.

Ведущая:

Какими способами размещаются государственные заказы?

Шаронов А.В.:

Сейчас на федеральном уровне размещение государственных заказов регулируется Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ, который регламентирует только процедуры конкурсного размещения государственных заказов.

Порядок подготовки и проведения конкурсов в субъектах Российской Федерации, а также внеконкурсные способы размещения государственных заказов на федеральном и региональном уровнях регулируются Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305, однако законодательно внеконкурсные способы не установлены.

На уровне муниципальных образований способы и порядок размещения муниципальных заказов определяются органами местного самоуправления.

Ведущая:

Какие основные принципы заложены в законопроект
"О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"?

Шаронов А.В.:

Прежде всего, законопроект предусматривает исчерпывающий перечень конкурсных и внеконкурсных способов размещения государственных и муниципальных заказов, а также детально регламентирует процедуры их осуществления. Поэтому основополагающим принципом законопроекта является принцип строгого и неукоснительного выполнения требований всеми заказчиками и участниками процедур размещения заказов.

Законопроект направлен на обеспечение открытости и равного доступа всех потенциальных поставщиков к государственным и муниципальным закупкам. В конечном итоге принятие этого законопроекта должно способствовать повышению эффективности расходования бюджетных средств.

Ведущая:

Какие процедуры размещения государственного заказа предусматривает законопроект?

Шаронов А.В.:

Законопроект предусматривает конкурсные и внеконкурсные способы размещения государственных заказов.

В соответствии с законопроектом, к конкурсным способам относятся открытый и закрытый конкурсы, проводимые в два этапа.

Размещение заказа способом запроса котировок и размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя) являются внеконкурсными способами размещения заказов.

Законопроект четко регламентирует, в каких случаях применятся тот или иной способ, а также детально описывает действия заказчиков и участников при использовании того или иного способа. Так, например, согласно законопроекту основной процедурой размещения заказа на поставку товара является открытый конкурс.

Кроме того, в законопроекте уточнены положения, регулирующие размещение заказов на конкурсной основе, среди которых порядок формирования конкурсной комиссии, требования к содержанию конкурсной документации, разъяснение и изменение конкурсной документации, оценка и сопоставление конкурсных заявок, порядок ведения протокола конкурса. Установлены права двух и более заказчиков проводить совместные конкурсы при размещении заказов на поставки одноименных товаров. Изменен минимальный срок, устанавливаемый заказчиками для представления конкурсных заявок при проведении открытого конкурса: вместо 45 и более дней такой срок составит не менее 30 дней. Это обусловлено тем, что в ряде случаев установление большего срока представляется неоправданным (например, при проведении конкурсов на размещение заказов на поставку простых товаров).

Ведущая:

Есть ли ограничения для привлечения иностранных поставщиков к поставкам продукции для государственных нужд?

Шаронов А.В.:

Законопроектом сняты действующие жесткие ограничения на привлечение иностранных поставщиков к поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд. В нем предусмотрено, что товары, работы, услуги, имеющие иностранное происхождение, допускаются к процедурам размещения заказа на поставку продукции на равных условиях с российскими товарами, работами, услугами.

Такой режим предоставляется поставщикам продукции из государств, которые предоставляют российским поставщикам аналогичный режим.

В то же время для защиты экономических интересов Российской Федерации и отечественного товаропроизводителя в соответствии с законопроектом Правительству Российской Федерации предоставляется право устанавливать запреты и ограничения при размещении заказов на продукцию, происходящую с территории иностранных государств. Например, если на территории иностранного государства действуют запреты на размещение заказов на товары из Российской Федерации, то аналогичные запреты действуют и у нас.

Ведущая:

Каким образом будут учтены интересы поставщиков и заказчиков по данному законопроекту?

Шаронов А.В.:

Интересы заказчика заключаются в том, чтобы наиболее выгодно разместить государственный или муниципальный заказ, получить при этом продукцию, отвечающую всем установленным требованиям, и обеспечить наиболее эффективное и экономное расходование бюджетных средств. Интересы поставщиков направлены на то, чтобы в условиях добросовестной конкуренции получить заказ на поставку необходимой продукции. Законопроект направлен на то, чтобы создать условия для реализации интересов обеих сторон.

Ведущая:

Какие процедуры обжалования предусмотрены в законопроекте?

Шаронов А.В.:

Законопроектом предусмотрена возможность обжалования действий либо бездействия заказчика при проведении процедур размещения заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем контроль за проведением процедур размещения заказов (при размещении заказов для федеральных нужд), либо соответствующем уполномоченном органе субъекта Российской Федерации (при размещении заказов для нужд субъекта Российской Федерации) или соответствующем уполномоченном органе местного самоуправления (при размещении заказов для нужд муниципального образования).

Участники, которые считают, что их права нарушены, могут обжаловать действия либо бездействие заказчиков, обратившись в соответствующие органы исполнительной власти или местного самоуправления, осуществляющие контроль в данной сфере.

Жалоба должна быть рассмотрена в двухнедельный срок.

Законопроектом предусмотрены требования по содержанию жалобы и порядок ее рассмотрения. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченные органы имеют право выдать заказчику, нарушившему закон, предписание о совершении действий, соответствующих закону, либо предписание о прекращении процедур размещения заказов.

Предлагаемый законопроектом порядок защиты нарушенных прав не исключает для участника возможности защиты его прав в судебном порядке.

Ведущая:

Каким образом будут осуществляться безконкурсные закупки?

Шаронов А.В.:

Как я уже говорил, основным способом размещения заказов должно являться проведение конкурсов, прежде всего, открытых. В то же время законопроект предусматривает исчерпывающий перечень оснований, когда заказы размещаются без проведения конкурса.

В законопроекте определен стоимостной предел для мелких закупок, ниже которого размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется без проведения конкурсов (у единственного поставщика (исполнителя). Этот предел соответствует устанавливаемому Центральным Банком России пределу для расчета между юридическими лицами по одной сделке наличными деньгами (в настоящее время этот предел равен 60 тыс. рублям). Таким образом, закон не применяется, если продукция приобретается за наличный расчет.

В соответствии с законопроектом заказчик вправе применять запрос котировок при поставке имеющейся на рынке продукции, при условии, что цена государственного или муниципального контракта не превысит 250 тыс. рублей.

В отличие от действующего законодательства, законопроектом предусмотрена возможность размещения заказа у единственного поставщика без согласования с уполномоченным органом. Это возможно в случаях, когда продукция может быть предоставлена только одним участником либо выполняются мероприятия по мобилизационной подготовке, осуществляются поставки товаров из государственного материального резерва и другие поставки продукции, единственные поставщики которой определены государственным оборонным заказом.

По согласованию с уполномоченным органом власти заказ может быть размещен в случаях, если вследствие чрезвычайных обстоятельств возникла срочная потребность в определенных товарах, работах, услугах, в связи с чем применение иных способов размещения заказа нецелесообразно с учетом затрат времени. А также, в случае предоставления на конкурс единственной заявки, соответствующей требованиям, предусмотренным конкурсной документацией.

Ведущая:

Вы упоминаете уполномоченный орган власти, с которым необходимо согласовывать заказ. Какой орган государственной власти будет регулировать и контролировать государственные и муниципальные закупки и каковы его функции?

Шаронов А.В.:

Законопроектом предусмотрено, что Правительство Российской Федерации наделяет федеральные органы исполнительной власти полномочиями по осуществлению нормативно-правового регулирования, правоприменения и контроля при размещении заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд и определяет их функции.

В случае размещения заказов на поставку продукции для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований функции правоприменения и контроля осуществляются специально уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченными органами местного самоуправления. Компетенция указанных органов должна будет определяться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Ведущая:

Вправе ли государственный заказчик вступать в переговоры с поставщиком во время проведения процедуры размещения заказа?

Шаронов А.В.:

В соответствии с законопроектом заказчик вправе проводить переговоры с участником на первом этапе двухэтапного конкурса по содержанию поданной конкурсной заявки за исключением цены и соответствия требованиям к квалификации участника.

Проведение каких-либо иных переговоров между заказчиком или конкурсной комиссией и участником относительно конкурсных заявок не допускается. В противном случае результаты конкурса и заключенный по его итогам государственный или муниципальный контракт могут быть признаны недействительными в установленном законодательством порядке.

Ведущая:

Наши пользователи интересуются, каковы условия размещения государственного заказа способом закрытых торгов? Необходимо ли согласование данного способа размещения заказа с уполномоченным органом?

Шаронов А.В.:

В соответствии с законопроектом закрытый конкурс является способом размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, при котором персональные приглашения направляются всем участникам, способным представить требуемые товары, работы и услуги. Закрытый конкурс установлен исключительно в случае, если предметом контракта являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части, составляющей государственную тайну, что обеспечивает расширение сферы применения открытых конкурсов. Опубликование информации о закрытом конкурсе в средствах массовой информации не производится.

Проведение закрытого конкурса в отличие от действующего порядка не требует согласования с уполномоченным органом.

Ведущая:

Относятся ли государственные социальные внебюджетные фонды, ПФР в частности, к категории государственных заказчиков, если относятся, то почему?

Шаронов А.В.:

В соответствии с законопроектом государственными и муниципальными заказчиками являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные получатели средств соответствующих бюджетов и внебюджетных средств, осуществляющие размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В случае размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд за счет бюджетных и внебюджетных средств социальные внебюджетные фонды, в том числе Пенсионный фонд, также будут относиться к категории государственных заказчиков.

Ведущая:

При размещении государственного заказа способом запроса котировки можно ли пользоваться поступившими от организаций прайс-листами?

Шаронов А.В.:

Законопроект устанавливает, что котировочная заявка участника должна содержать информацию о наименовании и реквизитах участника; наименовании и количестве продукции; месте доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; сроках поставки продукции; цене с указанием, включаются ли в нее расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.

Прайс-лист не содержит в полном объеме указанную информацию и поэтому соответственно не может заменить котировочную заявку.

 

Ведущая:

Есть ли ограничения для участия посреднических организаций в поставке продукции для государственных нужд?

Шаронов А.В.:

Законопроект снимает данное ограничение, содержащееся в действующем законодательстве. В соответствии с проектом закона участвовать в поставках продукции могут и посреднические организации.

По проекту участником процедур размещения заказов для государственных и муниципальных нужд может быть любое юридическое и физическое лицо, индивидуальный предприниматель, независимо от гражданства, организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.

Участие в процедурах размещения заказов может быть ограничено лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Ведущая:

Предлагается ли в законопроекте внести изменения, касающиеся проведения конкурсов по отбору поставщиков на муниципальный заказ?

Шаронов А.В.:

Как я уже отметил, регулирование отношений, связанных с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг на муниципальном уровне, в настоящее время производится органами местного самоуправления самостоятельно.

Действие данного законопроекта распространяется, в том числе, и на размещение заказов для муниципальных нужд. Все процедуры, предусмотренные законопроектом, в том числе конкурсные, являются едиными для всех уровней поставок продукции.

Ведущая:

Предлагаются ли в законопроекте какие-либо новации, касающиеся поставок для государственных и муниципальных нужд?

Шаронов А.В.:

О новациях уже было сказано. Основное - создание единого нормативного правового акта для всех уровней закупок продукции, установление способов размещения заказов, условий и порядка их применения, детальная регламентация всех используемых процедур.

Ведущая:

Как будет обеспечиваться прозрачность механизма осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд?

Шаронов А.В.:

Как известно, прозрачность системы характеризуется ясными правилами и контролем над выполнением этих правил.

О ясности, четкости и прописанности всех процедур, связанных с размещением заказов уже говорилось.

Законопроектом предусмотрены и создание системы контроля в данной сфере с участием государственных и муниципальных органов, а также способы осуществления контроля со стороны участников процедур размещения заказов.

Ведущая:

Согласно законопроекту, для проведения конкурса должна быть создана конкурсная комиссия. Скажите, каков порядок формирования конкурсной комиссии?

Шаронов А.В.:

Законопроектом предусмотрен порядок формирования конкурсной комиссии, в соответствии с которым конкурсная комиссия создается для организации и подведения итогов предварительного квалификационного отбора и конкурса. Решение об образовании, составе конкурсной комиссии и ее председателе принимается заказчиком до или одновременно с принятием решения о проведении конкурса.

Численность конкурсной комиссии должна составлять не менее трех человек.

Законопроект накладывает ограничения по составу участников конкурсной комиссии. Ими не могут быть лица, заинтересованные в результатах конкурса, в том числе лица, подавшие конкурсные заявки, или лица, состоящие в штате организаций, подавших конкурсные заявки, или являющиеся акционерами либо участниками этих организаций, а также аффилированными лицами.

Ведущая:

Спасибо Вам, что Вы нашли время ответить на наши вопросы.

Шаронов А.В.:

И Вам спасибо. До свидания.

Читать ГАРАНТ.РУ в и