Новости и аналитика Интервью Пространство СНГ в современных экономических условиях: проблемы и перспективы развития

Пространство СНГ в современных экономических условиях: проблемы и перспективы развития

 

 

Интернет-интервью
с Директором Департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития России

 

5 июля 2005 года в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с Директором Департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Спасским Виктором Валентиновичем.

Тема интервью: "Пространство СНГ в современных экономических условиях: проблемы и перспективы развития".

Интервью организовано и проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

Ведущий:

Доброе утро, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория.

В сфере международного сотрудничества России с иностранными государствами взаимодействие со странами - участниками СНГ всегда занимало особое место.

Ввиду общности территориальных, экономических и иных интересов, включая важнейшие стратегические вопросы, единая государственная политика Российской Федерации в сфере торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ (Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной) является одним из основных направлений деятельности федеральных органов государственной власти.

Обсудить проблемы и перспективы сотрудничества, в том числе в рамках международных интеграционных объединений указанных государств: Союзным государством, Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС), Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), Единым экономическим пространством (ЕЭП) четырех государств и их органами, мы пригласили Виктора Валентиновича Спасского - Директора Департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития России.

Здравствуйте, Виктор Валентинович.

Расскажите, пожалуйста, о ходе переговорного процесса по согласованию международных правовых документов по формированию ЕЭП.

Спасский В. В.:

Я постараюсь ответить коротко, так как данная тема последнее время достаточно широко освещается СМИ. Тем более недавно, 24 июня, в Киеве прошло очередное заседание Группы высокого уровня, на котором были подведены итоги работы по подготовке международно-правовых документов в рамках ЕЭП. Существовало поручение четырех президентов к 1 июля подготовить блок первоочередных документов (это 29 документов). В настоящий момент в рамках ЕЭП разрабатывается порядка 100 документов, в их числе документы по упрощению перемещения физических лиц через границы между государствами - участниками ЕЭП. Я говорю порядка 100, потому что в ходе переговоров некоторые документы объединяются экспертами, а некоторые разъединяются. Поэтому сегодня это 93 документа основного блока. Из них более половины, а конкретно 54 документа, рассмотрены экспертами четырех сторон, в том числе 34 документа согласованы. Основной интерес проявляется к первоочередным, которые в ближайшее время нужно выносить на рассмотрение глав государств и подписывать. Таких документов, как уже сказано, 29, из которых 19 уже согласованы. В том числе 7 документов в рамках всех четырех участников - Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан - и 12 документов в формате трех - Россия, Белоруссия и Казахстан. Украина эти документы не согласовывает, так как на данном этапе подготовки она участвует не по всему блоку нормативно-правовых документов. Работа идет достаточно активно и сложно. У каждой из сторон есть собственное мнение, свой опыт, привлекаются эксперты высокого уровня, в том числе и представители науки. Я думаю, в ближайшее время, ориентировочно к 22 июля, работа по согласованию будет завершена. Сейчас готовится доклад президентам государств "четверки". Президенты должны рассмотреть доклад и принять соответствующее решение, какими темпами двигаться дальше.

Вопрос:

Расскажите, пожалуйста, кратко о ЕврАзЭС и об основных направлениях интеграции в рамках Сообщества.

Спасский В. В.:

ЕврАзЭС - достаточно серьезная интеграционная организация, призванная решать экономические вопросы в рамках пяти государств. В состав ЕврАзЭС входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. ЕврАзЭС занимается выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов и других составляющих функционирования общего рынка. Основная задача ЕврАзЭС - создать таможенный союз и единое экономическое пространство на территории Центральной Азии. Причем договор об учреждении ЕврАзЭС подписан 10 октября 2000 года, и за это время был накоплен достаточно серьезный опыт функционирования на пространстве содружества экономических интеграционных организаций. Эта организация создана в полном соответствии с принципами ООН и нормами международного права и имеет четко структурированную систему с механизмом принятия и реализации решений. Она обладает международной правосубъектностью. В настоящее время в рамках ЕврАзЭС заключено 78 международных договоров, из которых 66 уже вступили в силу. В рамках ЕврАзЭС разработаны соответствующие мероприятия, которые в настоящий момент достаточно успешно реализуются. Это целый комплекс работ.

Вопрос:

Каковы основные итоги 13-го заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС?

Спасский В. В.:

Совсем недавно, 2 июня, в Москве состоялось 13-е заседание Межгосударственного совета ЕврАзЭС - высшего органа Сообщества. Каждое такое заседание является достаточно важной вехой на пути развития интеграции в рамках ЕврАзЭС. На этом саммите обсуждались вопросы выполнения Мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС и было принято 19 решений, например торгово-экономического плана, представляющих интерес у наших коллег. Это решения о концепции сотрудничества государств - членов ЕврАзЭС в валютной сфере, о порядке согласования основных макроэкономических показателей развития экономик государств - членов ЕврАзЭС, о ходе формирования Общего таможенного тарифа ЕврАзЭС, о работе по реализации межгосударственным банком функций международной инвестиционной, кредитной и расчетной организации. Принято решение о создании Международного инвестиционного банка на базе участия России и Казахстана, который будет заниматься инвестиционной и кредитной деятельностью и выполнять расчетные функции. Это очень важное решение, которого давно ждали. С моей точки зрения, принято еще очень интересное решение - о Совете по финансово-экономической политике государств - членов ЕврАзЭС. И, как я понимаю, в ближайшее время будет принят регламент работы Совета, утвержден его состав - представители финансовых, экономических ведомств, министры, отвечающие за финансовые и экономические направления работы. В рамках Совета, наверное, все увидят, что сделано в плане экономического сотрудничества, что нужно еще сделать в ближайшее время, чтобы это сотрудничество, интеграционные процессы проходили достаточно активно, потому что участники интеграционного процесса, а именно бизнес-комьюнити, ждут конкретных результатов. Создается хорошая нормативная база. Теперь нужно осуществлять в пространстве ЕврАзЭС конкретные проекты. Все проживающие на территории ЕврАзЭС должны почувствовать, что эта интеграционная организация выдает четкие результаты для каждого гражданина.

Ведущий:

Как Вы оцениваете ход выполнения мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 годы?

Спасский В. В.:

"Приоритетные направления развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы" - это тот документ, который был утвержден решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств в феврале прошлого года. Достаточно объемный документ, предусматривающий девять направлений интеграционного сотрудничества и содержащий 160 конкретных позиций. Это задача на ближайшее время. Здесь же нужно отметить, что выполнение ряда пунктов, которые были предусмотрены в прошлом году, в начале этого года реализуются достаточно успешно. Вот вопрос, проверяли ли выполнение этого плана по состоянию на 1 июля? На сегодняшний день в полном объеме выполнено уже 26 пунктов. Правда, есть и определенные отставания, имеющие как субъективный, так и объективный характер. К сожалению, не удалось в установленные сроки сформировать базовый перечень Общего таможенного тарифа трех государств - Белоруссии, Казахстана и России, что, в свою очередь, тормозит создание Таможенного союза Сообщества, которое предусмотрено планом на 2006 год. Хотелось бы отметить, что в июне 2005 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств, о котором я уже упоминал, обсуждался ход выполнения Мероприятий и было принято решение поручить правительствам государств - членов ЕврАзЭС обеспечить выполнение пунктов, предусмотренных на 2004-2005 годы.

Ведущий:

Какие направления являются наиболее перспективными для разработки Межгосударственных целевых программ в рамках ЕврАзЭС?

Спасский В. В.:

Специально создана рабочая группа, в которую вошли представители научных организаций сторон и ассоциации "Деловой совет ЕврАзЭС". Сформирован проект перечня приоритетных направлений науки и технологий для разработки Межгосударственных целевых программ в рамках ЕврАзЭС. В данном проекте были выделены шесть основных направлений науки и технологий: информационные технологии, медицина, биотехнологии, новые материалы, экология и природопользование, а также инновационное развитие. Этот документ рассмотрен и одобрен Интеграционным комитетом ЕврАзЭС в июне этого года и направлен в правительства сторон для согласования. Так что по этим шести основным направлениям будет продолжена работа по созданию и реализации целевых программ.

Ведущий:

В какой стадии сейчас находится процесс унификации национальных таможенных тарифов государств - членов ЕврАзЭС?

Спасский В. В.:

На последнем саммите ЕврАзЭС этот вопрос рассматривался и было отмечено, что для создания таможенного союза нужна унификация национальных таможенных тарифов. На сегодняшний момент ситуация складывается следующим образом: с Белоруссией наш национальный таможенный тариф унифицирован примерно на 90%, с Республикой Казахстан - на 53%. Совсем недавно эксперты Казахстана и России проводили соответствующие переговоры, и есть уверенность, что в этом году унификация российского таможенного тарифа с тарифом Казахстана достигнет порядка 62%. Все это благодаря тому, что в настоящий момент Республика Казахстан осуществляет разработку нового таможенного тарифа, с принятием которого уровень его унификации с таможенными тарифами Республики Белоруссия и РФ повысится с 53% до 62%. Если говорить о Таджикистане, то в настоящее время уровень унификации национального тарифа этой республики с базовым перечнем ЕврАзЭС составляет порядка 73%. Таким образом, в ближайшее время стоит задача выйти с Казахстаном и Таджикистаном на цифры унификации порядка 75%.

Вопрос:

Каким образом развивается торговля между государствами - членами ЕврАзЭС?

Спасский В. В.:

Торговля государств - членов ЕврАзЭС развивается, с моей точки зрения, активно. По результатам 2004 года цифра составила порядка 26,5 миллиарда долларов. В этом году рост есть, правда, небольшой, но, тем не менее, торгово-экономические отношения у нас развиваются. Это по цифрам, а по существу у нас в рамках ЕврАзЭС торговля осуществляется в рамках режима свободной торговли, без изъятий и ограничений. Это означает, что взаимная торговля между государствами Сообщества происходит без взимания экспортной и других пошлин, а также с наименьшими ограничениями, которые предусматриваются в основном к товарам военного и двойного назначений. Кроме того, следует отметить, что существует единый перечень изъятий в режиме свободной торговли государств - членов ЕврАзЭС с государствами - участниками СНГ, не входящими в ЕврАзЭС. Торговля в рамках режима свободной торговли не исключает применения специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мер, которые необходимы в целях защиты национальных интересов государств - членов Сообщества. Данные меры применяются в соответствии с международными нормами и правилами. Перед введением этих мер проводятся соответствующие консультации, и количество таких ограничений, применяемых в рамках ЕврАзЭС, невелико. Например, Правительство Российской Федерации в феврале 2005 года приняло постановление о мерах по защите российских производителей сухих пекарных дрожжей, в соответствии с которым на импорт указанных дрожжей вводится специальная пошлина сроком на три года. В январе этого года Казахстан ввел временные защитные пошлины в отношении импорта кондитерских изделий. Я уже говорил, что режим торговли - это реальный режим свободной торговли без изъятий и ограничений. Это характерно для сотрудничества в ЕврАзЭС.

Ведущий:

Что дает ЕврАзЭС бизнесменам стран Сообщества?

Спасский В. В.:

Проводится унификация национальных законодательных актов стран Сообщества, создаются равные условия для работы мелкого, среднего и крупного бизнеса на территории стран - участников ЕврАзЭС. Причем, как я уже сказал, торговля осуществляется в режиме свободной торговли без изъятий и ограничений. Это тот регион, где достаточно активно развивается торгово-экономическое сотрудничество. Причем и деловое сообщество принимает активное участие в формировании и развитии этой интеграционной организации. Создана ассоциация "Деловой Совет ЕврАзЭС", его учредителями выступают Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация финансово-промышленных групп России. Таким образом, бизнесмены участвуют в создании благоприятных условий для работы на пространстве ЕврАзЭС. И это касается не только России, но и других стран - участников ЕврАзЭС. Действует такой же Деловой Совет ЕврАзЭС в Казахстане и Киргизии. Я знаю, что планируется создать Деловой Совет в Белоруссии и Таджикистане. То есть бизнесмены активно содействуют развитию этой интеграционной организации.

Ведущий:

Как Вы считаете, будут ли образованы наднациональные органы ЕврАзЭС?

Спасский В. В.:

Возможно, но чуть позже, так как наднациональные органы появляются не на первом этапе интеграционного процесса. Первоначально создается зона свободной торговли, следующий этап - это таможенный союз, затем общий рынок. Высшая стадия экономической интеграции - это единое экономическое пространство. И вот тогда, когда мы подойдем к высшей стадии экономической интеграции - это касается и ЕврАзЭС, и ЕЭП, - тогда нам потребуются наднациональные органы. Однако в данном случае участники этих интеграционных организаций должны определить перечень функций, которые они передают наднациональным органам, и только после того, как будут подписаны соответствующие международные договоры о создании этих наднациональных органов и определен перечень задач, рассматриваемых ими, они будут действовать, например, в области таможенно-тарифной политики. Но это вопрос не сегодняшнего, а завтрашнего дня. То же самое происходит в Европе. Часть национальных функций передается органу, которым определяется механизм решения, в том числе и споров. Поэтому, уверяю вас, такие органы будут создаваться, и мы к этому уже идем.

Ведущий:

Расскажите, пожалуйста, об этапах и механизме реализации Плана мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Спасский В. В.:

ШОС имеет серьезную программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества, утвержденную решением Совета глав правительств государств - членов ШОС в сентябре 2003 года. Это серьезный документ, содержащий большое количество направлений и позиций, которые в ближайшее время участникам ШОС нужно решать. Необходимо отметить, что этой программой предусмотрены мероприятия, рассчитанные как на среднесрочную перспективу - до 2010 года, так и на долгосрочную. Такая программа есть. В настоящий момент разрабатывается механизм реализации программ. Причем важно, чтобы реализовывались такие программы, которые представляют интерес, по крайней мере, для большинства участников ШОС. Поэтому нужно отбирать проекты этого сотрудничества. В настоящее время идет отбор пилотных проектов в рамках программы через специальные рабочие группы по следующим направлениям: таможенное сотрудничество, электронная торговля, транспортный потенциал, содействие инвестициям и товарная инспекция, сотрудничество в области сельского хозяйства. Чтобы реализация этой программы была успешной, сейчас проходят серьезные консультации по созданию Фонда развития ШОС, идет формирование Делового Совета ШОС. Вопросы финансирования и участия бизнеса в подборе и реализации этих проектов - залог успеха. Необходимо, чтобы они решались не только на уровне государств, но и чтобы бизнес-сообщество принимало активное участие и рассчитывало не только на финансовые ресурсы государств, но и на частный капитал.

Ведущий:

Как известно, в прошлом месяце состоялось очередное заседание Совета глав правительств СНГ. Среди международных договоров, подписанных в ходе заседания, имеется договоренность торгово-экономического характера - Протокол о поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле государств - участников СНГ. Не могли бы Вы пояснить суть этого документа и объяснить необходимость его подписания на современном этапе?

Спасский В. В.:

3 июня 2005 года Совет глав Правительств, который проводился в Тбилиси, рассматривал ряд торгово-экономических вопросов, и один из них - причем достаточно важный, обсуждение шло активно - касался Протокола о поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле государств - участников СНГ. Протокол был подписан, но по этому документу существовали разные точки зрения, и не все участники СНГ сразу подписали этот документ. Некоторые оставили за собой право присоединиться к нему позднее. Например, позиция Украины состоит в том, что изъятия и ограничения в рамках СНГ, в рамках зоны свободной торговли нужно отменить до конца этого года. Позиция других участников Содружества существенно отличается от позиции Украины. Когда будет определено специалистами, что есть необходимость подписывать этот Протокол, руководствоваться и продолжать соответствующие консультации экспертов и двигаться дальше по пути отмены любых изъятий или ограничений в торговле, тогда и будет определено время его подписания. Данный вопрос возник из-за того, что у нас в рамках взаимоотношений, в рамках Содружества Независимых Государств, в рамках двусторонних отношений действует режим свободной торговли с определенными изъятиями и ограничениями. Как правило, у всех стран в зависимости от их интересов есть определенные болевые точки, и, чтобы не нанести ущерб в результате развития торгово-экономических отношений, необходимо очень внимательно относиться к собственному рынку и производителям. Ведь достаточно часто, когда заходит разговор о прочих изъятиях, упоминаются спирт, табак и так далее, то есть товары, являющиеся чувствительными для экономики. Поэтому стороны договорились, что действительно при импорте товаров из режима изъятий будут отменяться тарифные изъятия по водке, табаку и табачным изделиям не позднее 1 июля 2006 года, а по пиву солодовому и белому сахару - до 1 января 2007 года, по спирту этиловому, винам виноградным - до 1 января 2012 года. При этом Азербайджан и Россия отменять изъятия по табаку и табачным изделиям, применяемым в двусторонней торговле, собираются не позднее 1 января 2012 года. Это определенный этап развития наших торгово-экономических взаимоотношений. Кроме того, было отмечено (это зафиксировано в протоколе), что в области нетарифных ограничений предполагается отмена квотирования импорта пива, ликероводочной и табачной продукции не позднее 1 января 2008 года. Реализация данной договоренности будет способствовать, на наш взгляд, наращиванию взаимного товарооборота, обеспечению устойчивого экономического роста и, как результат, повышению благосостояния населения государств - участников СНГ. Торгово-экономические отношения на территории Содружества развиваются достаточно активно. По статистике за январь - апрель этого года товарооборот в рамках Содружества увеличился более чем на 32%. Это свидетельствует о том, что динамика развития наших торгово-экономических отношений позитивна. Подписание этого Протокола, я считаю, сыграло позитивную роль в развитии наших торгово-экономических отношений.

Ведущий:

Виктор Валентинович, какие перспективы Вы видите у Союзного государства России-Белоруссии?

Спасский В. В.:

Я считаю, что перспективы на самом деле достаточно хорошие. Это связано с тем, что Белоруссия является важным партнером для России, и наш товарооборот с Белоруссией представляет внушительную цифру - порядка 18 млрд долларов. Это наш третий партнер по итогам прошлого года. Причем необходимо отметить, что население Белоруссии небольшое - порядка 10 млн человек, а товарооборот солидный. Это свидетельствует о том, что наши экономики достаточно связаны, и можно достичь более высоких результатов. В рамках Союзного государства проводится большая работа по унификации законодательства по созданию условий для нормального функционирования капитала на территории России и Белоруссии и развития кооперационных связей. Российские предприятия заинтересованы в покупке белорусской продукции. Поставляется достаточное количество комплектующих. Так что наше сотрудничество развивается эффективно. Вопросы возникают, как всегда, между бизнесменами, но они решаются, и, в общем-то, успешно.

Ведущий:

Какие принимаются меры в области совершенствования правового регулирования миграционных процессов, в том числе в связи с привлечением рабочей силы из стран Содружества?

Спасский В. В.:

Эта тема не только экономическая, но и социальная. Для решения вопросов миграции населения мы заинтересованы, чтобы рабочая сила, желающая работать на территории России, приезжала к нам на легальной основе, так как она необходима во многих отраслях нашей экономики, тем более в свете сложившейся демографической ситуации в стране. Те люди и их семьи, которые приезжают к нам, в том числе из стран Содружества, должны быть защищены соответствующими нормативными документами. Данная тема рассматривается комплексно - решаются вопросы не только правил приезда и приобретения визы, но и получения пенсии и медицинского обслуживания в плане совершенствования российского законодательства. В настоящее время миграционное законодательство нашей страны насчитывает 34 федеральных закона и 114 других нормативно-правовых актов. Я хотел бы отметить, что в рамках Содружества Независимых Государств также уделяется серьезное внимание процессу совершенствования этой работы. Я приводил пример про интеграционные организации, интеграционные процессы, которые предусматриваются в рамках ЕЭП, ЕврАзЭС. В ближайшее время, по-моему, с 11 июля, эксперты сторон в рамках ЕЭП сядут за стол переговоров и займутся разработкой двух соглашений, касающихся создания нормальных условий для миграции рабочей силы в рамках ЕЭП. У ЕврАзЭС тоже имеется ряд мероприятий, которых касается разработка нормативно-правовой базы миграционного процесса. Эта нормативная база в рамках миграционных организаций на территории Содружества сейчас создается с учетом лучших мировых образцов. А сейчас существуют двусторонние соглашения, регламентирующие данные миграционные процессы. Такие нормативные документы совершенствуются. Это касается не только тех людей, которые приезжают сюда работать, но и тех, кто собирается в гости на срок до трех месяцев, чтобы на общих основаниях проходить соответствующую регистрацию и так далее. То есть в рамках ЕЭП сейчас разрабатываются и такие документы, которые упростят перемещение граждан через границу.

Ведущий:

Вопрос от информационного агентства "Альянс-Медиа": Что предполагается сделать в рамках СНГ и других международных миграционных объединений для того, чтобы предприятия малого бизнеса могли наладить более тесное сотрудничество друг с другом?

Спасский В. В.:

Существуют Межправительственные комиссии со всеми странами Содружества. При их проведении учитываются интересы не только крупного, но и мелкого бизнеса. И самое главное, создается нормативно-правовая база, которая учитывает интересы в том числе и мелкого бизнеса. Я уже упоминал, что в рамках ЕврАзЭС существует режим зоны свободной торговли без изъятий и ограничений. Это касается любого бизнесмена, в том числе тех, кто собирается работать на пространстве ЕврАзЭС. То есть интересы малого бизнеса при формировании нормативной базы, безусловно, учитываются. Со своей стороны, очень хотелось бы, чтобы представители малого бизнеса заинтересованно относились к созданию в том числе и нормативной базы. Если у них будет интерес к этому, если они готовы подключиться к рассмотрению вопросов по ее совершенствованию, мы готовы выслушать их замечания и предложения, чтобы учесть их в дальнейшем. Все это в интересах бизнеса не только российского, но и других стран Содружества. Будет развиваться малый, средний бизнес - будет польза каждому государству. Чем больше будет развиваться бизнес на базе лучших мировых стандартов и конкурировать друг с другом, тем будет лучше представителям этого бизнеса и потребителям их продукции.

Ведущий:

Как Вы считаете, насколько такое сотрудничество необходимо предприятиям малого бизнеса?

Спасский В. В.:

Самое главное, чтобы предприятия одинаково конкурировали между собой. Условно говоря, малый бизнес Казахстана, России и Белоруссии конкурировал на равных условиях. Поэтому надо создавать такие правила их работы, чтобы ни у кого не было привилегий, чтобы соблюдались правила конкурентной политики между бизнесменами, которые работают на пространствах Содружества. Поэтому важно, чтобы малый бизнес России, Казахстана, Белоруссии и других стран принимал участие в создании нормативной базы, которая выгодна и удобна для их работы, иначе малый бизнес в рамках Содружества развивать будет достаточно сложно. Одним словом, необходимы общие правила игры.

Ведущий:

Виктор Валентинович, большое спасибо за интересные ответы. Будем рады видеть Вас снова.

Спасский В. В.:

Спасибо и Вам за приглашение. До свидания.

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

Читать ГАРАНТ.РУ в и