Новости и аналитика Интервью Актуальные вопросы деятельности Росгидромета и планируемые изменения законодательства в области гидрометеорологии

Актуальные вопросы деятельности Росгидромета и планируемые изменения законодательства в области гидрометеорологии

 

Реализация Киотского протокола в России невозможна без соответствующей законодательной базы

Об этом заявил в ходе интернет-интервью ИА "ГАРАНТ" заместитель руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Валерий Дядюченко. Он сообщил, что Росгидромет завершает подготовку закона о национальной системе оценки антропогенных выбросов. В ближайшее время Правительство получит для утверждения Положение о национальной системе инвентаризации парниковых газов.

Заместитель главы Росгидромета рассказал о том, что несут в себе новые поправки к Федеральному закону "О гидрометеорологической службе", одобренные недавно Правительством Российской Федерации. По его словам, эти поправки четко разграничивают полномочия Правительства, Росгидромета и местных органов власти, тогда как ранее все функции были закреплены за гидрометеорологической службой.

Во время беседы В.Н. Дядюченко остановился на актуальных проблемах отрасли: "Недофинансирование нашей деятельности привело к тому, что наблюдательная сеть в стране сократилась примерно на 30% по отношению к 1988 году, около 70 % оборудования выработало свой ресурс". По словам заместителя главы Росгидромета, эта проблема вскоре найдет свое решение - Правительство РФ договорилось с руководством Всемирного банка реконструкции и развития о предоставлении кредита в размере около 80 млн. долларов, а еще 50 млн. выделит федеральный бюджет, и эти средства в ближайшие четыре года позволят переоснастить метеорологическую службу. "Это даст возможность повысить точность прогнозов, предоставляемых населению и экономике", - подчеркнул В.Н. Дядюченко. По его словам, в Гидрометцентре будет установлен новый, сверхмощный компьютер, вскоре подобные машины появятся в Новосибирске и Хабаровске.

Интернет-интервью
Заместителя руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

 

18 октября состоялось интернет-интервью с заместителем руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Дядюченко Валерием Николаевичем.

Тема интервью: "Актуальные вопросы деятельности Росгидромета и планируемые изменения законодательства в области гидрометеорологии".

Интервью проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

 

Ведущая интернет-интервью - Ума Гусейнова (компания "Гарант").

 

Ведущая:

Добрый день, Валерий Николаевич, здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

На заседании Правительства Российской Федерации 31.08.2005 был одобрен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О гидрометеорологической службе", и принято решение о внесении его в Госдуму. Принятый в 1998 году Федеральный закон "О гидрометеорологической службе" содержит как правовые основы, так и порядок функционирования службы, включающий формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, формирование государственных информационных ресурсов в области гидрометеорологии, обеспечение единства и сопоставимости методов измерений, участие в международном сотрудничестве и др. Но действующий Федеральный закон "О гидрометеорологической службе", устанавливая ряд основных направлений государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии, не указывает, какие органы государственный власти (Правительство РФ или федеральный орган исполнительной власти в этой сфере) осуществляют регулирование и их полномочия.

Какие изменения предполагается внести в Федеральный закон "О гидрометеорологической службе"? Чем вызваны эти изменения, и какие цели преследуют разработчики законопроекта?

На эти и другие вопросы о деятельности Росгидромета мы попросили ответить Заместителя руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Дядюченко Валерия Николаевича.

Валерий Николаевич, разрешите начать с первого комплекса вопросов, который касается основных направлений деятельности Росгидромета и ближайших перспектив и задач, которые предстоит решать Вашей службе. Вопросы эти поступили из Москвы от Егоровой Натальи, Мкртумяна Артема и из Воронежа от Шиловой Татьяны. Звучат они следующим образом. Расскажите, пожалуйста, по каким основным направлениям осуществляет деятельность Росгидромет. С какими проблемами в своей деятельности сталкивается Ваша служба? Чем они обусловлены и как в дальнейшем планируется их решать? Какие задачи предстоит решать Росгидромету в ближайшем будущем? Как сказываются перемены, происходящие в государстве, на Вашей работе?

Дядюченко В.Н.:

Спасибо, эти вопросы очень емкие. И я хотел бы сказать, прежде всего, то, что нашими основными задачами, которые отражены в Положении о Росгидромете, утвержденном Правительством РФ, является обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации и населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении. Также к нашим задачам, которые мы решаем, относятся организация составления прогнозов погоды, водности, урожая сельхозкультур, глобальных и региональных изменений климата. Следующим направлением нашей деятельности является организация работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы. Это противоградовые и противолавинные работы, которые мы проводим на территории Южного федерального округа, работы по искусственному регулированию осадка на ограниченных территориях - это касается вызывания осадков. В Ставропольском крае мы такую работу проводим, в Якутии и в других местах в нашей стране, а также по заказам и за рубежом. Кроме того, Росгидромет ведет работы по предотвращению осадков, по подавлению осадков в период проведения праздничных мероприятий в Москве, в Санкт-Петербурге. Недавно такую работу проводили в Казани. Сейчас есть заказ от города Астаны - у них скоро будет праздник. Еще направлениями нашей деятельности являются согласование в установленном порядке условий гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения плавания судов, полетов летательных аппаратов, работы космонавтов в открытом космосе, проведения спасательных операций. Мы призваны в соответствии с нашим Положением организовывать исследования гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши, в Мировом океане, Арктике, Антарктике, а также в околоземном космическом пространстве в части изучения и прогнозирования радиационной обстановки, состояния ионосферы и магнитосферы Земли.

Ведущая:

Спасибо, Валерий Николаевич. Следующий вопрос задает Горовой Сергей из Москвы.

11 августа 2005 года в Москве Российская Федерация и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) подписали Соглашение о займе для финансирования проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета". Какой эффект ожидается от реализации этого проекта?

Дядюченко В.Н.:

Для Росгидромета вопрос модернизации - это очень важная проблема, и прежде всего потому, что за годы экономических реформ и имевшего место бюджетного недофинансирования, особенно в последнее десятилетие прошлого века, существенно (на 20%) сократилась сеть гидрометеорологических станций и постов, а в приполярных районах России - на 50%. Вполовину (с 70 до 35 тыс.) сократилась численность оперативных работников в службе. Проблемы затронули системы получения, сбора, обработки и доведения гидрометеорологической информации до потребителей. В связи с недостаточными объемами инвестиций парк средств измерений на наблюдательной гидрометеорологической сети устарел. Порядка 70% приборов выработали свой технический ресурс. Устаревают и средства вычислительной техники. В этой связи по решению Правительства Российской Федерации была проведена подготовительная работа и в ноябре 2004 года состоялись переговоры между делегациями Российской Федерации и Всемирного банка с целью получения кредита на финансирование проекта под названием "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета". Совет директоров Всемирного банка одобрил выделение займа на эти цели.

Основная цель развития по проекту - повысить точность прогнозов, предоставляемых населению и экономике России, путем модернизации и перевооружения материально-технической базы и укрепления организационно-управленческой структуры Росгидромета.

Среди других целей проекта:

  • обеспечение выполнения обязательств страны по международному обмену данными гидрометеорологических наблюдений;
  • обеспечение потребностей населения, отраслей экономики в гидрометеорологической информации и информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
  • повышение безопасности населения, нейтрализация угроз жизнедеятельности от негативного влияния природной среды;
  • обеспечение эффективного управления в погодозависимых отраслях экономики, оперативного и адекватного реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Ключевыми компонентами модернизации Росгидромета, характерными, на наш взгляд, для ряда НГМС, являются:

  • модернизация гидрометеорологических наблюдательных сетей НМГС, в том числе развитие сети наблюдений и улучшение их приборной базы, оснащение сети автоматизированными системами, установка новых и модернизация устаревших метеорадиолокаторов;
  • усовершенствование системы штормового предупреждения в районе крупных городов и уязвимых зон;
  • техническое развитие прогностических центров, вычислительных средств;
  • модернизация системы связи и передачи данных;
  • техническое развитие системы и средств архивации данных.

Для технического перевооружения организаций Росгидромета, в первую очередь Главного вычислительного центра (г. Москва) и региональных центров (Новосибирск, Хабаровск), предусматриваются закупка и ввод в эксплуатацию суперкомпьютерного комплекса производительностью не менее четырех триллионов операций в секунду, а также компьютеров высокой производительности (не менее 200 миллиардов операций в секунду) с сетевыми средствами и средствами связи.

Для оснащения наблюдательных сетей предусматривается приобретение современных метеорологических доплеровских радиолокаторов, радиолокаторов высотного зондирования атмосферы, автоматических и полуавтоматических метеостанций, гидрологических комплексов, других приборов и оборудования.

Ну и, наконец, реализация проекта, прежде всего в качественном плане, создаст условия для улучшения прогнозирования стихийных природных явлений на территории страны и обмена предупреждениям об опасных явлениях с соседними государствами с целью максимальной минимизации экономических потерь и снижения угрозы для жизни населения.

В результате оценки экономической полезности реализации проекта было установлено, что при его реализации

  • прямые потери от неблагоприятных условий погоды и стихийных бедствий уменьшатся в среднем на 8,5 %;
  • наиболее чувствительными к улучшению качества прогнозов погоды секторами будут городское хозяйство и коммунальные службы, где ожидается сокращение потерь на 12 %;
  • экономический эффект проекта в краткосрочной (семилетней) перспективе будет достигать от 500 до 1100 млн. долларов, что значительно превышает затраты на реализацию проекта.

Это означает также, что экономическая целесообразность (экономическая эффективность) проекта при его стоимости порядка 100 млн. долларов составляет 1:5 - 1:10. Другими словами, каждый доллар, направленный на модернизацию Росгидромета, принесет экономике России выгоды в размере 5-10 долларов.

Ожидается также, что реализация проекта будет способствовать сокращению количества человеческих жертв от опасных гидрометеорологических явлений.

Ведущая:

Какую работу ведет Ваша служба по развитию методов активного воздействия на гидрометеорологические процессы? Спрашивает Машковский Владимир из Москвы.

Дядюченко В.Н.:

Расширяется площадь защищаемых от града сельхозугодий на Северном Кавказе от 2,2 до 2,5 млн. га за три ближайших года. Повышается их техническая оснащенность. Внедряется автоматизированная система управления противоградовыми работами. Создаются более дешевые и экономичные противоградовые ракеты. Мы дорабатываем, более детализируем сам метод противоградовой защиты - то есть локализации зоны зарождения града в облаках и системы обработки этой зоны ракетами с Земли. Что касается развития работ по искусственному увеличению осадков, то здесь следует сказать, что мы стараемся разработать более эффективные безвредные реагенты для воздействия на облака, а также стараемся дорабатывать технику и технологию этих работ.

Ведущая:

Следующая группа вопросов касается планируемых изменений законодательства в области гидрометеорологии. Чем вызваны изменения в Федеральный закон "О гидрометеорологической службе"? Какие цели преследуют разработчики законопроекта, для решения каких задач это необходимо? Какие полномочия в области гидрометеорологии и смежных с ней областях предлагается закрепить в законе за Росгидрометом? Будут ли какие-то функции в этой области переданы другим органам исполнительной власти? Какие полномочия в области гидрометеорологии и смежных с ней областях предлагается закрепить в законе за Росгидрометом? Будут ли какие-то функции в этой области переданы другим органам исполнительной власти? Об этом спрашивают Макаров Денис из Москвы и Федин Константин Александрович из Санкт-Петербурга.

Дядюченко В.Н.:

Изменения в закон вызваны необходимостью реализации основных направлений административной реформы, во-первых, в части законодательного закрепления функций (полномочий) государственных органов, то есть чтобы они не сами себе устанавливали круг своих прав и обязанностей, а закон; во-вторых, в части разграничения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти по предметам совместного ведения, то есть за что отвечает федеральный центр, а за что - субъект РФ.

Эта работа проводится в рамках реализации соответствующих поручений Президента и Правительства РФ.

Предлагаемые изменения в закон позволяют четко установить, какие вопросы решает Правительство, а какие - Росгидромет при осуществлении государственного регулирования деятельности гидрометслужбы, а также оптимизировать распределение работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с полномочиями федеральных и региональных органов государственной власти по решению задач в сфере совместного ведения, прежде всего по предупреждению ЧС природного характера, стихийных бедствий, осуществлению программ и проектов по охране окружающей среды.

В законе предлагается закрепить за Росгидрометом следующие полномочия:

- обеспечение органов государственной власти, вооруженных сил, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

- определение перечня работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, организация и обеспечение их выполнения;

- организация и обеспечение исследований гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши, в Мировом океане, Арктике и Антарктике, а также в околоземном космическом пространстве.

В рамках Положения о государственных услугах, утвержденного Правительством РФ, разработка которого предусмотрена законопроектом, будут установлены виды услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемые безвозмездно и по регулируемым государством ценам, включая прогнозы погоды, водности, урожая сельхозкультур, глобальных и региональных изменений климата.

Передачи функций другим органам власти не предполагается. Предлагаемое в законопроекте закрепление отражает сложившуюся практику за многие годы деятельности гидрометслужбы.

полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидаций их последствий, а также по организации и осуществлению межмуниципальной программы и проекта в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Ведущая:

Валерий Николаевич, вопрос от Климовой Елены Викторовны из Зеленограда.

Каким образом предлагаемые изменения в Федеральном законе "О гидрометеорологической службе" позволят реализовать потребности государства в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении?

Дядюченко В.Н.:

Предлагаемые изменения в ФЗ "О гидрометеорологической службе" позволят более полно обеспечить потребности государства в информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, так как в дополнение к работам федерального назначения, финансируемым из федерального бюджета, субъекты РФ могут самостоятельно определять и финансировать работы регионального назначения, которые позволяют обеспечивать реализацию их полномочий по предметам совместного ведения, установленных законодательством РФ.

Ведущая:

Еще вопрос по законопроекту от Волхова Олега Николаевича из Подольска. Уважаемый Валерий Николаевич! Законопроект вносит изменение в определение понятия "работы федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях". Чем вызвана такая необходимость?

Дядюченко В.Н.:

Необходимость изменения определения понятия "работы федерального назначения" вызвана двумя причинами. Первая - законодательного закрепления, фактически осуществляемого в рамках работ федерального назначения, проведения исследований гидрометеорологических и геофизических процессов не только на территории РФ, но и в Мировом океане, в Арктике и Антарктике, а также в околоземном космическом пространстве. Вторая причина состоит в том, что определения в действующем законе включают в себя и федеральное ведение и совместное ведение РФ и субъектов РФ без разграничения полномочий, что противоречит законодательству РФ в сфере разграничения полномочий.

Ведущая:

Следующий вопрос поступил от Нивелевой Зинаиды Алексеевны из Москвы. Уважаемый Валерий Николаевич! Как законодатель регулирует вопросы обеспечения исследования гидрометеорологических и геофизических процессов в Мировом океане, Арктике и Антарктике, а также в околоземном космическом пространстве?

Дядюченко В. Н.:

В первую очередь, законодатель устанавливает государственный орган, определяющий потребности государства в информации о гидрометеорологических и геофизических процессах в Мировом океане, Арктике и Антарктике, околоземном космическом пространстве, выступающий государственным заказчиком проведения указанных исследований, а также определяет порядок и условия использования результатов исследования. Мировым океаном, Арктикой, Антарктикой и околоземным космическим пространством наша служба практически занималась долгое время: по некоторым направлениям - полтора столетия, по некоторым - 50 лет. И то, что сегодня законодатель закрепляет как бы государственный орган, определяющий потребности государственной информации о гидрометеорологических и геофизических процессах в Мировом океане, в Арктике, в Антарктике и околоземном космическом пространстве, это как бы упорядочивает проведение подобных работ у нас в стране.

Ведущая:

Валерий Николаевич, занимается ли Ваше ведомство прогнозированием природных явлений в дальнем зарубежье? Ведется ли сотрудничество с другими странами в этом направлении? Эти вопросы прислал Евгений Стрельников из Ростова.

Дядюченко В.Н.:

Как известно, атмосферные процессы не имеют границ и обычно охватывают территории нескольких стран. Технология составления прогнозов погоды, даже небольшой заблаговременности (до 24 часов), предусматривает использование численных значений параметров атмосферы (как приземных данных, так и на различных ее высотах) на значительном удалении от пункта, по которому составляется прогноз. Например, технология составления прогноза погоды по Москве требует знаний характеристик воздушной массы (параметров атмосферы), которая прибудет в Москву через сутки. А откуда придет эта воздушная масса, с какой скоростью она смещается, ее характеристики, дают данные наблюдений. Если учесть, что скорость перемещения воздушных масс, как правило, составляет 30-40 км/ч (а в переходные времена года - больше), то получается, что для составления прогноза погоды на сутки по Москве необходимо знать количественные характеристики атмосферы в радиусе не менее 700 - 1000 км. Если учесть, что воздушные массы смещаются обычно с запада (юго-запада, северо-запада), то станет ясно, что даже для такого краткосрочного прогноза погоды по Москве необходимо знать, что делается с погодой за границей. Еще более актуально это для Санкт-Петербурга, Мурманска, Владивостока, Хабаровска, Ростова-на-Дону, Краснодара и многих других городов и субъектов Российской Федерации. Естественно, что, обладая знаниями о текущих характеристиках атмосферы за рубежом и методами прогноза погоды, можно составить прогноз погоды практически по любому пункту или территории. Однако, не зная (а значит, не учитывая) природно-климатических, физико-географических особенностей территории, по которой составляется прогноз, такой прогноз будет носить лишь ориентировочный характер. Это нужно учитывать, например, при знакомстве с прогнозами погоды по городам РФ, размещенными на сайтах зарубежных гидрометслужб. Ответственность за прогноз несет то прогностическое подразделение, в зоне ответственности которого находится тот или иной населенный пункт или территория.

Российская гидрометслужба, являясь активным участником Всемирной метеорологической организации, осуществляет обмен гидрометеорологическими данными не только на уровне наблюдений (что само по себе чрезвычайно важно, как было сказано выше), но и на уровне оперативной прогностической деятельности, особенно в части предупреждения об ожидаемых опасных явлениях. Особенно это актуально для приграничных территорий. Поэтому в рамках СНГ, а также соглашений с гидрометслужбами прибалтийских стран принят ряд документов (и они успешно реализуются) о взаимодействии национальных гидрометслужб при прогнозировании опасных явлений и оповещении о них.

Кроме того, ведется активный обмен научными разработками в области прогнозирования погоды в рамках научного сотрудничества между Росгидрометом и гидрометслужбами стран ближнего и дальнего зарубежья.

Ведущая:

Следующий вопрос от Завадской Натальи Игоревны из Владимира. Предусмотрена ли ответственность сотрудников Вашей службы за недостоверность представляемых прогнозов?

Дядюченко В.Н.:

Нет, не предусмотрена. Дело в том, что в настоящее время ни одна метеорологическая служба в мире не имеет 100%-ную оправдываемость прогнозов погоды. На данный момент оправдываемость прогнозов составляет в среднем 93-94%, и это очень не плохой показатель. Конечно, каждый случай неоправдавшегося прогноза анализируется специалистами с целью выявления факторов, повлиявших на изменение синоптической ситуации, повлекший за собой ошибку в прогнозе погоды, с целью недопущения этого в будущем. Если у нас или за рубежом имеется серьезный срыв прогнозирования, то анализируется, насколько прогнозирование правильно учло все те факторы, или, как мы называем, предикторы, которые нужно учитывать при разработке того прогноза, о котором идет речь. И если, скажем, сотрудник, ответственный за составление прогноза, не пришел на работу либо он не был в это время на рабочем месте, тогда может наступить и уголовная ответственность. Но если он был на работе, учел все входящие данные для составления прогноза, пользовался совершенно правильно всеми методами для составления прогноза, то ответственности он не несет. Мы каждый неудачный прогноз очень серьезно анализируем с тем, чтобы посмотреть, где у нас сбой в методике, чтобы ее немножко подкорректировать с учетом состоявшегося нарушения, чтобы в будущем этот прогноз был более точным. Конечно, у нас есть известный факт, когда в 1998 году мы недооценили тот шторм, который с юга пришел на Москву. Мы объявили, что ветер будет где-то 25 метров в секунду, а он был до 31 зафиксирован. Разница достаточно большая. Мы тогда, видимо, заслуженную критику в свой адрес потерпели. Но сделали определенные выводы: расширили радиолокационное кольцо штормопредупреждения вокруг Москвы, где мы прямопоказывающим образом видим перемещение мощных дождевых зон осадков - через каждые 10 минут в режиме реального времени обновляется поле. И мы сегодня такие штормы просто видим, кроме того, идут расчетные данные, которые помогают нам такие сверхкраткосрочные прогнозы делать более понятными и более употребимыми для пользователя.

Ведущая:

Валерий Николаевич, у нашей интернет-аудитории есть еще ряд вопросов, касающихся Киотского протокола. Это вопросы от Григория Жукова из Москвы, Сухорукова Николая Валентиновича из Сыктывкара. Звучат они следующим образом. Многие ученые утверждают, что нынешнее глобальное потепление связано не с хозяйственной деятельностью человечества, а с солнечной активностью. Потепления в истории Земли уже случались не однажды, например, когда-то в результате очередного потепления климата на Земле растаяли ледники. Насколько достоверны научные предпосылки Киотского протокола? Вписываются ли положения Киотского соглашения в нормы выбросов и сбросов, разработанные отечественными учеными?

Дядюченко В.Н.:

На сегодняшний день единственным объяснением цикличности чередования в истории Земли ледниковых и межледниковых периодов являются изменения в орбите Земли относительно Солнца. Югославским астрономом Миланковичем в начале ХХ столетия убедительно показана периодичность изменения климата с периодами в 96, 41 и 23 тысячи лет, соответствующими таким же временным периодам изменения земной орбиты. Вместе с тем, в истории климата Земли есть и периодические изменения с более длинными периодами, например порядка сотен тысячелетий, которые пока не имеют убедительных общепризнанных объяснений. Вклад солнечной энергии в климатическую систему, конечно, весьма значителен. Но говорить о ее преобладающей роли в глобальном потеплении нельзя, так как климатическая система определяется не только поступлением энергии, но и ее отражением, преобразованием и усвоением. В современных моделях климата солнечная энергия и ее изменчивость учитываются в качестве входных параметров, но не рассматриваются как первопричина наблюдаемого глобального потепления. Данные наблюдений за климатом в России и других странах показывают, что глобальный и региональный климат меняется с начала доиндустриальной эпохи (1750 года) и особенно значительные его изменения наблюдались в последней четверти ХХ века. Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на климатическую систему (атмосфера, океан, материковый и морской лед, поверхность суши, биосфера) и, в целом, на окружающую среду. В настоящее время в атмосферу Земли ежегодно выбрасывается 7 млрд. тонн СО 2, около 600 млн. тонн метана, 16 млн. тонн закиси азота, 70 млн. тонн сульфатного аэрозоля. Перечисленные газы вызывают нарушение радиационного баланса климатической системы, что, по мнению многих ученых, и является первопричиной глобального потепления. Принятию в 1992 году Рамочной конвенция ООН об изменении климата (РКИК), а затем в 1997 году Киотского протокола к РКИК пре дшествовала огромная работа во многих странах, в том числе и в Рос сии, по определению возможных количественных обязательств по сокращению антропогенных выбросов парниковых газов в атмосферу. Россия активно участвовала в переговорном процессе и в подготовке Протокола. Результаты это й работы и легли в основу принятых в Киотском протоколе сок ращений к 2012 году промышленно развитыми странами выбросов парниковых газов на 5% по сравнению с уровнями 1990 года. Российская Федерация, как страна, осуществляющая переход к рыночной экономике, приняла обязательство не превышать к 2012 году уровня выбросов баз ового, 1990 года. Естественно, что в основе такого решения лежала большая работа, проведенная отечественными учеными и специалистами по оценке совокупных выбросов парниковых газов в условиях фак тических данных реформирования экономики страны с 1990 года и раз личных сценариев развития экономики страны на перспективу. Официальные прогнозы, которые базируются на утвержденной эне ргетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, показывают, что к 2012 году Россия не выйдет за пределы уровня 1990 года (оценки показывают выход на уровень от 73% до 89% от уро вня выбросов в 1990 г.). Вместе с тем, работа по уточнению прогноза про должается, так как данные прогноза необходимы и для выработки позиции страны к переговорам по следующему этапу обязательств после 2012 года. В любом случае, и на период до 2012 года, и после него Российская Федерация не пойдет на принятие каких-либо новых или дополнительных ограничений выбросов парниковых газов, если они негативно отразятся на социально-экономическом развитии страны.

Ведущая:

Валерий Николаевич, в этой связи еще такой вопрос прислал Кичигин Н.В. из Москвы.

Насколько подготовлено законодательство РФ к реализации Киотского протокола? Какие шаги предпринимаются для создания соответствующей нормативной правовой базы?

Дядюченко В.Н.:

Нам понятно, и я думаю, что пользователям Интернета тоже, что полноценная реализация Киотского протокола в России, конечно, невозможна без соответствующей законодательной базы. Подготовка законопроектов и других нормативно-правовых документов возложена на ряд министерств и ведомств при общей координации и руководстве этой работой Минэкономразвития России.

В первую очередь, речь идет о внедрении механизмов по снижению выбросов парниковых газов в отраслях экономики, обеспечению участия в реализации механизмов гибкости Киотского протокола и торговли единицами сокращения выбросов и применению рыночных инструментов, поощрению надлежащих реформ в соответствующих секторах в целях содействия осуществлению политики и мер, ограничивающих или сокращающих выбросы парниковых газов.

Росгидромету поручено создание национальной системы оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов и ведение соответствующего национального кадастра. Эту работу мы сейчас завершаем и в ближайшее время представим в Правительство Российской Федерации на утверждение Положение о национальной системе инвентаризации парниковых газов.

Ведущая:

Валерий Николаевич, где можно ознакомиться с реальным состоянием планеты в области экологии? Спрашивает Илья Хлопков из Армавира.

Дядюченко В.Н.:

В рамках подготовки к Всемирному саммиту по вопросам окружающей среды "Рио + 10" в ЮНЕП ( United Nations Environment Programme) создан интерактивный веб-сайт http://www.unep.net, на котором посетители смогут найти обзоры по тем или иным проблемам, подробную информацию о деятельности экологических объединений, разнообразные банки идей и данных.

В разработке сайта участвовали представители промышленных, научных, правительственных и неправительственных структур. Сайт задуман как информационная система по вопросам окружающей среды и призван объединить многочисленные информационные системы и массивы данных для поддержки процессов оценки и принятия решений на международном уровне. Он также должен облегчить подготовку национальных отчетов по вопросам окружающей среды.

Предполагается, что эта информационная система сможет аккумулировать не только научную информацию, но и данные многочисленных природоохранных организаций во всем мире и, таким образом, благодаря ей ЮНЕП осуществит одну из своих основных задач - объединение источников экологической информации и содействие информационному обмену и обслуживанию общественности на основе современных интернет-технологий. Соединяя разрозненные, часто не знающие ничего друг о друге организации, ЮНЕП закладывает основу всемирного сотрудничества в сборе данных о состоянии окружающей среды.
На сайте можно также ознакомиться с независимыми экспертными оценками и данными по конкретным экологическим проблемам.

Что касается данных об уровнях загрязнения окружающей среды на территории Российской Федерации, то эти данные представлены в Обзоре загрязнения природной среды за 2004 год, представленном на сайте Росгидромета www.meteorf.ru/txt/mud_ana.shtml

Ведущая:

Валерий Николаевич, у нас остался последний вопрос, который поступил от Ротанева Виталия Витальевича из Москвы .

Я ни разу не встречал адрес Вашего электронного почтового ящика, куда мог бы обратиться простой гражданин, минуя бюрократические преграды, по поводу нарушений как предприятиями, так и физическими лицами экологии окружающей среды.

Дядюченко В.Н.:

Утвержденным постановлением Правительства РФ Положением о Росгидромете ему предоставлены полномочия только по государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Остальные надзорные функции в сфере охраны окружающей среды и природопользования закреплены за Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), куда необходимо обращаться по поводу соответствующих нарушений как предприятиями, так и физическими лицами. Адреса их сайтов можно узнать, в частности, на сайте Правительства России www.government.gov.ru

Ведущая:

Спасибо большое, Валерий Николаевич, за интересные ответы на вопросы.

Дядюченко В.Н.:

Спасибо за предоставленную возможность выступить перед интернет-аудиторией.

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и