Новости и аналитика Интервью Состояние, проблемы и правовое регулирование в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации

Состояние, проблемы и правовое регулирование в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации

 

Интернет-интервью
Статс-секретаря - заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

23 декабря в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью с Статс-секретарем - заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Цаликовым Русланом Хаджисмеловичем.

Тема интервью: "Состояние, проблемы и правовое регулирование в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации".

Интервью проведено компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона о СМИ).

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

Ведущая интернет-интервью - Ума Гусейнова (компания "Гарант").

Ведущая:

Доброе утро, Русланом Хаджисмелович! Здравствуйте уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем интернет-интервью со Статс-секретарем - заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Цаликовым Русланом Хаджисмеловичем.
В этом году исполняется 15 лет чрезвычайной службе России.

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

С какими проблемами в своей деятельности сталкивается МЧС России? Какие первоочередные задачи стоят перед Министерством в настоящее время? Способствует ли действующая нормативно-правовая база эффективной реализации государственной политики в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации. На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-интервью ответит Статс-секретарь - заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Цаликов Руслан Хаджисмелович.

Ведущая:

Руслан Хаджисмелович, разрешите сразу задать Вам первые три вопроса, так как их всех объединяет общая тематика. Каковы основные задачи приходится решать МЧС России в настоящее время? Расскажите, пожалуйста, о государственной политике в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Какие органы власти, помимо МЧС России, участвуют в ее выработке и осуществляют ее реализацию? Как Вы оцениваете эффективность работы Министерства? Какие главные проблемы существуют в процессе реализации возложенных на МЧС функций? Вопросы прислали Алексеев Игорь и Петраченко Владимир из Москвы, а также Маланьин Денис из Нижнего Новгорода.

Цаликов Р.Х.:

Добрый день! На самом деле объединили, наверное, правильно, потому что эти три вопроса очень близки. И, отвечая на один, придется все равно затрагивать другой вопрос. Начнем по порядку. Какие основные задачи? Наши задачи прописаны в Положении о Министерстве, утвержденном Указом Президента. Но это, наверное, формальный подход. Если говорить более доступно, то на нашем гербе написано: "Предупреждение, спасение, помощь". И в принципе все, что мы делаем, можно свести к этим трем словам. Вся наша деятельность связана или с тем, чтобы предупредить, а для этого нужно осуществлять множество разных функций - надо осуществлять мониторинг, надо уметь прогнозировать, надо иметь сеть определенную и определенный штат сотрудников. На основании этого прогноза необходимо строить политику по обеспечению безопасности людей. А во-вторых, конечно, надо спасать. Спасать - это когда уже что-то произошло, это процесс ликвидации. Наверное, это самая благородная часть нашей работы, и она наиболее видна. Во всяком случае, именно по этой составляющей нашей работы нас оценивает общество, и из этого складывается то общественное восприятие, то общественное признание, которое есть у профессии спасателя. И в-третьих, после того, как чрезвычайная ситуация произошла, конечно, надо оказать помощь. Люди оказываются без крова, без средств к существованию, без средств пропитания - все эти вопросы в первой самой острой фазе кто-то должен организовать, кто-то все это должен доставить, распределить. И вот этим тоже занимаемся мы. Поэтому лучше, чем написано на нашем гербе ("Предупреждение, спасение, помощь"), наверное, не скажешь. А казенным языком, конечно, все это написано в Положении о нашем Министерстве. Исходя из названных мною трех основных составляющих нашей работы, мы и осуществляем государственную политику. Основной смысл вообще всей нашей деятельности заключается в том, чтобы обеспечить безопасность жизнедеятельности наших граждан. Вот то, для чего мы существуем. Вся наша деятельность осуществляется для человека - это наша основная цель. Человек должен быть в безопасности, должен жить в нормальных, комфортных условиях и чувствовать себя защищенным. И именно для этого мы и существуем. Вот отсюда мы и строим свою государственную политику. Осуществляем ее, конечно, мы на разных уровнях - на федеральном уровне эта политика проводится, на уровне субъектов РФ, в муниципальных образованиях. Осуществляют эту политику люди самых разных профессий и специальностей. Даже у нас в Министерстве непосредственно спасением занимаются пожарные, спасатели, военнослужащие войск Гражданской обороны. У нас очень серьезный надзорный блок, где работают инспекторы по различным видам надзора. И помимо нас в реализации этой государственной политики, конечно, участвуют и другие органы власти. Мы взаимодействуем в основном, конечно, с коллегами по так называемому силовому блоку - с МВД, ФСБ при операциях по ликвидации чрезвычайных ситуаций за рубежом и здесь у нас в стране, потому что для того, чтобы в условиях масштабной, чрезвычайной ситуации правильно осуществить спасательные меры, конечно, должен быть порядок определенный, не должно быть мародерства, которое, как правило, бывает в зонах, подвергшихся каким-то разрушениям или неприятностям. Но в принципе вся государственная политика осуществляется Правительством РФ, Президентом РФ, а мы являемся федеральным органом власти, специально уполномоченным на ее разработку и реализацию. Существует постановление Правительства РФ, которое определило и регламентировало создание единой Российской государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В этой системе задействованы практически все уровни государственной власти России. Есть федеральный уровень - это, прежде всего, МЧС России, а потом и другие министерства, есть уровень субъектов Федерации. РСЧС имеет подсистемы, как территориального уровня, так и функциональные подсистемы. Функциональные - это, например, обеспечение безопасности в сфере здравоохранения или в сфере атомной энергетики. Вот все это в комплексе и действует.

Бывает такая ситуация, когда вопросы безопасности выходят на первый план. Общество развивается комплексно, развивается гармонично, динамично, и одним из важнейших условий правильного и хорошего развития общества являются, конечно, вопросы безопасности. В том числе и безопасности вот той, которой занимается наше ведомство. Что касается оценки эффективности нашей работы, то мне как сотруднику Министерства не очень, наверное, тактично такую оценку давать, но все-таки могу сказать, что я оцениваю нашу работу положительно. Почему я даю такую оценку? Потому что мы все знаем, что профессия спасателя, пожарного - это профессии, востребованные, признанные, пользующиеся хорошим отношением со стороны общества. Кроме того, само государство, руководство государства тоже достаточно высоко оценивает деятельность наших сотрудников, об этом говорит количество наград, которые получают наши сотрудники. И, пожалуй, третий параметр, - это сравнение с аналогичными структурами за рубежом. Я могу с гордостью сказать, что ни одно мероприятие, которое проводилось Российской Федерацией с участием нашего Министерства за рубежом, не заставило нас краснеть за то, что мы делаем. Как правило, во многих случаях деятельность наших подразделений бывает наиболее эффективной, наиболее успешной. Я знаю и по прессе, и по внутренним документам, что очень многие аналогичные службы мира перенимают наш опыт деятельности, наш опыт организации.

А если говорить о проблемах, то есть проблемы, которые серьезно мешают работе, и есть проблемы, которые надо решать. Но за пятнадцать лет работы нашего ведомства мы с такими проблемами, которые имели бы непреодолимый характер, к счастью, наверное, пока или не сталкивались, или они каким-то образом преодолевались. Есть общая проблема денежного довольствия - желательно было бы поднять уровень заработной платы. Желательно, конечно бы, иметь больший приток молодежи квалифицированной. Экономическая ситуация, конечно, несравненно стабильнее, чем это было лет семь - восемь назад, но проблемы экономического плана всегда были, есть и будут. Никогда не бывает денег столько, сколько нужно. Это нормальное положение. Еще у нас есть множество проблем, связанных с реализацией новых подходов и разграничением полномочий между разными уровнями власти, но они все преодолимы.

Ведущая:

Следующие вопросы поступили из Новосибирска от Скоробогатова Андрея. Каковы основные направления международной деятельности МЧС России? В каких международных организациях участвует Министерство?

Цаликов Р.Х.:

МЧС России в международной деятельности реализует государственную политику в той части, которая входит в нашу компетенцию. Мы по решению высшего руководства страны принимаем участие в оказании помощи другим странам. Но для того, чтобы все это было эффективно, существует целая система организации работы в части международного сотрудничества, которое осуществляется, конечно, при координации Министерства иностранных дел. Состоит она в том, что мы участвуем в работе существующих международных организаций, например ООН. В ООН есть различные подразделения, например Управление Верховного комиссара по делам беженцев или Управление по гуманитарным вопросам. Конечно, мы с ними взаимодействуем, имеем долгосрочное действующее соглашение. ВПП ООН - это всемирная продовольственная программа, ресурсами которой зачастую оказывается помощь пострадавшим странам, например Юго-Восточной Азии после цунами. И у нас с ними существует долгосрочное сотрудничество. Здесь, в России, наши силы и средства, которые есть в распоряжении страны, тоже определенным образом обустроены, и часть этих сил и средств входит в российские корпусы экстренного гуманитарного реагирования. Корпус - это не юридическое образование, но, тем не менее, туда входят определенные подразделения, которые квалифицированы, готовы, обладают соответствующими ресурсами для того, чтобы работать за рубежом. По линии ООН есть достаточно хорошие заделы по организации работы с НАТО в части гуманитарной составляющей. У нас представитель находится в Брюсселе, который регулирует эти вопросы. Хочу сказать, что долгие годы Россия была представлена в Совете Европы. Существовало такое частично открытое соглашение Совета Европы - ЧОС Совета Европы, которое перешло к России по наследству от Советского Союза. Так вот МЧС представляло Россию в этом ЧОС Совета Европы. Ну и помимо этого у нас существует около пятидесяти межправительственных соглашений о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Ведущая:

Вопрос от Шилкиной Раисы Павловны из Санкт-Петербурга. Расскажите, пожалуйста, о ходе реализации Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года". Каковы ее основные цели и задачи и ожидаемые результаты от ее реализации?

Цаликов Р.Х.:

Была разработана такая целевая программа, которая реализуется в этом году. И несмотря на ее достаточно скромные финансовые результаты, вообще ее принятие в свое время было очень серьезным прорывом, прорывом именно в части безопасности жизни наших граждан. Впервые была комплексно сформулирована программа, которая была направлена на то, чтобы силами общества грамотно парировать те риски, которые нас сегодня сопровождают. Как известно, человека все время сопровождают разные риски. В XIX веке это были одни риски, в XX - другие. Мы первый раз сформулировали и решили с помощью правительства вопрос такой программы. Но эту программу постигла та же участь, что и многие другие программы в прошлом. Она оказалась недофинансированной. Я приведу такие цифры: общий объем ее финансирования из федерального бюджета должен был составить 2,2 миллиарда, а фактически чуть более 300 миллионов. С другой стороны, средства, которые должны были идти за счет субъектов РФ - 6,6 миллиарда, а фактически выделено около 10 миллиардов субъекта. Конечно, основные цели даже при таком мизерном финансировании были выполнены. Я приведу такой пример: сегодня во всех субъектах РФ созданы и функционируют центры мониторинга и прогнозирования. Лет 7-8 назад об этом можно было только мечтать.

Ведущая:

Мониторинг прогнозирования это на случай возникновения каких-то природных катаклизм?

Цаликов Р.Х.:

Да, техногенных, это отслеживание ситуаций. Общество, видимо, созрело к тому, что эту важную проблему надо решать программно-целевыми методами. И мы проявляли настойчивость в том, чтобы продолжить эту работу. Правительством и Президентом РФ были поддержаны предложения о продлении программы и значительном увеличении объема ее финансирования, с уже жесткими, обязательными требованиями по выполнению всех обязательств по финансированию. Программа продлена до 2010 года, и объемы финансирования резко увеличились, более 20 миллиардов, из них 5,3 миллиарда - из федерального бюджета. И у нас уже есть уверенность, что эти деньги будут выделены и программа будет в полном объеме освоена. Что это даст стране? В стране будет существовать единая система оповещения. Это значит, что и на улицах, и в местах массового нахождения людей, в магазинах, в метро будут существовать различные средства, скажем так, отображения информации, которые позволят единовременно оповестить население о какой-либо угрозе. Эти же информационные средства будут использоваться для обучения населения, для правильного поведения в различных ситуациях. Например, в магазине будет стенд, на котором будет идти ненавязчивый ролик о том, как себя нужно вести в случае возникновения пожара в магазине или в случае землетрясения. И, конечно, это будет очень серьезный шаг. Почему? Потому что все, что делает государство, никогда не будет эффективным, если результатом этой деятельности не будет воспитание культуры безопасности у каждого человека. Будет создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях по этой программе. И когда я говорю будет, это не значит, что это все проекты, уже все сегодня делается. Национальный центр управления в кризисных ситуациях - это такая точка взаимодействия всех ведомств при действиях в кризисных ситуациях. Резко улучшатся возможности государства в вопросах раннего предупреждения цунами. Мы-то - в Москве, а надо всегда помнить о том, что Россия начинается с Камчатки и Дальнего Востока и заканчивается в Калининграде.

Ведущая:

Существует ли сегодня норматив отчислений (финансовых)  для создания резервного фонда   по устранению аварий в чрезвычайных ситуациях для производств, отнесенных к опасным производствам в соответствии с Федеральным законодательством, например МУП "Водоканал"?  И какими нормативными  документами следует руководствоваться при формировании такого резерва? Работники МЧС требуют создавать резервные фонды на предприятии, но НТД не указывают.  Вопрос от Воробьевой С.В.

Цаликов Р.Х.:

На самом деле такого норматива нет. Такое требование о наличии резервов и даже наличии аварийно-спасательных формирований на производствах, которые отнесены к опасным, есть, и оно определено законом о промбезопасности. Опасное производство потому и опасно, что может нести угрозу населению, близлежащему населенному пункту и т. д. Естественно, это опасное производство и должно создать какие-то гарантии для тех, кто находится рядом. Поэтому сама идея не обсуждается, она абсолютно правильная. С другой стороны, как ее реализовать? Ведь опасные производства настолько многообразны, настолько различны, что по масштабам и по видам деятельности невозможно выделить какой-то унифицированный подход или даже несколько критериев. Что самое интересное, наверное, не нужно. Здесь должны работать иные механизмы. С одной стороны, мы говорим, что строим рыночное демократичное государство, а с другой - часто все еще цепляемся за какие-то нормативы, которые должно государство ввести. Сейчас Дума рассматривает закон "Об обязательном страховании ответственности владельцев потенциально опасных объектов" перед третьими лицами. Точное название - "Об обязательной гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов". Именно этот закон, на мой взгляд, и должен решить эти вопросы. Кто, как не сам владелец и тот, кто его страхует, лучше определит размеры?

Ведущая:

Следующая группа вопросов касается мониторинга чрезвычайных ситуаций. Это вопросы от Куликова Олега Владимировича из Санкт-Петербурга. Уважаемый Руслан Хаджисмелович! В России создано много различных стандартов в области ЧС и происшествий, а также при мониторинге оперативной обстановки в мегаполисах. Но единого информационного пространства в области предотвращения ЧС, мониторинга, учета и анализа пока не видно. Пожарные приезжают, не знают, где расположены гидранты, медицина катастроф отчитывается по одним параметрам, милиция и диспетчерские службы местных администраций - по другим. И так далее. Когда в России появится единая автоматизированная информационная система мониторинга территории России на предмет ЧС и происшествий? Когда появится единая система классификации и кодирования информации в области ЧС и происшествий для информационного взаимодействия всех органов государственной власти, как федеральных, так и субъектов Федерации и местного самоуправления? Что делается в этом направлении и какие нормативно-правовые документы для регулирования таких вопросов готовятся? При государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и происшествий, каким образом стыкуются  различные критерии и показатели в разных министерствах и ведомствах в единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС и происшествий при их регистрации и учете? Каким образом регулируется единая организационно-технологическая и информационная нормативно-правовая среда этой системы? И существует ли она?

Цаликов Р.Х.:

Частично мы уже коснулись этих вопросов, когда отвечали на первый блок вопросов. Первое, когда в России появится единая автоматизированная информационная система? В рамках нашего ведомства, конечно, такая система есть. Говорить о какой-то межведомственной системе в этой области, наверное, было бы неправильно. Скорее всего, надо идти другим путем. И федеральные органы исполнительной власти, и субъекты Федерации идут этим путем. Чрезвычайные ситуации могут возникать в различных сферах жизни. И даже скажу, что не всеми чрезвычайными ситуациями занимается МЧС. Если этот вопрос утрировать, то скандал в семье - тоже чрезвычайная ситуация, мы ж туда спасателей не посылаем, правильно? Поэтому, наверное, создать какое-то единое информационное поле и единое информационное пространство и кого-то поставить во главе по всем чрезвычайным ситуациям, наверное, невозможно, да и неправильно, а самое главное - не нужно. Вопрос нужно было бы поставить по-другому: существуют ли сегодня такие информационные системы? Я отвечу: "Да, существуют". Сопряжены ли они между собой? Конечно, я скажу: "Пока недостаточно". Делаются ли какие-то действия для того, чтобы обеспечить это сопряжение, сделать его эффективным? Я отвечу: "Да, делаются". И вот в рамках той самой Федеральной целевой программы, которую продлили до 2010 года, как раз одной из целей этой программы является обеспечение сопряжения этих информационных систем. Скажем, информационная система МВД и МЧС. Разве она может быть одинаковой? Конечно, нет. У них свои задачи, у нас - свои. Но зачастую эти задачи пересекаются. Например, даже в такой части, как ДТП. Сегодня на каждое седьмое ДТП выезжают спасатели. Для того чтобы извлечь человека и быстро доставить его в больницу, необходимо применять специальный инструмент, которого попросту нет у ГИБДД. В этой части, конечно, наша информационная система и система МВД должны быть сопряжены. А участие в поимке преступника ими или в части каких-то наших задач, конечно, не должны быть сопряжены. Поэтому на вопрос Олега Владимировича я бы ответил так: единой информационной системы, объединяющей все виды ЧС, не будет, и необходимости в ее создании нет. Естественно, тут же встает вопрос ее кодирования. Раз не будет такой системы, то и не надо, может, и применять одинаковые коды? А вот в вопросах сопряжения, конечно, все нужно решить в ближайшее время. Наверное, я очень оптимистично назову дату, но мне кажется, что в 2007 году в Российской Федерации уже все системы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности нашего населения, будут в должной мере сопряжены между собой, исключено дублирование и появится то поле, которое можно назвать единым. Что касается нормативно-правовой базы, я уже говорил: есть Постановление Правительства РФ о российской системе предупреждения действий в чрезвычайных ситуациях. В соответствии с этим Постановлением Правительства все подсистемы, а я говорил, что существуют функциональные и территориальные подсистемы, периодически утверждают положения о своих подсистемах. И общее положение разрабатывается, согласовывается с целым рядом федеральных структур, в том числе и с МЧС России. Только после того, как оно согласовано, оно одобряется Правительством Российской Федерации. Нормативная база здесь - это сам по себе закон о защите населения территории, который играет роль локомотива, затем постановления Правительства и уже потом планы взаимодействия, планы ликвидации, положения о подсистемах общей российской системы и т. д.

Ведущая:

Следующий вопрос задает Дмитрий Торбик. Согласно статье 54 Федерального закона N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс" не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора. А согласно пункта 50 приказа МЧС от 17 марта 2003 г. N 132 Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации (с изменениями, внесенными Приказом МЧС России от 26.04.2005 г. N 353) государственные инспектора по пожарному надзору при осуществлении мероприятий по контролю должны проверить соответствие на строящихся и реконструируемых объектах выполненных противопожарных мероприятий градостроительной и проектно-сметной документации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности. Как Вы можете это прокомментировать?

Цаликов Р.Х.:

На самом деле здесь только на первый взгляд есть противоречие. Во-первых, закон принят в 2004 году, а наш приказ - в 2003-м. Поэтому здесь никакого противоречия нет. Норма, на которую ссылается Торбик Дмитрий, вступает в силу с 1 января 2007 года. И, естественно, до 2007 года будет действовать наш приказ. Сразу же возникает вопрос: а что будет с 2007 года? Мы что, не будем соблюдать нормы и требования пожарной безопасности? Конечно, будем. Мы надеемся, что к 2007 году будет принят закон, устанавливающий технический регламент по вопросам пожарной безопасности, и мы сейчас готовим такой технический регламент. Мы приняли доктрину о том, что все ограничения отныне будут приниматься законами. Все технические регламенты мы закрепляем в виде законов. Только в исключительных случаях они устанавливаются указами Президента и постановлениями Правительства. Ведь любые требования к безопасности - это, естественно, какие-то ограничения. Нельзя, например, такую-то краску применять, надо такую-то и тому подобное. Мы сейчас готовим очень серьезный закон и надеемся уже в этом году внести этот закон в Правительство РФ. Также мы надеемся, что в следующем году данный законопроект будет рассмотрен Госдумой. Мы выступаем за упрощение процедур надзора и очень много для этого делаем. У нас, как известно, есть надзор не только в области пожарной безопасности, но и надзор за маломерными судами, надзор в области защиты населения и территорий, с недавнего времени это и надзор в области Гражданской обороны. Это все довольно чувствительные для населения сферы. И, может быть, даже не столько для населения, сколько для бизнес-сообщества. Все эти проблемы нам известны, и мы нередко сталкиваемся с отрицательными моментами этих надзорных действий. Мы пытаемся изменить ситуацию, поэтому, с одной стороны, мы поддерживаем необходимость упрощения всяческих процедур в плане того, что они должны быть ясными, внятными, необременительными и не носить коррупционного характера, а с другой стороны, конечно, нужно помнить, что это также вопросы безопасности. Например, пожар. Ежегодно в России жертвами пожаров становятся в среднем 20 тысяч человек. Государство не может смотреть на это с безразличием. Поэтому, упрощая надзорные процедуры, упрощая сами требования, мы не будем их ослаблять в плане жесткости. Если не положено применять какой-то вид материала, то он не должен применяться. Сегодняшние технологии позволяют реализовать очень многое, но, как правило, нарушения связаны с нежеланием нести лишние затраты, связанные с обеспечением противопожарной безопасности.

Ведущая:

Следующий вопрос тоже касается Приказа МЧС N 132, его задает Дмитрий. Согласно статье 55 Федерального закона N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс" для ввода в эксплуатацию необходимо заключение органа государственного пожарного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного пожарного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, а глава VII Приказа МЧС от 17 марта 2003 г. N 132 оговаривает участие органов ГПН в комиссиях при приемке в эксплуатацию завершенных строительством (реконструкцией) объектов. Ведомственный документ вступил в противоречие федеральному законодательству. Будут ли внесены изменения в приказ МЧС, если будут, то как скоро?

Цаликов Р.Х.:

С одной стороны, вроде бы говорится о том, что не будет предъявляться таких требований, а с другой стороны, в том же Градостроительном кодексе говорится, что органы ГПН участвуют в подобных комиссиях. Во-первых, это регламентируется разными статьями закона. Часть 7 абзаца 7 статьи 6 Федерального закона "О пожарной безопасности", а также Постановление Правительства от 2004 г. говорят о том, что органы ГПН участвуют. Это не значит, что соответствующие требования будут введены 1 января 2007 года, они будут иными нормами, не являющимися техническими регламентами. Без участия органов пожарного надзора принимать жилой дом было бы неправильно. Если это, например, 20-этажный жилой дом, мы знаем, что у пожарных нет таких лестниц, а на верхнем этаже будут жить люди, и они должны быть как-то защищены.

Ведущая:

Вопрос задает Гончаров Дмитрий Юрьевич.

Уважаемый Руслан Хаджисмелович!

Насколько мне известно, в последнее время изменилась правовая база по вопросам ГО и ЧС. При разработке плана действий в ЧС на мирное время для своей организации столкнулся с различным подходом сотрудников одного и того же городского подразделения МЧС России. Нельзя ли централизованно разработать перечни и образцы (с содержанием) действительно необходимой документации для учреждений, подобных областным и районным подразделениям ФНС России, Федеральной службы судебных приставов, Центров занятости и т. д., то есть обычных учреждений, не обладающих специальными материальными ресурсами, большинством сотрудников которых являются женщины?

Цаликов Р.Х.:

Постановка вопроса правильная, и скажу сразу, что такая работа ведется. На самом деле есть серьезные изменения в правовом поле. Произошло достаточно серьезное разграничение ответственности или предметов ведения в вопросах гражданской обороны, защиты населения, территории. С одной стороны, конечно, нужно время для того, чтобы теперь правильно настроить систему. В принципе, никаких таких чрезвычайных явлений не произошло, но любая настройка требует времени. И, конечно же, в области организации тоже происходят очень серьезные изменения. Мы все вышли из социализма, где была добровольная народная дружина, где были "Юный друг пожарного" и "Юный друг пограничника" т. д. Сегодня это невозможно. Сегодня нет той общенародной собственности на средства производства. Сегодня общество состоит и обустроено по другому принципу.

Как было раньше, все равно не получается. И касается это любого вопроса.

Так вот я хочу сказать, что в вопросах безопасности самая главная задача государства - воспитание культуры безопасности. А на каком уровне это будет реализовываться? Где есть какие-то госструктуры, это понятно. А там, где их нет? А их нет, скажем, в половине или в 70% случаев. Так что это будет делаться через организации, но таких жестких установок уже не может быть. Это будут рекомендации. Сейчас такая работа идет. И Гончаров Дмитрий Юрьевич наверняка в следующем году сможет с ними ознакомиться.

Ведущая:

Каким образом делаются прогнозы чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации? Какова вероятность наступления чрезвычайных ситуаций, прогнозируемых МЧС России? Интересуется Мухина Елена из Москвы.

Цаликов Р.Х.:

Технологию прогноза рассказывать, наверное, очень сложно, потому что в каждом виде чрезвычайных ситуаций существуют свои механизмы и свои технологии прогноза. Хочу сказать, что при прогнозировании у нас задействовано абсолютно все, не игнорируется даже то, что на первый взгляд является сумасшествием. Вот если с улицы приходит человек и сообщает какую-то информацию, то мы его обязательно слушаем. Иногда это приводит к каким-то непроизводительным расходам. Но, начиная с самых последних научных разработок и заканчивая случаями, связанными с какими-то биологическими возможностями человека, применяется абсолютно все. В России существует Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования, который находится в Москве. Этот центр связан со всеми аналогичными центрами, которые, как я сказал уже, созданы во всех субъектах РФ. Мы об этом недавно доложили высшему руководству страны. Мало того, существует сеть наблюдений и лабораторного контроля (передвижная), существует много всяких других способов наблюдения, например - очень мало разрекламирован почему-то, а может быть, это и не нуждается в рекламе, - в Москве есть совершенно уникальная система наблюдения за атмосферой или за состоянием воздуха, не имеющая аналогов в мире. Еще существует самое серьезное взаимодействие со всеми структурами, организациями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, которые в этом вопросе могут быть полезны. Прежде всего, конечно, взаимодействие ведется с Росгидрометом, потому что у них своя большая серьезная сеть. А если говорить об оправдываемости, то что такое оправдываемость прогноза? Это когда результаты того, что было обозначено, совпадают с тем, что было. Вот у меня справка, что по краткосрочным прогнозам за последние 3 года оправдываемость составляет 80-83%. Я считаю, что это очень высокий показатель. Краткосрочный прогноз - это от одного до трех суток, среднесрочный (это неделя, месяц) - 75-78%, тоже, я считаю, высокий. И долгосрочные (год и более) - 68-70%. Думаю, это достаточно высокие показатели.

Ведущая:

Расскажите, пожалуйста, о работе МЧС России с обращениями граждан. Какова основная тематика таких обращений, сколько таких обращений поступает, какие меры принимаются по результатам рассмотрения писем, жалоб? Интересуется Жильцов Степан Ефимович из Владимира.

Цаликов Р.Х.:

Когда мы говорим об обращениях к МЧС, то, конечно, понимаем, что МЧС - это большая структура, которая дислоцирована по всей стране. В центральный аппарат, как правило, поступают обращения на имя министра. Свыше 5000 граждан к нам в этом году обратились. 15% всех обращений - это вопросы социальной защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий. Имеется в виду Чернобыль, Семипалатинск, Маяк. 12% обращений связаны с оказанием материальной и государственной помощи - это обращения пострадавших в стихийных бедствиях (наводнения, паводки и т. д.). 10% обращений касаются вопросов пожарной безопасности, из них, конечно, львиная часть связана с вопросами надзора. 8% - обращения по обеспечению жильем, имеются в виду граждане, которые лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций. Скажу без преувеличения, что на все обращения есть ответы.

Ведущая:

В какие сроки рассматриваются обращения?

Цаликов Р.Х.:

На рассмотрение и ответ дается месяц. Но бывают разные ситуации.

Ведущая:

Игорь Леонидович из Москвы задал интересный вопрос. Раньше в подвале каждого дома существовали запасы продовольствия, противогазы, были специально оборудованные помещения, предназначенные для временного убежища для людей в случае наступления ЧС. Сейчас этого ничего нет. Почему? Неужели наше государство уже не боится возникновения масштабных ЧС, для смягчения последствий которых могут понадобиться эти запасы?

Цаликов Р.Х.:

То, что было раньше, мы склонны часто идеализировать. Произошла революция - все говорят, как хорошо при царе жилось. Потом наступила демократия - все говорят, как хорошо было раньше. На самом деле никогда такого не было, чтобы в каждом дворе были какие-то запасы. Да, существовала система бомбоубежищ, существовала система резервов, они существуют и сегодня. Другое дело, что правовых основ для таких запасов или для наличия таких убежищ уже нет. Общественный уклад изменился, строй изменился, формы собственности изменились. На самом деле мы пытаемся здесь искать золотую середину. Каким путем мы ее находим? После разграничения предметов ведения субъектами РФ сейчас проводится достаточно большая работа по вот этим объектам, которые могут быть использованы как различного рода убежища. Часть их остается на федеральном уровне, часть - отдается субъектам. Регламентируются статус этих объектов, возможности их коммерческого использования. Есть система государственных резервов. Вот эта система государственных резервов формируется и на случай чрезвычайных ситуаций, и на случай, не дай бог, военных действий. В одном случае эта система контролируется Министерством обороны, в другом - как в чрезвычайных ситуациях - нами. Помимо этого у нас внутри ведомства тоже есть система резервов, связанная с необходимостью экстренного реагирования. Скажем, имеется определенный резерв палаток, одеял и т. д., то есть то, что человеку может понадобиться и что неоткуда будет взять в ближайшие минуты и часы после какого-то происшествия.

Ведущая:

Виктор Сергеевич из Саратова прислал конкретный вопрос. Ситуация в районе предприятия "Маяк" удручающая. Конечно, она не вписывается государством в рамки чрезвычайной, но все-таки почему государство и МЧС не прилагают никаких усилий для того, чтобы устранить последствия загрязнения окружающей среды? Ведь отразится на наших будущих поколениях.

Цаликов Р.Х.:

На самом деле усилия прилагаются. Другое дело, можно оценивать качество этих усилий или их количество. Но усилия прилагаются серьезные, очень серьезный прокурорский надзор существует за проблемами "Маяка". Вообще проблема "Маяка" - комплексная, она состоит из нескольких связанных между собой проблем. Одна из проблем - это проблема возможного прорыва всех этих радиоактивных накоплений, которые там существуют, и дальнейшего загрязнения природы, экологии, угрозы человеку. Другая проблема - это проблема тех, кто там проживает сегодня. Так вот, разные федеральные органы исполнительной власти и разные уровни государственной власти занимаются этой проблемой. В части той, которой занимается наше ведомство - а в нашем ведении вопросы обеспечения жильем тех, кто находится на загрязненных территориях или является участником ликвидации ЧС, - есть достаточно серьезные прорывы. Цена вопроса отселения людей двух населенных пунктов составляет около 1,4 миллиарда рублей. В бюджете этого года уже предусмотрено 700 миллионов, и у нас есть очень серьезные надежды, что мы в течение двух - двух с половиной лет эту проблему решим. Что касается проблемы предотвращения утечки, то эта проблема нуждается не только в каком-то волевом административном решении, но и в очень серьезном научном подходе. Я не думаю, что сегодня существует рецепт решения этой проблемы.

Ведущая:

Максим Игоревич из Владивостока интересуется. Какие действия предпринимаются российской стороной для ликвидации последствий аварии на китайском химическом предприятии? Будет ли Россия выступать за взыскание с Китая суммы ущерба, причиненного аварией? Будет ли размер компенсации соответствовать причиненному экологии вреду? Возможно ли будет восстановить экологию за счет Китая?

Цаликов Р.Х.:

На мой взгляд, как для человека, работающего в специальном органе, занимающимся такими проблемами, сделано абсолютно все, и даже больше, для того, чтобы не допустить ЧС. Безопасности Хабаровска ничто не угрожает. Теперь что касается межгосударственных отношений. Этот вопрос, наверное, надо адресовать моим коллегам из Министерства иностранных дел. Насколько я знаю из средств массовой информации, китайцы выражают полную готовность к ликвидации всех последствий, в том числе и к компенсационным вопросам. Что же касается самой аварии, то, что это произошло в Китае, могло произойти везде. Хочу напомнить, что Чернобыль не в Китае произошел, а у нас и мы загрязнили половину Европы. Поэтому, я думаю, здесь не надо занимать радикально атакующую позицию.

Ведущая:

Спасибо, Руслан Хаджисмелович, за интересные ответы. Разрешите Вас поздравить с 15-летием Чрезвычайной службы России.

Цаликов Р.Х.:

Спасибо.

Читать ГАРАНТ.РУ в и