Новости и аналитика Интервью Изменения в правовом регулировании миграционных процессов

Изменения в правовом регулировании миграционных процессов

24 марта 2007 года состоялось организованное компанией "Гарант" интернет-интервью начальника Управления правового обеспечения Федеральной миграционной службы Джакупова Жунуса Аманжоловича.

 

Тема интервью: "Изменения в правовом регулировании миграционных процессов ".

Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимал участие журнал "Законодательство".

Ведущий:

Добрый день, уважаемая интернет-аудитория! Сегодня в рамках интернет-интервью мы будем обсуждать вопросы изменения законодательства в сфере миграции. В ноябре 2006 года Правительством РФ были приняты изменения в миграционное законодательство, существенно упрощающие порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет и определяющие новый порядок выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации. Федеральная миграционная служба (ФМС) призвана отвечать за реализацию государственной политики в сфере миграции. Вопросы применения и совершенствования миграционного законодательства чрезвычайно важны и затрагивают в той или иной степени многих из нас. Именно поэтому гостем нашего интернет-интервью является начальник Управления правового обеспечения ФМС России Джакупов Жунус Аманжолович, который постарается ответить на вопросы, поступившие от интернет-аудитории.

Жунус Аманжолович, первый вопрос задает Сергей Евгеньевич Стариков из Москвы: Как вы считаете, учитывает ли новое миграционное законодательство концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации?

Джакупов Ж.А.:

Конечно, учитывает. И я могу сказать, что в последнее время принято много новых законов в сфере миграции. В частности, приняты Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", Федеральный закон по компетенции Федеральной миграционной службы (ФЗ-121), внесены изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на усиление административной ответственности юридических, должностных и физических лиц за незаконное привлечение и использование иностранных работников. На прошлой неделе подписан Указ Президента Российской Федерации по совершенствованию государственного управления в области миграционной политики. И, конечно же, все эти нормативно-правовые акты соответствуют концепции, хотя здесь надо оговориться, что в настоящее время есть только проект концепции миграционной политики, поскольку сам этот проект сейчас проходит согласования. И я здесь могу сказать, что в разработке и подготовке этого проекта концепции миграционной политики активно принимали и принимают участие специалисты ФМС России. И при этом понятно, что мы учитывали положения проекта концепции, в частности при подготовке проектов указанных мною нормативно-правовых актов. Так что в ответ на первый вопрос я могу с уверенностью сказать, что да, учитывает.

Ведущий:

Алексей Волков из Нижнего Новгорода интересуется тем, какие мероприятия были проведены для автоматизации и унификации технологий паспортно-визового, налогового, таможенного, пограничного и иммиграционного контроля.

Джакупов Ж.А.:

Нормами Федерального закона N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" на органы миграционного учета возложено формирование государственной информационной системы миграционного учета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. N 94 утверждена государственная информационная система миграционного учета. Функционирование данной системы позволит обеспечить национальную безопасность Российской Федерации и общественную безопасность в сфере миграции, а также позволит сформировать полную, достоверную и актуальную информацию о перемещениях иностранных граждан, необходимую для оценки миграционной ситуации на территории Российской Федерации, выработки и реализации мер, направленных на регулирование миграционных процессов на территории Российской Федерации. Вышеуказанным законом на ФМС России и ее территориальные органы возложен контроль за соблюдением иностранными гражданами, должностными и юридическими лицами, иными органами и организациями правил миграционного учета. Иммиграционный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации отменен Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации". Теперь в названных пунктах пропуска в целях унификации сохраняется только пограничный и таможенный контроль. В рамках создаваемой государственной информационной системы миграционного учета и будет проводиться автоматизация и унификация различных видов контроля.

Ведущий:

Зайцева Марина из Москвы спрашивает, произошло ли усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации.

Джакупов Ж.А.:

Мне не совсем понятен вопрос, но постараюсь прояснить некоторые моменты. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" образование, формирование, деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов, их полномочия и ответственность основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Федеральным законом "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 5 ноября 2006 года N 189-ФЗ усилена административная ответственность юридических, должностных и физических лиц за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства.

Ведущий:

Следующий вопрос от Живоногова Георгия: Жунус Аманжолович, считаете ли вы партнерство в миграционной сфере между профсоюзами и работодателями достаточным (участие в подготовке квот на привлечение иностранной рабочей силы, определение регионов страны для преимущественного расселения иностранцев и др.)?

Джакупов Ж.А.:

В соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" квоты ежегодно утверждаются Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом экономического положения и демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. К сфере деятельности ФМС России вопросы взаимодействия между профсоюзами и работодателями не относятся. Профсоюзы и работодатели сами активно взаимодействуют между собой и могут обращаться с предложениями в органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ведущий:

Вопрос из Москвы от Станислава: Какие принимаются меры в области совершенствования правового регулирования миграционных процессов, в том числе в связи с привлечением рабочей силы из стран Содружества?

Джакупов Ж.А.:

Общеизвестно, что основная часть иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию, прибывает с целью трудовой деятельности. И в основном это бывшие наши сограждане по Советскому Союзу, а теперь уже граждане государств-участников СНГ. И, конечно, нормы законодательства, регулирующие эти правоотношения, именно в отношении граждан государств-участников СНГ, не остаются без внимания, в том числе и специалистов из ФМС России. Необходимо отметить, что 15 января 2007 года вступил в действие Федеральный закон N 110-ФЗ о внесении изменений в закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. И положениями этого нового закона значительно облегчается процедура, связанная с получением статуса временно проживающего в Российской Федерации, и механизма трудоустройства иностранных граждан. Соответственно, если раньше для иностранного гражданина разрешение на работу и на привлечение иностранных работников оформлялось только работодателем, то сегодня иностранные граждане самостоятельно обращаются в наши территориальные органы для получения разрешения на работу. И этот механизм у нас четко регламентирован постановлением правительства, касающимся этих вопросов. И здесь я только могу уверить вас в том, что эти процедуры значительно упрощены по сравнению с ранее действующими правилами. Соответственно, новое законодательство предоставляет преимущество в получения разрешения на временное проживание и трудоустройство в первую очередь гражданам иностранных государств, с которыми заключены соглашения о взаимных безвизовых поездках. Законодательство совершенствуется, и создается именно то правовое поле, в котором происходят взаимоотношения иностранных граждан с нашей службой и представителями всех других органов исполнительной власти России. В прошлом году ФМС России было выдано чуть более миллиона ста тысяч разрешений на работу. С учетом вступления в действие нового законодательства нами только за последние месяц-полтора было выдано около 700-800 тысяч разрешений. Соответственно, в течение года эта цифра будет существенно увеличена. Кроме того, говоря о совершенствовании законодательства, хочется сказать, что, с одной стороны, законом были либерализованы и упрощены эти процедуры, а с другой - усилена ответственность за нарушения новых правил. Согласно закону о миграционном учете такой порядок сейчас носит уведомительный характер. То есть приезжает иностранный гражданин, проходит пограничный контроль, получает миграционную карту, заполняет ее и с этой миграционной картой прибывает, например, в Москву. Соответственно, он прибывает к кому-то, то есть к принимающей стороне. Он представляет ему свою миграционную карту и документ, удостоверяющий личность, а принимающая сторона заполняет бланк уведомления с его данными. Затем этот бланк уведомления принимающей стороной должен быть представлен в наш территориальный орган либо лично, либо по почте, а отрывная часть бланка с отметкой УФМС или почты передается иностранному гражданину. И когда он уезжает обратно, то опять же принимающая сторона, получив у него отрывную часть бланка, направляет в нашу службу с отметкой о том, что этот гражданин убыл. И все. Уже нет того порядка, когда надо было идти в РЭУ, получать справки, выписку из домовой книги, копию финансового лицевого счета, согласие других совершеннолетних членов семьи о том, что они не возражают, что этот гость будет какое-то время временно зарегистрирован. Теперь этого нет. Но если мы создаем такие условия, убираем административные барьеры, то, с другой стороны, государство вправе спросить. Если раньше можно было ссылаться на то, что вот у вас очереди, надо собрать массу документов, правила очень запутанные и поэтому мы не регистрируемся, то теперь все ясно, все понятно, все просто. Если сейчас не будут соблюдаться требования нового законодательства, то закономерно возникает вопрос о необходимости применения мер административного воздействия в отношении нарушителей. Поэтому был принят и 9 ноября 2006 года вступил в действие Федеральный закон N 189-ФЗ об усилении административной ответственности. И в первую очередь, ответственность направлена и возложена на работодателя и на принимающую сторону. Если иностранец где-то работает без разрешения, то этому способствует и попустительствует в первую очередь работодатель. Теперь размеры штрафов увеличены, максимальный штраф для работодателей составляет до 800 000 рублей за каждого нарушителя. А еще для юридических лиц предусмотрена такая мера ответственности, как административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Ведущий:

А вот раньше, я знаю, действовал такой порядок - принимающая сторона должна была платить коммунальные платежи за своих гостей и еще нужно было уплатить взнос за оформление регистрации, примерно тысячи полторы рублей. В этом плане сейчас как-то упростилось законодательство?

Джакупов Ж.А.:

Сейчас процедура упростилось, и ничего этого нет. Принимающая сторона, я еще раз говорю, заполняет бланк-уведомление, идет на почту либо в территориальный орган нашей службы, подает его нашим сотрудникам. Кроме этого бланка-уведомления еще надо предъявить документы или приложить копию паспорта и миграционную карту. Этого достаточно. И все. Сотрудники территориального органа ФМС России ставят штамп о приеме документов. В настоящее время этого штампа или отметки почтового отделения связи достаточно. Я слышал об инициативе правительства Москвы о том, что необходимо учитывать иностранных граждан через жилищный сектор и взимать с них плату, в том числе и за уборку мусора. Не могу однозначно сказать, насколько это правильно.

Вопрос:

Следующий вопрос задает Кирилл Федорович из Санкт-Петербурга: Как вы считаете, снизится ли динамика миграционных процессов в связи с принятыми изменениями? В общем, вы на этот вопрос уже во многом ответили, но не могли бы вы охарактеризовать непосредственно динамику?

Джакупов Ж.А.:

Мы считаем, что динамика не снизится. Во-первых, потому что экономика нашей страны находится на подъеме. Это требует дополнительных трудовых ресурсов, дополнительных работников не только с низкой квалификацией труда, но и с высокой. Российские компании, как работодатели, активно привлекают иностранных работников. Ведь сейчас мы не удивляемся тому, что на российских предприятиях работают высококвалифицированные специалисты из Европы и Америки. У нас также работают иностранные компании, которые не всегда везут с собой своих специалистов, а нанимают у нас, в том числе российских и иностранных граждан. А в отдельных странах СНГ имеется избыток трудовых ресурсов, люди не имеют работы, но при этом имеют огромное желание работать и зарабатывать, чтобы обеспечивать себя и свою семью, поэтому они и едут к нам. И если раньше их правовой статус был недостаточно определен, то теперь, наоборот, они могут приехать, официально встать на учет, официально получить разрешение на работу, трудиться, платить налоги, и для них создаются благоприятные условия. Мы считаем, что переводим все это на более высокий, качественный уровень. И поэтому я считаю, что миграционные потоки не только не снизятся, но и увеличатся, и, самое главное, это будет происходить в рамках правового поля.

Ведущий:

Жунус Аманжолович, думаю, здесь еще имеются в виду возможные перемены в связи с принятыми недавно изменениями миграционного законодательства, которые 15 января вступили в силу. В частности, о сокращении количества, а затем и полном отказе от использования иностранной рабочей силы в розничной торговле.

Джакупов Ж.А.:

По данному вопросу могу сказать, что в первую очередь мы должны думать о наших согражданах, о гражданах России, что именно они в первую очередь должны иметь право на работу, в том числе и в сфере торговли. Поэтому я думаю, что установление квот связано с тем, чтобы преимущественное право имели наши сограждане. Ведь наша экономика не ограничивается одной торговлей. Есть стройки, есть другие виды трудовой деятельности. А потом нам ведь нужно не только, чтобы люди приезжали и торговали. Нам нужны более квалифицированные иностранные работники. Мы хотели бы, чтобы к нам, в первую очередь, приезжали квалифицированные и образованные работники, которые соблюдали наши законы и традиции, могли быстро и безболезненно адаптироваться в нашей стране. Изменения законодательства в сфере миграции направлены на качественное улучшение миграционного потока.

Ведущий:

Сергей Стальевич из Екатеринбурга просит рассказать о том, как сейчас реализуется программа по возвращению соотечественников. Можно ли сейчас говорить о каких-то промежуточных результатах? И какое количество соотечественников возвратилось в страну с момента, когда стартовала программа? Есть ли необходимость в изменении законодательства в этом направлении?

Джакупов Ж.А.:

Спасибо за очень интересный и на данный момент очень актуальный вопрос для ФМС России. Я хочу сообщить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 637 ФМС России является координатором Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. И здесь, в развитии данного указа, в первую очередь с нашим участием были подготовлены нормативно-правовые акты, создающие основу для того, чтобы эта программа начала реально работать. И Правительством РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти приняты уже практически все нормативные правовые акты по данному вопросу. И, соответственно, на сегодняшний день в ФМС России есть Управление по делам соотечественников. Именно это управление активно готовится к тому, чтобы в ближайшее время начать уже второй этап реализации государственной программы. Также на местах созданы представительства ФМС России в пяти государствах-участниках СНГ. Сейчас мы формируем нормативную правовую базу для создания еще нескольких представительств ФМС России за рубежом для того, чтобы они прямо на местах принимали все необходимые документы от наших соотечественников, желающих переселиться в Российскую Федерацию. И здесь, вы знаете, есть 12 пилотных регионов, которые в первую очередь готовятся к приему наших соотечественников. Работа, насколько я знаю, ведется достаточно активная. В ближайшее время, я думаю, уже начнется практический этап реализации государственной программы. По предварительным данным, уже в этом году будут готовы к переселению примерно от 30 000 до 50 000 наших сограждан. Им будет оказано содействие, мы не просто их переселяем, создаем условия для того, чтобы наши соотечественники при желании могли добровольно переехать в Российскую Федерацию. Соответственно, если они примут решение остаться, у них всегда есть возможность переехать, и здесь мы даем всем понять, что Россия готова в любой момент принять наших соотечественников. А вот те государства, в которых они проживают на сегодняшний день, могут, наоборот, задуматься о том, чтобы создать еще лучшие условия для наших соотечественников. Ну, а наш соотечественник всегда имеет право и возможность вернуться. Но в любом случае мы даем возможность и создаем условия для того, чтобы наши соотечественники могли переселиться в Российскую Федерацию. В настоящее время первый этап реализации программы уже практически завершился, а сейчас начинается второй этап. Программа рассчитана на 2007-2012 годы. Поэтому сейчас уже на практике будет понятно, какие вопросы потребуют ежедневного решения. Есть вопросы, которые можно корректировать по ходу. Но я думаю, что первые итоги мы можем подвести не раньше чем в конце года. Я думаю, что тогда уже что-то будет понятно, тем более что у нас еще впереди 2008, 2009, 2010, 2011 и 2012 годы. Поэтому я думаю, что сейчас эти 12 пилотных регионов уже подготовили свои региональные программы переселения. Кроме этого, есть и другие регионы, которые желают и хотят принимать соотечественников. В первую очередь это те регионы, где как раз имеется недостаток в трудовых ресурсах, и они заинтересованы в привлечении наших соотечественников в экономику и жизнь каждого конкретного субъекта Российской Федерации.

Ведущий:

Следующий вопрос задает Игорь из Москвы: Какие регионы показывают наиболее эффективные результаты при выполнении программы по возвращению соотечественников?

Джакупов Ж.А.:

Данный вопрос в чем-то схож с предыдущим, и в этой связи очень приятно, что вопросы переселения соотечественников в Россию интересны гражданам Российской Федерации. В соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637, Государственная программа реализуется поэтапно в 2006-2012 годах. В настоящее время начинается второй этап (2007-2008 годы), включающий в себя: добровольное переселение участников Государственной программы и членов их семей в Российскую Федерацию в рамках региональных программ переселения, анализ результатов реализации региональных программ переселения, определение проектов региональных программ переселения для дальнейшей реализации Государственной программы. Реализация второго этапа только начинается, поэтому мне представляется, что говорить об эффективности результатов того или иного региона по выполнению этой программы пока преждевременно.

Ведущий:

Следующий вопрос от Хромова Андрея из Москвы: Жунус Аманжолович, как вы оцениваете сложившуюся ситуацию, при которой в нашей стране для иностранцев создан более простой режим миграционного учета, чем для граждан РФ? Так, наши соотечественники лишены возможности уведомить по почте о месте своего пребывания, процедура их регистрации построена по принципу "трех и более окон": паспортный стол ЖКХ  -  далее начальник ЕИРЦ - далее начальник ПВС ФМС России - далее через неделю забрать документы. Кроме того, в зависимости от вида собственности на жилье нужна либо явка всех совладельцев жилья, либо всех "прописанных"  взрослых. Почему процедуру регистрации не упростили для всех? То есть для иностранцев в России создан более простой (уведомительный) миграционный режим, в то время как граждане России обязаны регистрироваться в порядке, мало изменившемся со времен существования прописки?

Джакупов Ж.А.:

Спасибо за вопрос, Андрей. Скажу следующее: Конституция Российской Федерации предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации, те же права, что и гражданам Российской Федерации. В связи с этим для упрощения учета граждан Российской Федерации по месту пребывания был разработан проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания жительства в пределах Российской Федерации", нормы которого предусматривают уведомительный порядок учета по месту пребывания в отношении граждан России. Вместе с тем нельзя путать такие понятия, как "учет иностранных граждан по месту пребывания" и "регистрация временно проживающих и постоянно проживающих иностранных граждан по месту жительства". Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" регистрация сохраняется для временно проживающих и постоянно проживающих иностранных граждан по месту жительства.

Ведущий:

Вопрос задает Иван Александров из Новгорода: В России велико количество граждан, постоянно проживающих на ее территории, но не имеющих документально подтвержденного права пользования конкретным жилым помещением. В результате развития новых жилищных правоотношений (выселения без предоставления другого жилого помещения) это количество будет только увеличиваться. Вместе с тем существующий механизм учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания предусматривает в качестве обязательного условия наличие документа, подтверждающего право проживания в конкретном жилом помещении. Лица, не имеющие подобного права, не могут быть зарегистрированы.  В связи с этим как государство намерено учитывать эту категорию граждан?

Джакупов Ж.А.:

Данный вопрос возможно будет урегулировать по аналогии с учетом по месту пребывания иностранных граждан в нежилых помещениях, предусмотренным Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (ст. 20). В проекте Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" соответствующая норма предусмотрена.

Ведущий:

Следующий вопрос поступил от Геворка Матевоси и касается трудовой миграции: Мы намерены принять на работу иностранных граждан, которые самостоятельно в Москве получали разрешение на работу, где сфера деятельности указана г. Москва. Наша фирма зарегистрирована в Москве. Работаем в Подмосковье как обособленное подразделение. Все налоги, связанные с зарплатой, перечисляются в Москву. Имею ли я право принять их на работу? Распространяется ли на заработную плату этих работников минимальный размер оплаты труда? В какие органы я должен отдать уведомление о приеме на работу иностранного гражданина? Где я могу взять бланк уведомления? 

Джакупов Ж.А.:

В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Вместе с тем с учетом региональных экономических связей Правительство Российской Федерации может разрешить осуществление трудовой деятельности и вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу. На иностранных граждан может распространяться минимальный размер оплаты труда, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом. Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" не предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда не распространяется на иностранных граждан. Согласно Правилам подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 г. N 798, уведомление представляется работодателем и (или) заказчиком работ (услуг) непосредственно или по почте заказным письмом в территориальный орган Федеральной миграционной службы и в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдано разрешение на работу. Бланки уведомлений можно получить в ближайшем подразделении территориального органа ФМС России.

Ведущий:

Студент Алишер Таджимурадов интересуется, каким образом в настоящее время осуществляется продление срока пребывания иностранного студента. Кто должен это делать и где: по месту пребывания или по месту нахождения учебного заведения?

Джакупов Ж.А.:

Образовательное учреждение, пригласившее иностранного гражданина в Российскую Федерацию, в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в целях обучения гарантирует иностранному гражданину возможность получения образования в данном образовательном учреждении, содействует его своевременной регистрации по месту пребывания на период обучения, а также обеспечивает его выезд из Российской Федерации по завершении или прекращении обучения.

Ведущий:

Жариев Амолхан спрашивает, как и где можно проверить, легально ли сделаны разрешение на работу и временная регистрация.

Джакупов Ж.А.:

Здесь ответ очень простой - проверить легальность выданного разрешения на работу можно в любом территориальном органе ФМС России.

Ведущий:

Следующий вопрос поступил из Ярославля от Мальцева Дениса и также касается использования иностранной рабочей силы: У меня несколько объектов, которые строим в различных областях (Ярославской, Тверской, Псковской, Ленинградской и т. д.). Рабочим (украинцы-строители в общем количестве 15-20 человек) приходится "кочевать" с объекта на объект - два человека неделю на одном объекте, три человека - две недели на другом. Я бы их с удовольствием зарегистрировал, но во всех отделениях ФМС России регистрируют только по своей области. На вопрос, могу ли я оформить их в Москве и отправлять в командировки, одни говорят, что это невозможно вообще, другие - что не более чем на трое суток. Как обстоит дело в действительности?

Джакупов Ж.А.:

Нормами Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу. В этом случае для выхода из данной ситуации я могу посоветовать вам привлекать для осуществления трудовой деятельности российских граждан или иностранных граждан, имеющих разрешение на работу в этом субъекте Российской Федерации.

Ведущий:

Следующий вопрос задает Фатима Казанцева: Уважаемый Жунус Аманжолович, в прошлом году была шумиха по поводу того, что иностранцам теперь нельзя торговать алкоголем. Вы могли бы назвать документ, которым устанавливается это правило?

Джакупов Ж.А.:

Действительно, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 683 "Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации" с 15 января 2007 введен запрет на осуществление иностранными работниками розничной торговли алкогольными напитками, включая и пиво. Также хочу добавить, что аналогичный запрет для иностранных работников введен и на осуществление ими розничной торговли фармацевтическими товарами.

Ведущий:

Игорь Тамчев интересуется с роком действия миграционной карточки. Разъясните, пожалуйста.

Джакупов Ж.А.:

Иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации. Таким образом, миграционная карта действительна со дня въезда в Российскую Федерацию и до момента сдачи ее при выезде иностранного гражданина из Российской Федерации.

Ведущий:

Вопросов поступило очень много, но, к сожалению, время, отведенное на интернет-интервью, подходит к концу. Разрешите задать последний вопрос, который поступил от Захарова Виктора из Москвы: Жунус Аманжолович, не могли бы вы подробнее рассказать о тех изменениях, которые внесены Указом Президента РФ N 403, какие новые задачи и функции появились у ФМС России? Есть ли какие-то планы по их реализации?

Джакупов Ж.А.:

Да, конечно. Данным Указом Президентом РФ некоторые полномочия МВД России переданы ФМС России. Само название указа говорит о том, что это связано с совершенствованием государственного управления в области миграционной политики. За МВД России остается функция по выработке государственной политики в сфере миграции, а полномочия по реализации государственной политики в сфере миграции полностью возложены на ФМС России. За МВД России остается функция координации и контроля за деятельностью ФМС России. ФМС России, являясь самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, теперь имеет функцию по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере миграции. И ей предоставлены полномочия по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности. Речь идет о разработке и представлении в установленном порядке Президенту РФ и Правительству РФ проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, подготовке других документов, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ. Кроме того, за ФМС России закреплены полномочия по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в сфере миграции. Соответственно, это позволит нашей службе в полной мере выполнять поставленные задачи. Например, как я уже говорил, вопросы переселения соотечественников и оказания им содействия в добровольном переселении. Также необходимо будет готовить новые федеральные законы в области миграции, новые постановления, и все это требует, чтобы ФМС России оперативно, эффективно и качественно могла влиять на ситуацию и решать поставленные перед ней задачи. И как раз это очень положительно отразится не только на самой ФМС России, но и на всех наших согражданах. Я думаю, что подробности я изложу как-нибудь в следующий раз, ну а в общих чертах можно сказать, что эти изменения направлены именно на совершенствование государственного управления в области миграционной политики. В завершении еще раз хочу обратиться ко всем читателям - иностранным гражданам - с просьбой о соблюдении действующего законодательства Российской Федерации, в том числе миграционного, и тогда ваше настроение ничем не будет омрачено. ФМС России всегда открыта к общению. Ответы на остальные поступившие вопросы, которые, к сожалению, не удалось затронуть в рамках сегодняшней беседы, мы совместно с компанией "Гарант" подготовим в самое ближайшее время. Ознакомиться с ними можно будет на сайте www.garant.ru.

Ведущий:

Спасибо за интересные ответы. Надеемся, что наше сотрудничество в области информирования общественности о последних изменениях законодательства в сфере миграции будет продолжаться и впредь.

Джакупов Ж.А.:

Спасибо за предоставленную возможность высказаться. Всего доброго.

Ответы на вопросы, поступившие по окончании интернет-интервью:

Вопрос:

С легализацией все понятно. А как быть гражданам, которые по нескольку лет живут в Российской Федерации и желают получить гражданство? У меня патовая ситуация - я замужем за гражданином России три года. Чтобы получить гражданство, мне нужно где-то жить. Муж не может предоставить место жительства, потому что оставил квартиру первой жене с детьми и зарегистрировать там меня не может, да и я не хочу наседать. Живем в съемной квартире. И получается, что квота мне не нужна, но из-за такой малости подать документы на разрешение на временное проживание я не могу три года. Знаю таких людей, которые купили жилье, но нет квоты. Как  будет регулироваться законодательство в отношении таких ситуаций? Наталья Гудкова.

Ответ:

Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание установлено, что иностранные граждане представляют документ, подтверждающий наличие у них жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить ими для проживания жилое помещение.

В вашем случае вы можете заключить договор аренды жилья и представить его в качестве основания, подтверждающего наличие жилья.

Вопрос:

Нужна ли (по новому законодательству) регистрация иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы?

Ответ:

С 15 января иностранные граждане не регистрируются, а подлежат в уведомительном порядке постановке на учет по месту пребывания.

Для этого прибывшие в Российскую Федерацию иностранные граждане предъявляют принимающей стороне документ, удостоверяющий личность, и миграционную карту, а принимающая сторона в свою очередь заполняет бланк уведомления о постановке на учет по месту пребывания и подает в территориальный орган ФМС России или направляет по почте, заплатив 118 рублей за почтовые услуги, а затем отрывную часть бланка передает иностранному гражданину.

Вопрос:

Почему вы не хотите легализовать нелегальных мигрантов, дать им возможность получить разрешение на работу и таким образом дать возможность платить России налоги со своих доходов? Вместо этого нелегалы вынуждены выезжать на границу с Российской Федерацией и платить "нехорошим" чиновникам на границе "штраф" от 2000 до 4000 рублей, который идет не в казну государства, а в карман этого "нехорошего чиновника". С уважением, Ольга.

Ответ:

Со всей уверенностью говорю вам, что мы заинтересованы в том, чтобы иностранный работник законно пребывал на территории России и осуществлял свою трудовую деятельность в рамках правового поля. Пожалуйста, въезжайте в Российскую Федерацию, получив миграционную карту, затем вставайте на учет по месту пребывания и обращайтесь за официальным разрешением на работу. ФМС России никогда не чинит препятствий иностранным гражданам для законного нахождения в России. Зачастую работодатели и сами иностранные граждане стремятся уйти в тень и не платить налоги.

Вопрос:

Я, гражданка Армении, 1 марта 2007 года прибыла в Минводы. На пропускном пункте милицейская служба при выезде за пределы аэропорта потребовала представить медицинскую страховку или заплатить штраф. Прошу разъяснить, на основании какого закона действовала вышеуказанная служба (в Армении никто не предупрежден о новшестве). Спасибо. С уважением, Галина Аракелова.

Ответ:

Граждане Армении, как и граждане государств, заключивших с Российской Федерацией соглашения о взаимных безвизовых поездках, не обязаны представлять медицинскую страховку. Поэтому действия данных сотрудников милиции не основаны на законе.

Вопрос:

Изменения в законодательстве действительно существенно упростили процедуру легализации иностранцев в России. Однако появились некоторые казусы в связи с введением новых правил. Например, я, гражданин Республики Беларусь, являюсь собственником квартиры в Подмосковье, но зарегистрироваться мне на моей жилплощади можно лишь, прописав предварительно там гражданина Российской Федерации (только гражданин Российской Федерации может выступать принимающей стороной для иностранца). Скажите, пожалуйста, будут ли вноситься какие-либо поправки в новое законодательство и будет ли согласование этого закона с ранее принятыми межгосударственными договорами (например, Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан)? Спасибо.

Ответ:

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации" принимающей стороной может быть и иностранный гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации.

Вопрос:

Начал процедуру оформления разрешения на временное проживание в Шатурском районе Московской области (сам - гражданин Украины). В перечне документов, которые необходимо предоставить в УФМС по Шатурскому району, инспектор указала в том числе справку о несудимости и счет в банке (49 000 рублей). На мое заявление о том, что согласно поправкам в ФЗ данные пункты упразднены, инспектор ответила, что знает об этом, но инструкций по поводу изменений перечня требований и самой процедуры пока не поступало. Когда вышеуказанные поправки реально вступят в силу?!

Ответ:

Для получения разрешения на временное проживание требуется документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий наличие или отсутствие судимости у заявителя.

Вопрос:

Мы с женой родились и выросли на территории РСФСР. Наши родители тоже.  В сентябре  1993 года из-за болезни дочери переехали на Украину, в Крым. Из-за административного давления мы были вынуждены оформить выход из российского гражданства и принять украинское гражданство. Сейчас мы хотим вернуться в  Россию, в Московскую область, так как сын заканчивает МГУ и будет работать в Московской области, а у меня есть несколько приглашений на работу в Московскую область. Я закончил с отличием Московский авиационный институт, инженер-программист. Нас  останавливают большие проблемы с восстановлением гражданства. Хотели воспользоваться "Программой содействия переселению соотечественников", но   по моей специальности в ней нет предложений, а Московская область в ней не участвует. Нам нужна помощь только в быстром получении гражданства, а финансовые и жилищные вопросы мы решим самостоятельно. Посоветуйте, как нам поступить. Уверен, что Россия нуждается не только в рабочей силе, но и в инженерах, ученых. Большинству из них надо помочь решить формальные вопросы с гражданством. Остальное они смогут сделать сами. Только не надо привязывать их к регионам. Таким образом Россия сможет без значительных затрат получить немало уже опытных готовых специалистов. Возможно, в "Программе:" для такой категории переселенцев необходимо предусмотреть отдельный раздел. С уважением Николай Белоусов.

Ответ:

В вашем случае целесообразнее обратиться в территориальный орган ФМС России с заявлением о получении гражданства в упрощенном порядке, поскольку вы родились на территории РСФСР.

Вопрос:

Изменения в законодательстве не коснулись огромного количества мигрантов, уже находящихся в России и не имеющих возможности выехать за ее пределы. В результате у них просрочены миграционные документы. В основном это русскоязычные граждане СНГ, въехавшие в страну по безвизовому режиму. Если они сейчас будут пересекать границу России, то попадут в поле зрение ФМС России и могут быть депортированы. Не проще ли дать им возможность легализоваться на территории России без выезда в страну проживания? И, может быть, как-то включить их в программу по переселению? Людмила Немировская.

Ответ:

Здесь, скорее всего, вы имели в виду не депортацию, а административное выдворение, которое может быть осуществлено только на основании постановления суда. Что касается легализации, то данный вопрос ФМС России тщательно прорабатывается, в том числе и по регуляризации правового статуса указанной категории иностранных граждан.

Вопрос:

Почему при увеличившихся в связи с сокращением сотрудников объемах работы ФМС России оставлены функции по розыску неплательщиков алиментов и государственных должников? Будет ли снято это направление, по сути, не связанное с миграцией и учетом граждан?

Ответ:

До 31 декабря 2005 года функции розыска должников исполняли паспортно-визовые подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, которые, как структурные подразделения органов внутренних дел в соответствии Федеральным законом "Об оперативно розыскной деятельности", были наделены правом осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Осуществление ими розыска было основано не только на нормах Федерального закона "Об исполнительном производстве" и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, но и в связи с тем, что органы внутренних дел входят в число субъектов оперативно-розыскной деятельности.

С 1 января 2006 года паспортно-визовые подразделения вошли в состав территориальных органов ФМС России. ФМС России не является субъектом оперативно-розыскной деятельности.

На данном этапе речь может идти о картотечной работе территориальных органов ФМС России по идентификации личности должников. В ФМС России подготовлен соответствующий приказ, и скоро наши территориальные органы его получат.