Новости и аналитика Интервью Правовые аспекты деятельности МЧС России

Правовые аспекты деятельности МЧС России

 

Интернет-интервью
статс-секретаря - заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Пучкова Владимира Андреевича

1 февраля 2008 года в 10-00 в компании "Гарант" состоялось интернет-интервью статс-секретаря - заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Пучкова Владимира Андреевича.

Тема интервью: "Правовые аспекты деятельности МЧС России".

Интернет-интервью организовано компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Ведущая интернет-интервью Карпунина Наталия Ивановна (Компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем наше интернет-интервью. Разрешите представить нашего гостя Пучкова Владимира Андреевича — Статс-секретаря — заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Тема сегодняшнего интервью: "Правовые аспекты деятельности МЧС России".

Защита населения и территории страны от чрезвычайных ситуаций - является одной из составных частей системы национальной безопасности.

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Сегодня МЧС России накоплен большой опыт по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера, пожаров, террористических акций. Создана серьезная нормативная правовая база по государственному регулированию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, как на федеральном, так и на региональном уровне.

В ходе интернет-интервью планируется обсудить, с какими проблемами в своей деятельности сталкивается МЧС России, какие первоочередные задачи стоят перед Министерством в настоящее время, способствует ли действующая нормативно-правовая база эффективной реализации государственной политики в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации. На эти и другие актуальные вопросы аудитории в ходе интернет-интервью ответит статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Пучков Владимир Андреевич.

К моменту начала нашего интервью поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущая: Первый вопрос задает Виктор Грищенко из Московской области. Владимир Андреевич, расскажите, пожалуйста, о государственной политике в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Какие органы власти, помимо МЧС России, участвуют в ее выработке и осуществляют ее реализацию?

Пучков В. А.: Спасибо, Наташа, действительно очень хороший вопрос. МЧС России как федеральный орган исполнительной власти действительно отвечает за формирование и реализацию государственной политики в четырех сферах деятельности. Это сфера гражданской обороны, сфера защиты населения территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сфера обеспечения пожарной безопасности, сфера обеспечения безопасности людей на водных объектах. Это достаточно широкий перечень разноплановых проблемных задач, поэтому при его нормировании, мы учитываем все особенности РФ, учитываем особенности регионов. В целях организации и реализации сформирован целый комплекс федеральных законов, есть все основные законодательные акты по основным сферам деятельности, которые я перечислил. Кроме того, все необходимые вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности регламентированы рядом других законов, а также целый комплекс указов Президента РФ. Основной указ, это указ, он так и называется "Вопросы МЧС России", которым утверждена система МЧС России и утверждено положение о МЧС России, в котором четко регламентированы те функции, те задачи, которые должно решать МЧС России. Кроме того, принят целый комплекс постановлений правительства, административных правовых актов и ряд других нормативных документов. Конечно же, при решении данной проблемы мы работаем в тесном взаимодействии со всеми федеральными органами исполнительной власти, также органами исполнительной власти субъектов РФ, которые также формируют соответствующую нормативную базу, которая позволяет реализовать весь комплекс задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности на территории субъектов РФ. Здесь я хочу сразу акцентировать ваше внимание на то, что, во-первых, вся нормативная правовая база субъектов РФ, с одной стороны, полностью соответствует требованиям федерального законодательства и других нормативных актов, а с другой стороны, она учитывает специфические особенности субъектов РФ. Потому что с учетом территории России, особенностей экономики, особенностей климата, особенностей транспортных коммуникаций, других вопросов, законодательство должно учитывать все нюансы обеспечения защиты наших граждан.

Ведущая: Скажите, пожалуйста, какие же основные задачи приходится решать МЧС России в настоящее время?

Пучков В. А.: В настоящее время МЧС России решает достаточно широкий круг задач. Первая основная задача — это формирование современной законодательной и нормативно-правовой базы на всех уровнях: на федеральном уровне, субъектов РФ и оказание практической помощи на формирование муниципальной нормативной базы. Второе, чем мы сейчас очень активно занимаемся — это повышение эффективности системы реагирования на любые чрезвычайные ситуации, пожары, кризисные ситуации. Любой гражданин на территории РФ, обратившись по телефону 01, должен получить своевременную, квалифицированную, необходимую помощь. Причем, я обращаю внимание, это касается не только чрезвычайных ситуаций, не только пожаров, но и по любой другой проблеме, по которой гражданин обращается в систему МЧС России, он должен получить соответствующую помощь. На это мы настраиваем наши органы управления, соответствующие подразделения спасателей, соответствующие подразделения пожарной охраны и других специалистов, которые работают. Третье, очень важное направление нашей деятельности — это совершенствование всех видов надзора и контроля. Причем, это проблема имеет два аспекта. Первый аспект — это повышение эффективности деятельности непосредственно самого надзора, а с другой стороны — это упрощение процедур создания условий для бизнес-сообщества, упрощение всех процедур, изъятие излишних административных барьеров с тем, чтобы цель надзора и контроля была не карательная. Главная цель надзора и контроля: оказать конкретную помощь человеку, конкретную помощь владельцам предприятий и организаций с тем, чтобы у них не было проблем в сферах безопасности и персонала, и окружающих людей, которые находятся вблизи данного предприятия, а также сохранение материального имущества и материальных ценностей. Следующий вопрос, которому мы уделяем очень пристальное внимание — это вопрос подготовки и обучения населения. Поэтому, наша главная забота — это научить человека: во-первых, как сделать так, чтобы он не попал в эту неприятную ситуацию. Во-вторых: мы должны помочь научить человека как себя правильно и адекватно вести в этой нештатной ситуации. А в-третьих, мы должны научить человека, чтобы он смог оказать помощь не только себе в этой ситуации, но и тем людям, которые окажутся рядом. При этом мы особое внимание уделяем работе с детьми. Совместно с Министерством образования мы осуществляем целый комплекс мероприятий. У нас в школах, в ВУЗах, дети, студенты обучаются по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности". Мы осуществляем целый комплекс практических мероприятий — это полевые выходы, полевые лагеря, соревнования, викторины, смотры, конкурсы. Это большая, достаточно серьезная работа, которой МЧС России уделяет пристальное внимание. И следующий важный аспект нашей деятельности — это, конечно же, повышение готовности наших подразделений, спасательных подразделений, пожарных подразделений, подразделений, которые осуществляют мониторинг ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, подготовка подразделений к работе в сложных условиях. Мы создали первый спасательный отряд, который способен работать в условиях высокогорья, на высотах свыше 3000-4000 метров. Он находится в постоянной готовности. И только за 2007 год на Кавказе мы провели более 200 спасательных операций по спасению наших граждан, коллег, туристов, которые пытаются покорить новые вершины, не всегда выходят подготовленные на маршруты. И мы вынуждены применять новейшие технологии, чтобы их спасти, доставить на базы, оказать необходимую помощь.

Ведущая: Владимир Андреевич! Роман Полянский из Москвы спрашивает: Расскажите, пожалуйста, каким образом осуществляется распределение компетенции между органами государственной власти разных уровней по вопросам ГО и ЧС?

Пучков В. А.: Вопросы разграничения полномочий - это предмет заботы государства в течение последних 6-8 лет. Мы очень серьезно занимаемся этой проблемой. Во-первых, в действующем законодательстве четко разграничены полномочия между федеральным центром, между субъектами РФ и установлены впервые соответствующие полномочия органам местного самоуправления. Но, конечно же, это в полной мере не позволяет учесть все нюансы нашей совместной работы на всех уровнях. Поэтому в прошедшем 2007 г. мы завершили большую и очень серьезную работу по подписанию в установленном порядке соглашений о разграничении полномочий между МЧС России с одной стороны, а с другой стороны между органами исполнительной власти субъектов РФ, где четко, с учетом особенностей каждого субъекта РФ, разграничили ответственности МЧС России и наших подразделений на территории субъекта, и ответственность органов исполнительной власти субъектов за реализацию конкретных задач, это с одной стороны. А с другой стороны эти соглашения позволили нам организовать четкое взаимодействие при решении проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения на территориях.

Ведущая: Следующий вопрос у нас от Ирины Скороходовой из Москвы. Расскажите об основных направления международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС, а также борьбы с природными и техногенными катастрофами.

Пучков В. А.: Очень интересный вопрос. Дело в том, что чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера зачастую носят трансграничный характер. И опасности, и угрозы, которые существуют у нас на земном шаре, они не признают ни границ, ни национальных особенностей. Поэтому, есть серьезные проблемы в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, которые можно решить только совместными усилиями. С учетом этого МЧС России, во-первых: заключило более чем с 60 странами мира двухсторонние соглашения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в области совместной деятельности — это с одной стороны, с другой стороны, мы очень внимательно работаем со специалистами развитых стран мира по взаимному изучению опыта друг друга, разработке и внедрению новейших технологий в сферу управления, новых современных технических средств поиска и спасания людей, новых технических средств по работе на водных объектах, новых технологий в сфере авиации, а также решение ряда других серьезных проблем. Ну и всем известный факт, что в 2007 году благодаря новейшим авиационным технологиям Россия фактически спасла некоторые страны Европы — это и Греция, это и Черногория, это и Португалия, это и ряд других европейских стран, от масштабных ландшафтных пожаров. Поэтому сейчас специалисты зарубежных стран изучают опыт России по внедрению авиационных технологий. Уже есть серьезные заявки. И в ближайшее время, в 2008 году, 2009 году ряд стран приобретают наши российские самолеты БЕ-200. Внимательнейшим образом изучают наши технологии по применению вертолетной техники в этой сфере. Поэтому, в том числе благодаря нашей работе, мы поддерживаем отечественных производителей в сфере безопасности жизнедеятельности наших граждан.

Ведущая: Мы переходим к следующему блоку вопросов, касающихся совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность МЧС. И большинство этих вопросов сводятся к следующему: Несмотря на то, что в наше законодательство постоянно вносятся изменения, в нем все еще остается много пробелов. Скажите, пожалуйста, какие планируются действия по совершенствованию законодательства и каких основных направлений следует придерживаться прежде всего?

Пучков В. А.: В прошедшем 2007 г. мы сделали достаточно серьезный шаг по дальнейшему развитию законодательства. Мы внесли соответствующие изменения в закон по ГО, в частности уточнили задачи ГО, уточнили права и обязанности граждан в области ГО. Четко разграничили полномочия ответственности различных органов исполнительной власти в сфере ГО, уточнили полномочия органов местного самоуправления в этой сфере. А также, впервые законодательно регламентировали вопрос, что организации, которые осуществляют мероприятия ГО или выполняют любую задачу в этой сфере самостоятельно за счет собственных бюджетов, финансируют данные виды работы, это очень принципиальные вещи. В области пожарной безопасности также мы внесли существенные изменения в рамках совершенствования законодательства по разграничению полномочий в федеральный закон "О пожарной безопасности". В октябре прошедшего года Президент РФ подписал Федеральный закон N 230. Он, не смотря на относительно небольшой объем, имеет очень принципиальное значение. Впервые законодательно регламентирован вопрос создания гарнизонов пожарной охраны, которые позволят объединить все подразделения спасательные, пожарные, другого предназначения на территориях субъектов РФ, на территориях муниципальных образований в целях конкретной задачи оказания помощи гражданам. Во-вторых, мы впервые четко разграничили зону ответственности в сфере обеспечения пожарной безопасности между органами исполнительной власти субъектов РФ, которая отвечает за организацию тушения пожаров, и между органами местного самоуправления, которые обеспечивают реализацию первичных мер пожарной безопасности. И также, впервые четко, законодательно расписали, что такое первичные меры обеспечения пожарной безопасности. При этом я хотел бы обратить ваше внимание, что впервые законодательно регламентированы полномочия муниципальных образований в сфере обеспечения с одной стороны развития добровольно пожарной охраны. А, во-вторых, создания условий для участия граждан, т. е. нас с вами в решении задач пожарной безопасности. Потому что ни для кого не секрет, что сегодня 70% пожаров у нас происходит в жилье, в домах, в квартирах. Ежегодно в стране мы теряем порядка 30000 домов и квартир. Представьте себе, в год 30000 семей остается без крова. Поэтому, это очень важная и серьезная работа. Кроме того, мы внесли небольшие изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Ни для кого не секрет, что появился совершенно новый тип судов - гидроциклы, это достаточно мощные машины с очень серьезной скоростью. И при этом ни владельцы, ни пользователи не несли никакой ответственности за нарушение правил пользования. Мы поправили эту ошибку, сейчас соответствующие изменения в закон внесены. Это позволит обеспечить безопасность, защиту и спокойствие наших граждан, которые отдыхают на воде, которые берут в прокате соответствующее техническое средство.

Ведущая: Следующий вопрос задает Анастасия Завидовская из Москвы. Не думает ли Ваше министерство о разработке единой нормативно-правовой базы, обеспечивающей ей юридический статус и полномочия. Например, о разработке специального Кодекса.

Пучков В. А.: Действительно, вопрос очень правильный, видно кто-то смотрел наши проекты на ближайшие три года. У нас в плане законопроектной деятельности Министерства действительно стоит разработка Кодекса обеспечения безопасности жизнедеятельности населения. И такая работа идет. Мы привлекли соответствующие научные подразделения не только Министерства, но и взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти. В подготовке этого документа участвуют подразделения Академии наук. Это будет достаточно большой и серьезный законопроект, в котором мы постараемся учесть все аспекты безопасности жизнедеятельности населения. И, наверное, впервые мы заложили в данный законопроект прерогативу обеспечения безопасности личности, защиты человека, сохранения его жизни, сохранения его здоровья, сохранения его нормальных условий жизнедеятельности при различных видах опасности и угроз, сохранение его материального имущества, квартиры, дачи, дома. Вот именно из этих постулатов этот Кодекс готовится. И я надеюсь, что в ближайшие полтора-два года он будет подготовлен и мы запустим процедуру принятия в установленном порядке.

Ведущая: Мы переходим к блоку вопросов, касающихся материально-технического обеспечения и подготовки кадров. Вы его уже несколько затрагивали ранее. И следующий вопрос задает Олег Дмитренко из Москвы. Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела с материально-технической базой, с преподавательским составом, благодаря которым происходит подготовка сотрудников МЧС к их опасной работе? И как обстоят дела с количеством желающих заниматься этой деятельностью сейчас?

Пучков В. А.: Я скажу, что в системе МЧС России создана целая система подготовки кадров, которая занимается обучением, подготовкой, переподготовкой специалиста-профессионала в этой сфере. Но, понимая, что этого явно недостаточно, мы очень активно работаем с Высшими учебными заведениями. И на сегодняшний день в 77 ВУЗах в различных регионах страны, в том числе и в МГУ, создана соответствующая кафедра безопасности жизнедеятельности, которая позволяет подготовить наших студентов уже на качественно новом уровне, как специалистов, как профессионалов, как будущих руководителей производств, руководителей страны с тем, чтобы они знали, как правильно организовать вопросы защиты работающего персонала, защиты населения, обеспечения безопасности производства, обеспечения безопасного функционирования социальной сферы: транспорта, коммуникаций и т. д. Это большая и очень серьезная работа, и она позволяет нам обеспечить подготовку специалистов в этой сфере очень серьезно. Что касается желающих работать чисто в профессиональном плане, то конкурсы в наши ВУЗы, а это и Академия гражданской защиты в Москве, это Академия государственной противопожарной службы в Москве, это наши университеты и институты в Санкт-Петербурге, в Иваново, в Екатеринбурге, в Воронеже, также наши учебные пункты, так вот конкурсы доходят порой до десятка человек на одно место на предварительном этапе отбора. Это свидетельствует о том, что наши учебные заведения пользуются авторитетом среди молодежи. И сама профессия человека, который готов оказать помощь человеку, это спасатель, пожарный, специалист в сфере безопасности жизнедеятельности, конечно, востребована в обществе и уважаема среди людей.

Ведущая: Следующий вопрос у нас от Кирилла Сивушова из Москвы. Вопрос по организации обучения различных групп населения к действиям в ЧС и подготовке квалифицированных специалистов. Помимо выше озвученных учебных заведений при Вашем Министерстве, проводятся ли какие-либо подобные мероприятия?

Пучков В. А.: Конечно же, у нас создана соответствующими нормативными документами, а это два Постановления Правительства РФ, единая система подготовки всех категорий населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, пожарной безопасности. Эта система позволяет обеспечить подготовку основных категорий граждан к действиям при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, пожарах, кризисах. Порядка 37 миллионов человек ежегодно обучается и участвует в практических мероприятиях — это с одной стороны. С другой стороны — порядка 15 миллионов детей обучается в школах, ВУЗах, ПТУ. Но было бы неправильно говорить, что у нас в этой сфере очень хорошо. Наша задача обучить всех граждан, чтобы мы все, как один, знали как себя правильно и грамотно, адекватно вести в любой сложной ситуации, тем более как в нее не попасть — это с одной стороны. Поэтому, конечно, у нас есть проблемы и с профессорско-преподавательским составом, педагогами, их организацией подготовки, переподготовки. Конечно же, есть проблема и дальнейшего развития совершенствования учебно-материальной базы. Конечно же, есть проблемы и аудитории и т.д. Но мы очень серьезно этим вопросом занимаемся и не останавливаемся на достигнутом.

Ведущая: А привлекаются ли какие-нибудь иностранные специалисты с целью обмена опытом?

Пучков В. А.: Конечно же. Мы зачастую принимаем иностранных специалистов. Вот, совершенно недавно у нас была группа специалистов из Швеции. Сейчас наша группа специалистов улетела в Италию, где изучает опыт организации проведения массовых соревнований, горный туризм. Поэтому, эта работа ведется постоянно. Сейчас собирается группа специалистов улететь в Финляндию для того, чтобы внимательно изучить опыт организации службы 112, потому что в ближайшее время планируем осуществить очень серьезную непростую задачу. И все субъекты РФ, все муниципальные образования будут переведены на единый телефон службы спасения 112. Но прежде чем это осуществить, мы подготовили соответствующие концепции, соответствующие планы, программы. Но и изучаем внимательно зарубежный опыт, европейский опыт, опыт Соединенных Штатов Америки в этой сфере с тем, чтобы наша система была достаточно эффективна.

Ведущая: Мы переходим к следующему блоку вопросов, которые касаются правового регулирования пожарной безопасности в РФ. И следующий вопрос задает Анна Федорцова из Москвы. В этом году МЧС разработало концепцию Федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в РФ на период до 2012 года". С какой целью она была разработана? Какие результаты ожидаются в процессе ее реализации?

Пучков В. А.: Спасибо, очень хороший вопрос. Вдвойне приятно, что девушки интересуются проблемой Федеральных целевых программ в этой области. Я скажу, что у нас уже не концепция, а Правительством РФ утверждена сама программа, Федеральная целевая программа по решению проблемы повышения защиты граждан в этой сфере. Документ такого уровня появился впервые, это, во-первых. Во-вторых, из различных источников предусматривается выделить до 2012 г. около 200 миллиардов рублей, как на федеральном уровне, так на уровне субъектов, так и на территории муниципальных образований. Впервые в рамках данной Федеральной целевой программы привлекаются средства крупнейших организаций, которые также самостоятельно высказались за необходимость их участия в решении вопросов обеспечения пожарной безопасности, и выделяет порядка 40 миллиардов рублей на решение вопросов, как собственных производств, так и повышения уровня противопожарной защиты тех городов, населенных пунктов, в которых дислоцируется их подразделение, их предприятие.

Ведущая: Следующий вопрос от Андрея Незнамова из Московской области. Уважаемый Владимир Андреевич! Как Вы считаете, достаточно ли полно проработан Федеральный закон N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", и отвечает ли он, на Ваш взгляд, требованиям реальной действительности в сфере пожарной безопасности. Как Вы сами оцениваете те недавние изменения, которые были в него внесены?

Пучков В. А.: Спасибо. Вопрос действительно хороший. Я думаю, что у нас нет ни одного закона, о котором можно сказать, что он полностью удовлетворяет требованиям общества, потому что общество развивается достаточно динамично, появляются новые тенденции, новые потребности. Поэтому, естественно, мы должны постоянно мониторить ситуацию на местах и заниматься гармонизацией, развитием законодательства. То, что на сегодняшний день сделано в части, касающейся 69-ФЗ "О пожарной безопасности", конечно же, немало, но мы продолжаем эту работу. Буквально сегодня мы вносим в Правительство изменения в этот закон в части, касающейся создания и обустройства объектовых подразделений пожарной охраны. Внесение этих изменений в закон позволит нам обустроить полностью деятельность объектовой пожарной охраны, которая сегодня обеспечивает защиту важнейших объектов экономики — это нефтегазовый комплекс, это объекты энергетики, это все казенные предприятия, оборонные предприятия. Кроме того, мы сейчас завершаем подготовку изменений по развитию добровольной пожарной охраны, потому что с учетом специфики России, у нас сегодня четверть населенных пунктов не прикрыты профессиональными подразделениями пожарной охраны. Это объективный процесс, этого невозможно сделать. Поэтому, один из путей решения этой проблемы — это развитие добровольчества. Эта работа, конечно же, ведется, сделано достаточно много, но мы законодательно хотим закрепить соответствующие полномочия: кто такой доброволец, какие он имеет права, какие он имеет обязанности, какие он имеет полномочия. И это, я думаю, решит проблему обеспечения пожарной охраны отдаленных населенных пунктов, отдельных хуторов и решит проблему прикрытия всей территории России.

Ведущая: Следующий вопрос у нас от Ольги Савостиной из Москвы. Федеральный закон N 122-ФЗ породил противоречия между Федеральным центром и субъектами Федерации. "В соответствии с федеральным законодательством за тушение пожаров в населенных пунктах отвечает МЧС России, а за субъектами Федерации оставлены полномочия по организации тушения пожаров". В него внесли не так давно изменения. В чем их суть?

Пучков В. А.: Cкажу, что были очень серьезные проблемы при реализации 122-ФЗ и когда его принимали, конечно, была идея с тем, чтобы возложить все вопросы по тушению пожаров, по противопожарной охране на субъекты РФ, на владельцев предприятий, организаций, Федеральный центр должен был оставить за собой противопожарную защиту только в критически важных, крупнейших объектах экономики. Конечно, такие взгляды имели право на свою жизнь, но они недостаточно учитывали специфику России. Поэтому, мы начали сразу мониторить ситуацию, почувствовали первые признаки проблем в этой сфере, Министром были приняты соответствующие решения. Дважды этот вопрос рассматривался на заседаниях Совета Безопасности, сейчас приняты все соответствующие планы. В этом году численность федеральной группировки будет увеличена с 80000 до 220000 человек, это достаточно серьезный шаг. Во-вторых, приняты беспрецедентные меры за счет федерального бюджета, как в рамках ФЦП, о которой мы с вами говорили, так и в рамках прямого финансирования, беспрецедентные меры по улучшению технической оснащенности наших пожарных подразделений. Таким образом, к концу этого года мы будем с вами иметь достаточно мощную группировку федеральных сил, которые позволят прикрыть территорию страны. Это с одной стороны, а с другой стороны я уже говорил о соглашениях по разграничению полномочий, которые мы заключили со всеми субъектами РФ, которые позволяют прикрыть и обеспечить устойчивую противопожарную защиту и охрану всех населенных пунктов на территории страны. Спасибо.

Ведущая: Следующий вопрос от Людмилы Лобочевой из Москвы. Расскажите, пожалуйста, какие мероприятия были направлены на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах в 2007 году? Появились ли какие-либо предложения по совершенствованию данных мероприятий на 2008 год. И как Вы оцениваете деятельность данной службы в 2007 году?

Пучков В. А.: 2007 год у нас был достаточно сложным, но тем не менее по всем показателям мы сохранили тенденцию по снижению количества пожаров, по количеству погибших людей на пожарах. И эта динамика за последние пять лет показывает, что мы идем в верном направлении, потому что мы осознаем, что проблема обеспечения пожарной безопасности, она — комплексная. Здесь нужна слаженная, совместная работа всех федеральных структур, а также всех структур на территории субъектов РФ, подключение потенциала наших граждан, населения, и она дает свои плоды. Я хочу привести такую цифру: за прошлый год на пожарах и от ЧС у нас было меньше потерь, чем в 2006 году на 2093 человека. Вроде бы эта цифра относительно небольшая, но, представьте, 2093 семьи не потеряли своих близких, знакомых, родных. Это жизни, которые сохранены благодаря совместной деятельности всех нас с вами, всех органов исполнительной власти, всех уровней органов местного самоуправления, но, конечно этого мало. Мы ставим задачу, что в течение буквально ближайших 4-5 лет вывести показатели в области пожарной безопасности, в области защиты от ЧС, в области техногенной безопасности на показатели европейского уровня с тем, чтобы наши граждане были защищены и чувствовали себя спокойно при различных угрозах и опасностях. Кстати, для решения этой проблемы мы сейчас завершаем подготовку технического регламента в области пожарной безопасности, где впервые в России будет нормирован риск в сфере пожарной безопасности. Это — 10-6. О чем это говорит? Это на миллион жителей от пожаров у нас должен гибнуть один человек, к сожалению, это факт. Вот к тому идеалу, к которому мы должны стремиться. На ряде потенциально опасных объектов такой риск 10-4, 10-5, он может быть выше, и это важно — то, что он законодательно регламентирован. И человек, который идет работать на опасное производство, он должен знать свои риски, он должен, с одной стороны, получать соответствующую материальную компенсацию за те риски, которые присутствуют на том производстве. А с другой стороны и руководитель этого предприятия, и он сам лично должен знать меры безопасности, меры защиты, соблюдать требования охраны труда и другие все вытекающие последствия. Следующее законом мы регламентируем совершенно новый подход к деятельности подразделений пожарной охраны. Если сегодня каждому подразделению нарезан соответствующий радиус прикрытия территории, то мы законодательно, и берем на себя такую ответственность, регламентируем время прибытия пожарных на пожар. Город — до 10 минут, сельская местность — до 20 минут. Конечно, мы не везде на территории страны пока на сегодняшний день готовы выполнить эти нормативы, но будет принят закон. Закон мы, как все законопослушные граждане, обязаны будем выполнять. Соответствующие руководители должны будут руководствоваться требованием закона и принимать все необходимые меры к решению этой проблемы. Спасибо!

Ведущая: Видимо, с этими причинами и связано то, что МЧС планирует увеличение численности пожарных? Это у нас был вопрос от Сергея Черноусова.

Пучков В. А.: Естественно, на самом деле общее численность пожарных не возрастет, потому что мы берем тех наших сотрудников, тех работников, которые сегодня работают и финансируются из других источников, мы их берем на федеральный бюджет. Они будут финансироваться из федерального бюджета, они будут получать соответствующую заработную плату. Соответственно улучшиться их материально-техническое оснащение, улучшится система обучения, подготовки кадров, потому что, вы понимаете, что создать систему обучения и подготовки кадров на территории каждого субъекта — это очень дорого и не совсем эффективно при низком качестве. Поэтому все это позволит повысить эффективность деятельности всех подразделений пожарной охраны, но при всех этих мероприятиях мы, конечно же, в первую очередь уделяем вопросам повышения и улучшения социальной защищенности сотрудников. Это и заработная плата, это и жилье. Министр, кстати, поставил задачу всех сотрудников. Я подчеркиваю: сотрудников Федеральной противопожарной службы до 2012 года обеспечить жильем, такой задачей, в принципе, никогда раньше не стояло.

Ведущая: Следующий блок вопросов у нас касается самых различных проблем. Следующий вопрос задает Раиса Смирнова из Москвы. Расскажите, пожалуйста, о работе МЧС России с обращениями граждан. Какова основная тематика таких обращений, сколько таких обращений поступает, какие меры принимаются по результатам рассмотрения писем, жалоб? Ведется ли какая-либо статистика по этому поводу?

Пучков В. А.: Скажу, что в МЧС России в силу ряда причин обращается очень большое количество граждан. Они обращаются как лично к Министру, так и в само МЧС России, а также они обращаются в наши территориальные органы. Причем больше чем 70% обращений не относится к компетенциям МЧС России, в силу ряда причин. На самом деле наши граждане, к сожалению, не всегда находят отклик органов местного самоуправления, которые обязаны в первую очередь решать их проблемы и задачи. Во-вторых, не совсем адекватно и не всегда адекватно реагируют на жалобы граждан органы исполнительной власти субъектов РФ и некоторые федеральные структуры, поэтому люди идут в МЧС России с различными просьбами. Начиная от того, что вот недавно занимались мы проблемой, пишет женщина, пенсионерка, помогите заменить окна в квартире, писала всем, ходила, никто не помогает. В эксплуатирующей организации сказали, что заниматься этим не будут и т. д. Я пенсионерка, помочь некому. Вот, казалось бы, какое отношение МЧС России имеет к этим окнам в этой квартире. Но тем не менее дали соответствующее указание, и съездил наш сотрудник, пообщался с руководителем ЖЭКа, и окна заменили. На самом деле мы стараемся помогать по возможности на такие обращения. Я уже не говорю о том, что каждое обращение мы ставим на контроль и стараемся, что в наших полномочиях, помочь, решить. Ставим на контроль, если это зависит напрямую от органов исполнительной власти. Очень много жалоб идет по теплу, по жилищно-коммунальному хозяйству, по энергетике. Очень много хороших предложений по повышению эффективности деятельности, казалось бы, какое имеет отношение гражданин к повышению эффективности деятельности Правительства РФ. И такие предложения идут, совершенно верно. Кто-то присылает нам очень интересные научные проработки. Все знают проблемы топлива, все знают проблемы сельского хозяйства. Совершенно недавно у меня был представитель, я с ним встречался, обсуждали проблему, он предлагает совершенно новые технологии в подготовке сельхозпродукции, а МЧС России не занимается сельским хозяйством в том смысле, что мы занимаемся защитой территории, защитой граждан, проживающих в сельской местности, взаимодействуем с соответствующими структурами защиты сельскохозяйственных животных и растений, эпифитотий, эпизоотий, но я его вывел на соответствующий комитет, на соответствующих депутатов, которые очень заинтересовались. Потому что сам принцип построения системы МЧС России, как я говорил в начале своего интервью, он основывается на нуждах конкретного человека. МЧС России создан для того, чтобы помогать людям по всем вопросам. Возможности у нас, есть, но пределы компетенции ограничены, поэтому мы будем помогать, и будем работать в этом плане и дальше. Спасибо.

Ведущая: Следующий вопрос у нас от Евгения Черезова из Воронежа. Расскажите, пожалуйста, о новом порядке и условиях оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС?

Пучков В. А.: Я скажу, что нет нового порядка. Есть простые вопросы, которые, конечно, волнуют всех граждан, которые по тем или иным причинам не получили эти удостоверения. При решении данной проблемы мы работаем с соответствующими подразделениями Росгидромета, которые мониторят эту территорию и занимаемся очень серьезно, также работаем с соответствующими подразделениями Академии наук, другими федеральными структурами. Процедура, с одной стороны, достаточно сложная для человека, а с другой стороны, мы понимаем, что такое удостоверение? Это финансовый документ, по которому наши граждане могут получать льготы. И, к сожалению, многие граждане, которые считают, что они имеют полное право на получение. И они на самом деле имеют такое право, но у них нет документов, это касается и Семипалатинского полигона, и некоторых территорий Челябинской области и т.д. У них на руках просто нет документов, потому что в те годы никто не думал, что нужны будут справки о месте жительства, подтверждения и т.д. Поэтому мы этим людям помогаем и постоянно занимаемся этой проблемой. Я хочу сразу обратиться к тем гражданам, у которых есть проблемы, обращайтесь! Мы внимательнейшим образом рассматриваем каждое заявление. И с учетом особенностей регионов, субъектов РФ эту проблему решаем.

Ведущая: Следующий вопрос у нас от Александра Глухова из Курска. Каждый день в России от взрыва бытового газа в среднем гибнет один человек. За этот год погибло уже 24 человека. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года число взрывов и количество погибших людей увеличилось на 100 процентов. Что нужно делать, чтобы такие случаи уменьшались, и привлекается ли кто-нибудь к ответственности?

Пучков В. А.: Конечно, это очень серьезная проблема и я знаю, кто недорабатывает в этом блоке. Конечно, это эксплуатирующие организации. Это те организации, которые отвечают за объекты жилищно-коммунального хозяйства, за газовое хозяйство. Это те специалисты, которые должны осуществлять надзор, контроль в этой сфере, но все-таки я хотел бы, пользуясь случаем, еще раз обратиться к гражданам, потому что в первой причиной большинства этих проблем это наше с вами безответственное отношение к эксплуатации нашего домашнего газового хозяйства. Это газовые плиты, это трубы и т. д. Поэтому в первую очередь это зависит от нас. Мы внимательнейшим образом изучили все эти аспекты, МЧС в том числе, изучили порядок работы наших подразделений, которые по долгу службы обязаны ликвидировать последствия в этой сфере. И 90% просто не было выполнено элементарных мер безопасности. Конечно, газовое хозяйство старое, не осуществляли контроль, и тем не менее, открой форточку и не будет никаких проблем, а также выполни ряд других элементарных мер безопасности. Нас учили в школе, помните, услышал запах газа, не включай электроприборы, не щелкай замками, а позвони и вызови службу газового хозяйства, позвони не со своего телефона, а с телефона у соседей, потому что даже телефон может искрить и вызвать взрыв. Спасибо.

Ведущая: Следующий вопрос у нас от Андрея Вяземского из Москвы. В данный момент идет активное строительство объектов Олимпиады 2014 года. Создается ли в этом районе какая-либо система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций? И предусматривает ли она какие-либо принципиальные новшества?

Пучков В. А.: Конечно, мы очень серьезно занимаемся этой проблемой. Как я сказал чуть раньше, у нас группа специалистов работает в Италии, изучает опыт организации безопасности на последней Олимпиаде, которая была проведена в Италии — это с одной стороны. С другой стороны мы предвидели, что в Сочи будет очень серьезное мероприятие, и два года назад в Красной поляне, сделали суперсовременный Спасательный центр, в который внедрены все новейшие технологии, в котором оборудована вертолетная площадка. Два года назад мы организовали круглогодичное, круглосуточное дежурство наших спасателей на Красной поляне. Также создали всю инфраструктуру. Видите, к этому событию мы стали готовиться заранее. Это то, что сделано. То, что предстоит сделать: конечно, мы адекватно оцениваем весь комплекс проблем. Это не только непосредственное проведение самих соревнований, но и подготовка. Сейчас туда подтягиваются мощнейшие строительные организации, прибывают десятки и сотни тысяч строителей из различных регионов нашей страны, из-за рубежа. Таким образом, это нагрузка на коммуникации, и вопросы защиты населения, обеспечения пожарной безопасности строительства. Конечно, мы очень серьезно занимаемся этими проблемами совместно с Южным Федеральным округом, совместно с администрацией Краснодарского края, с мэрией города Сочи и со всеми структурами, которые непосредственно занимаются строительством и созданием и олимпийских объектов, и всей инфраструктуры.

Ведущая: У нас заключительный блок вопросов, который касается проблемы воспитания культуры безопасности граждан. Вы очень много говорили сегодня об этой проблеме. Может быть, еще что-то хотите добавить по поводу того, какие мероприятия, МЧС России проводит по воспитанию культуры безопасности граждан? И насколько мы поняли наиболее оптимальным, наверное, является необходимость в рамках ВУЗов и научных учреждений проводить работу по формированию каких-то научных знаний в области ГО. Может быть, Вы что-то еще хотите сказать по этому поводу?

Пучков В. А.: Я хочу сказать, что нет предела совершенству, и мы очень серьезно занимаемся, и будем заниматься вопросами подготовки обучения всех категорий населения. Причем мы разрабатываем и внедряем новые формы и методы, мы очень активно, как ни странно это покажется, занимаемся подготовкой всех видов изданий для детей в том числе. Мы подготовили комплект учебников для школьников, а также книжки-раскраски в области безопасности жизнедеятельности для наших ребятишек, которых таким ненавязчивым способом учим наших детишек безопасному поведению. Они должны знать, что с чужим дядей и тетей в подъезд заходить нельзя, что если ты один, в лифт не заходи, подожди кого-нибудь двух-трех взрослых, как себя правильно вести на улице, что не надо переходить улицу там, где нет светофора, "зебры". Прежде чем перейти улицу посмотри на проходящий транспорт, не разговаривай с чужими. Если тебе дядя или тетя предлагают сладкую конфету или посмотреть интересного животного, обязательно кричи и зови прохожих, очень много таких вещей, которые дети должны знать как азбуку, как счет до десяти. Это элементарные меры защиты наших детей, наших граждан. Тоже самое это касается и взрослых. Поэтому, конечно, нас с вами нужно учить, причем постоянно, навыки эти должны быть востребованы. Если мы пришли на работу, то мы должны у нашего руководства спросить, а где наш маршрут эвакуации в случае пожара, почему наш эвакуационный выход закрыт? Мы находимся на первом этаже, а у нас на окнах решетки? Почему у нас нет пожарной сигнализации? Это мы с вами должны поменять свою психологию, свое отношение к нашей с вами безопасной жизнедеятельности. Если каждый по месту жительства, по месту работы начнет задавать сам себе вопросы и окружающим, то, поверьте, наша жизнь станет более спокойной, более безопасной. И мы как профессионалы должны научить этому граждан, поверьте это можно сделать. Спасибо.

Ведущая: У меня к Вам в завершении последний вопрос. Он пришел к нам от Виктора Смольянинова из Московской области. Он следующего содержания: Скажите, пожалуйста, Вы сами как к своей безопасности относитесь? И верите ли Вы в какие-нибудь приметы?

Пучков В. А.: Вы знаете, к своей безопасности отношусь, во всяком случае, стараюсь относиться хорошо. Во-первых: на машине, за рулем езжу аккуратно и всегда пристегиваюсь ремнем безопасности. Также, поверьте, не хожу на красный свет светофора. Что касается примет. Во-первых, у всех нас профессиональных спасателей, пожарных есть свои приметы. В черную кошку — верю, в 13 число — верю, 7 — удачное число — верю, и в некоторые другие приметы. Знаю, что нельзя возвращаться, когда собираешься в дорогу. Хотя во всех этих приметах есть на самом деле исторические корни. И все это можно даже объяснить. Если ты возвращаешься, значит, ты не подготовился в путь и не продумал маршрут, и что-то забыл, недодумал, недоделал.

Ведущая: Спасибо большое, Владимир Андреевич, за подробные, исчерпывающие ответы. И за то, что Вы нашли время сегодня приехать к нам и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории. Я еще раз напоминаю, что у нас сегодня в гостях был Статс-секретарь-заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Пучков Владимир Андреевич. Спасибо Вам большое!

Пучков В. А.: Спасибо! Я пользуюсь случаем, во-первых: хочу поблагодарить всех наших пользователей интернета за очень интересные вопросы, которые были заданы, это с одной стороны. Я очень благодарен нашей аудитории, что очень ответственно и с интересом люди относятся к сфере безопасности жизнедеятельности, к сфере сохранения жизни, здоровья, к сфере гражданской обороны, к сфере защиты от ЧС, сфере обеспечения пожарной безопасности. Поверьте, когда мы все очень серьезно займемся этими вопросами, вопросами нашей личной безопасности, совершенствованием нашей культуры безопасности, воспитанием себя, воспитанием наших детей — у нас все с вами будет хорошо. Спасибо! Удачи! Успехов!

Читать ГАРАНТ.РУ в и