Новости и аналитика Интервью Единый государственный экзамен: проблемы и перспективы

Единый государственный экзамен: проблемы и перспективы


Интернет-конференция
Председателя Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации
Миронова Сергея Михайловича

12 мая в 10-30 в ИА ГАРАНТ состоялась интернет-конференция Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Миронова Сергея Михайловича.

Тема конференции: "Единый государственный экзамен: проблемы и перспективы".

Предлагаем вашему вниманию видеозапись.

Интернет-конференция организована ИА ГАРАНТ. Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущая интернет-конференции - Арефина Светлана Ивановна (директор по внешним связям компании "Гарант").

Многолетний эксперимент с Единым государственным экзаменом, стартовавший еще в 2001 году, для выпускников школ завершился.

С 2009 года Единый государственный экзамен приобретает статус обязательного и будет являться единственной формой государственной (итоговой) аттестации выпускников школы.

Пожалуй, ни один эксперимент не вызывал столько споров, сколько эксперимент по введению Единого государственного экзамена.

Изначально ЕГЭ должен был стать неким единым стандартом оценки качества знаний выпускников, уравнять шансы молодежи, в том числе из регионов, на поступление в престижные вузы, снизить коррупцию.

Но, тем не менее, результаты ЕГЭ в разные годы проведения эксперимента стабильно разочаровывали. Многие эксперты заявляют о том, что результаты тестирования не дают объективной оценки знаний, а процедура его проведения до конца не отработана. Предположения о том, что государство, возможно, поторопилось с утверждением обязательной формы ЕГЭ, звучат из уст видных политиков, представителей в сфере образования, родителей школьников и абитуриентов. К тому же, как выяснилось, обещанной правительством общественной экспертизы результатов эксперимента по ЕГЭ так и не было проведено.

Ситуация осложняется тем, что с 1 сентября 2010 года в России начнут действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, второго поколения. В существующем виде ЕГЭ фактически фиксирует те результаты образования, которые заложены в действующем стандарте 2004 года, а с точки зрения стратегических приоритетов развития государства, это, безусловно, очень серьезный тормоз. В результате чего представляется необходимым как минимум приведение требований стандартов второго поколения и требований ЕГЭ к единому знаменателю.

На протяжении всего эксперимента депутаты Государственной Думы ФС РФ неоднократно выступили с законодательными инициативами по доработке и совершенствованию закона о ЕГЭ, а также системы оценки знаний. Председатель Совета Федерации ФС РФ Сергей Миронов разработал законопроект, согласно которому выпускники российских школ имели бы возможность сдавать ЕГЭ в добровольном порядке.

В ходе интернет-конференции обсуждались плюсы и минусы ЕГЭ с учетом практики его применения в российских школах, рассматривались вопросы о том, какая форма ЕГЭ является наиболее приемлемой: обязательная или добровольная, какие нормативные документы, касающиеся ЕГЭ, требуют существенной доработки, нужно ли утверждение государственного стандарта общего образования, как образовательные стандарты нового образца отразятся на проведении ЕГЭ в дальнейшем, и др.

Предлагаем вашему вниманию видеозапись.

 

Ведущая: 1 сентября 2010 года в России начнут действовать образовательные стандарты нового образца. На данный момент ЕГЭ фактически фиксирует те результаты образования, которые заложены в действующем стандарте 2004 года. Соответственно, необходимо как минимум приведение требований стандартов второго поколения и требований ЕГЭ к единому знаменателю. Как Вы полагаете, Сергей Михайлович, какие изменения проведения ЕГЭ следует ожидать с учетом введения новых стандартов? Или же скорее, наоборот, придется дорабатывать стандарты? Этот вопрос поступил от Елены Степанцовой из города Москвы.

Миронов С. М.:

Всем доброе утро! Я с удовольствием отвечу на этот и другие вопросы. Все-таки с самого начала хотел бы заявить однозначную свою позицию: я категорический противник единого государственного экзамена в любой форме. Я считаю, что это очень большая ошибка, сделанная руководством Министерства образования и науки Российской Федерации, и нисколько не сомневаюсь, что мы вынуждены будем вносить коррективы. Может быть, не совсем от меня, и вы правильно упомянули, что у меня есть законопроект, который предлагает добровольность сдачи ЕГЭ. И, соответственно, можно будет поступать в высшие учебные заведения либо по результатам ЕГЭ, либо на основании стандартных экзаменов. Почему? Я думаю, что сегодня в течение нашей встречи я более подробно и более развернуто обосную свою позицию, почему я противник единого государственного экзамена, по крайней мере в тех формах, которые сегодня обязательны для всех выпускников школ и средних специальных учебных заведений, начальных профессиональных учебных заведений и т. д.

Действительно, все нынешние контрольно-измерительные материалы, так называемые КИМы, и сама суть единого государственного экзамена базируются на стандартах образования 2004 года. И действительно, с 1 сентября 2010 года будут введены новые стандарты образования в РФ, их сейчас уже называют стандартами образования нового, или второго поколения. Соответственно, я думаю, что придется менять и подходы, если мы оставим единый государственный экзамен, но, мне кажется, это будет сделать очень трудно, и вот почему. Я цитирую один из документов, где говорится, какое основное отличие новых образовательных стандартов от ныне действующих. Цитирую: обучение в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка за то, каким человеком он выйдет из стен школы через 11 лет. Впервые в новых стандартах прописаны требования к условиям обучения, то есть к обстановке, в которой ведутся уроки. И я задаю себе вопрос: а единый государственный экзамен позволяет сделать выпускника школы и проявить себя как личность? Ведь ЕГЭ , единый государственный экзамен, – это унификация. И когда, по крайней мере, как вы знаете, две категории ответов, так называемые А и Б, проверяются на компьютере, то, соответственно, и подгоняется требование к ученику под то, чтобы было удобно и просто компьютеру все это проверять. О какой тут личности можно говорить? И можно ли выявить по результатам единого государственного экзамена способность выпускника школы думать, способность излагать свои мысли в устной форме, излагать свои мысли в письменной форме? Не представляется, это абсолютно разные вещи.

Вы знаете, с самого начала я хочу сделать три вещи. Первая вещь: я хочу привлечь внимание всей уважаемой интернет-аудитории и всех здесь сидящих к двум очень интересным статьям, которые появились в последнее время по этой проблематике. Небольшая статья появилась в "Литературке" от 1-7 апреля 2009 года, это статья председателя комиссии Мосгордумы по науке и образованию Евгения Бунимовича. Она просто интересная. И, вы знаете, с удовольствием процитирую одну фразу, или определение, которое дал единому государственному экзамену Евгений Бунимович, мне показалось, что он блестяще отражает суть того, что происходит. А он сказал, дословно, что единый государственный экзамен – это наша образовательная кукуруза. Помните, нынешнее поколение не помнит, когда Никита Сергеевич Хрущев в свое время, побывав в Америке, решил, что кукуруза – панацея всего? И заставил сеять кукурузу там, где она никогда и вырасти-то в принципе не могла. Кукуруза сама по себе – очень замечательный продукт. И действительно, очень эффективно можно использовать для производства кормов и много, много другого, но, когда с идиотизмом достойного лучшего применения заставляли кукурузу сеять везде, мы получили то, что получили. Мало, кто помнит, а я лично помню, как в начале 1960-х годов просто исчез хлеб, исчезла мука, не было белого хлеба, был какой-то серый хлеб, непонятно из чего сделанный, потому что просто пропала мука, потому что все сеяли кукурузу. Так вот, возвращаясь к единому государственному экзамену, мне кажется, что Евгений Бунимович очень четко определил, что вот такой тотальный подход и безвариантность приводят нас к такой образовательной кукурузе. А вторая статья принадлежит Льву Айзерману. Кстати, сегодня у меня день под знаком единого государственного экзамена пройдет, потому что с утра я отвечаю на вопросы по ЕГЭ здесь, в компании "Гарант", а в три часа дня пройдет в Совете Федерации очередное заседание комиссии, общественной комиссии, которая мною создана, которая подводит итоги восьмилетнего эксперимента. Потому что никто нигде никогда официально эти итоги не подвел. И мы сочли необходимым восполнить этот пробел. Так вот почему я об этом вспомнил: дело в том, что Лев Айзерман будет участвовать на заседании этой комиссии. И я надеюсь, выступит с интересным докладом, потому что его статья (журнал "Знамя", N 5 2009 год) называется тоже очень интересно: "Технология расчеловечивания, или Как русский язык послали на три буквы". Вы знаете, я давно не испытывал такого удовольствия от чтения такой публицистики. И не потому, что мы полностью совпадаем с ним с точки зрения оценки вредности единого государственного экзамена, но просто блестяще написано. Он преподаватель русского языка и литературы в школе, много-много десятилетий стажа, он лауреат всего, чем только можно быть, он знает все эти проблемы изнутри. И, кстати, у меня такое ощущение, что даже несчастным родителям, несчастным выпускникам – я искренне всех их жалею, потому что им предстоит огромный стресс и очень большие неприятности в связи с необходимостью сдачи ЕГЭ – будет полезно прочитать эту статью. Там даются некие методологические советы от противного, потому что, показывая идиотизм многих заданий, парадокс очень четко показывает, как человек, абсолютно не владеющий русским языком, может, тем не менее, получить 5 баллов, более того, сделать это осознанно. Например, изощренно просто не отвечая на два параметра из ответа категории Б. Он приводит замечательный пример по поводу возможности орфографических ошибок. Если ни одной ошибки за какой-то конкретный ответ, если не сделал ни одной ошибки, или ни одной грубой, получай два балла. Нужно же максимальное количество баллов набрать. Если делает 1 ошибку, то получает 1 балл, а если он делает 2 ошибки, получает 0. И обратите внимание: 2 или 32 – все равно будет ноль. То есть вообще нонсенс. Представьте себе, вы сделали 2 ошибки – да, плохо – или вы сделали 32 ошибки, то есть вы абсолютно не владеете русским языком, у вас все равно будет 0. И он очень хорошо показывает, как действительно эта система работает. Более того, его ученики сдавали в прошлом году экзамен, и он знает, что ребята, которые абсолютно не владеют русским языком, троечники или двоечники, получали четверки. Это опять же некая лотерея. И я, коль скоро упомянул эту статью, просто сделаю сейчас две цитаты, потому что он ссылается на то, что лучше, чем его иные коллеги, об этом не скажешь. Я с удовольствием процитирую двух людей, он молодец, что дает ссылку, где это опубликовано, можно посмотреть и прочитать статью целиком. Сначала еще один интересный парадокс. Вы знаете, что при поступлении в вузы для призеров и победителей всероссийских олимпиад по предметам имеются определенные льготы. Если по той специальности, где нужно сдавать ЕГЭ, ты был призером, то можно поступать без экзамена. Так вот, он приводит результаты 2008 года: сдавало 937 468 выпускников, 100 баллов по математике получили 62 человека – это шестьдесят шесть десятитысячных процента – это мизер, но это Бог с ним. Но знаете, в чем парадокс? Эти 62 фамилии были наложены на список победителей всероссийских олимпиад по математике, ничего не совпало. Обратите внимание, то есть победители олимпиад по математике не получили 100 баллов, а 100 баллов получили те, кто не является ни призером, ни победителем. Вот это один из уникальных парадоксов, который и говорит о пагубности самой идеи. Мы пропускаем и пропустим Ломоносовых, Пушкиных, Достоевских и кого угодно. Более того, в этом году многие получат бумажку по итогам сдачи ЕГЭ в школе и не получат вообще аттестат. Ну давайте скажем: наверное, у нас резко повысится преступность, у нас появятся молодые преступники… потому что куда им деваться? Парней в армию заберут, девчонкам, простите, на панель идти? Куда они пойдут? Им дорога закрыта, обратите внимание, не только в высшие учебные заведения, но и в средние специальные, в техникумы, потому что только на основе ЕГЭ можно сдавать в этом году экзамены. И здесь опять же я упомяну еще об одной несправедливости по отношению к выпускникам прошлых лет. Почему человеку, который имеет золотую медаль или блестящий аттестат, но который жил в том регионе, где не было эксперимента по ЕГЭ год или два назад, сегодня закрыта дорога в высшие учебные заведения? Мы подготовили в Совете Федерации законопроект (сейчас он находится в Государственной Думе), где говорится, что выпускники средней школы, средних специальных учебных заведений и т. д., получившие аттестат о среднем образовании до 1 января 2009 года, должны иметь право поступать в высшие учебные заведения не на основе ЕГЭ, а на основе конкурса, вступительных экзаменов. Причем, на мой взгляд, такая несуразица сегодня впрямую нарушает конституционные права граждан, потому что явно прослеживается неравенство. В чем виноват человек: разве он не окончил школу, не отлично учился? Отлично учился. Почему он не может сегодня поступать? И я уже говорил, про цитаты. Вот в этой статье как раз и рассуждает Лев Айзерман о фундаменте, на котором базируется вся система единого государственного экзамена. И дальше он пишет: "И лучше, чем написано не мной, я не скажу". А вот цитата из статьи Владимира Елистратова в журнале "Русский язык в школе", N 4 за 2005 год: "Принципиальная разница между тестом и настоящим экзаменом заключается в том, что тест – есть механическая проверка частных знаний. Экзамен – проверка умения думать на основании всей приобретенной массы знаний. Творчество – это принципиально нестандартное, а тест – принципиально стандартизированное. Большой экзамен, тот же ЕГЭ, должен быть творческим, а из него делают выбор тестов. То есть проверку совершенно произвольной суммы частных знаний. В целом в гуманитарной области, особенно в области языка, словесности, тест может выполнить лишь традиционную роль частного промежуточного контрольно-проверочного упражнения. Итоговые проверочные степени владения языком могут протекать только в таких формах, в которых экзаменуемый полностью демонстрирует свое владение формой речевой деятельности: говорением и письмом". И еще одна цитата, это уже из статьи Людмилы Охрименковой ("Учительская газета", 1 августа 2006 года): "Унификация экзаменационной системы, что самое главное, ее безальтернативность неизбежно приведут к унификации образования и, как следствие, к унификации мышления детей. В век глобальной компьютеризации, круглосуточного телевидения творческие точки роста детей и без того находятся в депрессивном состоянии. Унификация образовательной системы уничтожит их в зародыше". Завершая свою пламенную речь, я хочу обратиться с таким риторическим вопросом: кто будет создавать конкурентоспособность нашей страны, к которой призывает и президент, и премьер? Серенькие дебильноватые люди, которых загоняют в прокрустово ложе вот этого ЕГЭ? Кто будет способен к самому невероятному творческому мышлению? Кто будет способен на неординарные поступки, неординарные идеи? Те, кого загоняют сегодня и натаскивают и учат же только вот этому? Ведь сейчас натаскивание уже идет, ЕГЭ марширует туда, в среднюю школу, уже в начальной тестирование идет по различным формам. Это та школа, которая всегда считалась самой лучшей в мире? Ведь мы помним Кеннеди, когда он сказал: "Почему Советский Союз победил в Великой Отечественной войне, почему он так быстро восстановил все свое хозяйство, почему они направили первый космический спутник и почему они отправили первого человека в космос?" Он сам ответил: "Ищите ответ в их образовании. Берите самое лучшее, как они преподают математику, и давайте в американские школы". Что и было сделано. Сейчас мы ориентируемся в рамках Болонского процесса, который, кстати, и не носит обязательного характера. Подписав и ратифицировав, мы не обязаны все делать так, как там написано. Почему же мы рубим сук, на котором держалась вся наша система образования? И вы простите, что я так долго, но я еще сейчас скажу одну вещь. Дело в том, что я прочитал вопрос: бедные несчастные родители и выпускники, они нигде не могут найти ответа на элементарные вопросы, потому что долго все это решалось. И вот сегодня у них куча вопросов по этому несчастному ЕГЭ. В этой связи я приготовил для уважаемой фирмы "Гарант" ответы примерно на 23 вопроса. Например: список вузов, где нет ЕГЭ: из 24 вузов только 3 не московские и не питерские – это Нижегородский государственный лингвистический университет им. Добролюбова, Волгоградский государственный медицинский университет и Северо-Кавказский государственный технический университет. Все остальные вузы – Москва и Питер. Господа и товарищи, обращаюсь опять же к Министерству образования, если вы говорите о едином государственном экзамене, где же единство? Давайте тогда честно скажем: мы заранее делим всех выпускников и будущих абитуриентов и студентов на две категории: элитное образование – вот, пожалуйста, списочек, 24 вуза, и серенькое – для всех остальных. Что же это такое? Почему? Зачем? Если уж говорить о едином, давайте единый. Нет, прекрасно понимают и прекрасно знают, что лукавят, когда спрашиваю: дайте статистику, сколько отчислено после первого семестра в институте тех, кто поступал на основании ЕГЭ, и тех, кто сдавал конкурсные экзамены. Сравните статистику. Нет, все замечательно. Ректоры мне говорят: ничего не замечательно. Четкая тенденция – первый семестр переучивают, учат тому, что должны были научить в школе, не научили, потому что натаскивали на единый государственный экзамен. И дальше, кто имеет право все-таки не на основании ЕГЭ поступать? В частности, обязательно просто скажу, что при получении второго высшего образования не требуются данные единого государственного экзамена. Льготы при поступлении, кто является льготником. Я уже говорил, олимпиады, здесь все перечислено. Медалисты, увы, не имеют никаких льгот. И они должны сдавать на основе ЕГЭ. Единственное, если несколько человек получили одинаковые результаты по ЕГЭ, то медалист все-таки идет в первую очередь, это на усмотрение вуза будет, но это опять абсолютно субъективно. Как сдают ЕГЭ выпускники с ограниченными возможностями здоровья? Пожалуйста. Что касается аттестата. Честно говоря, мне просто жаль детей. Дело в том, что есть два обязательных предмета: математика и русский язык. В этом году число выпускников, неуспешно сдавших ЕГЭ, составит 12,5%. Эти данные основываются на высказывании министра образования Фурсенко. В прошлом году по результатам ЕГЭ 25% не сдали литературу, 2-3% – математику, 11,5% – русский язык. В этом году, если не будет сдан и не пройден порог по одному из двух предметов – русскому языку либо математике, – с 7 по 17 июля экзамен можно пересдать. Если не будут сданы два экзамена, выпускник вместо аттестата получит справку об обучении в образовательном учреждении. То есть этот человек отключился и с этой бумажкой вообще никуда не пойдет.

Я попрошу вас разместите вот эту информацию. Мои помощники перерыли все нормативные документы и различные приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, и здесь все соответствует действительности. По поводу срока действия. Прописано очень простое правило: вы можете поступать на основании ЕГЭ, полученного в этом году по 31 декабря следующего года. В этой связи вопрос был очень частый: я сдал ЕГЭ в прошлом году, имею ли я право поступать в этом году на основе? Можете поступать. Это первое. И второе, по военнослужащим. Если молодой человек сдал ЕГЭ и ушел в армию, сейчас, напоминаю, срок службы 1 год, год после окончания службы, в течение года он может поступать по данным тех ЕГЭ. Про досрочный ЕГЭ, кто имеет право и когда оно. С 20 по 30 апреля уже досрочно все сдали. Сдавали досрочно 3600 человек. Как вы знаете, они имели право выбирать предметы. Вот интересная статистика: больше всего сдало русский язык – 1310, на втором месте математика – 1277, но это обязательные предметы, понятно. На третьем месте стоит биология – 327, на четвертом месте – обществоведение – 291, на пятом – физика – 160, на шестом – история – 89, английский язык сдавало 55 досрочно, химию – 25 человек, географию – 24, информатику – 18, литературу – 12, немецкий – 1, французский – 1. Я возвращаюсь к тем вопросам, которых очень много. Продолжительность экзамена: 240 минут – математика, литература, информатика и КТ; 210 минут – физика, история, обществознание и т. д. Творческие вузы: какие экзамены, как? Здесь все написано.

Ведущая:

Большое Вам спасибо за столь подробное выступление и за подготовленные ответы на вопросы.

Миронов С. М.:

Спасибо и Вам. Вывесите подготовленные мною материалы, и люди смогут получить информацию, потому что они просто не знают, где найти ответы на вопросы.

 

Ведущая: Мы их обязательно разместим. Как Вы только что сказали, в России до сих пор никто не проводил никаких официальных итогов эксперимента по введению единого госэкзамена, и лишь только было сообщено, что эксперимент прошел удачно. Как Вы считаете, почему вокруг введения единого госэкзамена так много недосказанности и для чего чиновники, несмотря на столь противоречивые мнения об экзамене, ввели его в образовательный процесс?

Миронов С. М.:

Как я уже говорил, истоки лежат в Болонском образовательном процессе. Поспешное, необдуманное, скоропалительное присоединение России к Болонскому процессу привело ко многим, на мой взгляд, непродуманным решениям, начиная от двухуровневого образования. Я считаю, что это не лучший вариант. Уверен, что бакалавры еще долго никому не будут нужны на рынке труда. Это просто недоучки. Простите, но я все называю своими именами и пользуюсь терминологией работодателя. Они говорят: "Иди доучись, получи магистерский диплом, тогда приходи". Когда абитуриенты поступают на первый курс – на бакалавриат, система примерно такова: три, четыре, пять бюджетных групп, а одна, максимум две – платные. А когда вы заканчиваете бакалавриат и хотите идти в магистратуру, получается зеркальная картина: одна группа – бюджетная и три, четыре, пять – платные. Хочешь учиться дальше, плати денежки. И уже более 50% молодых выпускников высших учебных заведений несколько лет подряд получают образование за деньги. То есть норма Конституции РФ, в которой написано, что любой гражданин имеет право получить бесплатное высшее профессиональное образование, сегодня все больше и больше является "бумажной декларацией". Подавляющее большинство выпускников получают образование за деньги. Недавно министр науки и образования выступал в Госдуме. Руководство Госдумы очень жестким голосом говорило: "Не дадим оболгать единый государственный экзамен, светлое будущее". Очень трудно признавать ошибки, но это обязательно нужно будет сделать. Жизнь заставит. Я знаю, что эта ошибка приводит, как очень правильно сказал один министр, "к дебилизации наших, и не только, выпускников школ, но и дебилизации, точнее сказать, всего высшего образования". И опять же, надо ли нам идти по этому пути? Я думаю, что упорство, которое явно достойно лучшего применения, здесь все-таки не самое лучшее. Обществознание, история, литература не могут сдаваться на основе ЕГЭ. Очень многие о войне 1812 года узнавали не из учебников истории, а по роману Толстого "Война и мир", о сталинских репрессиях читали у Солженицына, Пугачева знают по "Капитанской дочке" Пушкина. Литература у нас всегда была на высоте, потому что граждане нашей страны – очень творческие, их творческий подход закладывался на уроках литературы на основе великой русской литературы, великой русской культуры. Поэтому у меня нет ответа, почему они так делают. Я могу с ужасом представить, что сейчас начнется по итогам сдачи ЕГЭ в школе, когда пройдут экзамены по русскому и математике. Несчастные родители, которые понимают, что 10-11 лет учили ребенка в школе, а он получит какую-то бумажку, с которой ничего сделать не сможет. Пересдать единый государственной экзамен можно будет только через год, а не учась в школе, это очень трудно сделать. Сейчас все бросились к репетиторам, а это огромные деньги. И я сразу перейду к вопросу о коррупции. Давайте мы не будем сами себя обманывать. Да, возможно, из высшей школы коррупция в какой-то части ушла, но она пришла в среднюю школу как раз на этап сдачи единого государственного экзамена в виде возможной покупки ответов через Интернет, через код и через оплату определенной суммы, а также в виде каких-то других вещей.

 

Ведущая: Преподаватели и представители государственных органов утверждают, что компьютерные базы данных с результатом ЕГЭ находятся под надежной защитой и попытки их взлома исключены, хотя не раз предпринимались. В 2007 году единый госэкзамен запомнился скандалом, причиной которого послужило размещение в Интернете за несколько часов до начала проведения ЕГЭ выпускником школы, находящейся в Ленинградской области, оригиналов тестов и ответов на них. Как Вы полагаете, как такое могло произойти и может ли ситуация повторяться в последующем снова?

Миронов С. М.:

Как конкретно произошло, я не знаю, но то, что может повториться снова, не сомневаюсь. И пусть меня уверяют в том, что все защищено, практика показывает и будет показывать обратное. Многие чиновники с удовольствием потирают руки в ожидании очень больших прибылей из-за того, что будут использовать служебное положение и еще что-то. И такие факты, к сожалению, думаю, будут. Я противник ЕГЭ. Говорят: "Что же Вы не видите очевидных плюсов? Плюс в том, что выпускники различных отдаленных регионов, сельских школ могут поступать в любые высшие учебные заведения". Но, как вы видели, не в любые. То есть сразу делается отсечка. А во-вторых, есть интересный момент. Понимаете, нигде не написано, что главная идея, на чем настаивали идеологи ЕГЭ, – независимая форма оценки знаний. Решили соединить, на мой взгляд, несоединимое, то есть итоговую аттестацию школы и вступительные экзамены в вуз. Это две разные вещи, их нужно разъединять. Я в этом абсолютно убежден, и к этому мы все равно обязательно придем. Но считалось, что в школах директора и учителя заинтересованы, чтобы были хорошие показатели. Ошибки исправляют ручкой за ученика. Такова презумпция виновности к нашим педагогам, которым на самом деле нужно поклониться в ножки за то, что они за ту зарплату все равно учат и сеют вечное, светлое, доброе. Значит, Бог с ней, с этой презумпцией виновности. Но обратите внимание, когда говорится о независимой оценке, я задаю себе очень простой вопрос и тут же нахожу в нем ответ. Неужели нельзя придумать иной формы? Представьте себе, что, учитывая географию нашей страны, у нас есть семь федеральных округов. Как минимум в столицах семи федеральных округов, начиная, допустим, с 1 июня по 1 августа два месяца работают выездные независимые комиссии, составленные из преподавателей высших учебных заведений со всей России. Допустим, во Владивостоке или в Хабаровске экзамены принимают в основном преподаватели высшей школы из разных вузов европейской части. Каждый абитуриент себе выбирает необходимый перечень предметов, приходит в независимую комиссию, сдает обычный экзамен и получает официальный документ со степенями защиты. Обратите внимание, что в этот город приехали педагоги из вузов совершенно другого региона. Они ни в чем не заинтересованы, не знают, в какой вуз пойдет ребенок, потому что он сам набирает себе необходимое количество балов. Каждый год эта система меняется, то есть никто не ездит два года подряд в один и тот же город. Вот один из возможных алгоритмов, механизмов. Поэтому я считаю, что идея обеспечения независимости оценки может быть достигнута иными путями, и не обязательно через ЕГЭ.

 

Ведущая: Сергей Михайлович, мы сейчас слышим и знаем о том, что Вы выступаете с очень резкой критикой ЕГЭ. Однако на самом деле некоторые приводят и аргументы в пользу ЕГЭ. И мне бы хотелось услышать Вашу оценку, что Вы об этом думаете. Вот некоторые из них. ЕГЭ дает внешнюю оценку, а не самооценку деятельности школы. Общеизвестно, что школы натягивали положительные оценки неуспевающим и обеспечивали высокие оценки нужным ученикам. Другое, например, возможно, низкие результаты сдачи ЕГЭ пока что объективная ситуация с падением уровня преподавания в школах. Ученики не учатся, учителя не учат. Правильный диагноз необходим для лечения. Вот такие аргументы совсем недавно приводил в пользу ЕГЭ министр Фурсенко. Не кажутся ли Вам эти доводы достаточно убедительными, чтобы все-таки в какой-то степени признать необходимость и актуальность ЕГЭ?

Миронов С. М.:

Я начну со второго вопроса. Рецепт гениально простой: платите учителям в пять раз больше, чем сейчас, гениальнее будут выпускники школы без всякого ЕГЭ, я вам гарантирую. И более того, конкурсы самые высокие будут в педагогические вузы. Несчастный учитель не может себе лишнюю книжку купить, потому что зарплата, которую он получает, только позволяет семью прокормить. Уже 20 лет назад учителя должны были быть на пенсии и все равно работают, и не потому, что пенсия нищенская, хотя и это есть, а просто некому работать, никто не идет в школу. Вы спросите выпускников педагогических вузов, сколько из них идут работать учителями в школу? Отдельная проблема – сельская школа, где иногда школа – последний очаг культуры и закрывается в том числе, потому что там педагогов нет. Я отвечаю: платите нормальную зарплату учителям, и тогда мы увидим совершенно другое образование. Приведу пример. Я специально не назову, хотя я знаю, республику, сразу хочу сказать, это не Северо-Кавказская республика, это республика из Приволжского федерального округа, где президент республики поступил прагматично, очень просто в условиях ЕГЭ. Он сделал это еще в прошлом году, у него уже в обязательном порядке проводился ЕГЭ, он хочет, чтобы выпускники школы были конкурентоспособными. Он вызвал всех директоров школ и сказал: я вам заранее даю нижние пороги по всем предметам, кто сделает ниже хоть по одному предмету – уволю. И вся республика сдала очень успешно экзамены по всем предметам, потому что, обратите внимание, сдавали экзамены в другой школе, может быть, в другом районе, но он же созвал всех директоров школ. И дал всем установку. Это было на территории республики. И он прекрасно понимает, раз государство ставит перед детьми или перед педагогами такие условия, тогда можно в очередной раз сыграть с государством в хорошо известную игру. Мы сделаем так, чтобы мои дети поступали в вузы. Мне нужны специалисты, а также, чтобы у меня были ребятки умные и с образованием. Вот что он сделал. И я думаю, что не он один такой умный. Самое главное, на что нужно обратить внимание, это на то, в какие условия его ставит государство, Министерство образования. Пусть мои дети не остаются на улице, а поступают в вузы и Москвы, и Петербурга, и других городов, и у себя в республике, и пусть результаты будут вполне нормальными. Поэтому я не считаю, что это действительно достоинство, как я уже сказал, по поводу возможности поступления. Вот тот алгоритм, который приводил, пожалуйста, те же самые результаты по каждому предмету, делай заверенные копии, направляй в любые вузы – и тоже будешь поступать. Поэтому есть альтернатива. Таким образом, я очень критически отношусь к тестам, хотя меня за это бьют. И многие справедливо приводят пример, что есть очень хорошие тесты. Я не против тестов. Я против самой системы. Самое элементарное в начальной школе, как мы проверим таблицу умножения? Составим тесты. Таблица она и есть таблица. И многие вещи: и физика, и математика, и химия, и биология действительно могут проверяться тестами, и вполне успешно, чтобы понять, насколько ученик освоил ту или иную тему. Это может быть и экзамен. Я уже назвал три дисциплины, как минимум, еще раз повторю: обществознание, история и литература, на мой взгляд, которым просто противопоказаны любые тесты и любые формы единого государственного экзамена в том виде, в котором он сейчас принимается. Вот мне кажется, что те плюсы, о которых говорят, это надуманные плюсы, потому что эти плюсы можно достичь и другими формами, и другими путями.

 

Ведущая: Не считаете ли Вы, что установление срока действия результатов ЕГЭ в два года является целесообразным?

Миронов С. М.:

Вы знаете, что результаты ЕГЭ действуют в течение двух лет. У меня как у человека, который получил пять высших образований этот вопрос вызывает недоумение. Кстати, у меня было первое вечернее образование, потому что я после армии пришел, у меня не была еще окончена средняя школа, потому что я ушел из техникума в армию. И понятно, что я потом мог бы поступать и в другие высшие учебные заведения, в том числе сдавая свой аттестат о среднем образовании и прикладывая диплом, что у меня одно образование высшее есть. Поэтому непонятно, почему два года, почему не три года? Почему не пять лет? Мало ли какие бывают житейские обстоятельства. И человек, я имею в виду выпускника, вынужден будет снова сдавать ЕГЭ. А ведь мы прекрасно понимаем: одно дело, когда педагоги каждый день на протяжении двух-трех последних лет все время натаскивают, и другое дело, когда ты сам будешь что-то повторять. Я бы продлил этот срок. Но, честно говоря, когда я прочитал, что по крайней мере если в этом году не поступишь, можешь поступить в будущем году, стало как-то легче.

Ведущая:

У нас в зале присутствует пресса, если кто-то желает задать вопрос, пожалуйста, задавайте.

 

Вопрос из зала: Наталья Мушкатерова, еженедельник "Эхо планеты", ИТАР-ТАСС. Скажите, пожалуйста, чем отличается ЕГЭ, который проводится на Западе, от ЕГЭ, который проводился все это время в России экспериментально?

Миронов С. М.:

Начнем с того, что на Западе многие страны уходят от этого. Отталкиваясь от Вашего вопроса, я бы внес еще одно предложение. Давайте посмотрим на нашу демографическую ситуацию: сколько у нас вообще выпускников в школах? Сколько у нас студенческих мест: и бюджетных, и внебюджетных? И, может быть, сделаем так, как, например, практикуется во Франции, других странах, где дается возможность поступить на первый курс престижных университетов (Сорбонна и т. д.) любому желающему и итог первой сессии является как бы вступительным экзаменом? Если ты ее сдаешь, значит, ты способен учиться, а не сдаешь – будешь отчислен. Может быть, стоит специально создавать большее число групп на первом курсе, потому что после первой сессии количество студентов уменьшится и останется уже необходимое количество. Что касается формы проведения подобного экзамена на Западе, у них есть только тесты. И на основании этих тестов они сдают выпускные экзамены либо вступительные. Например, во Франции обязательно каждый выпускник, потому что французская школа философии всегда была знаменита, пишет эссе на тему философии. Это к тому, что, как я считаю, каждый выпускник нашей школы должен писать сочинение, где четко будет видно, как он умеет излагать свои мысли, как он владеет русским языком. Сочинение – это очень хорошая форма оценки знаний.

Ведущая:

Сергей Михайлович! Разрешите мне от имени всех присутствующих в зале и от имени нашей интернет-аудитори поблагодарить Вас.

Миронов С. М.:

Позвольте с вашего позволения обратиться к интернет-аудитории и сказать, что у меня есть мой персональный сайт www.mironov.ru. И если сегодня на чей-либо вопрос я не ответил, присылайте его на мой персональный сайт. В зависимости от сложности вопроса, в течение недели или двух я на него обязательно отвечу.

Ведущая:

Спасибо большое, Сергей Михайлович. Ну что ж, я благодарю Вас за то, что вы нашли время к нам сегодня приехать и дать столь подробные и исчерпывающие ответы на вопросы.

Миронов С. М.:

Спасибо вам. Ну а я в завершение хочу искренне пожелать всем выпускникам школы этого года – ни пуха, ни пера! Я надеюсь, они ответили мне правильно. Наш народ и не такое побеждал! ЕГЭ тоже победим!

 

Материалы подготовленные Советом Федерации к Интернет-Конференции

1. Список вузов без ЕГЭ

Перечень вузов, которым разрешены собственные вступительные экзамены в 2009 году, помимо ЕГЭ.

1.Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

2.Московский педагогический государственный университет

3.Московский физико-технический институт (государственный университет)

4. Московский государственный лингвистический университет

5.Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ

6.Государственный университет - Высшая школа экономики

7.Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

8.Санкт-Петербургский государственный университет 9.Академия народного хозяйства при Правительстве РФ

10. Московский государственный медико-стоматологический университет

11. Московская государственная юридическая академия

12.Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова

13.Финансовая академия при правительстве РФ

14.Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)

15. Волгоградский государственный медицинский университет

16.Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

17.Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики

18.Российская академия правосудия

19.Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова

20.Российский государственный медицинский университет

21.Московский государственный университет печати

22.Северо-Кавказский государственный технический университет

23.Государственный университет управления (ГУУ)

24. Московский государственный институт международных отношений (университет)

 


2. Прием в вуз без результатов ЕГЭ .

На основании вступительных испытаний, проводимых в форме, установленной самим учебным заведением, могут быть зачислены следующие категории поступающих:

1 Иностранные граждане;

2 Имеющие среднее профессиональное образование, для обучения по сокращенным программам бакалавриата соответствующего профиля;

3. С ограниченными возможностями здоровья (в случае отсутствия у них результатов ЕГЭ)

4. Желающие получить второе высшее образование;

5.Поступающие на второй и последующие курсы на основании академической справки о незаконченном высшем образовании или диплома о неполном высшем образовании;

6. Поступающие в магистратуру.

3. Поступающие на второе высшее образование.

Прием в вуз без результатов ЕГЭ.

4. Льготы при поступлении. Категории льготников.

Без вступительных испытаний в вузы принимаются:

1. победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников при поступлении по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю предмета, в котором они участвовали

2. члены сборных команд России, участвовавшие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам школьников при поступлении на специальности, соответствующие профилю предмета международной олимпиады

3. чемпионы Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских игр (при поступлении на соответствующие профильные специальности в области физической культуры и спорта)

4. победители и призеры 120 вузовских олимпиад школьников - по усмотрению вузов.

5. ЕГЭ и медалисты.

Золотой или серебряной медалью "За особые успехи в учении", а также похвальными грамотами "За особые успехи в изучении отдельных предметов" награждаются выпускники, проявившие исключительные способности в обучении. Это является одной из форм поощрения лучших учеников со стороны школы.

При поступлении в вуз для медалистов льготы не предусмотрены.

Однако наличие ведали будет принято во внимание вузом при выборе среди абитуриентов с одинаковыми результатами ЕГЭ.

6. ЕГЭ и выпускники с ограниченными возможностями здоровья.

Выпускники с ограниченными возможностями здоровья могут проходить итоговую аттестацию в форме ЕГЭ или традиционного экзамена, написав соответствующее заявление.

Граждане с ограниченными возможностями здоровья, имеющие среднее(полное) или среднее профессиональное образование, могут подать заявление о приёме в вуз/ссуз на первый курс как по результатам ЕГЭ, так и порезультатам проводимых вузом вступительных испытаний (при отсутствии

результатов ЕГЭ).

7. ЕГЭ и аттестат.

Для подтверждения освоения школьной программы и получения аттестата нужно набрать по каждому из обязательных предметов - по русскому языку и математике - не ниже минимального количества баллов по 100-балльной шкале. Результаты ЕГЭ в пятибалльную систему не переводятся.

Минимальный "порог" будет известен в течение 6-8 дней после того, как выпускники основного потока сдадут ЕГЭ по обязательным предметам:

- по русскому языку -до 7 июня (после ЕГЭ 29 мая)

- по математике - до 12 июня (после ЕГЭ 4 июня)

Сведения о результатах ЕГЭ поступают в школу.

Если объявление результатов задерживается, нужно обратиться в местный региональный орган управления образованием.

В аттестат о среднем образовании выставляются итоговые отметки, которые определяются как среднее арифметическое годовых отметок выпускника за 10 и 11 классы, по традиционной 5-балльной системе.

Победителями и призерам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету, соответствующему профилю олимпиады, в аттестат выставляется отметка "5".

Школы обязаны выдать выпускникам аттестаты и свидетельства о ЕГЭ с 20 по 30 июня.

8. Нижний порог.

Нижний порог аттестации знаний по 100-балльной шкале будет известен в течение 6-8 дней, после того, как выпускники сдадут ЕГЭ по предмету в "основной волне" сдачи.

- по русскому языку - в период до 7 июня, после ЕГЭ 29 мая

- по математике - до 12 июня, после ЕГЭ 4 июня

- информатика и ИКТ, биология - до 4 июня, после ЕГЭ 26 мая

- география, литература - в период до 7 июня, после ЕГЭ 01 июня

- иностранные языки - до 14 июня, после ЕГЭ 8 июня

- обществознание, химия - до 17 июня, после ЕГЭ 11 июня

- история, физика до 20 июня, после ЕГЭ 15 июня

9. Неудовлетворительная оценка по ЕГЭ. Пересдача ЕГЭ.

Не сдав один из двух обязательных ЕГЭ, т.е. получив баллы ниже установленного минимума, выпускник вправе один раз один предмет пересдать.Сделать это можно в специальные дополнительные дни уже в текущем году - с 7 по 17 июля.

Не набрав необходимых минимальных баллов сразу по двум обязательным экзаменам (русскому и математике), выпускник не имеет права на пересдачу и может предпринять попытку сдать эти ЕГЭ только на следующий год. Вэтом случае выпускник в текущем году не получит свидетельства ЕГЭ, а вместо аттестата ему выдается справка об обучении в к школе.

Если выпускник, сдавая любой предмет по выбору (не русский язык и не математику), получает оценку ниже минимального количества баллов, то он может пересдать этот ЕГЭ только на следующий год.

Если выпускник по двум обязательным предметам наберет баллы выше установленного минимального порога, а по предмету(-ам) по выбору, - ниже, то он все равно получит аттестат.

10. Срок действия свидетельства о ЕГЭ.

Я сдавал ЕГЭ в 2008 году, могу ли я использовать результаты при поступлении в 2009 году.

Свидетельство о результатах ЕГЭ действует до 31 декабря года, следующего за годом его получения, т.е. свидетельство о ЕГЭ образца 2009 года действительно до 31 декабря 2010 года.

Имеющие 2 и более свидетельств о результатах ЕГЭ, срок действия которых не истек, вправе самостоятельно определить актуальность результатов ЕГЭ, полученных ими в разные годы.

11. Военнослужащие и ЕГЭ.

Лица, получившие свидетельство о результатах ЕГЭ и призванные в том же
году в Вооруженные Силы Российской Федерации, имеют право использовать
результаты ЕГЭ в течение года с момента увольнения с военной службы. '

12. Досрочная сдача ЕГЭ.

Расписание досрочного проведения ЕГЭ

- 21 апреля (вторник) - русский язык

- 23 апреля (четверг) - математика

- 25 апреля (суббота) - литература, физика, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский)

- 27 апреля (понедельник) - информатика и ИКТ, биология, обществознание

- 29 апреля (среда) история, география, химия

- 30 апреля (четверг) - дополнительный день для тех, кто по уважительным причинам не сдал какой-либо ЕГЭ.

Имеют право сдавать ЕГЭ досрочно (с 20 по 30 апреля);

- выпускники вечерних (сменных) школ, призванные в ряды Российской Армии

- выезжающие на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы

- выезжающие за рубеж на постоянное место жительства или для продолжения обучения

- направляемые по медицинским показаниям в лечебно-профилактические и иные учреждения для проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в период проведения государственной (итоговой) аттестации

- выпускники общеобразовательных учреждений Российской Федерации,

расположенных за пределами Российской Федерации, в государствах со

сложными климатическими условиями

13. Расписание проведения ЕГЭ.

Расписание проведения основной волны ЕГЭ в 2009 году

- 26 мая (вторник) - информатика и ИКТ, биология

- 29 мая (пятница) - русский язык

- 1 июня (понедельник) - география, литература

- 4 июня (четверг) - математика

- 8 июня (понедельник) - иностранные языки (английский, французский, немецкий испанский)

- 11 июня (четверг) - обществознание, химия

- 15 июня (понедельник) - история, физика

* Для тех, кто в эти сроки не сдал ЕГЭ по уважительным причинам (болезнь, семейные обстоятельства и т.п.) есть возможность сдать экзамены в резервные дни:

- 11 июня (четверг) - русский язык

- 15 июня (понедельник) - математика

- 18 июня (четверг) - обществознание, биология, физика, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский)

- 19 июня (пятница) - география, химия, литература, история, информатика и ИКТ

Сдают ЕГЭ в основной волне (с 26 мая по 19 июня)

-выпускники общеобразовательных учреждений текущего года, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, обучавшиеся в данном образовательном учреждении по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах;

-лица, освоившие образовательную программу среднего (полного) общего образования в форме экстерната, семейного образования или самообразования;

-выпускники прошлых лет для участия в конкурсе в ссузы и вузы;

-лица, получившие среднее (полное) общее образование в иностранных образовательных учреждениях;

-обучающиеся в учреждениях начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования.

Расписание проведения ЕГЭ в дополнительные сроки

- 7 июля (вторник) - русский язык, химия, информатика и ИКТ

- 10 июля (пятница) - математика, литература, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский)

- 13 июля (понедельник) - обществознание, география, физика

- 15 июля (среда) - биология, история

- 17 июля (пятница) - дополнительный день для сдачи ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам для тех, кто по уважительным причинам не сдал ЕГЭ в установленные сроки.

Сдают ЕГЭ в дополнительные сроки (с 7 по 17 июля)

- закончившие учреждения НПО, СПО в текущем учебном году и не имевшие возможности участвовать в ЕГЭ в мае-июне;

- получившие среднее (полное) общее образование в иностранных образовательных учреждениях;

- пропустившие сдачу ЕГЭ по уважительным причинам, участники ЕГЭ -выпускники текущего года, получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительный результат по одному общеобразовательному предмету;

- выпускники прошлых лет, не имевшие возможности участвовать в ЕГЭ в период проведения государственной (итоговой) аттестации.

Продолжительность экзаменов в 2009 году

Единый государственный экзамен по всем предметам начинается в 10:00 по местному времени во всех субъектах Российской Федерации.

- 240 минут - математика, литература, информатика и ИКТ

- 210 минут_- физика, история, обществознание

- 180 минут - русский язык, биология, география, химия

- 160 минут - иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский)

14. Вступительные испытания, в том числе в творческие вузы

В 2009 году вуз вправе определить 3 из 4 вступительных испытаний, установленных по каждой специальности. Обязательными для поступления на все специальности являются результаты вступительных испытаний по русскому языку и так называемому профильному предмету.

Вуз самостоятельно определяет минимальное количество "проходных" баллов только по профильному предмету, но не меньше минимального порога, установленного Рособрнадзором. По всем предметам минимальный порог станет известен в течение 6-8 во время сдачи ЕГЭ в основной период (с 26 мая по 19 июня).

Вузы могут проводить дополнительные к ЕГЭ вступительные испытания абитуриентов случае их наличия, а именно:

В 2009 году 24 вузаполучили право провести одно дополнительное испытание профильной направленности по ряду специальностей. Результаты дополнительных испытаний оцениваются по 100-балльной шкале.

По специальностям творческой и профессиональной направленности, требующим наличия творческих, физических или психологических качеств, вузы, кроме результатов трех экзаменов в виде ЕГЭ из Перечня вправе провести дополнительные испытания, но только по тем предметам, которых нет в Перечне. Число таких испытаний не ограничено, а форма определяется самим вузом с учетом п.42 Порядка приема в вузы.

Вузы имеют право заменить третье вступительное испытание из Перечня, установленного приказом Минобрнауки России на вступительное испытание по родным языку и литературе в форме, определяемой вузом при приеме на специальности "Филологическое образование", "Родной язык и литература", "Педагогика" и "Педагогика и методика начального образования", связанные с изучением родных языков и литературы.

15. Процедура и место проведения ЕГЭ. ЕГЭ в аудитории, что принести с собой.

Единый государственный экзамен организуется в специальных пунктах проведения ЕГЭ (ППЭ).

Пункты проведения ЕГЭ размещаются в образовательных учреждениях или в иных зданиях, отвечающих соответствующим требованиям. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, определяют организационно-территориальную схему проведения ЕГЭ в субъекте Российской Федерации, в том числе места регистрации на сдачу ЕГЭ, количество и места расположения пунктов проведения ЕГЭ и распределение между ними участников ЕГЭ.

Количество и места ППЭ определяются исходя из того, что время доставки участников ЕГЭ к пункту проведения ЕГЭ должно составлять не более одного часа.

В ППЭ нужно приходить с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность, и пропуском на сдачу ЕГЭ, выданным по месту регистрации на сдачу ЕГЭ.

Перед началом экзамена участникам ЕГЭ еще раз напоминают правила проведения ЕГЭ (как заполнять бланки, сколько продолжается экзамен, как подавать апелляции, где и когда можно ознакомиться с результатами ЕГЭ и т.п.). После ознакомления с правилами выдаются экзаменационные материалы (КИМы и бланки ЕГЭ). В первую очередь участник ЕГЭ должен заполнить регистрационные поля бланков ЕГЭ. После того, как все заполнили регистрационные поля бланков, официально объявляется о начале экзамена с указанием времени его окончания.

Виды бланков ЕГЭ

- На ЕГЭ используются только бланки, утвержденные приказом Рособрнадзора:

- Бланк регистрации

- Бланк ответов № 1 (для ответов на задания типа А и В)

- Бланк ответов № 2 (для ответов на задания типа С)

Правила заполнения бланков

Бланки ЕГЭ заполняются черными чернилами. Следует пользоваться только гелевой, капиллярной или перьевой ручкой. Запрещено использовать для заполнения бланков цветные чернила вместо черных, карандаш.

Разрешено пользоваться во время ЕГЭ

- Физика - линейка и непрограммируемый калькулятор, обеспечивающий выполнение всех арифметических действий, вычисление квадратного корня и тригонометрических функций (sin,cos,tg)

- Химия -непрограммируемый калькулятор

- География -линейка и транспортир

Все остальное, что не входит в данный перечень, использовать запрещено (в том числе мобильные телефоны и другие средства связи, другие электронно-вычислительные устройства, не входящих в перечень разрешенных, а также справочные материалы)

При нарушении порядка проведения ЕГЭ и отказе от его соблюдения организаторы вправе удалить участников ЕГЭ с экзамена.

16. Случаи, когда школьник может быть не допущен к сдаче ЕГЭ. Допуск к государственной итоговой аттестации.

Допуск к государственной итоговой аттестации - подведение итогов по всем предметам. Какие должны быть условия допуска к аттестации решает субъект Российской Федерации и школа. (В школах пишутся школьное сочинение, изложение, контрольные). По их результатам выставляют оценки в аттестат. Если нет двоек ученик допущен к государственной итоговой аттестации, которая проходит в форме ЕГЭ.

17. Порядок приема документов. Ксерокопия свидетельства о ЕГЭ.

Прием документов на первый курс начинается не позднее 20 июня и заканчивается 25 июля.

Документы должны быть представлены лично или отправлены по почте заказным письмом с обязательной описью вложения и уведомлением о получении. Последний срок отправки документов заказным письмом - 10 июля (согласно штемпелю). Прием документов, направленных по почте, завершается 25 июля.

В вуз необходимо представить:

- письменное заявление о приеме;

- оригиналы или нотариально заверенные ксерокопии документов, удостоверяющих личность, гражданство;

- оригиналы или нотариально заверенные ксерокопии документа государственного образца об образовании, свидетельства о. результатах ЕГЭ;

- и необходимое количество фотографий;

- другие документы согласно правилам приема в вуз

При подаче заявления о приеме в высшее учебное заведение поступающий по своему усмотрению представляет оригинал или заверенную ксерокопию документов, удостоверяющих его личность, гражданство, оригинал или заверенную ксерокопию документа государственного образца об образовании и необходимое количество фотографий. При приеме на первый курс поступающий представляет оригинал или заверенную ксерокопию свидетельства о результатах ЕГЭ.

Если оригинал или копия свидетельства о результатах ЕГЭ не могут быть представлены на момент подачи заявления о приеме по объективным причинам, поступающий в заявлении указывает сведения о сдаче ЕГЭ и его результатах (или о месте сдачи ЕГЭ в дополнительные сроки проведения ЕГЭ), а также причину отсутствия свидетельства о результатах ЕГЭ.

Приемные комиссии вузов через Федеральную базу свидетельств о результатах ЕГЭ (ФБС) ОБЯЗАНЫ осуществить контроль за достоверностью сведений об участии в ЕГЭ и результатах ЕГЭ, предоставленных поступающим.

Поступающий вправе направить свои документы в любое количество вузов, на несколько направлений подготовки (специальностей), а также на различные формы получения образования.

18. Апелляция

Можно подать апелляцию

по процедуре проведения ЕГЭв ППЭ в день проведения экзамена

по полученным результатамв школу или конфликтную комиссию региона в течение 2х дней после объявления результатов ЕГЭ по предмету

Участник ЕГЭ вправе подать апелляцию как по процедуре проведения экзаменов, так и в случае несогласия с полученными результатами. Порядок, сроки и место приема апелляций объявляются участникам ЕГЭ за 2 недели до начала проведения экзаменов.

Оспорить выставленные баллы можно в течение 2 рабочих дней со дня объявления результатов ЕГЭ по предмету. Апелляция должна быть подана в

образовательное учреждение, в котором выпускник осваивал программу среднего образования.

Выпускник имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. Члены комиссии, ранее проверявшие экзаменационную работу выпускника, в этом процессе не участвуют.

В рассмотрении апелляции по процедуре проведения экзамена не принимают участие те, кто организовывал и проводил экзамен по предмету.

Не рассматриваются апелляции по вопросам содержания и структуры КИМов, а также по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ установленных требований к выполнению экзаменационной работы.

19. Общественные наблюдатели.

В качестве общественных наблюдателей могут быть аккредитованы:

- работники средств массовой информации

-члены родительских комитетов общеобразовательных учреждений

-члены попечительских советов общеобразовательных учреждений

-члены общественных объединений и организаций

-работники образовательных учреждений

-представители органов законодательной власти

Все эти лица не могут выступать в качестве общественных наблюдателей на пунктах проведения ЕГЭ (ППЭ), в которых сдают экзамены их родственники.

Также работник, член родительского комитета или член попечительского совета образовательного учреждения не может быть допущен в качестве общественного наблюдателя в ППЭ, в котором сдают экзамен выпускники образовательного учреждения, которое он представляет.

Аттестацию лиц, желающих стать общественными наблюдателями, осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, занимающийся управлением в сфере образования, по согласованию с государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).

20. Кто пишет задания для ЕГЭ.

Контрольные измерительные материалы (КИМы) готовит Федеральный институт педагогических измерений.

КИМы по всем общеобразовательным предметам (кроме литературы и иностранного языка) включают в себя задания трех типов:

Тип А — задания с выбором правильного ответа из четырех предложенных

Тип Б - задания с кратким свободным ответом (словосочетание или число)

Тип С - задания со свободным развернутым ответом: словесное обоснование, математический вывод, эссе, доказательства, изложение собственной позиции.

21. Кто проверяет задания для ЕГЭ

Тип А компьютер

Тип Б компьютер

Тип С независимые эксперты. Вначале работают два независимых друг от друга эксперта из числа местных преподавателей, назначенных для этой работы госкомиссией. При расхождении двух мнений экспертов назначается третий.

22. ЕГЭ и новые стандарты

С 1 сентября 2010 года в России начнут действовать образовательные стандарты нового образца, или, как еще говорят, второго поколения.

Основное отличие новых стандартов от ныне действующих - обучение в школе становится более личностным, школа теперь не просто дает знания, она становится ответственной за развитие личности ребенка, за то, каким<человеком он выйдет из стен школы через 11 лет. Впервые в новых стандартах тэописаны требования к условиям обучения, то есть к обстановке, в которой ведутся уроки.

Проблема - Единый госэкзамен. В существующем виде ЕГЭ фактически фиксирует те результаты образования, которые заложены в действующем стандарте 2004 года. Но с точки зрения стратегических приоритетов развития государства это, безусловно очень серьезный тормоз. Потому что школа работает на тот результат, который от нее ждут. К сожалению, сегодня результатом работы школы является Единый государственный экзамен.

23. Какие последствие ждут школу, если учащиеся плохо сдадут ЕГЭ (закрытие школы).

Школу не закроют. Но сейчас на основании ЕГЭ делаются все выводы:

оцениваются знания школьников, работа учителей, школ, регионов. А за этим бюджетные потоки, кого-то награждают, кого-то наказывают.

Но ни один критерий не может быть единственным, а он по факту сейчас единственный -ЕГЭ.