Новости и аналитика Интервью Эффективная правовая модель взаимодействия региональной и муниципальной власти на примере Воронежской области

Эффективная правовая модель взаимодействия региональной и муниципальной власти на примере Воронежской области

 

 


Интернет-Конференция
Губернатора Воронежской области
Гордеева Алексея Васильевича

17 июля 2009 года в 16.00 в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялась интернет-конференция Губернатора Воронежской области Гордеева Алексея Васильевича .

Тема конференции: "Эффективная правовая модель взаимодействия региональной и муниципальной власти на примере Воронежской области".

Интернет-конференция организована Информационным агентством ГАРАНТ. Информационное агентство ГАРАНТ свидетельство: ИА N 77-14642. При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Ведущий интернет-конференции Царь Сергей Петрович (ИА ГАРАНТ).

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Гордеева Алексея Васильевича - Губернатора Воронежской области.

Уважаемый Алексей Васильевич, позвольте поприветствовать Вас в компании "Гарант" и поблагодарить за то, что Вы нашли время приехать к нам и ответить на вопросы нашей интернет-аудитории!

Тема сегодняшней конференции: "Эффективная правовая модель взаимодействия региональной и муниципальной власти на примере Воронежской области".

Проблема эффективного взаимодействия между двумя уровнями власти - государственной и муниципальной - одна из самых острых проблем современного политического развития страны. Вопрос реформирования отношений между государственной и муниципальной властями занимает особое место. В нем отражаются основы, логика и смысл государственного устройства страны.

Для эффективного взаимодействия региональной и муниципальной власти необходимо четкое разграничение полномочий между всеми органами власти. Именно неопределенность полномочий и предметов ведения всех уровней публичной власти стала одной из основных причин, которые вызвали потребность в углублении административной и муниципальной реформ.

Сегодня муниципальные и региональные органы власти в каждом регионе различным образом корректируют свои действия в соответствии с задачами, которые ставит перед ними новая реальность, - в частности, улучшение образовательного процесса, здравоохранения, жилищных условий, социального обеспечения и др. Действия властей в новой ситуации должны быть четко скоординированы на всех уровнях управления, что позволит выработать единую стратегию, которая обеспечит создание эффективных и экономичных решений - как для достижения краткосрочных целей, так и на более долгосрочную перспективу.

В современных условиях главы местных администраций и губернаторы изыскивают пути удерживания на своей территории и привлечения сторонних компаний и квалифицированной рабочей силы. Они стремятся создать в своих регионах долгосрочные позитивные экономические условия, привлекательные для инвестиций и создания нового бизнеса. Для этого они используют различные средства, в том числе:

  • Предоставление вновь организованным компаниям инновационных услуг, которые позволили бы осуществить быстрое начало деловой активности и вести эффективную деятельность.
  • Учреждение муниципальными и региональными властями в сотрудничестве с научными кругами и местным бизнес-сообществом центров инноваций и центров компетенции.
  • Организация учебных курсов в местных институтах и создание по их окончании резерва квалифицированных кадров для новых и существующих компаний.
  • Продвижение местной инновационной деятельности, туризма и бизнеса на государственном и международном уровнях и мн. др.

В ходе интернет-конференции планируется обсудить основные направления взаимодействия и развития региональной и муниципальной власти в Воронежской области, проблемы разграничения полномочий между данными органами власти, преимущества и недостатки действующего законодательства в сфере взаимодействия региональной и муниципальной власти, а также дальнейшие пути его развития и совершенствования и другие актуальные проблемы, возникшие в процессе взаимодействия региональной и муниципальной власти. На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит Губернатор Воронежской Области Гордеев Алексей Васильевич.

К моменту начала нашей конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

 

 

Ведущий: В каких вопросах Вы видите основные направления взаимодействия и развития региональной и муниципальной власти в Воронежской области на ближайшую перспективу?

Гордеев А. В.:

Добрый день, уважаемые дамы и господа. Очень интересная тема. Кратко отвечу на этот базовый вопрос. Это все, что связано с социально-экономическим развитием как любого муниципального уровня, так и региона в целом, в данном случае, Воронежской области. Если разбивать ответ на различные пункты и подпункты, то, наверное, это все то, что сегодня должно лечь в основу нашего разговора. Правильнее было бы реагировать на те вопросы, которые интересуют аудиторию.

 

Ведущий: Насколько эффективно, на Ваш взгляд, взаимодействие органов региональной и муниципальной власти?

Гордеев А. В.:

Обратил бы внимание, что местное самоуправление в новейшей истории России делает только первые шаги, хотя мы видим, что достаточно сильная и стройная система была до революции, как принято было говорить раньше. И многие западные страны использовали опыт Российской Империи. Сегодня существуют законодательные пробелы в отношении регионов и муниципального уровня. Нам надо научиться вместе работать, выставляя правильные цели и ориентиры, решая совместно задачи. Проработав четыре месяца в должности губернатора, я обнаружил очень серьезный дисбаланс, как управленческий, организационный, на уровне муниципальных районов, так и во взаимоотношениях исполнительной власти, или, как сейчас говорят, Правительства области и районное звено. Говоря о муниципальном уровне, это наличие двоевластия. В каждом муниципальном районе существует две должности: глава района, освобожденная должность с соответствующим аппаратом, и глава администрации района. При этом рядовому человеку и даже региональной власти очень трудно разобраться, кто из них главный и кто реально является распорядителем тех или иных хозяйственных полномочий. Если смотреть закон, то там, казалось бы, все прописано. Если будет интересно, мы эту модель трансформируем в понимании, что один конкретный руководитель должен отвечать за всю исполнительную, хозяйственную и распорядительную деятельность. И второе: если посмотреть такой программно-целевой подход, то было очевидно: муниципальный и областной уровни не имели одинаковых задач и, соответственно, это никак нормативно не закреплялось в виде целевых программ, в виде показателей, которые в общем-то, вырастая снизу, оценивая ситуацию в каждом муниципальном уровне, составляли бы общее целое, характеризуя социальное и экономическое состояние политики Воронежской области. Надеюсь, что мы в течение месяца эту проблему преодолеем. Если будет интересно, я могу рассказать более детально, например, такой существенный шаг: с учетом кризиса мы пересматриваем программу социально-экономического развития Воронежской области на ближайшие три года. Вынуждены идти на такой среднесрочный период прогнозирования с учетом сложностей анализа ситуации в 2010 году. И определились, что в течение месяца все районные муниципалитеты должны нам сдать трехлетние программы социально-экономического развития, которые будут являться базой для выработки общерегиональной программы. Этот подход нас всех нацелит на выполнение конкретных показателей, и при этом мы сможем действовать одинаковыми механизмами и инструментами.

 

Ведущий: Есть ли в Воронежском регионе какие-либо недостатки регионального законодательства в вопросах взаимодействия региональной и муниципальной власти, которые требуют скорейшего исправления?

Гордеев А. В.:

Как я уже сказал, это новое дело, чтобы местный уровень самоуправления брал на себя довольно ощутимые задачи и полномочия. Люди должны понимать и почувствовать, что во многом жизнь зависит от их собственных решений, они должны поверить в собственные силы, должны иметь механизмы для реализации такого рода задач и нести ответственность, по крайней мере, сами перед собой. Что сегодня является главной проблемой? Скорее всего, это не законодательство, которое будет совершенствоваться, а отсутствие во многих муниципалитетах экономической базы для выполнения полномочий. Этот серьезный дисбаланс всегда приводит к тому, что в результате все выстраиваются в очередь за финансовыми ресурсами и размывается то, что мы называем самостоятельностью, инициативой и творчеством. Эти вопросы в настоящее время мы решаем в Воронежской области. И здесь мы, если говорить о законодательстве, очень серьезно подходим к бюджетному процессу. В нашей области часть налогов отдана на администрирование, муниципальный уровень. Это такие налоги, которые плохо администрируются и, следовательно, происходят серьезные потери по сбору, около 20%. Например, транспортный налог сегодня полностью передан на муниципальный уровень, часть налога на прибыль, часть налогов, которые идут по упрощенной системе, то, что касается малого бизнеса.

 

Ведущий: Тема сегодняшней конференции - "Эффективная правовая модель взаимодействия региональной и муниципальной власти на примере Воронежской области". Какой Вы видите эту правовую модель и в чем ее принципиальное отличие от существующих моделей в других регионах?

Гордеев А. В.:

Я не хочу сейчас противопоставлять Воронежскую область другим регионам, и говорить, что мы – лучшие. Могу поделиться опытом, который мы внедряем буквально в последние месяцы. И может кто-то нам укажет на ошибки, или подскажет, как лучше действовать, имея в виду моих коллег, губернаторов. Опираясь на правовую базу, мы видим, что очень важно увязать работу регионального и муниципального уровня на каких-то конкретных показателях. Для этого сейчас созданы условия. Есть Указ Президента РФ, где дан целый ряд показателей, оценивающих деятельность муниципального и регионального уровней. Таких существенных показателей - десятки, но они как раз являются термометром состояния экономической и социальной жизни в конкретном районе или целом регионе. И мы определились выходить на ежегодное соглашение, где эти показатели будут четко прописаны. Соглашения будут являться тем документом, на основании которого по итогам каждого года мы будем оценивать ситуацию, видеть динамику и принимать вместе с органами власти двух уровней решения, что делать дальше, включая и персональную оценку главы администрации района, который будет за все это отвечать. Все это надо делать на основе экспертных советов, включая туда чиновников, депутатов, т.е. тех, кто входит в представительные органы, а также экспертов, ученых, специалистов, способных все оценить объективно и делать так, чтобы в результате оценка могла выводить нас на конкретные решения для принятия тех или иных программ развития данного муниципального района. Или делать какие-то кадровые, персональные выводы.

 

Ведущий: Следующий вопрос из города Нововоронежа. Наиболее актуальной проблемой в Воронежской области на сегодняшний день является устранение "двоевластия" в городе Нововоронеже и Кантемировском районе. Какие изменения Вы предложили бы внести в Устав муниципалитета, чтобы решить этот вопрос и выстроить четкие принципы взаимодействия властей в муниципальных образованиях?

Гордеев А. В.:

Мной было инициировано предложение, которое уже прошло через законодательные, представительные органы муниципального уровня, чтобы глава района на неосвобожденной основе выполнял функции, как это предписано по закону о местном самоуправлении, управляя представительным органом. Полную ответственность нес глава администрации района, который выбирается на эту должность на конкурсной основе. Могу сообщить, что сегодня практически все уставы муниципальных районов изменены, т.е. эта формула принята. По каждому району в настоящее время идут подборы, а где-то уже назначения после прохождения конкурса глав администраций районного звена. Планируем, что вся эта работа будет завершена до 15 августа 2009 года. Это касается и городского округа Нововоронеж и всех районов, включая Кантемировский. Т.е. мы эту задачу, я считаю, уже выполнили.

 

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, подробнее о новой форме взаимодействия областного правительства и руководителей районного звена - специальном соглашении с правительством, которое должен подписать каждый руководитель территориального образования. Как эти нововведения повлияют и повлияют ли они на улучшение социально-экономического положения в регионе и решение наиболее острых проблем?

Гордеев А. В.:

Я уже частично рассказывал про соответствующие соглашения. Считаю, что это повлияет прямым образом. Даже начальники являются людьми, и, естественно, когда мы будем выставлять по итогам года прямые оценки, например, единый госэкзамен для глав районного звена, губернаторов, то такой довольно объективный подход в оценке деятельности будет носить еще и публичный характер. Очевидно, что это подстегнет всех сотрудников к конкретной и эффективной работе. Другой вопрос, что есть проблемы уровня квалификации. Нам необходимо учить и готовить кадры для муниципального уровня, чтобы руководители и специалисты могли решать такие задачи программно-целевого характера. К сожалению, существует проблема, и я о ней вынужден сказать: преодоление безответственности, а порой и серьезных злоупотреблений, которые сложились за последние годы на разных уровнях власти или то, о чем говорит Президент Российской Федерации – вопрос коррупции и эффективных методов борьбы с ней. Это отдельный серьезный блок. Если мы все это не преодолеем, то наши правильные задумки могут иметь серьезные угрозы.

 

Ведущий: Вы затронули проблемы, возникающие в процессе взаимодействия региональной и муниципальной власти. Может быть, кроме коррупции существуют еще какие-то проблемы, с которыми Вам пришлось столкнуться за период нахождения на посту губернатора? И как эти проблемы решаются?

Гордеев А. В.:

Назову две проблемы: квалификация и коррупция. Базовой проблемой является отсутствие экономической базы для свободного развития и задействия внутренних источников, включая людские ресурсы. Чем отличается Воронежская область от многих регионов? Я проехал всю Россию, и отмечу, что довольно активно само население. Люди без всяких комплексов готовы серьезно ставить проблемы, способны обращаться к любому начальству. Все это показывает, что в Воронежской области есть сильный народный дух, на который надо опираться. Это еще и говорит о том, что люди сами по себе инициативные и творческие. Если мы, как власть, сумеем опираться именно на это, использовать в хорошем смысле такой серьезный потенциал и порыв, то, конечно, мы сделаем очень сильные изменения не только в экономике, но и в обществе. Задача непростая. И в начале своего пути я видел и понимал, что самое главное – восстановить доверие населения к власти. Вот здесь, наверное, был самый главный недостаток в этом разрыве. Ставлю на этот год задачу, чтобы власть, народ и бизнес стали одним целым.

 

Ведущий: Скажите, насколько актуален вопрос об оптимизации межбюджетных отношений регионального и муниципального уровня?

Гордеев А. В.:

Да, это актуальный вопрос в условиях постоянного дефицита денежных средств, всего того, что касается бюджета, расходной части. В этом году мы вынуждены были уточнять бюджет, уменьшая расходы в сравнении с планами на довольно ощутимую цифру, примерно на 20-25%. И при этом мы для себя поставили задачу обязательного выполнения всех социальных программ и обязательств, даже с учетом запланированного роста, что и предусмотрено в уточненном бюджете. Мы полностью сохранили ту плановую цифру, которая закладывалась в поддержке сельского хозяйства. Понимая, что сельское хозяйство решает задачу экономического развития, я глубоко уверен, что сельское хозяйство на сегодняшний день является локомотивом роста, как одна из отраслей. И второе, когда мы говорим об устойчивом развитии сельских территорий, решая все необходимые социальные аспекты в сельских территориях и сельских поселениях, то, конечно, именно такое монопроизводство, как сельское хозяйство, способно выполнять роль жизнеобразующей отрасли. Поэтому в условиях постоянных дотаций на муниципальный уровень со стороны областного бюджета возложена обязанность обеспечить не просто поддержку в виде какой-то стагнации, но еще и процесс развития на уровне муниципальных районов. Что показывает практика? Передача ряда налогов на муниципальный уровень существенно увеличила налогооблагаемую базу, и по сравнению с прошлым годом поступление налогов и, соответственно, расходная часть на муниципальном уровне увеличились на 20%, или в денежном выражении на 1 миллиард 200 миллионов рублей. В условиях кризиса, который мы переживаем, это не плохой процесс. И он доказывает, что мы осуществляем ряд правильных бюджетных процессов в отношении регионов и муниципального уровня. Продолжим это делать, потому что без возможности муниципалитета управлять объектами налогообложения, особенно точечными объектами, невозможно решить в целом задачу устойчивого бюджетного процесса в регионе.

Ведущий:

Я позволю передать слово присутствующим в зале коллегам. Коллеги! Прошу!

 

Вопрос из зала: Уважаемый Господин губернатор! Хотелось бы услышать, какие конкретно меры Вы предпринимаете в борьбе с коррупцией в Вашем регионе?

Гордеев А. В.:

Я сейчас не буду перечислять все меры, которые принимаются в ЦФО. Например, мы обязаны проводить экспертизу всех принимаемых законов и других нормативно-правовых актов на уровне региона на коррупциногенность. Идет серьезная работа по правоохранительной системе в качестве и профилактики, и надзора, созданы антикоррупционные комитеты на уровне региона. Я считаю, что надо обязательно сформировать и построить пятую власть в виде бизнес-сообщества, которое бы существовало с муниципального уровня до областного уровня, объединяя все хозяйствующие субъекты и имея представительные органы в исполнительной власти любого уровня. И чтобы законодательно они были встроены как субъекты правоотношений и субъекты законотворчества. Т.е. если мы, как исполнительная власть, собираемся что-то принимать в отношении экономического развития региона или социальной политики, это может быть программа, это может быть закон, это может быть постановление правительства в области, мы должны будем в такое организованное бизнес-сообщество эти документы направлять и получать их официальное заключение. Надеюсь, что бизнес-сообщества будут финансировать и иметь соответствующий аппарат специалистов-экспертов и исполнительный аппарат, который напрямую не связан с тем или иным бизнесом и мог бы публично заявлять о различных негативных процессах, включая изобличение чиновников, которые зарабатывают недобросовестно или, проще говоря, просто воруют. На мой взгляд, это должно стать сильным инструментом преодоления такого серьезного негативного проявления, как коррупция.

 

Вопрос из зала: Здравствуйте, Алексей Васильевич! Всем известно, что предыдущим губернатором очень сильно было подорвано доверие населения Воронежской области к региональной власти. Хотелось бы у Вас узнать, каким образом Вы планируете возобновлять доверие к власти?

Гордеев А. В.:

На мой взгляд, действенный механизм связи власти и народа – это то, что мы сейчас в каждом муниципальном районе открываем общественные приемные губернатора. Тем самым мы надеемся обеспечить обратную связь власти и народа, которая могла бы нас правильно ориентировать на принятие правильных решений, борьбу с тем или иным злом, показывать, какие тенденции необходимо поддерживать в обществе с помощью государственных механизмов. И самое главное, практика показала, что наличие общественных приемных, возможность быстрого реагирования на жалобы или предложения граждан Воронежской области, на 90% способно решать вопросы по горизонтали. Т.е. мы приходим к тому, что большая масса чиновников того или иного уровня просто не выполняют свои полномочия, то ли из-за равнодушия, то ли из-за низкой квалификации, то ли из-за злоупотребления, создания специальных схем какого-нибудь дефицита или очереди на выдачу какой-нибудь разрешительной бумажки и т.д. Поскольку у нас на сегодняшний день есть доверие населения, есть определенный политический вес, я вижу, что этот инструмент стал работать. Нерадивых, недобросовестных чиновников мы будем преследовать по закону, чтобы они не относились равнодушно к той должности, которую занимают. Т.е. понятие исполнения служебного долга не должно быть теоретическим и абстрактным. Общественные приемные сейчас показывают, что этого можно достичь.

 

Вопрос из зала: Добрый день! Меня зовут Станислав. Хотел бы узнать какие меры предпринимаются для развития среднего и мелкого предпринимательства в Воронежской области, а особенно сейчас, в условиях экономического кризиса? И что делается для популяризации среди молодежи предпринимательской деятельности?

Гордеев А. В.:

Спасибо, очень хороший вопрос. В Воронежской области предпринимательская среда и все те, кто представляет малый и средний бизнес ощутимо влияют на жизнь региона. На таких предприятиях заняты почти 25% населения. И примерно 20% регионального валового продукта создается. Недавно у нас был с рабочим визитом Анатолий Борисович Чубайс, он рассматривал вопрос развития нанотехнологий в Воронежской области. Он был приятно удивлен, что нанопродукты способны производить представители малого инновационного бизнеса. Он посмотрел ряд площадок, технопарков, где работают порядка 80 организаций малого бизнеса, которые друг друга и поддерживают, и кооперируются в решении тех или иных задач. И был, как я уже сказал, приятно удивлен, что этот процесс в Воронежской области на фоне финансово-экономического кризиса получает такое развитие. И мы видим, что это, действительно, один из локомотивов. Я называл сельское хозяйство, но, можно назвать, малый бизнес, как отдельную, серьезную, очень перспективную сферу. Можно тут и развивать тему села, поскольку крестьянско-фермерские хозяйства – это тоже яркие представители малого бизнеса.

 

Вопрос из зала: Скажите, пожалуйста, будет ли в Воронежской области организовано представление вновь созданным компаниям инновационных услуг, которые позволили бы осуществить быстрое начало деловой активности и вести эффективную деятельность?

Гордеев А. В.:

Да, будет. Я напомню, что в Воронежская область – первый регион, который выиграл конкурс. И этот конкурс состоялся в Министерстве экономического развития. Мы стали участниками микрокредитования второго уровня, получаем сейчас 280 миллионов рублей – немаленькая сумма, добавляем к этим деньгам свои, региональные, общая сумма будет 350 миллионов рублей. В общем-то, есть чем позаниматься вместе с представителями малого бизнеса.

Ведущий:

Алексей Васильевич, хочу поблагодарить Вас за такие подробные ответы. Если есть желание, в связи с тем, что мы передаем сигнал по спутнику в Воронежскую область, передать обращение к жителям и представителям, тем, кто присутствуют в зале в Воронежской области, сказать какие-то слова.

Гордеев А. В.:

Наверное, очень актуально именно сегодня сказать о молодежи с учетом того, что только что прошел Госсовет по молодежной политики в нашей стране. У нас в стране сейчас идет Год молодежи. Хотел бы пожелать, чтобы молодежь поверила в собственные силы и понимала, что они очень и очень востребованы в Воронежской области. Будущее и России, и Воронежской области зависит от молодежи! Чем молодежь сегодня отличается от старшего поколения, они готовы и говорить, и делать, и думать, понимая, что это одно целое. Я призываю именно по такой формуле осуществлять контакт с властью Воронежской области. Спасибо! И всем успехов!

Читать ГАРАНТ.РУ в и