Новости и аналитика Интервью Новый Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации

Новый Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации



Интернет-конференция
Руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту
Фетисова Вячеслава Александровича

15 января в 10.00 в Центре Информационных технологий компании "Гарант" состоялась интернет-конференция Руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту Фетисова Вячеслава Александровича.

Тема конференции: "Новый Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

В подготовке стенограммы принимает участие журнал "Законодательство".

Ведущий интернет-конференции - Царь Сергей Петрович ( компания "Гарант").

Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Фетисова Вячеслава Александровича - Руководителя Федерального агентства по физической культуре и спорту.

Уважаемый, Вячеслав Александрович, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на нашу интернет-конференцию.

Принятый 4 декабря 2007 года Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте. В новом федеральном законе существенно расширен и уточнен понятийный аппарат. Впервые введены такие понятия, как массовый спорт, национальные виды спорта, паралимпийское и сурдлимпийское движения, правила видов спорта, спортивная дисциплина, спортивная федерация, спорт высших достижений, физическая подготовка, спортивные сооружения и другие. Также федеральным законом вводится новый вид общественного объединения - спортивная федерация, целью которой является развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов спортивных сборных команд.

Федеральный закон учитывает вопросы, связанные с разграничением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Также значительно изменились условия функционирования всех структур, непосредственно связанных со спортом. Это касается и спортивных федераций, и общественных организаций, и развития массового спортивного движения, и детско-юношеского спорта.

В ходе интернет-конференции планируется обсудить основные направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта, а также поможет ли введение новых видов понятий, терминов, появление нового вида общественных объединений перевести спорт в массовое занятие? Что изменится после принятия закона и чего добились в ходе работы над законопроектом? Какие программы и мероприятия планируется осуществлять в этом направлении. На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит Руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту Фетисов Вячеслав Александрович.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Ведущий: Итак, первый вопрос из блока, касающегося государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации: Уважаемый Вячеслав Александрович! В чем преимущества нового федерального закона? Вопрос от Анны Абрамовны из Москвы.

Фетисов В.А.:

Спасибо, Сергей. Во-первых, хотел бы поблагодарить компанию «Гарант», мирового лидера в направлении удовлетворения потребности общества в правовой информации с помощью передовых компьютерных технологий, за возможность сегодня присутствовать у вас. История взаимодействия с разными структурами государственной власти и общественными движениями по этому вопросу достаточно большая. Действительно, российское спортивное законодательство медленно, но верно двигается вперед. Закон, который был принят в 1999 году, отличался декларативностью и имел внутренние противоречия, что создавало некий хаос в спортивном движении. Вы, наверное, знаете, что лучшая демократия в спорте – это порядок. И нам кажется, что новый Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» сегодня выводит спортивную отрасль совершенно на другой уровень развития. Ушла та декларативность, исчезли все внутренние противоречия. Новый закон писался с учетом практики применения старого закона, с учетом изменения законодательства Российской Федерации, всех тех изменений в управлении страной за последнее время. Все это произошло своевременно, так как спорт в нашей стране является не только общим символом удовлетворения амбиций, россияне достаточно амбициозные люди, у нас имеются замечательные традиции, заложенные не одним поколением наших замечательных спортсменов. Мы рассматриваем физкультуру и спорт как социальный феномен, который позволит решить многие социальные проблемы. Зачастую физкультура и спорт выступают единственной альтернативой социальным проблемам, таким как наркомания, алкоголизм, детская преступность – всему тому, что связано с неорганизованностью наших детей, особенно молодежи. Здесь, я думаю, принятие закона своевременно и в плане возможности развития спорта по всей территории нашей страны во всех структурах власти. К тому же произошло некоторое разграничение полномочий. Как уже отметил Сергей Петрович, сегодня усовершенствован понятийный аппарат: появились многие моменты, связанные с определением развития спорта, появились положения, которые дают больше полномочий общественным организациям, что очень важно. Это распределяет ответственность, дает возможность соответствовать нашей системе, тому, что происходит в мире. В основном общее развитие спорта возлагается на федерации, которые обязаны взаимодействовать на всех уровнях с государственными структурами. Очень важное направление – развитие спорта в общеобразовательной системе. Сегодня спорт в общеобразовательной системе является залогом здоровья нации. Можно всячески совершенствовать и развивать систему здравоохранения, но здоровье – это, прежде всего, физическое развитие с раннего детства. То есть сегодня мы говорим о гармоничном развитии личности молодого, амбициозного, ставящего перед собой большие цели россиянина. Также появились новые понятия, связанные с инвалидным спортом, олимпийским движением, сурдолимпийским (есть такое международное понятие, которое до сих пор никак у нас не было определено, это специальная олимпиада) – люди с нарушением интеллекта сегодня получили право заниматься спортом.

Ведущий: Следующий вопрос пришел от Евгении Куркиной из Москвы: С Указом Президента РФ появился новый Совет по развитию физической культуры и спорта и подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. Для чего он создан?

Фетисов В.А.:

Совет преобразован, я бы так сказал. Первый Совет по развитию физической культуры и спорта, который возглавил Президент РФ и в состав которого входили министры, общественные деятели, тренеры, спортсмены, был создан в 2002 году и решал многие проблемы. На его заседаниях рассматривались вопросы, связанные с законодательством, федеральные целевые программы, в том числе та, которая сегодня работает. Работа была интересной. Например, спортивный канал, который всем полюбился в России, был инициирован Президентом РФ как раз на этом Совете. В то время я являлся единственным заместителем председателя Совета. В прошлом году Совет был преобразован, чтобы координировать все происходящее у нас в спорте. После того великого момента в истории нашего спорта и страны в целом, когда в Гватемале Международный олимпийский комитет принял решение о передаче прав на проведение Олимпийских зимних игр 2014 года России, городу Сочи, Совет приобрел особую значимость. Совет называется Совет по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений и организации проведения Игр в Сочи. Мы никогда не разрывали систему в нашей стране, массовый спорт, спорт высших достижений – это была единая система. Я думаю, что она уникальна во всех ее проявлениях. И мне кажется, что здесь мы не разрываем сегодня и развитие спорта в стране с проведением Игр и с успешным выступлением на этих Играх. Мы должны себе давать четкую установку, что мало успешно провести Игры, нужно их еще и выиграть. Уникальный шанс провести у себя Игры дается странам не так часто. И здесь мы сегодня совершенно четко для себя определили, что обязаны готовить спортсменов для того, чтобы в общем командном зачете занять первое место и порадовать наших болельщиков. Например, 14 золотых медалей, по большому счету, может гарантировать нам первое общее командное место. В связи с этим сегодня проводится колоссальная работа по созданию необходимого научно-медицинского сопровождения этого результата. Это связано с координацией многих ведомств и региональных структур. И здесь очень важно, что Совет возглавляет Президент РФ, президиум Совета возглавляет премьер-министр. Три комиссии, которые сегодня работают в рамках Совета, охватывают все направления развития спорта: Александр Дмитриевич Жуков непосредственно возглавляет направление, связанное с организацией проведения Олимпийских игр в Сочи. Это колоссальный объем и вложений, и человеческих затрат. Нужно многое предусмотреть, и здесь важна координация всех структур. Сроки очень сжатые, несмотря на кажущийся далеким 2014 год. И помимо того, что Россия получает имиджевые вознаграждения за проведение Игр, например, остается инфраструктура, регион получает совершенно другой уровень развития, мы также получаем и курорт мирового уровня, самый современный и круглогодичный. Второе направление – это все, что связано с развитием физической культуры и спорта. Данное направление возглавляю я. Еще раз хочу подчеркнуть, что во все эти комиссии входят представители высших эшелонов власти: министры, руководители регионов, президенты федераций… То есть у нас есть самые высокие возможности. И третье направление – сопровождение, если сказать одним словом, пропаганда всего того, что происходит сегодня в области спорта. Его возглавляет Алексей Алексеевич Громов. То есть важность Совета определена общим уровнем представительства и тем, что Президент РФ сам этим занимается. Я думаю, в ближайшее время пройдет заседание Совета, на котором определятся первые важные шаги во всех направлениях, о которых я сказал.

Ведущий: Переходим к следующему вопросу. Вы вкратце затронули его в своем предыдущем ответе. Петр Иванович из Краснодара интересуется: В чем заключается суть комплексной целевой программы «Результат»? Та ли это программа, которую разрабатывает Совет?

Фетисов В.А.:

«Результат» – это федеральная целевая программа, которая определяет главные параметры: наличие инфраструктуры, научно-медицинское сопровождение, кадровая политика. После получения права на проведение Олимпиады мы дали задание своим структурам, чтобы те приступили к разработке программы, которая должна дать нам определенный результат. Первоначально планировалось создание ведомственной программы, но на последнем совещании с участием Александра Дмитриевича Жукова, представителями Минфина и Минэкономразвития пришли к соглашению, что это удлинит процесс. Сегодня действует федеральная целевая программа, рассчитанная на 2006-2015 годы, в которую заложены все параметры. В ближайшее время в действующую программу будут внесены изменения, связанные с объемом финансирования определенных регионов. Мы сегодня должны усилить научно-медицинское сопровождение спорта высших достижений, создать инфраструктуру для тех видов спорта, которые сегодня не имеют в стране должного развития. В том числе горнолыжные дисциплины становятся все популярнее, для этого нам необходимо сегодня создание соответствующей инфраструктуры и в плане подготовки резерва, который в 2014 году должен дать нам возможность бороться во всех дисциплинах за первое место. Это трамплины, которых в стране нет, это санно-бобслейная трасса, которая возводится сегодня в Подмосковье, вторая трасса будет в Сочи. Мы будем входить в число стран, которые имеют по две трассы, – это Америка и Германия. Мы сегодня говорим о том, что нам необходимо усилить направление развития в тех регионах, где сегодня есть кадры, где у нас сегодня есть школы, где у нас есть история, где есть люди. Эта дисциплина, связанная с трамплинами, то есть и лыжное двоеборье, и прыжковое, и горнолыжное. Это шортрек, это конькобежный спорт, который имеет у нас колоссальные традиции. Сегодня у нас есть три суперсовременных катка, где мы надеемся подготовить будущих олимпийских чемпионов и в Ванкувере через два года, не говоря уже о Сочи-2014. Хотим дать новый импульс развитию традиционным видам спорта, таким как лыжи, биатлон, фигурное катание. В рамках реализации программы «Результат» до конца 2015 года планируем построить не менее 300 катков, что является беспрецедентным в истории нашей страны. И надеемся убедить регионы, где традиционный народный вид спорта связан с прыжковыми упражнениями, в частности, Якутию, Тыву, развивать такие виды спорта, как шортрек. Это позволит подобрать молодых спортсменов, которые сразу смогут выйти на определенный уровень. Сегодня там строятся спортивные объекты – катки. Там мы сможем в ближайшее время заложить детские спортивные школы, которые нам в ближайшее время дадут результат. Мы в ближайшее время должны принять эту программу к действию и начать планомерную работу. Необходимо также вывести на совершенно другой уровень научно-медицинское сопровождение, что требует колоссальных вложений. Сегодня мы тесно взаимодействуем с большой наукой, с медициной, и нам кажется, что этот интерес взаимный. Науке и медицине сегодня также интересен потенциал лучших спортсменов мира для получения необходимой информации. Ну и, естественно, это тренерские кадры, люди, которые должны сегодня решать проблему достижения результата. К сожалению, в 1990-х годах была развалена тренерская школа в нашей стране по всем видам спорта. И здесь потребуется немало усилий, чтобы вывести наше тренерское дело на другой уровень, может, и с привлечением иностранных специалистов, что сегодня является мировой практикой. Нужно проанализировать те успехи, которые у нас в стране есть, и разработать новое научно-медицинское сопровождение практически по всем видам спорта.

Ведущий: Давайте перейдем к следующему вопросу, он, правда, немного не по теме. Игорь Олегович из Белгорода интересуется: Как Вы относитесь к тому, что в последнее время резко выросло количество спортсменов, решивших заняться политикой? С чем, на Ваш взгляд, это связано?

Фетисов В.А.:

Как вопрос не по теме, когда у нас депутатами Госдумы сегодня являются, по-моему, 12 спортсменов, и не просто спортсменов, а великих спортсменов, имеющих колоссальные успехи. Это свидетельствует о том, что на самом деле спорт в стране является приоритетом. Я не знаю, парламент еще какой страны имеет таких знаменитых людей. Не только в Госдуме, но и в Совете Федерации работают спортсмены. Для нас это колоссальная поддержка, все-таки спорт имеет свою специфику, помимо того, что это социальное явление. И очень важно иметь такое лобби сегодня в этих влиятельных структурах, особенно в плане социальной защищенности спортсменов. Я перед выборами ездил достаточно много по стране, мы открывали спортивные объекты, и видел, что происходит на самом деле. Еще раз скажу, наследие нам досталось колоссальное: колоссальные амбиции, история, а на самом деле нет даже инфраструктуры, что тогда говорить о регионах, особенно в малых, средних городах. Сегодня статус учителя физкультуры, детского тренера, наверное, самый низкий в стране. У нас остались на обочине жизни ветераны спорта. Решение всех этих вопросов требует колоссальных финансовых ресурсов, законодательных документов. Как я уже отметил, понимание ситуации и возможность лоббирования этих вопросов людьми, которые сами прошли этот путь, очень важно. Думаю, в ближайшие четыре года именно эта Госдума сможет решить социальные проблемы российского спорта, что позволит по-другому позиционировать физкультуру и спорт в обществе. У нас стареет учитель физкультуры, у нас стареет тренер, а это ведь те люди, которые призваны сегодня решать проблемы здоровья нации. И мы надеемся на помощь наших спортсменов в этом направлении.

Ведущий: Следующий вопрос от Михаила Сергеевича из Москвы: Как будет решаться вопрос на практике с телетрансляцией спортивных соревнований? Закон четко не регламентирует отношения, связанные с телевизионными правами на показ спортивных соревнований.

Фетисов В.А.:

На мой взгляд, там достаточно четкие определения. Права на проведение Игр принадлежат организаторам. Организаторы в этом случае могут быть и федерацией совместно со спорткомитетами, если говорить о региональных соревнованиях. Что касается всероссийских и международных соревнований, то зачастую это федерации по этому спорту и Росспорт и, допустим, правительство Москвы, где наиболее часто проводятся крупнейшие международные соревнования. Поэтому права принадлежат сегодня организаторам, организаторы договариваются с телевидением, чтобы учитывать все эти моменты. Просто так нельзя поменять название соревнования, его титул. Наоборот, мы прописали сегодня достаточно четко, кому принадлежат права, кто за это несет ответственность, каким образом это все финансируется, какие права есть у рекламодателей и тех, кто сегодня является партнером в проведении, и так далее. Здесь мы сделали огромный шаг вперед и упорядочили эти взаимоотношения.

Ведущий: Переходим к следующему вопросу: Скажите, пожалуйста, ставится ли Вами как руководителем ведомства задача пропаганды активного участия, занятий спортом и здорового образа жизни? В том числе и увеличение рекламного времени и такой направленности рекламы? Карпов Валерий из Москвы.

Фетисов В.А.:

Это наша ежедневная работа. За последние пять лет мы провели немало мероприятий, которые получили хорошее освещение, что в свою очередь и является конкретной пропагандой. В 2002 году, когда я пришел на это место, финансирование отрасли на уровне вложений в инфраструктуру, строительство, реконструкцию, в содержание высших учебных заведений, в училища олимпийского резерва на всю страну составляло 60 миллионов рублей. Это те цифры, которые не соответствовали тем амбициям, которые перед нами ставили правительство и страна. Сегодня это совершенно другой порядок. У нас действует федеральная программа, которая подразумевает 120 миллиардов бюджета до 2015 года и строительство более 4000 спортивных объектов плюс восстановление всех баз подготовки спортсменов плюс научно-медицинское сопровождение и так далее. Это помимо того, что происходит сегодня в региональных программах. Для примера: мы за этот год построили в стране более 600 современных спортивных объектов. Второе направление – это кадровая политика вместе с социальным пакетом. Третье направление – это пропаганда. То есть мы понимали, что одно без другого не будет называться системой, не будет взаимно дополнять друг друга. Естественно, мы связываем надежду и с телевидением. Сегодня практически все телеканалы имеют спортивную составляющую, и мы видим, какой интерес вызывает спортивная программа. Практически все центральные газеты отводят достаточно места для спортивных новостей. Мы видим, какой интерес вызывает у средств массовой информации крупнейшие международные соревнования. Естественно, что не хватает пока конкретики, особенно в программах, которые могли бы привлечь детей и молодежь к занятиям спортом. Это та проблема, которую необходимо решать. И я думаю, что с помощью Совета мы эти проблемы сможем решить. То есть необходимы интересные пропагандистские программы, с помощью которых можно было бы что-то изменить в системе. Естественно, необходимы специальные выпуски, которые бы рассказывали о том, что происходит в том или ином спортивном направлении в регионах, в стране в целом и в мире. По сравнению с такими странами, как Америка, Китай и Германия, в этом вопросе мы сегодня значительно отстаем. Сегодня спорту уделяется намного больше времени на центральных каналах и в центральной прессе. Мы медленно, но верно двигаемся к международным стандартам во всех направлениях. Спорт не мешает академическому образованию, а, наоборот, все время помогает, дает возможность сегодня детям разгрузиться от той колоссальной ноши, которую взвалило на них образование. Это хорошая возможность отвлечься от Интернета. С каждым днем наша молодежь все дальше уходит в виртуальный мир. Между ребенком и компьютером сегодня никого нет. Какую информацию он оттуда получает – это тоже вопрос. Спорт, особенно командные виды спорта, поможет научиться очень важному – это умение общаться, это умение играть по правилам, это умение преодолевать себя, это умение взаимодействовать, соревноваться. Это то, что нужно сегодня любому успешному человеку, не говоря уже о спорте высших достижений. Поэтому мы надеемся на то, что спорт найдет достойное место в средствах массовой информации.

Ведущий: Переходим к следующему блоку вопросов, который касается законодательного регулирования в области физической культуры и спорта в Российской Федерации. Александр Васильевич из Ростова-на-Дону задает следующий вопрос: В связи с принятием Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в Трудовой кодекс РФ планируется внести ряд изменений. Расскажите, пожалуйста, на что они будут направлены.

Фетисов В.А.:

Действительно, работая над законом, мы понимали, что необходимо готовить поправки. Сегодня приступили сразу после принятия закона к разработке подзаконных актов, которые должны быть приняты до вступления закона в силу, что позволит систематизировать все, что прописано в законе. Одно из направлений связано с системой оплаты, с гарантиями спортсменов, тренеров, с пенсионным обеспечением… Все это требует серьезной работы и внесения определенных поправок в Трудовой кодекс РФ. Здесь мы уже прошли первый этап. Надеюсь, что с новым составом Госдумы мы сможем в ближайшее время эти вопросы решить уже на уровне принятия Госдумой наших поправок, что по-другому сможет позиционировать и профессию спортсмена, тренера, все, что связано с сопровождением самого результата, который является одновременно и спортивным, и социально важным.

Ведущий: Переходим к следующему вопросу. Владимир Николаевич из Омска интересуется, как новым законом регулируются отношения по развитию авиационных, технических и военных видов спорта.

Фетисов В.А.:

Это тема вызвала наиболее серьезные дискуссии и выявила противоречия и недопонимания. У нас сложилась своя система развития этих видов спорта. В свое время это был ОСАВИАХИМ, ДОСААФ, сейчас это РОСТО. Это те организации, которые были призваны в качестве общественного движения развивать эти виды спорта, которые в свое время готовили ребят в армию, развивали популярные технические виды спорта. Сегодня эти виды спорта вышли на совершенно другой уровень. Технические виды спорта привлекают детей, молодежь, автоспорт является самым доходным и привлекательным видом спорта в мире, то есть профессиональным, и требует особого отношения. Нам все эти моменты удалось отразить в законе. Конечно, это требует колоссальных затрат, но, тем не менее, большое количество влиятельных людей, имеющих финансовую возможность, занимается сегодня разными техническими видами спорта. И я надеюсь, что закон поможет развитию этих направлений. Как мне кажется, здесь и государство, и региональные власти получили возможность по-другому посмотреть на развитие технических видов спорта в нашей стране.

Ведущий: Следующий вопрос из Волгограда: Уважаемый Вячеслав Александрович! Как Вы думаете, готовы ли региональные власти реализовывать и претворять в жизнь тот груз полномочий, который прописан в новом законе, если некоторые не могут элементарно построить ФОК, не говоря о бассейнах, ледовых аренах и так далее?

Фетисов В.А.:

Вы знаете, страна у нас огромная, и, конечно, везде разный уровень развития, и разные губернаторы отвечают за регион. Задача федеральных властей – создать единые правила для всех, дать возможность людям спрашивать с местных руководителей социальную составляющую. То есть мы считаем, что сегодня регионы развиваются неравномерно. Есть регионы, которые, имея финансовые ресурсы для развития спорта, делают очень много для развития спорта: строят спортивные объекты, проводят соревнования, поддерживают работников отрасли, возвеличивают ветеранов, которые принесли славу российскому спорту и региону. Другие регионы, имеющие такие же колоссальные возможности, спортивному направлению внимания уделяют мало. И наоборот, есть регионы, так называемые дотационные, которые во главу угла поставили социальную политику, это развитие физкультуры и спорта, что дает колоссальный экономический эффект. Есть примеры того, что там, где системный подход, в регионе меньше тратится средств на здравоохранение. Например, Пензенская область взяла на себя ответственность в проведении финальной части летней Спартакиады учащихся в прошлом году. Около 8000 участников – это уровень проведения практически Олимпийских игр. Наличие современных спортивных объектов, умение организовать, умение разместить не может не радовать. В Пензе тратится практически больше денег на развитие спорта, чем на здравоохранение. Что интересно, мы составляем рейтинг регионов по многим параметрам, не учитывая при этом того, что касается закупки легионеров, кто больше потратил на это денег, а берем совершенно другие параметры, которые требуют системной работы. Это наличие инфраструктуры, система соревнований, поддержки, как раз этих тренеров и учителей, участие в юношеских соревнованиях, молодежных, участие в спартакиадном движении, участие в массовых соревнованиях, таких как «Лыжня России», «Кросс нации», это сотни тысяч участников, каждый год динамика на лицо, очевиден прогресс. Вот по этим критериям составляется некий рейтинг регионов. Если будем продолжать дальше, то увидим, где вкладываются деньги и есть результат спортивный. Таким образом, где есть спортивный результат, улучшается социальный климат в регионе, то есть падает количество наркоманов, особенно среди детей и молодежи, падает количество алкоголиков, детских преступников, все, что связано с асоциальным проявлением в обществе. Задаемся вопросом: почему в других регионах это не происходит? У нас не может быть дотационных регионов для детей и молодежи. Естественно, федеральная программа подразумевает сегодня софинансирование где-то 50 на 50. И, тем не менее, сегодня это ответственность регионов и их инициатива, но они могут участвовать в программе с одним условием: наличие проектно-сметной документации, заложенное количество средств для строительства спортивных объектов. Естественно, многие находят большинство оправданий, чтобы не участвовать в этих делах и ничего не делать. Наша задача – всеми возможными способами призывать руководителей регионов, чтобы они соответствовали современному образу жизни. Мы обязаны сегодня строить бассейны, фитнес-центры для студентов, для детей и молодежи. Также должны сегодня вводить в строй школы с наличием спортивного ядра, дать возможность людям заниматься спортом в современных условиях, это наша прямая обязанность. Естественно, многое предстоит сделать, но хочу сказать, что происходит в стране, не имеет прецедента. Право на проведение Олимпиады в Сочи выиграли, потому что у нас проводится очень грамотная государственная политика. Все, что мы могли сказать, не имея ни одного спортивного сооружения в Сочи: у нас есть федеральная программа, есть традиции, строятся объекты. Впечатляет, когда мы по всему миру за два года рассказали, что у нас будет строиться в ближайшее время 4000 спортивных объектов, включая 750 бассейнов, 300 крытых катков, 1500 многофункциональных современных спортивных залов, стадионов и так далее. Думаю, это в определенном смысле убедило членов МОК, что мы реальная страна, которая развивает спорт, которая хочет, чтобы спорт, олимпийское движение были знаковыми в России.

Ведущий: Переходим к последнему вопросу, который пришел из Нижнего Новгорода от Оксаны: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, почему в новом законе о физической культуре и спорте мало уделено внимания организации деятельности спортивных школ, училищ олимпийского резерва, они по-прежнему должны руководствоваться в своей работе законодательством в сфере образования? Будет ли меняться система оплаты труда тренеров-преподавателей? Спасибо.

Фетисов В.А.:

На вторую часть вопроса я уже ответил. Думаю, это те поправки, которые готовятся и будут внесены в Трудовой кодекс, как раз поменяют всю эту систему отраслевую. Что касается детских спортивных школ, то эта проблема существует. Если вы помните, в свое время у нас была колоссальная проблема, связанная с профсоюзными школами. Это был мой первый год на месте председателя Спорткомитета, тогда Валентина Ивановна Матвиенко курировала спорт, социальную сферу в правительстве. Удивительный момент: профсоюзные школы, которых было порядка тысячи, получающие дотации из бюджета на аренду помещений для детей, вдруг решили их закрыть. Эти школы были построены на средства, которые взимались с работников профсоюза, вдруг приватизировались и решили распродать свое имущество. К счастью, мы практически ни одной школы не потеряли. Региональные лидеры сумели договориться с профсоюзными лидерами, мы оставили все школы. У нас сегодня в этом плане не существует единой системы. Детская спортивная школа относится и к системе образования, а также есть ведомственная детская спортивная школа. Мы стараемся привести все к единому знаменателю. Это значит перераспределить школы и передать их Росспорту, обосновывая это тем, что это спорт высших достижений. У нас есть цифры, которые говорят сами за себя, это те школы, которые принадлежат Росспорту, имеют лучшие результаты и по спортивным принципам, по присвоению званий, по выполнению нормативных разных результатов и так далее. Мы сегодня просим Министерство образования, чтобы оно передало школы, правда, в некоторых регионах это уже произошло. Кстати, в Москве, почему все эти годы Москва просто в несколько раз опережает все регионы по всем показателям по развитию детско-юношеского спорта, массовости и так далее? По одной причине: в свое время Москва сумела передать все школы в Москомспорт, тем самым заложив тот результат, который Москва сегодня имеет. Я надеюсь, что общими усилиями мы сможем в ближайшее время перевести все школы под одну систему, создать единую систему соревнований, единую систему методического обеспечения, тем самым заложить будущие успехи нашего российского спорта… В целом более пяти с половиной тысяч спортивных школ разных названий, разного уровня, практически по всем видам спорта. Если нам удастся привести все это к единому знаменателю, это будет огромный шаг к будущим нашим успехам.

Ведущий: Спасибо. Еще раз хочу напомнить, что сегодняшним гостем у нас был Фетисов Вячеслав Александрович, руководитель Федерального агентства по физической культуре и спорту. Интернет-конференция организована информационным агентством «ГАРАНТ» при участии журнала «Законодательство». Хочу поблагодарить Вас за то, что нашли время приехать к нам и ответить на вопросы интернет-аудитории, и пожелать Вам успехов в Вашей нелегкой деятельности.