Новости и аналитика Интервью Создание и функционирование особых экономических зон в России: первый опыт

Создание и функционирование особых экономических зон в России: первый опыт


Интернет-конференция
руководителя Федерального агентства
по управлению особыми экономическими зонами
Алпатова Андрея Алексеевича

 

23 июня 2008 года в 17 часов в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялась интернет-конференция руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Алпатова Андрея Алексеевича.

Тема конференции: "Создание и функционирование особых экономических зон в России: первый опыт".

Интернет-конференция организована компанией "Гарант". Компания "Гарант" зарегистрирована в качестве Информационного агентства (свидетельство: ИА N 77-14642). При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").

Ведущий интернет-конференции - Царь Сергей Петрович (компания "Гарант").

Добрый день, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория!

Мы начинаем нашу интернет-конференцию. Разрешите представить нашего гостя - Алпатова Андрея Алексеевича, руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

Уважаемый, Андрей Алексеевич, позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы нашли время прийти сегодня на нашу интернет-конференцию.

Тема сегодняшней конференции: "Создание и функционирование особых экономических зон в России: первый опыт".

В 2005 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", являющихся одним из направлений развития предпринимательской деятельности, а также формирования оптимальных взаимоотношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности.

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительных функций в сфере управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ), а также контроль за выполнением соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах, в портовых особых экономических зонах.

Создание особых экономических зон представляет собой перспективное направление развития экономики России. Особые экономические зоны являются институтом, который способствует привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала государства, а также развитию экспортно-ориентированных производств.

В настоящее время в Российской Федерации создано 13 особых экономических зон: две промышленно-производственные, четыре технико-внедренческие и семь туристско-рекреационных. Завершается организационный процесс создания портовых ОЭЗ. Резидентами особых экономических зон разного типа уже стали 74 компании.

Механизм особой экономической зоны предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров путем применения принципа "одного окна".

Правовой аспект создания и функционирования особых экономических зон находится в развитии и нуждается в дальнейшей регламентации.

В ходе интернет-конференции планируется обсудить основные итоги деятельности особых экономических зон в период с 2005 по 2008 год, обсудить актуальные проблемы законодательного обеспечения их дальнейшей деятельности, дать разъяснения и провести анализ последних изменений законодательства в данной сфере, выявить его пробелы и недостатки, а также сформулировать предложения по его совершенствованию, На эти и другие актуальные вопросы интернет-аудитории в ходе интернет-конференции ответит руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Алпатов Андрей Алексеевич.

К моменту начала конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.

Алпатов А.А:

Особые экономические зоны - это новый перспективный инструмент для построения диверсифицированной экономики и развития высокотехнологичных секторов современного производства и сферы услуг. Наряду с особыми экономическими зонами есть и другие инструменты развития, такие как Инвестиционный фонд, Венчурная компания, государственные корпорации и т.д. Тем не менее, особые экономические зоны - самостоятельный эффективный инструмент экономического развития, и сегодня я попытаюсь ответить на вопросы и убедить нашу интернет-аудиторию в том, что необходимо активно изучать и использовать опыт создания особых экономических зон в России.

 

 

Ведущий: Первый вопрос поступил из г. Москвы. Что самое важное, на Ваш взгляд, удалось сделать с момента вступления в силу Федерального закона 2005 года "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", что пока не удается реализовать, и почему?

Алпатов А.А:

С момента принятия данного Федерального закона и создания структуры по особым экономическим зонам, прошло не так много времени. Тем не менее, уже можно подвести некоторые промежуточные результаты. Если говорить о том, что было сделано за такой достаточно небольшой срок (2,5 года), то, в первую очередь, главным достижением мы считаем формирование нормативно-правовой базы. На сегодняшний день помимо Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", который, по сути дела, является главным правовым фундаментом строительства особых экономических зон, разработано и принято свыше пятидесяти нормативно-правовых актов, направленных на реализацию положений закона. Можно сказать, что, в основном, формирование нормативно-правовой базы завершено. Хотел бы также отметить очень серьезное отличие сегодняшних особых экономических зон (ОЭЗ) от свободных экономических зон (СЭЗ), создаваемых в 90-е годы прошлого века. Попытки создания СЭЗ, к сожалению, закончились неудачей. На наш взгляд, это во многом предопределило именно то, что не была сформирована хорошая нормативно-правовая база. Кроме того, СЭЗ – это были территории, на которых действовал только определенный перечень налоговых и таможенных льгот для предпринимателей, осуществляющих на них свою деятельность. В особых экономических зонах льготы тоже действуют, но это не главное. ОЭЗ сегодня – это, прежде всего, государственно-частное партнерство. Оно заключается в совместном вложении средств бюджета и частных инвестиций в развитие той или иной территории

Следующим по значению моментом мы бы отметили то, что на сегодняшний день отработана технология создания и развития особых экономических зон. Это очень непростой процесс, в котором участвует много игроков всех уровней власти и частного бизнеса. В настоящее время сформирована система управления. Четко определено, кто занимается управлением данным процессом, отсутствует дублирование функций у этих участников, что является очень важным достижением нашей работы. Ну и самое главное – жизнеспособность нового инструмента особых экономических зон практически доказана. Это отметил и премьер-министр Владимир Владимирович Путин во время своего недавнего посещения особой экономической зоны "Алабуга" в Татарстане. Он, в частности, сказал, что была проведена хорошая работа, и реализовано именно то, что с самого начала было задумано. Очень важно, что нам удалось на практике сделать то, что Президент и закладывал в свое время при подписании Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Таким образом, можно сказать, что руководство, Правительство страны подтвердило целесообразность создания, состоятельность и жизнеспособность особых экономических зон. Но дело не только в этом. Главное, что и резиденты, то есть частный бизнес, своими действиями тоже подтвердили признание ОЭЗ. Сегодня в ОЭЗ зарегистрировано 74 резидента, в том числе 58 – в технико-внедренческих особых экономических зона и 16 – в промышленно-производственных ОЭЗ. Еще около 40 резидентов стоят в очереди. В настоящее время уже много компаний с иностранным капиталом также являются резидентами особых экономических зон. Поэтому основной результат нашей работы заключается в том, что особые экономические зоны подтвердили свою жизнеспособность.

 

Ведущий: Если заглянуть на 10-15 лет вперед – будет ли существовать необходимость в особых экономических зонах в России? В каком направлении будет происходить их дальнейшее развитие именно в этот период времени?

Алпатов А.А:

Необходимость в создании особых экономических зон будет существовать именно потому, что они, как показала жизнь, являются достаточно эффективным инструментом кластерного развития. В будущем, даже через 10, 15, 20 лет, данный инструмент может быть особо востребован на региональном уровне, потому что в настоящее время регионы не только пытаются, но и уже создают такие региональные особые экономические зоны. И, возможно, поэтому опыт федерального проекта, опыт отработки технологии, опыт управления этим процессом во многом будет востребован, в первую очередь, на уровне субъектов Российской Федерации..

 

Ведущий: Следующий вопрос пришел из Липецка. Как на данном этапе строится взаимодействие федерального центра и регионов в процессе развития инфраструктуры ОЭЗ? Как происходит распределение ролей и чем руководствуется федеральный центр при решении данных вопросов?

Алпатов А.А:

К сегодняшнему дню создана четкая система управления процессом создания и функционирования особых экономических зон.

Из всех структур, которые занимаются управлением особыми экономическими зонами, главным идеологом является Министерство экономического развития Российской Федерации, которое формирует нормативно-правовую базу и определяет стратегическое развитие особых экономических зон, проводит конкурсы по созданию ОЭЗ и определяет те регионы, где сегодня наиболее целесообразно создавать особые экономические зоны. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами – орган исполнительной власти, организующий и отвечающий за практическую работу. Также в каждой зоне создается наблюдательный совет, куда входят представители федерального центра, региональных и муниципальных органов власти, а также представители бизнеса, бизнес-объединений и непосредственно резидентов. Это очень важный орган управления, который в регионе определяет правильно или неправильно создается и развивается особая экономическая зона. В соответствии с законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" РосОЭЗ является государственным заказчиком по проектированию и строительству инфраструктуры ОЭЗ за счет бюджетов всех уровней. Для непосредственного строительства объектов инфраструктуры создано открытое акционерное общество "Особые экономические зоны", 100% акций которого принадлежит Российской Федерации. На территории каждого региона имеется территориальное управление нашего агентства, филиал или дочернее общество головного акционерного общества, а также создается штаб строительства, куда входят как начальники штаба, как правило, заместитель губернатора и глава местного самоуправления.

Таким образом, в системе управления созданием ОЭЗ все роли четко распределены.

 

Ведущий: Игорь Винокуров из Санкт-Петербурга интересуется: как на законодательном уровне регламентированы вопросы, касающиеся порядка образования особых экономических зон в РФ, а также каким образом можно получить статус резидента ОЭЗ?

Алпатов А.А:

Существует сайт Агентства – www.rosoez.ru, на котором очень много справочной информации, полезной для действующих и потенциальных резидентов, подробно описаны различные вопросы, в том числе, и как стать резидентом, и какие налоги на территории ОЭЗ, и т.д.

Для нашей аудитории расскажу о том, какие важные этапы при создании особой экономической зоны существуют.

Всё происходит следующим образом: Минэкономразвития России объявляется конкурс на создание особой экономической зоны. На этот конкурс субъекты РФ и органы местного самоуправления совместно готовят заявки и подают в Министерство экономического развития РФ. Создается специальная конкурсная комиссия, и при ней, если необходимо, экспертные советы. Проводится конкурс и определяется победитель. Затем выходит Постановление Правительства о создании особой экономической зоны того или иного типа на определенной территории. После этого подписывается соглашение между Правительством РФ, органами исполнительной власти субъекта РФ и муниципального образования о создании особой экономической зоны, в котором детально регламентируются вопросы финансирования, собственности и т.д. Это соглашение становится главным документом при создании и развитии особой экономической зоны. Затем разрабатывается концепция создания и развития особой экономической зоны, формируется система управления в рамках этой концепции, перечень объектов инфраструктуры, которые необходимо построить для развития ОЭЗ. Дальше разрабатывается проект планировки территории, как главный градостроительный документ. И после этого начинается строительство объектов инфраструктуры. Параллельно начинается строительство объектов резидентов. С этого момента зона начинает жить своей жизнью, и наше участие переходит в стадию управления, в стадию эксплуатации инфраструктуры. Вот по таким этапам мы движемся при создании каждой конкретной особой экономической зоны.

По поводу получения статуса резидента я бы сразу еще раз хотел направить пользователей на наш сайт, где очень подробно все это написано. Резидентами ОЭЗ могут стать коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий, а также индивидуальные предприниматели. Алгоритм получения статуса резидента очень подробно прописан в нормативных документах. Они размещены на сайте РосОЭЗ.

 

Ведущий: Инвесторы хотят четко услышать от вас, кто будет представлять государство в зоне, с кем они будут иметь дело, насколько будут просты отношения, связанные с оформлением прав собственности, получением различных разрешений на строительство, урегулированием вопросов с приглашением иностранной рабочей силы. Заранее спасибо.

Алпатов А.А:

Механизм ОЭЗ предполагает преференции по трем ключевым для бизнеса направлениям: государственное финансирование создания инфраструктуры, формирование дружественной среды администрирования в ОЭЗ, основанной на внедрении технологии "одного окна", налоговые и таможенные льготы. Именно сочетание этих факторов делает режим ОЭЗ привлекательным для инвесторов.

В целях повышения качества исполнения государственных функций и оказания государственных услуг резидентам, РосОЭЗ разрабатывает и внедряет на территории ОЭЗ систему предоставления государственных услуг по принципу "одного окна".

В рамках системы "одного окна" РосОЭЗ и его территориальные органы заключают соглашения об осуществлении деятельности на территории ОЭЗ, предоставляют в аренду земельные участки, осуществляют выдачу разрешений на строительство и пр.

Вместе с тем, исполнение некоторых государственных услуг и функций, востребованных резидентами ОЭЗ, требует участия иных федеральных органов исполнительной власти, таких, как Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная миграционная служба, Пенсионный фонд Российской Федерации, Росрегистрации, Роснедвижимость и др.

Внедрение системы "одного окна" подразумевает размещение представителей территориальных органов РосОЭЗ, а также иных федеральных и региональных органов власти в одном офисе – так называемом административно-деловом центре, создаваемом на территории ОЭЗ. Это обеспечивает оперативный информационный обмен и документооборот, снижение административных барьеров для резидентов ОЭЗ, сокращению затрат и времени.

В настоящее время система "одного окна" уже в полном объеме работает в ОЭЗ промышленно-производственного типа в Республике Татарстан.

 

Ведущий: Следующий вопрос от Владислава Зубова из Архангельска. Расскажите, пожалуйста, о процедуре и сроках регистрации юридических лиц на территории муниципального образования, в котором функционирует ОЭЗ, а также о порядке оформления и подачи заявки. И какие особенности режима предпринимательской деятельности имеют место на территории особой экономической зоны?

Алпатов А.А:

Я хотел бы кратко дать ответ о том, как происходит процедура приема в резиденты. Для того, чтобы стать резидентом нашей особой экономической зоны, компания или предприниматель должен зарегистрироваться в налоговой инспекции по месту нахождения этой особой экономической зоны в том муниципальном образовании, которое непосредственно участвует в создании особой экономической зоны. В данном случае действует Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц".

После регистрации готовится бизнес-план, в котором содержится информация о том, что эта компания или предприниматель хотят делать на территории особых экономических зон, и обращаются к нам, в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

Далее эти бизнес-планы рассматриваются у нас в Агентстве. Если потенциальный резидент предполагает осуществлять свою деятельность именно в русле нашего стратегического развития, мы подписываем соглашение с данным предпринимателем, с данной компанией, признаем их резидентами, вносим в реестр и выдаем соответствующее свидетельство. Затем уведомляем таможенные, налоговые органы о том, что такая-то компания стала резидентом нашей особой экономической зоны. И на эту компанию или на этого предпринимателя начинают распространяться уже все те льготы и преференции, которые законодательством предусмотрены для резидентов ОЭЗ.

 

Ведущий: Переходим к следующему вопросу. Он пришел из Владивостока от Виктории Воеводиной. Расскажите, пожалуйста, о правовом режиме собственности и регулировании земельных отношений на территории ОЭЗ, обустройстве зон туристско-рекреационного типа, особо охраняемых территорий, а также о пробелах действующего российского законодательства, нормы которого устанавливают данные правоотношения.

Алпатов А.А:

Начнем с земельных отношений. На территории особых экономических зон земельные отношения осуществляются в рамках федерального законодательства. Данные отношения на территории РФ регулируются Земельным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами. Имеются определенные особенности. Система оформления земельных отношений происходит следующим образом: когда статус резидента предприятием получен, мы его вносим в реестр резидентов и подписываем соглашение. После этого мы обязуемся предоставить ему земельный участок для строительства своего объекта. Данный земельный участок предоставляется на праве аренды. При создании ОЭЗ земля в собственности государства, потому что государство все-таки подводит очень серьезную инфраструктуру, вкладывает большие средства, и, таким образом, на первом этапе, конечно, территория должна находиться в государственной или муниципальной собственности. Далее, когда инвестор построит свои объекты и приступит к их эксплуатации, он будет платить налоги в бюджет. Таким образом окупаются бюджетные инвестиции. Собственник, созданной на территории ОЭЗ недвижимости имеет право выкупить земельный участок. При этом правовой режим собственности в ОЭЗ ничем не отличается от общего режима. В границах особых экономических зон распространяются все те же преференции, обязательства, гарантии, что и для любого объекта собственности на любой другой территории РФ. Что касается пробелов действующего законодательства, то сейчас сложно назвать какие-то серьезные пробелы, потому что в настоящее время мы приняли более пятидесяти нормативно-правовых документов. Конечно, мы не скрываем, есть какие-то еще недоработки, моменты, которые нужно подкорректировать. В частности, опыт работы в технико-внедренческих зонах показал, что, конечно, нужно дальше двигаться и разрешать производство высоко-инновационной продукции, которая была разработана на территории технико-внедренческой зоны, в ее границах. Иначе, получается научные исследования, потом опытные образцы делаются на территории зоны, а дальше опять инвестору приходится принимать какое-то стратегическое решение: находить площади, где размещать производство этой инновационной продукции. Это то, что нужно поменять в законодательстве, и мы уже такие поправки подготовили. Наверное, в ближайшее время потребуется скорректировать еще и законодательство в части портовых особых экономических зон. Мы тоже видим там определенные пробелы. Но хочу все-таки уточнить, что функция формирования нормативно-правовой базы – это все-таки функция Министерства экономического развития Российской Федерации. Здесь мы можем только как практики, которые реально "на земле" работают, рекомендовать, предлагать, обосновывать, но окончательное слово остается за Минэкономразвития России.

 

Ведущий: Людмила Николаевна из Москвы спрашивает: как решаются вопросы с обустройством зон туристско-рекреационного типа?

Алпатов А.А:

Туристско-рекреационные зоны, на мой взгляд, это очень интересные особые экономические зоны. Они будут близки нашим простым людям. Потому что существующая сегодня в России инфраструктура туристического бизнеса не соответствует мировым стандартам. Огромное количество наших граждан сейчас выезжают за рубеж и видят современные туристические комплексы, современный менеджмент. В туристско-рекреационных зонах, по сути дела, мы должны построить новую современную инфраструктуру отдыха. Этот проект стартовал не так давно - в 2007 году было принято постановление Правительства РФ о создании семи туристско-рекреационных зон, разработаны концепции создания и развития особых экономических зон. Концепция – это один из самых главных идеологических документов, позволяющих реально оценить, взвесить, понять, что мы строим, что мы хотим увидеть в конце, на кого будет ориентирована зона, насколько доступна – смогут ли люди, например, в туристической зоне за такую-то сумму денег отдыхать, и поедут ли они вообще туда, будут ли там туристические потоки. В 2008 году начался этап проектирования, и к концу этого года мы должны завершить самые главные градостроительные документы – это проекты планировок территорий, плюс проекты первых наших инфраструктурных объектов. Со следующего года мы начнем реальное строительство объектов инфраструктуры. Планируем за 3-4 года построить и объекты инфраструктуры, и туристические объекты, а с 2012 года запустить наши туристско-рекреационные зоны. Некоторые зоны - в передовиках, в частности, 1-2 августа 2008 года мы проведем презентацию алтайских зон – "Бирюзовой Катуни" в Алтайском крае и "Алтайской долины" в Республике Алтай, где покажем уже реальные проекты горнолыжных комплексов, гостиниц, а также уже построенные объекты. Таким образом, туристско-рекреационные зоны очень активно проектируются и строятся, и мы надеемся в установленные сроки запустить их в полном объеме.

 

Ведущий: Следующий вопрос от Владимира Николаевича из Москвы: используются ли в государственном управлении особыми экономическими зонами современные информационные технологии?

Алпатов А.А:

Так как мы себя позиционируем как один из самых современных органов власти, который не должен ни в чем уступать бизнесу, то мы, конечно же, используем в своей работе самые современные информационные технологии. У нас есть серьезная автоматизированная информационная система, мы проводим видеоконференции, мы проводим селекторные совещания с нашими территориями каждый понедельник. У нас есть, на наш взгляд, очень хороший портал, который работает в реальном режиме времени, и не только для сторонних пользователей интернета, но и для сотрудников нашего агентства и в Москве, и на территориях. В каждой особой экономической зоне стоят веб-камеры, благодаря которым мы в режиме реального времени можем видеть, как движется строительство. В этом году собираемся внедрить технологию "телепрезент", предоставляющую возможность проводить совещания с коллегами, которые находятся за тысячи километров. Она необходима не столько чиновникам, сколько резидентам. Вот конкретный пример: у нас в особой экономической зоне в Липецкой области много итальянских компаний. Часто они прилетают в Москву, а затем им нужно собрать своих подчиненных и лететь в Липецк. Технология телепрезент позволит проводить совещания в реальном режиме времени, не вылетая в регион. Поэтому мы надеемся, что новые технологии будут востребованы резидентами особых экономических зон.

 

Ведущий: Следующий вопрос о том, каковы особенности налогового и таможенного режима особой экономической зоны, а также какие практические рекомендации с учетом последних нововведений действующего российского законодательства для резидентов особых экономических зон по эффективному использованию налоговых и таможенных льгот Вы могли бы предложить?

Алпатов А.А:

Для каждой особой экономической зоны на нашем интернет-сайте детально прописаны все конкретные льготы. Чтобы интернет-аудитории было понятно, отмечу, что льготы можно разделить на несколько групп. Так резиденты освобождаются от налога на имущество и налога на землю на 5 лет, а в каких-то регионах – до 10 лет.. Это достаточно неплохие льготы, потому что если строится, например, здание стоимостью в несколько миллиардов рублей, то имущественный налог будет достаточно серьезным, иногда он может составлять несколько десятков миллионов. Также имеется льгота по налогу на прибыль. Как правило, в общем случае предусмотрено снижение ставки на 4%, то есть с 24% до 20%. Для технико-внедренческих зон предусмотрена льгота по единому социальному налогу, что очень важно для малых компаний. Имеется льгота по транспортному налогу. Если говорить о таможне, то на территориях промышленно-производственных, технико-внедренческих, портовых зон действует режим свободной таможенной зоны. Приведу следующий пример. Один из резидентов, построивший в ОЭЗ завод, стоимость которого, ориентировочно, составила около 7 миллиардов рублей, на таможенном режиме сэкономил более 600 миллионов рублей. В целом на льготах он сэкономил около 1,2 миллиардов рублей. Таким образом инвестор-резидент за счет того, что находится в ОЭЗ, экономит более 15-20 %. Это очень существенно.

 

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, об эффективности правового регулирования и законодательного обеспечения особых экономических зон на территории Российской Федерации; о налоговых и таможенных преференциях, а также упрощенном порядке администрирования в рамках ОЭЗ как важнейшего преимущества для потенциальных инвесторов?

Алпатов А.А:

В части преференций в первую очередь речь идет о строительстве инфраструктуры за счет государства. На втором месте - создание благоприятного режима администрирования. И только на третьем - таможенные и налоговые льготы. Если говорить о преимуществе системы администрирования, то оно заключается в том, что все структуры работают в системе "одного окна", что является весьма удобным фактором. То есть резиденту, инвестору, предпринимателю, которые работают на территории экономической зоны, можно решить любой вопрос на территории нашего административно-делового центра. Различные функциональные процедуры за резидента выполняет представитель нашего территориального управления. Отмечу, что для нас резидент является главным лицом на территории ОЭЗ. В РосОЭЗ утвержден приказ "О некоторых мерах по взаимодействию центрального аппарата Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами и территориальных органов с резидентами ОЭЗ". В данном приказе четко определено, как сотрудники центрального аппарата и территориального управления должны работать с резидентами, каким образом помогать им. За каждым резидентом закрепляется конкретный сотрудник, который решает все его проблемы. Более того, на нашем интернет-сайте имеется отдельный блок, с помощью которого любой резидент может направить в мой адрес письмо и пожаловаться на любого сотрудника или дать какие-то предложения. Я обязательно читаю все обращения и принимаю по ним меры. Кроме того, по заявкам наших резидентов сейчас мы очень активно проводим семинары. Последний семинар с резидентами был посвящен принципу работы по системе "одного окна". Наши специалисты помогают резидентам использовать механизмы по финансированию своих проектов. Существует очень много федеральных и региональных программ, где выделяются финансовые средства на различные проекты. Кроме того, мы помогаем нашим резидентам в продвижении их продукции, в том числе, на мировом рынке. Еще раз подчеркну, что резидент для нас является главным действующим лицом в ОЭЗ.

 

Ведущий: Перейдем к следующему вопросу. Вячеслав Викторович Белов из г. Саратова интересуется: как на законодательном уровне регулируются вопросы разработки, добычи и переработки полезных ископаемых, металлургического производства, а также производства и переработки подакцизных товаров в особых экономических зонах. Какими нормативными правовыми актами указанные вопросы регламентированы?

Алпатов А.А:

Здесь я бы ответил очень коротко. Все, что было перечислено в вопросе, на территории ОЭЗ запрещено. Это принципиальная позиция, она зафиксирована в Федеральном законе об ОЭЗ, потому что ОЭЗ - это инструмент для диверсификации нашей российской экономики, и поэтому глупо использовать режим ОЭЗ для того, чтобы там заниматься, скажем, добычей полезных ископаемых.

 

Ведущий: Следующий вопрос от Павла Петровича Кислова. Слышал, что создана ОЭЗ по производству ювелирных изделий и бриллиантов. Не секрет, что данная отрасль является одной из богатейших и не нуждается в особых льготах? На что ориентировано создание данной ОЭЗ?

Алпатов А.А:

Сразу скажу, что это слухи, таких ОЭЗ нет. Я думаю, скорее всего, их никогда не будет, потому что переработка или производство ювелирных изделий не является нашей первоочередной задачей на сегодняшний день.

 

Ведущий: Следующий вопрос от Севастьянова Александра из Воронежа: в чем преимущества особых туристических зон для инвесторов и для тех регионов, в которых они созданы? Виден ли какой-либо результат на данный момент? Вы немного рассказали про туристические зоны, разъясните, пожалуйста, положительные стороны для инвесторов.

Алпатов А.А:

Особенность туристических зон заключается в том, что необходимо не только построить инфраструктуру внутри ОЭЗ (провести энергетику, воду, канализацию, освещение, туристическую инфраструктуру). В первую очередь мы закладываем реконструкцию аэропортов, затем договариваемся с Минтрансом и находим средства на строительство автодорог, прокладываем все коммуникации. Резидент ОЭЗ получает возможность строить только коммерческие объекты. И, таким образом, окупаемость и рентабельность его инвестиций увеличивается в десятки раз. На мой взгляд, резиденты получают самое главное преимущество - строительство инфраструктуры за счет государства. Кроме того, я ещё раз отметил бы льготы и дружественный режим администрирования. Немаловажным является и то, что сегодня инвесторы с нашей помощью могут построить в России самые современные курорты мирового уровня. Пользуясь случаем, призываю крупных ответственных финансовых игроков подумать над этим и обратиться к нам, так как осталось совсем немного времени для того, чтобы попасть в перечень резидентов, которые смогут сделать что-либо на самом деле грандиозное в нашей стране.

 

Ведущий: Переходим к следующему вопросу. Сергеев Андрей Викторович из Мурманска интересуется. В ходе недавнего конкурса по определению портовых особых экономических зон была одобрена всего одна морская. В то же время Мурманская область подавала сразу две заявки на ПОЭЗ по обеим сторонам Кольского залива. Областная власть все время утверждала, что обе заявки отлично подготовлены. Так в чем же, на Ваш взгляд, проблема у мурманских проектов портовых зон, почему их отправили на доработку?

Алпатов А.А:

Хотел бы сразу отметить, что все-таки более корректно было бы комментировать результаты конкурса Министерству экономического развития Российской Федерации, потому что оно организовывало конкурс и в целом подводило итоги. Но, как член конкурсной комиссии, я дам некоторую информацию. Во-первых, не только мурманская заявка была отклонена, были отклонены и другие заявки из достаточно серьезных регионов. На первом этапе принято решение о создании пока трех ПОЭЗ: двух аэропортов и одной морской в Хабаровском крае. В чем были вопросы у членов конкурсной комиссии и, в том числе, по Мурманску? Мурманск - один из стратегических портов и то, что там нужно развивать всю инженерную портовую инфраструктуру никто не сомневается. С другой стороны, когда создается ОЭЗ, очень внимательно нужно все просчитать, и не только затраты на инфраструктуру внутри ОЭЗ, но и на инфраструктуру за её пределами, для того, чтобы реально понимать, сколько же это будет стоить государству. У г. Мурманска было 2 заявки, и логично было бы, чтобы и на левом, и на правом берегу была общая экономическая зона. Но, к сожалению, сейчас законодательство этого не позволяет, в связи с чем мы готовим определенные изменения в законодательство. Как сказала Министр экономического развития Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, скорее всего, в конце этого года будет проведен еще один конкурс. Мы надеемся, что Мурманск снова примет участие в конкурсе. Мне кажется, что шансы у города Мурманска достаточно серьезные.

 

Ведущий: Алексей Викторович Николаенко из города Пушкино спрашивает: неоднократно слышал, что в 2007 году была запланирована подготовка проектно-сметной документации на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создания технопарков. Скажите, пожалуйста, какова цель образования технопарков и в чем их преимущественное отличие от особых экономических зон?

Алпатов А.А:

Должен сразу сказать, что создание и строительство технопарков, также, как создание и строительство игорных зон в России, не входит в компетенцию нашего агентства. Этим занимаются другие министерства и ведомства. Но хотел бы все-таки пояснить, в чем же принципиальное отличие технопарка от ОЭЗ. Технопарк - это всего лишь один из элементов инновационной инфраструктуры технико-внедренческой зоны. Технопарк - это здание, которое строится за счет государственных или частных средств, в котором размещаются компании в зависимости от стратегии создания технопарка. Там эти компании работают, строят свой бизнес, развиваются и т.д. Существует федеральная программа по технопаркам, они создаются в разных регионах России, федеральный бюджет субсидирует это строительство. Внутри технико-внедренческой ОЭЗ должно быть создано много других элементов инновационной инфраструктуры, помимо технопарка. Например, бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, где научные мысли превращаются в бизнес-планы и потом с этими бизнес-планами можно двигаться дальше, искать непосредственное финансирование, центр коллективного пользования и т.д. То есть, ОЭЗ во много раз шире, чем технопарк.

 

Ведущий: Есть ли какие-то особенности в правовом статусе игорных ОЭЗ, по какому принципу определяется их территориальное расположение?

Алпатов А.А:

Я уже отмечал, вопросы создания, функционирования и ликвидации игорных зон на территории Российской Федерации не входят в компетенцию РосОЭЗ.Более подробную информацию по игорным зонам можно получить в Минфине России.

 

Ведущий: Распространяется ли льготный налоговый режим на имущество организации - резидента ОЭЗ, если оно расположено вне территории ОЭЗ, однако используется в том числе для обеспечения деятельности организации в ОЭЗ?

Алпатов А.А:

Если организация - резидент ОЭЗ имеет за пределами ОЭЗ имущество, то такое имущество подлежит налогообложению налогом на имущество в общеустановленном порядке. Резидент ОЭЗ обязан обеспечить для целей налогообложения отдельный учет облагаемых и не облагаемых налогом на имущество объектов движимого и недвижимого имущества.

 

Ведущий: В Федеральном законе "Об особых экономических зонах" понятие особой экономической зоны не учитывает всех признаков данного территориального образования. В связи с этим планируется ли в будущем вноситься какие-нибудь изменения в Федеральный закон N116-ФЗ?

Алпатов А.А:

Понятие ОЭЗ, закрепленное Законом, является достаточно ёмким и отражает основные характеристики ОЭЗ, а именно – часть территории Российской Федерации, определяемая Правительством Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Сама специфика особенностей ведения деятельности на территории ОЭЗ раскрывается в остальных положениях Закона. Однако, как я уже говорил выше, жизнь и практика требует определённой корректировки законов, и они будут вноситься в установленном порядке.

Читать ГАРАНТ.РУ в и