Новости и аналитика Информационное партнерство Мероприятия с участием ИА "ГАРАНТ" V Международная конференция "Инновационные обучающие технологии в медицине – 2014"

V Международная конференция "Инновационные обучающие технологии в медицине – 2014"

Дата проведения: 25-26 сентября 2014 г.

Место проведения: Москва

 

Хороший врач не может не учиться

25 сентября в Москве состоялась V Международная выставка "Инновационные обучающие технологии в медицине – 2014". В ней приняли участие 523 делегата. Кроме россиян, представивших 60 регионов, были гости из 11 стран: Армении, Бельгии, Великобритании, Италии, Казахстана, Канады, Китая, Португалии, США, Франции, Швейцарии.  Врачи должны учиться, не причиняя вреда пациентам. Наибольший интерес среди экспонатов выставки вызвали интерактивные роботы новорожденных детей, симуляторы для ультразвуковых исследований с тактильной "обратной связью", тренажеры для лапароскопических операций, виртуальный стол для изучения анатомии в 3D. Высокой популярностью пользовался стенд первого МГМУ для обучения сердечно-легочной реанимации – тем, кто успешно проходил обучение и затем тестирование на тренажере, вручался сертификат. В этом году организаторы мероприятия не ограничились выставочной экспозицией. Накануне открытия V Международной выставки "Инновационные обучающие технологии в медицине – 2014" в симуляционном центре на базе "Первого МГМУ им. И.М.Сеченова" были проведены мастер-классы по применению в учебном процессе новейшего симуляционного оборудования и тренажеров. Огромный интерес к опыту первопроходцев в использовании инновационных технологий для обучения врачей и среднего медицинского персонала участники мероприятия проявили на "круглых столах". В ходе дискуссий говорилось о пользе инновационного обучающего оборудования, применение которого позволяет снизить риски для пациентов, обеспечивая безопасность при оказании медицинской помощи. Иностранные коллеги, рассказывая об опыте своих стран, приводили доказательства того, что главный результат применения симуляционных технологий в обучении и внедрения системы непрерывного медицинского образования – это улучшение результатов лечения пациентов

О ходе пилотного проекта по реализации новой модели непрерывного медицинского образования в России. Качество профессиональной подготовки медицинского работника и его социальное благополучие, – вот лейтмотив нынешней сентябрьской встречи. Не случайно повестка дня расширенного заседанияруководителей профессиональных обществ в рамках конференции была посвящена первым итогам пилотного проекта "Непрерывное медицинское образование". Это  вызвало заинтересованность собравшихся и активное обсуждение.

Как известно, с 2014 года Министерство здравоохранения РФ, Национальная медицинская палата, Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов, Ассоциация медицинских обществ по качеству совместно реализуют пилотный проект по непрерывному медицинскому образованию. Цель проекта – повышение профессионального уровня врачей, что, в свою очередь, станет залогом доступности высококачественной медицинской помощи для россиян.

В западных странах давно применяют систему непрерывного медицинского образования, чтобы врачи успевали за стремительным прогрессом в медицине и применяли в своей работе последние достижения. В России с такой инициативой выступило отраслевое профессиональное сообщество. Министерство здравоохранения поддержало это предложение. Профессиональные медицинские общества заинтересованы в высокой квалификации своих специалистов, в их умении применять новейшие современные технологии диагностики и лечения. Поэтому именно они, совместно с вузовскими центрами, составляют учебные программы и планируют участвовать в аккредитации, чтобы контролировать уровень профессиональной подготовки коллег. Электронные учебные модули содержат информацию о новейших медицинских методиках и контрольные тесты. Новые знания, благодаря интернету, доступны в любом регионе России, обучение не требует затрат на поездки. Пока в пилотном проекте участвует 540 человек по специальностям "педиатрия", "терапия – общеврачебная практика", "скорая помощь", "кардиология" и "организация здравоохранения". К началу выставки участники пилотного проекта направили предложения по необходимым изменениям в учебных модулях. Остальные врачи с нетерпением ждут результатов эксперимента, чтобы также получить доступ к электронным учебникам и тестам.

Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России, ответственный секретарь Координационного Совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Т.В. Семенова отметила конструктивную активность медицинского сообщества. Она поблагодарила профессиональные медицинские общества по специальностям за работу над учебными программами для НМО, подчеркнув, что десятки экспертов, привлеченных к данному проекту, – хорошая команда в помощь "рулевым" отрасли.

Представитель Минздрава выразила надежду, что в 2015 году пилотный проект освободится от определения "пилотный", и НМО станет обязательным и доступным для всех российских врачей, желающих подтвердить свою квалификацию.

По поводу оценки качества профессиональной подготовленности врачей, Т.В. Семенова сказала:

– Профессиональные медицинские общества должны определить критерии – кого они готовы принять в свои ряды, специалиста какого уровня, каких человеческих качеств. Профессиональные общества должны объективно и беспристрастно оценивать качество подготовки специалиста. И дальше – или включать его в свои ряды или говорить, в чем именно не доработали образовательные организации.

В ходе обсуждения закономерно встал вопрос об оплате труда врача и его рабочей нагрузке. Известно, что в связи с невысокими зарплатами большинство врачей, чтобы заработать на жизнь, трудятся на 1,5 ставки в родных медучреждениях, а вечерами еще и в коммерческих клиниках. Найдет ли измученный работой врач время для повышения своей квалификации? На этом акцентировала внимание участников выставки председатель правления ассоциации медицинских обществ по качеству Г.Э. Улумбекова, утверждая, что врачу необходимо предоставить в рабочее время условия и технические возможности для обучения. Рассказывая о промежуточных итогах пилотного проекта, она предложила создать рабочую группу в рамках координационного совета по развитию системы НМО при Минздраве России. Это предложение было поддержано единогласно, и по окончании заседания десятки людей предложили свои кандидатуры, желая участвовать в этой работе.

Здоровье народа – безопасность страны. Традиционно в рамках выставки прошла конференция, где на этот раз были озвучены стратегические доклады по актуальным проблемам здравоохранения. Из 72 докладчиков большинство акцентировали внимание на проблемы кадрового обеспечения отрасли, ее финансирования и необходимости общественной экспертизы принимаемых решений. Признанные лидеры отрасли, например, Л.М. Рошаль, говорили о глобальных переменах:

– Мы говорим про образование, – отметил Леонид Рошаль, – но оно не существует само по себе, оно связано с клиническими рекомендациями и протоколами. Мы потеряли много лет на экономику здравоохранения, не занимаясь другими проблемами. Сейчас национальная медицинская палата наряду с Минздравом взяла на себя ответственность за все документы, которые касаются профессиональной деятельности. Теперь ни один закон не будет опубликован, если он не пройдет общественного обсуждения. Таким образом, мы создаем модель государственно-общественной формы управления профессиональной деятельностью.

Обсуждение актуальных вопросов здравоохранения и медицинского образования продолжалось два дня – в кулуарах, на секциях и семинарах. Резюмируя прозвучавшее, можно сказать, что квинтэссенцией мнений стало понимание, что российское здравоохранение сегодня – не просто блок социальной сферы. Здравоохранение – это залог социального равновесия, а на фоне последних событий – еще и фундамент национальной безопасности страны. Суммируя сказанное, можно выделить три основных вывода:

Первое – сегодня в отрасли необходим управленческий и бюджетный маневр. Вектор бюджетного финансирования должен быть переведен от строительных инвестиций в кадровые – повышение заработной платы, создание привлекательных социальных условий для врачей, обеспечение им возможностей для повышения квалификации. Это позволит решить две основные задачи сегодняшнего дня: обеспечение кадрами первичного звена здравоохранения и повышение квалификации врачей, что обеспечит высокое качество медицинской помощи.

Второе: "сохранить нельзя разрушить". Обсуждая вопросы развития системы последипломного образования, участники конференции пришли к общему выводу о том, что нельзя допустить разрушение существующей системы повышения квалификации врачей. Необходимо сохранить традиционные формы, усовершенствовав их и подняв до требуемого в современных условиях уровня качество подготовки специалистов. Система непрерывного медицинского образования должна стать альтернативой существующим сегодня курсам повышения квалификации врачей и медсестер. Главное требование – соответствие высокой планке качества профобразования, которое устанавливают медицинские профессиональные общества.

Третье: судьбоносные и финансово затратные шаги в здравоохранении не могут определяться кулуарно. По многим направлениям, в том числе финансовому, ситуацию в здравоохранении можно назвать критической. Приближение к точке невозврата в отрасли, определяющей здоровье страны, не оставляет времени на пробные шаги и работу над ошибками. Судьбоносные решения не должны приниматься в стенах ведомства и правительства. К счастью, российский Минздрав, как никогда прежде, тесно работает с профессиональным сообществом. Так что возможность планировать все важные шаги в области здравоохранения с участием медицинской общественности - экспертов в области организации здравоохранения, сегодня есть.