Антимонопольный форум ОКЮР

Дата проведения: 18 апреля 2013 года
Место проведения: Москва

"Там, где нет конкуренции, спится лучше, но живётся хуже…"
Народная мудрость

Практические проблемы антимонопольного законодательства и дальнейшее развитие: от "дорожной карты" до гармонизации в рамках Единого экономического прост"ранства"

Некоммерческое партнерство "Объединение Корпоративных Юристов" (ОКЮР) при поддержке ФАС России и юридических фирм "Goltsblat BLP", "Dentons" и аудиторо-консалтинговой фирмы "Ernst&Young" 18 апреля 2013 года провели Антимонопольный форум ОКЮР "Практические проблемы антимонопольного законодательства и дальнейшее развитие: от "дорожной карты" до гармонизации в рамках Единого экономического пространства".
 
С приветственным словом к участникам Форума обратилась Александра Нестеренко, Президент ОКЮР: "С момента последних существенных изменений в российском антимонопольном законодательстве прошло достаточно времени, чтобы оценить практику его применения и, насколько это  возможно, заглянуть в будущее антимонопольной политики вместе с "дорожной картой" развития конкуренции и стратегией развития антимонопольного законодательства ФАС России, в формировании которых ОКЮР принимает активное участие.
Сегодня есть прекрасная возможность для продолжения диалога между регулирующими органами и представителями бизнес сообщества в свете все усложняющегося антимонопольного регулирования".

Конференцию открыл Игорь Артемьев, руководитель ФАС России, представивший разработанную ФАС России "Стратегию развития антимонопольного регулирования на период 2013 - 2024 гг". "Если вы хотите понять, что будет происходить в антимонопольной сфере в ближайшие 1,5-2 года, тогда надо открыть Дорожную карту развития конкуренции, которую в конце прошлого года приняло Правительство РФ. Если вы хотите заглянуть дальше, то тогда нужно обратить свое внимание на нашу Стратегию", - пояснил И. Артемьев.

Глава ФАС России осветил основные положения Стратегии - рассказал о действии на практике третьего антимонопольного пакета, состоянии и основных направлениях развития конкуренции, ожидаемых результатах от её осуществления и предложил членам ОКЮР высказывать свои предложения и замечания по данному документу.

И. Артемьев сделал сенсационное заявление о возможном слиянии Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по тарифам, выразил заинтересованность в разработке и введении единого Антимонопольного кодекса трех стран – РФ, Казахстана, Беларусь. Он отметил, что ФАС выступает за снижение нагрузки на бизнес, но при этом старается развивать "прецедентные дела", призвал участников Форума высказывать свое мнение о шагах ФАСа по совершенствованию антимонопольного законодательства.

"Крайне важна обратная связь, которую может обеспечить ОКЮР, - подчеркнул И.Артемьев, - мнение членов ОКЮР о работе ФАС, озвученное А.К.Нестеренко, вошло в Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации, который будет представлен Правительству РФ летом 2013 года, и мы ждем и в дальнейшем Вашего аргументированного мнения о нашей работе и предложений по её усовершенствованию".

Участники Форума с удовольствием воспользовались возможностью задать И.Артемьеву волнующие вопросы (в том числе о поправках, предлагаемые Федеральной антимонопольной службой в Гражданский кодекс РФ, о параллельном импорте, ФЗ №223-ФЗ) и получили исчерпывающие ответы и предложение продолжить диалог, в том числе, на площадке ОКЮР.

Практику ВАС РФ по делам о конкуренции осветила Оксана Гвоздилина, судья, Высший Арбитражный Суд РФ. Она прокомментировала некоторые предложения ФАС по поводу предстоящих изменений в законодательство, одобрила, как эффективную меру, расширение практики применения института предупреждений, согласилась с необходимостью модернизации закона о естественных монополиях, приведения его в соответствие с современными реалиями. Также О. Гвоздилина предложила подумать о расширении пределов статьи 13 "Закона о конкуренции" о допустимости соглашений на некоторые виды соглашений (per se), полностью запрещенных в настоящее время в статье 11 Закона о защите конкуренции; высказала критику нормы статьи 10, предложив скорректировать её, чтобы нарушение прав потребителей не было равнозначно ограничению конкуренции на рынке. Тезисно остановилась на практике рассмотрения дел о конкуренции Президиумом ВАС РФ, в том числе по статьям 14, 10, не только рассказав о результатах рассмотрения наиболее значимых дел, но и проанонсировав наиболее интересные дела, планирующиеся к рассмотрению на Президиуме ВАС РФ в ближайшее время.
 
В пленарной сессии по теме "Картели" выступил Александр Кинёв, начальник управления по борьбе с картелями, ФАС России, заявивший, что "в России антимонопольное регулирование должно превратиться в один из основных инструментов экономической политики. Снижению темпов экономического роста можно и нужно противопоставить развитие конкуренции". А.Кинев осветил наиболее громкие дела по картелям, отметив, что наблюдается следующая тенденция: ранее обнаруживались прямые доказательства сговора в виде письменных соглашений с подписями и печатями, сейчас соглашения заключаются в зашифрованном виде и приходится добывать косвенные доказательства наличия картеля.

Виталий Дианов, старший юрист, Goltsblat BLP, обсудил с участниками Форума возникающие сложности при доказывании картелей. Выступающим отмечена возрастающая роль косвенных доказательств в картельных расследованиях, которым была дана критическая оценка, проанализированы виды косвенных доказательств и рассмотрены примеры дел, где суды давали свою оценку доказанности запрещенного между конкурентами соглашения. Одновременно Виталий отметил риски, возникающие при низких стандартах доказывания картелей, результатом чего может быть привлечение невиновных к ответственности. Особую актуальность проблеме придают поправки в Уголовный кодекс, направленные на увеличение количества дел, связанных с картелями.

Оксана Ковалева, начальник Управления налогового и административного права Дирекции по правовым вопросам, ОАО "Газпром нефть", осветила предусмотренные в Дорожной карте развития конкуренции и совершенствования антимонопольной политики, утвержденные Правительством РФ, меры по реформированию частно-правовых средств защиты в антимонопольном праве. В первую очередь, это несколько преждевременное введение института кратных убытков и коллективных исков. О. Ковалева обратила внимание, что прежде чем вводить указанные институты в России, необходимо всесторонне оценить опыт их применения в зарубежных правопорядках (прежде всего, в США), провести оценку регулирующего воздействия на экономико-социальную сферу, оценить соотносимость данных институтов с правовою системой России в целом и не допустить, под знаменем борьбы за права потребителей, развитие "спекулятивного адвокатского бизнеса", живущего за счёт "шантажа" успешных в бизнесе хозяйствующих субъектов, тем самым превратив благую идею повышения частной активности в борьбе с антиконкурентным поведение в "кошмар" российской правовой системы. Был освещен опыт Комиссии ЕС, которая четко высказалась против принятия опыта США по взысканию кратных убытков, а также громкие дела и статистика из США, которая показывает небольшой эффект для потребителей от коллективных исков, а также примеры злоупотребления ими.

Модератором сессии по актуальным вопросам российского антимонопольного права выступил Сергей Пузыревский, начальник правового управления, ФАС России. По его мнению, "эффективная антимонопольная политика будет реализована лишь при условии качественного применения существующего антимонопольного законодательства. Важной составляющей этого процесса является единообразие в понимании положений современного антимонопольного законодательства со стороны участников рынка, антимонопольных органов и судов"
 
Николай Вознесенский, партнер, руководитель антимонопольной практики, Goltsblat BLP, рассуждал о том, стоит ли хозяйствующему субъекту оспаривать свое доминирующее положение на рынке, рассматривая возможные последствия, тактику, альтернативы.

Он обратил внимание, что при планировании регулирующего воздействия на доминирующего хозяйствующего субъекта, в том числе через выдачу предупреждений, через утверждение торговых политик (практик) необходимо понимать, что позиция антимонопольного органа должна быть изначально четко мотивирована, должны быть представлены аналитические отчеты положения о рынке, доступные для проверки хозяйствующему субъекту и суду. Хозяйствующий субъект может испытывать неоправданные ограничения в своей деятельности, если процессуальные механизмы обжалования доминирующего положения будут затруднены антимонопольным органом. С другой стороны в ряде случаев, многие компании уверенно чувствуют себя в роли доминирующих хозяйствующих субъектов при условии предсказуемости требований и предписаний антимонопольного органа.

На вопрос работает ли отбор дистрибьюторов в России, сравнивая этот процесс с отбором дистрибьюторов в Евросоюзе, в своем выступлении отвечал Василий Маковкин, старший юрист, Ernst & Young,. Он предложил оформлять запрос в ФАС с просьбой разъяснить, противоречат ли определенные критерии торговой политики антимонопольному законодательству анонимно, дабы не провоцировать проверки компании от антимонопольного органа.
 
В сессии №2 по актуальным аспектам трансграничного антимонопольного регулирования выступили Игорь Кокин, старший юрист, юридическая фирма Dentons, Алмат Фазыл, заместитель директора департамента антимонопольного регулирования, Евразийская Экономическая Комиссия, Виктор Маленко, директор правового департамента, группа Сольвей в России и СНГ.

В качестве выводов выступления Игоря Кокина прозвучали следующие тезисы: большинство компаний, осуществляющих поставки на внешние рынки, потенциально могут быть обвинены антимонопольной службой в злоупотреблении, особенно с учетом концепции коллективного доминирования; пока судебная практика стоит на позиции, что для подобного обвинения ФАС должен проделать значительную "домашнюю" работу, что само по себе носит практические сложности с учетом сложности получения объективных данных; предлагаемое альтернативное регулирование требует изменение законодательной базы и вызывает серьезную критику со стороны экономистов.

Критериями отнесения антимонопольных дел к компетенции Евразийской Экономической Комиссии Алмат Фазыл назвал: недобросовестную конкуренцию (нарушитель и конкурент которому причиняется или может быть причинен ущерб (вред) зарегистрированы на территории разных государств ЕЭП); антиконкурентные соглашения (по крайней мере 2 участника соглашения зарегистрированы на территории разных государств ЕЭП); злоупотребление доминирующим положением (в совокупности: I. негативные последствия на товарном рынке, географические границы которого охватывают территорию двух и более государств ЕЭП и II. доля объема реализации или закупки нарушителя, занимающего доминирующее положение, от общего объема товара, обращающегося на территории каждого из государств ЕЭП, затронутых нарушением, составляет не менее 35 процентов или не менее 15 процентов при коллективном доминировании).

Единые правила создания и приобретения хозяйствующих субъектов могут существенно облегчить планирование корпоративного присутствия на территории ЕЭП, в особенности иностранным инвесторам. Однако антимонопольные органы государств пока не уделяют должного внимания унификации контроля за экономической концентрацией, - считает Виктор Маленко, директор правового департамента, группа Сольвей в России и СНГ.

Участники Форума обсудили стандарты доказывания по делам о картелях на примере практики антимонопольных органов и судов, злоупотребление доминирующим положением (стандарты проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках, включение в реестр, процессуальные вопросы: от применения предупреждений до судебных споров с антимонопольными органами), согласование соглашений и торговых практик с ФАС России, регулирование вертикальных соглашений; соотношение национального и наднационального регулирования и другие.

Форум признан успешным как спикерами, так и участниками, отметившими динамичную дискуссию и выразившими пожелание её продолжить.