Новости и аналитика Информационное партнерство Мероприятия с участием ИА "ГАРАНТ" Проект изменений положений Гражданского Кодекса РФ о юридических лицах

Проект изменений положений Гражданского Кодекса РФ о юридических лицах

Диалог власти и юристов

16 февраля 2011 года в Зале коллегии Минэкономразвития России состоялась публичная дискуссия, организованная Объединением Корпоративных Юристов с целью формирования позиций бизнеса в отношении опубликованного в конце 2010 года проекта изменений положений Гражданского кодекса РФ о юридических лицах.

С целью формирования позиций бизнеса по поводу основных положений проекта изменений Гражданского кодекса РФ о юридических лицах, Объединение Корпоративных Юристов совместно с Минэкономразвития России и при поддержке юридических фирм "Бейкер и Макензи" и "Линия права" организовало публичную дискуссию, посвящённую обсуждению этого документа.

Модераторами дискуссии выступили Александра Нестеренко, президент Объединения Корпоративных Юристов, и Максим Бунякин, заместитель директора департамента корпоративного управления ГК "Роснанотех". Участниками дискуссии стали разработчики проекта, представители федеральных органов исполнительной и судебной власти, Администрации Президента РФ, научной общественности, бизнеса.

Среди животрепещущих вопросов – установление принципа пропорциональности для любых корпоративных юридических лиц, вопросы убытков и неустойки, отказа от права и негативные обязательства, резкое повышение уставного капитала, расширение исключительной компетенции общих собраний участников корпораций и другие.

Во вступительном слове к участникам круглого стола Александра Нестеренко, отметила, что "Объединение Корпоративных Юристов является платформой, с помощью которой члены Объединения - юристы российских и международных компаний - формируют позицию по ключевым проблемам законодательства. С 2009 года ОКЮР участвует в работе по изменению гражданского законодательства: от обсуждения Концепции развития гражданского законодательства к совершенствованию конкретных норм ГК РФ".

Приветствуя собравшихся, Иван Осколков, директор Департамента корпоративного управления, Минэкономразвития России, выразил пожелание конструктивно подойти к обсуждению с тем, чтобы разработчики поправок в Гражданский кодекс РФ могли использовать высказанные мнения для дальнейшего развития гражданского законодательства.
Он отметил, что к недочётам обсуждаемого законопроекта относится то, что проект "фактически легализует разрешительный метод регулирования корпоративных отношений, реализация которого уже привела к тому, что большинство акционерных соглашений заключается добросовестными предпринимателями по зарубежному праву, а совместные предприятия регистрируются в иностранных юрисдикциях. Наряду с принципом пропорциональности и диспозитивности регулирования отношений между участниками хозяйственных обществ обращение к российскому праву при заключении акционерных соглашений является ключевым моментом в достижении конкурентоспособности российского корпоративного права".

С докладом "О проекте изменений в Гражданский кодекс в части положений о юридических лицах: ключевые изменения" выступил Евгений Алексеевич Суханов, руководитель рабочей группы Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, заведующий кафедрой гражданского права МГУ им. М.В.Ломоносова.

Е.А. Суханов напомнил, что в 2009 году Объединение Корпоративных Юристов совместно с Минэкономразвития России провело первое публичное обсуждение Концепции развития гражданского законодательства, и нынешний круглый стол продолжает традицию обсуждения важных вопросов реформирования российского законодательства на площадке ОКЮР. Концепция развития гражданского законодательства в настоящее время не только принята Советом по кодификации при Президенте, но и одобрена Президентом РФ. Говоря о соотношении, балансе императивности и диспозитивности документа, Евгений Алексеевич подчеркнул, что, если при обсуждении Концепции можно было спорить о таком соотношении, а также о других общетеоретических вопросах, то теперь данный вопрос решён и именно на этой базе создан законопроект, состоящий из конкретных норм. "Наша задача, не затрагивая положений Концепции, обсудить законопроект, конкретные нормы", - обратился к собравшимся Е. А.Суханов.

Тема круглого стола была выбрана не случайно, поскольку Глава 4 в новой редакции о юридических лицах вызвала наибольшее количество замечаний.

Обосновывая позицию разработчиков законопроекта, Е.А. Суханов пояснил: "Разработчикам, как нам кажется, удалось реализовать в проекте общие нормы для всех корпораций (от политической партии до акционерного общества), а дальше мы попытались дать специальные положения для коммерческих корпораций (обществ, товариществ, кооперативов) и о корпорациях некоммерческих, количество которых мы постарались максимально возможно уменьшить. Таким образом, общие нормы будут конкретизированы для коммерческих и некоммерческих организаций".

Далее он отметил, что введение в действие нового Гражданского кодекса будет сопровождаться вводным законом, устанавливающим сроки вступления отдельных положений Гражданского кодекса. Так, например, нотариальное удостоверение корпоративных решений предлагается ввести после принятия нового закона о нотариате.

"Разработчиков обвиняют в том, что проект жёсткий, императивный, - продолжил Е.А.Суханов, - на это обвинение хорошо ответил Анатолий Александрович Иванов - он нормальный для нормальных, а жёсткий для недобросовестных участников оборота, с которыми необходимо бороться".

В рамках темы "Система юридических лиц" обсуждались вопросы об адекватности и достаточности новых форм потребностям бизнеса и изменении содержания существующих форм.

Сергей Войтишкин, партнер, юридическая фирма "Бейкер и Макензи", изложил видение целей реформы: "Для того чтобы право было конкурентоспособным на глобальном уровне, требуется, чтобы реформа корпоративного законодательства была нацелена на: уменьшение неоправданных ограничений и запретов; использование диспозитивных норм, позволяющих предпринимателям самим избрать ту структуру, которая наиболее оптимально отвечает потребностям их бизнеса; создание устойчивой системы правил и их предсказуемого применения".

Сергей Виноградов, заместитель начальника Юридического управления, ГК "Агентство по страхованию вкладов", предложил дополнить Гражданский кодекс РФ (в частности, ст. 48) отсылочной нормой с указанием на то, что положения ГК РФ применяются к юридическим лицам публичного права с особенностями, установленными законом о юридических лицах публичного права.

Дмитрий Тимофеев, директор департамента корпоративного управления, компания "GIP Group", высказал мнение, что "предлагаемые проектом более жесткие требования к созданию юридических лиц затруднят ведение предпринимательской деятельности, прежде всего, для малого бизнеса. Было бы правильно либо дополнить предлагаемую систему коммерческих корпоративных юридических лиц дополнительной организационно-правовой формой, которая была бы ориентирована на возможности и нужды малого бизнеса, либо пойти по пути "облегчения" требований к ООО для определенных видов деятельности, которыми занимается, преимущественно, малый бизнес".

Михаил Попов, директор правового департамента, ОАО "Национальная нерудная компания", охарактеризовал предлагаемые изменения следующим образом: "Основная задача вносимых изменений … это построение логичной и стройной системы юридических лиц. Ключевым условием этого является включение в ГК нормы, устанавливающей закрытость перечня организационно-правовых форм юридических лиц, и налагающей запрет на создание новых форм отдельными законами помимо ГК".

Александр Синенко, заместитель руководителя, ФСФР России; С.В. Сарбаш – судья, ВАС РФ, член рабочей группы по разработке проекта изменений положений гражданского Кодекса РФ; Андрей Егоров, руководитель аппарата, ВАС РФ, Денис Новак, заместитель начальника управления частного права, ВАС РФ, и представители юридического бизнес-сообщества обсудили тему "Регулирование корпоративных отношений в свете предлагаемых изменений".

Так, Александр Синенко отметил, что в целом, изменения "важные, нужные, отражают потребности сегодняшнего гражданско-правового оборота и учитывают те проблемы, которые стали понятны, известны в процессе правоприменения". При этом он перечислил некоторые недочёты законопроекта и напомнил о необходимости учесть положения законопроекта об ответственности членов органов управления, находящегося в Думе.

Другую точку зрения озвучил Дмитрий Степанов, НП "Содействие развитию корпоративного и финансового законодательства". Излагая позицию партнерства, он охарактеризовал отношение к поправкам, особенно в части, касающейся юридических лиц как "крайне настороженное и даже негативное. Институт, который сейчас закреплён в законодательстве об АО и ООО, необходимо не ограничивать, а развивать как в плане договорной свободы в отношении корпоративных отношений, так и многих общегражданских правовых конструкций".

Комментируя это выступление, Андрей Егоров, руководитель аппарата, ВАС РФ поднял вопрос о готовности российского судейского корпуса к рассмотрению споров, вытекающих из акционерных соглашений, в условиях отсутствия теоретической базы, российской доктрины. Он предложил подумать об условно-нормативном регулировании, в отсутствие судебной практики, "работать на опережение" - подготовить позиции по возможным проблемам, исходя из норм российского законодательства и зарубежного права, и передать их для рассмотрения в Высший Арбитражный Суд РФ.

Руслан Ибрагимов, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам, ОАО "Мобильные ТелеСистемы", предложил уточнить поправки, касающиеся сделок под условием; признания недействительности сделки; ответственности членов органов управления; исключительной компетенции общего собрания корпорации. "Предлагается в пункте 3 статьи 157 проекта заменить положение, прямо запрещающее совершение сделок под условием, наступление которого исключительно или преимущественно зависит от воли одной из сторон сделки, на следующее положение: "Перечень обстоятельств, с которыми стороны сделки не могут связывать возникновение или прекращение прав и обязанностей по сделке, устанавливается законом". Предлагаемая редакция даёт возможность субъектам хозяйственных отношений использовать любые условия, которые прямо не запрещены законодательством, а государству через законодательный механизм регулировать, какие условия и для каких сделок использовать нельзя".
"Как любой кодифицированный акт – Гражданский кодекс носит системный характер, поэтому его нельзя ставить наряду с другими законами, у него должна быть большая юридическая сила", - закончил своё выступление Руслан Ибрагимов.

Большое количество нареканий вызвали нормы о нотариальном удостоверении корпоративных решений. Татьяна Турчинская, руководитель отдела по корпоративным вопросам и работе с государственными органами Юридического управления, ЗАО "ВидеоИнтернешнл" пояснила: "Теперь нотариус будет определять, соответствует ли решение собрания законодательству или нет. Нотариус обязан отказать в совершении всех указанных нотариальных действия, если сочтёт, что решение собрания не соответствует законодательству. В результате, финансовая составляющая тоже существенно будет влиять на "кратность" проведения собраний, а возможно, сведёт их на нет, сохранив только в крупных компаниях, которые смогут позволить оплачивать услуги нотариуса на выезде".

Камиль Лачуев, руководитель Департамента правового обеспечения и таможенного сопровождения, ЗАО "Евроцемент групп", отметил положительные моменты, например, усиление роли корпоративных отношений в предмете гражданского права, а также внёс некоторые предложения, касающиеся п.2, ст. 65(2), п.4 ст. 65(3), п. 2 ст. 66, п.5 ст.66 Гражданского кодекса РФ. Также он заявил, что нецелесообразно отказываться от такой юридической формы, как государственная корпорация.

Завершилось обсуждение дискуссией на тему "Взаимоотношения государства и юридического лица" по вопросам создания, реогранизации и ликвидации, отчётности юридических лиц, контроль, размера уставного капитала и т.д.

Дмитрий Скрипичников, заместитель директора Департамента корпоративного управления, Минэкономразвития России, обратился к участникам: "Нужно ли нам идти по пути установления барьеров на вход и повышения требований при регистрации юридических лиц? Минэкономразвития РФ скорее поддерживает позицию "контроля на выходе", чтобы не отсекать возможность привлечения инвестиций".

По мнению Светланы Федченко, начальника отдела организации государственной регистрации юридических и физических лиц Управления информатизации Федеральной налоговой службы РФ, "передача функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей иному федеральному органу исполнительной власти неизбежно повлечет за собой значительные расходы средств федерального бюджета, связанные с формированием новой системы органов, осуществляющих регистрацию, с разработкой и вводом в действие новой автоматизированной системы по ведению ЕГРЮЛ и ЕГРИП и обучением соответствующего персонала. Кроме того, такие изменения приведут к потере качества услуг в рассматриваемой области, а также срыву сроков их перевода в электронный вид".

Инна Кашликова, начальник департамента нормативно-правовой работы, ОАО "РусГидро" указала на: необоснованное сокращение организационно-правовых форм некоммерческих организаций; нецелесообразность полной сквозной экспертизы уставов; неразумность однократного утверждения разделительного баланса при реорганизации юридических лиц в форме разделения или выделения; необходимость доработки норм о внесудебном порядке ликвидации юридических лиц.

Светлана Шмигельская, заместитель руководителя департамента корпоративного управления, ООО "Росгосстрах", считает, что "заслуживают самой положительной оценки введенные новеллы по упрощению процедуры реорганизации в форме преобразования, а также нормы, позволяющие осуществлять реорганизацию юридических лиц с использованием (в сочетании) различных форм реорганизации. Однако весьма спорным представляется возложение солидарной ответственности перед кредиторами на органы управления юридических лиц и исключение самого понятия "передаточный акт".

Участниками круглого стола были представители таких компаний, как Рамблер, Кредит Европа Банк, Касторама РУС, Вимм-Билль-Данн, Капитал Страхование, ГК Роснанотех, Медиа-Маркт-Сатурн, Данон, Сургутнефтегаз, Новатэк, Уралсиб, Русский алкоголь, РусГидро, Сбербанк России, РБК, ВТБ Капитал, Газпром нефть, ВБРР, RU-COM, Транскредитбанк, Ашан, ALCOA, Вымпелком, КЭС, Национальная нерудная компания, Леруа Мерлен Восток, Аэрофлот и другие.

По результатам обсуждения было решено направить предложения в Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. По мнению разработчиков и участников круглого стола, дискуссия получилась содержательной и конструктивной.