Новости и аналитика Информационное партнерство Мероприятия с участием ИА "ГАРАНТ" Возможна ли модернизация при современной системе регулирования налоговых правоотношений: взгляд профессионального сообщества на пути решения проблемы

Возможна ли модернизация при современной системе регулирования налоговых правоотношений: взгляд профессионального сообщества на пути решения проблемы

28 января 2011 г. в отеле Балчуг Кемпински Объединение Корпоративных Юристов при поддержке международной консалтинговой фирмы "PricewaterhouseCoopers", ОАО "Мобильные ТелеСистемы" и юридической фирмы "Pepeliaev Group" провело 2-ую научно-практическую конференцию-дискуссию "Возможна ли модернизация при современной системе регулирования налоговых правоотношений: взгляд профессионального сообщества на пути решения проблемы".

Модератором конференции выступил Руслан Ибрагимов, вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО "МТС", член Правления ОКЮР.

Данной конференцией Объединение Корпоративных Юристов продолжило обсуждение особенностей функционирования налоговой системы РФ и тенденций ее развития, в контексте влияния указанных факторов на риски инвестирования в экономику РФ.

В рамках 2-ой научно-практической конференции были также рассмотрены и обсуждены практические шаги ОКЮР по выполнению резолюций конференции 12 ноября 2010 г.

Обсуждение вопросов в новом фомате – формате профессиональной дискуссии с участием представителей государства, научного и экспертного сообществ, представителей российских и международных компаний - выражает позицию ОКЮР о качественно новой роли корпоративных юристов: основанной на детальном знании бизнеса, высоком профессиональном потенциале возможности прогнозирования и влияния как на операционные риски компаний, так и на отраслевые и "страновые" риски.

В рамках конференции прошли следующие дискуссии:

  1. "Конкуренция правоприменения"

В дискуссии приняли участие Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы "Pepeliaev Group", Константин Соловьев, менеджер по налоговым вопросам ЗАО "Алкатель-Лусент", Павел Катков, директор юридического департамента ОАО "Система Масс-медиа", Марианна Лыткина, старший юрисконсульт по налоговым вопросам ОАО "МегаФон", Дмитрий Корнев, директор департамента налогового администрирования ОАО "МТС".

По итогам обсуждения ОКЮР сформулирована позиция о необходимости внесения в законодательство о налогах и сборах норм, определяющих порядок и условия реализации права налоговых органов на изменение юридической квалификации заключенных налогоплательщиком сделок.

Необходимость изменений обусловлена следующими обстоятельствами:

  • Отсутствие в налоговом законодательстве определения понятия "юридическая квалификация сделки", соединенное с толкованием п.п. 3) п. 2 ст. 45 НК РФ, допускающим, что изменение такой квалификации может служить самостоятельным и достаточным основанием для возникновения обязанности по уплате налога порождает ситуацию, при которой налоговые органы продолжают предъявлять налогоплательщикам претензии, основанные на предполагаемом нарушении налогоплательщиком отдельных требований гражданского законодательства или законодательства, регулирующего отдельные виды предпринимательской деятельности, даже в том случае, когда деловая цель и реальность осуществленной налогоплательщиком операции установлена налоговым органом;

  • Упоминание возможности налогового органа по переквалификации сделки только в ст. 45 НК РФ, определяющей порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора, обусловило отсутствие в законодательстве детальной процедуры реализации налоговым органом указанного права;

  • Отсутствие законодательно установленного порядка переквалификации, предусматривающего основания, пределы, распределение бремени доказывания и иные элементы такой процедуры, не может быть эффективно восполнено исключительно судебной практикой. Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 и от 10.04.2008 г. № 22, введя в практику элементы доктрины деловой цели, оставили неразрешенным ряд актуальных проблем применения данного института.

Устранение подобной правовой неопределенности будет способствовать существенному снижению рисков налогоплательщиков при планировании и осуществлении хозяйственных операций.

  1. "Специальные методы коррекции налоговой базы: к чему готовиться?".

В дискуссии приняли участие Сергей Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России; Татьяна Илюшникова, начальник отдела налогового стимулирования Минэкономразвития РФ; Екатерина Лазорина, партнер "PricewaterhouseCoopers"; Татьяна Малинина, заведующий лабораторией налоговой политики Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара; Нани Карчава, начальник департамента налоговой политики ОАО "МегаФон"; Римма Абдрахимова, ведущий специалист отдела налогового планирования и администрирования ОАО "АНК Башнефть"; Валерий Лобарев, ведущий юрист ОАО "Система Масс-медиа"; Рустам Вахитов, руководитель группы услуг по международному налогообложению "Pepeliaev Group".

ОКЮР отмечает, что установление и регулирование налогового законодательства с учетом экономической конъюнктуры и текущих мировых тенденций является неотъемлемым правом государства.

Принятие Правительством РФ Постановления от 24.02.2010 N 84 "О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество", внесение законопроектов о трансфертном ценообразовании и консолидированном налогоплательщике свидетельствует о готовности Российской Федерации к качественному изменению законодательства о налогах и сборах.

Вместе с тем:

  • Заявленные инициативы по изменению налогового законодательства повышают уровень неопределенности в отношении размера налогового беремени и требуют внесения значительных изменений в существующие корпоративные процедуры и бизнес-процессы;

  • Необходимость стабильности для обеспечения экономического роста включает в себя и предсказуемость изменений в налоговом праве, связанных с корректировкой налоговой базы. Принятие таких изменений должно осуществляться с учетом мировой практики, и не создавать при этом избыточных барьеров для экономической деятельности налогоплательщиков.

Объединение Корпоративных Юристов полагает, что в числе основных направлений совершенствования системы налогового регулирования должны быть следующие:

  1. Предварительное обсуждение вновь принимаемых методов налогового регулирования с профессиональным сообществом налоговых юристов, широким кругом экспертов, включая представителей налогоплательщиков;

  1. Предоставление налогоплательщикам временного периода для адаптации к вводимым изменениям и отладки корпоративных процедур и бизнес-процессов.

ОКЮР также отмечает, что предлагаемые законопроектом критерии консолидированного налогоплательщика приведут к тому, что применение этого института будет ограничено отдельными отраслями (нефте- и газо-добыча и транспорт), что может значительно отстрочить или затруднить его внедрение в иных отраслях экономической деятельности в России.

  1. "Парафискальные платежи: атавизм или будущее".

В дискуссии приняли участие Сергей Разгулин, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России; Илья Кучеров, профессор Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России, Дмитрий Корнев, директор департамента налогового администрирования ОАО "МТС"; Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы "Pepeliaev Group", Елена Семагина, руководитель службы налоговой экспертизы дирекции по налогам ОАО "ВымпелКом".

ОКЮР отмечено возрастание в системе публичных финансов роли обязательных отчислений, не относимых НК РФ к налогам и сборам.

В связи с этим ОКЮР считает необходимым построение общей внутренне согласованной системы обязательных платежей, направляемых на публичные нужды. Построение такой системы исключит риск размывания налоговой системы РФ, снимет неопределенность прав и обязанностей плательщиков, обусловленную различием в уровне регламентации процесса администрирования налогов и обязательных платежей, не предусмотренных НК РФ; позволит снизить риск увеличения эффективной фискальной нагрузки на бизнес.

Объединение Корпоративных Юристов полагает, что основными направлениями совершенствования системы обязательных платежей могут быть:

  1. Признание и реализация принципа публичной природы обязательных платежей: элементы обязательности платежей в сфере частноправового регулирования должны быть ограничены случаями государственного регулирования тарифов на услуги в предусмотренных законом случаях;

  2. Признание и реализация принципа исключительности обязательных платежей, не предусмотренных НК РФ; при выборе механизма финансирования публичных расходов приоритет должен сохраняться за налогами; обязательные платежи, имеющие целевой характер, должны иметь экономическое основание и следовать его судьбе;

  3. Закрепление на уровне федерального закона процедуры администрирования обязательных платежей, не предусмотренных НК РФ.

По предложению Руслана Ибрагимова, вице-президента по корпоративным и правовым вопросам ОАО "МТС", члена Правления ОКЮР, по рассмотренным вопросам конференцией были приняты резолюции с обращением в адрес Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной налоговой службы, Государственной Думы РФ.

По итогам рассмотрения ответов, полученных от Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной налоговой службы на предложения, утвержденные конференцией 12 ноября 2010 г., ОКЮР принято решение о формировании рабочей группы по разработке детального предложения по "риск ориентированному" подходу к налоговому контролю крупнейших налогоплательщиков.