Новости и аналитика Информационное партнерство Мероприятия с участием ИА "ГАРАНТ" Ежегодная конференция ИД "Коммерсантъ" "Фарма 2020. Вызовы и перспективы?"

Ежегодная конференция ИД "Коммерсантъ" "Фарма 2020. Вызовы и перспективы?"

Дата проведения: 21 февраля 2020 г.

Место проведения: Москва

Организатор: ИД «Коммерсантъ»

21 февраля в конференц-центре Newsroom состоялась конференция ИД «Коммерсантъ» «Фарма 2020. Вызовы и перспективы»

Ежегодная конференция ИД "Коммерсантъ" "Фарма 2020. Вызовы и перспективы?"Ключевыми стали вопросы лекарственного обеспечения, системы госзакупок, маркировки и дистанционной торговли лекарственными препаратами.

Модератором сессии выступила Анастасия Мануйлова, корреспондент ИД «Коммерсантъ».

Российские и зарубежные фармпроизводители предлагают вывести процедуру закупки препаратов из-под действия 44-ФЗ. Идея разделения закона о госзакупках на отраслевые из-за его сложности становится все популярнее и обсуждается и на других рынках. 

Также, по оценке производителей лекарств, отвечать как за надзор, так и за развитие фарминдустрии должен один контролирующий орган — и оптимизация профильных госструктур рынку необходима не менее «регуляторной гильотины».

В частности, это позволило бы решить проблему обращения некачественных препаратов, из-за которой правительство планирует закупать часть лекарств по торговым наименованиям.

Российскому фармрынку необходимо обновление законодательства о госзакупках препаратов, оптимизация мер господдержки и надзора за фармкомпаниями и реформа обеспечения населения льготными и незарегистрированными лекарствами.

Ежегодная конференция ИД "Коммерсантъ" "Фарма 2020. Вызовы и перспективы?"«За 2019 год из-за несовершенств законодательного регулирования госзакупок лекарств было сорвано не менее 65 тыс. аукционов по всей стране»,— заявил глава Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев.

Правительству необходимо рассмотреть перспективу создания для госзакупок лекарств отдельного регулирования, которое позволит медучреждениям более гибко подходить к выбору поставщиков и ориентироваться не только на ценовую экономию.

«Ряд проблем был напрямую связан с появлением методики определения начальной максимальной цены — сейчас Минздрав ее обновил, но изменения минимальные»,— пояснил он. «Нужно определиться, что необходимо в первую очередь — эффективное лечение пациентов или развитие собственной фармацевтической промышленности, и отрегулировать закупки с учетом приоритета»,— отметил глава ассоциации фармацевтических компаний «Инфарма» Вадим Кукава.

По словам Виктора Дмитриева, рынок также нуждается и в едином регуляторе. «Без этого нынешняя реформа контрольно-надзорной деятельности окажется менее эффективной»,— отметил он. «Регуляторная гильотина» должна оптимизировать, в частности, и регулирование фармрынка уже с 2021 года.

Ежегодная конференция ИД "Коммерсантъ" "Фарма 2020. Вызовы и перспективы?"Вадим Кукава напомнил: хотя намерение введения в РФ всеобщего лекарственного возмещения было зафиксировано еще в Стратегии развития фармпромышленности в 2013 году, до сих пор Минздрав не предложил четкого механизма даже для пилотных проектов. С 2020 года 47 регионов планировали начать оплачивать части пациентов с сердечными заболеваниями покупку лекарств — но, по словам господина Кукавы, методология работы медучреждений, фармпроизводителей и аптек так и не появилась в публичном доступе.

По словам заместителя гендиректора компании Biocad Алексея Торгова, дополнительные сложности в закупки лекарств может внести инициатива разрешить их приобретение по торговым наименованиям. Правительство поручило Минздраву проработать такую возможность для онкопрепаратов. «Если мы сомневаемся в качестве препаратов на российском рынке, необходимо усилить фармаконадзор, в частности, стимулировать врачей

и пациентов сообщать о побочных эффектах лекарств в Росздравнадзор, а не в соцсети»,— пояснил он. По его словам, оптимизировать контроль качества препаратов на госзакупках особенно важно в преддверии возможного расширения спроса на них.

Ежегодная конференция ИД "Коммерсантъ" "Фарма 2020. Вызовы и перспективы?"Затрагивая тему маркировки лекарственных препаратов, участники дискуссии выразили сомнения в готовности отрасли к запуску системы 1 июля 2020 года. С одной стороны, число зарегистрировавшихся участников растет, но подключились далеко не все, кроме того, возникают новые вопросы юридического характера, система не успевает за новеллами в законодательстве. Участники ожидают сбоев и отмечают необходимость и важность полномасштабного тестирования системы маркировки по всей цепочке с участием всех субъектов перед ее запуском.

«Важно понимать: для того чтобы к 1 июля фармацевтическая отрасль подошла с лучшим результатом, чем в начале этого года, нужно в корне менять понимание бизнесом сути маркировки. Маркировка — лишь небольшая часть пласта новых информационных технологий Track & Trace. А построение Track & Trace системы внутри каждого предприятия максимум через 1,5–2 года будет таким же must have, как и внедрение ERP в конце 90-х годов. Сегодня уже очевидно, что фармпроизводители зря ждут, когда их поставщики оборудования, не имеющие адекватного IT-опыта, “к 1 июля все-таки допишут ПО”. Привлекайте специалистов и делайте из маркировки ресурс для цифровизации своего предприятия. Иначе это останется “просто нагрузкой”»,— отметил Равиль Гимадиев, генеральный директор инвестиционно-технологического холдинга Original Group

Ежегодная конференция ИД "Коммерсантъ" "Фарма 2020. Вызовы и перспективы?"Борис Овчинников, партнер Data Insight, представил обзор сегмента интернет-аптек по итогам 2019 года. Игроки ждут принятия закона о дистанционной торговле лекарственными препаратами, но он не был принят в 2019 году и под вопросом его принятие в 2020 году, соответственно, сроки и параметры запуска легальной доставки лекарств по-прежнему неизвестны. У участников рынка сохраняется беспокойство в отношении прихода универсальных интернет магазинов и маркетплейсов. Но у крупнейших маркетплейсов доля в категории «здоровье» по итогам 2019 года составляет менее 1%.
«Интернет аптеки — самый быстрорастущий сегмент рынка eCommerce, с почти двукратным отрывом от ближайших конкурентов по темпам роста. За 2019 год россияне сделали в онлайн-аптеках более 50 млн заказов, это более 80 млрд руб. Темп роста — более 80% год к году. Количество онлайн-заказов в аптеках больше, чем суммарное количество заказов в Delivery Club и “Яндекс.Еде”, и на порядок больше, чем количество заказов в сервисах экспресс-доставки продуктов из магазинов»,— отметил господин Овчинников.