Новости и аналитика Пресс-релизы Франчайзинг в России: проблемы и перспективы

Франчайзинг в России: проблемы и перспективы

Франчайзинг в России: проблемы и перспективы
tashatuvango / Depositphotos.com

На правах рекламы

В последнее десятилетие мы можем наблюдать как быстро растет и изменяется российский рынок франчайзинга.

При том, что первая франшиза была продана сравнительно недавно – в конце 90-х гг. 

Тем не менее, уже сегодня Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) называет Россию лидером по росту количества франчайзинговых компаний. Только за последние три года этот показатель вырос почти на 100%. 

Естественно, нам пока далеко до первенства по количеству франшиз. Здесь все также балом правят Штаты. В этой стране насчитывается более 3,5 тыс. франчайзинговых концепций. А уж говорить про количество точек, открытых по франшизам, вообще не приходится. Там показатель перешел отметку в 800 тыс.

Что интересно, в Китае, например, количество франчайзеров больше. Там количество перевалило за 4,5 тыс. Но при этом, вдвое меньше франчайзи – всего 400 тыс. Да и общее количество занятых во франчайзинге говорит само за себя. В Китае это 3,5 млн человек. А в США – более 18 млн человек. Отдельная тема для размышлений.  

В нашей стране подсчеты осложнены тем, что никакого единого реестра франшиз не существует. Впрочем, как не существует и внятного законодательства. Но даже если брать с погрешностью, можно увидеть, что в России действует никак не меньше 1,3 тыс. франшиз. А это уже уровень среднего франчайзингового рынка. До США и Китая, конечно, еще далеко, но до уровня тех же Германии (порядка 1 тыс. франшиз и 72 тыс. точек), Франции (1,4 тыс. франшиз и 55 тыс. точек) и Канады (1,2 тыс. франшиз и 80 тыс. точек) страна дошла. И надо отметить, что дошла быстро. 
Что же будет дальше с рынком? Сможем ли мы удержать темп? Тут скорее важно понимать другое. Количество не всегда означает качество. Количество судебных разбирательств в этом сегменте у нас также растет. И вполне вероятными видятся несколько вариантов. 

Либо ситуация не изменится, темп сохранится и количество как франшиз, так и франчайзи будет расти. Но при этом пропорционально продолжит увеличиваться и количество недобросовестных франчайзеров. 

Либо в скором времени мы увидим глобальные изменения, касающиеся в первую очередь юридического регулирования франчайзинга, а для этого есть предпосылки как минимум со стороны участников рынка. И вот тогда, скорее всего, рост приостановится. Возможно даже будет заметен регресс. Но в конечном итоге такой спад обернется началом нового витка развития. Уже более качественного.

Источник: Каталог франшиз России Businessmens.ru