Новости и аналитика Мнения Анна Мазухина Зачем нужно разрешение на строительство?

Зачем нужно разрешение на строительство?

Анна Мазухина,
Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант"

Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое имеет назначение – рано или поздно планирует построить на нем дом. Кто-то думает о загородной даче, где будет проводить лето и периодически приезжать зимой, кто-то – о полноценном доме для постоянного жительства.

Возможность строительства зависит от определенных характеристик участка: категории земель и вида разрешенного использования. Их можно узнать из кадастрового паспорта (плана, выписки) земельного участка.

Со строительством дома на участке, не относящемся к "землям населенных пунктов", могут возникнуть определенные сложности. Полбеды, если это "земли сельскохозяйственного назначения" – тут возможности перевода участка в нужную категорию довольно большие; впрочем, если владельцу не нужно свидетельство именно на "жилой дом" и не нужна прописка, или он готов прописываться через суд1 – можно и не мучиться с переводом. Сложнее, если речь идет о землях особо охраняемых территорий, обороны, связи и иных – там разрешение на строительство могут не выдать, а перевод таких земель в другую категорию обычно сопряжен со значительными трудностями, а где-то и вовсе невозможен2.

С назначением (видом разрешенного использования участка) тоже могут возникнуть проблемы. Строго формально, например, закон разрешает строить жилой дом на дачном участке или участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (если он расположен в границах населенного пункта), но запрещает делать это на садовом или огородном участке3. Однако даже при строительстве на участке, предназначенном для садоводства, – на построенный объект можно будет зарегистрировать право собственности, а также прописаться в нем по суду4.

Если участок предназначен "для индивидуального жилищного строительства" или "под обслуживание и эксплуатацию жилого дома" – задача упрощается.

Не верьте тому, кто говорит, что сейчас разрешение на строительство не нужно. Да, права на дом, расположенный на участке, предназначенном под ИЖС или ЛПХ в границах населенного пункта, до 1 марта 2015 года возможно зарегистрировать без такого разрешения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию5 (при этом для регистрации прав на дом, построенный на дачном или садовом участке, эти разрешения не потребуются и после этой даты6). Однако само по себе разрешение на строительство как документ, дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, по-прежнему нужно7, за осуществление строительных работ без него работы законом предусмотрена административная ответственность8 (причем при продолжении работ штрафовать могут сколько угодно раз).

Частному застройщику (то есть тому, кто собирается строить жилой дом, предназначенный для проживания одной семьи, высотой не более трех этажей9), для получения разрешения нужно всего три документа: правоустанавливающий документ на участок (свидетельство о регистрации, постановление о выделении участка или иной документ), градостроительный план участка и схема планировочной организации. Последний документ оформляется застройщиком самостоятельно и представляет собой условную схему расположения будущего дома на участке (можно снять копию со второй страницы кадастрового паспорта участка и на ней при помощи линейки и ручки начертить предполагаемую область застройки, надписав сверху гордые слова "Схема планировочной организации земельного участка по такому-то адресу").

Градостроительный план нужно получать в местной администрации. Как правило, там вручают длинный список того, что застройщику нужно собрать и принести для оформления такого плана: технические условия на свет, газ, воду и канализацию, свежую топографическую съемку участка, справку от местного органа по охране культурного наследия, некоторые даже проект дома требуют. Скажем сразу: ничего этого застройщик собирать не обязан. Ему достаточно лишь написать заявление о выдаче градостроительного плана (при желании – может приложить к нему копию все того же правоустанавливающего документа на участок, но может и не прикладывать), все остальные документы будет собирать сама местная администрация. На это указал еще в прошлом году Верховный Суд РФ10, и подтвердил свою позицию по данному вопросу в нынешнем11. Градостроительный план оформляется в течение 30 дней, причем бесплатно12.

После получения плана застройщик прикладывает к нему правоустанавливающий документ на участок (если права на участок зарегистрированы – администрация может запросить данный документ и самостоятельно13) и схему планировочной организации участка, сдает документы опять же в местную администрацию, и через 10 дней получает разрешение14.

При этом если предыдущий владелец участка уже получал разрешение на строительство, и десятилетний срок его действия еще не истек, то новому собственнику заново получать разрешение не надо – оно не привязано к конкретному лицу, а действует в отношении участка в целом, за исключением отдельных случаев15.

Обращаем внимание: если строится дом, предназначенный для проживания более чем одной семьи (многоквартирный или сблокированный – т.н. "таунхаус") – такая "упрощенная" процедура получения разрешения к нему не относится, застройщику нужно готовить все документы, перечисленные в ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ16.

 


1 Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. № 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева".
2 См., например, определение Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г. № 19-В10-7.
3 Абзацы второй, четвертый ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", п.п. 2 и 3 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
4 Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. № 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан".
5 Пункт 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Закон № 122-ФЗ).
6 Пункт 1 ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ, ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
7 Часть 1 и 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ
8 Часть 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
9 Часть 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.
10 Решение Верховного Суда РФ от 14 мая 2012 г. № АКПИ12-290.
11 Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 марта 2013 г. № 6-КГ12-11.
12 Часть 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ.
13 Части 9.1 и 9.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
14 Часть 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
15 Части 21, 21.1, 21.5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
16 Письмо Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2007 г. № 24322-СК/08.

Все записи автора
Все авторы